Женщина в шаманизме

СОДЕРЖАНИЕ: Отличительной особенностью шаманизма от других эзотерических, философских, религиозных и мистических систем является отсутствие четких границ между добром и злом, божественным и демоническим, созиданием и разрушением.

.

Отличительной особенностью шаманизма от других эзотерических, философских, религиозных и мистических систем является отсутствие четких границ между добром и злом, божественным и демоническим, созиданием и разрушением. В мире шаманских представлений полярные понятия взаимно дополняют друг друга, гармонично сосуществуя в виде целостности, которую характеризуют словом Пон - Нечто и называют Великим Духом.

До периода расцвета шаманской культуры весь мировой порядок был заключен в образах Матерей Природы (Мать-Дерево, Мать-Огонь, Мать-Камень и т.п.), которые к мезолиту слились в одну сложную структуру единой абстрактной Матери Прародительницы Бугады Энинтын, то есть Вселенской Матери. Космическое тело Бугады Энинтын состояло из двух женских обликов, слитых воедино силой объединения противоположностей. Все это триединство, учитывая в качестве третьей составляющей силу слияния, отражало Творение в любых его проявлениях, будь то отрицательные для человека факторы или положительные. В древнейших космогонических мифах о Матери Прародительнице сказано следующее: Когда ничего не было, где-то Женщина была. Все у нее было. У нее жизнь была. Она всем Мать, и птицам, и зверям, и самой Земле. Бугады Энинтын никогда не воспринималась как конкретный образ, хотя ее нередко и изображали в виде двух сросшихся женских тел или символической фигуры, состоящей из двух пар женских грудей. Изначально две Матери, или другими словами, две Сестры Бугады Энинтын представляли собой два равноправных начала - Небо и Землю, соединенные животворящей силой Огня.

С наступлением неошаманской эры равновесие начал было нарушено. Люди стали превозносить одну из сестер и принижать значение другой. И в результате Целое разделилось на две части. Это Действие отбросило третью объединяющую силу и породило антропоморфные образы двух братьев-близнецов, которые в символической форме раскрывали суть противоборства сил в Природе и сделали возможным явное противопоставление одного другому. Так в мифологии коми из яйца Мировой Утки вылупляются два брата - Ен и Омоль. Они приступают к сотворению земли посреди Первозданного Океана. Ен создает Солнце, огонь, промысловых животных и лепит из глины мужчину, а Омоль делает Луну, лед, непромысловых животных и ваяет женщину, которую затем берет себе в жены первый брат. От них происходят дети-титаны. Сказания о близнецах имеются практически у всех народов Сибири, Крайнего Севера и у некоторых племен североамериканских индейцев. У кетов это - Есь и Дотет, у хантов и манси - Нуми-Торум и Куль-Отыр, у удмуртов - Инмар и Керемет и т.д.

Список литературы

Олард Диксон. Женщина в шаманизме.

Скачать архив с текстом документа