Жизнь и творчество В.В. Маяковского

СОДЕРЖАНИЕ: Акцентный стих Владимира Маяковского, неологизмы и метафоры в его творчестве. Формирование в среде футуристов, лирический герой поэта в адище города. Определение мира текста предметами. Характер конфликта Я - Вы. Сатира как любимое оружие поэта.

Реферат

на тему: Жизнь и творчество В.В. Маяковского

В.В. Маяковский (1893-1930)

Я хочу быть понят моей страной - эта строка из стихотворения Владимира Маяковского звучит как просьба и заклинание. И хочется действительно понять поэта, не судить о нем поверхностно, разобраться в перипетиях его трагической судьбы.

18 декабря 1912 г. достоянием русского читателя стал литературный альманах, который открывался манифестом Пощечина общественному вкусу. Подписали его люди новой жизни - Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Владимир Маяковский и другие футуристы.

Только мы - лицо нашего Времени... - заявляли авторы манифеста. - Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности...

Не будем торопиться обвинять бойкую молодежь в нигилизме в отношении к классике, традициям, святыням, а прочитаем далее: Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта?. Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Потом читатель получит совет вымыть руки, прикасавшиеся к книгам Л. Андреева, всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Буниным, и, потрясенный, поймет, что это бунт и против классики, и против современной литературы, против здравого смысла и хорошего вкуса, против существовавшего до них языка, поэтического в первую очередь.

А. Крученых дал такой образец звуко- и словосочетания:

Дыр бур щил убещур...

А в качестве хороших, отличных от томной сливочной тянучки поэзии процитировал Д. Бурлюка: Каждый молод молод молод, В животе чертовский голод.В. Шкловский назвал новаторство футуристов, в частности В. Маяковского, геологическим сдвигом в мире стиха.

А такая

Нравится манера вам:

нежность

из памяти

вырвать с корнями,

головы скрутить орущим нервам.

А это образец стихов Маяковского, в которых подчеркнутые слова нужно было читать с особой силой. Ученые назовут такой стих акцентным (строится путем рассечения фраз, словосочетаний, даже слов), а тонику (музыку) - декламационной, то есть приспособленной для публичного чтения (лесенка). В стихах Маяковского было много неологизмов (развихрь, взбара-баним, сливеют, чиновноустые) и красочных, необычных метафор: Я над глобусом от горя горблюсь; У меня пожар сердца; Слышу: тихо, как больной с кровати, спрыгнул нерв. Яркая, поэтическая новизна поэзии Маяковского многих пленила, вызвала желание подражать. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах... - писал о творчестве футуристов философ Н. Бердяев. - ... нарушаются все твердые грани бытия, все декристаллизуется, распластывается, распыляется. Человек переходит в предметы, предметы входят в человека, один предмет переходит в другой предмет. Это новое ощущение мировой жизни пытается выразить футуристическое искусство. Человеческий образ исчезает в этом процессе космического распыления, распластования...

В. Маяковский как поэт сформировался в среде футуристов, но, будучи ярче, талантливее друзей, проложил свою дорогу в поэзии, неразрывно связанную с трагическими десятилетиями русской истории начала века.

Лирический герой Маяковского в адище города. Адище города - ключевой образ поэзии Маяковского до 1917 г. Поэт дал оценку атмосфере, укладу города и человеку, томящемуся в нем. Все несется, движется, падает, скрежещет, ослепляет в этом сгустке цивилизации: рыжие дьяволы, вздымались автомобили, трамвай с разбега взметнул зрачки, железо поездов громоздило лаз, темнота разрывается сосущим светом электричества, лебеди шей колокольных в силках проводов. Картина дополняется букетом бульварных проституток и гробами домов-небоскребов. Названа и жертва города: сбитый старикашка шарил очки.

Сквозь экстравагантные формы стихотворений проступают трагические черты капиталистического ада, города-убийцы, города-неволи, города-развратника. Город (Утро, Из улицы в улицу и др.) выявляет суть жизни - смесь материального достатка и богатства, человеческой и духовной бедности. Лирический герой раннего Маяковского противопоставляет себя окружающему его миру. Он заявил о себе впервые в стихотворении с названием-вызовом А вы могли бы?:

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

А вы

Ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

Мир текста определяется предметами. Все существительные легко делятся на две группы: в одной - слова бытовые, обиходные (блюдо, студень, карта), в другой - из области музыки и цвета (краску, ноктюрн, флейта). За каждой из них стоит осмысление-разделение: поэтическое - непоэтическое. Каждый мир в жизни (поэзия - проза) имеет своих поклонников. Лирический герой - Я выбирает вольный, бушующий океан, в блюде студня видит его таинственные очертания, и ему ничего не стоит сыграть на водосточной трубе ноктюрн. Я не отгорожен от будничной жизни - просто он умеет ее преображать, расцвечивать, обогащать. А вот Вы живут иначе, видят вещи такими, какие они есть.

Это стихотворение - микрокосм раннего Маяковского. Оно дает движение двум самым главным образам творчества: Я с его острым зрением и тяготением к яркому, солнечному миру океана, кораблей, звезд, диковинных птиц, страусов и Вы, наделенного куцым зрением, избирающего дома-скорлупки, дачки, счет в банке, студень, борщ. Первый образ почти всегда героизирован в противостоянии миру пошлости, второй - остросатирический.

Конфликт Я и Вы носит пока романтический характер, хотя обусловлен размежеванием реальным.

Период первой мировой войны обозначил новую веху в творчестве Маяковского. Его лирический герой ощущает одиночество, непонятость. Его попытки достучаться до обывателя трагичны. Он хочет спастись юмором и предлагает парикмахеру причесать ему уши, а гладкий парикмахер становится вдруг хвойным, злым (Не понимают!). Хочет разорвать одиночество и кричит:

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают -

Значит, это кому-нибудь нужно?

Лирический герой Маяковского не хочет изоляции от большого человеческого оркестра. Сквозная метафора люди-оркестр в стихотворении Скрипка и немножко нервно выявляет позицию Я, которому хочется преодолеть оставленность всеми, побрататься с любым, кто ему поверит, хоть с нежной скрипкой, выплакивавшей свое одиночество без слов, без такта. Отчаяние свое лирический герой выражает резко, грубо, иронично. В стихотворении Нате! ирония переходит в гротеск: Вы - не люди, а обрюзгший жир, у мужчин - в усах капуста, женщины смотрят устрицей из раковин вещей. Зато свое сердце поэт сравнивает с хрупкой, трепетной бабочкой (бабочка трепетного сердца), которую толпа, стоглавая вошь, может легко раздавить.

Стихотворение Мама и убитый немцами вечер исполнено сострадания к жертвам войны - безногим, безруким калекам, к матерям и звездам в платочках из синего ситца, визжавшим: Убит, дорогой, дорогой мой! Антивоенные настроения углубляют конфликт между лирическим героем и ими. Существует легенда, что остросатирическое, гневное Вам! Маяковский прочитал в кафе Бродячая собака, припечатав артистическую молодежь отнюдь не поэтичными словами: ванна, клозет, бездарные, нажраться, похотливо. Грубый гунн, а он этого не скрывает, готов громить всех, кто равнодушен к социальным катастрофам, спрятавшись в футлярную жизнь, - независимо от профессии. В знаменитых гимнах достается и ученому, и адвокату, и салонному поэту. Гимн обеду - гротеск, пародия на торжественную песнь. Лирический герой негодует: человечество слишком много внимания уделяет желудку, забывая о своем внутреннем человеке, о своей духовной сущности. /

Поэт был убежден, что он любит человека, и обозначил пафос своего творчества так: громада любовь и громада ненависть. Крайности в восприятии мира и человека часто носили эпатажный характер, Маяковский, красивый, двадцатидвухлетний, бесценных слов транжир и мот, бросал вызов слабому человечеству и Богу: Эй, вы, небо, снимите шляпу! Я иду!, сотворив из себя кумира.

Поэма Облако в штанах (1915). Название поэмы явно ёрническое, содержащее издевку: прозаизм штаны в соседстве с характерным образом поэта - облаком работает опять же на конфликт: вы хотите из меня, мужчины, сделать меняющее свои тона облако, чтобы я отступился от намерения делать социалистическое искусство с его идеями разрушения старого во имя нового, где будут торжествовать свобода, равенство и братство. Но я не облако, я тринадцатый апостол (как было заявлено в первоначальном названии), пророк, глашатай новой веры, отнюдь не христианской.

Вступление в поэму обнаруживает любимый Маяковским конфликт Я-Вы: Я, нахальный, едкий, свежий, молодой, умеющий любить, а ВЫ, истаскавшиеся, порочные, перелистывающие губы, как страницы поваренной книги. Любовный сюжет здесь будет главным. Экспрессивные, взволнованные строки поэмы великолепно передают нетерпение, тревогу лирического героя. Маяковский использует любимый художественный прием - метафору, - рисуя образы хмурого декабрьского вечера, ушедшего в ночную жуть, сопровождаемого хохотом и ржаньем канделябров, лирического героя, уткнувшегося дождю в лицо рябое, в стеклах дождинки серые, своими очертаниями напоминающие химер собора Парижской богоматери. Психологически точно описано состояние человека, который нервничает, находится в ситуации отчаянного ожидания:

Слышу:

тихо,

как больной с кровати,

спрыгнул нерв.

И вот,-

сначала прошелся едва-едва,

потом забегал,

взволнованный, четкий.

Теперь и он и новые два

Мечутся отчаянной чечеткой...

Вот он театр метафор у Маяковского, вот его способность передать психическое состояние человека, сцепление мыслей и чувств в богатстве ассоциаций, внутренних судорог! Себя лирический герой мыслит не иначе как разъяренным Везувием, угрожающим красивой Помпее, холодно сказавшей ему: Знаете - я выхожу замуж. О пожаре сердца он сообщил по телефону маме и сестрам: Ваш сын прекрасно болен, - тихо, нежно сказал, чтобы передохнуть. Но пожар в сердце разрастается, он охватил все существо человека. Обгорелые фигурки слов и чисел в мозгу тянут руки, как хватались за борта пассажиры горящей Лузитании. Из дома пожар перекинулся на улицы и ворвался к людям в квартирное тихо... Первый крик Долой! адресован любви, продающей себя за комфорт и богатство. А второй? Городу-лепрозорию, городу прокаженных, уличным тысячам и улице безъязыкой, которая муку молча перла, не зная, как спастись от разврата и власти Круппов. Долой ваш строй!, Долой ваше искусство! - кричит лирический герой, поэт, обнаружив, что его собратья по перу чирикают, как перепелы, выкипячивают, рифмами пиликая, из соловьев и любовей какое-то варево, не слыша войну, всех голодненьких и потненьких, поступь нового времени. И он объявляет себя вожаком улицы, крикогубым Заратустрой, пророком, мессией, объясняя свою дерзость просто: Я - где боль, везде. Со словом везде срифмовано: на кресте, распял себя на кресте, как Христос. Благодаря неразделенной любви, сердце лирического героя стало зрячим. Преодолев личную трагедию, он смог увидеть мир, опоясанный войной на всех уровнях: воюют классы, воюют нации, не могут понять друг друга поэты и толпа. Возникла революционная ситуация, и он, Маяковский, должен объявить о ней во всеуслышанье, повести за собой улицу, толпу. Но предварительно нужно разобраться с небом, Богом, который так и не смог устроить земное счастье людей: Я думал - вы всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик.

Маяковский объявляет себя тринадцатым апостолом, который, отвергая старый мир, предвещает близкую революцию (в терновом венке революций грядет шестнадцатый год).

Творчество Маяковского после Октября 1917 г. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал, - так безоговорочно принял поэт Октябрьский переворот 1917 г., посвятив ему Оду революции. О, звериная! О, детская! О, копеечная! О, великая! - уже в этих эпитетах переданы контрастные проявления революционного светопреставления. Как обернешься еще, двуликая? Стройной постройкой, грудой развалин? - вопрошал поэт, предугадав будущее разорение России, ирей

Левый марш - самое революционное стихотворение Маяковского - намечает новый художественный конфликт в лирике поэта: МЫ (краснофлотцы, Ленин, Теодор Нетте, строители Кузнецка. .) - ОНИ (белые, спекулянты, Керенский, Врангель, мурло мещанина советской формации). Духовно-нравственный конфликт Я-ВЫ уступает место идеологическому и политическому. Вся поэтическая структура Левого марша аргументирует это противостояние: МЫ разворачиваемся в марше, чтобы загнать клячу истории, ибо смотрим в будущее, - ОНИ живут по законам Адама и Евы, смотрят в прошлое; МЫ реем как вольные птицы - ОНИ, заручившиеся поддержкой Антанты, уподобились зверю ( вздымает лев вой); МЫ несем человечеству свет - ОНИ - тьму, мора море, голод. Энергичный рефрен: Левой! Левой! Левой! выражает и команду идущим, и оптимизм поэта. Все выделенные нами образы легко группируются в антитезы, характерные для стиля революционного романтизма, известного еще поэтам XIX в. С одной лишь разницей: XIX в. уповал на солнце разума, Маяковский выдвигает на первый план маузер и удушение ( крепи у мира на горле пролетариата пальцы). Итак, поэт предлагает невероятное: Ваше слово, товарищ маузер! Всегда ли мы понимаем последствия такого призыва?. В 1921 г. был расстрелян один из самых талантливых русских поэтов XX в. Николай Степанович Гумилев, ложно обвиненный в контрреволюционном заговоре. Поэтический маузер Маяковского вызвал, по закону бумеранга, обратное действие: 14 апреля 1930 г. поэта не стало. Официальная версия смерти - самоубийство. Но сейчас популярна и другая - политическое убийство. Что бы ни было на самом деле, оба предположения не противоречат друг другу, так как причины трагедии уходят корнями в биографию поэта.

Сатиру Маяковский назвал своим любимым оружием, метившим в годы революции в контру, а после нее - в совмещанина ( О дряни). Совмещении - изобретение поэта, каламбур, соединяющий в себе три слова: советский, совмещать и мещанин. Без сатирической окраски слово мещанин довольно безобидно, т.к означает человека, прикрепленного к месту. Эпоха Маяковского - эпоха словотворчества, неологизмов типа: совкино, совкультура. Поэт гордился тем, что он советский (Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье), возмущался любым сокращением доброго слова, поэтому в отместку и придумал: совмеща-нин, то есть совмещающий в себе красную, лояльную форму и антисоветскую суть. Маяковский рисует совмещанина в домашней обстановке, среди особого интерьера: рядом с самоваром газета Известия, клетка с канарейкой соседствует с портретом Маркса в алой рамочке. Символы красного режима и на платье у жены - брошь в виде серпа и молота. Так выглядит бутафорская революционность. Наскоро оперенье переменив, совмещении, даже жену называющий товарищ Надя, организовал дома уютный быт, подкрепляемый подачками (К празднику прибавка - двадцать четыре тыщи) за сверхуживчивость, сверхлояльность, сверхравнодушие к судьбе страны-подростка. Сатирическая деталь поэта беспощадна, нарочито груба, низкопробна (намозолив от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники, фигурять, та или иная мразь).

В стихотворении Прозаседавшиеся Маяковский рисует уклад советского учреждения в дожде бумажных дел, в бесконечных заседаниях, посвященных покупке склянки чернил или объединению Тео и Гукона (ироническое соединение двух разных учреждений: Тео - театральный отдел Главполитпросвета, Гукон - Главное управление коннозаводства при комиссариате земледелия). Царство абсурда наваливается на лирического героя, его свихнувшийся разум не в состоянии понять спокойнейший голосок секретаря о своем начальнике: Они на двух заседаниях сразу. Гротесковый стиль стихотворения пронизан публицистичностью, ибо газеты тех лет обсуждали многочисленные вопросы советского бытия: В чем ходить на работу?, Как строить отношения между мужчиной и женщиной?, Нужен ли институт знакомств?, Можно ли носить галстуки, пиджаки, фраки?, Что такое изящная жизнь?

Стихотворение Маруся отравилась повествует о глупой драме, которая кончилась самоубийством героини из-за измены электротехника Жана, внушавшего ей: Ужасное мещанство - семейный этот плен. Врагом поэта становится пошлость во всех ее проявлениях, дурной вкус, рабская зависимость от западной моды, вещизм, заменяющий общение с природой, настоящую книгу, любовь (Письмо любимой Молчанова, брошенной им).

Темы сатирических стихотворений охватывали всю злобу дня: бюрократизм, быт, любовь, нравы молодежи, псевдоценности советской буржуазии, вызывая гнев, презрение, желание достучаться до тех, кто не хочет строить город-сад, не хочет видеть чахоткины плевки, беспризорных детей. Шершавый язык плаката вошел в стилистику Маяковского.

Пьеса Клоп, имевшая большой успех в 1929 г. в театре Мейерхольда, собрала послереволюционные сюжеты в комедийный жанр. В доме Розалии Павловны Ренесанс - владелицы парикмахерской - свадьба. Врачуются ее дочь и бывший рабочий Петр Присыпкин, а ныне Пьер Скрипкин. Говорящие фамилии героев как бы напоминают о мимикрии как главном свойстве совмещанина, приспособившегося к нэпу и советским лозунгам. Олег Баян - шафер на свадьбе - объясняет философию нового, красного брака. Невеста и жених вступают в выгодную сделку: он к брачному алтарю принесет древнее, незапятнанное происхождение (пролетарское), а она - капитал. Их дом будет полной чашей, а дети воспитаны в изящном духе. Присыпкин гордо скажет: Может, я свой класс благоустройством возвышаю! Свадьба будет проходить в форме заседания профкома во главе с Олегом Баяном - идеологом нового времени, который всем популярно объяснит на языке газет (удалось согласовать и увязать их классовые противоречия, вооруженному марксистским взглядом, будущее счастье человечества) смысл революции. Как считал Маяковский, тип переходной эпохи удался. Краснобай, демагог, он станет ключевой фигурой советской администрации, однако поэт так и не увидел тенденции разрастания этого типа в будущем.

Лирика 20-х гг. Многие литературоведы советского периода отмечали планетарное мышление Маяковского, и его строка Я над глобусом от горя горблюсь воспринималась как выражение истинной сути, пафоса творчества. Плакаты, подписи к ним, агитки - это все вроде бы не главное, истинный лиризм наступившего на горло собственной песне поэта в ином. Например, стихи о любви (Лиличке, Письмо Татьяне Яковлевой, Письмо товарищу Кострову о сущности любви). Сильные, напористые, энергичные, афоризмы Маяковского о любви вошли в нашу память.

Любить -

это значит:

в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой своей

играючи.

(Письмо товарищу Кострову о сущности любви)

Поэт противопоставляет чувственную любовь настоящему чувству, делающему человека поэтом, творцом, первопроходцем. Настоящая любовь преодолевает быт - тишину спаленок, шум примусов, счет в банке - и выходит на простор творчества и взаимного бережного отношения друг к другу.

Тема поэта и поэзии - самая актуальная в лирике Маяковского. В Пощечине общественному вкусу (1914), Облаке в штанах (1915) он полемизировал с чистой поэзией, равнодушной к трагедии города, войне, революции, с традицией элитарного искусства. Б.М. Эйхенбаум, рассматривая феномен Маяковского, справедливо отмечал, что история поручила ему создать новую поэтику, в которой поэтичное и злоба дня не противостояли бы, а слились. В Юбилейном сам автор новой поэтики, обращаясь к Пушкину, скажет, что в его стихах гудит время телеграфной строкой и наступили битвы посерьезнее Полтавы, что своим творчеством он выполняет социальный заказ и ему хотелось бы в литературной табели о рангах занять место рядом с Пушкиным, который также бушевал в своей эпохе.

Революцией мобилизованный и призванный, горлан, главарь, ассенизатор и водовоз - вот назначение поэта, о котором говорит Маяковский во вступлении к незаконченной поэме Во весь голос. Познакомиться с судьбой поэта, неоднозначной и трагической, полезно, чтобы понять, что отчуждение личности в пользу революционной идеологии с полным отказом от христианских заветов всегда чревато и нравственной и физической гибелью.

Скачать архив с текстом документа