Жуковский в. а. - Сюжет герои и проблематика одной из баллад в. а. жуковского.

СОДЕРЖАНИЕ: Что ни говори писал. Пушкин Рылееву Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности к тому же переводный слог его останется всегда образцовым. Колумбом открывшим. Америку романтизма назвал.

Жуковский в. а. - Сюжет герои и проблематика одной из баллад в. а. жуковского.

Что ни говори, - писал Пушкин Рылееву, - Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности, к тому же переводный слог его останется всегда образцовым. Колумбом, открывшим Америку романтизма, назвал Жуковского Белинский.
Первые стихи и элегии Жуковского сразу же приобрели огромную популярность. Молодые поэты охотно перенимали манеру Жуковского. А когда в 1808 году появилась его первая баллада - Людмила, первенство Жуковского в поэзии еще более упрочилось. Эта баллада - замечательный пример того, как можно представить известный сюжет, оставляя тем не менее произведение самостоятельным. В нем мотив мертвого жениха является основным, но несет обширную смысловую нагрузку. На такой вывод наталкивает уже сама форма произведения, место этого сюжета в общей композиции: в Людмиле мертвый жених, уводящий девушку за собой в могилу, - реальность, которая одновременно является романтической выдумкой. То есть композиционно рассматриваемый сюжет в Людмиле - основной и единственный
По роли голубочка в происходящем (лишает силы угрожающего девушке мертвеца) легко можно сделать вывод о его противоположности силам тьмы, представленным в образе мертвеца, и о близости к Богу, об ангельской его природе (ведь он появляется именно для спасения девушки, и он гораздо могущественнее мертвеца). Соответственно Бог и вообще проблема божественной предопределенности играют не последнюю роль в балладе.
Людмила практически по доброй воле отдается во власть Дьяволу. К тьме (в Ад) Людмилу ведет непокорность, противопоставление себя Создателю - в прямом смысле тому, кто создал мир, людей и, естественно, распоряжается судьбами живущих, ведь только при таком раскладе абсолютно ясна бессмысленность требований. Бог в этой балладе не появляется, но его присутствие ощущается настолько, что можно даже обрисовать этот образ: во-первых, он, согласно христианской религии, правосуден, а во вторых, зла не творит. Он в любом случае на стороне человека. Людмила сама выбирает себе путь. Расступись, моя могила; гроб, откройся; полно жить, обосновывая свой выбор тем, что с милым вместе - всюду рай, и Бог идет ей навстречу - он милосерден и верит в людей.
Перед нами переосмысление понятий Рая, Ада, Бога человеком в сиюминутном страстном порыве: Что, родная, муки ада? Что небесная награда? С милым вместе - всюду рай; с милым розно - райский край безотрадная обитель. Нет, забыл меня Спаситель! - налицо разница между человеческим и божественным понятием о счастье. Если божественное счастье - категория абсолютная, то требуемое Людмилой - сиюминутное. Это осознает мать Людмилы, не ослепленная страстью; Дочь, воспомни смертный час; кратко жизни сей страданье; Рай - смиренным воздаянье, Ад - бушующим сердцам. Она и дает дочери разумный совет: Будь послушна небесам. Людмила, уже сделав выбор (хотя, по-видимому, не совсем понимая, чего требует: судя по дальнейшим событиям, она хотела видеть живого жениха рядом с собой в мире живых, а не себя умершей рядом с мертвым), не слушает мать и в итоге остается с любимым. Трудно сказать однозначно, раскаялась ли Людмила в своих безрассудных желаниях, увидев милого в гробу, хотя вид его был ей страшен, но что Бог сожалеет о ней, можно заключить с уверенностью: когда Людмила, каменея, пала мертвая на прах, в небесах раздаются стон и вопли. Печаль о попавшей в Ад по своему безрассудству душе - так мне представляется этот стон, а что душа Людмилы попадает в Ад, где обрекается на вечные муки, с известной долей истины можно заключить из визга и скрежета под землею. Финальный Хор усопших из могил, исходя из сказанного, можно интерпретировать как свидетельство о том, что Бог идет навстречу человеку/Твой услышал стон Творец.
Смерть Людмилы (час твой бил, настал конец) не божественное наказание за ропот на Создателя, но результат исполнения ее желания и, следовательно, аргумент в пользу тезиса смертных ропот безрассуден. Итак, человек вправе решать, но его решения безрассудны и обрекают его на вечную муку, тогда как судьба, данная Богом, ведет к абсолютному счастью.
Жуковский стремился жить так, чтобы между его поступками и теми идеями и чувствами, которые он исповедовал и которыми проникнута его поэзия, не было расхождения. Гуманность отличала общественное и частное поведение поэта.. Он не однажды заступался за Пушкина перед царями, его волно вала судьба декабристов, Т.Шевченко, А.Герцена. После гибели Пушкина он набросал вчерне полное гнева и горечи письмо шефу жандармов Бенкендорфу, в котором выставлял наружу пакостное и мелочное тиранство, отравившее последние годы жизни гения и приведшее к трагедии.
Гуманистическим идеалам Жуковский остался верен до конца дней. В его представлениях значительность и подлинная ценность человека состоят в высокой духовности, в благородных чувствах и помыслах, он был убежден, что все в жизни к великому средство.... Человечность, по твердой уверенности поэта, способна преодолеть все преграды и предрассудки, наполнить прозаическое существование смыслом, окрылить и устремить к поискам идеала.

Скачать архив с текстом документа