Жизнь и ее смысл
СОДЕРЖАНИЕ: Анализ существующих точек зрения на проблему определения сущности человеческой жизни. Исследование существующих взглядов, в рамках интерпретации проблем смысла жизни. Рассмотрение жизни человека в историческом, философском и религиозном осмыслении.Реферат на тему:
«ЖИЗНЬ И ЕЕ СМЫСЛ»
Содержание
Введение
1.Понятие жизни в философии
2.Проблема смысла жизни человека
Заключение
Список используемой литературы
Введение
человеческая жизнь смысл философский религиозный
Из глубины веков, у всех людей, на протяжении всей жизни, заложена одна и та же мысль: «Жизнь и ее смысл». Проблема смысла жизни исключительно сложна, ее пытались решить многие умы прошлого, но, несмотря на это она находится в центре внимания и у современных философов. Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека в этом мире.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что над этим рано или поздно задумывается каждый человек. Самое лучшее задуматься как можно раньше. Она имеет практическое значение не только для меня, но и для многих молодых людей, стоящих в начале своего жизненного пути. Люди, не умеющие ценить свое существование, считают жизнь однообразной и постоянно озабочены тем как бы «убить время». Эти люди сами обесценивают и обессмысливают свою жизнь. На земле человек - единственное существо, который имеет способность целесообразной практической деятельности. Людям необходимо понять смысл жизни, найти в жизни свое место и открыть наилучшие пути ее преобразования. Вопросы о смысле, цели и ценности жизни имеют не только теоретическое, но громадное практическое значение.
Цель данной работы видится в исследовании проблемы смысла жизни человека в философской традиции. Данная цель обусловлена необходимостью решения следующих задач:
1. Проанализировать существующие точки зрения на проблему определения сущности человеческой жизни.
2. Исследовать существующие взгляды, в рамках интерпретации проблем смысла жизни.
Данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и библиографического списка. В первой главе рассматривается жизнь человека в историческом осмыслении, философском и религиозном. Это проблема волновала на протяжении многих веков, философов разных эпох, народов и религий. В этой главе приведены высказывания древних философов о жизни, к сожалению, большинство из них являются негативными, потому что люди в то время в большинстве своем были несчастны. Но так ли это сейчас? Речь об этом пойдет во второй главе. Так же затронем тему бессмертия души, потому что жизнь и душа вещи как ничто другое связанные между собой, их нельзя разделять, потому что без души нет жизни.
Во второй главе мы рассмотрим вопросы о сущности жизни человека, о его духовной и материальной деятельности, о ценностях. Так же затронем вопрос о смысле его жизни. Попробуем разобраться, ради чего стоит жить. Стоит ли наполнять свою жизнь смыслом или достаточно просто существовать, идти по течению жизни, без малейшего сопротивления.
Для написания данного реферата воспользуемся книгами разных авторов и изданий, но их основная мысль авторов и идея статей главным образом совпали и с моим личным мнением. В книге авторов А.В. Маслихина и В. Д. Маслихина «Человеческая жизнь бесценна» говорится о том, что сущность жизни человека проявляется через его деятельность.
Глава 1. Понятие жизни в философии
1.Жизнь – в философском аспекте времен и народов
Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития философии был в центре внимания. У всех времен и народов высказывания о жизни носили разный, не похожий характер.
В философии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель и его последователи — в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур и киренаики — во избежание неприятностей, достижении покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики — в жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться. Но так, же были и негативные высказывания о жизни.
Будда, Шопенгауэр считали жизнь – страданием. Платон, Лабрюйер, Паскаль, что жизнь – сон. Экклезиаст: “И возненавидел я жизнь, ибо противным мне стали дела, которые делаются под солнцем, ибо все – суета и томление духа”; Марк Аврелий: “Жизнь – борьба и странствие по чужбине”; Иоанн Дамасский: “Все пепел, призрак, тень и дым”; Петрарка: ”Жизнь однозвучна, зрелище уныло”; Шекспир: “Жизнь – это повесть глупца, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная смысла” Паскаль: “Жизнь человеческая не что иное, как постоянная иллюзия”; Дидро: “Вся жизнь – лишь цена обманчивых надежд”; Кьеркегор: “Моя жизнь – вечная ночь. Что такое жизнь, как не безумие?”; Ницше: “Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду”. Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и как дух, а как специфическую человеческую драму.
До XVII века европейская философская мысль базировалась на теологической базе, заложенной Блаженным Августином и Фомой Аквинским. В Учении Августина конечную цель человеческих устремлений составляет блаженство. Оно заключается в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» в единении с Богом в «царстве Божьем».
XVII-XVIII век кроме расцвета науки принес ослабление влияния церкви и христианской этики. Постепенно, как и в античной философии, вновь появляется разнообразие в воззрениях на смысл жизни в различных философских системах. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс и Энгельс — в борьбе за коммунистические идеалы, Ницше — в «воле к власти», английский философ XIX века Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха.
Идеалистические и особенно христианские религиозные учения, позволяют сделать достаточно логичные построения для нахождения смысла человеческого существования. В работах русских философов начала XX века Бердяева, Франка, Соловьева, Трубецкого и др. вопрос о вере в Бога становится главным условиям наличия смысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия для решения этого вопроса становится затруднительным и в полный рост встают сложно разрешимые этические проблемы.
Особо следует отметить роль экзистенциальной философии, которая берет начало в творчестве Сьерена Кьеркегора. В XX веке Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс и др. рассматривают «жизнь как бытие к смерти». Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. Таким образом, в экзистенциальной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла. Другим важным постулатом экзистенциализма является отрицание универсального смысла, смысл жизни может быть только уникальным, как уникальна человеческая индивидуальность.
2. Бессмертие души
Идея бессмертия души - одна из самых древних идей человечества. Ее возникновение обусловлено рядом природных и экзистенциальных причин, в ряду которых инстинкты самосохранения и бессмертия, воля к самосохранению, страх перед небытием, существование бессознательных психических образов (сновидений, призрачных видений) и т.д. Выявление причин возникновения и существования идеи бессмертия души не является обоснованием ее теоретической ценности и значимости. Остается открытым вопрос о своеобразии этой идеи как объекта человеческого познания. Этот вопрос был отчетливо сформулирован в свое время Лосским Н.О.: «Существует ли возможность знания о таком предмете, как бессмертие души, есть ли этот предмет по самому своему понятию входящий в сферу познаваемого или нет?».
Проблема объективного смысла идеи бессмертия души обостряется в связи с отрицанием этого смысла представителями влиятельных эмпирически и позитивистских ориентированных философских направлений. Особую роль при этом сыграли и играют поныне кантовский критицизм и его разновидности. Как известно, в кантианстве обосновывается возможность только такого знания, в котором понятия сочетаются с чувственными наглядными представлениями о предметах, существующих в пространственно-временной форме. С такой точки зрения познанию доступно только то, что может быть дано в чувственном опыте, трансцендентное же по отношению к этому опыту - непознаваемо.
Что касается пространственно-временной формы, то, очевидно, что признание бессмертия души равносильно признанию ее вечности, т.е. вневременности. Коль скоро душа не имеет временной формы, следовательно, она чувственно не представима, находится вне опыта. В системе кантовских взглядов такая логика ведет к призванию идеи бессмертия души как недоступной человеческому познанию, к утверждению невозможности знания о ней.
Для выхода из агностического тупика необходимо переосмыслить понятие «опыт», что, кстати сказать, и сделал Лосский. Он предложил расширить это понятие, дополнить сферу чувственного наглядного опыта нечувственным опытом. В этой связи он критиковал теорию познания Канта и аргументировал существование нечувственного опыта в своей книге Обоснование интуитивизма. Однако постижение идеи бессмертия души оказывается затрудненным даже в случае указанного расширения опыта. Дело в том, что вечность выходит за границы всякого опыта. Она, вечность, может быть постигаема только вечным наблюдателем, непрерывно созерцающим ее. Следует учитывать при этом, что любой опыт конечен, прерывен и, следовательно, на основе этого прерывного опыта невозможно делать выводы о существовании непрерывного, вечного. Осознание - этих трудностей вело также либо к признанию того, что идея бессмертия души является врожденной, либо - к пессимистическому заключению о том, что все попытки доказать бессмертие души, опираясь на опыт, неправомерны и немыслимы вообще.
Что касается размышлений о прерывном (конечном) характере любого опыта, то Лосский заметил в этой связи, что исходя из этой предпосылки, можно показать недоказуемость не только бессмертия души, но и существования любого предмета, в доказательстве их существования, причем особенно - бессмертия души, беспомощной и бесполезной оказывается и человеческая способность воображения.
И, наконец, еще одно важное теоретико-познавательное уточнение, которое, по мнению Лосского, надо учитывать при размышлении о своеобразии идеи бессмертия души, это различение в познавательном процессе, с одной стороны, акта познания, а, с другой предмета и содержания знания. Очевидно, что в противном случае, т. е. при смешении этих составляющих человеческого познания происходит как бы перенос свойств акта познания на предмет и содержание его. Так, иначе говоря, акт познания может быть коротким или даже мгновенным, но существование предмета, на который этот акт направлен, может быть очень длительным (необходимо при этом учесть, что длительность не тождественна в полном смысле вечности). Говоря словами Лосского, акт созерцания может длиться одну секунду, но созерцаемое может быть вечным. Такая познавательная ситуация не является чем-то исключительным, уникальным, скорее наоборот, без такого мгновенного схватывания объекта невозможно было бы постижение любого изменения, движения, познания вообще.
Предложенное различение акта и содержания, а также и объекта познания, безусловно, способствует преодолению скепсиса относительно возможности познания бессмертия души. Это различение надо подразумевать и при рассмотрении идеи бессмертия души с точки зрения пространственной формы и ее пространственных свойств. Таким образом, признание действительным нетождественности акта и содержания познания способствует укреплению той позиции, согласно которой нет препятствий для того, чтобы предметом наблюдения было вечное (безвременное) бытие. Размышление о теоретико-познавательном своеобразии идеи бессмертия души связано с самопостижением человека, с углублением в глубины внутреннего мира, в собственное Я.
Глава 2. Жизнь человека. Смысл жизни
1. Сущность жизни человека
По словам авторов книги «Человеческая жизнь бесценна» : сущность жизни человека проявляется через его деятельность. То есть, зная деятельность человека и раскрывая ее, мы можем познать суть его жизни.
Через свою деятельность человек связан с окружающим миром, с природой. В процессе деятельности можно познать закономерности окружающего мира, явления природы. Совершая деятельность человек создает вещи, продукты питания, то есть материальные ценности, но наряду с материальным создается и духовные: литература, философия, наука и многое другое. В ходе человеческой деятельности меняется и преобразуется общественный и природный мир. В связи с этим формируется и личность.
В человеке необходимо различать природу и сущность. Если человеческое бытие представляет собою, определенную задачу, то в этой задаче природа человека создает раздел, который содержит исходные данные, которые имеет человек в качестве основы своего существования. Говоря об общей природе человека, можно выделить его индивидуальные задатки и природные способности. Сущность предмет задачи, задание, которое необходимо решить, найти. Сущность есть то, что делает из самого себя человек своей жизнью. Является всегда продуктом собственной деятельности, неким решением задачи собственной жизни.
Кроме сущности, природы существует и личность человека.
Личность – это и есть тот, кто имеет призвание, и кто способен откликнуться на этот призыв свыше, кто реализует себя, самоопределяясь в бытии. Существует определенная тайна личности. Тайна эта состоит в творческой свободе личности. Прежде всего, имеется в виду творчество человеком своей собственной жизни. Сущность человека есть не просто некий продукт деятельности человека, она есть абсолютно свободное его самоопределение. Жизненный путь человека явно зависит не только от этого, этот путь складывается как определенная цепь событий. В которой каждое звено в цепи жизни есть случай, то есть встречи и столкновения многих факторов. Но то, чем является сам человек в некой заданной этими бесчисленными факторами ситуации, – это зависит только от него. Специфика ситуации может наложить характерный отпечаток на внешний образ поступка человека, но внутренняя сущность, из которой поступок исходит, зависит только от самого человека, определяясь его свободной волей.
2. Смысл жизни человека
Проблема смысла жизни имеет огромное значение, для большинства людей она вообще осознается как главная, центральная, а порой даже единственная проблема всей жизни.
Смысл – то, чем человек воодушевляется для жизни, - он может быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой, а уж люди, обладающие молодостью, материальными возможностями и временной перспективой, тем более не должны мириться с утратой смысла.
Смысл жизни относится к числу духовных потребностей, но, несмотря на это он не является менее важным, чем телесная потребность в еде или душевная потребность в общении с себе подобными. Например, наличие настоящей потребности в смысле жизни является опровержением и позиции Камю, и всех прочих скептиков и агностиков. Если у человека есть потребность в смысле жизни, то этот смысл можно найти.
Отличие потребности от простого пожелания велико. Не всякая прихоть может быть удовлетворена, не всякая фантазия имеет реальное представление и возможность осуществления, а вот предмет всякой потребности существует. Иногда, может быть, не удается найти еды, чтобы удовлетворить телесную потребность, тогда человек может умереть от голода, но это не отменяет того факта, что в мире еда есть. Человек может не иметь смысла жизни, может не найти его, человек может даже погибнуть, не найдя его, но все это не отменяет того факта, что смысл жизни бывает, что он есть, и найти его в принципе можно.
Это означает, что смысл жизни существует, он есть независимо от того, знает ли о нем человек, понимает ли человек смысл своей жизни. Разница есть в экзистенциальном плане: понимание или непонимание человеком смысла своей жизни существенно определяет экзистенцию человека в самом ее истоке. Стоит, видимо, различать этот экзистенциальный смысл жизни, который означает осмысленность человеком своей жизни и который можно иметь или не иметь, и объективный смысл жизни, который не мы в нее вкладываем, но который может быть усмотрен и понят нами, который способен обогатить нас, наполнив собой нашу экзистенцию.
Этот объективно существующий смысл жизни является условием возможности всякого субъективного смысла: ибо «спрашивать о смысле – значит задаваться вопросом о безусловном значении чего-либо, т.е. о таком значении, которое не зависит от чьего-либо субъективного усмотрения, от произвола какой-либо индивидуальной мысли»[1] . Вопрос о смысле жизни – это не вопрос о субъективных целях, которые ставит человек, это вопрос «Зачем жизнь?», «Для какой такой надобности она?» Однако именно тот факт, что смысл у жизни должен быть, что он есть очевидная потребность человека, образует камень преткновения для многих людей, сколь легче, спокойнее была бы их участь, если бы его могло не быть.
Исходя из гипотезы, что смысл жизни есть, это означает только одно: жизнь человеку именно дана, притом дана не просто так, а зачем-то. Сам вопрос о смысле жизни, вопрос «зачем жизнь?» предполагает именно такое видение жизни. Если жизнь «дана» человеку как-то метафорически, то и о смысле ее можно говорить только метафорически. Наличие реального смысла жизни предполагает, что жизнь реально дана. Всякий смысл определяется конечной целью, предназначением, стало быть, и смысл жизни человека определяется предназначением человека. То есть, Тот, Кто жизнь дал, Он дал ее не просто так, а к чему-то человека предназначил: предварительным образом назначил человеку определенную цель. Это является залогом существования смысла жизни.
«Предназначение» само по себе, по своей внутренней сути является еще чем-то внешним для человека, это есть соотнесенность жизни с некими целями, заданная помимо воли и сознательной свободы. Однако в жизнь человека «предназначение» входит как «призвание». Тот, Кто жизнь человеку дал, не просто к чему-то человека предназначил, Он еще и призывает человека к сознательному и свободному исполнению этого предназначения. Столь дорогое и значимое для человека слово «призвание» означает ведь именно «призыв», услышав который, надо на него откликнуться и быть ему верным. То есть это означает, в конечном счете, откликнуться и быть верным Тому, Кто тебя зовет, Тому, Кто тебе жизнь дал. Слово «призвание» имеет, таким образом, откровенно религиозный смысл, и мы считаем необходимым употреблять его именно в этом – точном и полноценном – значении. Тот, кому не нравятся религиозные смыслы, должен, видимо, отказаться вообще от использования этого слова, заменив его другим, более адекватно выражающим нужную мысль.
Таким образом, смысл жизни, если он вообще есть, может заключаться единственно в том, чтобы понять свое призвание, служить призыву, обращенному к тебе, откликнуться на него и быть верным ему, обратив свою свободную волю на реализацию своего жизненного предназначения. Однако эти слова остаются лишь формальным определением до тех пор, пока мы не ответим на вопрос, а в чем же заключается предназначение человека в этой жизни. То есть, конечно, можно и нужно предполагать, что есть разница индивидуальных предназначений людей, разница призваний, но при этом явно должно быть некое вообще «предназначение человека на земле», некое единое призвание, обращенное к человеку, как именно человеку. Элементарный здравый смысл требует того, чтобы все индивидуальные призвания были не более чем частными способами реализации общечеловеческого призвания.
Говоря об этом общем смысле жизни человека на земле, необходимо использовать еще одно часто употребляемое и поверхностно понимаемое слово. Только, разумеется, прежде чем его использовать, надо очистить его от обессмысливающей расплывчатости и понять во всей глубине его значения. Итак: всякий вообще человек на земле призван к самореализации. «Самореализация» означает не более и не менее как реализацию себя. Всякая реализация предполагает наличие некоего замысла, который реализуется, то есть воплощается. Предназначение человека заключается, в конечном счете, в том, чтобы стать самим собой, самоопределиться в бытии, свободно реализуя (или свободно отказываясь реализовывать) замысел о себе. Тот, Кто эту жизнь человеку дал, призывает человека свободно обрести самого себя и войти в полноту бытия, – именно это и может быть названо самореализацией в настоящем смысле этого слова.
Это ставит человека в совершенно уникальное положение: человек – это единственное существо, которое, чтобы в полной мере быть, должно само себя реализовать. Бытие человека, таким образом, представляет собой безмерный риск, который заключается в том, что оно никогда еще не есть бытие в полной мере в готовом виде, оно есть шанс обрести себя. Этот шанс может быть использован человеком, но человек может и упустить его, может отказаться реализовывать себя и становиться самим собою. Чем человек окажется в таком случае, вопрос, пожалуй, неразрешимый и очень страшный. Строго логически говоря, человек в этом случае остается неким полуфабрикатом, некой недоделанной сущностью, так и не обретшей реального бытия. Быть человеком – это значит выбрать, жизнь, которую ты хочешь прожить без сожаления. «Быть или не быть», – вот в чем вопрос всякой человеческой жизни.
Заключение
Проблема смысла жизни как нельзя более принадлежит к тем вопросам, с которыми к философу могут обратиться «простые» люди и молодежь в первую очередь. Более того, эта проблема – как раз тот вопрос, к постановке которого философ должен настойчиво подводить людей, пробуждая и побуждая их к сознательному выстраиванию своего мировоззрения.
Анализируя большое количество книг и статей, хотелось самой разобраться, в чем же заключается смысл жизни, есть ли он вообще и нужно ли его искать. У каждого человека на данный вопрос будет свой ответ. Выполняю данную работу, вряд ли был найден полный и точный ответ на поставленную задачу, но прочитав данный реферат можно узнать о многом и действительно серьезно задуматься над своим существованием.
В первой главе рассматривались вопросы жизни в философском, религиозном понимании. Многие великие умы высказывали свои речи по отношению к жизни и ее смыслу. Эти высказывания не только противоречат друг другу, но и подтверждают сказанное. Так же затрагивается тема бессмертия души, этот вопрос был отчетливо сформулирован в свое время Лосским Н.О.. Несмотря на то что, по мнению многих в жизни не существует ничего вечного, а все лишь конечное и прерывное, Лосский доказывает обратное. Исходя из многих предпосылок, он доказывает существования любого предмета, в доказательстве их существования, причем особенно - бессмертия души, в связи, с чем оказывается беспомощной и бесполезной и человеческая способность воображения.
Во второй главе анализируя проблему смысла жизни, выявилось несколько главных фактов. Первый и наиболее важный, это то что жизнь нам дана, кем то свыше, дана не просто так, а с определенной целью. То есть каждому человеку отведено свое предназначение. И уж только от самого человека зависит, хочет он его найти или нет. Главная задача человека в жизни - сделать правильный выбор: жить без цели и смысла или все-таки потратить свою единственную жизнь на выполнение своего предназначения. Второй же – это осознание того что смысл жизни прежде всего духовная потребность и отсутствие его не означает, что его в природе не существует. То есть для выполнения своего предназначения необходимо сначала найти его.
Одна жизнь подарена человеку, и мы не вправе губить ее. Необходимо каждому задуматься над смыслом жизни, над своим предназначением и постараться как можно быстрее начать менять ее в лучшую сторону. И может быть тогда, мы станем жить лучше.
Список используемой литературы
1. Замалеев А.Ф. Смысл жизни в русской философии. Санкт-Петербург, 1995.
2. Маслихин А.В., Маслихин В.Д. Человеческая жизнь бесценна Йошкар-Ола, 2006.
3.Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.,1984.
4.Дмитренко С., Энциклопедия ума. М.: Олма Медиа Групп, 2007.
5.Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
6.Введенский А., Условия допустимости веры в смысл жизни.
М.: Прогресс-Культура, 1994.
7.Трубецкой Е. Смысл жизни. М.: Прогресс-Культура, 1994.
8. Лосский Н. Идея бессмертия души, как проблема теории знания.
М., 1990.
[1] Трубецкой Е. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология/ сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс-Культура, 1994. – с. 246.