Животный мир в системе размещения производительных сил
СОДЕРЖАНИЕ: Использование животного мира в животноводстве. Законодательное регулирование вопросов животного мира в Украине. Охрана, мониторинг, размещение, проблемы животного мира Украины. Сравнительная характеристика животного мира Европейского Союза и России.ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Животный мир в системе размещения производительных сил.. 6
1.1 Основные понятия о животном мире. 6
1.2 Использование животного мира в животноводстве. 7
1.3 Использование животного мира в научных исследованиях. 10
ГЛАВА 2. Животный мир Украины.. 13
2.1 Законодательное регулирование вопросов животного мира в Украине. 13
2.2 Использование объектов животного мира в Украине. 14
2.3 Охрана животного мира. 19
2.4 Мониторинг животного мира. 21
2.5 Размещение животного мира Украины.. 22
2.6 Проблемы животного мира Украины.. 23
ГЛАВА 3. Сравнительная характеристика животного мира Украины и зарубежных стран.. 35
3.1 Животный мир стран Европейского Союза. 35
3.2 Животный мир России. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 42
Приложение А.. 44
ВВЕДЕНИЕ
Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях, стремление к сохранению и умножению представителей животного мира способствует культурному росту нации, а также развитию тех отраслей сельского хозяйства и промышленности, которые связаны с животноводством.
Актуальность данной темы в последнее время особенно высока, причем не только в Украине, но и во всем мире. Несанкционированная охота, рыболовля в запрещенных местах и многие другие правонарушения способствуют вымиранию многих пород и видов животных. Доказать подобные явления и причастность определенных лиц можно только взяв с поличным, иначе – уж слишком проблематично. Поэтому разработка способов охраны, статистики и улучшения состояния животного мира являются актуальными сегодня во всем мире.
Целями данной дипломной работы являются:
1) характеристика понятий животного мира в системе размещения производительных сил;
2) выявление особенностей статистики животного мира;
3) характеристика законодательных основ регулирования вопросов, связанных с животным миром в Украине и за ее пределами;
4) сравнительная характеристика состояния животного мира в Украине и за рубежом, в частности в России.
В процессе написания работы было использовано несколько научных методов, способствующих качественной оценке информации и ее отбору для работы. Одним из главных является метод подробного описания вопроса, позволяющий четко представить состояние животного мира на сегодняшний день. Другим методом является метод перечисления. Он используется для анализа факторов, влияющих на размещение животного мира, перечисления важных экономических показателей. Табличный метод позволяет наглядно проанализировать статистические данные о животном мире. Картографический метод, используемый в приложениях, позволит увидеть и проанализировать территориальную структуру животного мира.
Анализируя источники, использованные для написания данной работы, их можно разделить на несколько условных групп. Рассмотрим эти группы[1] :
1) первую группу составляет учебная литература по дисциплине «Размещение производительных сил», в которых подробно описана структура и особенности размещения животного мира; особенное внимание в учебной литературе уделено принципам размещения животного мира в Украине;
2) ко второй группе относится специальная литература в области животного мира;
3) следующую группу составляет научная литература – отсюда взяты термины и научные основы анализа размещения животного мира;
4) справочная литература (словари, энциклопедии и т.д.) использовалась в работе для введения определений, характеристики отдельных понятий из области экономики или животного мира;
5) следующую группу составляет периодическая литература, с помощью которой в работе дана относительно полная характеристика текущего состояния животного мира;
6) отдельная группа – законодательные основы животного мира, регулирующие состояние животного мира в Украине и на международном уровне, а также отношение к животным и наказание за правонарушения в области животного мира.
Таким образом, в данной работе отражаются основные термины и понятия животного мира, особенности размещения в Украине и мире, законодательное регулирование отношения к животному миру, проблемы и перспективы сохранения животного мира, разведения новых видов. Следует обратить особое внимание, что в данной работе особое внимание будет уделено такой отрасли применения животного мира, как животноводство. Животноводство является основой сельского хозяйства Украины и Европы, поэтому рассматривая тему животного мира и проводя сравнительный анализ, трудно не уделить внимание животноводству.
ГЛАВА 1. Животный мир в системе размещения производительных сил
1.1 Основные понятия о животном мире
Животный мир является одним из компонентов окрцужающей природной среды, национальным богатством государства, источником духованого и эстетического обогащения и воспитания людей, объектом научных исследований, а также важной базой для получения промышленного и медицинского сырья, продуктов питания и других материальных ценностей.
В интересах нынешнего и будущих поколений в мире при участии предприятий, организаций и граждан осуществляются меры по охране, научному обоснованию, неизматывающему использованию и воспроизведению животного мира.[2]
Рассмотрим основные понятия о животном мире.
Объектами животного мира являются:
- дикие животные – хордовые, в том числе хребетные (пресмыкающиеся, птицы, земноводные, рыбы и прочие) и бесхребетные (членистоногие, моллюски, иглошкурые и т.д.) во всем их видовом и популяционном разнообразии и на всех стадиях развития (эмбрионы, яйца, куколки и т.д.), которые пребывают в состоянии природной воли, содержатся в полувольных условиях или в неволе;
- части диких животных (рога, шкура ы т.д.);
- продукты жизнедеятельности диких животных (мед, воск и т.д.).
Объекты животного мира, а также норы, домики, логова, муравейники, бобровые норки и прочее жилище и сооружения животных, нерест, другие территории, являющиеся средой их существования и путями миграции, подлежат охране.[3]
1.2 Использование животного мира в животноводстве
Животноводство – одна из главных отраслей, где используются представители животного мира. Животноводство — вторая важнейшая отрасль сельского хозяйства. Она обеспечивает население высокобелковыми и диетическими продуктами питания, а ряд отраслей промышленности — сырьем. Особенность ее в том, что энергоемкость продукции животноводства (затраты энергии на одну калорию продукции) в 15 – 20 раз выше, чем в растениеводстве. Рассмотрим, как оценивают животный мир в животноводстве.
Животноводство в целом представляет собой совокупность подотраслей , выделяемых по видам животных: скотоводство, свиноводство, овце- и козоводство, птицеводство, оленеводство, звероводство, пчеловодство, шелководство, рыбоводство и т.д.. Каждая из подотраслей может быть дифференцирована по направлению производства (племенное, репродуктивное или пользовательное. товарное), а также виду получаемой продукции (молочное и мясное скотоводство, тонкорунное и грубошерстное овцеводство, яичное и бройлерное птицеводство и т.п.).[4]
Поголовье животных в силу его разнокачественности подразделяется и учитывается в первую очередь по видам: крупный рогатый скот, свиньи, овцы и козы, птица, лошади, олени, кролики, верблюды, ослы, мулы и др.
По экономическим признакам, существенным для социально-экономической, в том числе сельскохозяйственной, статистики, поголовье животных подразделяется:
1. По характеру хозяйственного использования на рабочий скот (лошади, осты, мулы) и продуктивных животных, Некоторые виды животных имеют смешанное использование (буйволы, олени и др.).
2. По функциональной роли в процессе производства виды и отдельные группы животных относят к основным средствам производства (взрослый рабочий и продуктивный скот) или к оборотным средствам (молодняк животных и взрослый скот на откорме).
По производственно-техническим признакам, важным для организации производства и получения продукции, поголовье животных каждого вида подразделяют:
1. По полу: самки, самцы, кастрированные животные.
2. По возрасту:
а) Взрослый скот — рабочий, продуктивный или на откорме. В связи с особой ролью взрослых самок и самцов, участвующих в получении приплода и в воспроизводстве животных, выделяют основное стадо (матки и самцы-производители), а также маточное поголовье. В свою очередь, самцов подразделяют по числу исполнившихся лет, а маток по числу лет или числу расплодов (отелов, окотов и т.п.).
б) Молодняк, подразделяемый далее по возрастным группам, различным для отдельных видов животных. Принципы для выделения возрастных групп молодняка являются общими для всех видов животных — это учет качественных изменений (переходов) в состоянии молодняка, в их назначении и использовании в связи с возрастом. Здесь важно учитывать такие периоды и этапы:
— молочный или подсосный период (15... 20 дней для телят от молочных коров, 8 мес для телят мясных коров, 1,5...2мес для поросят и т.д.):
— доращивание молодняка до момента его дифференциации на ремонтный, используемый для замены в будущем основного стада, и для откорма (в свиноводстве это примерно 4 мес):
— выращивание молодняка до момента наступления половой зрелости и возможности участия в воспроизводстве (18 мес для крупного рогатого скота, 9 мес для свиней и т.п.).
— фактическое участие в воспроизводстве до перехода в основное стадо (осемененные и неосемененные телки и др.).
Практически молодняк животных дифференцируют по числу исполнившихся дней (птица) или месяцев (поросята, ягнята. кролики), по числу исполнившихся лет (крупный рогатый скот, лошади, овцы, козы, ослы. мулы) или по годам рождения (текущего года. прошлого года).
3. По породности выделяют непородных и породных животных. Последних подразделяют по отдельным породам с выделением чистопородных животных и помесей разных поколений (4, 3. 2, 1), Чистопородных, в свою очередь, дифференцируют по классам, выделяемым по продуктивности и другим признакам: элита-рекорд, элита, 1 и 2 классы.
4. По живому весу — при рождении, отъеме от маток, переволе из группы в группу и в основное стадо, постановке па откорм и снятии с него. браковке, продаже, забое.
5. По другим существенным признакам в зависимости от задач анализа: по продуктивности, заболеваниям, приспособленности к определенным условиям содержания, например, коров к машинному доению, по состоянию (коровы яловые, сухостойные, на подсосном выращивании телят) и др.
Численность животных в статистических совокупностях учитывается в разрезе половых и возрастных трупп, а также в целом по каждому виду животных прежде всего в натуральном выражении — в физических головах.
Наличие животных характеризуется абсолютными моментными и интервальными показателями. В хозяйствах поголовье, требующее кормления и ухода, учитывается ежедневно. Органы статистики и управления изучают показатели наличия животных обычно на начало каждого месяца (при переписи — на начало каждого года) в виде моментных уровней, а также в целом за какой-нибудь период в виде среднего уровня.
Средняя численность может быть определена за любой промежуток времени — за год, квартал, месяц, стойловый или пастбищный период. Наиболее точно она рассчитывается как отношение обшей численности животных за все дни пребывания (общего числа кормодней) к календарной продолжительности периода.[5]
1.3 Использование животного мира в научных исследованиях
Биомедицинские исследования важны для здоровья и благополучия каждого человека в нашем обществе. Успехи биомедицинских исследований существенно повысили качество жизни и увеличили продолжительность жизни по всему миру. Однако возможность научного сообщества продолжать работу по улучшению личного и общественного здоровья находится под угрозой из-за движения за запрещение использования животных в биомедицинских исследованиях. Это движение возглавляется группой радикально настроенных борцов за права животных. Взгляды этих людей очень во многом расходятся с общественным мнением, а тактика включает в себя использование всех средств, от утонченного лоббирования, выискивания финансов, пропаганды и дезинформации до насильственных действий по отношению к исследовательским учреждениям и отдельным ученым.
Результаты насильственных действий защитников животных ошеломительны. Только в Соединенных Штатах с 1980 года группы защиты животных осуществили 29 налетов на исследовательские учреждения США, выкрали более 2000 животных, причинив материальный ущерб на сумму 7 миллионов долларов и сведя на нет годы научных исследований. Подобную деятельность осуществляли группы защиты животных в Великобритании, Западной Европе, Канаде и Австралии. Различные группы в этих странах взяли на себя ответственность за взрывы машин, учреждений, магазинов и частных домов исследователей.
Насилие групп защиты животных привело в уныние научное сообщество всего мира. Ученые, исследовательские организации и университеты были вынуждены изменить или даже прервать исследовательские работы, где использовались животные. Лаборатории были вынуждены тратить тысячи долларов из исследовательских фондов на приобретение сложного защитного оборудования. Молодые люди, которые могли бы посвятить свою деятельность биомедицинским исследованиям, уходят на другие профессиональные поприща.
Несмотря на усилия многих групп, пытающихся сохранить биомедицинские исследования от защитников животных, ответные действия на движение защиты прав животных были отрывочными, недостаточно финансировались и носили, главным образом, защитный характер. Многие группы биомедицинского сообщества не решаются публично высказывать свое отношение к действиям защитников животных из-за боязни нападок в ответ. В результате исследовательское сообщество было поставлено в оборонительную позицию. Мотивы сообщества и необходимость использования животных в исследованиях постоянно подвергаются сомнениям.
В то время как исследования на животных необходимы для улучшения медицинской помощи для всех людей, мы осознаем также, что должно быть обеспечено гуманное обращение с подопытными животными. Должно проводиться соответствующее обучение всего исследовательского персонала, а также должен обеспечиваться адекватный ветеринарный уход. Исследования должны соответствовать всем правилам и нормам, оговаривающим условия обращения, жилья, ухода, лечения и транспортировки животных.
Международные медицинские и научные организации должны разработать более сильную и эффективную кампанию в ответ на возрастающую угрозу здоровью обществу со стороны действий защитников животных. Должны быть обеспечены руководство и координация.
Исходя из сказанного Всемирная Медицинская Академия (ВМА) утверждает следующие принципы.
1. Использование животных в биомедицинских исследованиях существенно для дальнейшего медицинского прогресса.
2. Хельсинкская декларация ВМА требует, чтобы биомедицинские исследования на человеке имели в основе эксперименты на животных, но она также требует, чтобы принималось во внимание благополучие животных, используемых для исследования.
3. Важным является гуманное обращение с животными, используемыми в биомедицинских исследованиях.
4. От всех исследовательских учреждений должно быть потребовано соблюдение всех руководящих принципов по гуманному обращению с животными.
5. Медицинские общества должны препятствовать любым попыткам не допустить приемлемого использования животных в биомедицинских исследованиях, поскольку такое вмешательство подвергнет риску помощь пациенту.
6. Хотя свобода слова не должна нарушаться, анархистские элементы среди активистов движения по защите животных должны быть осуждены.
7. Во всем мире должна быть осуждена практика использования угроз, запугивания, насилия и личного давления по отношению к ученым и их семьям.
8. От международных правоохранительных организаций нужно требовать как можно больших координированных усилий для защиты исследователей и исследовательских учреждений от террористов.
ГЛАВА 2. Животный мир Украины
2.1 Законодательное регулирование вопросов животного мира в Украине
В Украине вопросы и положения животного мира регулируются в главной степени Законом Украины «О животном мире» от 13 декабря 2001 года N 2894-III.
Отношения в сфере охраны, использвоания и воспроизведения животного мира, объекты которого находятся в состоянии природной воли, в полувольных условиях или в неволе, на суше, в воде, грунте и воздухе, постоянно или временно населя.т территорию Украины или принадлежат к природным богатствам ее континентального шлейфа и исключительной (морской) экономической зоны, регулирутся Конституцией Украины, указанным выше Законом, законами украины «Об охране окружающей природной среды», «Об охотничьем хозяйстве и охоте» и другими нормативно-правовыми актами.
Отношения в сфере охраны, использования и воспроизведения сельскохозяйственных, подсобных животных, а также деятельность, связанная с озраной и использованием остатков ископаемых животных, регулируются соответствующим законодательством Украины.
Что касается действия международных договоров на территории Украины, то если международным договором, согласие на обязательность которого дана Верховной Радой Украины, установлены другие правила, нежели те, которые предусмотрены этим Законом, то применяются правила международного договора.
Украина принимает участие в международном сотрудничестве по вопросам охраны, использования и воспроизведения животного мира.
Заданием законодательства украины об охране, использовании и воспроизведении животного мира являются:
1) регулирование отношений в сфере охраны, использования и воспроизведения объектов животного мира;
2) сохранение и улучшение среды существования диких животных;
3) обеспечение условий сохранения всего видового и популяционного разнообразия животных.
2.2 Использование объектов животного мира в Украине
Государственное управление и регулирование в сфере охраны, использования и воспроизведения животного мира осуществляют Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти в сфере охраны, использования и воспроизведения животного мира, к которым принадлежат специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам охотничьего хозяйства и охоты, специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам рыбного хозяйства и их территориальные органы, другие специально уполномоченные на это органы исполнительной власти в соответствие с их полномочиями.
Органам местного самоуправления законами могут быть предоставлены отдельные полномочия органов исполнительной власти в сфере охраны, использования и воспроизведения животного мира.
Гражданам гарантируется право бесплатного всеобщего использования объектов животного мира для удовлетворения жизненно необходимых потребностей (эстетических, оздоровительных, рекреационных и т.д.).
Всеобщее использование объектов животного мира осуществляется без изъятия объектов животного мира из природной среды (за исключением любительской и спортивной рыболов ли в водных объектах всеобщего использования в рамках установленных законодательством объемов бесплатного вылова).
В порядке всеобщего использования объектов животного мира осуществляется использование полезных свойств жизнедеятельности животных – природных санитаров среды, опылителей растений и т.д., а также использование объектов животного мира в научных, культурно-образовательных, воспитательных, эстетических и других целях, не ограниченных законом.
Во время осуществления всеобщего использования объектов животного мира запрещается уничтожение животных, разрушение их жилища и других строений, нарушение среды существования животных и ухудшение условий их размножения.
К специальному использованию объектов животного мира принадлежат все виды использования животного мира (за исключением предусмотренных законодательством случаев бесплатной любительской и спортивной рыболов ли в водных объектах всеобщего использования), которые используются с их изъятием из природной среды.
Специальное использование объектов животного мира в порядке ведения охотничьего и рыбного хозяйства осуществляется с предоставлением соответственно закону предприятиям, организациям и гражданам права использования охотничьими угодьями и рыбохозяйственными водными объектами.
Специальное использование объектов животного мира осуществляется только с соответствующих разрешений или других документов, которые выдаются в порядке, предусмотренном Кабинетом министров Украины.[6]
На территории Украины в соответствие с законодательством могут осуществляться такие виды использования животного мира:
- охота;
- рыболовство, включая добычу водных бесхребетных животных;
- использование объектов животного мира в научных, культурно-образовательных, воспитательных и эстетических целях;
- использование полезных свойств жизнедеятельности животных;
- использование животных с целью получения продуктов их жизнедеятельности;
- добыча (приобретение) диких животных с целью их содержания и разведения в полувольных условиях или в неволе.
Законами могут быть предусмотрены и другие виды использования объектов животного мира.
Охотой считается вид специального использования животного мира путем добычи диких зверей и птиц, пребывающих в состоянии природной неволи или удерживаются в полувольных условиях в пределах охотничьих угодий и которые могут быть объектами охоты.
Для организации и ведения охотничьего хозяйства предоставляются в использование специально определенные для этого охотничьи угодья.
Пользователями охотничьих угодий могут быть специализированные охотничьи хозяйства, другие предприятия, организации, в которых созданы специализированные подразделения для ведения охотничьего хозяйства с предоставлением в их пользование охотничьих угодий.
Право на охоту имеют граждане Украины, которые достигли 18-оетнего возраста и получили соответствующие документы, свидетельствующие право на охоту.
Рыболовством считается добыча рыбы и водных бесхребетных.
На территории Украины различают промышленное, любительское и спортивное рыболовство.
Так как в данной работе мы рассматриваем животный мир в аспекте еще и животноводства, рассмотрим состояние отрасли на сегодняшний день.
По производству и потреблению молока и молочных продуктов Украина в 1989-1991 годах принадлежала к ведущим странам Европы. Природно-климатические условия и плодородные земли оказывают содействие получению высоких урожаев кормовых культур и дают возможность рядом с производством зерна удерживать значительное поголовье сельскохозяйственных животных, а итак, удовлетворять продукцией животноводства не только внутренние нужды, но и увеличивать экспортный потенциал.
За последние годы созданы 6 региональных селекционных центров, которые объединяют республиканское (Автономной Республики Крым) и 24 областных и 64 межрайонных племпредприятий, 1516 пунктов искусственного осеменения коров и телок в индивидуальном секторе. В основном завершена почти двадцатилетняя работа, связанная с изменением производительности крупного рогатого скота, — из комбинированного мясо-молочного на более конкурентоспособное специализированное молочное направление. Украинской академией аграрных наук и Министерством аграрной политики Украины одобрены концептуальные положения развития новой области специализированного мясного скотоводства, которые уже реализуются на практике.
Основу племенной базы в Украине, по данным государственной аттестации, составляют 354 племенных завода, 1797 племенных репродукторов, 21 селекционный центр, республиканское (Автономной Республики Крым), 24 областных и 75 межрайонных предприятий по племенному делу.
Всего в хозяйствах Украины разводят 25 пород крупного рогатого скота, 13 — свиней, 12 — овец, 14 — коней, 18 пород и кроссов птицы, 5 порід кролей, 4 — норки, 2 — лисиц, 4 — нутрии, 3 — пчел и 9 — рыб.
За последние годы учеными и практиками-селекционерами созданы новые высокопроизводительные породы крупного рогатого скота — украинскую красно- и черно-рябую молочную и украинскую, волынскую, полесскую мясные, украинскую верховую и новоалександровскую ваговозные породы коней, украинскую и полтавскую породы мясных свиней, асканийскую мясо-шерстную с кросбредной шерстью и горнокарпатскую породы овец. Генетически гарантированный уровень производительности животных этих пород представляет: удой за 305 дней лактации — 5200-6400 килограммов молока, среднесуточный прирост молодняка мясных пород — 1200 граммов, свиней — 790-980 граммов, настриг шерсти в чистом волокне — 4,5-5,3 килограмма, который в 2-3 раза превышает средние по Украине показатели.
Несмотря на это, использование отселекционированных по определенным направлениям производительности коров привело к резкому уменьшению отечественного поголовья, которое большей частью не может конкурировать с классическим, но, за исключением овцеводства, характеризуется чрезвычайно ценными особенностями, в частности такими, как высокая резистентность к местным климатическим условиям, неприхотливость к кормам, прочность конституции, продолжительное продуктивное использование, высокая воспроизводительная способность, многоплодие, скороспелость, большое содержимое жира и белка в молоке и т.п.. То есть местные породы остаются носителями ценных наследственных качеств и генных комплексов, без которых дальнейший породообразующий процесс был бы односторонним.
Более того, в Украине на гране полного исчезновения есть такие породы крупного рогатого скота, как серая украинская, белоголовая украинская, красная польская, лебединская и пинцгау, а также сокольская порода овец. Локальными стали симментальская, бурая карпатская и красная степная породы крупного рогатого скота, гуцульская порода коней, каракульская, романовськая, цигайская, прекос, асканийская тонкорунная и горнокарпатская породы овец, миргородская, украинская степная рябая, большая черная породы и мангалицкач, кроливецкая и приднепровская породные группы свиней. Общее поголовье коров исчезающих пород представляет от 300 (серая украинская) до 10 тыс. голов (симментальская). Это критическая численность, снижение которой делает невозможным восстановление породы.
В связи с недостаточным развитием племенного дела возникла необходимость в усилении государственного регулирования в животноводстве и контроле за соблюдением законодательства в селекционной работе.
Кроме перечисленного, в племенном деле есть также другие важные проблемы, в частности:
необходимость идентификации племенных животные, официальной классификации (оценки) по типу, контролю за достоверностью учета ее происхожденич и производительности, низкой эффективности оценки плодников по собственной производительностью и качеством потомства и другими признаками;
использование для воспроизведения маточного поголовья сельскохозяйственных животных племенных ресурсов низкого генетического качества, а в некоторых случаях — неизвестного происхождения;
несовершенство информационной базы по племенному делу;
недостаточное внедрение в производство научно-технических достижений по вопросам генетики и селекции животных;
ограниченность финансового обеспечения мероприятий по сохранению генофонда существующих, локальных и исчезающих отечественных пород.[7]
В Приложении Б представлен расчет надобностей в средствах для улучшения ситуации (источник тот же).
2.3 Охрана животного мира
Охрана животного мира включает систему правовых, организационных, экономических, материально-технических, образовательных и других мероприятий, направленных на сохранение, воспроизведение и использование объектов животного мира.
Охрана животного мира предусматривает комплексный подход к изучению состояния, разработки и осуществления мероприятий касательно охраны и улучшения экологических систем, в которых пребывает и составной частью которых является животный мир.
Охрана животного мира осуществляется путем:
- установления правил и научно обоснованных норм охраны, рационального использования и воспроизведения объектов животного мира;
- установление запрета или ограничений при использовании объектов животного мира;
- охраны от самовольного использования и других нарушений установленного законодательством порядка использования объектов животного мира;
- охраны среды существования, условий размножения и путей миграции животных;
- предотвращения гибели животных во время осуществления производственных процессов;
- формирования экологической сети, создания государственных заповедников, заказников и определения других природных территорий и объектов, подлежащих особенной охране;
- установления особенного режима охраны видов животных, занесенных в Красную книгу;
- разработки и внедрения программ (планов действий) касательно сохранения и воспроизведения видов диких животных, пребывающих под угрозой исчезновения;
- разведения в неволе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, создания «банков» для хранения генетического материала;
- установления научно обоснованных нормативов и актов использования объектов животного мира и требований к способам их добычи;
- регулирования и изъятия животных из природной среды для зоологический коллекций и так далее.
Создание и пополнение зоологических коллекций путем изъятия животных из природной среды проводятся предприятиями, организациями и гражданами только с позволения специально уполномоченных органов.
Зоологические коллекции, составляющие научную, культурно-образовательную, учено-воспитательную или эстетическую ценность и имеющие общегосударственное значение, подлежат государственному учету.
2.4 Мониторинг животного мира
Мониторинг животного мира является составляющей частью мониторинга окружающей природной среды и осуществляется в соответствие с Законом Украины «Об охране окружающей природной среды».
Для обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира ведутся государственный учет животных, учет объемов их добычи, а также государственный кадастр животного мира, который содержит систематизированную совокупность вдеомостей о географическом распространении видов (групп видов) животных, их численность и состояние, хараткристики среды их существования и современного хозяйственного использвоания и другие необходимые данные.
Порядок ведения учета животных и объема их добычи устанавливается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов с согласованием со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам статистики, заинтересованными органами исполнительной власти и соответствующими научными организациями.
Порядок ведения государственного кадастра животного мира определяется Кабинетом Министров Украины.
Государственный контроль в сфере охраны, использования и воспроизведения животного мира осуществляется Кабинетом Министров Украины, метсными государственными администрациями, советами и их исполнительными органами, специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов, охотничьего хозяйства и охоти и рыбного хозяйства и их территориальными органами, другими государственными органами в соответствие с законодаетльством.
2.5 Размещение животного мира Украины
Рассмотрим географические особенности расположения Украины (в Приложении А представлена картографическая характеристика).
Территория государства составляет 603,7 тыс. км2 . Поверхность большей частью равнинная и холмистая с отдельными возвышенностями (Волынская, Подольская, Приднепровская – на Западе, Донецкий кряж и Приазовская – на Юго-Востоке) и низменностями (Полесская – на Севере, Приднепровская – на средней части, Причерноморская – на Юге), на крайнем Юге – Крымские горы, на Юго-Западе – Украинские Карпаты. Климат умеренный, преимущественно континентальный, на Южном берегу Крыма – субтропический. На территории Украины находится свыше 10 заповедников. Наиболее крупные из них – Черноморский и Залесский, Карпатский природный парк.[8]
Животный мир Украины разнообразен и представлен всеми видами животных, которые теоретически могут находиться на территории, обладающей теми геолого-географическими особенностями, которыми обладает Украина.
Следует отметить, что наибольшее распространение животного мира приходится на Полесье (Север Украины), наименьшее – на Восточный регион государства. Это объясняется следующим образом. Как известно, Полесье – это преимущественно лесная зона, к тому же хорошо охраняемая и находящаяся в хорошем состоянии. Восток Украины (Донецкая, Днепропетровская, Харьковская, частично Запорожская области) – это преимущественно промышленная зона. В этом регионе вообще в последнее время фермерство и сельское хозяйство вымирают как отрасли народного хозяйства, поэтому говорить о развитии животного мира этого региона, к сожалению, не приходится.[9]
2.6 Проблемы животного мира Украины
Животный мир Украины имеет ряд проблем как накопившихся со времен существования СССР, так и приобретенных за годы независимости. Рассмотрим наиболее важные из них.
Нерациональное размещение промышленных предприятий. Во времена существования СССР плановая экономика государства была направлена на развитие промышленности. Особенно тяжелой промышленности. Мало учитывались особенности территорий. Промышленные предприятия строились везде, несмотря на то, подходящей является соответствующая территория или нет. Так, например, Украина является преимущественно аграрным государством (преимущественно, потому что восточная часть страны более приспособлена к промышленности, нежели к сельскому хозяйству). Несмотря на это, в стране построено множество промышленных предприятий, которые размещены нелогично, неправильно и даже порой с большой опасностью для окружающей среды. Из-за этого страдает и животный, и растительный мир Украины. К примеру, Житомирщина является сугубо аграрной территорией. Несмотря на это там расположено несколько промышленных предприятий, совершенно не связанных с особенностями территорий (заводы станков-автоматов, электроприборостроения, автоматики и т.д.). Во-первых, они расположены далеко от основного сырья (что осложняет транспортировку и увеличивает затраты на нее). А во-вторых, отходы производства мешают развитию животного мира одного из самых зеленых регионов государства.
Законодательство. К сожалению, законодательство Украины по большей части не помогает, а только мешает развитию отраслей, которые регулирует. Известно, что идеального законодательства не бывает, но уж слишком часто статьи украинских законодательных актов вступают в противоречия друг с другом или не контролируют достаточное количество отраслей. Касательно животного мира в Украине, к примеру, абсолютно не регулируется охрана животных. Проблематично в данное время доказать плохое отношение к животным. Единственный случай, когда дело о плохом обращении с животными было рассмотрено в суде и участники издевательств понесли наказание, случилось лишь недавно, и доказать причастность удалось лишь взяв с поличным.
Нет подобающей охраны животных, занесенных в Красную книгу. Браконьерам выгоднее заплатить небольшие штрафы и продолжать промыслы, нежели остановить незаконную деятельность.
Не решена в Украине и проблема бездомных (бродячих) животных. И, похоже, в ближайшее время ее никто решать не собирается. Лишь недавно в Киеве открылся первый питомник, организованный благотворительным фондом и волонтерами, в котором можно содержать животных в нормальных условиях. При этом питомник полностью держится на благотворительных основах. Государство заботу не проявляет. А государственные питомники не являются теми местами, где животные могут нормально себя чувствовать.
Менталитет (отношение к животным). Советской обстановкой в населении нашей страны было воспитано чувство, что животные являются низшим в сравнении с человеком классом и человек волен делать с ними все, что заблагорассудится. Хоть и велась пропаганда, что животные – это браться наши меньшие, но отношение к ним было отнюдь не братским. Понятно, что посылом к этому служило положение советских людей в обществе – всеобщая уравниловка в комбинации с тем, что для того, чтобы жить нормально, необходимо воровать и обманывать, хамское отношение вокруг отнюдь не способствовали проявлению любви к животным. К сожалению, и до сегодняшнего дня во многих осталось пренебрежительное отношение к животным.
Таким образом, в Украине остается множество проблем, связанных с животным миром. К сожалению, все их в ближайшее время решить не удастся. Даже если уладить, к примеру, проблемы размещения промышленных предприятий и проблемы законодательства, очень трудно изменить менталитет населения, пусть и уже значительно меньшей его части, так как с годами отношение к животным все таки улучшается.[10]
Рассмотрим отдельно проблемы животного мира в контексте использования его в сельском хозяйстве Украины, в частности – в животноводстве.
Уже на протяжении многих лет сельское хозяйство Украины находится в кризисном состоянии. Сравнительно с аграрными секторами многих других стран украинское сельское хозяйство мало приспособилось к рыночным условиям. Следствием является разрушение основных фондов и ухудшение материально-технического снабжения сельского хозяйства. Это со своей стороны находит отображение в спаде объемов производства, который длится от начала процесса реформ, и резком снижении производительности работы в сельском хозяйстве Украины. Но поскольку спад производства в сельском хозяйстве есть все-таки меньшим, чем в некоторых других секторах экономики и в народном хозяйстве в общем, можно было бы сделать вывод, что относительная конкурентоспособность сельского хозяйства в Украине вопреки спаду производства выросла.
Торговля сельскохозяйственной продукцией очень пострадала от спада производства и разрыва торговых связей с бывшими советскими республиками и странами восточного блока. Объемы экспорта всей аграрной продукции снизились по меньшей мере на 50 %.Часть аграрного экспорта является ощутимой и имеет важные следствия для платежного баланса страны.
Украина имеет почти уникальную комбинацию таких факторов, как близость к международным рынкам и ресурсы для производства сельскохозяйственных товаров. Украина - большая по территориеи страна со значительными ресурсами сельскохозяйственных угодий в перерасчете на душу населения. Более того, эти угодья благодаря их особому качеству и благоприятному климату имеют большой потенциал урожайности. Учитывая такие ресурсы не удивительно, что по производству растениеводческой продукции, а также молока на душу населения показатели в Украине высшие, чем в среднем в мире или Европе. В этих видах продукции показатели на душу населения в Украине являются аналогичными к показателям у таких традиционных экспортеров аграрной продукции, как Канада, Франция и США. Лишь по мясу Украина находится ниже среднеевропейского уровня. Даже к началу переходных процессов урожайность в растениеводстве или задел в животноводстве были намного ниже, чем в странах с аналогичными запасами ресурсов.
К началу трансформационного процесса большая часть аграрной продукции вырабатывалась большими предприятиями. Вместе с тем уже тогда личные подсобные хозяйства на своих небольших участках делали значительный взнос в производство. На приусадебных участках объемы производства несколько возросли, тогда как в больших предприятиях они существенным образом сократились.
Неявное и явное налогообложение сельского хозяйства. До сих пор сельское хозяйство не могло полностью раскрыть свой потенциал, так как, в частности, оно облагалось налогами как непосредственно, так и в скрытых формах. Во-первых, большим предприятиям на продукцию, которую они должны поставлять государству, как и раньше, устанавливаются цены, низшие чем цены внешнеторгового паритета. Во-вторых, оплата часто осуществляется с большим опозданием. Это эти опоздания с оплатой на несколько месяцев означают значительное уменьшение реальной цены.
Большие трансакційні расходы в больших сельскохозяйственных предприятиях. Средняя обеспеченность земельными ресурсами и поголовье скота в сельскохозяйственных предприятиях в Украине значительно большие, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Правительство Украины хочет и в дальнейшем оказывать содействие развитию сельского хозяйства на основе больших предприятий. Относительно обоснования этого часто указывается уменьшение производственных затрат в больших предприятиях. Однако при этом остаются без внимания расходы, которые возникают в больших сельскохозяйственных предприятиях в связи с контролем по результатам работы и соблюдением трудовой дисциплины. Однако именно эти затраты на организацию работы ограничат уменьшение общих затрат в сельском хозяйстве.
Спад производства в сельском хозяйстве Украины переживают преимущественно большие предприятия. Низкая трудовая дисциплина на этих предприятиях общеизвестна. Причиной этого является поведение как руководителей, так и работников. Поскольку руководителей сегодня выбирают на общих сборах членов предприятия или их представителей, этим руководителям кажется целесообразным не настаивать на суровом выполнении условий трудовых договоров. Кроме этого, руководители больших предприятий предоставляют корма и удобрения для личных подсобных хозяйств работников и пенсионеров по значительно низшим ценам, чем можно было бы получить при их альтернативной продаже.
Однако снижение трудовой дисциплины предопределяется не только поведением руководителей, а также и поведением работников. Во-первых, их мотивация к работе не очень высокая вследствие небольшого заработка, который и вдобавок выплачивается с задержками. Во-вторых, очевидно, что увеличилась их заинтересованность в том, чтобы работать на своем участке, а не на предприятии.
Неудовлетворительное приспособление структур аграрных предприятий к новым условиям. Ярко выраженная двойственность структуры сельского хозяйства в Украине с ее делением на большие предприятия и подсобные хозяйства не пригодна для преодоления проблем, вызванных рыночными условиями. Без государственной поддержки большие предприятия большей частью были бы неконкурентоспособными на международном уровне, даже по мировым ценам. Что же касается подсобных хозяйств, то они хотя и являются конкурентоспособными, но лишь потому, что неявно субсидируются большими предприятиями и получают от них материальные ресурсы. Большинство этих хозяйств было бы при рыночных условиях тоже нежизнеспособной.
Заторы в системе сбыта. На конкурентоспособность имеют существенное влияние и затраты на транзакции между предприятиями. Транзакция - банковская операция, которая состоит в переводе денег с одного счета на другого. Любое повышение стоимости транзакций в торговле с отечественными и иностранными предприятиями способствует снижению специфических для предприятий цен продажи и (или) повышение соответствующих закупочных цен. Стремление предприятий к рациональному хозяйствованию приведет при такой ситуации к попыткам увеличить объемы самообеспечения за счет собственной переработки сырья и создать таким образом лучшую основу для бартерных операций. От начала переходного процесса затраты на транзакции между предприятиями в Украине действительно значительно возросли.
Эти большие затраты на сбыт сельскохозяйственной продукции обусловленны в первую очередь институционными недостатками, важнейшим из которых является отсутствие конкуренции. Вопрос относительно того, кто имеет право сохранять, транспортировать или грузить, решается не исключительно на анонимном рынке услуг по сбыту продукции, а бюрократическим путем и в зависимости от личных отношений. Вследствие высоких цен сбыта цены производителя в Украине значительно ниже, чем цены на мировом рынке. Поэтому сельское хозяйство от благоприятных сейчас экспортных условий выиграет меньше, чем оно могло бы иметь, если бы существовало эластичное предложение услуг по реализации продукции.
Затраты на транзакции в международной торговле. Взаимосвязь между мировыми и внутренними ценами в Украине решающей мерой зависит от экспортной политики страны. В начале трансформационного процесса была введена разветвленная система экспортных квот и лицензий. В 1994 г. для большинства продуктов эти квоты и лицензии были упразднены. С начала 1996 г. экспорт аграрной продукции официально не подлежит ни квотированию, ни лицензированию. На фоне относительно эластичного спроса на украинский аграрный экспорт в целом это увеличение затрат в краткосрочном периоде означает сокращение экспортных доходов и цен производителя. В более длительной перспективе потери еще большие, так как уменьшение объемов торговли обусловит сокращение инвестиций в торговую инфраструктуру сравнительно с обычными условиями. Также происходит значительная деформация структуры торговли, а именно в сторону тех операций, которые можно осуществить относительно быстро и без риска,
Правовая неопределенность. Правовые рамочные условия деятельности аграрного сектора определяются многими инстанциями (Администрацией Президента, Кабинетом Министров, министерствами, Парламентом, Национальным банком, разными государственными комитетами). Решения, которые постановляются этими инстанциями, часто плохо скоординированы и нередко противоречат друг другу из-за неопределенности полномочий и отличия целей. Законы часто изменяются, причем иногда даже с обратным действием. Отечественные и иностранные предприниматели, которые были бы готовы нести коммерческий риск деятельности в Украине, должны опасаться, что внезапные изменения политики могут свести на нет все их планы.
Развитие аграрного сектора усложняется также отсутствием правовых гарантий относительно торгового партнера. Отсутствие надежной правовой системы разрешает поднимать договорные условия. По этой причине существует тенденция к избежанию масштабных соглашений, а деловое отношение развивалось лишь на основе доверия, которое создается в ходе кропотливой и медленной работы.
Реализация сельскохозяйственного потенциала - а итак, и будущая конкурентоспособность аграрного сектора - будет зависеть в Украине от двух важных факторов.
Во-первых: в каком объеме будет происходить адаптация в использовании земельных угодий и в структуре животноводства? Старая схема отвода площадей под разные культуры, сформированная плановой экономикой, не ориентировалась на альтернативные затраты в народном хозяйстве. В Украине, где эта схема, наверное, была довольно деформированной еще в прежние времена, использование площадей еще и сегодня остается почти неизменным. На сегодня не достает механизма, с помощью которого земля переходила бы к лучшему хозяину.
Во-вторых: в каком объеме может быть увеличена производительность животноводства, пусть даже при сохранении нынешней формы использования площадей, но благодаря использованию лучших ресурсов. Благодаря улучшению техники можно снизить производственные затраты по всем видам сельскохозяйственной продукции в Украине. Благодаря этому можно увеличить абсолютные преимущества относительно затрат или же уменьшить их абсолютные недостатки, увеличить экспорт и уменьшить импорт. Однако если производство направлено на максимизацию благосостояния, тогда оно должно ориентироваться на относительные преимущества относительно затрат. Даже если Украина благодаря использованию лучшей техники сможет наладить более дешевое производство многих сельскохозяйственных продуктов и их удобный экспорт, благосостояние страны можно максимизировать не за счет одинакового инвестирования в производство всех этих продуктов, а за счет отказа от производства некоторых из них в пользу специализации тех видов продукции, которые являются относительно конкурентоспособными.
Сильный спад аграрного производства объясняется в первую очередь высоким уровнем неявного налогообложения. Экспортные паритетные цены в Украине находятся значительно ниже уровня цен на мировом рынке. Кроме этого, ценовое соотношение внутри страны не отвечает соотношению на мировом рынке. Поэтому к сельскохозяйственным предприятиям не доходят сигналы, которые бы заставляли их приспосабливаться к условиям на мировом рынке. Повышение экспортных паритетных цен можно было бы осуществить на протяжении короткого времени даже при нынешней структуре производства и потребление благодаря снижению затрат на транзакции. И наоборот, для мобилизации значительных имеющихся ресурсов производительности нужно улучшить конкурентоспособность отечественных предприятий. Однако это требовало бы приспособления к условиям на мировом рынке и переходе предприятий к хозяйствованию под собственную ответственность, т.е. такого развития событий, которого можно достичь, очевидно, лишь в среднесрочной перспективе.
Значительный потенциал сельского хозяйства Украины можно развить, если правительство в будущем переведет стрелки в положительном направлении. Нынешняя слабость украинского аграрного сектора лишь на первый взгляд обусловлена отсутствием техники и капиталов в предприятиях; непосредственными причинами является недостаток структурных реформ и неразвитость институтов рынка в системе производства и сбыта, за что несет ответственность правительство. Лишь после устранения этих недостатков можно будет найти долгосрочное и эффективное решения технических и финансовых проблем сельского хозяйства Украины.
Аграрный сектор охватил глубокий финансово-экономический и социальный кризис, который сопровождался резким спадом сельскохозяйственного производства. В 2005 г. производство валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств уменьшилось (сравнительно с 1997 г.) на 42,2 % (с 48,6 млн. до 28,1 млн. грн.). Вместе с тем потребление продовольствия в расчете на среднего гражданина Украины снизилось к недопустимому уровню: молока - до 46, яиц - до 37 от физиологической нормы питания. На полках магазинов преобладают продукты иностранного производства, цена которых высокая, а качество низкое. Эти тенденции приобрели стабильный характер, а уровень падения производства приближается к критической границе. Вместе с тем оценка продовольственных товаров, произведенных из сельскохозяйственного сырья, превышает 50 млрд. грн., тогда как при надлежащем финансировании производственных нужд может достичь 87 млрд.
Нарушение закона стоимости привело к значительной потере сельским хозяйством ценового паритета сравнительно с промышленным производством. Кредитная и налоговая политика не учитывает специфики этой области с замедленным оборотом капитала. Процесс развития форм собственности и хозяйствования, а также реформирование коллективных хозяйств в более рациональные хозяйственные структуры пока что не дают положительного результата. Особенно разрушительную силу имеет диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, обусловленный игнорированиям объективных экономических законов стоимости и воспроизведения. Как следствие, за последние 7 лет производство продукции сельского хозяйства сократилось более чем наполовину.
Несовершенная и малоэффективная организация государственного управления агропромышленным комплексом (АПК) не отвечает современным требованиям. Сегодня для нее характерны низкая экономическая обоснованность, нередко - некомпетентность, авантюрная поспешность в принятии жизненно важных решений, которые задевают интересы многих людей, непоследовательная реализация на практике принятых (как правило, временных) положений, аграрной политики как совокупности технологических, технических, социально-экономических, финансовых и правовых мероприятий.
Вообще можно назвать такие основные причины современного кризисного состояния аграрного сектора:
- отсутствие до этого времени стратегически направленной и всесторонне отработанной государственной аграрной политики; ошибочность сформированной на первых этапах независимости под влиянием части политиков и экономистов мысли о том, что в условиях рынка регулирующая роль государства не только нецелесообразна, но и вредна;
- непомерный для коллективных и индивидуальных производителей сельскохозяйственной продукции диспаритет цен на нее и промышленные изделия, которые поступают в область, а также чрезмерное налоговое и кредитное давление;
- недооценка властными структурами мирового опыта относительно необходимости начинать восстановление экономики из сельского хозяйства;
- искоренение сформированного еще в советские времена потребительского отношения к сельскому хозяйству, которое проявляется в старании взять от него как можно больше продукции по наинизшим ценам. Следствием такого отношения к селу есть усиление его обнищания. Поэтому ухудшение экономического развития села предопределяет дальнейшее обострение его социальных проблем, которые, в свою очередь, обусловливают новые экономические осложнения в сельском хозяйстве и в стране в целом.
Опыт убеждает, что, не решив главного продовольственного вопроса, не найдя правильных, взвешенных подходов к осуществлению аграрных превращений в Украине, не поняв истинных стремлений и запросов фермера, не сделав всего необходимого для их удовлетворения, нельзя рассчитывать на быстрый выход из глубокого экономического кризиса государства.[11]
ГЛАВА 3. Сравнительная характеристика животного мира Украины и зарубежных стран
3.1 Животный мир стран Европейского Союза
Рассмотрим животный мир именно Европейского Союза, так как интеграция Украины в мировое сообщество – в частности в сторону Европейского Союза – являются приоритетными для власти.
Страны Европейского Союза отличаются благоприятными условиями для поддержания и развития животного мира. Практически все страны являются в первую очередь аграрными, то есть народное хозяйство основывается на растениеводстве и животноводстве. Поэтому развитие животного мира, поддержание имеющихся и разведение новых пород животных в Евросоюзе являются приоритетными.
Животноводство является наибольшей и высокоэффективной областью сельского хозяйства Евросоюза. На часть животноводства приходится приблизительно три четверти совокупных фермерских прибылей.
Высокая эффективность европейского животноводства обусловлена применениям научно-обоснованных систем удержания сельскохозяйственных животных, а также практически повсеместным высоким уровнем механизации и автоматизации на всех участках производства и переработки продукции. Качественно сбалансирована кормовая база. Важное место в животноводстве занимает молочный скот. Значительный удельный вес имеет также производство свинины, говядины и бройлерной птицы. Прибыльной и развитой областью является меховое звероводство. По производству норки лидирующее место в мире (почти треть мирового производства) занимает Дания. По объему улова рыбы Дания занимает второе место среди стран ЕС после Англии и занимает третье место в мире по экспорту рыбы. Область экспортирует рыбу и морские продукты в 114 стран мира.
В Евросоюзе отводится особое внимание вопросам защиты окружающей среды. Действующие законы жестко регулируют применение химических веществ, диктуют порядок и масштабы использования органических удобрений, а также исключают сбрасывание отходов сельхозпроизводства в окружающую среду. Экологически чистые технологии в европейском сельском хозяйстве успешно внедряются не только под административным прессом, но также потому, что они стали экономически удобными для самих фермеров.
3.2 Животный мир России
Россия издавна является стратегическим партнером Украины практически во всех сферах хозяйственной деятельности. Во многом это объясняется соседством двух стран. Во многом – и тем, что природные ресурсы двух стран часто дополняют друг друга – то, чего нет в Украине, есть в России и наоборот. Поэтому стоит отдельно проанализировать состояние животного мира России.
Начнем с географической обстановки, в которой существует животный мир России.
Россия расположена в восточной части Европы и северной части Азии. Площадь – 17075,4 тыс. км2 . Большая часть европейской территории России занята Восточноевропейской равниной. На Юге – северные склоны Кавказа, на Северо-Западе – горы Хибины. К Востоку от Урала – Западно-Сибирская равнина, окаймленная на Юго-Востоке горами Алтая. Между Енисеем и Леной расположена Среднесибирское плоскогорье, к которому на Юге примыкают хребты Западного и Восточного Саяна, а между Леной и Тихим океаном – хребты и плоскогорья Северо-Восточной Азии. Климат изменяется от морского на крайнем Северо-Западе до резко континентального в Сибири и муссонного на Дальнем Востоке. Средние температуры января от 0 до – 50 0 С, июля – от 1 до 25 0 С.
Как видим, климатические и другие условия способствуют расширению животного мира России. В государстве расположено свыше 50 заповедников и 2 природных национальных парка. Это означает, что в государстве есть все необходимые инструменты для поддержания и развития животного мира, а, следовательно, и отраслей народного хозяйства, использующих продукты животного мира.[12]
Рассмотрим основную сферу применения животного мира в народном хозяйстве России – животноводстве.
Рассмотрим структуру условного поголовья по видам животных. Рассчитывается удельный вес видов животных в общем итоге, например, свиней в условном поголовье хозяйств населения 24,5%, коров 41,2% и т.п. Можно рассматривать также коэффициенты координации — соотношения физической численности свиней с другими группами и видами. Так, на 1 ноября 2005 г. На 100 свиней в хозяйствах населения приходилось 76 коров и 150 овец и коз, а на сельскохозяйственных предприятиях эти соотношения составили 77 и 90 голов.
Структура физического и условного поголовья в территориальном разрезе с выделением зон, подзон, республик, областей, районов и других территориальных формирований. В качестве примера можно рассмотреть структуру размещения основных видов животных по крупным зонам Российской Федерации.
Таблица 3.1 - Численность и структура основных видов животных 110 зонам России (на начало года)
Зоны | Крупный рогатый скот | Свиньи | ||
2001 | 2005 | 2001 | 2005 | |
Численность, млн гол. | ||||
Нечерноземная зона | 17,7 | 11,8 | 10,6 | 6,6 |
Сибирь и Дальний Восток | 13,2 | 9,4 | 7,5 | 5,0 |
Юг Европейской части | 26,1 | 18,5 | 20,2 | 11,1 |
Итого | 57.0 | 39,7 | 38,3 | 22.7 |
Структура, % к итогу | ||||
Нечерноземная зона | 31,0 | 29.7 | 27,7 | 29,1 |
Сибирь и Дальний Восток | 23,2 | 23,7 | 19.6 | 22.0 |
Юг Европейской части | 45,8 | 46,6 | 52,7 | 48,9 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 |
Основная часть поголовья, особенно свиней, сосредоточена, как видно из таблицы, в южной части Российской Федерации. К 2005 г. удельный вес поголовья свиней здесь сократился за счет более резкого уменьшения численности свиней по сравнению с другими зонами России, а крупного рогатого скота несколько возрос.
Структура физического, или условного, поголовья по категориям хозяйств и группам населения (в центом или по территориям) (табл. 3.2.).
За 2001—2005 гг. в структуре распределения поголовья произошли существенные сдвиги. За счет сокращения поголовья на крупных сельскохозяйственных предприятиях увеличена численность и повышен удельный вес поголовья хозяйств населения, началось формирование сектора крестьянских хозяйств.
Структура физического поголовья по подовым и возрастным группам, внутри отдельных видов животных. Соотношение разных групп животных характеризует производственное направление животноводства (откорм, выращивание молодняка и т.п.), а также возможности для воспроизводства стада.
Таблица 3.2 - Численность и структура поголовья по категориям хозяйств России (на начало года)
Категории хозяйств | Коровы | Свиньи | ||
2001 | 2005 | 2001 | 2005 | |
Поголовье, млн голов | ||||
Сельхозпредприятия | 15.3 | 10,4 | 31,2 | 14,5 |
Хозяйства насе;гсняя | 5.2 | 6,7 | 7.1 | 7,7 |
Крестьянские хозяйства | 0,0 | 0.3 | 0,0 | 0,4 |
Итого | 20,5 | 17,4 | 38,3 | 22,6 |
Структура, % к итогу | ||||
Сельхозпредприятия | 74,6 | 59,8 | 81,5 | 64,2 |
Хозяйства населения | 25,4 | 38.5 | 18,5 | 34,1 |
Крестьянские хозяйства | 0,0 | 1,7 | 0,0 | 1,8 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 |
Таблица 3.3 - Удельный вес коров в поголовье крупного рогатого скота России, % к итогу на начало года
Категории хозяйств | 1981 | 1991 | 2001 | 2005 |
Хозяйства всех категорий | 39,9 | 38.2 | 36,0 | 43,8 |
Сельхозпредприятия | 33,5 | 34,6 | 32,5 | 37,8 |
Хозяйства населения, всего | 62,8 | 56,8 | 52,5 | 58,8 |
из них: сельская местность | 62,5 | 56,8 | 52,7 | 58,1 |
городская местность | 66,7 | 57,1 | 50,0 | 66,7 |
Общей тенденцией для хозяйств всех категорий с 1981 по 2001 г. было сокращение удельного веса поголовья коров и, соответственно, повышение удельного веса молодняка, что способствовало ускорению темпов производства мяса. К 2005 г. доля коров в стаде возросла и была, как и в другие годы, более высокой в хозяйствах населения, особенно в городской местности. К началу 2006 г. удельный вес коров в стаде повысился до 45,3%в среднем, 38,8% на сельскохозяйственных предприятиях, 58,9% в хозяйствах населения, а в крестьянских хозяйствах составил 50,0%.[13]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены главные аспекты животного мира, а также состояние животного мира в контексте развития животноводства. Животноводства, потому что оно является главной отраслью применения продуктов животного мира.
Однако это не значит, что животный мир предназначен только для дальнейшего его использования в корыстных целях. Как видно из определения (оно представлено в начале работы), объекты и продукты животного мира используются как для дальнейшего использования в отраслях промышленности, так и в учебных, эстетических и других целях.
В Украине существует множество проблем, связанных с животным миром. Во-первых, это касается законодательной основы. Законодательство о животном мире, мягко говоря, неидеально и в основном носит лишь декларативный характер, а предусмотренные меры наказания настолько скромны, что легче заплатить штраф и продолжать нарушать закон, нежели отказываться от нарушений. Да и наказание может последовать только при взятии с поличным при нарушении. Во-вторых, менталитет жителей Украины таков, что о животном мире мало кто заботится. Понятно, что обстановка в Украине на данный момент такова, что в первую очередь необходимо заботиться о себе и своей семье, а животный мир отходит не то чтобы на второй план – куда дальше, так как современная обстановка переходного периода не позволяет в полной мере заботиться о животных. Немаловажным является и нерациональное размещение промышленных предприятий, способствующих исчезновению некоторых видов и пород животных за счет загрязнения окружающей среды.
Тем не менее животноводство продолжает развиваться – пусть и с резкими перепадами, но все таки надежды на дальнейшее развитие есть. В целом в структуре сельского хозяйства Украины по валовой продукции животноводство занимает первое место (54,7%).[14] В основном оно специализируется на производстве мясомолочной продукции, яиц. Во всех областях ведущим является скотоводство, кроме того, в лесостепной зоне значительное развитие получили свиноводство и птицеводство. Развиты также кролеводство, пчеловодство, рыбное хозяйство.[15]
Если сравнивать с Россией, то проблемы одни и те же. Однако в России за счет географического положения гораздо обширнее представлены те или иные виды. А вот проблемы абсолютно одинаковы.
А вот что касается Европейского Союза, куда Украина так стремится, то там дело с развитием животного мира обстоит куда лучше. Во-первых, при том же потенциале, что и в Украине, европейцам удалось куда лучше защитить фауну от воздействия человека, в том числе и браконьеров. В Европе не встретить промышленных предприятий, расположенных в зонах разведения животных – леса, степи и т.д. Да и законодательство касательно животного мира там и разработано лучше, и выполняется куда эффективнее. При этом европейцы очень чутко относятся к животным. Огромные средства уходят в благотворительные фонды защиты животных, а также на мероприятия, направленные против использования натуральных шкур и кожи при пошиве одежды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ЗАКОН УКРАИНЫ «Про Загальнодержавну програму селекції у тваринництві на період до 2010 року» от 19.02. 2004.
2. Положення про використання тварин в біомедичних дослідженнях (Положение об использовании животных в биомедицинских исследованиях Принято 41-й Всемирной медицинской ассамблеей, Гонконг, сентябрь 1989 г.).
3. ЗАКОН УКРАИНЫ «Про тваринний світ» от 13.12. 2001.
4. Зинченко Т.А. Статистика животноводства: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: 1999.
5. Атлас „Географія України”, 8 – 9 класс – К.; НВП „Картографія”, 2001, стр. 13.
6. Атлас „Економічна і соціальна географія світу, 10 класс – К.; НВП „Картографія”, 2001, стр. 17.
7. Контурные карты Економічна і соціальна географія світу, 10 класс – К.; НВП „Картографія”, 2001.
8. Советский энциклопедический словарь под ред. Прохорова А.М. – М.; «Советская энциклопедия», 1988.
9. Экономическийсловарь под редакцией Иванова П.Р. – М.; «Образование», 2000.
10. Економіка зарубіжних країн под ред. Филиппенко А.С., учебное пособие – К.; „Либідь”, 1996.
11. Розміщення продуктивних сил под ред. В.В. Ковалевского и О.Л. Михайлюк, учебноепособие – К.; „Освіта”, 1996.
12. Багрянин Є.М. „Політекономія”: Підр. для ВНЗ. – К.; 2002.
13. Бобров В.Я. Основи ринкової економіки: Підручник. – К.: Либідь, 1995.
14. «Инвестирование» - К.: «Издательский дом «Комп’ютерпрес», 2001.
15. Экономика. Учебник под редакцией Архиповой А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М.: Проспект, 1998.
16. Тенденції української економіки. – 1998. – Березень. – стор. 24, 27.
17. Йде зміна власника// День. – 1999. - №48. – стор.5.
18. Украинская Инвестиционная Газета. – 2000. - № 45. – стор. 11.
19. Гайдученко А.Ю. «Проблемы животного мира в связи с НТП» – К.: 2002.
Приложение А
РОЗРАХУНОК потреб у коштах на виконання Загальнодержавної програми селекції у тваринництві на період до 2010 року
1. Виробництво, придбання 221000 221340 222020 222700 222700 224400
та реалізація
спермопродукції,
у тому числі за рахунок 66300 66402 66606 66810 66810 66732 коштів державного бюджету
2. Штучне осіменіння 111000 122000 123000 124000 124400 126200
маточного поголів’я
худоби в особистих
підсобних господарствах
населення,
у тому числі за рахунок 55500 61100 61500 62000 62200 63100 коштів державного бюджету
3. Збереження та утримання 32400 32800 33400 33400 33400 33400
генофондних стад,
у тому числі за рахунок 16200 16400 16700 16700 16700 16700 коштів державного бюджету
4. Здешевлення племінної 74000 74400 74600 74760 75000 76400
(генетичної) продукції
вітчизняного
походження,
у тому числі за рахунок 37000 37200 37300 37380 37500 38200 коштів державного бюджету
5. Проведення 350 400 450 470 500 550
імуногенетичної
експертизи походження
племінних (генетичних)
ресурсів,
у тому числі за рахунок 350 400 450 470 500 550 коштів державного бюджету
6. Придбання племінних 9500 9600 9800 10000 10200 10500
тварин для проведення
породовипробування,
оцінки за власною
продуктивністю і якістю
потомства на
контрольно-
випробувальних станціях
та елеверах,
у тому числі за рахунок 9500 9600 9800 10000 10200 10500 коштів державного бюджету
7. Випробування молодняку 3300 3500 3700 3850 4000 4200
племінних коней на
іподромах та в
селекційних центрах,
у тому числі за рахунок 3300 3500 3700 3850 4000 4200 коштів державного бюджету
8. Придбання племінних 344000 347000 349000 350000 350000 350000
(генетичних) ресурсів
особливо високої
племінної цінності
зарубіжної селекції,
у тому числі за рахунок 344000 347000 349000 350000 350000 350000 коштів державного бюджету
9. Розроблення державних 3300 3600 3900 4200 4500 5000
програм селекції і
забезпечення їх
виконання; ведення
державних книг
племінних тварин та
Державного племінного
реєстру;
проведення
породовипробування,
оцінки плідників за
власною продуктивністю
і якістю потомства,
експертизи племінних
(генетичних) ресурсів
та атестації суб’єктів
племінної справи у
тваринництві,
у тому числі за рахунок 3300 3600 3900 4200 4500 5000 коштів державного бюджету
10. Здійснення видатків 700 700 700 700 700 700
селекційно-
технологічному і
навчальному центрам
Міністерства аграрної
політики України для
утримання виставкового
поголів’я
сільськогосподарських
тварин (за рахунок
коштів державного
бюджету)
11. Утворення 800 800 800 800 800 800
контролер-асистентської
служби (за рахунок
коштів державного
бюджету)
12. Утворення 300 300 300 300 300 300
експерт-бонітерської
служби (за рахунок
коштів державного
бюджету)
13. Забезпечення діяльності 5500 5500 5500 5500 5500 5500
державних племінних
інспекцій (за рахунок
коштів державного
бюджету)
14. Виплата винагороди за 50 50 50 50 50 50
виведення нових порід,
типів, ліній, кросів
сільськогосподарських
тварин і птиці (за
рахунок коштів
державного бюджету)
15. Проведення 16300 16300 16300 16300 16300 16300
ідентифікації
сільськогосподарських
тварин (за рахунок
коштів державного
бюджету)
16. Придбання комп’ютерної 250 250 250 250 250 250
техніки для ведення
племінної справи у
тваринництві
17. Видання спеціальної 500 500 500 500 500 500
літератури з племінної
справи у тваринництві
Усього, 823250 839040 844270 847780 849100 855050
у тому числі за рахунок 559100 568852 572606 575060 576060 578632 коштів державного бюджету
[1] Багрянин Є.М. „Політекономія”: Підр. для ВНЗ. – К.; 2002.
[2] Экономический словарь под редакцией Иванова П.Р. – М.; «Образование», 2000.
[3] Розміщення продуктивних сил под ред. В.В. Ковалевского и О.Л. Михайлюк, учебное пособие – К.; „Освіта”, 1996.
[4] «Инвестирование» - К.: «Издательский дом «Комп’ютерпрес», 2001.
[5] ЗАКОН УКРАИНЫ «Про тваринний світ» от 13.12. 2001.
[6] ЗАКОН УКРАИНЫ «Про Загальнодержавну програму селекції у тваринництві на період до 2010 року» от 19.02. 2004.
[7] ЗАКОН УКРАИНИ «Про Загальнодержавну програму селекції у тваринництві на період до 2010 року» от 19.02. 2004.
[8] Советский энциклопедический словарь под ред. Прохорова А.М. – М.; «Советская энциклопедия», 1988.
[9] Тенденції української економіки. – 1998. – Березень. – стор. 24, 27.
[10] Гайдученко А.Ю. «Проблемы животного мира в связи с НТП» – К.: 2002.
[11] ЗАКОН УКРАИНЫ «Про Загальнодержавну програму селекції у тваринництві на період до 2010 року» от 19.02. 2004.
[12] Экономический словарь под редакцией Иванова П.Р. – М.; «Образование», 2000.
[13] Зинченко Т.А. Статистика животноводства: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: 1999.
[14] Украинская Инвестиционная Газета. – 2000. - № 45. – стор. 11.
[15] Йде зміна власника// День. – 1999. - №48. – стор.5.