Значение и порядок формирования сегментной отчётности

СОДЕРЖАНИЕ: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский Государственный Технологический Университет (КубГТУ)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кубанский Государственный Технологический Университет

(КубГТУ)

Факультет Экономики, Управления и Бизнеса

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Бухгалтерский (финансовый) учет

на тему Значение и порядок формирования сегментной отчётности

Краснодар 2010

Реферат

Работа 53с., 15 табл., 6 источников, 6 прил.

ОПЕРАЦИОННЫЙ СЕГМЕНТ, ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СЕГМЕНТ, ОТЧЕТНЫЙ СЕГМЕНТ, ФОРМАТ, АКТИВЫ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ СЕГМЕНТА

Объект: ОАО Модерн

Цель: правильность отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по материалам предприятия, углубленное изучение отчетности по сегментам, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

На основании предоставленных данных, с учетом коэффициента, составлены бухгалтерские проводки, заполнен журнал регистрации хозяйственных операций. По полученным результатам составлена оборотная ведомость по синтетическим счетам, заполнены следующие формы бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, а также составлена пояснительная записка к бухгалтерской отчетности.

На основании журнала операций и заполненных форм отчетности сделан вывод о результатах хозяйственной деятельности ОАО Модерн.

Содержание

Введение

1. Учетная политика организации и ее исходные данные

1.1 Учетная политика ОАО Модерн

1.2Исходные данные предприятия

2. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственных операций ОАО Модерн

2.1 Журнал регистрации хозяйственных операций

2.2 Вспомогательные таблицы

3. Значение и порядок формирования сегментной отчётности

3.1 Значение и формирование сегментной отчетности

3.2 Отчетность по сегментам для внешних пользователей

3.3 Отчетность по сегментам для внутренних пользователей

3.4 Доходы, расходы, финансовые результаты отчетного сегмента. Активы и обязательства отчетного сегмента

Заключение

Приложение А Бухгалтерский баланс (форма №1)

Приложение Б Отчет о прибылях и убытках (форма №2)

Приложение В Отчет об изменениях капитала (форма №3)

Приложение Г Отчет о движении денежных средств (форма №4)

Приложение Д Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5)

Приложение Е Пояснительная записка

Список использованных источников


Введение

Целью бухгалтерской отчетности является предоставление информации о финансовом положении и финансовых результатах широкому кругу пользователей для принятия ими решений в отношении предприятия. Формируемая отчетная информация может использоваться внутри предприятия, но главная ее цель – обеспечение информацией внешних пользователей, которыми являются правительство и общественность, существующие и потенциальные инвесторы, кредиторы, работники, поставщики и покупатели.

Полезность информации, содержащейся в финансовой отчетности, для пользователей обеспечивается выполнением основополагающих допущений: непрерывности деятельности предприятия и учета по методу начисления, а также качественными характеристиками: понятностью, уместностью, существенностью, надежностью, сопоставимостью, правдивостью, нейтральностью, полнотой.

В целях оптимизации соотношения рисков и доходности компании могут разворачивать деятельность в нескольких географических областях и отраслях хозяйствования, производить различные виды продукции, т.е. диверсифицировать бизнес. Лучше оценить рентабельность и риск такого бизнеса позволяет сегментированная отчетность.

Порядок составления отчетности по сегментам регулируется ПБУ 12/2000 и МСФО (IAS) 14, требования которого распространяются на отчетность компаний, чьи ценные бумаги котируются на биржах, а также компаний, которые готовятся к выпуску долевых и долговых ценных бумаг на открытый рынок. Прочим компаниям рекомендуется раскрывать финансовую информацию по сегментам на добровольной основе при соблюдении требований МСФО (IAS) 14 Сегментная отчетность.

1. Учетная политика организации и ее исходные данные

1.1 Учетная политика ОАО Модерн

Приказом руководителя ОАО Модерн утверждена учетная политика на 2005год, содержащая следующие основные положения:

1 К основным средствам относится имущество со сроком службы более 12 месяцев. Основные средства стоимостью до 10 000 рублей подлежат списанию на счета производственных затрат по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.

2 Амортизация объектов основных средств, для целей бухгалтерского учёта и для налогообложения производится линейным способом.

3 Ремонт основных средств отражается путём включения фактических затрат в себестоимость продукции по мере выполнения ремонтных работ.

4 Амортизация нематериальных активов начисляется линейным способом. Норма амортизации бухгалтерских программных продуктов устанавливается из расчёта на три года полезного использования.

5 Текущий учет материалов ведется по фактической себестоимости.

6 Стоимость израсходованных материалов для бухгалтерского учёта и для налогообложения определяется по методу ФИФО.

7 Готовая продукция учитывается по фактической производственной себестоимости.

8 Выручка от реализации продукции для целей налогообложения определяется по мере отгрузки продукции и предъявления расчетных документов покупателям.

1.2 Исходные данные организации

Таблица 1.1 - Ведомость остатков по счетам бухгалтерского учета на 1 января 2005 года

Наименование счета

Сумма, руб

Основные средства (01)

Амортизация основных средств (02)

Нематериальные активы (04)

Амортизация нематериальных активов (05)

Материалы (10)

НДС по приобретенным ценностям (19)

Касса (50)

Расчетный счет (51)

Расчёты с поставщиками и подрядчиками (60)

Расчёты с покупателями и заказчиками (62)

Расчёты по краткосрочным кредитам и займам (66)

Расчёты по налогам и сборам (68)

Расчёты по социальному страхованию и обеспечению (69)

Расчёты с персоналом по оплате труда (70)

Расчёты с подотчетными лицами (71)

Расчёты с прочими кредиторами (76)

Уставный капитал (80)

Резервный капитал (82)

Добавочный капитал (83)

Нераспределённая прибыль (84)

3600000

1100000

60000

4000

575000

320000

4000

1080000

1920000

700000

220000

186000

304000

800000

10000

328000

600000

200000

420000

267000

1 Расшифровка остатков по счетам на 1 января 2005года

1) Состав основных средств

Таблица 1.2 - Состав основных средств

Наименование основных средств

Место эксплуатации

Первоначальная стоимость, руб

Срок полезного использования для бухгалтерского и налогового учёта, лет

1

2

3

4

Здание каменное двухэтажное

Здание кирпичное

Здание каменное

Управление

Транспортный цех

Основный цех

1060000

350000

1430000

50

30

50

Силовые машины

Пишущая машинка

Машины швейные универсальные

Компьютеры

Автомобили легковые

Автомобили грузовые

Инструменты

Несгораемые сейфы

Основной цех

Управление

Основной цех

Управление

Управление

Транспортный цех

Основной цех

Управление

300000

13500

230000

53000

44000

65500

43000

11000

3

5

6

5

5

7

3

22

Итого:

3600000

2) Нематериальные активы в сумме 60000 рублей представляют собой программный продукт для ЭВМ

3) Остатки материалов и инвентаря на складе на 1 января 2005года

Таблица 1.3 - Остатки материалов и инвентаря

Счет, субсчет

Наименование

Единица измерения

Кол-тво

Себестоимость единицы, руб

Себестои-мость всего объема, руб

10/1

10/1

10/1

10/3

10/9

10/9

Ткань обивочная

Ткань Бязь

Разные материалы

Бензин

Спецодежда

Инвентарь разный

Всего материалов:

м

м

х

л

шт

-

3000

650

х

19500

190

-

78

20

х

8

500

-

234000

13000

12000

156000

95000

65000

575000

4) Финансовые вложения в сумме 100000 рублей представляют собой вложения в акции ОАО Газпром

5)Остатки задолженности бюджету, руб:

по налогу на добавленную стоимость 90000

по налогу на прибыль 100000

по налогу на доходы физических лиц 96000

Итого 286000

6)Остатки задолженности органам социального страхования и обеспечения, руб:

фонду социального страхования 22400

пенсионному фонду 252800

фонду обязательного медицинского страхования 28800

Итого 304000

7) Задолженность поставщикам, руб:

ЗАО Нева 1200000

Деревообрабатывающий комбинат № 1 (ДОК-1) 720000

Итого 1920000

8) Задолженность Семенова Т.В. по подотчетным суммам 10000 руб

9) Задолженность покупателя – мебельного магазина Рондо 700000 руб

10) Кредиторская задолженность на 1 января 2005года

Таблица 1.4 – Кредиторская задолженность

Организации

Сумма, руб

Отделение связи

Профком

Прочие

50000

10000

268000

Итого

328000

11) Численность персонала за 1квартал 2005года 129 чел.

2. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственных операций ОАО Модерн

2.1 Журнал регистрации хозяйственных операций

Таблица 2.1 - Журнал регистрации хозяйственных операций за 1 квартал 2005года

Документ и содержание хозяйственных операций

Проводка

Сумма, руб

Дт

Кт

1

2

3

4

Учет денежных средств и расчетов

1 Приходный кассовый ордер № 1. Выписка из расчетного счета

Получено в кассу на командировочные расходы

50

51

8300

2 Расходный кассовый ордер № 1

Выдано на командировочные расходы инженеру Соколову А.П.

71

50

8300

3 Авансовый отчет Соколова А. П. № 1

Согласно приложенным документам израсходовано, в т.ч.

- суточные 6*200 руб.

- проезд Краснодар-Москва – 1560 руб.

- проезд Москва-Краснодар – 1560 руб.

- проживание в гостинице (4 сут.) – 3840 руб.

26

26

26

26

71

71

71

71

1200

1560

1560

3840

4 Приходный кассовый ордер № 2.

Внесен в кассу остаток неиспользованного аванса

50

71

140

5 Расчёт бухгалтерии

Удержан налог на доходы физических лиц с суммы суточных, выплаченных работнику сверх норм

70

68.1

78

6 Авансовый отчет №2 экспедитора Семенова Т.В.

Приобретены и оприходованы ножницы 150 шт. по 59 рублей за единицу, в т.ч. НДС и разный инвентарь для офиса на сумму 944 рубля, в т.ч. НДС

НДС

10

19

71

71

8300

1494

7 Расчёт бухгалтерии

Возмещён НДС по приобретённым ценностям

68.2

19

1494

8 Денежный чек № 131092. Приходный кассовый ордер № 3

Получено с расчетного счета в кассу для выплаты заработной платы

50

51

186000

9 Платежная ведомость № 12. Расходный кассовый ордер № 2

Выдана заработная плата за декабрь

70

50

180000

10 Платежная ведомость № 12

Депонирована заработная плата.

70

76

6000

11Объявление на взнос наличными № 1 Расходный кассовый ордер № 3

Возвращены на расчетный счет суммы депонированной заработной платы.

51

50

6000

12 Приходный кассовый ордер № 4

Сдан остаток неиспользованного аванса экспедитором Семеновым Т. В.

50

71

206

13 Реестр платежных поручений № 1. Выписка из расчётного счёта:

Перечислено с расчетного счета:

- в фонд социального страхования

- в пенсионный фонд - в фонд обязательного медицинского страхования

- профкому

- налог на добавленную стоимость

- налог на доходы физических лиц

69.1

69.2

69.3

76

68.2

68.1

51

51

51

51

51

51

22400

252800

28800

8000

90000

96000

14 Выписка из расчётного счёта

Получен аванс от покупателя ЗАО Прогресс, в т. ч. НДС (18%)

51

62.ав

243552

15 Расчет бухгалтерии

Начислен НДС с суммы полученного аванса от покупателя

76.ав

68.2

37152

16 Выписка из расчетного счета

Зачислена поступившая от мебельного магазина Рондо сумма задолженности за отгруженную в декабре продукцию

51

62.1

600000

17 Справка-расчёт бухгалтерии

Начислены:

- штраф к уплате покупателю за несвоевременную поставку продукции

- проценты банку за кредит за отчётный квартал (сумма кредита – 220000 рублей, взят под 16 % годовых, сопоставимых кредитов не было)

91

91

76

66

2500

8800

18 Выписка из расчетного счета. Платежные поручения №№ 9 –13

Перечислено с расчетного счета:

- штраф за несвоевременную поставку продукции покупателю

- проценты банку за краткосрочный кредит

- в погашение ранее полученного краткосрочного кредита банка

- отделению связи

- деревообрабатывающему комбинату № 1

76

66

66

76

60

51

51

51

51

51

2500

8800

40000

50000

120000

19 Справка-расчёт бухгалтерии

Начислен к получению штраф от поставщика за нарушение условий договора.

76

91

1200

20 Выписка из расчетного счета

Получен штраф за нарушение условий договора

51

76

1200

Учет материалов

21Платежное требование – поручение № 12 Ивановского комбината

Поступил к оплате счет № 12 за бязь (4000 м по цене 18 рублей без НДС), принятую по приходному ордеру № 1:

Покупная стоимость

НДС (18%)

Транспортный тариф

НДС (18%)

10

19

44

19

60

60

60

60

72000

12960

8200

1476

22 Выписка из расчетного счета в банке

Оплачено платежное требование – поручение №12 Ивановского комбината

60

51

94636

23 Расчет налога на добавленную стоимость

Подлежит возмещению из бюджета НДС по оплаченной поставке бязи

68.2

19

14436

24 Платежное требование – поручение № 3 Минского комбината

Поступил к оплате счет № 3 за обивочную ткань (6000 м по цене 65 рублей без НДС), принятую по приходному ордеру № 2 от 17 января:

Покупная стоимость

НДС (18%)

Транспортный тариф

НДС (18%)

10

19

44

19

60

60

60

60

390000

70200

40000

7200

25 Платежное требование – поручение НПО Металлоизделия № 5

Приобретены металлоизделия (3000 шт. по цене 200 рублей без НДС), оприходованные по приходному ордеру № 3:

Покупная стоимость

НДС (18%)

10

19

60

60

600000

108000

26 Требования № 1 – 2

Отпущено со склада:

а) швейному участку ножницы – 6 шт.

б) швейному участку разные материалы на хозяйственные цели

25

25

10

10

300

3500

27 Лимитная карта № 1

Отпущены швейному участку материалы:

Наименование изделия обивочная ткань бязь

Диван – кровать 800 м 500 м

Кресло 600 м 300 м

20.1

20.1

20.2

20.2

10

10

10

10

62400

10000

46800

5700

28 Лимитная карта № 2

Отпущены со склада сборочному участку металлоизделия для сборки:

Диванов – кроватей (100 шт.)

Кресел (200 шт.)

20.1

20.2

10

10

20000

40000

29 Лимитная карта № 3

Отпущен со склада транспортному цеху бензин (2500 л)

23

10

20000

30 Требования – накладные № 3-4

Отпущена со склада на производственные нужды спецодежда –12 штук

25

10

6000

Учет основных средств и нематериальных активов

31 Акт приемки – сдачи № 1, счет № 12, платежное требование – поручение № 4

Принят к оплате счет СМУ – 20 за выполненные работы по ремонту здания транспортного цеха:

Стоимость работ

НДС (18%)

23

19

60

60

64500

11610

32 Выписка из расчетного счета

Перечислено СМУ – 20 за выполненные работы по капитальному ремонту здания

60

51

76110

33 Расчет налога на добавленную стоимость

Возмещен из бюджета НДС по оплаченному счету СМУ – 20

68.2

19

11610

34 Акт на списание № 1. Счет-фактура № 4

Деревообрабатывающему комбинату 25 марта проданы силовые машины

а) первоначальная стоимость

б) стоимость реализации, включая НДС

в) амортизация

г) остаточная стоимость

д) НДС (18%)

62.1

02

91

91

91

01

01

68.2

67080

30444

46440

20640

4644

35 Выписка из расчетного счета

Зачислена поступившая от покупателя оплата за реализованные силовые машины

51

62.1

30444

36 Счет – фактура № 8, платежное требование – поручение завода изготовителя ЗАО Электрон № 6

Принят к оплате счет за вычислительную технику:

Стоимость вычислительной техники

НДС (18%)

08

19

60

60

180600

32508

37 Выписка из расчетного счета

Оплачена приобретенная вычислительная техника

60

51

213108

38 Акт приемки – передачи № 2

22 января оприходована вычислительная техника (срок полезного использования – 5 лет, метод амортизации для целей бухгалтерского учёта – по сумме чисел лет срока полезного использования, для налогообложения – линейный)

01

08

180600

39 Расчет налога на добавленную стоимость

Возмещен из бюджета НДС по оприходованной вычислительной технике

68.2

19

32508

40 Счёт № 12

18 марта принят к оплате счёт за компьютерную программу (в бухгалтерском учёте признаны расходами будущих периодов, в налоговом учёте – расходами марта)

97

60

6450

41 Акт приемки – передачи № 3

Принят в текущую аренду от ЗАО Электрон склад для хранения материалов

001

129000

42 Расчет бухгалтерии

Начислена арендная плата за полгода вперед:

НДС (18%)

97

19

76

76

232200

41796

43 Платежное поручение № 14

Перечислена арендодателю ЗАО Электрон арендная плата

76

51

273996

44 Расчет бухгалтерии

Включена в затраты текущего квартала причитающаяся сумма арендной платы

26

97

116100

45 Расчёт бухгалтерии

Возмещён из бюджета НДС по оплаченной арендной плате, приходящейся на текущий квартал

68.2

19

20898

46 Ведомости начисления амортизации за январь-март (таблица 2.2)

Начислена амортизация основных средств:

а) основного цеха

б) транспортного цеха

в) управления фабрики

г) вычислительной техники, введённой в эксплуатацию в январе

25

23

26

26

02

02

02

02

45317

5256

10950

10033

47 Счёт за услуги

Отражены представительские расходы на проведение официального ужина с представителями поставщиков

26

60

35000

48 Счёт-фактура

НДС по расходам на проведение официального ужина (18%)

19

60

6300

49 Выписка из расчётного счёта

Оплачен счёт ресторана

60

51

41300

50 Расчёт бухгалтерии

Списан НДС по представительским расходам в пределах норм и сверхнормативным

68.2

91

19

19

4709

1591

51 Приказ руководителя. Бухгалтерская справка

Начислена менеджеру по продажам компенсация за использование личного легкового автомобиля в служебных целях за квартал (объём двигателя свыше 2000 куб. см)

44

73

6000

52 Бухгалтерская справка-расчёт

Удержан налог на доходы физических лиц с суммы компенсации, начисленной работнику сверх норм

70

68.1

195

53 Приходный кассовый ордер № 5. Выписка из расчётного счёта

Получено в кассу на выплату компенсации

50

51

6000

54 Расходный кассовый ордер № 4

Выплачена компенсация менеджеру по продажам

73

50

6000

55 Акт на списание основных средств № 1

В марте демонтирована и списана швейная машина первоначальной стоимостью 46000 рублей:

а) амортизация

б) остаточная стоимость

02

91

01

01

42000

4000

56 Накладная на внутреннее перемещение № 1

Оприходован металлолом от демонтажа швейной машины

10

91

2000

57 Ведомость начисления амортизации по нематериальным активам за январь-март

Начислена амортизация программного продукта

26

05

5000

Учет расчетов по оплате труда

58 Ведомость распределения заработной платы и других видов оплат

Начислены и распределены заработная плата, премии и пособия по временной нетрудоспособности:

а) производственным рабочим швейного участка за выполнение работ по изготовлению:

диванов – кроватей

кресел

б) производственным рабочим сборочного участка за изготовление:

диванов – кроватей

кресел

в) руководителям, специалистам, служащим, младшему обслуживающему персоналу основного цеха

г) шоферам, служащим, младшему обслуживающему персоналу транспортного цеха

д) руководителям, специалистам, служащим, младшему обслуживающему персоналу управления фабрики

е) рабочим, обслуживающим оборудование, за отпуск

ж) специалистам управления фабрики за отпуск

з) начислены пособия по временной нетрудоспособности работникам за время болезни

20.1

20.2

20.1

20.1

25

23

26

25

26

69.1

70

70

70

70

70

70

70

70

70

70

154800

77400

129000

64500

58050

96750

45150

19350

9030

9675

59 Ведомость распределения зарплаты, отчислений на социальные нужды (таблица 2.3)

Произведены отчисления от начисленной заработной платы на социальное страхование –2,9%,

страхование от несчастных случаев 1,8%,

в пенсионный фонд – 20%,

на обязательное медицинское страхование – 3,1% (по действующим тарифам)

20.1

20.1

20.1

20.1

20.2

20.2

20.2

20.2

23

23

23

23

25

25

25

25

26

26

26

26

69.1

69.2

69.3

69.4

69.1

69.2

69.3

69.4

69.1

69.2

69.3

69.4

69.1

69.2

69.3

69.4

69.1

69.2

69.3

69.4

8230

5108

56760

8798

4115

2554

28380

4399

2806

1742

19350

2999

2245

1393

15480

2399

1571

975

10836

1680

60 Расчет бухгалтерии

Удержано из начисленной заработной платы:

а) налог на доходы с физических лиц

70

68.1

85024

61 Приказ директора фабрики № 3. Расчетная ведомость

Начислено единовременное пособие Семенову Т.В. в связи с выходом на пенсию

91

70

19350

62 Расчет бухгалтерии

Удержан налог на доход с единовременного пособия, начисленного Семенову Т.В.

70

68.1

2516

Учет затрат на производство

63 Расчет бухгалтерии

Распределены и списаны затраты транспортного цеха (таблица 2.4)

Объем оказанных услуг:

Основному цеху 15 тыс. т/км

Управлению фабрики 5 тыс. т/км

Всего 20 тыс. т/км

25

25

23

23

160052

53351

64 Расчет бухгалтерии

Распределены и списаны по назначению общепроизводственные расходы (таблица 2.5):

Диваны – кровати

Кресла

20.1

20.1

25

25

210438

103648

65 Расчет бухгалтерии

Распределены и списаны общехозяйственные расходы (таблица 2.6):

Диваны – кровати

Кресла

20.1

20.1

26

26

206250

101586

66 Ведомость выпуска готовой продукции за январь. Расчет бухгалтерии

Выпущено из производства и принято на склад по фактической производственной себестоимости:

100 диванов – кроватей

200 кресел

Незавершённое производство на конец периода отсутствует

43

43

20.1

20.2

871784

479083

Учёт отгрузки и реализации продукции

67 Платежное требование – поручение № 1-2

Предъявлены счета покупателям за отпущенную продукцию по свободным (рыночным) ценам, включая НДС (18%):

Диваны – кровати – 80 шт. по 16520 р.

Кресла – 160 шт. по 6490 р.

62.1

62.1

90.1

90.1

1321600

1038400

68 Расчет бухгалтерии

Восстановлен НДС, начисленный в бюджет с полученного аванса от ЗАО Прогресс

68.2

76.ав

37152

69 Расчет бухгалтерии

Списана задолженность ЗАО Прогресс за отгруженную ему продукцию за счет ранее полученного аванса

62.ав

62.1

243552

70 Расчет бухгалтерии

Списывается фактическая производственная себестоимость отгруженной за месяц готовой продукции

90.2

43

1083382

71 Расчет бухгалтерии

Начислена сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет за реализованную продукцию за месяц

90.3

68.2

360000

72 Счёт к оплате и счёт-фактура за рекламу продукции

Начислено к оплате за рекламу продукции:

Стоимость услуг по рекламе

НДС (18%)

44

19

60

60

32250

5805

73 Выписка из расчетного счета

Уплачено по счёту за рекламу продукции

60

51

38055

74 Расчёт бухгалтерии

Возмещён НДС по оплаченным услугам за рекламу

68.2

19

5805

75 Счёт к оплате и счёт-фактура за транспортные услуги

Начислено к оплате за перевозку продукции:

Стоимость услуг по перевозке

НДС (18%)

44

19

60

60

18000

3240

76 Выписка из расчетного счета и платежное поручение № 15

Перечислено:

а) за доставку готовой продукции со склада фабрики до станции отправления:

б) ЗАО Нева

в) деревообрабатывающему комбинату

60

60

60

51

51

51

21240

200000

100000

77 Расчет бухгалтерии

Возмещен из бюджета НДС по оплаченным материальным ресурсам, услугам производственного характера.

68.2

19

67308

78 Расчет бухгалтерии

Списываются расходы на продажу.

90.2

44

104450

79 Выписка из расчетного счёта

Поступило на расчетный счет от мебельного магазина Рондо, согласно расчетным документам, предъявленным к оплате за продукцию

51

62.1

200000

Учет финансовых результатов

80 Расчет бухгалтерии

Выявлен и списан финансовый результат от продажи продукции

90.9

99

812168

81 Расчёт бухгалтерии

Начислен за отчётный квартал

Налог на имущество

91

68.8

19100

82 Расчёт бухгалтерии

Скорректирована по состоянию на конец квартала стоимость финансовых вложений, текущая рыночная стоимость которых по данным биржевых торгов составила 120 тыс р.

58

91

20000

83 Расчёт бухгалтерии

Выявлен и списан финансовый результат от прочих доходов и расходов

99

91.9

26981

84 Расчет бухгалтерии

Начислен условный расход (условный налог на прибыль от суммы бухгалтерской прибыли)

99

68.4

188445

85 Расчёт бухгалтерии

Начислено постоянное налоговое обязательство с суммы постоянных разниц (таблица 2.8)

99

68.4

8045

86 Расчёт бухгалтерии

Начислен постоянный налоговый актив с суммы постоянной разницы (таблица 2.7)

68.4

99

4800

87 Расчёт бухгалтерии

Начислен отложенный налоговый актив с суммы вычитаемой временной разницы (таблица 2.9)

09

68.4

920

88 Расчёт бухгалтерии

Начислено отложенное налоговое обязательство с суммы налогооблагаемой временной разницы (таблица 2.10)

68

77

1548

Вспомогательные таблицы

Таблица 2.2 - Ведомость начисления амортизации основных средств

Наименование основных средств

Место эксплуатации

Первоначаль-ная стоимость, руб

Срок полезного использо-вания, лет

Сумма амортизации за квартал, руб

В дебет счетов

Здание каменное двухэтажное

Здание кирпичное

Управление

Транспортный цех

1060000

350000

50

30

5300

2917

26

23

Здание каменное

Основный цех

1430000

50

7150

25

Силовые машины

Пишущая машинка

Машины швейные универсальные

Компьютеры

Автомобили легковые

Автомобили грузовые

Инструменты

Несгораемые сейфы

Вычислительная техника

Основной цех

Управление

Основной цех

Управление

Управление

Транспортный цех

Основной цех

Управление

Управление

300000

13500

230000

53000

44000

65500

43000

11000

180600

3

5

6

5

5

7

3

22

5

25000

675

9583,33

2650

2200

2339

3583,33

125

10033

25

26

25

26

26

23

25

26

26

Итого:

3780600

71556

Таблица 2.3 - Ведомость распределения заработной платы и отчислений на социальные нужды, руб

В дебет счетов

Начислено заработной платы

Отчисления на социальные нужды

социальное

страхование

пенсионный

фонд

медицинское страхование

страхование от несчастных случаев

Итого

20-1 диваны

20-2 кресла

283800

141900

8230

4115

56760

28380

8798

4399

5108

2554

78896

39448

Итого

425700

12345

85140

13197

7662

118344

23

25

26

96750

77400

54180

2806

2245

1571

19350

15480

10836

2999

2399

1680

1742

1393

975

26897

21517

15062

Всего

654030

18967

130806

20275

11772

181820

Таблица 2.4 - Расчет распределения затрат вспомогательного производства

Потребители

Объем услуг, тыс. т/км

Фактические затраты, руб

Основной цех

Управление фабрики

15

5

160052

53351

Итого

20

213403

Таблица 2.5 - Расчет распределения общепроизводственных расходов

Виды изделий

Основная заработная плата производственных рабочих, руб

Общепроизводственные расходы, руб

Диваны

Кресла

283800

141900

210438

103648

Итого

425700

314086


Таблица 2.6 - Расчет распределения общехозяйственных расходов

Виды изделий

Основная заработная плата производственных рабочих, руб

Общехозяйственные расходы, руб

Диваны

Кресла

283800

141900

206250

101586

Итого

425700

307836

Таблица 2.7 - Расчёт суммы постоянных разниц

Виды доходов

Сумма в бухгалтерском учёте, руб

Сумма в налоговом учёте, руб

Постоянная разница, руб

Корректировка учётной стоимости финансовых вложений

20000

-

20000

Итого

20000

-

20000

Таблица 2.8 - Расчёт суммы постоянных разниц

Виды расходов

Сумма в бухгалтерском учёте, руб

Сумма в налоговом учёте, руб

Постоянная разница, руб

Суточные

1200

600

600

Проценты за кредит

8800

7161

1639

Представительские расходы

35000

26161

8839

Компенсация за использование личного транспорта

6000

4500

1500

НДС по сверхнормативным представительским расходам

1591

-

1591

Единовременное пособие

19350

-

19350

Итого

71941

38422

33519

Таблица 2.9 - Расчёт вычитаемой временной разницы

Виды расходов отчётного периода

Сумма в бухгалтерском учёте, руб

Сумма в налоговом учёте, руб

Вычитаемая временная разница, руб

Амортизация вычислительной техники

10033

6200

3833

Итого

10033

6200

3833


Таблица 2.10 - Расчёт налогооблагаемой временной разницы

Виды расходов отчётного периода

Сумма в бухгалтерском учёте, руб

Сумма в налоговом учёте, руб

Налогооблагаемая временная разница, руб

Расходы на приобретение компьютерной программы

6450

6450

Итого

6450

6450

Таблица 2.11 - Оборотная ведомость по синтетическим счетам

Счет

Начальное сальдо

Обороты

Конечное сальдо

Д-т

К-т

Д-т

К-т

Д-т

К-т

01

3 600 000

180 600

113 080

3 667520

02

1 100 000

88 440

76 573

1 088133

04

60 000

60 000

05

4 000

5 000

9 000

08

180 600

180 600

09

920

920

10

575 000

1 072 300

214 700

1 432600

19

320 000

302 589

160 359

462 230

20

1 350 867

1 350 867

23

213 403

213 403

25

314 086

314 086

26

307 836

307 836

43

1 350 867

1 083 382

267 485

44

104 450

104 450

50

4 000

200 646

200 300

4 346

51

1 080 000

1 081 196

1 978 045

183 151

58

100 000

20 000

120 000

60

1 920 000

904 449

1 706 299

2 721850

62

700 000

2 633 996

1 317 548

2 016448

66

220 000

48 800

8 800

180 000

68

286 000

388 268

706 118

603 850

69

304 000

313 675

181 820

172 145

70

800 000

273 812

683 055

1 209243

71

10 000

8 300

18 300

73

6 000

6 000

76к

328 000

372 848

320 848

276 000

77

1 548

1 548

80

600 000

600 000

82

200 000

200 000

83

420 000

420 000

84

267 000

267 000

90

2 360 000

2 360 000

91

80 625

80 625

97

238 650

116 100

122 550

99

223 470

816 968

593 498

ИТОГО

6 449 000

6 449 000

14 621 693

14 621 693

8 337 250

8 337 250

3. Значение и порядок формирования сегментной отчётности

3.1 Значение и формирование сегментной отчетности

Порядок составления бухгалтерской отчетности по сегментам для внешних пользователей регламентирован ПБУ 12/2000 Информация по сегментам, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 27.01.2000 г. № 11н. В числе международных стандартов финансовой отчетности, к которым постепенно приближается российский бухгалтерский учет, существует аналогичный стандарт. Это МСФО № 14 Сегментная отчетность, которым определен порядок формирования отчетности о сегментах бизнеса в странах с рыночной экономикой. Необходимость разработки методики формирования информации по сегментам была обусловлена следующими причинами.

В конце 50-х годов ХХ в. с бурным развитием западных компаний расширялся ассортимент выпускаемых изделий, осуществлялось проникновение в новые сферы деятельности, завоевание новых рынков сбыта. Это свидетельствовало о начале процесса диверсификация производства – перехода от простых монопроизводств к многопрофильным технологиям с широкой номенклатурой выпускаемых изделий. Такая перестройка повышала финансовую устойчивость и конкурентоспособность предприятий. Появлялась возможность покрывать убытки, полученные в одном направлении деятельности, прибылью от продажи иных видов продукции (работ, услуг). В связи с развитием рынков сбыта крупные компании начали активно работать в разных географических регионах.

Таким образом, при подготовке финансовых отчетов появилась необходимость наряду с прочими данными формировать дополнительную информацию в отраслевом разрезе (по хозяйственным сегментам бизнеса) и с учетом географического местонахождения рынков сбыта (по географическим сегментам). Формирование отчетности по таким сегментам необходимо как внешним, так и внутренним пользователям, поскольку, с одной стороны, она включается в состав финансовой отчетности, с другой – лежит в основе принятия разнообразных управленческих решений по сегментам бизнеса.

Одним из основополагающих документов, устанавливающих порядок формирования и представления информации по сегментам, стал Международный стандарт финансовой отчетности Сегментная отчетность (МСФО № 14). Сегментная отчетность, составленная в соответствии с принципами МСФО № 14, обобщает информацию относительных различных типов товаров и услуг, производимых компанией, и различных географических районов, в которых она работает, с тем, чтобы помочь требованиям финансовых отчетов:

– лучше понять показатели работы компании в предыдущих периодах;

– точнее оценить риски и прибыли компании;

– принимать более обоснованные решения относительно компании в целом и ее отдельных подразделений.

Многие современные западные компании производят группы товаров или услуг или работают в географических регионах с разными нормами рентабельности, возможностями развития, перспективами и рисками. В этом случае отчетность по сегментам позволяет разобраться в эффективности различных направлений бизнеса компании, что неопределимо из ее совокупных данных. Таким образом, сегментная отчетность наряду с прочей финансовой информацией рассматривается международными стандартами как необходимая для удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

Подобно тому, как информация внешней финансовой отчетности используется для анализа финансового состояния предприятия, результатов его деятельности, данные внутренней сегментной отчетности позволяют оценить качество работы всего бизнеса. Информация сегментной отчетности позволяет администрации организации контролировать деятельность центров ответственности и объективно оценить качество работы возглавляющих их менеджеров. На основе сегментной отчетности делаются выводы о профессиональной пригодности того или иного менеджера, разрабатываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется система материального и морального поощрения персонала предприятия. Решение этих задач осложняется тем, что деятельность одного менеджера может оказывать влияние на деятельность других управляющих.

Вопросы составления сегментных отчетов напрямую связаны с трансфертным ценообразованием. На базе этих цен формируется отчетность сегмента. От степени обоснованности разработанных предприятием трансфертных цен зависит объективность оценки работы структурного подразделения предприятия.

Итак, с точки зрения задач формирования и представления бухгалтерской отчетности можно говорить о:

1) сегментах организации, по которым в соответствии с требованиями бухгалтерского учета необходимо составление отчетности для внешних пользователей;

2) сегментах организации, по которым в системе бухгалтерского управленческого учета составляется внутренняя сегментная отчетность.

3.2 Отчетность по сегментам для внешних пользователей

Приказом МФ РФ от 27.01.2000 г. № 11н утверждено положение по бухгалтерскому учету Информация по сегментам (ПБУ 12/2000), которое впервые регламентирует правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.

ПБУ 12/2000 предназначено для коммерческих организаций (исключая организации кредитные) при составлении сводной бухгалтерской отчетности в двух случаях: если у организации есть дочерние и зависимые общества или если в соответствии с учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, на организацию возложена обязательность составления сводной бухгалтерской отчетности.

В п. 5 ПБУ 12/2000 дается определение информации по трем видам сегментов.

По операционному сегменту – это информация, которая раскрывает деятельность организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или группы однородных товаров, работ, услуг.

При выявлении товаров, работ, услуг в операционный сегмент могут учитываться следующие факторы:

– назначение товаров, работ, услуг;

– процесс производства товаров, выполнения работ;

– потребление (покупателем) товаров, работ, услуг;

– методы продажи товаров и распространения услуг;

– система управления деятельностью организации (если применимо).

По географическому сегменту – это информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе. Причем предполагается, что такая деятельность подвержена рискам и получению прибыли, отличным от рисков и прибылей в других регионах деятельности организации.

При выделении информации по географическим сегментам предполагается исходить из следующих факторов:

– сходство условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых осуществляется деятельность организации;

– общность правил валютного контроля;

– наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;

– сходство деятельности;

– рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе.

При этом формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам в РФ.

Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности организации информация по географическому сегменту может выделяться по местам расположения активов (или ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей или покупателей товаров, работ, услуг).

По отчетному сегменту – это информация по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащая обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или в свободной бухгалтерской отчетности.

Перечень отчетных сегментов в сводной бухгалтерской отчетности организации устанавливают самостоятельно, исходя из своей организационной и управленческой структуры.

При определении перечня, в частности, учитывается наличие филиалов, представительств и иных структурных подразделений организации, дочерних и зависимых обществ.

При выделении информации по отчетным сегментам принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации.

Вместе с тем оценка рисков при выделении информации по сегментам не предполагает точное количественное измерение и выражение их.

Для того, чтобы считаться отчетным (т.е. быть представленным в бухгалтерской отчетности) операционный или географический сегмент должен иметь достаточно заметные величины показателей, а именно: выручка от продажи, финансовый результат, активы должны составлять не менее 10% от общих аналогичных показателей по всем сегментам.

При этом ПБУ 12/2000 требует, чтобы на долю всех отчетных сегментов, выделенных при подготовке бухгалтерской отчетности, приходилось не менее 75% выручки организации.

Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности условиям обязательного 10-процентного размера.

При составлении бухгалтерской отчетности выделяется первичная и вторичная информация по сегментам.

Деление на первичную и вторичную информацию по отчетным сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей организации. Преобладающие источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе организационной и управленческой структуры организации, а также системы внутренней отчетности.

Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах и услугах, то первичной признается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим сегментам.

Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной – по операционным сегментам.

Если риски и прибыли организации определяются в равной мере различиями в производстве товаров, работ, услуг и различиями в географических регионах деятельности, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим сегментам.

В состав первичной информации по отчетному сегмента входят следующие показатели:

– общая выручка, в т.ч. полученная от продажи внешним покупателям от операций с другими сегментами;

– финансовый результат (прибыль или убыток);

– общая балансовая величина актива;

– общая величина обязательств;

– общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;

– общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

– совокупная доля чистой прибыли (убытка) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.

Если первичной информацией признается информация по операционным сегментам, то в состав вторичной информации по географическим сегментам в бухгалтерской отчетности представляются следующие показатели:

– величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта (не менее 10% общей выручки организации);

– балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов (не менее 10% величины активов всех географических сегментов);

– величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов (не менее 10% величины активов всех географических сегментов). Данные показатели выделяются по географическим сегментам в случае соблюдения количественного измерителя построения сегмента – 10%. Новое ПБУ 12/2000 рассчитано на коммерческие организации, которые осуществляют различные виды деятельности и зачастую распределены по различным географическим сегментам.

На основе бухгалтерской отчетности без ее специальной подготовки заинтересованный пользователь не может выделить информацию по производству конкретного вида продукции либо информацию по деятельности организации в том или ином географическом регионе, т.е. когда информация обобщенная, а не сегментированная.

ПБУ 12/2000 устанавливает правила формирования и представления в составе бухгалтерской отчетности информации по отдельным сегментам, которая позволяет заинтересованным пользователям лучше оценить деятельность организации, перспективы развития, подверженность рискам и получение прибыли.

3.3 Отчетность по сегментам для внутренних пользователей

В отличие от отчетности по сегментам, предназначенной для внешних пользователей, а потому являющейся открытой, сегментная отчетность, составляемая для внутренних пользователей (управляющих всех уровней), – это закрытая информация (п. 4 ст. 10 ФЗ О бухгалтерском учете).

Первым шагом на пути создания внутренней отчетности по сегментам является разделение организации на отдельные центры ответственности. Решение о том, каким центром ответственности считать то или иное структурное подразделение организации, принимается администрацией организации самостоятельно и имеет серьезные последствия. В частности, от этого решения зависят подходы к оценке деятельности подразделений организации, возможности применения трансфертного ценообразования и, главное, построение всей системы сегментной отчетности. В силу важности этой проблемы остановимся на ней подробнее.

В управленческом учете выделяют 4 типа центов ответственности: центр затрат, центр доходов, центр прибыли и центр инвестиций.

Рассмотрение начнем с центра ответственности, руководитель которого обладает наименьшими управленческими полномочиями и, как следствие, несет наименьшую ответственность за полученные результаты. Таким центром является центр затрат – сегмент предприятия, чей руководитель отвечает лишь за произведенные затраты. В этом случае система сегментного учета нацелена лишь на измерение и фиксацию затрат на входе в центр ответственности. Результаты деятельности центра на выходе (объем произведенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ) не учитываются, поскольку в ряде случаев измерить эти результаты либо невозможно, либо не нужно.

Другими словами, центром затрат будет то структурное подразделение организации, в котором можно организовать нормирование, планирование и учет издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.

Определение центра ответственности как центра затрат не всегда означает, что его менеджер несет ответственность только за управление затратами.

При определении центра ответственности как центра затрат в условиях промышленного производства рекомендуется учитывать, что:

– каждый центр затрат должен быть отдельной сферой ответственности, возглавляемой ответственным лицом – мастером или начальником отдела, который будет оказывать помощь руководству предприятия в планировании и контроле затрат;

– каждый центр затрат должен объединять такие машины и рабочие места, которые обусловливают издержки приблизительно однородного характера. Это облегчает определение совокупности факторов, оказывающих влияние на величину расходов данного центра затрат, и выбор базы распределения расходов по носителям затрат. Поскольку основным фактором, определяющим величину затрат на производственных участках, является загрузка производственных мощностей, то она чаще всего выбирается в качестве базы распределения в центрах затрат. При этом на каждом участке загрузка должна иметь по возможности однородный характер, для чего необходимо более глубокое деление предприятия на центры затрат;

– все издержки по их видам должны без особых сложностей списываться на центры затрат. С углублением деления предприятия на центры затрат возрастает доля расходов, общих по отношению к нескольким центрам затрат, что вызывает необходимость их распределения.

Размер центра затрат может быть различным – достаточно большим (завод или администрация крупной фирмы) и малым (рабочее место). Крупные центры затрат могут состоять из нескольких мелких. Степень детализации центров затрат зависит от целей и задач, поставленных руководством перед менеджером по контролю затрат, закрепленных за центром ответственности. Иногда, напротив, требуется укрупнение центров ответственности, и тогда несколько рабочих мест можно объединить в участок (отдел), также представляющий собой центр затрат. Как правило, чем больше размер центра затрат, тем выше степень ответственности.

Формированию центров затрат должны предшествовать изучение и анализ организационных и технологических особенностей предприятия. Как правило, предприятия с централизованной организационной структурой управления представляют собой совокупность центров затрат.

Центры затрат могут работать в двух направлениях. Согласно принципу эффективности оптимальным будет решение, которое позволит:

1) получить максимальный результат при определенном заданном уровне вложений или

2) довести до минимума вложения, необходимые для достижения заданного результата.

Обязательным условием планирования и оценки деятельности любого центра ответственности, в том числе и центра затрат, является разделение его издержек на 2 категории – контролируемые и неконтролируемые. Контролируемые затраты подвержены влиянию менеджера на центры ответственности, на неконтролируемые он воздействовать не может. Работа менеджера оценивается по его способности управлять контролируемыми затратами.

Центр доходов – это сегмент, руководитель, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственности за издержки (отдел оптовых продаж торговой организации или отдел распространения в издательстве). Деятельность руководителей подобных подразделений обычно оценивается по заработанным ими доходам, поэтому задача управленческого учета в этом случае заключается в фиксации результатов деятельности центра ответственности на выходе. Это, однако, не означает, что в подразделении отсутствуют расходы. Любой центр доходов, даже самый малый, несет затраты. В системе управленческого контроля он квалифицируется как центр доходов потому, что администрация организации по каким-либо причинам принимает решение не возлагать на менеджера ответственность за затраты его подразделения. Руководители центров доходов, как и центров затрат, могут отвечать за достижение нефинансовых целей, например за обеспечение возможности конкурировать лишь не тех рынках, где их организация занимает лидирующие позиции по продажам.

Как свидетельствует практика, центры затрат и центры доходов – это самые распространенные центры ответственности в российских организациях. Однако, чтобы выжить в конкурентной среде, недостаточно только управлять затратами, нужно получать прибыль, а прибыль не является целью деятельности центров затрат и доходов, поэтому на предприятиях кроме них необходимы центры прибыли и инвестиций.

Центр прибыли – это сегмент, руководитель которого отвечает одновременно как за затраты, так и за доходы своего подразделения. Менеджер центра прибыли принимает решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер полученной прибыли. Поэтому управленческий учет должен предоставить информацию о стоимости издержек на входе в центр ответственности, о затратах внутри этого центра, а также о конечных результатах деятельности на выходе. Прибыль структурных подразделений может рассчитываться по-разному: иногда в расчетах участвуют лишь прямые затраты, иногда включаются полностью или частично косвенные затраты.

Цель центра прибыли – получение максимальной прибыли путем оптимального сочетания параметров вкладываемых ресурсов, объема выпускаемой продукции и цены. Менеджеры центров прибыли, в отличие от руководителей центров затрат, не заинтересованы в снижении качества продукции, так как это сократит их доходы, а следовательно, и прибыли.

В том случае, когда в организации несколько центров прибыли, их интересы могут сталкиваться.

Менеджеры центров прибыли могут нести ответственность за достижение определенных нефинансовых результатов, таких как доля рынка, уровень удовлетворенности потребителя и др.

Рост прибыли структурного подразделения может стимулироваться правильным подбором показателя, характеризующего деловую активность сегмента.

При всех своих достоинствах центры прибыли объективно не заинтересованы в рачительном использовании выделенных им инвестиций. Этого недостатка лишены центры инвестиций – сегменты предприятия, чьи менеджеры не только контролируют затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств.

Руководители центров инвестиций в сравнении с руководителями трех других центров ответственности обладают самыми широкими полномочиями и, следовательно, несет большую ответственность за принимаемые решения. В частности, им делегировано право самостоятельно принимать решения по проблемам инвестирования, т.е. распределять выделенные администрацией предприятия средства по отдельным проектам.

3.4 Доходы, расходы, финансовые результаты отчетного сегмента. Активы и обязательства отчетного сегмента

Доходы сегмента представляют собой сумму той части доходов компании, которая может быть обоснованно отнесена в доходы данного сегмента, а также доходы, непосредственно полученные в операциях, проведенных самим сегментом. Доходы подразделяются на доходы, полученные от внешних клиентов и на полученные от других сегментов своей компании.

Доходы сегмента включают долю в доходах совместного предприятия, а также долю сегмента в прибылях ассоциированных компаний, совместных предприятий и в других инвестициях, учтенных по методу долевого участия, если эти доходы (убытки) включены в консолидированный доход или общий доход отчитывающейся компании.

В доходы сегмента не включают результаты чрезвычайных событий, а также доход от дивидендов и процентов, в том числе полученный от других сегментов, прибыли от продажи инвестиций или от погашения долгов, если только операции сегмента не носят главным образом финансового характера.

Расходы сегмента включают расходы, возникшие непосредственно в результате операционной деятельности сегмента, и обоснованную часть соответствующих расходов, которые могут быть распределены на данный сегмент. Расходы сегмента включают обоснованную долю расходов на внешние продажи и операции, а также на операции с другими сегментами данной компании.

В расходы сегмента включается доля расходов совместного предприятия, которая относится к данному сегменту, если она учитывается по методу пропорционального сведения. В отчетности сегмента, преимущественно проводящего финансовые операции, процентный доход и процентный расход могут быть отражены как сальдированная сумма.

В расходы сегмента не включаются: результаты чрезвычайных обстоятельств; суммы процентов, убытки от продажи инвестиций и погашения долгов, если операции сегмента не являются преимущественно финансовыми; доля компании в убытках ассоциированных, совместных и иных компаний (в других инвестициях), учтенных по методу долевого участия; расходы по налогу на прибыль; общие административные и иные расходы всей компании.

Сегментные результаты (результаты сегмента) определяются сопоставлением его доходов и расходов. Корректировки на долю меньшинства в прибыли (убытках) при расчетах сегментных результатов не принимаются во внимание.

Активы сегмента включают краткосрочные активы – запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства, которые используются в операционной деятельности сегмента, основные средства, нематериальные активы, но не включают те активы, которые используются для общих целей компании и для управления ею. Активы, используемые двумя или несколькими сегментами в той части, которая обоснованно и надежно определена как часть активов данного сегмента, включаются в его отчетность.

К активам сегмента относятся задолженность по займам, инвестиции и другие доходные статьи, если в результате данного сегмента включаются проценты и дивиденды, получаемые как доходы. Инвестиции, учтенные по методу долевого участия, если прибыли (убытки) по ним формируют сегментные результаты, а также инвестиции в совместные предприятия, учитываемые по методу пропорционального сведения, также отражаются в составе активов сегмента.

Амортизируемый актив, по которому амортизационные отчисления относятся на расходы сегмента, а также деловая репутация, амортизируемая за счет сегмента, включаются в его активы.

Активы сегмента оцениваются по балансовой стоимости за вычетом отчислений, амортизации и других регулирующих статей и не включают дебиторской задолженности по расчетам, связанным с налогообложением прибыли.

Обязательства сегмента состоят из кредиторской задолженности поставщикам, авансовых поступлений, начисленных обязательств, таких, как резервы на гарантийное обслуживание, относящихся к товарам и услугам у данного сегмента. Обязательства по займам и кредитам отражаются в отчетности сегмента только тогда, когда проценты по ним оплачиваются за счет результатов деятельности данного сегмента. Обязательства по налогу на прибыль в отчетность сегмента не включаются.


Заключение

Таким образом, изучив бухгалтерскую отчетность ОАО Модерн можно сделать следующие выводы: бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное и полно представление об имущественном, и финансовом положении предприятия, об его изменениях, а также финансовых результатах его деятельности. Отчетность представляет собой комплекс взаимоувязанных показателей. Суть взаимосвязи состоит во взаимодополнении отчетных форм, их разделов и статей. Логика построения отчетности определяется, прежде всего, необходимостью дать развернутую характеристику экономического и финансового потенциала ОАО Модерн и эффективности его использовании

Используя сформированную в рамках бухгалтерского учета и представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности информацию, предприятие вырабатывает тактику и стратегию финансового развития. Оценивает возможные риски предпринимательства, изыскивает рычаги для повышения эффективности производственных и финансовых вложений, выбирает наиболее, привлекательные сферы для инвестиций, устойчивых в финансовом отношении партнеров.

Что касается сегментной отчетности, то необходимо выделить следующие главные моменты:

– Многие компании производят широкий спектр товаров (услуг) ли осуществляют деятельность в географических районах, различающихся по уровням риска и рентабельности. Информация о спектре товаров (услуг), производимых компанией, и о ее деятельности в разных географических районах называют информацией по сегментам.

– Целью стандарта является установление принципов представления в отчетах финансовой информации по сегментам с тем, чтобы помочь пользователям лучше понять показатели работы компании в прошлых периодах, оценить риски и прибыли компании и принимать более обоснованные решения относительно компании в целом.

– МСФО (IAS) 14 устанавливает правила представления в отчетах финансовой информации по отчетным сегментам.

– В качестве отчетных сегментов рассматриваются хозяйственные (операционные) или географические сегменты. Географические сегменты могут быть основаны либо на месте расположения производственных (сервисных) мощностей (расположения активов), либо на месте расположения рынков и клиентов.

– Хозяйственный или географический сегмент считается отчетным, если большинство его выручки получают за счет продаж внешним покупателям и он удовлетворяет 10%-ному порогу по выручке, прибыли (убыткам) или активам.

– Выбрав форму представления данных, компания должна раскрыть первичную информацию по хозяйственным или географическим сегментам. Выбор первичного формата сегментирования определяет вторичную сегментную информацию.

Список использованных источников

1 Федеральный Закон О бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 г (в ред. От 30.06.03 г) №129 - ФЗ от 21 ноября 1996 г

2 Все положения по бухгалтерскому учету. – М.: ЗАО ГроссМедиа Ферлаг, 2004. – 208 с. – ISBN 5-476-0000-8

3 Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие / Под. ред. проф. В. Д. Новодворского – М.: ИНФРА – М, 2003. –464с. – (Серия Высшее образование)

4 Положение по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4\99), утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. N43-н

5 Международные стандарты финансовой отчетности: Учеб. пособие / Под. Ред. И. А, Смирновой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 672 с.: ил

6 Палий В. Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 472 с. – (Высшее образование)

Скачать архив с текстом документа