Задачи нравственного воспитания. 16

СОДЕРЖАНИЕ: Воспитание нравственных качеств у младших школьников средствами народной педагогики

Министерство образования Российской Федерации

Коми Государственный Педагогический Институт

Факультет педагогики и методики начального образования

Курсовая работа

Воспитание нравственных качеств у младших школьников средствами народной педагогики.

Научный руководитель:

Быстрова В.П.

Исполнитель:

Студентка 631 группы

Ульянова З.В.

Сыктывкар

2009 г.

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого- педагогическая проблема. 6

1.1. Сущность и природа нравственности. 6

1.2. Проблемы нравственного воспитания у младших школьников. 12

1.3. Задачи нравственного воспитания. 16

1.4. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности. 18

1.5. Средства народной педагогики. 19

2.1. Подготовительный этап проведения опытно - экспериментальной работы. 36

2.2.Констатирующий эксперимент.Обсуждение итогов работы. 42

Заключение. 48

СПИСО К ЛИТЕРАТУРЫ: 50

ВВЕДЕНИЕ.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями.

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос ти к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».[ 29, с.431]

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.

Актуальность работы обусловлена значимостью проблемы низкого уровня нравственного поведения учащихся современной начальной школы.Для решения данной прблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умениение направить свою деятельность на формирование нравсвенного воспитания.

Цель работы :выяление наиболее эффективных средств народной педагогики, направленныых на формирование нравственных качеств у младших школьников.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования;

2.Определить место средств народной педагогики в современной начальной школе;

3. Обосновать необходимость использования средств народной педагогики в начальных классах;

4.Разработать путем использования средств народной педагогики повышение уровня нравственного поведения младших школьников.

Объект исследования: учебно – воспитательный процесс,направленный на формирование нравствнных качеств у младших школьников.

Предмет исследования :средства народной педагогики.

Базой исследования является Визябожская СОШ.

Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого- педагогическая проблема.

1.1. Сущность и природа нравственности.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).» [16, с.191 – 192].

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека»[9, с. 345 ]. Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».[9, с. 558 ].

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [23, с 414].

Мыслители разных веков трактовали понятие нравствен ности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». [2, с. 360 ]. А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [22, с.289 ]«Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ»[22, с. 735 ]. В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответ ствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Василий Александрович говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»[26, с.120 ].

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков.

Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»[26, с.170 ] .

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколния.

На каждом этапе обучения ребёнка доминирует своя сторона воспитания.В воспитании школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в разных ситуациях.Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием.В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объёме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам[4, с.352 ].

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой – то сепциальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей ( играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми.

Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, прадполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий[6, с.102 ].

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Квалева, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:

Во – первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.

Во – вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В – третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В – четвертых, систему нравственного воспитания сдедует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.[14, с.198 ].

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место заниает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках[25, с. 58 ].

Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении нравственного воспитания школьников.

1.2. Проблемы нравственного воспитания у младших школьников.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

Для реализации необходима программа нравственного воспитания школьников, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам. Высоко оценивал роль этических бесед А.С.Макаренко. «Я помню, - говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральнуютему.Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе»[18 ].

Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она не в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, в беседу должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

Говоря о морали, мы подразумеваем поведении людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как добро, честь, совесть, справедливость. Все эти понятия имеют оценочный характер.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности,к другим людям.[27, с. 168 ].Чтение и разбор статей, рассакзов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, указывает Л.И . Матвеева. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

На уроках постоянно возникают определенные деловые и нравственные отнршения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятелности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане.

Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему и умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критическиотноситься к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализоваь практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения меду собой [20, с.52 ].

Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравтвенному воспитанию[20, с.53].

Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использвать произведения разных видов искусств, а в качестве основной формы работы проволить беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся.

1.3. Задачи нравственного воспитания.

Задачи нравственного воспитания и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоя тельств и условий: запросов общества, экономических фак торов, уровня развития науки, возможностей возраста вос питуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающе го поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы че ловека.

В главе «Целеполагание в педагогике...» мы рассматри вали различия в акцентах и содержании воспитания в кон цепциях разных периодов. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма; в другие - патри отизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, пред приимчивость и др. И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство, так как фраза «Все начинается с детства» не только журналистская, публицистическая, она имеет и глубокий научный смысл и обоснование.

Итак, вторая группа задач нравственного воспитания от ражает потребности общества в людях, обладающих конк ретными, сегодня востребуемыми качествами.

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяе мый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание ока зывают влияние и исторический этап, и особенности возрас та объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

В советский период задачи нравственного воспитания младших школьников (по второй группе) были сгруппированы в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; тру долюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.

На современном этапе развития нашего общества суще ственных преобразований в формулировке смысловых бло ков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное напол нение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необхо димость воспитания коллективизма как нравственного ка чества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патрио тическое и интернациональное воспитание. Однако в нрав ственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.

1.4. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате “ наставление нравов” он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: “научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней”. Там же цитировал народное изречение: “ кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает”.

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог- демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: “Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность”.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: “из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”.

Однако из педагогов- классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. в статье “о нравственном элементе в воспитании ” он писал :

«Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…»

Но если педагоги- классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.

1.5. Средства народной педагогики.

Пословицы и поговорки .

Поговорки и пословицы - один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы народа, его взгляды на явления общественной жизни, его эмпирически сложившееся представление о воспитании молодого поколения. Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.
В.И. Ленин писал: Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений. Именно такими словами являются многие народные поговорки и пословицы, в которых синтезируются самые сокровенные мысли народа о человеке, о воспитании, о формировании личности.
На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей.
Народ высоко ценит пословицы и поговорки потому что в полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи. В понимании народов поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.
Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.

Прежде всего афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, легко запоминаются и служат молодежи девизом в жизни. Весьма характерны, например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании. Будешь трудится - поешь, - говорят казахи. Потрудишься - добро получишь, - советуют киргизы.
Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил. И народ позаботился об этом: Конец терпения - золото, Доброе слово слаще меда.
Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании, формировании личности человека. Педагогический гений народа продуманно, сознательно создал не только однострочные, но и двух строчные, в ряде случаев многострочные, даже многоступенчатые афоризмы, наделенные поэтическими рифмами.
Большинство миниатюр народ слагал однострочными: Без еды не будет беседы, В торговле дружбы нет, Беда голова от уст.
В двух строчных афоризмах вторая половина обычно путём сопоставления усиливает главную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы. Например : Ворона называет своих птенцов беленькими, еж называет своих детей нежненькими, Не бойся темной тучи и говорливого, а бойся белой тучи и молчаливого. Здесь народ излагает уже более подробно свои мысли, где-то осуждает, где-то советует, а где-то предостерегает.
Ступенчатые многострочные афоризмы путём повторения сосредоточивает внимание слушателя на главной идее пословицы : где много зелёной травы, там быки жирны, где много тяжб - судьи жирны, где много покойников - муллы жирны или другая - Если женятся двое хороших - будет счастье, если женятся хороший и дурной - будет беда, если женятся двое дурных - будет война. В этих пословицах народ путём повторения и сопоставления стремился укрепить в сознании слушателей чувство меры, справедливости, умение верно оценить людей и.т. д.
Всё это свидетельствует о том, что народ свои педагогические рекомендации сложил и выразил руководствуясь потребностями жизни, реагируя на разнообразные проявления условий материальной жизни общества. Эту мысль очень хорошо выразил П. Лафарг : Обиходные выражения и пословицы показывают, быть может, ещё яснее, чем отдельные слова, те нити, которые связывают язык с явлениями окружающей жизни.
Таким образом, в самом композиционном построении афоризмов видна их педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоении истин, но и на то, чтобы они стали не писаными законами жизни, оказывали прямое воздействие на воспитание и формирование личности.
В целях усиления воспитательного воздействия педагогических миниатюр народ также проявил заботу также о том, чтобы художественно оформить своё творение, используя для этого разнообразные средства поэтической образности, словесной ритмики, добиваясь таким образом яркого интонационного - смыслового звучания афоризмов.
Эмоциональность народной поэтической речи усиливается и намеренно подчеркивается также постановкой риторических вопросов. Подчеркивая дидактическое значение практики, казахи задают риторический вопрос : Разве слышанное сравнить с виденным ? . Изречение зовёт к тому, чтобы человек слышанное закреплял виденным, т.е. практикой.
Пословицы и поговорки с риторическими вопросами сосредоточивают внимание человека на главной, смысловой стороне изречения, побуждают его задуматься над поставленным вопросом, попытаться ответить на него, тем самым достигается более эффективное эмоциональное воздействие афоризмов на сознание и поведение молодого человека. Таким путём народная мудрость эффективно выполняет свою воспитательную функцию.
Риторические восклицания имеют определённую дидактическую задачу. Одним из признанных методов воспитания в народной педагогике является намёк. К примеру, желая безобидно воздействовать на нового человека в семье, говорят : Тебе говорю очка, а ты слушай невестка !.
В целях эмоционального воздействия на молодое поколение народ разумно пользовался и богатствами звуковой формы, обращал внимание на музыкальность и мелодичность афоризмов, используя для этого сравнения, антитезы, гиперболы, метафоры, иронию, аллегорию и. т. д. Особенно часто народ прибегает к иронии, поскольку она даёт возможность в мягкой форме осмеять негативные явления, повторно облекая мысль в иносказательную форму, когда комическое и смешное намеренно подаются с серьёзным видом..
Таким образом, используя иронию в афоризмах, народ, соблюдая определённый педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки.
Используя гиперболы, народ намеренно обращает внимание на важность таких качеств, как воспитанность трудолюбие, стремление к знанию, верность в любви и. т. д.
Метафора как форма иносказательной образности, основанной на сходстве двух явлений, также встречается в структуре народной мудрости: Яблоко от яблони далеко на падает, Любовь сильнее смерти, Муж и жена - птицы из одного гнезда.
Педагогический анализ показывает, что в целях усиления эмоционального воспитательного воздействия афоризмов на человека народ стремился поэтическую речь сделать мелодичной, музыкальной, используя для этого ритмические звуковые формы, повторы, тавтологии, олицетворения и.т.д.

И наконец, все афоризмы, отражающие условия материальной жизни общества, сокровенные чувства, мысли, чаяния народа, создают условия для обеспечения связи воспитания с жизнью.
Главное в народной педагогике - это процесс воспитания и обучения молодого поколения. Большой научно - педагогический интерес представляют вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, какими приёмами и методами пользуется в процессе воспитания , каково представление народа о трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.
Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят : Воспитание - бесценное богатство.
Трудное дело - воспитать человека, оно требует заботливого и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним выводом : Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка.
Если время для начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задача более трудная. Недаром в народе говорится : Даже полководцы не могут справиться с сыновьями и внуками , которые ведут разгульный образ жизни.
Самовоспитание в народном представлении имеет большое значение в жизни человека.
Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль воспитания в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё что усваивается человеком в последствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы .


Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории : наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно детерминируются словом если. Казахи считают Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний. Каракалпаки на основе житейской мудрости и философии советуют : Если посеял просо, не жди пшеницы.
Распространённым методом народной педагогики является приучение. Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением, - говорит народ. Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения : сказать спасибо за услуги взрослым, доброе утро, добрый день родителям, старшим быть вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.
Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.
Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей - это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: Дети и боги любят бывать там, где их хвалят. Родители обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами молодец, хорошо, очень хорошо. При этом народ педагогически очень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители скажут: Ничего, Ладно, сойдёт, но без улыбки. Дети без труда понимают, как оценена их деятельность.
Учитывая воспитательную силу и эффективность намёка, народ создал свои поучительные сказки . Как верно замечает Г.Н. Волков, педагогическая ценность намёка в том, что о недостатках поведения того или иного мальчика они позволяют говорить в безобидном тоне. Можно смело сказать, что в намёке выразился педагогический такт народа, его интуиция.
Личный пример (особенно родителей) - это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству - всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример : Если у тебя взрослый сын - веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь - веди дружбу с мастерицей
В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из воспитательных мер предупреждения.
Итак, народные афоризмы рассматривают воспитание как бесценное богатство человека. Народ имеет определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей.
Народ эмпирическим путём определял причины детской лени и капризов, с пониманием относился к трудностям воспитания в переходном возрасте, особое внимание придавал воспитанию девочки - подростка. Эмпирически определив, практически проверив, народ широко применял в условиях семейного воспитания самые разнообразные приёмы и методы воспитания : приучение, показ, поощрение, порицание, личный пример, благославление и другие, не противоречащие , а совпадающие с принципами научной педагогики.

Загадки.

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании важно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка – разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.

Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном, нужном), и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.

Этнопедагогические миниатюры – пословицы и загадки – играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени. Народ был экономен в употреблении слов, дорожил оптимальными средствами сохранения и передачи мысли, особо ценя лаконичность речи: «много сказанное – пустословие, кратко сказанное – мудрость». Испокон веков сохраняется высокое мнение о пословицах. Для всех народов пословицы и загадки были великим богатством в народной педагогической сокровищнице.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его обращенному мышлению, быстроте умственных реакций. Развивает наблюдательность.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Без рук, без ног Черная корова

Под окном стучится, Весь мир поборола,

В избу просится. А белая подняла.

(Ветер) (День и ночь).

Народные песни.

Народные песни отличаются необыкновенной образностью. В них высшая поэзия. И блеск звезд, и лунный свет, и животворящая сила земли, и дуб в логу глубоком, и утренняя роса, от которого братья рослыми стали, и молва людская, что людям голову кружит, и дом отцовский – белый дом, шелком белым конопачен, и печь у матери – печь белая, молоком да мелом побелена, и труд – святой, в нем горе и радость, и спасение; все это: и картины родной природы, тонкие нравственные движения души, и вековые традиции, сберегающие народ, - находит в народной песне поэтическую, высокохудожественную форму. Народные песни – это целый поэтический и философский мир. В них – душа народа. Без песни не жил ни один человек, он рождался и умирал, окруженный родными напевами.

Песни - более сложная форма народного поэтического творче ства, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - при вить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песенное творчество молодежи всемерно стимулировалось и поощрялось пожилыми. «Она не стала еще девушкой, у ней нет своей песни», - говорили старые чуваши. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни до пускалось улучшение текста и мелодии.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педаго гическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопро вождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т. п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущ ность личности. Полный песенный цикл - это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, не научившемуся еще понимать, старцу в гробу, переставшему уже чув ствовать и понимать. Ученые доказали благотворную роль неж ной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Ко лыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. У итальянцев есть пробудительные песни - чтобы младенец проснулся в хорошем настрое нии и встретил наступающий день в радости.

Комплексное воздействие песни

Песня - сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен - эстетическое воспитание. Но они име ют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность.

В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота челове ка, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Кра сивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. Влияние народных песен на крестьянскую молодежь всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпыва лось только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красо той формы). Красота мыслей, красота содержания относятся так же к сильным сторонам народных песен. И сами слова песен, и условия и характер их исполнения спо собствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В пес нях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. Редкие детские и молодежные песни исполняются в по мещении, они поются на лугу или опушке леса во время хорово дов, сопровождаются танцами, плавными движениями, поются во время подвижных игр на улице. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие», «Звонкая песня рас ширяет грудь».

Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и мо лодежи. Как уже было сказано выше, песни сопровождали и стиму лировали трудовой процесс, они способствовали согласованию и объединению трудовых усилий работающих. В этом отношении особенная роль принадлежала трудовым песням, которых у всех народов очень много. Что же касается песен как средств, раскры вающих значение труда в жизни, то в этом велика роль и хоровод ных, и посиделочных, и даже свадебных и застольных песен. В них рассказывается о видах труда. Так, например, в одной из чуваш ских песен, в веселой и шутливой форме, сообщается о местных ремеслах. В песне поется: «Мы, чуваши, живущие около Марпоса да, занимаемся бондарным делом», далее говорится о живущих около Цивиля и занимающихся плетением корзин, об абашевских кулеткачихах, о производителях кирпича, о тех, кто живет вдоль Волги и занимается рыболовством.

Во многих песнях называются и трудовые операции и вырази тельно описывается целый трудовой цикл. Так, например, в песне о льне содержатся вопросы вроде - «Как сеют лен» и ответы - «Его сеют вот так», демонстрируются соответствующие движения. Далее в песне раскрывается, как лен полют, выдергивают, моло тят, мочат, мнут на мялке, в ступе, прядут, ткут...

Песни, как уже было сказано выше, - эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.п. В песнях содержатся, и призывы в труде создавать прекрасное (красивые ткани и вышивки, кра сивые предметы домашнего обихода) и красиво выполнять лю бую работу. В песнях прекрасное - цель, а сам труд - средство. Через труд устанавливается связь эстетического с нравственным, умственным и физическим воспитанием.

В песне опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания.

В ней выступают в единстве многие стороны формирования личности, где труд занимает главенствующую позицию. В труде и благодаря нему укрепляется здоровье, развиваются эстетический вкус, лучшие черты характера, формируется коллективизм, обога щается ум.

Есть немало песен, в которых специально говорится об уме, о нравственности. Песни так же, как и пословицы, неоценимы в умственном воспитании подрастающего поколения: с одной стороны, они призывают к овладению богатым интеллектуаль ным опытом трудящихся, а с другой, представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об ок ружающей действительности (в песнях встречаются числа, про стейшие действия над ними, в словаре Н.И.Ашмарина двена дцать называется даже песенным числом). Песни содействуют эстетическому, нравственному воспитанию и непосредственно (действием, делом, предоставлением возможности упражняться), и опосредованно (раскрытием задач и значения той или иной составной части воспитания в общем процессе развития и фор мирования личности).

При всем многообразии средств народной педагогики в ней все дифференцировано, все тщательно продумано, все - на месте. Бес толковое, случайное отбрасывается - тысячелетиями происходит естественный, интеллектуальный, эстетический и этический отбор средств воспитания. Песня в этом ряду средств занимает особое место. Ее поют все от мала до велика. Каждому возрасту соответст вуют свои песни. Она сопровождает человека от рождения до смер ти. Воздействуя на чувства человека, она одновременно влияет на его сознание и поведение. Вот почему ее с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народной педагоги ки.

Воспитатель и учитель начальных классов должен знать раз личные колыбельные песни, уметь убеждать родителей в необхо димости разучивать их с детьми. Он может дать тексты колыбель ных песен родителям, показать, как можно изменить текст в соот ветствии с индивидуальными особенностями ребенка. Приведем тексты нескольких колыбельных песен для использования в вос питательном процессе.

Сказки.

Сказки, являясь художественно-литературными произведения ми, одновременно были для трудящихся и областью теоретиче ских обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищни ца народной педагогики, более того, многие сказки суть сочине ния педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педаго гической работе. Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народ

кость, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фан тазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные соци альные отношения. В.Г.Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А.Добролюбов считал сказки произведе ниями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к со временности. Н.А.Добролюбов стремился понять по сказкам и пре даниям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преда ниям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия

народа, сохранившего эти предания».

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настоль ко высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систе му. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что про стота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую цен ность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педаго гическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки», в ежемесячном педагогическом листке «Воспитание и обучение» ,пишет, что сказка поя вилась еще в то отдаленное время, когда народ находился в состоя нии младенчества. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, он признает, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвого буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею. Далее в статье комментируется рассказ А.П.Чехова. Маленький мальчик вздумал курить. Его усовещивают, но он остается глух к убеждениям старших. Отец рассказывает ему трогательную исто рию, как вредно повлияло курение на здоровье одного мальчика, и сын со слезами бросается на шею отца и обещает никогда не ку рить. «Таких фактов из жизни детей много, - заключает автор ста тьи, - и каждому воспитателю, наверное, приходилось иногда употреблять с детьми этот прием убеждения».

Глава 2. Опытно- экспериментальная работа.

2.1. Подготовительный этап проведения опытно - экспериментальной работы.

На подготовительном этапе проведения исследования была проанализирована литература по данному вопросу и подобраны соответствующие методики.Иследование прводилось в третьем классе Визябожской средней школы по следующим экспериментальным методикам:

1. анкета для учащихся;

2. беседа с учащимися;

3. анкета для учителей.

Для определения места в современной начальной школе такого средства народной педагогики,как родной язык,в частности, устное народное творчество, была предложена анкета для учащихся, цель которой - выявить уровень знаний учащихся 3 класса по средствам народной педагогики.Анкета включает 5 вопросов, предложенных ниже.

1) Отгадайте загадки:

а.Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,где носом ведёт, там заметку кладёт.

б.Не ездок, а со шпорами; не сторож,а всех будит.

в. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

г. Золотое решето чёрных домиков полно.

д.Крашеное коромысло через реку повисло.

2) Продолжите пословицы:

а. Нет друга - ищи, а...

б.Землю солнце красит, а...

в. Готовь сани летом, а...

г. Чего себе не хочешь, ...

д. Кто много читает, тот...

3. Напишите 4 названия русских народных сказок, в которых герои - животные.

4. Напишите 3 названия известных вам русских народных песен.

5. Прдолжите прибаутки:

- Иван, скажи моей лошади тпру.

- А сам что же?

-.....

- Тит, иди молотить!

- Брюхо болит.

- Тит, иди щи хлебать!

- .....

- Собака, что делаешь?

- Волков пераю.

- А что хвост поджала?

- .....

Результаты анкетирования отмечаются в виде условных обозначений.За каждый верный ответ проставляется +, за неверный ставится -.Количество ответов в данной анкете установлено определённо.Они сведены в таблицу №1

Таблица 1.

Количество ответов по каждому вопросу анкеты для учащихся.

Номер вопроса

1

2

3

4

5

Общее количество

Количество ответов

5

5

4

3

3

20

На основе анализа программ и вопросов анкеты, нами были разработаны следующи уровни знаний учащихся по средствам народной педагогике.

18-20-высокий уровень

15-17- хороший уровень

12-14- средний уровень

0-11- низкий уровень

Для определения источников знаний по средствам народной педагоики учащимся предлагалась беседа, вопросы которой приводятся ниже.

1.Фамилия Имя, класс, школа.

2.Расскажи о своей семье( с кем ты живёшь, где они работают?)

3. Как вы проводите свободное время?

4. Устраивате ли дома праздники? Какие песни звучат?Поют ли родители народные песни? Какие?

5. Ходишь ли ты в музыкальную школу, в кружки?

6. Ходишь ли в библиотеки? Какие книги читаешь? Любишь ли сказки? Чем они тебе нравятся( не нравятся)?

7. Рассказывала ли тебе мама или бабушка в детстве сказки?

8. На ночь пели колыбельные песни?Какие?

9. Откуда ты узнал(а) о сказках, загадках, пословицах, поговорках? Как ты думаешь, они тебе в жизни пригодятся? Почему?

10. Нужно ли их изучать в школе? Почему?

Для выявления других средств народной педагогики, используемых в работе учителей, была предложена следующая анкета:

Анкета для учителей:

1. Что, по- Вашему, такое «народная педагогика»?

А) Традиции, обычаи, культура народа

Б) Язык любого народа

В) Праздники народа коми

Г) Понятие, введенное известным педагогом

Д)___________________________________________________________________

2. Кто ввёл понятие «народная педагогика»?

А) В.А.Сухомлинский

Б)А.С.Макаренко

В)Я.А. Коменский

Г) К.Д Ушинский

Д)___________________________________________________________________

3.Используете ли средства народной педагогики на уроках?

А) Да

Б) Частично

В) Не знаю

Г) Нет

Д)___________________________________________________________________

4. Какую воспитательную работу Вы проводите во внеурочное время с детьми?

А) Ходим в музеи, на выставки

Б) Посещаем библиотеки

В) Ходим в походы

Г) Устраиваем праздники в классе

Д)___________________________________________________________________

5.Знакомите ли Вы школьников на уроках с обычаями, традициями, культурой русского народа?

А) Только на чтении

Б) На чтении, русском языке

В) На всех уроках

Г) Не знакомлю

Д)___________________________________________________________________

6. Повлияло ли использование средств народной педагогики на формирование нравственных качеств школьников вашего класса?

А) Да

Б) Частично

В) Не знаю

Г) Нет

Д)___________________________________________________________________

Для выявления понимания сущности нравственных качеств(ответственности и доброжелательности) ребятам была предоставлена такая анкета:

1.Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

2.Как обычно ведет себя ответственный человек?

3.Как обычно ведет себя безответственный человек?

4.Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

5.Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

6.Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

Для выявления умений оказания помощи товарищу учащимся предлагаются такие ситуации, в которых они должны помочь товарищу:

1.Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто – нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу.Что бы ты сделал?

2. Если бы ты строил что – то из дощечек и ряом Витя тоже строил.Ему не хватало кубиков.Что бы ты сделал?

3. Ваш товарищ на уроке затрудняется решить задание и просит вас помочь ему.Ваши действия?

2.2.Констатирующий эксперимент.Обсуждение итогов работы.

Эксперимент проводится в Визябожской средней школе в 3 классе.В этом классе обучаются 10 детей, возрастом 9-10 лет, среди них 4 девочки и 6 мальчиков.Ребятам была предложена анкета для учащихся в п.2.1.Результаты анкетирования сведены в таблицу 2, анкета – в прложении.

Таблица 2.

Результаты анкетирования учащихся 3 класса

Имя Фамилия

Номер вопроса/количество ответов

Ощее кол- вобаллов

1

2

3

4

5

Андрей Б.

++++-

----+

++--

+--

-+-

9

Настя В.

-++-+

---+-

++--

+--

---

7

Миша Д.

+--++

+-+++

-++-

++-

-+-

12

Шура К.

++++-

+-+++

+++-

+--

-+-

13

Юля М.

+++-+

-++-+

+-+-

++-

---

11

Костя О.

--+++

--+-+

-+--

+--

---

7

Коля П.

++---

-++-+

--+-

+--

-+-

8

Аня С.

+++++

---+

--++

++-

---

10

Лёша Т.

++++-

++--+

-++-

+--

-+-

11

Дима У

+++++

+---+

----

++-

---

9

Анализируя таблицу, важно отметить, что большинство верных ответов получено на первый вопрос анкеты – « Отгадай загадку» (74%); на вопрос « Продолжи прибаутку» получено лишь 5 ответов (16,6 %).Соответственно на вопросы 2,3,4 получено 48%;42,5%; 46,6% верных ответов.Можно сказать о том, что дети чаще всего в повседневной жизни встречаются с загадками.Возможно, учитель использует их на разных уроках.

Меньше внимания уделяется прибауткам, поэтому, вероятно, ученики – Настя, Юля,Костя,Аня- не смогли ответить на предложенный вопрос.Анализируя в целом их результаты, заметим, что обозначается тенденция верных ответов на 1,2,3 вопросы. Предположим, что это связано с работой учителя на уроках чтения с данными жанрами устного народного творчества.

Результаты таблицы 2 сведём в диаграмму, отражающую процентное отношение знаний народного творчества учащимися 3 класса по уровням.(рис. 1)

- средний уровень

- низкий уровень

Рис.1 Диаграмма, отражающая процентное отношение знаний устного народного творчества учащихся 3 класса по уровням.

Анализируя данные диаграммы, отметим, что в этом классе 80% учащихся имеют низкий уровень знаний устного народного творчнства, 1/5 – средний уровень.

Это свидетельствует о том, что такое средство народной педагогики, как язык, в частности, устное народное творчество, детям доступно лишь отчасти. Значит, в семье и школе языку уделяется малое внимание.

Для выявления других средств народной педагогики, используемых в работе учителей, была проведена анкета, вопросы которой в п.2.1. Результаты анкетирования сведены в таблицу 3, анкеты – в приложении.

Таблица 3.

Имя Отчество

а

б

в

г

д

а

б

в

г

д

а

б

в

г

д

а

б

в

г

д

а

б

в

г

д

а

б

в

г

д

1 вопрос

2 вопрос

З вопрос

4 вопрос

5 вопрос

6 вопрос

Надежда Ник-на

+

+

+

+

+

+

Елена Мих-на

+

+

+

+

+

+

Светлана Ник-на

+

+

+

+

+

+

Павел Мих-вич

+

+

+

+

+

+

Ольга Алекса-вна

+

+

+

+

+

+

Татьяна Витал.

+

+

+

+

+

+

Владимир Васильевич

+

+

+

+

+

+

Анна Алеаса-вна

+

+

+

+

+

+

Мария Степановна

+

+

+

+

+

+

Татьяна Васильевна

+

+

+

+

+

+

Результаты анкетирования учителей.

Анализ результатов показал, что из десяти опрошенных учителей под «народной педагогикой» двое понимают «понятие, введенное изввестным педагогом» и восемь – « традиции, обычаи, культуру народа».

Таким образом, можно сказать, что учителя понимают смысл этого выражения, но имеет ли место народная педагогика в их профессиональной деятельности?

Для ответа на этот вопрос, обратимся к анкетам учителей.

В школе пять преподавателей дали ответ – «частично», трое – ответили положительно и двое педагогов – отрицательно.

Исследователей работы интересовал следующий вопрос – «Знакомите ли Вы на уроках с обычаями, традициями, культурой русского народа?»

Среди учителей распространены следующие ответы – два педагога не знакомят вовсе, ещё двое – на всех уроках, трое – на чтении и русском языке, остальные на краеведении, музыке, ИЗО.

Таким образом, результаты показывают, что учителя обращаются к истории народа, но в основном это осуществляется на уроках чтения и русского языка.

Какое место занимают средства народной педагогики во внеклассной работе?

Для ответа на этот вопрос проанализируем результаты беседы преподавателей с исследователями через вопрс анкеты – «Какую воспитательную работу Вы проводите во внеурочное время с детьми?»

Мы получили следующие результаты: большинство учителей проводят праздники и ходят с учащимися в музей, на выставки.Лишь некоторые ( 2 человека) водят детей в походы и одна учительница ходит с учениками в библиотеки. Значит, приобщение к народной педагогике происходит в этой школе. Дети приобщаются к ощению с природой ( ходят в походы), к истории народа (посещение музеев, выставок), к живому слову ( посещение библиотек).

« Повлияло ли использование средств народной педагогики на формирование нравственных качеств школьников вашего класса?»

На этот вопрос по четыре учителя ответили положительно и «частично», два учителя ответили отрицательно.

Таким образом, можно сказать, что большинство преподавателей считают, что средства народной педагогики влияют на нравтвенность учеников.

Для выявления понимания сущности нравственных качеств мы использовали такой метод сбора информации, как анкетирование детей.

В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность» и «доброжелательность», которые очень актуальны на современном этапе жизни общества.Анализ теоретической литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.

Нравственная норма «доброжелательность» характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.

При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии:степень соответствия нравственой норме знаний; их глубина и широта.

Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими сущности моральных норм, знание способов поведения.

Результаты анкетирования мы свели в таблицу №4

Оценку понимания сущности моральных норм и знания способов поведения у учащихся 3 класса мы проводили по трёхбальной системе.

3 балла – правильно;

2 балла - правильно, но не точно;

1 балл – неправильно.

Анализируя результаты проведенного анкетированиямы получили следующее:

На первый вопрос 9 из 10 учеников ответили правильно( что составляет 90%). Это говорит о том,что преобладающее большинство учащихся понимают сущность слова « ответственность».

На вопрос «Как обычно ведет себя ответственный человек?» также правильно ответили 9 учеников.На последующий вопрос «Как обычно ведет себя безответственный человек?» правильный ответ дали 5 учеников(50%), правильно, но не точно ответили трое(30%) и двое не знают как ведет себя безответственный человек.По этим трем вопросам можно сделать такой вывод, что в целом ученики з класса понимают смысл слова «ответственность» и могут отличить поведение ответственного человека от безответственного.

На четвертый вопрос анкеты «Как ты думаешь, что такое доброжелательность?» правильно ответили 6 учеников(60%), а остальные понимают сущность слова « доброжелательность», но не точно. На вопрос о поведении доброжелательного человека правильный ответ дали 5 учеников(50%), трое(30%) – правильный, но не точный, а двое не смогли дать првильного ответ. На следующий вопрос «Как ведет себя недоброжелательный человек?» 6 учеников дали верный ответ, трое – не точный и один ученик не знает поведение недоброжелательного человека. По ответам на последние три вопроса можно сказать, что учащиеся понимают смысл доброжелательности и могут отличить поведение доброжелательного человека от поведения недоброжелаьельного.

Таким образом, можно сказать, что ученики 3 класса понимают сущность таких моральных норм, как ответственность и доброжелательность и могут правильно определить поведение ответственного и безответственного человека и поведение доброжелательного и недоброжелательного человека.

Для уточнения источника знаний учащихся по устному народному творчеству нами была проведена беседа с учащимися 3 класса, вопросы которой педоставлены в п.2.1. Результаты беседы – в приложении. Проанализировав ответы учащихся на вопросы беседы, отметим, что среди учащихся с низким уровнем знаний (Андрей Б., Настя В., Юля М., Костя О., Коля П., Аня С., Лёша Т., Дима У.) на вопрос о том, какая музыка звучит дома, двое ответили – «современная, зарубежная», трое – поют народные песни , а остальные не смогли ответить на данный вопрос.Библиотеки эти школьники посещают ( кроме Насти В.).Сказки – в большинстве ответов – родители или бабушки рассказывали (лишь Дима У. Не помнит).Троим из них на ночь пели колыбельные песни, остальные же затруднились дать ответ на этот вопрос.аИсследователей работы в большей степени интересовали вопросы № 9 и №10 – «Откуда узнал(а) о сказках, загадках, пословицах, поговорках? Пригодятся ли они в жизни?» и « Нужно ли их изучать в школе?». На данные вопросы были получены ответы:Лёша Т., Дима У. И Аня С. узнали о них в садике, Юле М. и Коле П. рассказывали о сказках и загадках в школе, от мамы и бабушки узнал Костя О., Настя В. – от сестры, а Андрей Б. – не помнит.Значит, определенного источника знаний устного народного творчества не отмечается.Большинство из опрошенных ответили, что сказки, пословицы и поговорки им в жизни пригодятся, также они считают, что в школе их надо изучать, чтобы быть спрведливыми, умными.Только Андрею Б. Сказки, пословицы и поговорки в жизни не понадобятся и изучать их в школе не следует. Из ответов детей ясно, что преобладающему большинству интересен данный источник народной педагогики.Анализ беседы с учащимися, имеющих средний уровень знаний народного творчества(Миша Д. и Шура К.), показал, что в их семьях поют народные песни, они оба ходят на кружки, любят читать сказки, в детстве им обоим мамы и бабушки рассказывали сказки и пели колыбельные песни , а о сказках, загадках и поговарках они узнали в садике и от родителей.Ребята твердо уверены, что для того,чтобы в жизни стать честными, доброжелательными и вежливыми людьми – надо читать и изучать в школе сказки, загадки, пословицы и поговорки. Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что этим ученикам интересно изучать устное народное творчество, они понимают, что с их помощью человек становится высоконравственной личностью.

Заключение.

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.

На основе результатов исследования (теоретического и практического) нами сделаны следующие выводы.

Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при использовании в учебно – воспитательном процессе средств народной педагогики.

Этой работой мы подтвердили «закономерность» нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру – в результате будет добро».Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с использованием средств народной педагогики.

Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных качеств способствуют:

1. Личный пример учителя;

2.Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;

3.Использование средств народной педагогики для нравственного воспитания.

Таким образом, можно сказать следующее: нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

В ходе проведения эксперимента в третьем классе Визябожской средней школы было определено место средств народной педагогики в современной начальной школе.Было установлено, что учителя в определенной степени осознают важность народной педагогики и на уроках, и во внеурочное время, применяют средства народной педагогики – обращение к языку, к труду, к общению с природой – но это происходит не до конца осознанно, то есть утеряна смысловая связь между сущностью народной педагогики и той работой, которая ведется преподавателями по воспианию «всесторонне развитой личности».

СПИСО К ЛИТЕРАТУРЫ:

Книги:

1.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры:учеб.- методическое пособие/ Г.В. Лунина. –М. :ЦГЛ,2005. – 125.

2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4.

3.Сахипова Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики:учеб.пособие/ Р.А.Сахипов. – М. : Изд – во МПСИ,2005. – 143 с.

4.Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. – М.

5. Шорыгина Т.А. Общительные сказки : Социально – нравственное воспитание/Т.А.Шорыгина. – М.:Книголюб,2005.-80 с.

6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение.1979.

7. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.

8.Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.

9.Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка- М: 1979, т. 11.

10. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.

11.Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.

12.Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 198310.Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с.

13.Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.

14.Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с.

15.Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.

16.Краткий словарь по философии – М.: 1982.

17. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. – 2-е изд. – М., 1979;

18.Макаренко А.С. проблемы школьного советскоговоспитания: Соч. – Т.5.

19.Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998.

20.Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.

22.Ницше .Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.

23.Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.

24.Волков Г.Н. Этнопедагогика. –М.: «Академия», 1999г.

25.Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981.

26.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения – М.:1980, т.2.

27.Уледов А.К. Нравственное воспитание. – М.: Мысль,1979.

28.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: 1976;

29.Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2.

Статьи:

1.Булатова З.А. Социально – педагогические условия нравственного воспитания детей на традициях народной педагогики/ З.А.Булатова// Вестник Университета Рссийской академии образования. – 2008.№5. –С.132 – 135.- Библиогр.в конце ст.

2. Жданов Н.М. Педагогические условия подготовки студентов к патриотическому воспитанию школьников средствами народной педагоики/ Н.М. Жданова// Педагогическое образование и наука.-2008.№7.-С.43-45.

3.Ковель М.Ю.Педагогика народной сказки/ М.Ю.Ковель// Директор школы. -2009.-№3.-С.69-75

4. Неретина Л.В. Роль народных праздниаов в системе воспитания/ Л.В.Неретина//Начальная школа плюс До и После.-2008.-№10.-С.7-9.

5.Поштарева Т.В. Развитие с опорой на национальные традиции/ Т.В.Поштарева//Начальная школа плюс До и После.-2008.-№10.-С.9-11.

6.Третьякова Т.В. Развитие толерантности социальных педагогов средствами народной педагогики/Т.В.Третьякова//Педагогическое образование и наука.-2009.-№2.-С.96-100.

7. Харрисова Р.Х.Возрождение идей народного воспитания в семье/Р.Х.Харрисова//Вестник Университета Российской академии образования.-2008.-№5.-С.126-128.

8. Данилюк А.Я. Духовно- нравственное развитие младших школьников/А.Я.Данилюк//Педагогика.-2008.-№9.-С.88-93.

9.Курносова С.А. К вопросу о воспитании у млаших школьников эмоциональной отзывчивости/С.А.Курносова//Начльная школа плюс До и После.-2008.-№4.-С.50-5

Скачать архив с текстом документа