Збруев Александр Викторович

СОДЕРЖАНИЕ: Театральные и киногерои А.Збруева отличались простотой, ироничностью и непосредственностью, они были лишены какого бы то ни было пафоса, показухи и модного в те годы комсомольско-молодежного энтузиазма.

Народный артист России

Родился 31 марта 1938 года в Москве. Отец - Збруев Виктор Алексеевич. Мать - Федорова Татьяна Александровна. Брат - Федоров Евгений Евгеньевич, актер Театра имени Евг. Вахтангова. Имеет детей.

Свою родословную А. Збруев ведет со времен Петра I. Его бабушка по линии матери была баронессой, мама - столбовой дворянкой. Отца своего он живым не застал. Тот работал заместителем наркома связи СССР и был расстрелян в 1937 году. Мать происходила из адвокатской семьи, но работала на кинофабрике имени Чайковского. Как жена врага народа она должна была отсидеть пять лет в лагерях, но учитывая то, что она ждала ребенка, лагеря были заменены ссылкой в город Рыбинск. После ссылки мать и пятилетний Александр вернулись в свою квартиру на Арбате, которая к тому времени стала коммунальной.

На формирующийся характер мальчика во многом повлияла улица. Парень всегда мог постоять за себя, и это качество осталось в нем на всю жизнь. Впоследствии он скажет: Я благодарен улице за то, что она научила меня надеяться только на себя. В школе Александр учился плохо, и основным его увлечением был спорт. Он занимался боксом и гимнастикой, в которой добился определенных успехов и даже получил первый разряд.

Однако впоследствии его интересы переместились в сторону театра. По его словам, они всем двором ходили на спектакли Вахтанговского театра, и после окончания школы ему и в голову не приходило, что можно пойти учиться куда-то кроме Щукинского училища. Тем более, что в его жизни произошла судьбоносная встреча с женой Е. Вахтангова, которая была подругой его матери. Она в домашних условиях приняла у него экзамен и благословила на артистическую стезю. С первого же захода Александр сдал экзамены в училище и стал учится на курсе Владимира Этуша.

По словам близких людей, он еще в студенческих спектаклях стремился уйти от своих внешних данных и играл в основном характерные роли: хромых, лысых, толстых и старых персонажей. Но первой его работой в кино стала роль молодого парня Димки в фильме Мой младший брат. Кинокартина вышла в 1962 году и принесла Александру и его партнерам Андрею Миронову и Олегу Далю серьезное признание зрителей.

Попав в 1961 году после окончания театрального училища в труппу Театра имени Ленинского комсомола, А.Збруев на первых порах не имел интересных, серьезных ролей. Это продолжалось до тех пор, пока в театр в 1963 году не пришел великий режиссер Анатолий Эфрос. Именно в этот период начался взлет театральной карьеры Александра Викторовича. Уже в первые годы совместной работы с А.В. Эфросом актер сыграл несколько замечательных ролей - своих молодых современников - в спектаклях До свидания, мальчики, День свадьбы и других. Особый успех выпал на долю его героя Марата Евстигнеева , жителя блокадного Ленинграда в спектакле по пьесе А.Арбузова Мой бедный Марат.

В 1963-1965 годах А.Збруев снялся в нескольких запомнившихся зрителям кинофильмах - Путешествие в апрель (1962), Пядь земли (1964), Чистые пруды (1965) и других.

Театральные и киногерои А.Збруева отличались простотой, ироничностью и непосредственностью, они были лишены какого бы то ни было пафоса, показухи и модного в те годы комсомольско-молодежного энтузиазма. Необычным и непривычным зрительскому глазу, воспитанному на стереотипах соцреализма, стал его Алешин - сотрудник ОБХСС - из фильма Два билета на дневной сеанс (1966). Тем не менее успех у этого фильма и героя Збруева был большой.

В 1970-е годы популярность Александра Збруева выросла еще больше. Особую роль в его жизни сыграл фильм Большая перемена (1972-1973) режиссера Алексея Коренева, в котором Александр сыграл ставшего впоследствии знаменитым Ганжу. Три десятилетия этот фильм не сходит с экранов телевизоров и своей популярностью в определяющей степени обязан персонажу Александра Збруева. По словам самого актера, слава Ганжи иногда очень помогала ему в бытовых вопросах, выручала в условиях повального товарного дефицита того времени.

Из других киноработ А. Збруева следует отметить фильмы: Где 042 (1969), Опекун (1970), Антрацит (1971), Марат, Лика, Леонидик (1971), Круг (1972), Романс о влюбленных (1974), Победитель (1975), Повесть о человеческом сердце (1975), Мелодии белой ночи (1976), Меня это не касается (1976).

В 1973 году в Театр имени Ленинского комсомола пришел новый художественный руководитель - Марк Захаров и закатившаяся было после ухода А.Эфроса звезда этого театра засияла вновь. Театр стал культовым, кумирами стали и его ведущие актеры, в том числе Александр Збруев. Актеру порой приходилось сдерживать настоящие осады поклонниц, что причиняло немалые неудобства.

Александр Збруев блистательно играл и в первых спектаклях М.Захарова, и в более поздних. Несмотря на то что он в эти годы не сыграл в театре адекватной своему таланту роли, его работы в спектаклях Автоград XXI (Хотынский), Иванов (Боркин), Диктатура совести (Андре Марта) и других надолго запомнились каждому, кто их видел. Пронзительно, достоверно и эмоционально сыграл актер деревенского учителя Хорию Мироновича в пьесе Иона Друцэ Хория. Несомненной удачей актера можно считать роль Клавдия в спектакле Гамлет, который на сцене Театра имени Ленинского комсомола поставил Глеб Панфилов. Клавдий Александра Збруева оказался не трафаретным злодеем, в нем был узнаваем нарождающийся в стране класс жестких, умных прагматиков, не останавливающихся для достижения своих целей ни перед какими жертвами.

В те же годы Александр Збруев активно снимался в кино. В 1980-е годы он сыграл большие роли более чем в 20 фильмах. Среди них: Выстрел в спину (1980), Такие же, как мы! (1980), Кольцо из Амстердама (1981), Тайна записной книжки (1981), Наследница по прямой (1982), Семь часов до гибели (1983), У опасной черты (1983), Шел четвертый год войны (1983), Тайна виллы Грета (1984), Батальоны просят огня (1985), Зина-Зинуля (1986), Попутчик (1986), Свободное падение (1987), Филер (1987), Автопортрет неизвестного (1988), Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви (1989).

Признание зрителей получили его работы в фильмах М.Захарова Дом, который построил Сфивт (1983) и Убить дракона (1988). Свойственная Збруеву особая бережность по отношению к своему герою - маленькому человеку - проявилась в его ролях в фильмах Успех (1984), Одинокая женщина мечтает познакомиться (1986), Храни меня, мой талисман (1986) и других. В этих работах актер, как в ранние студенческие годы, пытался отойти от определенных стереотипов в проявлении своей актерской индивидуальности и стремился к простоте, проникновенности и глубине постижения образа.

При всей своей огромной популярности, Александр Збруев никогда не пользовался особой любовью власть предержащих как в государственных органах, так и у руководства творческих союзов. Объяснялось это, наверное, сложным, непокорным характером этого человека. Случалось, что Збруева не выпускали на съемки за границу и даже не присуждали заслуженные премии за роли в кино. Так случилось с одной из самых заметных и пронзительных его работ - ролью в фильме Ты у меня одна. За эту роль актеру прочили, но не присудили главную кинематографическую премию страны - Нику. Учредители и жюри премии не приняли во внимание ни признание этой роли коллегами-кинематографистами, ни огромную любовь зрителей, которую актер заслужил за эту интереснейшую и глубокую роль.

В 1990-х годах актер также продуктивно работал в кино, снявшись более чем в 10 фильмах, в том числе Дом на Рождественском бульваре (1992), Желание любви (1993), Золото (1993), Кофе с лимоном (1994), Маэстро вор (1994), Все будет хорошо (1995), Шизофрения. Особое место занимает его сотрудничество с кинорежиссерами Дмитрием Астраханом в упомянутом выше фильме Ты у меня одна (1993) и Тиграном Кеосаяном в картине Бедная Саша. В фильме А.Кончаловского Ближний круг (1992) Александр Збруев сыграл на первый взгляд абсолютно несвойственную своему актерскому имиджу роль - Сталина. По признанию критиков и зрителей эта эпизодическая роль стала в фильме одной из основных по значимости и одним из лучших воплощений образа кремлевского горца на отечественном экране.

В 1990-е годы и в начале XXI века актер сыграл запоминающиеся роли в своем родном театре - Сержа в Школе для эмигрантов, Астлея в Варваре и еретике по Игроку Достоевского, Ягужинского в спектакле по последней пьесе Григория Горина Шут Балакирев. В этих ролях (как и во всех прошлых) проявилась одна из главных черт актерского дарования А.Збруева - абсолютная педантичная точность соблюдения режиссерского рисунка роли в сочетании с полной свободой импровизации. Вместе с тем актер считает, что еще не сыграл своей главной роли в театре, и очень сожалеет о том, что в его послужном списке еще мало ролей классического репертуара. Однако надо признать, что именно в пьесах В. Шекспира , А.П. Чехова, А.Н. Островского, А. Арбузова наиболее полно раскрылся талант этого замечательного актера.

Творческая неудовлетворенность собой и своей актерской судьбой, наверное, объясняется некоторой актерской обособленностью А. Збруева в театре. По мнению специалистов и зрителей, актеру по плечу более масштабные, психологически более глубокие роли, чем те, которые ему удалось сыграть в своеобразном, неактерском театре М. Захарова.

В 1995 году Александр Збруев стал осваивать еще одну очень необычную для себя роль - бизнесмена. Он с помощью привлеченных денежных средств открыл при своем театре ресторан ТРАМ (Театральный ресторан актеров Москвы), который стал очень популярным в актерской среде. Александр Викторович считает новое занятие абсолютно нормальным явлением, не противоречащим основной работе. Это свидетельствует о том, что А. Збруев в отличие от многих своих коллег абсолютно органично вписался в новые рыночные реалии, не желая быть материально и морально зависимым от внешних обстоятельств. Надеяться только на себя! - это девиз Александра Збруева с детства.

В настоящее время А. Збруев пребывает в великолепной физической и профессиональной форме и всегда чувствует себя, по его же словам, таким же сорванцом, как его Ганжа в Большой перемене.

В 1989 году А.В. Збруеву присвоено звание Народного артиста России. Он дважды удостоен премии Кинотавр в номинации Приз за лучшую мужскую роль.

Скачать архив с текстом документа