Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого

СОДЕРЖАНИЕ: Менее десяти лет отделяют Анну Каренину от Войны и мира. Воскресение отделено от Анны Карениной двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни.

(09.09.1828 - 20.11.1910).

Сентябрьским утром в большой дворянской семье, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии родился четвертый ребенок. Назвали его Левой. Его мать, урожденная княжна Волконская, имела блестящее образование, склонность к рефлексии, чуткость к искусству. Когда мальчику исполнилось два года, она умерла. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

Отец Толстого, был участником Отечественной войны 1812 г, имел добродушно-насмешливый характер, любил читать и охотиться. Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении Кремль. Москва здесь названа величайшим и многолюднейшим городом Европы, стены которого видели стыд и поражение непобедимых полков Наполеоновых. Отец скончался в 1837 и Толстой осиротел, потеряв теперь и отца.

Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: она научила меня духовному наслаждению любви. - говорил он. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными.

Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей. Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом опекунши П. И. Юшковой.

Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к

поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у профессора Казембека. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками. Читал на итальянском, польском, чешском и сербском. Знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский. Изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки. Там он проучился неполных два года.

Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого - студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет в 1847, подав прошение об увольнении из университета по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам, Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), практическую медицину, языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи.

После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования осенью 1847 Толстой поехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам.

В семье его считали самым пустяшным малым, а сделанные тогда долги, ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни.

Тогда же у него возникло серьезное желание писать, и появились первые незавершенные художественные наброски.

Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня (История вчерашнего дня). Тогда же была начата повесть Детство. Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах Набег (1853), Рубка леса (1855), Разжалованный (1856), в повести Казаки (1852—1863). На Кавказе была завершена повесть Детство, в 1852 г. напечатанная в журнале Современник.

В 1851 старший брат Николай, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом

дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести Казаки (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах Набег

(1853), Рубка леса (1855), а также в поздней повести Хаджи-Мурат (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи

война и свобода. На Кавказе Толстой написал повесть Детство и отправил ее в журнал Современник, не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями Отрочество, 1852-54, и Юность, 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест, которая действовала против турок.

Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой был награжден орденом Анны и медалями За защиту Севастополя и В память войны 1853—1856 гг.. Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом но, однако Георгия он так и не получил. В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл севастопольских рассказов, вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк Севастополь в декабре месяце прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной диалектики души (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать

в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об основании новой религии религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической. В армии Толстой пишет ряд проектов – о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов, о переформировании всей русской армии. Вместе с группой офицеров Крымской армии Толстой намеревался выпускать журнал Солдатский вестник (Военный листок), но его издание не было разрешено императором Николаем I.

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок ’’Современника’’, в котором уже были Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др., где его встретили как великую надежду русской литературы. Толстой принимал участие в учреждении Литературного фонда и там оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в Исповеди (1879-82): Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел. Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие (1857), посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию(швейцарские впечатления отражены в рассказе Люцерн), осенью вернулся в Москву, затем в Ясную Поляну.

В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал Ясная Поляна (1862). С целью изучить постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 г. вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто

виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть свобода учащегося и отказ от насилия в преподавании.

После манифеста 1861 Толстой вошел в число мировых посредников первого призыва, стремившихся помочь крестьянам решать их споры с помещиками о земле.

В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам.

В 1862 издавал педагогический журнал Ясная Поляна

с книжками для чтения в качестве приложения,

ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. Азбука и Новая Азбука. В тот же год в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию), которую писатель якобы завел после того, как общался в Лондоне с А. И. Герценом.

Толстому пришлось закрыть школу и прекратить издание педагогического журнала. Всего его перу принадлежат одиннадцать статей о школе и педагогике (О народном образовании, Воспитание и образование, Об общественной деятельности на поприще народного образования и другие). В них он подробно описал опыт своей работы с учениками (Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы, О методах обучения грамоте, Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят). Толстой-педагог требовал сближения школы с жизнью, стремился поставить ее на службу запросам народа, а для этого активизировать процессы обучения и воспитания, развивать творческие способности детей.

Вместе с тем, уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести Детство, Отрочество и Юность, Молодость (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман Четыре эпохи развития,однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название

Тысяча восемьсот пятый год. Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда.

Толстой читал воспоминания и переписку людей Александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь

в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в Русском вестнике первую часть

Войны и мира. Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель передоверил людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество.

Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку

писать историю народа и считал невозможным определить

его жанровую природу (не подойдет ни под какую форму,

ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории).

Писатель работает над романом Война и мир (1863—1869). Завершив Войну и мир, Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав петровского романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание Азбуки, а затем и Новой азбуки. Тогда же им были составлены Книги для чтения, куда он включил много своих рассказов.

Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини — Анна Каренина.

Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 — начало 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В Исповеди (1879—1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону простого трудового народа.

В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате Так что же нам делать? (1882—1886).

В них писатель сделал основной вывод: ...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!. Исповедь и Так что же нам делать? представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений — по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,— займет большое место в его творчестве.

В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: Критика догматического богословия, В чем моя вера?, Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий, Царство божье внутри вас. В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви.

В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство Посредник, печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для простого народа, был рассказ Чем люди живы. В нем, как и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма Власть тьмы (1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под властью денег рушились вековые патриархальные порядки.

В 1880 гг. появились повести Толстого Смерть Ивана Ильича и Холстомер (История лошади), Крейцерова соната (1887—1889). В ней, а также в рассказе Дьявол (1889—1890) и повести Отец Сергий (1890—1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.

На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого Хозяин и работник (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для домашнего спектакля комедию Плоды просвещения. В ней также показаны хозяева и работники: живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их подает в ироническом свете.

Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени развязке социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного порядка. Какая будет развязка, не знаю,— писал Толстой в 1892 г.,— но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,— я уверен. Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества позднего Толстого — роман Воскресение (1889—1899).

Менее десяти лет отделяют Анну Каренину от Войны и мира. Воскресение отделено от Анны Карениной двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, умение сопрягать в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Толстой сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что Воскресение написано в старой манере, имея, прежде всего, в виду эпическую манеру, в которой были написаны Война и мир и Анна Каренина. Воскресение стал последним романом в творчестве писателя.

В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен его от православной церкви.

В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью Хаджи-Мурат (1896— 1904), в которой стремился сопоставить два полюса властного абсолютизма — европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес — Живой труп.

Ее герой — добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на дно и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства добропорядочных людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья Не могу молчать, в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя После бала, За что?.

Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу вместе-врозь уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал зеленую палочку, хранившую секрет, как сделать всех людей счастливыми.

Русские писатели. Библиографический словарь. Т2. М., Просвещение. 1990. С.295

Скачать архив с текстом документа