Жизнь и творчество П.А.Флоренского

СОДЕРЖАНИЕ:  _П Л А Н : . I Введение II Биография III Творческое наследие П. Ф. IV П.А. Флоренский: проблема общественного идеала а) его представления об общественном идеале

_П Л А Н : .

I Введение

II Биография

III Творческое наследие П. Ф.

IV П.А. Флоренский: проблема общественного идеала

а) его представления об общественном идеале

б) исследование проблемы общественного идеала

V Зримый рай Павла Флоренского

VI Павел Флоренский и наука XX века

а) введение топологических структур и единство научно-

го знания ;

б) новая теория исторического процесса.

в) формирование новых научных понятий , Московская ма-

тематическая школа , основной вопрос философии .

VII Заключение

.

- 2 -

Павел Александрович Флоренский - выдающийся русский мыслитель

, поистине настоящая гордость и слава России , по-видимому ,

последний Леонардо мировой культуры , человек , даже в сталинс-

ких лагерях продолжавший научные исследования , и вместе с тем

великий майевтик такой непреходящей ценности нашей Родины ,

как Московская математическая школа . Многое , слишком многое в

его трудах связано , конечно же , с конкретными , характерными

только для тех лет увлечениями научной мысли , некоторые далеко

не тривиальные идеи его оказались просто ошибочными , - например

, о близком и полном крахе культуры Возрожденческого типа .

Но - какая это ошибка ! Дай - то Бог так ошибиться нам или любо-

му из ныне живущих исследователей . А самое главное - сколь мно-

го и каких глубоких мыслей , идей , понятий все - таки остается

в конце концов как непреходящая , навсегда депонированная в

человеческую культуру духовная ценность . И это страшно нужно

нам сейчас для более глубокого понимания того , что же случилось

со страной , куда нам идти дальше , какие идеалы исповедовать .

В отечественной истории П.А.Флоренский предстает фигурой уни-

кальной и глубоко закономерной , порожденной как бы самой логи-

кой развития общественной и философской мысли . Религиозный мыс-

литель и ученый - энциклопедист , он оставил заметный след в са-

мых разных областях : был математиком , физиком , инженером ,

искусствоведом , историком , филологом , историком и богословом

. Столь разносторонние интересы отнюдь не обособлялись друг от

друга ; напротив , взаимопроникали , сочетались в служении выс-

шей духовной истине , в утверждении онтологичности духовного

мира , прочной опоры мимотекущего в вечности . В своем твор-


- 3 -

честве Флоренский как бы воплощал тот идеал целостного знания ,

которого искала русская мысль на протяжении всего XIX века : от

любомудров и славянофилов ( В.Ф.Одоевского , А.С.Хомякова ) до

Н.Ф.Федорова и В.С.Соловьева . В Автореферате , написанным

Павлом Александровичем в середине 20-х годов специально для

Энциклопедического словаря Русского библиографического словаря

Гранат , он определяет свою жизненную задачу как продол-

жение путей к будущему цельному мировоззрению . Не случайно

устремляющемся в конечной цели к преображению мира и человека ,

к восстановлению всяческих . В искусствоведческих работах

советского периода ( Храмовое действо как синтез искусств ,

1918 ; Анализ пространственности в художественно - изобрази-

тельных произведениях , 1924 ) Флоренский раскрывает внутрен-

нее функциональное сходство разных искусств , их живое творчес-

кое единство в храме и храмовой службе .

Родился П.А.Флоренский в местечке Евлах Елизаветпольской гу-

бернии ( ныне Азербайджан ), в семье инженера , Строившего за-

кавказскую железную дорогу . По матери его корни уходят в глуби-

ну древнего армянского рода Сапаровых . Отец и мать , как вспо-

минал Флоренский стремились превратить семью в особый мир , не-

зыблемый и прочный , в рай , которому бы не была страшна ни

внешняя непогода , ни холод , ни грязь общественных отношений ,

ни , кажется , сама смерть . Этот культ семейного начала глу-

боко укоренился в душевном складе мыслителя . Дело строительства

, духовного взращивания семьи было для него не менее важным ,

чем научные изыскания , чем работа , чем пастырское служение .

Но возводил он ее на более стойком фундаменте чем отец . Алек-

сандр Иванович сознательно обособлял детей от прошлого ( долгое


- 4 -

время они ничего не знали о дедах и прадедах ) и от религии, от

соборного единства Церкви . Тому были свои причины : оба , и

отец , и мать , оторвались от своих родов и принадлежали к раз-

ным христианским исповеданиям . Сын же их восполнил односторон-

ний культ семьи культом рода , сердечной памятью о предках ,

непрестанным обращениям души и ума к выносившем его поколениям (

для воспитания в собственных детях этого чувства он написал вос-

поминания об отце , дедах , прадедах , о себе самом , своем

детстве , юности , как бы поведал им себя изнутри ) и верой ,

сопричтенностью к Церкви , соединяющих всех в молитве , памяти и

любви , преодолевающей губительность розни .

У Павла Александровича рано обнаружились удивительные способ-

ности к математике , и в 1900 г. по окончании тифлисской класси-

ческой гимназии он поступает на физико - математическое отделе-

ние Московского университета . Параллельно изучает философию на

историко - филологическом факультете под руководством известных

философов и профессоров С.Н.Трубецкого (1862- 1905) и Л.М.Лопа-

тина (1855-1920) . По окончании же курса поступает в Московскую

духовную академию . В 191 г. защищает мастерскую диссертацию О

духовной истине и принимает сан священника . С этого времени

окончательно определяется своеобразный параллелизм , внутренняя

сопряженность его духовных и научных занятий . Он читает лекции

по истории философии в Духовной академии , редактирует журнал

Богословский вестник , преподает физику и математику , разра-

батывает курсы по методике геометрии , энциклопедии математики и

т.д.

В1914 г. выходит книга Флоренского Столп и утверждение ис-

тины . Опыт православной теодицеи , переработанная им из дис-


- 5 -

сертации . Здесь развивается соловьевская концепция всеединства

к идея Софии . Сама необычность построения книги ( в виде 12 пи-

сем к другу , с многочисленными лирическими вставками ) , способ

изложения материала ( богословские рассуждения сопровождаются

математическими выкладками , примерами из самых разных областей

) свидетельствовали об особой позиции мыслителя , о стремлении

привести к согласию религию и точное знание , о глубокой убеж-

денности в равноположности истин веры с истинами настоящей ,

нравственно ориентированной науки . В 20-ее годы у него у него

уже окончательно складывается система конкретной метафизики

, где он пытается выстроить цельную картину бытия путем анализа

различных его уровней и устойчивых структур , а также выявление

символов горнего мира . В 1922 году Флоренский готовит к печати

большую работу У водоразделов мысли . Черты конкретной метафи-

зики ( включает главы об обратной перспективе , о науке как

символическом описании , об антиномии языка , философии имени ,

органопроекции и т. д. ) , но она так и не вышла в свет .

П.А.Флоренский не мыслил себя вне родины , ощущал нравствен-

ный долг перед грядущими поколениями , стремился сохранить в

России основы духовной культуры . Можно сказать , - писал Бул-

гаков , - что жизнь ему как бы предлагала выбор между Сололвками

и Парижем , но он избрал... родину , хотя то были и Соловки , он

восхотел до конца разделить судьбу со своим народом . Отец Павел

органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного

или невольного отрыва от родины , и сам он и судьба его есть

слава и величие России , хотя вместе с тем и величайшее ее прес-

тупление .

Талантливый ученый в сталинское время подвергся травле по


- 6 -

всем направлениям своей творческой деятельности . Так , работа

по сохранению Троице - Сергиевой Лавры была истолкована как по-

пытка создать православный Ватикан , преподавание во ВХУТЕ-

МАСе - как создание идеалистической коалиции с В.А.Фаворским

, а теоретическая работа , в которой описывался электроинтегра-

тор - прототип современных аналоговых машин , была названа дале-

кой от науки .

В 1928 году ученого ссылают в Новгород , но затем возвращают

по ходатайству Е.П.Пешковой . В 1933 г . он был осужден на 10

лет . Самой страшной страницей в жизни П.А.Флоренского стоновит-

ся его прибывание в Соловецком лагере . Но и здесь несмотря на

все издевательства и мучения не прекращается его творческая дея-

тельность . В частности , он занимается проблемой добычи йода и

агар - агара из морских водорослей и делает более десяти запа-

тентованных научных открытий . 25 ноября 1937 года П.А.Флоренс-

кий был вторично осужден . Жизненный и научный подвиг мыслителя

подошел к концу.

П.А.Флоренский был реабилитирован в 1958 г. Труды его начина-

ют публиковаться с 70-х годов в богословских изданиях , с конца

80-х годов в светских изданиях в России . В 1990 Г. выходит трех

томное собрание его сочинений , включающее основные философские

труды . Его творчеству посвящают статьи , докторские и канди-

датские диссертации . Изучение философских взглядов П.А.Флоренс-

кого преобретает систематический характер .

В творческом наследии отца Павла Флоренского произведениям

принадлежит сравнительно скромное , но довольно заметное место .

Помимо сугубо литературных достоинств поэтические произведения

его несут в себе и затаенные , гностические мотивы , символы ,


- 7 -

которые он рассматривал как термины из духовного мира .

Рассмотрим гностические мотивы в поэзии раннего Флоренского ,

обратившись прежде всего к сборнику его стихотворений В вечной

лазури .

Сборник этот построен как цельная соната из библейских реми-

нисценций и символов . Традиционная фактура стиха , традиционные

размеры и рифмы чередуются в сборнике с изощренной разорванной

строфикой , сложными ритмами и ассонсами .Заслуживает внимание

стихотворение Назорей , в котором ветхозаветный обряд назо-

рейства , добровольного аскетического подвига , описанного в

Книге Чисел переосмысливается Флоренским в гностическом аспекте

посвящения :

Пред Тобой не поставлю свечи ,

не возжгу я лампад .

Златотканной узорной парчи

не одену наряд .

Облеченный в мерцающий лен ,

сам хочу пламенеть .

И Тобой , Свет , и Пламя , зажжен,

бледным воском сгореть . 55 0

Привычные поэтические символы , наполняются особым смыслом в

этом контексте .Свет и Пламя на языке гнозиса означает знание и

любовь .Посвящаемый входит в святая всех святых своей души , по-

беждающей смерть через посвящение и обретающей таким образом бо-

жественную свободу - рождение в новую жизнь .

В этом сборнике , в отличие от более ранних , поэтическая

символика Флоренского заметным образом оцерковляется . Не

случайно стихи , вошедшие в него , были предварительно напечата-


- 8 -

ны в журнале Христианин и прошли духовную цензуру ректора

Вифанской Духовной семинарии протоиерея А.Беляева .

В стихотворении У окна поэт превосходно иллюстрирует ус-

ловность и в то же время многозначительность ассоциативной сим-

волики . Традиционные значения символов перемежаются здесь с их

контрастным гностическим наполнением на противоположном семанти-

ческом фоне , в более широком контексте . Лепестки цветущих ви-

шен сменяются хлопьями снега , ветви деревьев пронзают душу как

копья , а саван оказывается подвенечным убором :

- Гляди-тко , родимый .Гляди-тко : в цвету

за окнами вишни белеют ,

и ветром весенним - смотри! - на лету

несет лепестки их и веет !

-Ах нет не ошиблась , - то ветер свистит

метельный и мертвенно-белый .

Прохожий замерзший вон видишь ? -

спешит

и дышит на ус индевелый .

- Мой Брат ! О , мой милый !пахнуло теплом .

Послушай ... гудят колокольни .

В истоме все сладкой за этим стеклом .

Пойдем же к истоме безбольной !

- Там нет лепестков так куда ж я пойду .

По савану ? в снежныя хлопья ?

Там ветви стенают в холодном бреду

и тянутся к небу как копья .

- Не саван ! Нет , это -венчальный убор .

Дрожит мое сердце : Он близко ... 5 6


- 9 -

Поэма Белый камень , посвященная А.Белому , написана Фло-

ренским как своего рода гностический комментарий на стихи Апока-

липсиса - Побеждающему дам вкушать сокровенную манну , и дам

ему белый камень и на камне написанное новое имя , которого ник-

то не знает , кроме того , кто получает

Под сокровенной манной и белым камнем , очевидно , подразуме-

ваются символы ; по традиционному толкованию , тело и кровь

Христа , которые вкушают верующие в таинстве Евхаристии и приго-

вор Божьего Суда над каждым христианином , наказание или награда

.

По другому толкованию , более близкому гностикам , белый ка-

мень - цвет радости и победы - знак принятия в Небесное Царство

; новое имя -внутреннее обновление , перерождение и посвящение ,

позволяющее вступить в это царство . Получение белого камня -

знак принадлежности к белому братству , как мистическому ордену

. Белый камень с начертанным на нем белым именем означает завер-

шение божественного усыновления в жизни вечной .

Знаменательно , что для поэзии Флоренского типичны сновиден-

ческие образы , и именно в гностическом обрамлении они получают

верное истолкование .Вот , например , фрагмент из стихотворения

Весна . Над Москвой - рекой :

Сладкой тоской изнывая , стою над рекой и не знаю ,

что , в эту ночь оживаю , иль в Вечную Жизнь умираю .

Странно внутри так звенит ...

Или храма то отзвук несется

плавно - широкой волною . Иль новая сила дается ?

Сердце от радости плачет ... 5 7

Нужно обратить внимание на то , что у Флоренского есть нес-


- 10 -

колько стихотворений с одинаковым названием Сон . В одном из

них написанном в Тифлисе в 1901 году , запечатлены следы того

удивительного состояния , когда в жаркий полдень на лесистом бе-

регу Куры Флоренский испытал состояние транса и наития и ему

вдруг открылась относительность и условность позититвизма и не-

зыблемость вечных духовных истин . В какую-нибудь минуту , -

вспоминает Флоренский , - пышное здание научного мышления рассы-

палось в труху , как от подземного удара ... Произошел глубинный

сдвиг воли , и с этого момента смысл умственной деятельности из-

менил знак .

Как поэт Флоренский эволюционировал от гностической символики

к символике церковно литургической . Направление этой эволюции

заметно уже на страницах сборника В вечной лазури . Влияние

на гностические мотивы в поэзии Флоренского оказали , как это не

парадоксально на первый взгляд , оказали народные частушки .

Частушка - это народное декаденство , народный индивидуализм ,

народный импрессионизм , - пишет Флоренский .

Все дороги ведут в Рим . А дороги , как известно , состо-

ят из разных стадий . Гностическая стадия на пути отца

Павла открыла ему высокие духовные озарения , и не следует ее

умалять ни ревнителям ортодоксальной церковности , ни привержен-

цам точного знания .

Можно с полным правом говорить о своеобразных социально - по-

литических воззрениях П.А.Флоренского , раскрывающих его предс-

тавления об общественном идеале . Мы находим их в таких работах

,как : Около Хомякова , Философия культа , Обратная перс-

пектива , Итоги , Троице-Сергиевая Лавра и Россия , Пред-

полагаемое государственное устройство в будущем и др .


- 11 -

Проблема общественного идеала не может быть понята без обра-

щения к культурологической концепции П.А.Флоренского , сущность

которой связана с интерпретацией понятия культура . Культура

рассматривается философом как специфический вид деятельности ,

направленной на раскрытие безусловных ценностей .Само этимологи-

ческое происхождение слова считает он , свидетельствует о том ,

что культура есть порождение , прорастания культа , побеги его

, боковые ветви его 51 0. Поэтому он называл свое понятие культу-

ры сокральным , т.е. исходящим из признания священнодействия ,

таинства в жизни человека и общества . Он писал : Вера опреде-

ляет культ , а культ миропонимание , из которого следует культу-

ра . 5 2 0

Идеалом общественного устройства , соответствующим сакрально-

му пониманию культуры , П.А.Флоренский считает теократическое

государство с монархической формой правления , ,далеким прототи-

пом которого является Византия . Именно в теократии происходит

освящение власти . Строение теократии строго иерархично : вос-

хождение к миру горнему имеет ступени . Являясь отражением мира

Божественного , теократия воспроизводит его иерархию . Граж-

данское устройство , - пишет Флоренский , - мыслится как отобра-

жение небесной иерархии , Христом возглавляемой .

Идеалом общественного устройства , соответствующим рациона-

листическому миропониманию , является , с точки зрения философа

, идеал , обожествляющий искусственную революционную государс-

твенность , утверждающий преимущество представительской формы

правления перед христианской монархической властью . Это привело

к духовному опустошению мира государственного и личностного .

Общество утратило свою целостность . Отказ от феургического де-


- 12 -

лания в государственной сфере повлек за собой взаимоотчуждение

людей и распад духовной жизни личности .

Важной вехой в исследовании П.А.Флоренским проблемы общест-

венного идеала является его работа Предполагаемое государс-

твенное устройство в будущем . В ней П.А.Флоренский , во-пер-

вых , формулирует общие положения любого государственного уст-

ройства , претендующего на статус разумности ; во-вторых , раск-

рывает сущность современного ему этапа культурного развития че-

ловечества , оценивает представительную демократию и монархию

как формы правления ; в-третьих , дает развернутую характеристи-

ку сложившегося к началу 30-х годов советского общества , в-чет-

вертых , представляет конкретный социально-политический идеал ,

при воплощении которого в СССР возможно преодоление возникшей в

обществе кризисной ситуации и оздоровление общества .

По-мнению Флоренского , для функционирования государства нуж-

на прежде всего разумность государственного строя .Она зависит

от ясного понимания основных положений , к которым должна

приспособиться машина управления 53 0, т.е. идеей метафизического

плана , из которых исходит государственный деятель . Государство

не может быть разумным , если несется без руля и ветрил , не

имея прочных идеальных основ своей деятельности . Мудрость го-

сударственного управления , - пишет Флоренский , - не в истреб-

лении тех или иных данностей ... а в их умелом направлении .

Существующие представительские формы правления , по мнению

Флоренского , не в состоянии решить главную задачу государства :

сочетать свободу проявления людей с необходимостью направлять

политическое целое к решению его собственных задач . Прочность

представительской формы правления проявляется прежде всего в


- 13 -

легкомысленном отношении к политике , в убеждении в ее доступ-

ности всем без исключения . Вовлекая своих граждан в политику ,

представительное государство способствует ее вырождению , ее

превращению в политиканство . Борьба за политическую свободу

оборачивается исключительно опасным обманом и самообманом народа

, так как возникающее в итоге государственное устройство , не

давая удовлетворения никому в частности, вместе с тем расслабля-

ет целое . Ни одно правительство , если оно не желает себе

краха , заключает мыслитель , не должно опираться на решения

большинства .

Будущее Нашего общества Флоренский связывал с провозглашением

децентрализации и индивидуализации . В союзном устройстве должна

быть проведена большая индивидуализация отдельных республик во

всем , что не затрагивает целостность государства . В целом же

экономический порядок в стране может быть охарактеризован как

государственный капитализм , когда орудия производства принадле-

жат непосредственно государству .

Будущее экономической жизни страны Флоренский видит в своеоб-

разной изоляции ее от мирового рынка , продиктованной в первую

очередь экспансионистским устремлением Запада . Слепо копировать

западные образцы нельзя . То , что за границей естественно , для

нас будет искусственно . Чутко прислушиваясь к заграничному

опыту , - подчеркивает ученый , - мы должны решать свои задачи и

своими средствами . 5 4 0

Мнимости в геометрии - важный труд Павла Флоренского , За

который он испил в полной мере чашу мученичества в Соловках и

расстрела в 1937 году .

Нельзя отказать в проницательности палачам и самозваным судь-


- 14 -

ям . Они правильно истолковали смысл книги . Это был несомненный

удар по материализму , считающему материю главной реальностью

мироздания . Как раз эта реальность при световых скоростях ока-

зывается нулевой , мнимой , а мнимости потустороннего мира , об-

ретают истинную реальность .

Священник и богослов Павел Флоренский умышленно отказался

здесь от любимых богословских и канонических рассуждений . Цен-

ность труда в том и заключается , что , оставаясь в пределах фи-

зики , геометрии и космологии , автор фактически полностью подт-

верждает и даже доказывает подлинность мистического христианско-

го опыта . Это настоящее опытное богопознание , известное с

древних времен . Суть такого пути - в свободном следовании за

истиной , которая сама ведет к Богу .

В доносых рецензиях и прямых доносах на Мнимости в геомет-

рии справедливо указывалось , что этот труд возвращает нас к

средневековым христианским представлениям о Земле , как центре и

цели всего небесного мира . Правильнее сказать , что здесь подт-

верждается реальность библейского откровения о сотворении земно-

го мира из света : И сказал Бог - да будет свет , и стал свет

.

Авторы доносов обрушивались и на теорию относительности ,

вольно или невольно подтвердившую это библейское откровение пос-

тулатом об изначальной скорости света и моделью мгновенного воз-

никновения нашего мироздания из светового сгустка величиной

меньше булавочной головки .

Однако Флоренский пошел в этом направлении намного дальше

Эйнштейна . Там , где для создания теории относительности закан-

чивается реальность , для автора Мнимостей в геометрии она


- 15 -

только начинается . Флоренский считает , что скорость света

300000 километров в секунду - не предел , а только граница между

миром земным и миром небесным . Одна секунда бега светового луча

очерчивает все пределы земного мира . По звездному времени это

сутки , а в пространстве граница между землей и небом пролегает

между Ураном и Нептуном , как и считал Птолемей .

Становится ясно , что сотворив свет , а именно с него начина-

ется сотворение мира , Бог одновременно создал вечные и неруши-

мые сущности вещей . Смерть и разрушения возникают на границе

между нашей и мнимой , а правильнее сказать - вечной реаль-

ностью .

Здесь необходимо вспомнить Иконостас Флоренского и его

учение об обратной перспективе в иконописной традиции . Обратная

перспектива возникает на сферически изогнутой поверхности , как

бы охватывающей зрителя .Плоскость иконы - это реальность .

Мнимость - сферическая вогнутость , создаваемая взором и

кистью художником . Согласно его учению , мистическое пространс-

тво иконы - не изображение рая , а его вместилище . Мнимости

- зримый рай .

Учение Флоренского о мнимостях и обратной перспективе до сих

пор понимают немногие .

Самой важной заслугой Флоренского перед наукой XX века явля-

ется , введение и систематическое использование им - для точной

, математической экспликации своих , ныне революционизировавших

естествознание идей новых - топологических структур современной

математики . Он успешно продолжил здесь линию по выявлению со-

вершенно новой , чисто математической онтологии мира , нача-

тую еще Галилеем , Ньютоном , Максвеллом , Эйнштейном и многими


- 16 -

другими и философски осмысленную только поздним Гуссерлем .

Новые существенно важные компоненты самых современных теоре-

тических концепций естествознания опираются , оказывается , на

главные , наиболее глубокие понятия фундаментального , основопо-

лагающего раздела современной математики - топологии как наибо-

лее общего , современного учения о пространстве - о том , как

конкретно любые объекты научного познания выстроены в преде-

ле из своих частей - любого рода их подобъектов . Топологи-

ческие структуры - структуры предельного прилегания , пре-

дельной составленности целого из любых своих частей -

наряду с алгебраическими структурами - являются наиболее фунда-

ментальными для всей современной теоретичесой механики , а зна-

чит , и для современного научного знания в целом .

Флоренский предложил еще в 20-е годы нашего века то решение

вопроса , к которому теоретическая физика подходит только в наши

дни : Геометрия учит , что каково бы ни было расстояние между

двумя точками в пространстве по кратчайшей между ними , - кроме

того , всегда может быть осуществлен путь , по которому расстоя-

ние их равно нулю ... Устанавливая такое сообщение между точками

..., мы непосредственно соприкасаем друг с другом любые две точ-

ки . Так словопроизнесение можно сравнить с таким прикасанием

познающего и познаваемого ... хотя и оставаясь разделенными

пространственно , они оказываются совмещенными друг с другом .

Слово есть онтологическая изотропа . 58 0 Это первое серьезное ,

концептуальное применение новой научной дисциплины XX века - то-

пологии к решению действительно серьезнейшей научной проблемы .

Во времена Флоренского , конечно , общая топология еще только

начинала складываться - и именно он был первым в мировой науке


- 17 -

XX века , кто начал применять ее новые , более глубокие общест-

венно - пространственные понятия к решению действительно серьез-

ных научных , философских проблем , в частности , прежде всего

для более основательного осмысления того , как надо понимать в

наше время единство научного знания и сам процесс исторического

развития .Надо отдать должное врагам ученого : интуитивно они

совершенно правильно оценили очень важное для всего научного со-

общества значение теоретических идей и интересов П.А.Флоренского

- иначе как понять объявленное ими не более и не менее как на-

учным вредительством публикацию в 1937 году в русском переводе

первой в мире систематической монографии по теории множеств -

известной книги Хаусдорфа Теория множеств , конечно же , со-

вершенно безвредной для тогдашнего официального марксизма в

идеологическом плане ? Очень жаль , что в результате наветов

отец Павел был слишком рано лишен возможности участвовать в этом

очень результативном , эффективном движении философской мысли XX

века , одним из основоположников которого он , собственно говоря

, и являлся в России , в постепенном обобщении и теоретическом

углублении конкретных и точных понятий нового раздела математики

- топологии - до статуса основополагающих , лежащих у самых ис-

токов человеческого познания философских категорий - категорий

Гегнет . Это смог сделать только другой великий философ XX века

- Мартин Хайдеггер . Другая главная , огромная и великая заслуга

П.А.Флоренского перед философской наукой XX века - выявление на-

иболее существенных компонентов совершенно новой концепции исто-

рического развития , разумное и вполне удовлетворяющее нас ныне

построение подлинно научной , современной историософии . Он на-

чинает с еще очень непростой классификации основных типов чело-


- 18 -

веческих культур , известных документальной истории , выделяя в

ней два главных , наиболее важных подразделения : культуру тра-

диционные и культуры , в его терминологии , Возрожденческого

типа , которые в наиболее полном и развернутом виде воплотила

начиная с Ренессанса , Европа Нового Времени , а в зачаточном ,

еще недостаточно развитом - классическая Греция античности . 5 9 0

Еще один большой круг гносеологических проблем , очень инте-

ресовавших П.А.Флоренского во время его жизни и получивших пос-

ледующее - весьма интересное и основательное - развитие в фило-

софской науке XX века , связан с конкретными особенностями фор-

мирования наиболее глубоких , самых общих и фундаментальных по-

нятий тех научных теорий , которые определяют ныне само наше

видение мира - миропонимание нашего времени, - таких , напри-

мер , как квантовая теория или теория относительности . Конечно

, здесь он - как и вся русская философия того времени -находился

под сильнейшим влиянием неокантианства . Но и здесь он смог ска-

зать много нового и очень интересного .

Как он мог тогда , - в самые перовые десятилетия нашего , XX

века - в страшнейших , нечеловеческих условиях жизни так тонко и

безошибочно выделить , определить тот класс математических

структур , с помощью которых мы , уже в самом конце этого века ,

будем только начинать решать все эти , очень кратко описанные

выше серьезнейшие и труднейшие научные проблемы , - это , пожа-

луй , самое загадочное и удивительное во всей жизни и делах отца

Павла . Не одно поколение исследователей еще будет в великом

изумлении стоять перед этой удивительной загадкой .

Подводя итог следует вспомнить слова Е.Н.Трубецкого , которые

он сказал , характеризую творчество философа : Движение его


- 19 -

мысли определяется тем же основным контрастом , который опреде-

лил собою весь ход развития русской религиозной мысли : это , с

одной стороны , - бездна зла , греховный миро , внутренне рас-

павшийся , рассыпавшийся в противоречиях , а , с другой сто-

роны , свет Фаворский , в непроходящей реальности коего ав-

тор глубоко убежден . Видимо , это высказывание можно применить

ко всему жизненному пути отца Павла , испытавшего в своей безв-

ременно оборвавшейся жизни бездну обрушившегося на него зла , но

и восторжествовавшего над собственной смертью тем светом подлин-

ной духовности , который не померкнет , пока жива Россия .

.

2С Н О С К И : 0

51 0. Богословские труды . М., 1977 . Вып. 17 . С.117.

52 0. Вопросы философии . 1988. N 12 .С. 114.

53 0. Литературная учеба .1991. N 3 . С. 96.

54 0. Литературная учеба .1991. N 3 . С. 108.

55 0. Флоренский П. В вечной лазури . Сергиев Посад , 1907,С.5.

56 0. Флоренский П. В вечной лазури . Сергиев Посад , 1907,С.12.

57 0. Флоренский П. В вечной лазури . Сергиев Посад , 1907,С.7.

58 0. П.А.Флоренский Соч. в 2-х тт. Т.2. М.,1990,стр. 292.

59 0. П.А.Флоренский . Автореферат. - Вопросы философии ,

1988, N 12 , стр. 114 .

.

_ 2Л И Т Е Р А Т У Р А : . 0

11) 0 Е.М.Амелина П.А.Флоренский : проблема общественного идеала .

Социально - политический журнал , N 9-10 , 1994 г.

12) 0 Е.В.Иванова Флоренский и Христианское Братство Борьбы .

журнал Вопросы философии , N 6 , 1993 г.

13) 0 Г.Гачев Русская дума . :М., 1991.

14) 0 Б.Цейтлин Физика - миф - свобода .

журнал Знание - сила , N 12 , 1992 г.

15) 0 Сборник Русский космизм .

16) 0 И.Акчурин П.А.Флоренский и наука XX века

журнал Свободная мысль , N 10 , 1993 г.

17) 0 В.Никитин Продлить на мгновение мечту ...

журнал Наука и религия , N 10 , 1992 г.

18) 0 К.Кедров Зримый рай Павла Флоренского .

журнал Наука и религия , N 7 , 1993 г.

Скачать архив с текстом документа