Жизненные воззрения Джорджа Оруэлла

СОДЕРЖАНИЕ: Джордж Оруэлл родился в 1903 году в Бенгалии, в шотландской обедневшей аристократической семье. С величайшим трудом его определили в элитарную закрытую приготовительную школу. Здесь он впервые познал, что закон жизни - триумф сильных над слабыми. И внутри его души зародился протест.

Джордж Оруэлл родился в 1903 году в Бенгалии, в шотландской обедневшей аристократической семье. С величайшим трудом его определили в элитарную закрытую приготовительную школу. Здесь он впервые познал, что закон жизни - триумф сильных над слабыми. И внутри его души зародился протест.

Пройдя через все испытания жизни: войну в Испании, крушение всего светлого, что его окружало, - Оруэлл остался оптимистом. Оптимизм его основан на нескольких убеждениях: прогресс человечества - не иллюзия; всякий репрессивный режим таит в себе свое возмездие; жажда власти - не свойство человеческой натуры, а следствие конкуренции. Однако во время второй мировой войны произошел перелом в воззрениях писателя. Сказка Скотный двор основана уже на совершенно других началах: прогресс человечества, возможно, лишь наша иллюзия; возможно, существование репрессивных режимов способно утвердиться навечно; жажда власти, может быть, не ситуативная реакция, а органическое свойство человеческой природы.

И появляется гениальная фраза, выражающая структуру любого тоталитарного общества: Все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие. Человек, придумавший ее, эту химеру, это чудовище разума - каких-то животных, которые не то чтобы больше или сильнее, а немыслимым образом более равны, - провел черту под веками мечтаний, проектов, трактатов, программ, художественных текстов, объединенных загадочным термином утопия. Этим он дал оценку любого похода к светлому будущему, основанного на насилии.

Сатира Скотный двор адресована вполне конкретной стране - Стране Советов. Оруэлл видел в ней наглядное воплощение своих идей. Однако он никак не мог разочароваться в сталинизме, потому что никогда не был очарован им. Неологизмы типа гомо советикус вызывали у него отвращение. Но рассуждения о цене прогресса, трезвом и реалистическом отношении к насилию своих коллег-социалистов вызывали у него еще больший ужас. Обе эти идеи ярко видны в сказке, ведь животные там - не какие-нибудь мутанты-Франкенштейны - звери. Конечно, это чисто людские типажи, проходящие через мясорубку тоталитаризма.

Однако здесь же можно видеть, несмотря на всю едкую горечь повествования, веру в то, о чем поют его животные:

Скот домашний, скот

бесправный,

Изнуренный маетой,

Верю, ждет нас праздник

славный,

Век наступит золотой!

Все-таки он до конца верил в это.

Скачать архив с текстом документа