Занятость: прогнозы и реальность

СОДЕРЖАНИЕ: Роль социально-деловых центров в развитии предпринимательства. Задачи и приоритеты расширения малого предпринимательства в Подмосковье. Государственная поддержка малого бизнеса. Формы финансовой поддержки, которые могут минимизировать риск потери средств.

малое предпринимательство государственный поддержка

Формирование слоя собственников и предпринимателей, рост конкурентоспособного частного сектора в производстве товаров и услуг могут смягчить ситуацию, сложившуюся в связи с кризисом крупного производства. Благоприятное воздействие предпринимательства на экономику и социальный фон, как отдельных территорий, так и страны в целом очевидно. Однако, завоевывая место под солнцем, малые предприятия вынуждены преодолевать немалые трудности. допросам их становления и создания условий для успешной деятельности был посвящен международный симпозиум Развитие городских сообществ через развитие малого предпринимательства, который состоялся в начале октября в Москве по инициативе Министерства труда и социального развития РФ, правительства Московской области, Московской областной службы занятости и канадской компании Уайт Рейнолдс Интернэшнл. Симпозиум вызвал большой интерес у представителей деловых и научных кругов, федеральных и региональных органов власти, зарубежных специалистов.

Пленарное заседание открыл глава Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Московской области Николай Пашин, подчеркнувший, что поддержка предпринимательства и самозанятости граждан - одно из основных направлений активной политики занятости. В Подмосковье в особенно тяжелом положении находятся крупные предприятия машиностроения, оборонной и текстильной промышленности, наукограды. Многие квалифицированные специалисты, оставшись не у дел, стремятся найти себя в бизнесе, открыть собственное дело. По экспертным оценкам, уже сегодня малое предпринимательство обеспечивает занятость примерно 16% трудоспособного населения области. Только в первом полугодии 1997 г. открыть собственное дело изъявили желание 346 человек, что в 2,6 раза превышает аналогичный показатель прошлого года.

Главные блоки комплексной программы поддержки и развития малого предпринимательства на 1997-1998 гг., принятой областной Думой; создание соответствующей инфраструктуры; организация специального обучения безработных и повышение квалификации лиц, занимающихся малым бизнесом; формирование системы финансовой поддержки МП на конкурсной основе за счет средств ГФЗН с привлечением других инвесторов.

Немалую роль в развитии предпринимательства играют социально-деловые центры (СДЦ), которых в Подмосковье II. Деятельность каждого из них сообразуется с актуальными потребностями района, где он расположен: например, Фрязинский СДЦ совместно с фирмой Бурда Моден реализует муниципальную программу занятости женщин, Одинцовскии - ориентируется на решение проблем занятости молодежи, на базе СДЦ г. Юбилейного создан Центр социальной реабилитации офицеров и ветеранов Вооруженных Сил и т.д. При поддержке службы занятости и СДЦ успешно работают несколько десятков малых предприятий, сложилась эффективная система надомного труда.

В Московской области родилась инициатива создания новых структур - социально-деловых центров адаптации населения к рынку труда (центров развития бизнеса). В реализации идеи, помимо работников службы занятости, приняли участие канадские специалисты. В основу работы центров положен проект Будущее городских сообществ, успешно апробированный в Канаде, США, Великобритании, который направлен на повышение предпринимательской активности граждан, а следовательно, и на преодоление безработицы.

Результаты реализации российско-канадского проекта в Подмосковье высоко оценила и заместитель министра труда и социального развития РФ Марина Москвина, отметив, что адаптация зарубежного опыта способствует повышению эффективности преобразований, адекватных переходной экономике. Становление слоя предпринимателей-собственников и так называемого среднего класса - гарантия необратимости движения к рынку.

Статистика свидетельствует о некотором сокращении официально регистрируемой безработицы, которая в настоящее время соответствует показателю конца 1995 г. Однако положительная тенденция не может скрыть остроту проблемы: совершенно ясно, что в значительной степени такая картина связана с ограниченными возможностями государства в сфере содействия занятости. Именно поэтому большие надежды по нормализации положения возлагаются сегодня на развитие предпринимательства.

Малый бизнес не только создает прямые и инициирует появление дополнительных рабочих мест, но и расширяет поле деловой активности, вовлекая в трудовую деятельность и тех граждан, которые не обладают высокой конкурентоспособностью на рынке труда. Кроме того, предложение рабочих мест в этом секторе экономики усиливает конкуренцию между работодателями в области найма. Более гибкие условия труда, включая нестандартные режимы рабочего времени на малых предприятиях, делают их привлекательными для работников. Чутко реагируя на изменения рыночной конъюнктуры, малые предприятия становятся участниками инновационного процесса, способствуют качественному улучшению рабочей силы, формируют рабочие места на базе новых технологий.

Несомненные достоинства малого бизнеса не должны затенять проблемы его дальнейшего развития. Особого внимания требуют создание стабильной экономико-правовой среды, совершенствование инфраструктуры поддержки МП и т.д. Важно определить оптимальные для развития частной инициативы секторы экономики, направления и формы государственной поддержки самозанятости, отработать принципы экономического стимулирования тех работодателей, которые создают рабочие места.

Исполнительный директор российско-канадского проекта Будущее городских сообществ Тед Треллер прокомментировал итоги его реализации в г. Жуковском и дальнейшее распространение в других городах Московской области (Мытищах, Пушкине, Боскресенске, Орехово-Зуеве). Используя канадскую модель, совместными усилиями удалось выработать жизнеспособную систему мер, которая обеспечивает социально-экономическое развитие местных сообществ, позволяет активно решать проблему занятости населения. Благодаря технической, методической и финансовой (на возвратной основе) поддержке городские сообщества разработали реальные планы делового развития, меры для преодоления факторов, его сдерживающих. Они основаны на выявлении сильных и слабых сторон сообщества, учитывают его специфический ресурсный потенциал. На базе бизнес-центров предприниматели совершенствуют профессиональные навыки, получают всестороннюю консультативную помощь. Подготовка ведется по шести специальным программам, в число которых входят, например, Оценка кредитов и рисков, Стратегическое планирование. Как показал опыт первых лет партнерства российских и канадских специалистов в рамках осуществления проекта, несмотря на неизбежные трудности и ошибки, достигнуты ощутимые положительные результаты.

Заместитель председателя Комитета по управлению имуществом Московской области Виктор Лисин рассказал о целях, задачах и приоритетах расширения малого предпринимательства в Подмосковье. В начале 1997 г. в области было зарегистрировано 27,7 тыс. предприятий этой категории. Их позитивное влияние на экономику региона бесспорно, но пока, к сожалению, не очень существенно: доля малого бизнеса в формировании бюджета области составляет не более 10%. На повышение его значимости для экономики области направлена областная целевая программа поддержки и развития малого предпринимательства. Способствуют этому и принятые областной Думой законы о поддержке малого предпринимательства и об упрощении системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Программные мероприятия направлены на обеспечение благоприятных условий для успешной деятельности действующих и появления новых малых предприятий, что должно привести к созданию рабочих мест, увеличению поступлений в бюджет, насыщению локальных рынков отечественными товарами.

Для координации и контроля за выполнением мероприятий программы создан координационный совет администрации области по малому предпринимательству, утверждена Московская областная специализированная лизинговая компания, цель которой - развитие субъектов малого предпринимательства, ориентированных на сферу производства. Достижение намеченных целей требует немалых средств, которые бюджет выделить просто не в состоянии: необходимо привлечь дополнительные ассигнования. Банковские структуры предпочитают для кредитования малого бизнеса лизинговые операции как наибе лее надежные.

Для финансовой поддержки малого предпринимательства в Московской области создаются специальные инвестиционный и гарантийный фонды.

Учреждено Московское региональное агентство по поддержке малого и среднего предпринимательств на которое возложены функции и формационного обеспечения этот сектора.

Предпринятые меры в конечно итоге позволят увеличить количеств новых престижных рабочих мест, дадут возможность малым предприятиям на равных условиях с крупным участвовать в конкурсах на получен госзаказа. Пока же этот шанс, даны им федеральным зaкoнoдaтeльcтвo практически не реализуется.

Подчеркнув важность решения вопроса о финансировании малого предпринимательства, старшийбaнковский советник Европейскогобaнка реконструкции и развития Эльвира Лефтинг рассказала о пpoгpaмме предоставления малых и микрозаймов Российского фонда малого бизнеса (РФМБ). Фонд создан в России 1994 г. для опеки малых и среди предприятий. В настоящее время эта программа охватывает 18 городов 14 банков-партнеров по всей Росси Финансовые средства могут получи все желающие МП, но предпочтены отдается предпринимателям, действующим в сфере производства. Размер начальных займов не имеют нижней границы, верхняя -125 тыс. долл., максимальный срок - два года - Процентные ставки и сроки погашения соответствуют нынешним условиям рынка. Займы можно использовать в качестве оборотного капитала, на покупку оборудования или оплату других фиксированных активов.

Цели программы малых и микрозаймов - увеличить поток инвестиций в малый бизнес и обеспечить его финансирование банковским сектором. Банкам-партнерам РФМБ оказывается техническая помощь, в их подразделениях организуются секторы малого бизнеса, работники которых получают возможность пройти подготовку по вопросам кредитования МП. РФМБ убедительно демонстрирует банкам-партнерам, что это выгодная область бизнеса.

С начала деятельности РФМБ профинансировано более 8 тыс. российских частных предприятии различного профиля, выдано более 1 тыс. займов в иностранной валюте и в рублях на общую сумму свыше 120 млн. долл. США.

Широкомасштабную программу подготовки кадров для рыночной экономики и поддержки малого предпринимательства - Морозовский проект - с 1992 г. реализует Академия менеджмента и рынка. За этот период в стране создано 65 учебно-деловых центров (УДЦ), 19 из них открыли свои филиалы в 52 малых российских городах. Центры сотрудничают с местными администрациями и центрами занятости, региональными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства. Ежегодно их клиентами становятся не менее 50 тыс. предпринимателей и специалистов. Начав с подготовки кадров, большинство УДЦ перешло к комплексной поддержке малого предпринимательства, включая консалтинговое сопровождение и содействие в привлечении инвестиций. Развитая инфраструктура поддержки частного бизнеса в регионах, - подчеркнул директор Института предпринимательства и инвестиций, входящего в состав Академии, Вениамин Каганов, - важнейшее условие его процветания, а значит, и стабильности в государстве. Структуры, которые непосредственно контактируют с МП, оказывают им юридические, аудиторские, маркетинговые, консалтинговые, офисные услуги; содействуют в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, получении инвестиций и кредитов; предоставляют в аренду (на льготных условиях) помещения для офиса и производства, оборудование в лизинг; организовывают рекламу продукции; обеспечивают безопасность.

Академия менеджмента и рынка по заказам центров занятости обучает безработных граждан, желающих открыть собственное дело, готовит преподавателей и консультантов в сфере малого бизнеса, разрабатывает методики реализации инвестиционных программ. Основная задача проекта -создать в России критическую массу предпринимателей и управляющих, способных эффективно работать в условиях становления рыночных отношений. Ежегодно в рамках Морозовского проекта проходят подготовку и консультирование не менее 40 тыс. менеджеров и предпринимателей. Академия приглашает к сотрудничеству регионы и готова содействовать им в открытии УДЦ, решении задач в сфере предпринимательства.

Еще на одно важное условие успешного развития малого предпринимательства в России указал собравшимся ректор Московского института международного бизнеса Евгений Ищенко. В его выступлении речь шла о необходимости формирования благоприятного отношения общества к этому виду бизнеса. Многое зависит от культуры и субкультуры - это те факторы, которые создают реальные предпосылки для развития предпринимательства. И если культура - категория относительно сложившаяся, то субкультура очень податлива к внешнему воздействию и формировать ее надо в соответствующем ключе главным образом силами семьи, школы. Болезнь незанятости легче предотвратить, чем лечить. У подростков следует воспитывать здоровое честолюбие, заставляющее человека постоянно двигаться вперед, реализовывая себя в деле. Ярчайший пример тому - активность представителей американского бизнеса. Возможно, их способность к риску, самостоятельному делу, подчиненную желанию добиться успеха, предопределяла сама история страны. Конечно, для России эта модель не может быть эталоном. Наше бытие в большей степени определяется духовностью и чувством коллективизма, нежели стремлением к личным победам в частном бизнесе. Тем не менее, нельзя упускать из вида это важное звено в цепи предпринимательского успеха.

Заместитель председателя Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства Александр Прилепин затронул тему государственной поддержки малого бизнеса. Комитет создан два года назад. Главный положительный итог заключается в изменении отношения к этой структуре со стороны административного корпуса регионов и территорий. В 70 регионах действуют фонды поддержки МП, обеспечивающие им возможность получения финансовой помощи.

О важности государственной поддержки малого бизнеса говорит опыт ряда азиатских стран. Реализация огромных по своим масштабам государственных программ поддержки этого сектора экономики в немалой степени обусловила прогресс, достигнутый, например, Китаем, Тайванем, Гонконгом. В настоящее время темпы прироста ВВП в этих странах достигают 7%, тогда как в Европе - лишь 2%.

В России реализация государственной политики поддержки предпринимательства сковывается нехваткой бюджетных средств. Так, в 1997 г. Комитету удалось получить лишь 40% запланированной суммы - 386 млрд. руб. Они были распределены в соответствии с региональными программами поддержки малого бизнеса, которые формировались непосредственно на местах. Недавнее Всероссийское совещание в Чебоксарах, на которое собрались представители 71 региона, показало, что такой подход оправдан; он позволяет выделить реальные точки роста и избежать распыления средств. В основе политики Комитета - создание условий для конструктивного диалога менаду отдельными звеньями, вошедшими в инфраструктуру поддержки малого бизнеса. На локальном уровне - в городах, поселках - дела обстоят пока гораздо хуже, нежели на федеральном. Широкое распространение опыта российско-канадского проекта Будущее городских сообществ может существенно улучшить ситуацию.

Доцент Государственной Академии управления имени С. Орджоникидзе Валерий Масленников предложил рассмотреть возможности совершенствования поддержки предпринимательства, осуществляемой государственной службой занятости. В последние два года затраты на осуществление пассивных мер значительно превышают расходы на активную политику в области занятости. По мнению выступающего, во многом это объясняется тем, что служба занятости недооценивает важность поиска новых современных организационно-экономических механизмов финансирования социально значимых проектов. В частности, недостаточное внимание уделяется организации возврата денежных средств. Между тем существует ряд форм финансовой поддержки, которые могут минимизировать риск потери (невозврата) средств. К ним можно отнести лизинговое финансирование, использование франчайзинга, реинжиниринг малорентабельных предприятий и т.п. Названные формы финансирования требуют хорошей методической основы, апробации на практике, переобучения специалистов службы занятости. Такая подготовка может дать существенное улучшение показателей эффективности использования средств службы занятости, направляемых на поддержку предпринимательства.

Перспективы малого бизнеса в аспекте политики занятости проанализировала заведующая отделом Института труда Министерства труда и социального развития РФ Ирина Безгребельная. Наметившееся за последние полтора года снижение темпов роста безработицы в стране нельзя считать признаком стабилизации и началом посткризисного развития.

Занятость на крупных и средних предприятиях сокращается неадекватно снижению объемов производства; как следствие увеличивается скрытая безработица (на начало 1997 г. она составила не менее 12 % численности работников). В результате потребность официальной экономики в рабочей силе снижается.

За последние два года увеличилась экономическая активность населения. Падение реальных доходов граждан, задержки с выплатами заработной платы, пенсий, стипендий привели к увеличению числа граждан, испытывающих острую потребность заработать любым возможным способом. Именно вследствие массового обращения к нелегальным формам самозанятости безработица приостановила свой рост. Стихия неформальной экономики стала в России практически единственным источником получения доходов для большого количества граждан. Численность экономически активного населения с учетом всех факторов и оценок возрастет, по расчетам, к началу следующего столетия по сравнению с 1996 г. на 1,5 млн. человек. Вместе с тем, по прогнозам, к 2000 г. занятость на крупных и средних предприятиях сократится на 5 млн. человек (на 10%).

Очевидно, что преодоление негативных тенденций на рынке труда возможно только при расширении занятости в официальной экономике и, главным образом, в секторе малого предпринимательства. (Занятость на крупных и средних предприятиях будет снижаться при любом сценарии экономического развития.) в противном случае либо будет расти безработица, либо значительно расширится сектор нелегальной экономики, ограничителем которого станет лишь платежеспособный спрос населения. Что бы не произошло ни того, ни другого в секторе малого предпринимательства необходимо создать дополнительно как минимум 6,5 млн. рабочих мест другими словами, увеличить занятости в нем более чем в 1,6 раза.

В ближайшие годы сектор официального малого предпринимательств; станет единственной альтернативой нормализации ситуации в области занятости населения, предотвращении роста безработицы и нелегальны? форм самозанятости. Для его развития нужны не только нормативные акты, регламентирующие поддержку предпринимательства, но и федеральный закон о принципах взаимодействия государства и частных предпринимательских структур. В рамках Ж1 политики занятости необходимо про думать различные варианты и способы субсидирования занятости в малом бизнесе.

Председатель Комитета Госдумь по труду и социальной политик РФ Сергей Калашников подверг резкой критике проводимую в стране социальную политику. По его мнению прежде всего необходимо обратит] внимание на регулирование оплаты труда, ликвидировать хаос в этой сфере. Возникла парадоксальная ситуация: индекс цен на отечественные товары составляет 1,2 по отношениюмировым, а уровень средней зарплата примерно в 10 раз ниже, чем в среднеблагополучной стране. Причина подобной диспропорции очевидна: совершенно не оправдан высокий предпринимательский доход, а заработная плата непомерно низка. Необходимо в законодательном порядке ввести ограничение нормы прибыли на уровня 30%, согласуя этот показатель с мировой практикой, и обязать работодателя установить долю ФОТ в цене продукта в размере не менее 40%. Поддерживая предпринимателя, нельзя допустить бесконтрольного увеличения его прибыли за счет эксплуатации наемного работника. Трудовой доход граждан должен стать основным в общей сумме их доходов.

Существенную роль в социальной защите населения призвана сыграть пенсионная реформа, переход от государственного (распределительного) пенсионного обеспечения к смешанной системе, основанной на принципах социального страхования. Было бы целесообразно, упразднив всю совокупность нынешних социальных льгот (поскольку они не выполняют своего предназначения), ввести единое пособие по бедности, размер которого устанавливался бы, исходя из величины прожиточного минимума.

Бюджетные средства следовало бы направлять только на те производства, которые обеспечивают самоинвестирование (т.е. внутреннее инвестирование в рамках отечественной экономики через оплату труда своих же наемных работников). Никакой внешний заем не возродит нашу промышленность. Отрасль, которая может дать быстрый экономический эффект, - жилищное строительство. Расчеты показывают, что одно рабочее место в строительстве инициирует создание еще 37 в сопряженных отраслях.

Актуальной и вполне выполнимой задачей является возврат к существовавшей долгие годы в стране полной занятости. Необходимо обеспечить нуждающихся в работе дешевыми рабочими местами с заниженными социальными характеристиками. Создание рабочих мест с минимальной оплатой труда, пожалуй, меньшее зло, чем выплата пособий по безработице, которые в условиях процветающей нелегальной вторичной занятости теряют смысл.

Эффективный путь, позволяющий государственным средствам дойти до адресата, - создание промежуточных общественно-рыночных структур между государством и реальными создателями рабочих мест - местными сообществами. Проект Будущее городских сообществ заслуживает в этом смысле пристального внимания. Его рациональным зерном можно считать и то, что социально значимые мероприятия планируются и осуществляются на местах, а не в центре, максимально приближены к потребностям человека. Важно и то, что программы поддержки самозанятости и малого бизнеса, создания рабочих мест увязаны с реальным планом и прогнозными оценками экономического развития региона.

Участники симпозиума заинтересованно восприняли также выступления руководителя Гилфордского образовательного центра (Великобритания) Джона Твайнинга, заведующей отделом обучения Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Натальи Петровой, директора Орехово-Зуевского СДЦ Игоря Ерышева, начальника Департамента ФГСЗН по Калужской области Виктора Сафронова.

Обстоятельно обсудив проблемы развития городских сообществ через развитие малого предпринимательства, ознакомившись с опытом работы Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Московской области и канадской компании Уайт Рейнолдс Интернэшнл по практическому решению этих проблем в городах и районах Московской области, участники симпозиума приняли решение предложить Министерству труда и социального развития РФ:

одобрить на официальном уровне опыт совместной работы Московской областной службы занятости и компании Уайт Рейнолдс Интернэшнл;

создать на базе Департамента ФГСЗН по Московской области экспериментальную площадку по отработке методов и технологий содействия развитию и поддержке самозанятости, малого и среднего бизнеса как важнейшего условия реализации активной политики на рынке труда:

поручить Департаменту ФГСЗН по Московской области обеспечить передачу, внедрение и сопровождение форм, методов и технологий содействия развитию и поддержке самозанятости, малого предпринимательства, создания инфраструктуры адаптации населения к рынку труда другим регионам России;

рекомендовать региональным органам службы занятости населения РФ рассмотреть материалы настоящего международного симпозиума, разработать соответствующие программы с привлечением к их реализации органов местного самоуправления, предпринимательских структур, инвесторов. Предусмотреть данные направления в региональных программах занятости населения;

обратиться к правительству и деловым кругам Канады с просьбой содействовать распространению и реализации проекта Будущее городских сообществ на территории Московской области и в других регионах России.

Скачать архив с текстом документа