Задачи а : На основе изученной литературы дать определения основным понятиям темы Определить основные типы конфликтов подростка в семье
СОДЕРЖАНИЕ: Актуальность. Тема достаточно изучена, но есть ряд аспектов, которые нуждаются в дальнейшем изучении. К таким аспектом, например, относятся анализ современной ситуации взросленияГОУ гимназия №1505
Реферат по психологии
Отношения подростков и взрослых дома и в учебных заведениях
Ученицы 10 Б класса
Половинкиной Татьяны
Научный руководитель
Доктор психол. н. Лишин О.В.
Москва 2009
Оглавление:
Глава 1 Отношение подростка в семье. 4
Детско-родительские отношения. 5
Типы конфликтов и способы их преодоления. 7
Глава 2 Отношение подростка со взрослыми в учебных заведениях. 11
Введение
Актуальность . Тема достаточно изучена, но есть ряд аспектов, которые нуждаются в дальнейшем изучении. К таким аспектом, например, относятся анализ современной ситуации взросления.
Теоретическая разработанность. Проблемы общения в подростковом возрасте изучали такие психологи как Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, А.А.Бодалев, Г.А.Цукерман, Хавигхерст и другие.
Они рассмотрели типы конфликтов подростка с родителями, реакции подростка на то или иное действие родителей. Отношение подростков со взрослыми в школе рассматривали такие психологи как Дубровина, Дрогунова, Багнович,Л.С.Выготский.
Целью реферата является выявление особенностей взаимоотношений взрослых и подростков.
Задачи реферата :
1) На основе изученной литературы дать определения основным понятиям темы
2) Определить основные типы конфликтов подростка в семье
3) Выявить виды отношений подростков и взрослых в школе.
Гипотеза: условиями, влияющие на взаимоотношения подростка со взрослыми, являются
- формирование идентичности
- поиск и освоение способов самовыражения и проявления себя
- потребность в независимости
- изменение отношения к окружающему миру, что может сопровождаться конфликтами со взрослыми (родителями и учителями).
Практическое значение работы заключается в том, что теоретический анализ особенностей взаимоотношений подростков с родителями может использоваться как мини-лекции кураторов и психологов на родительских собраниях в помощь учителям и родителям в преодолении конфликтов с подростками.
Глава 1 Отношение подростка в семье
Детско-родительские отношения – это один из важнейших аспектов, изучаемых психологией семьи, психологией семейных отношений и возрастной психологией.
Воспитание и детство ребенка в семье определяет дальнейшее развитие ребенка и его самостоятельную взрослую жизнь. Отношения в семье между родителями являются главным фактором развития детей и формирования личности ребенка. Начало подросткового возраста у девочек колеблется от 11 до 14,5 лет, а у мальчиков от 13 до 16.
У большинства родителей появляется тревога за своего ребенка, когда он достигает подросткового возраста. Родителя боятся изменений в поведении, в характере.
Подростковый возраст - тяжелый период и для ребенка, и для его семьи. Физические аспекты подросткового возраста очевидны и проявляются быстро, в то время как умственное и эмоциональное развитие может растянуться.
Самая главная и самая трудная задача для подростка - сформировать свою собственную идентичность, и сделать это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. При формировании идентичности большинство подростков примеряют на себя множество различных судеб. Они пробуют, оценивают и затем отказываются от десятков ролевых моделей. Они критически изучают свои семьи - некоторых родственников идеализируют, других не принимают во внимание. Они относятся с недоверием или, наоборот, цепко держатся за семейные ценности, традиции, идеалы и религиозные верования. Иногда подростки обладают огромным самомнением; иногда они не чувствуют опоры под ногами и им кажется, что они абсолютно никчемные люди. Сегодня они думают так, а завтра их мнение меняется на сто восемьдесят градусов. В конечном счете, они сталкиваются с необходимостью ответить на главные вопросы: Кто я? Что я собой представляю? [8;54]
Подростки остро ощущают, что они переросли рамки своих семей. Они ищут способы продемонстрировать свою независимость и часто принимают ценности, верования и поведение своих сверстников или знаменитостей, которыми они восхищаются.
1.1 Детско-родительские отношения.
Возникновение разногласий между родителями и детьми никого не удивляет. Подростки жаждут независимости, хотя они не знают, с каким количеством свободы они смогут справиться. Родители хотят, чтобы их дети продвигались к самостоятельности, но зачастую неохотно перестают контролировать их. Подростков пугает будущее, а взрослые беспокоятся о том, кем станет их сын или дочь.
В подростковом возрасте ребенок старается освободиться от психологической родительской зависимости, обрести своё собственное внутреннее Я[1;124].
Самое главное на этом пути, изначально сохранить доверительные отношения с подростком. Все его хлопанье дверями, уходы из дома, ни с того, ни с сего возникающие обиды, резкость в ответах - это своеобразный крик о помощи. В его душе растет что-то такое, что он не в состоянии понять и осознать в одиночку. Самое главное, он не знает, что с эти делать. Психологам общеизвестен, так называемый, подростковый феномен: каждый подросток считает, что его проблемы уникальны, что никогда никто в мире не переживал ничего подобного.
Если у родителей сохранились доверительные отношения, то выход из такой ситуации - начать рассказывать подростку о себе в этом возрасте: что они думали, переживали, в какие ситуации попадали, и как из них выходили. Отношения станут крепче, появится понимание.
Родители думают, что подростки уже взрослые люди, и сами могут разобраться в трудных ситуациях, а если что-то не так, то регулируют их поведение запретами и нравоучениями, и в ответ получают отпор.
В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.
Существуют следующие стадии отношений родителей и детей:
- родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
- родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними;
- чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети испытывают желание делиться с родителями;
- поведение детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители;
- поведение детей вызывает в семье конфликты, и при этом правы дети;
- конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты;
- полное взаимное отчуждение и враждебность.
Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Возрастные особенности – это характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности.[4;11]
Поиск компромиссов
В большинстве случаев родители должны делать шаги к примирению и поиску компромиссов. У взрослых больший жизненный опыт в общении. Подростки готовы видеть во взрослых друзей, способных решить проблемы самосознания и самоопределения. Чаще, подростки не способны решить такие проблемы самостоятельно.
Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.
Типы конфликтов и способы их преодоления.
1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия
Поскольку статус подростка в семье и обществе не устоялся, то недостатки и причины для раздражения родителей и непонимания в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Подросток ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, — все забывает, разбрасывает вещи и т. д.
Зачастую в семье складывается такая ситуация: положительные качества подростка родителями недооцениваются, на первый план выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок — послушный и старательный.
Необходимо, чтобы родители попытались гасить в себе недовольство и раздражение, объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Это необходимо для понимания действий ребенка.
2. Диктатура родителей
Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье — это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.
Требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: “Кто сильнее, тот и прав”.
У любого человека, а особенно у человека взрослеющего, должна быть территория, куда “посторонним вход воспрещен”. Если же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры — явления редкие, нетипичные.
В такой ситуации родителям нужно четко объяснять, что они чувствуют, чем расстроены, но при этом не стоит давить на подростка, ни наказывать, ни унижать.
3. Мирное сосуществование — скрытый конфликт
Отметим, что здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Установка родителей на детскую “свободу” без конца и без края является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.
Родителям стоит поменять тактику общения. Нужно установить систему запретов и более участвовать в жизни подростка. Помочь ему самому участвовать в жизни семьи, можно создать совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
4. Конфликт опеки
По сути, опека — это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи.
Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.
Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.
Родителям нужно помогать ребенку, но не решать за него все проблемы. Следует дозировать опеку, свободу, похвалу и наказание.
5. Конфликт родительской авторитетности.
Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов: обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: “А вот я в твоем возрасте...”.
Это приводит к двум типам конфликтов:
1) Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни.
2) Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать.
Родителям следует быть терпимее к недостаткам подростков. Нужно постараться восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. И главное — уверить ребенка в том, что родители всегда будут его любить, что гордятся его хорошими качествами. [4;32]
Итак, на основе изученной литературы мы можем сделать следующие обобщения относительно особенностей взаимоотношений и общения подростков с родителями.
Самый правильный и оптимальный тип семьи – партнерство, поскольку это не опека или сосуществование и тем более не диктатура.
Очень важно помнить, что нельзя привыкать к скандалам дома. Как мы уже поняли, они не могут появляться беспочвенно, у них всегда есть причина. Общая цель семьи – выяснить причину конфликтов и найти компромисс.
Если родители хотят, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило — не ограждать их от горестей и радостей взрослого человека, а делать соучастниками переживаний. Причем делать это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивать, не сгущать краски, поделиться своими надеждами.
Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее.
Глава 2 Отношение подростка со взрослыми в учебных заведениях
Науки, ориентированные на человека, должны строиться в первую очередь на ценностных основаниях. Ценности определяют цели, а не наоборот. Следовательно, недостаточно, чтобы педагог просто выполнял свои профессиональные функции. Необходима позиция педагога, потому что только позиция представляет собой единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей. [2;53]
В личностно- профессиональной позиции педагога можно выделить две субпозиции: учителя и воспитателя. В позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребенка как личности, тогда как в позиции учителя педагог встречается с ребенком, главным образом, как с субъектом учебной деятельности.
Личностно-профессиональная позиция педагога – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.[2;55]
В подростковом возрасте меняется отношение к окружающему миру, также меняется отношение к учебе. Учитель в сознании подростков – это человек, справедливо распоряжающийся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определённой области.
Для подростка идеальный учитель – это человек, у которого:
1) Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику
2) Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.
3) Присутствует умение справедливо распределять поощрения и наказания.
Конфликты, в подростковом возрасте неизбежны и нормальны. Главное, чтобы они правильно оценивались и не перерастали во что то большее.[5;13]
Типы конфликтов:
1) Конфликт неподчинения.
Подросток отказывается выполнять требования учителя. Отказ может быть выражен словесно или в действиях.
2) Конфликт единства.
Подросток поступает как большинство, как принято в классе.
3) Конфликт лидерства.
Подросток воспринимает учителя как соперника, его цель – это потерять авторитет одноклассников.
4) Конфликт неуважения.
Подростки знают, что учителя можно вывести из себя. Они устраивают такие ситуации, чтобы учитель потерял терпение.[2;56]
В случае конфликтных ситуаций с учителями семья тоже должна сыграть свою роль, то есть попытаться урегулировать создавшуюся ситуацию, попытаться выслушать обе конфликтующие стороны и найти компромисс.
Вывод
Теоретический анализ литературы подтвердил правомочность поставленной гипотезы: условиями, влияющие на взаимоотношения подростка со взрослыми, являются
- формирование идентичности
- поиск и освоение способов самовыражения и проявления себя
- потребность в независимости
- изменение отношения к окружающему миру, что может сопровождаться конфликтами со взрослыми (родителями и учителями).
Одной из самых главных задач подростка – сформировать свою идентичность. В этот период формирования подросток рассматривает множество ролевых моделей. Они хотят независимости, хотя они не знают, с каким количеством свободы смогут справиться. Родители стремятся, чтобы их дети были самостоятельными, хотя часто неохотно перестают контролировать. У подростка меняется отношение к окружающему миру. Физические аспекты подросткового возраста очевидны и проявляются быстро, в то время как умственное и эмоциональное развитие может растянуться.
Для подростков одним из главных жизненных аспектов являются школа и дом, семья.
Самый оптимальный тип семьи – партнерство, где общая цель семьи в конфликтной ситуации – это выяснить причину конфликтов и найти компромисс.
В учителе первым делом подросток ищет понимания. Учитель в сознании подростков – это человек, справедливо распоряжающийся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определённой области. Меняется взгляд на учебу, и могут возникать конфликты, которые родители не должны оставлять без внимания.
Заключение
Работа была посвящена выявлению особенностей взаимоотношений
взрослых и подростков дома и в учебных заведениях.
Данная работа может быть продолжена и затронуть такие аспекты как поведение подростка на улице, в отдельно взятом классе или в школе в целом, то есть отношение и поведение подростков друг с другом в разных ситуациях.
Работа может использоваться в помощь родителям и классным руководителям, чтобы действия подростков были понятыми.
Список литературы
1) Алферов А.Д. «Психология развития школьника» - Ростов-на-Дону; Феникс; 2000 год.
2) Григорьев Д.В., И.В.Кулегова «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе» - Москва; Академия; 2005 год.
3) Ищенко Т.Н., Зорина В.Л, Нургалеев В.С. «Диалектика отношений в учебном процессе» - Красноярск; 2003 год.
4) Лишин О.В. «Педагогическая психология воспитания» - Москва; Институт практической психологии; 1997 год.
5) Лишин О.В., Лишина А.К. «Психологические закономерности формирования личностно здорового человека» - Москва; Академия; 2008 год.
6) Медведева И.Я., Шишова Т.Л. «Дети нашего времени» - Москва; Педагогика; 2003 год.
7) Фельдштейн Д.И. «Психология современного подростка» - Москва; Педагогика; 1987 год.
8) Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. «Психология саморазвития» - Москва; Интерпракс; 1995 год.