Зарубежные оффшорные зоны причины возникновения, характеристика их роли и значения

СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «Удмуртский Государственный Университет» Институт Экономики и управления Кафедра налогов и налогообложения

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Удмуртский Государственный Университет»

Институт Экономики и управления

Кафедра налогов и налогообложения

Реферат

По дисциплине: «Налоги и налогообложение»

На тему: «Зарубежные оффшорные зоны: причины возникновения, характеристика их роли и значения»

Ижевск 2009


Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1.История и причины возникновения оффшорных зарубежных зон …4

2.Сущность и виды оффшорных зон ……………………………………8

3.Характеристика зарубежных оффшорных зон ………………………11

4.Значение и роль оффшорных зон ……………………………………..14

5.Последствия функционирования оффшорных зон ………………….16

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы………………………………………………………..20
Введение

На современном этапе развития активно происходят глобализация экономик, экономическая интеграция, неотъемлемой частью которой является создание свободных экономических зон (СЭЗ) всех видов, в том числе и оффшорных. Роль свободных экономических зон является очень важной с точки зрения развития экономики и привлечения инвестиций.

Оффшорные зоны, в свою очередь, являются одной из разновидностей свободных экономических зон. Получившие широкое распространение в мировом хозяйстве идеи зон свободной торговли, экспортно-производственных зон и научно-промышленных парков сегодня дополняются теорией и практикой создания и развития оффшорных центров. Мировой оффшорный бизнес играет всё возрастающую роль в движении как ссудных, так и предпринимательских инвестиций, в обслу­живании внешнеэкономических связей между всеми странами мира.

Сегодня, в условиях, когда интересы государства требуют принятия жестких мер по увеличению налоговых поступлений в бюджет и пресечению незаконного вывоза за рубеж российского национального богатства, проблемы, связанные с оффшорными зонами и в целом с оффшорным бизнесом, в России являются одними из самых актуальных. От их успешного решения во многом зависит экономическая безопасность страны.


1. История и причины возникновения оффшорных зарубежных зон

Идея оффшорного бизнеса родилась ещё в конце XIX в. и опиралась на судебные прецеденты британского суда по вопро­сам налогообложения иностранных резидентов. Первоначально этот вид бизнеса был связан с использованием гавани удобного флота, а затем распространился на сферу финансов и предос­тавление различного рода услуг.

Первым историческим прецедентом налогового убежища в Европе был г. Кампионе на границе между Швейцарией и Ита­лией, спонтанно ставший таковым после отказа обеих стран от налоговой юрисдикции над этим населённым пунктом.

Однако основы современной практики оффшорного бизнеса были разработаны и осуществлены британскими юристами, бан­кирами, страховщиками и судовладельцами. Поэтому первона­чально налоговые гавани создавались в Великобритании и в бывших её колониальных владениях.

Сентябрь 1945 года, ознаменовавшись концом Второй мировой войны, стал началом новой эры в мировой экономике - воспрянувшие промышленные капиталы принялись за реализацию своих потенциалов на поприще товаров, необходимых мировому сообществу в мирное время. Крупные компании занялись поиском выгодных капиталовложений, в том числе и за рубежом.

В это же время, правительства даже тех стран, которые не понесли больших (по сравнению с Россией и Германией) жертв в войне, были вынуждены по объективным причинам всерьез пересматривать налоговое законодательство, возложив немалую долю своих расходов на налогоплательщиков. Естественно, что промышленные гиганты не были готовы отдавать ощутимую долю своей прибыли фактически в никуда. Тут-то и пришли в движение силы, которые в течении предыдущих десятилетий вряд ли играли значительную роль в мировой экономике.

Лидеры международных промышленных гигантов, крупнейших компаний и банков создали идею налоговых убежищ. Чтобы не привлекать внимание к высокоразвитым экономическим странам, прежде всего, обратили свой взор на множество бывших Британских колоний, получивших самостоятельность, но не имеющих никаких ресурсов - ни природных, ни интеллектуальных. Путем негласных договоренностей, законодательство этих стран было приведено к либерализации налогового бремени и валютного контроля; были инвестированы немалые капиталы в средства телекоммуникаций и т.п.

Таким образом, крупные финансовые и промышленные корпорации получили возможность проведения финансовых операций без уплаты налогов. С другой стороны, создание беспошлинных и безналоговых зон активизировало приток иностранного капитала, т.к. Подобные территории становились весьма привлекательны для международных вкладчиков. На руку подобным оффшорным зонам сыграло бурное развитие действий холодной волны, приведшее к созданию огромного количества военных баз НАТО. Так как для создания военных баз требовались, как раз территории Карибского и Тихоокеанского бассейнов была автоматически решена задача охраны оффшорных зон, в которых скапливалось со временем огромное количество коммерчески значимой информации.

К наиболее «старым» оффшорным зонам относятся острова Мэн, Гернси, Джерси, Гибралтар, а также Ирландия и Панама. Именно эти страны и территории в течение достаточно длительного времени не только обслуживали интересы европейского бизнеса, но и замыкали на себя значительную часть всех оффшорных операций.

В послевоенный период количество оффшорных центров в мире исчислялось единицами. Однако в начале 70-х годов на­чался своеобразный бум в создании оффшорных центров, в результате чего, по со­стоянию на середину прошлого десятилетия, во всём мире было создано около 65 оффшорных центров, которые были довольно неравномерно распределены по континентам и странам. В част­ности, в Южной Америке было зарегистрировано 19 центров, в Европе—17, в Азии — 12, в Океании — 7, в Северной Амери­ке — 5, в Африке —4, в Австралии — 1 центр.

По существующим оценкам, в середине 90-х годов до половины всего объёма мировых валютных операций проходило через оффшорные центры.

О масштабах оффшорного бизнеса свидетельствуют и данные о количестве оффшорных компании, зарегистрированных в этих центрах. Так, в Панаме в начале 90-х годов было зарегистриро­вано около 120 тыс. оффшорных компаний, на острове Мэн — 40 тыс., в Гибралтаре — 25 тыс., в Ирландии — 22 тыс., на Ба­гамах — 21 тыс., на островах Гернси и Джерси — по 20 тыс., на Каймановых островах — 18 тыс., на Кипре — 13 тыс.

Таким образом, возникновение оффшорных зон не было случайным. Оно было обусловлено рядом объективных причин, как внутренних, так и внешних.

В первую очередь это существовавшая необходимость в подобных образованиях и возможность их создания. В послевоенное время многие колонии получили независимость, и именно на их территориях образовалось большое количество оффшорных зон. Мировая экономика, оправившись после войны, начала бурно развиваться. Всем странам приходилось искать конкурентные преимущества, чтобы получать выгоды от международной торговли, развивать промышленное производство. Бывшим колониям было нелегко конкурировать с развитыми странами, так как они были большей частью их сырьевыми придатками, без развитой промышленности. Создание оффшорных зон для этих стран было одним из самых легких путей, так как не требовало больших вложений капитала, и не требовало большого времени – для этого достаточно было создать соответствующее законодательство.

Внешними предпосылками для создания оффшорных зон были жесткие, а порой жестокие, налоговые условия в большинстве развитых стран, несовершенное налоговое законодательство и естественное желание компаний и людей, обладающих большим капиталом и большими доходами, платить меньше налогов. Когда после войны правительства увеличивали старые налоги и вводили новые, для многих экономических агентов, неспособных повлиять на эти решения, единственным выходом было выбрать другую территорию для осуществления деятельности.


2.Сущность и виды оффшорных зон

Оффшор (offshore) или оффшорная компания — компания, зарегистрированная, в одном из государств, предоставляющих нулевой или близкий к нулю уровень налогообложения доходов для компаний, ведущих свою деятельность вне территории таких государств. Служит основным инструментом международного налогового планирования.

Особым видом СЭЗ являются оффшорные зоны или так называемые налоговые гавани. В оффшорных зонах (центрах) концентрируется, как правило, банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность.

Оффшорные зоны составляют особый класс среди свободных экономических зон. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Оффшорные зоны привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, льготным налоговым и внешнеторговым законодательством.

Льготный режим в оффшорной зоне определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибыли, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, низким уровнем уставного капитала.

Другим ведущим признаком в режиме деятельности оффшора является запрет на коммерческую деятельность на территории страны регистрации оффшорной компании.

Важным фактором привлекательности оффшора является стабильность этого режима. Обычно в течении 15-25 лет с момента регистрации оффшорной компании инвестор гарантирован от неблагоприятных для него изменений в оффшорной зоне.

Несмотря на ряд весьма значительных положительных факторов, у оффшорных зон есть и определенные недостатки. Таможенные и налоговые службы ряда развитых стран (США и ЕС) систематически подвергают проверке сделки при участии фирм из оффшорных зон. Другим негативным фактором является проявление недоверия к оффшорным компаниям со стороны государственных властей. Они также сталкиваются с трудностями при получении кредита и поиске деловых партнеров.

Для стран, создающих оффшорные зоны на своей территории, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании новых рабочих мест, что способствует развитию национальной экономики в целом.

Общее число оффшорных зон в мире можно определить лишь условно, поскольку каждый год одни из них исчезают, а другие появляются. По мнению экспертов, на сегодняшний день существует около шестидесяти устойчивых и комплексных оффшорных центров, где уже давно существуют оффшорные компании.

Оффшорная зона (offshore zone) — государство законодательством которого предусмотрена возможность регистрации компаний, пользующихся нулевым или близким к нулевому режимом налогообложения, предназначенных для ведения бизнеса за пределами такого государства.

Всего оффшорных зон насчитывается несколько десятков, по различным подсчетам, от 40 до 60. Точное число зависит от определения оффшорной зоны, так как не всегда очевидно, является ли данный режим льготного налогообложения именно «оффшорным».

· классические оффшорные зоны, в которых компании освобождены от любых налогов и отчетности

· зоны с низким налогообложением

· другие зоны, регистрация компаний в которых дает какие-либо преимущества в плане налогообложения и ведения бизнеса

Оффшорные зоны могут сильно отличаться по административным условиям работы оффшорных компаний, требованиям к отчетности, налогам и так далее. Поэтому оффшорная зона для регистрации оффшорной компании выбирается под определенный вид бизнеса, под конкретную оффшорную схему, а иногда и под определенную финансовую сделку.


3.Характеристика зарубежных оффшорных зон

Необходимо начать с того, что в соответствии с приказом Министерства Финансов РФ выделяются 42 оффшорные зоны.[1]

Также список оффшорных зон содержится в актах Центрального банка РФ, правда он используется в исключительно в целях банковского регулирования. В соответствии с Указанием ЦБР от 7 августа 2003 г . N 1317-У(в ред. Указания ЦБ РФ от 27.12.2006 N 1783-У) все оффшорные зоны разделены на три категории:

первая категория – наиболее респектабельные юрисдикции. К ним отнесены: Нормандские острова (Гернси, Джерси, Сарк), Остров Мэн, Кипр, Мальта, Гонконг, Люксембург, Швейцария, Сингапур, Ирландия.

вторая категория - сюда включены большинство классических «оффшоров», в частности Белиз, Британские Виргинские Острова, Панама, а также США (штаты Делавер и Вайоминг) и другие.

третья категория – наиболее одиозные оффшорные юрисдикции. К ним относятся Андорра, Анжуан, Аруба, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру, Черногория.

В зависимости от категории, к которой принадлежит юрисдикция, зависит порядок установления российскими банками корреспондентских отношений с банками из соответствующих стран. Однако, данные ограничения касаются только банков и не имеют отношения к иным резидентам.

Зарубежные компании, которые могут представлять интерес с точки зрения оптимизации налогообложения, можно условно разделить на 3 группы:

а). Компании, зарегистрированные в «классических» оффшорных юрисдикциях.

Оффшорные юрисдикции обладают следующими основными характеристиками:

  • компании, зарегистрированные в данных юрисдикциях, освобождены от уплаты налогов или подлежат нулевому налогообложению при условии отсутствия деятельности на территории страны регистрации;
  • отсутствует обязанность по ведению бухгалтерского учета компаний и прохождению аудита;
  • компании данных юрисдикций обязаны уплачивать фиксированную государственную пошлину.

Оффшорных юрисдикций в мире более 50. Самые известные их них: Британские Виргинские Острова, Панама, Сейшельские острова, Белиз, Невис, Багамские острова, Доминика и другие.

б). Низконалоговые юрисдикции.

Данные государства не являются полностью безналоговыми зонами, имеют более высокий, чем оффшорные юрисдикции, авторитет в международном сообществе и при соблюдении определенных условий могут уплачивать налоги в весьма небольшом размере. Для компаний, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях, обязательно прохождение ежегодного аудита и сдачи бухгалтерской отчетности.

К указанной группе можно отнести государства Кипр и Гонконг.

К группе низконалоговых юрисдикций также следует отнести Гонконг. Компании Гонконга не уплачивают налоги, если не ведут бизнеса на территории государства. Это сближает Гонконг с «классическими» оффшорами, однако Гонконг отличается от них значительно большим авторитетом в международном сообществе, развитостью рынка финансовых и иных профессиональных услуг, поэтому не рассматривается в деловой среде в качестве «классического» оффшора.

Различные экспертные исследования признают Гонконг в качестве мирового лидера среди экономически свободных стран. Опубликованный Heritage Foundation в The Wall Street Journal «Индекс экономической свободы 2006» ставит Гонконг на 1 место из 155 стран по степени экономической свободы.

в). On-shore (оншорные компании) компании. Указанные юрисдикции - это государства с обычным (или высоким) налогообложением. Зарегистрированные в них компании обязаны вести бухгалтерский учет в стране регистрации, однако при соблюдении определенных условий могут уплачивать налоги в пониженном размере. Данные компании могут применяться в агентских схемах, построении холдинговых структур, а также для использования договоров об избежании двойного налогообложения.

К ним относятся: Европейские страны (в частности Великобритания, Дания, Швейцария) США, Новая Зеландия и многие другие.


4.Значение и роль оффшорных зон

Значение оффшорных зон для государства достаточно велико. Государства получают дополнительные финансовые поступления от резидентов других стран, то есть по сути извлекают для себя прибыль из ничего, ведь оффшорные структуры финансируют свою деятельность из зарубежных источников, бизнес ведут за рубежом, но при этом в оффшорной юрисдикции они сосредотачивают свои капиталы, делают необходимые, пусть и небольшие, отчисления, развивают ее внутреннюю инфраструктуру, обеспечивают дополнительную занятость населения и т.п. В соответствии с этим принято выделять три группы стратегических целей, которые преследует государство, создавая оффшорную зону.

Экономические цели:

  • привлечение иностранных инвестиций;
  • рост валютных поступлений в экономику всей страны или ее отдельного региона от регистрационных сборов.

Социальные цели:

  • ускорение развития страны в целом или конкретной территории в ее составе;
  • повышение занятости и уровня доходов населения;
  • создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления.

Научно-технические цели:

  • внедрение передовых зарубежных технологий, прежде всего информационных, в области современных средств связи и банковского дела.

Понятно, что на практике эти цели могут корректироваться в зависимости от конкретной ситуации и типа оффшорной юрисдикции. Например, целенаправленная налоговая политика таких льготных холдинговых юрисдикций, как Нидерланды и Люксембург привела к тому, что они не только привлекли огромные дополнительные средства в свою экономику, но и сами стали крупнейшими мировыми инвесторами. При этом для использования преимуществ оффшорного бизнеса небольшие, экономически слаборазвитые страны, как правило, идут по пути превращения всей страны в оффшорную зону и соответственно этому организовывают структуру национальной экономики.

5.Последствия функционирования оффшорных зон

Позитивные последствия:

Как свидетельствует мировой опыт достижениями свободных экономических зон можно считать:

- повышение степени интегрированности принимающей страны в мировой хозяйство;

- эффективное привлечение к национальной экономике иностранных инвестиций;

- укрепление экспортного потенциала принимающей страны;

- стимулирование отечественных фирм в повышение своего технического и технологический уровень, все большей мерой поддавая эти фирмы контролируемым издам конкуренции;

- эффективную занятость населения;

- повышение уровня жизни населения сначала определенного региона, а впоследствии и всей страны.;

- способность оффшорных зон выполнять функцию полигона, исследовательской лаборатории для апробации разных рыночных нововведений;

- способность зоны стать источником структурных преобразований в принимающей стране, модернизирующее влияние на экономику принимающей страны через демонстрационный и учебные эффекты;

- облегчение перехода от закрытой в более открытую экономику;

- повышение инновационных возможностей территории.

Решение этой последней проблемы является перспективным и связанное с практической реализацией идеи создания в национальной экономике так называемых «центров развития».

Негативные последствия:

Неудачами или недостатками оффшорных зон на этапе планирования разработки и функционирования можно считать:

- неоправданно большие средства, вложенные в организацию зоны сравнительно с объемом зарубежных инвестиций;

- стремление фирм, расположенных в зонах, использовать внутренний рынок как поле для демпинга не соответствующих международным стандартам товаров;

- слабость обратных связей фирм зоны с принимающей страной, что приводит в невозможность эффективно реализовать сравнительные преимущества страны, в частности ее природных ресурсов;

- культурное потрясение зарубежных инвесторов свободной экономической зоны;

- игнорирование психологического барьера, возникающего при организации въезда граждан принимающей страны на территорию оффшорной зоны, а также неоправданная попытка решения политических и национально-культурных проблем при помощи создания оффшорных зон

- высокий уровень непредсказуемости, невозможность точных экономических прогнозов, относительно дальнейшего функционирования зоны;

- необоснованное распространение льгот практически на все виды деятельности в зоне и на операции любых субъектов зоны, что возникает в результате большой множественности и неясности целей, которые ставят перед зоной ее проектировщики и организаторы.

Указанные выше достижения и недостатки оффшорных зон могли бы служить полезными уроками для новых независимых государств, которые считают нужным использовать оффшорные зоны как один из способов, способствующих экономическому росту государства и инструментов мировой хозяйственной интеграции, но на сегодняшний день выносить четкие и окончательные уроки из опыта других стран являются преждевременным. Во-первых тому, что в новых государствах оффшорные зоны вероятнее всего будут отличаться от уже действующих в других странах; во-вторых - до сих пор не делалось системной попытки создать экспертную систему, которая сосредотачивалась б на исследовании развития таких зон.


Заключение

В мировой экономике оффшорные зоны выступают как некая альтернатива странам с высоким уровнем налогообложения. Они привлекают огромное количество участников экономических отношений, в основном из промышленно развитых стран. Оффшорные зоны создают конкурентные отношения на мировом уровне, препятствуя тем самым установлению режима монополии в области налогообложения. Различия в налоговых режимах в рамках мировой экономики являются одной из форм конкуренции стран за потенциальных потребителей.

Несмотря на ряд недостатков, оффшорные зоны рассматриваются большинством развивающихся стран как положительное и необходимое для экономики явление. Развитие оффшорных зон показывает об увеличении их количества во всем мире.

Оффшорные зоны имеют ряд важных преимуществ и положительных сторон, которые определяют увеличение их количества. Прежде всего, они способствуют развитию бизнеса, малого и среднего предпринимательства, активизируют их деятельность и дают возможность «встать на ноги», чтобы потом быть способным платить налоги. Поэтому не удивительно наличие оффшорных зон в таких развитых странах как Швейцария, Ирландия, Монако. Однако не следует забывать о том, что оффшорные зоны могут быть одним из способов финансовых махинаций, мошенничества, недобросовестного уклонения от налогов и.т.д.


Список литературы:

1.Е.В. Локатарева, «Международное налогообложение и оффшорные центры», Москва, 2008 г.

2. Авдокунин Е.Ф. Международные экономические отношения. -М: Юристъ, 2005.

3. Корнеева Е.И. Оффшорный мир. Взгляд изнутри. /М.: Экономика, 2007

4. Приказ от 13 ноября 2007 г. N 108н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» (в ред. Приказа Минфина РФ от 02.02.2009 N 10н)

5. Указание ЦБР от 7 августа 2003 г . N 1317-У(в ред. Указания ЦБ РФ от 27.12.2006 N 1783-У)

6. Электронный учебник «Оффшор», 2005 г.


[1] Приказ от 13 ноября 2007 г. N 108н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» (в ред. Приказа Минфина РФ от 02.02.2009 N 10н)

Скачать архив с текстом документа