Живопись и ее виды
СОДЕРЖАНИЕ: ЖИВОПИСЬ И ЕЁ ВИДЫ? Живопись- это искусство плоскости и одной точки зрения, где пространство и объем существуют только в иллюзии. Большое разнообразие и полнота явлений, впечатлений, эффектов, которые способна воплощать живопись. Живописи доступен весь мир чувств, характеров, взаимоотнашений, переживаний.ЖИВОПИСЬ И ЕЁ ВИДЫ?
Живопись- это искусство плоскости и одной точки зрения, где пространство и объем существуют только в иллюзии.
Большое разнообразие и полнота явлений, впечатлений, эффектов, которые способна воплощать живопись. Живописи доступен весь мир чувств, характеров, взаимоотнашений, переживаний. Ей доступны самые тонкие наблюдения натуры, вечные идеи, впечатления, тонкие оттенки настроений.
Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать». «Живописать, -- объясняет Даль, -- изображать верно и живо кистью или словами, пером». Для рисующего изображать верно означает точную передачу внешнего облика увиденного, его важнейших признаков. Верно передать их удавалось графическими средствами -- линией и тоном. Но передать живо этими ограниченными средствами многоцветие окружающего мира, пульсацию жизни в каждом сантиметре цветной поверхности предмета, очарование этой жизни и постоянное движение и изменение невозможно. Правдиво отразить колорит реального мира помогает живопись -- один из видов изобразительного искусства.
Цвет -- главное изобразительное и выразительное средство в живописи -- обладает тоном, насыщенностью и светлотой; он как бы сплавляет в целое все характерное в предмете: и то, что можно изобразить линией, и то, что ей недоступно.
Живопись, как и графика, пользуется светлыми и темными линиями, мазками и пятнами, но в отличие от нее эти линии, мазки и пятна цветные. Они передают цвет источника света через блики и ярко освещенные поверхности, лепят объемную форму предметным (локальным) цветом и цветом, отраженным средой, устанавливают пространственные отношения и глубину, изображают фактуру и материальность предметов.
Задача живописи -- не только показать что-либо, но и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого, воспроизвести «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Поэтому правдивое художественное обобщение явлений жизни представляет собой основу основ реалистической живописи.
1. ВИДЫ ЖИВОПИСИ
Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую.
Монументальная живопись -- это особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает содержание крупных социальных явлений, оказавших положительное влияние на развитие общества, прославляет их и увековечивает, содействуя воспитанию людей в духе патриотизма, прогресса и гуманности. Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы.
Декоративная живопись применяется для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию прорыва стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, нарочито уплощенными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи и скульптуры, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой.
Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) помогает глубже раскрыть содержание спектакля. Особые театральные условия восприятия декорации требуют учета множества точек зрения публики, их большой удаленности, воздействия искусственного освещения и цветных подсветов. Декорация дает представление о месте и времени действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происходит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костюмов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.
Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными иллюстрациями-миниатюрами. Живописной техникой миниатюры русские художники первой половины XIX века искусно пользовались при создании небольших (главным образом акварельных) портретов. Чистые глубокие цвета акварели, их изысканные сочетания, ювелирная тонкость письма отличают эти портреты, полные изящества и благородства.
Станковая живопись , выполняемая на станке -- мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изображать решительно все: фактическое и вымышленное художником, неодушевленные предметы и людей, современность и историю -- словом, жизнь во всех ее проявлениях. В отличие от графики станковая живопись обладает богатством цвета, который помогает эмоционально, психологически многогранно и тонко передать красоту окружающего мира.
По технике и средствам исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. Названия эти получились от связующего вещества или от способа применения материально-технических средств.
Масляная живопись выполняется краской, стертой на растительных маслах. Густая краска при добавлении к ней масла или специальных разбавителей и лаков разжижается. Масляной краской можно работать на холсте, дереве, картоне, бумаге, металле.
Темперная живопись выполняется краской, приготовленной на яичном желтке или на казеине. Темперная краска растворяется водой и наносится пастозно или жидко на стену, холст, бумагу, дерево. Темперой на Руси создавались настенные росписи, иконы и узоры на бытовых предметах. В наше время темперу используют в живописи и графике, в декоративно-прикладном искусстве и художественно-оформительском деле.
Фресковая живопись украшает интерьеры в виде монументально-декоративных композиций, нанесенных по сырой штукатурке водяными красками. Фреска имеет приятную матовую поверхность и долговечна в условиях закрытого помещения.
Восковая живопись (энкаустика) применялась еще художниками Древнего Египта, о чем свидетельствуют знаменитые «фаюмские портреты» (I век н. э.). Связующим веществом в энкаустике служит отбеленный воск. Восковые краски наносятся в расплавленном состоянии на подогретую основу, после чего прижигаются.
Мозаичная живопись , или мозаика, собирается из отдельных кусочков смальты или цветных камней и закрепляется на особом цементном грунте. Прозрачная смальта, вставленная в грунт под разными углами, отражает или преломляет свет, вызывая вспыхивание и мерцание цвета. Мозаичные панно можно встретить в метро, в театральных и музейных интерьерах и т. д. Витражная живопись -- произведения декоративного искусства, предназначенные для украшения оконных проемов в каком-либо архитектурном сооружении. Витраж составляется из кусков цветного стекла, скрепленных прочным металлическим каркасом. Световой поток, пробивая цветную поверхность витража, рисует на полу и стенах интерьера декоративно эффектные, многоцветные узоры.
МАТЕРИАЛ В ЖИВОПИСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.
По технике и средствам исполнения, живопись подразделяют на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную.
Материалы станковой живописи: изначально применялось дерево.его употребляли в Египте, Древней Греции.
В эпоху раннего Ренессанса в XIV веке из одного куска делались, картина и рама для неё. ( в Италии XV-XVI вв. чаще всего применяли тополь, реже иву, ясень, орех.в раннюю пору использовали толстые доски, на задне стороне не обстрганные.в Нидерландах, Франции с XVI века стали применять дубовые доски.в Германии- липу, бук, ель).
С XVIII века дерево теряет свою популярность.Появляется Холст.Он встречается уже у античных художников.Холст сочетается с деревом.В эту эпоху все же холст применяется эпизодически. Достигает холст широкого применения только в XV-XVI веках.Пользовались для темперы.
Со второй половины XVI века появляются медные доски.Для небольших картин.(особой популярностью польз. во Фландрии).
В XIX веке иногда для набросков пользовались для набросков картоном.
В живописи средних веков и раннего Возрождения господствует болый шлифованный грунт из гипса и мела. В XIII-XIV веках применялось золото для покрытия белой грунтовки. В конце XIV века золотая грунтовка постепенно исччезает. Вместо гипса или мела грунтуют масляной краской.В конце XVI века красочная грунтовка масляными красками получает полное признание в Италии.Популярным был красновато-коричневый грунт.(БОЛЮС)
Решающий шаг делается в начале XVIII века, совершается бифуркация к технике трех карандашей.
XVIII век- расцвет постели.( крупнейшие мастера Шарден, Латур, Лиотар).
Акварель начинается очень поздно, позднее чем пастель.техника акварели известна очень давно.Её знали ужее в Древнем Египте, в Китае.Акварель применяли среедневековые миниатюристы.
С конца XV века усиливается популярность маслянной живописи. В XVI веке вытесняет темперы.
Французкие романтики начала XIX века, увлекались битумом( или асфальтом).
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕРСПЕКТИВЫ В ЖИВОПИСИ
Перспектива - наука об изображении предметов в пространстве на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися окращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
(Класическая перспектива-соответствует определенному интелектуальному уровню, в рамках которго собственная точка зрения не может отличаться от других, а её практическое осуществление в действительности может представлять собой вид самодостаточного технического совершенства.
Динамическая перспектива-является частной формой примитивной перспективы.
Воздушная перспектива- влияние воздуха на четкость очертания предметов, также на их цвет в зависимости от расстояния.
Паралельная перспектива-условно можно считать построением с бесконечно удаленным центром проекции.)?
Линейная-изображение на плоскости с помощью центрального проецирования
архитектурная
— изображение зданий, площадей, парков и т.д. Архитектурная перспектива достигается довольно сложными графическими построениями; кроме линейной перспективы
Система отображения тел, имеющих объем, на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя. Возникновение понятия перспектива связано с развитием... учитывается динамизм — увеличение видимых форм объекта при приближении к нему; может быть использовано несколько точек схода; перспективные сокращения моделируются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях;
панорамная
— изображение на внутренней поверхности цилиндра
Одна из разновидностей пространственных искусств. В панораме лентообразная картина, натянутая по внутренней поверхности цилиндрического подрамника, сочетается с расположенным перед ней по кругу предметным планом
плафонная
— изображение на внутренней поверхности перекрытия какого-либо помещения
театральная
— изображение на ряде отдельных поверхностей, например театральные декорации
Оформление сцены, киносъемочной площадки или павильона, создающее зрительный образ спектакля, фильма и т.д. с помощью живописи, графики, архитектуры, освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Основные системы...
рельефная
— изображение имеет пространственные формы. Рельеф — выпуклое изображение на плоскости; барельеф
(низкий рельеф) — скульптурное изображение или орнамент, немного выступающие над плоскостью; горельеф
(высокий рельеф) — скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона
более чем наполовину. Рельефная перспектива создает иллюзию разной глубины при постоянном уровне рельефа; http://wroubel.ru/cms.ashx?req=Imageimageid=56ad8c7e-0982-4d8a-a895-23b28989e345key=main
http://wroubel.ru/cms.ashx?req=Imageimageid=56ad8c7e-0982-4d8a-a895-23b28989e345key=mainдиорамная — изображение, сочетающее живопись на просвечивающем материале или стекле с обеих сторон с объемными предметами;
стереоскопическая — изображение на плоскости , выполняется по правилам линейной перспективы в виде двух рисунков предмета: один делается из расчета на то, как видит левый глаз, другой - как видит правый.
воздушная перспектива
— изображение, которое учитывает явление смягчения деталей
и контуров, более удаленных объектов ввиду относительной прозрачности толщи воздуха между зрителем и этими объектами. Воздушная перспектива рассматривает видимое зрителем освещение предметов как отношение силы света и тени цвета
Флоренский) и художественной практике возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.
ПОНЯТИЕ ОРДЕР В АРХИТЕКТУРЕ.ВИДЫ ОРДЕРА И ПРИНЦИПЫ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ:
Архитектурный ордер- вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке, в классической форме сформировавшийся в Древней Греции.Ордер происходит от латинского ordo - строй, порядок.
Существуют пять классических ордеров: дорический, ионический, коринфский возникли в Древней Греции. Тосканский и компазитный в Древнем Риме.
Популярной формой опоры является колонна. То есть круглая, цилиндрообразная опора, или свободно стоящая, или прислоненная к стене. По всей вероятности, первоначальная форма колонны возникла в деревянной конструкции и оттуда была перенесена в каменное зодчество. Как составные элементы колонны различают базу, ствол ( обычно состоит из большего или меньшего количества цилиндров), шею и голову (или капитель). Древнейшие образцы каменных колонн найдены в Египте. Уже могилу фараона в начале третьего тысячелетия, украшают колонны с растительными капителями, с середины третьего тысячелетия колонна делается одним из самых излюбленных мотивов египетского зодчества.
Ордер включает в себя несущие части, колонна с капителью, базой, бывает с пъедесталом. И несомые архитрав, фриз, корниз, в совокупности состовляющие антаблемент.Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания. Он отвечал стремлению древних греков осмыслить мир как некую закономерную систему, в которой главное место занимает общественный человек.Ордерные принципы помогли созданию тектонически ясного архиитектурного образа.Разработка и применение ордерной архитектуры, усовершенствование её конструктивных форм позволяли создать принципиально новые монументальные общественные сооружения.Возможности различного применения ордеров для характеристики древних архитектонических систем. Они обусловливают индивидуальность древне-греческих построек в эпоху классики, широкое применение ордеров в разные исторические эпохи архитектуры; Древнего Рима, Возраждения, Барокко, Классицизма.
В русской архитектуре элементы ордеров встречаются со времен владимиро- суздальского зодчества. В XVIII в. ордерные формы применяются широко и своеобразно. В XX в. использование ордера характерно для архитектуры, связанной с тенденциями неоклассицизма.
Ионийский ордер- чаще обращались в храмах, украшенных только одним колонным портиком по фасаду.(храм Ники на Афинском Акрополе)Более гибкий и грациозный.Контраст между дорийским и ионийским ордерами античные теоретики любили выражать в сравнении между мужским и женским телами.Волюта ионийской капители напоминала женские кудри, орнамент из листьев - ожерелье на шее, каннелюра колонны - складки женской одежды.Ствол колонны ионийской гораздо тоньше, чем дорийской, не так быстро сужается к верху и не имеет энтазиса. Нормальное число каннелюр 24, но бывает и гораздо больше - до 48, как в храме Артемиды в Эфесе. Каннелюры ионийской колонны гораздо глубже врезаны, отделены не острыми гранями, как в дорийской колонне, а тонкими полосами, как бы сохраняющими первоначальную поверхность ствола. Кроме того, каждая каннелюра в отличие от дорийского ордера сверху и снизу закругляется.
Дорийский ордер - опор для мужских фигур(атлантов). Установился обычай удваивать количество триглифов: один триглиф над центральной осью колонны, второй- под серединой интервала между колоннами.На капителях покоятся мощные балки архитрава. На них опираются поперечные балки, лицевые плоскости которых украшены так называемыми триглифами, тогда как промежутки между балками закрыты продольными плитами(метопами), обычно украшены рельефами.(сочетание триглифов и метоп называется фризом, под ним выступает карниз-гейсон)
Коринфский ордер - первоисточником коринфской капители являются зубчатые листья аканта или репейника. От дорийской и инонийской капителей коринфская капитель отличается своеобразной абакой с вогнутыми внутрь краями.Капители и самой колонне присуще более высокие и стройные пропорции.Антаблемент коринфского ордера отличается наибольшим декоративным богатством, заменяя ионискую зубчатку консолями.
Тосканский ордер - есть вариант дорийского, отличие в том, что тосканская колонна опирается на базу, лишена каннелюр.
Композитная капитель - сочетает ионийские волюты с коринфским мотивом аканта.
Импостная капитель - концентрировать давление арки на оси опор, между пятой и капителью стали вставлять особый конструктивный элемент.
СКУЛЬПТУРА И ЕЁ ВИДЫ:
Скульптура- вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
Круглая скульптура- статуя, статуэтка, бюст.Осматривается с разных сторон.
Рельеф-изображение распологается на плоскости (барельеф, горельеф).
Монументальная скульптура- памятники, монументы. Связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей.
Монументально-декоративная скульптура- включает все виды архитектурных сооружений и комплексов. Например- атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная скульптура.
Станковая скульптура - не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньше, и конкретное углублённое содержание.
Скульптура малых форм- Равивается по двум гаправлениям - искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Направления и жанры малой скульптуры; портрет, жнровые композиции, натюрморт, пейзаж.
Бронзовая скульптура - Один из способов производства бронзовых скульптур, это метод полого бронзового литья. Секрет его заключается в том, что первоначальную форму под статуэтку делают в воске, потом наносят глиняный слой и вытапливают воск. И только потом заливают металл. Бронзовое литьё — это совокупное название всего этого процесса.
Большая и малая скульптура. Маленькая статуэтка не связана с определенным местом, можно взять в руки, поворачивать. Она относится к монументальному памятнику.
Свободная скульптура и рельеф.
Кругло-скульптурных, всесторонних статуй, расчитанных на обход кругом.
Рельеф представляет собой в большей или меньшей степени выпуклую скульптуру, развернутую на плоскости, которую он украшает.
МАТЕРИАЛ В СКУЛЬПТУРЕ:
Материалы в скульптуре - металл, камень, глина, гипс, лёд, мрамор, гранит, дерево.
Методы обработки - лепка, высекание, художественное литьё, ковка и др.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СКУЛЬПТУРНОГО РЕЛЬЕФА:
Рельеф - вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создается с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона.Выполняется с применением сокращений в перспективе.рассматривается фронтально.Таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева при помощи лепки, резьбы, чеканки.
Виды рельефа:
Барельеф - вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона.Но не более чем на половину объема.
Горельеф - вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Горельефы часто используют для украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Они позволяют отобразить многофигурные сцены.
Контррельеф - вид углублённого рельефа, представляющий собой негатив барельефа.
Строгий или классический рельеф - изображает обыкновенно только человека.Изредка немногие предметы, активно участвующие в действии.Стремится соблюдать чистоту и неприкосновенность передней и задней плоскостей. Задняя плоскость в таком рельефе является абстрактным фоном.Передняя , мнимая плоскость подчеркнута, во-первых, тем, что фигуры изображены в одном плане, двигаются мимо зрителя и, во-вторых, что все выпуклые части фигур сосредоточены на передней плоскости рельефа.
Свободный или живописный рельеф - сущность в отрицании плоскости фона, её уничтожении, или в илюзии глубокого пространства, или в слиянии фигур с фоном в оптическое целое. Годится менее, чем классический для украшения стены. В эпоху Ренессанса его обычно применяли для украшения легких ажурных конструкций (кафедр, табернаклей) или для маскировки пролетов ( двери флорентийского баптистерия).1. Фигуры теснятся одна над другой, закрывают весь фон до верхней рамы, создавая впечатление, что почва поднимается отвесно . Главная стилистическая задача этого
типа рельефа -- создать динамическую композицию, с бурным ритмом движения,
прорезанную глубокими тенями и яркими бликами.
2. Характеризуется, прежде всего, глубиной перспективно расширяющегося
пространства и пейзажным или архитектурным раскрытием фона, а также
постепенным сокращением вышины рельефа от круглых фигур переднего плана до
чуть заметной вибрации формы в глубине.
Обратный рельеф - разработка идет не с передней, а с задней плоскости и разворачиваеткомпозицию задом наперед.
ПЕРСПЕКТИВА И ЕЁ ВИДЫ:
Персепектива-изображение предметов в пространстве на плоскости, либо любой другой поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров.
ВИДЫ:
1.Тональная перспектива- техника живописи.Изменение в цвете, тоне предмета.Изменение контрастных характеристик в сторону уменьшения, при удалении вглубь пространства. Тональная перспектива отличается наличием точки схода для вертикальных граней, расположенных ниже или выше линии горизонта.
2.ПРЯМАЯ ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА:
Линейная перспектива- изображение, построенное на плоскости.Плоскость может распологоться вертикально, наклонно, горизонтально, в зависимости от назначения перспективных изображений.Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании станковой живописи и настенных панно.Построение изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи (соборов, дворцовых сооружений, росписи на наклонных фризах).Построение на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков.
Обратная линейная перспектива - применяется в древнерусской живописи и византийской, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зртеля.Картина имеет несколько горизонтов и точек зрения. Обратная перспектива образует целостное пространство, ориентированное на зрителя. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме.
ПАНОРАМНАЯ ПЕРСПЕКТИВА:
Панорамная перспектива- изображение строящееся на внутренней цилиндрической поверхности.Правила панорамной перспективы используют при рисовании катин, фресок на цилиндрических сводах, потолках, в нишах, на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов.
АКСОНОМЕТРИЯ:
Аксонометрия- вид перспективы , основанный на методе получения проекции предмета на плоскости.Иначе аксонометрию называют- параллельной перспективой.Передача видимого облика близкиих и небольших предметов наиболее естественнон изображение .Аксонометрия делится на три вида:
1.Изометрия-измерение по всем трем координатным осям одинаковое.
2.Диметрия- измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое.
3.Триметрия- измерение по всем осям различное.
В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.
СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА:
Сферическая перспектива- это вид где несколько точек зрения. В этой перспективе присутствуют наклон вертикальных осей к центру, разворот плоскостей к переднему плану. При изображении предметов в данной перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и при этом будут оставаться прямыми.Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь наконец в окружность.
ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА:
Воздушная перспектива-этой перспективе характерны исчезновение четкости и ясности предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. На дальнем плане уменьшается насыщенность цвета.Воздушная перспектива связана с изменением тонов. Также она можнт называться тональной перспективой.
ПОНЯТИЯ ЛИНЕЙНОСТИ И ЖИВОПИСНОСТИ:
По труду написанному Г.Вельфлином, стиль классицизма линеен, он придерживается границ предмета, определяя и изолируя его.
Стиль барокко живописен, предметы естественным образом сливаются с окружением.
ПОНЯТИЕ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ И ЗАМКНУТОЙ ФОРМЫ:
Замкнутым называется изображение, которое с помощью большего или меньшего количества тектонических средств превращает картину в явление, ограниченное в себе самом, во всех своих частях объясняющееся собой самим. Пример портрет, голандский натюрморт.
Открытая форма наоборот. всюду выводит глаз за пределы картиныы, желает показаться безграничным.Пример пейзаж.
ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ:
Своеобразное сочетание принципов скульптуры и пластики представляет собой китайская техника каншисту: пустой внутри деревянный остов обкладывают бумагой или грубой тканью, поверх которой кладут ряд слоев лака, в которых и производится моделировка поверхности статуи. Здесь и в материале и в технике его обработки видно сочетание принципов скульптуры и пластики.Деревянная скульптура - отстов, своего рода скелет (каркас), без которого глина не оседает.Каркас делается из проволоки и деревянных дощечек , распределяя основные линии позиции будущей статуи. Таково вида скульптура применяется для создания глинянных и восковых моделий.
Так же дерево относится к твердым материалам скульптуры.Дерево одно из древнейших и притом народных материалов, долго схранявшихся традиции крестьянского ремесла.Деревом как скульптурным материалом мастерски умели пользоваться в Древнем египте. В Греции дерево было, материалом монументальной скульптуры: так называемые ксоаны( бусформенные идолы в виде столбов или досок с нанесенным на них примитивным рисунком человеческой фигуры.
Возрождение дерева начинается с древнехристианского периода ( деревянные церкви Сайта Сабина в Риме , V век). В эпоху Возрождения , широко применялосьдля украшения алтарей, для распятия, церковной утвари.
Дерево грунтовали, иногда покрывали холстом, окрашивали и золотили.
Дерево считалось традицией крестьянского ремесла.
В эпоху Классицизма , дерево переживает новое возраждение в декоративных ансамблях церковного убранства.
Для монументальной скульптуры - мягкие липа, тополь. Твердые дуб.
Для мелкой скульптуры- прочный бук.
Дерево обрабатывали ножами, резцами ( для скадок использовали вогнутый резец) с помощью молотка. Так же применяли козью ножку - особый вид резца.
Исходным материалом для скульптура - дурувянный чурбан.Придавали четырехгранную форму.На её передней плоскости художник рисует контуры изображения. Затем при помощи инструментов(нижи , резцы) вырубаются основные плоскости будуще скульптуры.После скульптура разнимается на две части, выдалбливается внутри. Для того чтобы дерево не высохло, не трескалось. В конце работы над двумя частями скульптуры, их соединяют воедино.
Дерево более гибкий материал, чем камень.Допускает большую свободу в обработке форм, большее богатство деталей, но меньше переходов, нюансов. В дереве возможны более резкие выступы, ответления формы и более глубокие вырезы.Так же возможны острые, угловатые грани, закругленные выемки, длинные, короткие линии. Резкие контрасты, мягкое волнение поверхности.
Дефект дерева в том, что его нельзя обрабатывать во всех направлениях. Нож должен идти по волокнам, или в поперечном направлении. Нельзя рубить, резать против дерева.необходимо
отметить чрезвычайное разнообразие масштабов, доступных деревянной
скульптуре, -- от монументальных, многофигурных ансамблей (готические или
барочные алтари, кафедры и т. п.) вплоть до миниатюрных вещиц.
КАМЕННАЯ СКУЛЬТУРА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ:
Камень самый разнообразный материал в скульптуре.Может быть цветным, бесцветным, прозрачным, блестящим, тусклым, жестким, мягким и т.д.
Технические приемы - высекания, отнимания.
Труднообрабатываемые, крепкие материалы - обсидиан, диорит, базальт, порфир.
Мякгий, прозрачый, блестящий и как бы расплывчатый - алебастр.
Ломкая порода камня, не допускает острой и точной трактовки форм - известняк.
Мягче и пористей известника - песчаник.
Богатый материал - мрамор.
При обработке различных пород камня очень важную роль играет большая или меньшая чувствительность материала к свету.
Пунктировать - это значит просверлить камень до точек на поверхности будущей статуи. Чем больше найдено таких пунктов, тем увереннее можно отсекать, не боясь нарушить границы статуи.
Для первого выявления из глыбы применяется шпунт, которым сбивают большие куски камня.(стальноой инструмент, круглый или четырехугольный сверху, заостренный к низу)
Итоговое завершение работы проводится шлифовкой. (рашпилями, пемзой)
ИЗОБРАЖЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ В СКУЛЬПТУРЕ. ПОНЯТИЕ ХИАЗМ
Первый признак движения, выдвинутая аперед левая нога. При этом выдвинутая нога прочно опирается о землю всей подошвой, поэтому на движении тела этот первый жест никак не отражается .В архаической скульптуре движение фиксируется только на скелете и на конечностях. Уже позднее внимание скульптора обращается на мягкие части тела, на активные элементы движения(мускулы, жилы, кожу).
Далее развитие идет с поразительной последовательностью. С ног динамика переходит на руки. Рука сгибается в локте, сначала одна , потом другая.Голова начинает нагибаться, откидываться, поворачиваться.Торс в течении всей архаики остается неподвижным.Все движения человека фиксируются в силуэте, на плоскости, и , вопреки законам статики, руки и ноги действуют не в перекрестном движении, а в одной стороне тела.(или правой, или левой) В динамике архаической статуи нет еще диалектики движения, нет принципы действия и противодействия.Только классический стиль решает проблему перекрестного движения .
Для того чтобы решить эту проблему, необходимо новое, более органическое понимание динамики человеческого тела. В этом новом понимании и заключается решающий переход от архаического к классическому стилю.Суть заключалась в новом равновесии тела, в перемещении центра тяжести.(Архаическая статуя опирается обеими подошвами ног , таким образом линия опоры проходит между ногами. Классическое искусство находит новое равновесие, при котором тяжесть тела опирается на одну ногу, другая свободная от функции опоры (это разделение функции несущей и свободной ноги по немецкой терминологии-название Stanbein и Spiebein).
Новый баланс тела - мотив классического стиля в античном искусстве и искусстве Возрождения - носит название контрапоста, опозиции, контраста, подвижного равновесия симметричных частей тела.
В скульптуре (свободно стоящую) убедительней, пластичней движение бессюжетное, без эпичекого и драматического мотива, без события.
В пластическом движении должно участвовать все тело.
Существует так же Экспрессивное движение готической скульптуры.Художника вдохновляет не тело, а переживание, его воплощение.
Движение действия и пространственное движение.
Хиазм (хиастического) - это решение проблемы перекрестного движения в классическом стиле
СКУЛЬПТУРА И ЕЁ ВИДЫ:
Скульптура единое искусство по своему существу, делится на ряд самостоятельных видов.
1.Большая и малая скульптура.
2.Свободная скульптура и рельеф.
В группе свободной скульптуры, группа : 1. кругло-скульптурных, всесторонних статуй.
МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА: МАТЕРИАЛ, ТЕХНИКА, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
Принцип пластики - работа изнутри наружу, из центра к периферии.
Глинтика- резьба в камне, пластичская обработка дорогих каменных пород, горного хрусталя и стекла;не столько резьба, сколько шлифовка алмазным порошком различных изображений и украшений.
Два основных вида гилиптики:
1.Резьба, выполненая в выпуклом рельефе - камеей
2.Углубленное, гравированное изображение - гемма, или инталия.
Камеи служат украшением.
Геммы применяютсяв качестве печатей, для отпечатка в воске или глине.
Мелкая пластика - это основные техники обработки метала (литьё, ковка, чеканка)или соревнуются друг с другом, или сливаются вместе(медали и плакеты)
Материал - бронза,чугун, алюминий, фаянс
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОЛОРИТА В ЖИВОПИСИ: