Факторинг в системе управления дебиторской задолженности предприятия
СОДЕРЖАНИЕ: Дебиторская задолженность как объект управления. Понятие внутреннего и внешнего факторинга. Отличие факторингового финансирования от обычного кредитования. Оценка платежеспособности покупателей поставщика. Управление дебиторской задолженностью фирмы.Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Курсовая работа
по дисциплине Финансовый менеджмент
На тему:
Факторинг в системе управления дебиторской задолженности предприятия
Москва 2010
Введение
Дебиторская задолженность представляет собой важную часть активов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, хозяйствующие субъекты предполагают, что они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы. Однако в реальной практике рыночных отношений очень часто возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Это может быть связано с неплатежеспособностью дебиторов, неосмотрительной кредитной политикой и т.д. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.
Являясь частью оборотных средств, а именно, частью фондов обращения, дебиторская задолженность, а особенно неоправданная «зависшая», резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия.
Таким образом, эффективное управление дебиторской задолженностью становится важным фактором повышения общей эффективности деятельности предприятия, его доходности и финансовой устойчивости.
В рамках кредитной политики, как основной формы реализации системы управления дебиторской задолженностью, существуют различные способы ускорения оборачиваемости данного актива: разработка системы скидок для покупателей, учёт векселей, краткосрочное банковское кредитование, факторинг. У предприятий, особенно у представителей малого и среднего бизнеса, не всегда есть возможность управлять дебиторской задолженностью с помощью внедрения системы скидок и учёта векселей; непрозрачность и неликвидность бухгалтерского баланса не позволяют получить кредит в банке. В таких ситуациях факторинг, как комплексная финансовая услуга, может стать эффективным инструментом управления дебиторской задолженностью, а значит, инструментом роста продаж и доходности.
Вследствие относительной новизны этого вида экономических отношений и их стремительного развития в последние годы, отсутствия нормативной базы, методических рекомендаций по практическому применению факторинга стала очевидной необходимость научного комплексного исследования данного финансового инструмента. Эффективность и целесообразность его применения обусловлена особенностями функционирования хозяйствующего субъекта. Поэтому наиболее актуальным и интересным направлением исследования факторинга является анализ его применения на предприятии.
Целью курсовой работы является исследование факторинга в системе управления дебиторской задолженностью предприятия.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
· Определение роли и места факторинга в системе управления дебиторской задолженностью на предприятии.
· Изучение теоретических основ факторинга, выявление его преимуществ и недостатков.
· Изучение механизма осуществления факторинговых операций на конкретном предприятии.
· Анализ эффективности применения факторинга в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью.
Объектом исследования является факторинг, а предметом – механизм его применения на предприятии в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью.
Глава 1. Теоретические основы факторинга
1.1 Дебиторская задолженность как объект управления
Дебиторская задолженность является частью фондов обращения предприятия и представляет собой обязательства клиентов (дебиторов) перед предприятием по выплате денег за предоставление товаров или услуг.
Дебиторская задолженность относится к высоколиквидным активам организаций, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств, а значит и негативно сказывается на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь компании.
Увеличение доли дебиторской задолженности в структуре активов может быть вызвано:
· Неосмотрительной кредитной политикой предприятия по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнёров;
· Слишком высокими темпами наращивания объёмов продаж;
· Трудностями в реализации продукции
Резкое сокращение дебиторской задолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиентами:
· Сокращением продаж в кредит;
· Потерей потребителей продукции.
Политика управления дебиторской задолженностью является частью общей политики предприятия в области управления оборотными средствами, и заключается в оптимизации общего размера данного вида задолженности и обеспечении своевременного ее взыскания. Поэтому управление дебиторской задолженностью требуется осуществлять на всех этапах взаимодействия с контрагентами, как на стадии проведения преддоговорных процедур, так и до фактического исполнения определенных в договоре обязательств.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
- ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
- выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
- определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
- ускорение востребования долга;
- уменьшение бюджетных долгов;
- оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
В основе управления дебиторской задолженностью – два подхода:
1. Сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
2. Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
Основу формирования кредитных отношений с покупателем должен составлять рейтинг надежности дебитора, проблема определения которого заключается в малоинформативном массиве сведений о клиенте.
Оптимальная кредитная политика, а, следовательно, и оптимальный уровень дебиторской задолженности прямо зависят от специфики деятельности каждой конкретной фирмы. Например, фирмы, у которых имеется недогрузка производственных мощностей и низкий уровень переменных затрат, могут придерживаться более либеральной политики и согласятся на больший уровень задолженности, чем фирмы, работающие на полную мощность и имеющие небольшую удельную прибыль. Вместе с тем оптимальная кредитная политика может различаться у фирм одной отрасли, а также у отдельной фирмы в различные периоды.
Таким образом, основной формой реализации политики управления дебиторской задолженностью является кредитная политика, которая представляет собой свод правил кредитования покупателей и последовательность этапов управления дебиторской задолженностью в рамках двух основных подходов.
Дополнительными инструментами управления дебиторской задолженности являются:
· Спонтанное финансирование (система скидок покупателям за сокращение сроков расчёта).
· Учёт векселей.
· Факторинг.
Сочетание различных инструментов управления дебиторской задолженностью должно обеспечивать её оптимальный размер и сроки инкассации для обеспечения максимальной эффективности деятельности предприятия.
Факторинг является незаменимым инструментом управления дебиторской задолженностью в том случае, когда кредитная политика и методы спонтанного финансирования неэффективны. Например, при работе с крупными розничными сетями оптовые торговые и производственные компании вынуждены принимать условия поставки, которые «диктуются» потребителями. Такие компании, как «Пятёрочка», «Седьмой континент», «Ашан» и т.д. в среднем оплачивают поставки через 45-60 дней с момента отгрузки. У предприятий-поставщиков возникает дефицит финансовых ресурсов и они вынуждены искать внешние источники пополнения оборотных средств и страхования. Факторинг представляет собой инструмент финансирования дебиторской задолженности. В отличие от учёта векселей и классического краткосрочного финансирования, факторинг выполняет также функции страхования кредитных рисков и административного управления дебиторской задолженностью предприятия, является инструментом роста продаж компании. Кроме того, факторинговая компания на основании накопленной статистики сама проводит анализ надёжности дебиторов.
Факторинг имеет смысл только тогда, когда экономическая выгода от немедленного поступления денег больше, чем от их получения в срок. Итак, факторинг целесообразен, когда:
· Когда предприятие имеет возможность применения средств с рентабельностью, превышающей ставку учетного процента и/или стоимость (в процентах) факторинговых услуг (комиссию и плату за предоставленные в кредит средства). Такое сравнение необходимо проводить с учетом временной стоимости денег, и лишь при многократном, совершенно очевидном превосходстве рентабельности потенциального использования средств, а также когда речь идет о чрезвычайно коротких периодах, можно не обращаться к дополнительным расчетам.
· Когда потери от инфляции грозят превысить расходы по учету векселя и/или факторингу. Надо сравнить ставку этих расходов с прогнозируемым уровнем инфляции (и то, и другое — в процентах за рассматриваемый период). Если уровень инфляции окажется выше, то вряд ли будет иметь смысл дожидаться договорного срока оплаты.
· Когда нехватку оборотных средств, возникающую вследствие отсрочки платежа покупателем, невозможно покрыть банковским кредитом из-за дороговизны последнего.
Таким образом, в рамках кредитной политики организации факторинг может быть эффективным инструментом финансирования и оптимизации дебиторской задолженности.
1.2 Понятие, виды и функции факторинга
Факторинг - комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки.
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет факторинговые операции следующим образом: По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
1.2.1 Виды факторинговых сделок
1) Факторинг внутренний (domestic factoring) и факторинг внешний (international factoring)
Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране.
Факторинг называется внешним (чаще используется название международный), если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств. При обслуживании таких поставок в большинстве случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности.
Использование факторинга в международной торговле может быть очень выгодно в случаях, когда торговля осуществляется между странами с существенными различиями в их экономических и правовых системах. Поскольку факторинговая компания страны импортера обладает более полной информацией о платежеспособности компаний своей страны, это позволяет ей объективно оценивать надежность покупателей. Если импорт-фактор соглашается работать по схеме международного факторинга, то он автоматически принимает на себя риск неплатежеспособности импортера, тем самым гарантирует полную возвратность средств.
Кроме того, экспортер вынужден подстраховываться на случай, если резко скакнет курс валют. Используя факторинг, экспортер получает значительную часть от стоимости проданного товара сразу после отгрузки, таким образом снимая с себя валютный риск.
Международный факторинг может осуществляться и без посредничества импорт-фактора, в этом случае схема взаимодействия контрагентов аналогична классическому факторинговому взаимодействию.
2) Факторингсрегрессом (recourse factoring) ибезрегресса (non recourse factoring)
В случае факторинга с регрессом факторинговая компания, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика. В этом случае факторинговая компания берет на себя ликвидный риск (риск неуплаты в срок), но кредитный риск остается на поставщике. Денежные требования в случае факторинга с регрессом выступают, по сути, обеспечением краткосрочного финансирования. В случае безрегрессного факторинга риск неуплаты со стороны дебиторов полностью переходит к факторинговой компании.
3) Факторинготкрытый (disclosed factoring) изакрытый (undisclosed factoring)
При открытом факторинге покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует лицо-фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В случае же закрытого факторинга покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора.
4) Дата поступления платежей: финансирование может быть в форме предварительной оплаты или оплаты требований к определенному сроку.
В отсутствие предварительной оплаты сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного времени.
1.2.2 Функции факторинга
1) Финансирование.
Основная функция факторинга - предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет возможность поставлять продукцию своим покупателям с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу же после поставки или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя. Если компания нацелена на увеличение объема продаж, то она имеет возможность постоянно пускать деньги в оборот и при этом конкурировать с другими поставщиками за клиентов, предоставляя отсрочку платежа. Также поставщик, заключив договор факторинга, заранее знает, в какой день деньги поступят на его счет. Обычно же, предоставив отсрочку платежа своим покупателям, поставщик не знает, когда они расплатятся с ним, и расплатятся ли вообще.
Кроме того, финансирование при факторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых в первую очередь стоит отметить следующие:
•поставщик не должен возвращать выплаченные ему деньги, так как расходы фактора будут возмещены из платежей покупателей;
•финансирование будет длиться так же долго, как долго поставщик будет продавать свою продукцию;
•финансирование автоматически увеличивается по мере роста объемов продаж.
Таким образом, финансирование в рамках факторинга навсегда избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это происходит без роста его кредиторской задолженности. Кроме того, факторинговое финансирование более целевое, чем, например, кредит: компания выплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда ей действительно нужны деньги.
Факторинг - это одна из форм залогового финансирования, при этом объем финансирования прямо зависит от стоимости переуступаемых факторинговой компании денежных требований, то есть от величины долга покупателей поставщика. В отличие от других форм залогового кредитования, в данном случае денежные требования покупаются фактором, а не используются в качестве залога (хотя возможна и такая ситуация, когда права требования поставщика к своим покупателям выступают залогом при выдаче кредита). Таким образом, при факторинге происходит смена собственника, поставщик продает денежные права требования факторинговой компании. Эта особенность факторинга становится особенно важной в странах с переходной экономикой, законодательство которых далеко от совершенства: закон о банкротстве предприятий работает плохо, правовое обеспечение торговых сделок не развито, торговые законы не работают. В случае банкротства поставщика факторинговая компания не рискует потерять свои деньги, поскольку права требования к дебиторам поставщика перешли к ней и не подлежат изъятию при процедуре банкротства. Факторинговое финансирование в отличие от обычного кредитования доступно высокорисковым, информационно-непрозрачным предприятиям, поскольку риск невозврата долгов лежит не на них, а на их покупателях, и кредитоспособность поставщика становится менее важной, чем кредитоспособность его покупателей. Поэтому использование факторинга возможно, когда покупателями клиента являются крупные и надежные компании, в том числе иностранные.
2) Административное управление дебиторской задолженностью.
Факторинг позволяет клиенту также избавиться от рутинной работы, связанной с отслеживанием состояния дебиторской задолженности, напоминанием дебиторам о задержках платежей. Обычно факторинговая компания по первому требованию поставщика предоставляет ему отчет о состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всех поставках поставщика и платежах его покупателей. Также в случае безрегрессного факторинга фактор берет на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, что особенно актуально для небольших компаний, не располагающих собственными ресурсами для инкассации. Это позволяет им экономить трудовые и финансовые ресурсы.
3) Оценка платежеспособности покупателей поставщика
В странах, где кредитные бюро и рейтинговые агентства развиты, эта функция факторинговых компаний является не самой востребованной. В странах же с переходной экономикой факторинговые компании могут играть роль кредитных бюро и рейтинговых агентств, аккумулируя информацию о платежной дисциплине компаний. Помимо этого, факторинговые компании могут использовать различные методы оценки платежеспособности потенциальны
1.3 Преимущества и недостатки факторинга
1.3.1 Преимущества
Можно разделить на экономические выгоды от его применения и на его преимущества в сравнении с кредитованием.
Экономические выгоды, которые получит поставщик при факторинге:
1) Направленное воздействие на дебиторскую задолженность. Это происходит вследствие: во-первых, передачи дебиторской задолженности фактору; во-вторых, изменения оборачиваемости оборотных активов, запасов, капитала и т.д.; в-третьих, оказания фактором таких услуг, как предоставление продавцу аванса, ведение книги продаж, контроль выполнения покупателем условий договора, предоставления отчетности продавцу и др.
2). Получение дополнительной прибыли за счет возможности увеличить объем продаж, получив от фактора необходимые для этого оборотные средства.
3). Факторинг позволяет ликвидировать кассовые разрывы, образующиеся вследствие несовпадения сроков оплаты счетов поставщиков и поступления денег от покупателей.
4). Возможность не отвлекать финансовые ресурсы на осуществление текущей деятельности предприятия и сконцентрировать их для решения стратегических задач развития бизнеса.
5). Финансовый агент берет на себя всю работу с дебиторами. В этом случаем можно говорить об экономии на оплате дополнительных мест (включая офисное оборудование) и дополнительного рабочего времени сотрудников, ответственных за:
а) Контроль за дебиторской задолженностью;
б) Привлечение финансовых ресурсов.
6). Финансовый агент берет на себя риски, связанные с отсрочкой платежа.
7). Факторинг защищает от упущенной выгоды от потери клиентов за счет невозможности при дефиците оборотных средств предоставлять покупателям конкурентные отсрочки платежа и поддерживать достаточный ассортимент товаров на складе.
8). Экономия за счет появления возможности закупать товар у своих поставщиков по более низким ценам
9). Факторинг имеет также налоговые преимущества. Организация вправе учесть затраты на обслуживание договора факторинга при расчете налога на прибыль.
Преимущества факторинга как способа финансирования по сравнению с кредитом:
1).Не требует обеспечения.
2).Размер финансирования не ограничен.
3).Объем финансирования может увеличиваться по мере роста продаж у клиента.
4).Финансирование предоставляется на срок фактической отсрочки платежа (товарного кредита).
5).Срок получения денежных средств с момента предоставления заявки существенно короче.
6).Финансовый агент не проводит анализа финансово-хозяйственной деятельности клиента.
7). Сумму финансирования выплачивает фактору не клиент, а его дебиторы.
8).Экономия на затратах, связанных с получением банковского кредита.
Таким образом, при финансировании в рамках факторинга полностью решается проблема формирования оборотных средств предприятия, исчезает необходимость поиска залогового обеспечения для получения кредита в банке и, соответственно, не происходит роста кредиторской задолженности (как элемент повышения инвестиционной привлекательности предприятия).
Кроме того, факторинговое финансирование имеет более целевую, чем традиционный кредит направленность: предприятие выплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда ему действительно нужны деньги. Расчет эффективных процентных ставок при кредитовании и факторинге свидетельствует, что обслуживание при факторинге может быть даже дешевле, несмотря на более высокую номинальную ставку.
1.3.2 Недостатки факторинга
1. Плата за факторинговое финансирование на 20—70% выше ставки по кредиту.
2. Существенным недостатком факторинга является то, что он доступен не всем компаниям.
Факторинговому обслуживанию не подлежат:
— предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность которых выражается небольшой суммой;
— предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
— строительные и другие фирмы, которые работают с субподрядчиками;
— предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания;
— предприятия, которые заключают со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляют счета по завершении определенных этапов работы или до осуществления поставок (авансовые платежи);
— требования, которые выставляются бюджетным организациям;
—долговые обязательства физических лиц.
3). При факторинге финансирование происходит лишь до 90% от суммы отгрузки, даже для клиентов с положительной кредитной историей.
4). Большинство финансовых агентов вводят ограничение по количеству покупателей у поставщиков при заключении договора факторингового обслуживания.
Таким образом, у факторинга есть свои преимущества и недостатки, которые нужно учитывать при его использовании на конкретном предприятии. Помимо указанных недостатков, более широкому распространению факторинга в Российской Федерации препятствует несовершенное законодательство (необходимость лицензирования деятельности), слабая научная разработанность механизмов и моделей применения факторинга, низкая осведомлённость руководителей предприятий о факторинге, как инструменте финансирования и оптимизации дебиторской задолженности.
Глава 2. Применение факторинга для управления дебиторской задолженностью в ООО «Ратис»
2.1 Механизм применения факторинга в ООО «Ратис»
дебиторский задолженность факторинг финансирование
В апреле 2008 года между ООО «Ратис» и ОАО АКБ «Фактор» был заключён договор о факторинговом обслуживании в форме открытого регрессного факторинга с финансированием на сумму 1.400.000 руб по основным дебиторам: ЗАО «Пальмира», ЗАО «Теплотрансресурс» и ООО «Строй Девелопмент».
На момент заключения договора факторинга отсрочки по договору поставки с дебиторами составляли: с ЗАО «Пальмирой» - 20 к.д, с ЗАО «Теплотрансресурсом»-45 к.д., с ООО «Строй Девелопмент»-63 к.д. Увеличение договорных сроков связано, во-первых, с пожеланиями дебиторов иметь большую отсрочку платежа, во-вторых, увеличение было рекомендовано фактором для того, чтобы избежать регресса в случае значительных просрочек. Кроме того, договором предусмотрен период ожидания – 30 к.д., в течение этого периода банк самостоятельно пытается взыскать деньги с дебитора, после чего возникает регресс.
Финансирование по дебиторам ЗАО «Пальмира» и ЗАО «Теплотранссресурс» было установлено в размере 90% от суммы поставки, по клиенту ООО «Строй Девелопмент» - 85% в виду значительной концентрации дебиторской задолженности на данном клиенте.
Фактически финансирование по факторингу началось с апреля 2008 года. Работа по факторингу осуществляется следующим образом: в день отгрузки ООО «Ратис» предоставляет фактору комплект отгрузочных документов (накладные, акты приёмки-передачи товара по договору), фактор осуществляет их учёт (ввод в программу) и финансирует в рамках указанных лимитов, перечисляя денежные средства со ссудного на расчётный счёт клиента. После того, как деньги от дебитора поступили на транзитный счёт, банк гасит финансирование, удерживает вознаграждение и перечисляет остаток на расчётный счёт ООО «Ратис» в банке. Если в течение срока ожидания (30 дней сверх срока по договору) дебитор не исполняет свои обязательства, возникает право регресса, т.е. его обязательства должен возместить клиент (ООО «Ратис»).
Таблица 2.1 Действующие тарифы по факторинговому обслуживанию ООО «Ратис»
Оборачиваемость, дней | Вознаграждение Фактора за административное сопровождение Продавца | Вознаграждение Фактора за услугу управления дебиторской задолженностью Продавца, % от суммы одного документа, подтверждающего факт поставки/работы/ услуги, без учета НДС | Вознаграждение Фактора за услуги по финансированию Продавца, % в день, без учета НДС |
|
Сбор за обработку одного документа, подтверждающего факт поставки/работы/ услуги, руб., без учета НДС |
Комиссия за информационное сопровождение, % от суммы одного документа, подтверждающего факт поставки/работы/ услуги, без учета НДС | |||
до 10 дней | 50 | 0.014 | 0.058 | 0.038 |
11-20 дней | 0.043 | 0.173 | ||
21-30 дней | 0.074 | 0.298 | ||
31-40 дней | 50 | 0.103 | 0.413 | 0.041 |
41-50 дней | 0.132 | 0.528 | ||
51-60 дней | 0.163 | 0.653 |
В течение 2008 года банк управлял переуступленной дебиторской задолженностью, вёл статистику по дебиторам, отслеживал оборачиваемость, проверял деловую репутацию дебиторов и т.д. По результатам анализа финансового состояния ООО «Ратис» и статистики по дебиторам в период с апреля 2008 по февраль 2009 лимит финансирования и лимиты на дебиторов менялись:
Таблица 2.2 Лимиты финансирования по факторингу ООО «Ратис»
Дата | С апреля 2008 | С июня 2008 | С августа 2008 | С ноября 2008 | С декабря 2008 |
Лимит финансирования | 1400000 | 5000000 | 6500000 | 10000000 | 11500000 |
Таким образом, за 2008 год лимит финансирования вырос в 8,2 раза.
По данным на январь 2009 лимиты по дебиторам распределяются следующим образом:
Таблица 2.3 Распределение лимитов финансирования по основным дебиторам
Наименование Дебитора |
Количество оплаченных поставок | Период Ожидания |
Макс.период оборачиваем. | Отсрочка по договору (кал. дни) | Лимит Дебитора |
действ. | |||||
ЗАО Пальмира | 53 | 30 | 60 | 30 | 1 462 000 |
ЗАО Теплотрансресурс | 27 | 30 | 75 | 45 | 694 000 |
ООО Механизация-155 | 2 | 30 | 72 | 42 | 1 500 000 |
ООО СТРОЙ-Девелопмент | 27 | 30 | 93 | 63 | 7 844 000 |
Помимо значительного увеличения лимита по действующим дебиторам, появился новый клиент – ООО «Механизация 155»- задолженность по которому уступается фактору.
По итогам за 2008 год банк сформировал статистическую таблицу по дебиторам
Таким образом, основными характеристиками механизма применения факторинга в ООО «Ратис» являются:
· Открытый факторинг с регрессом, с финансированием в день поставки до 90% от её суммы;
· Отсрочка: по договору с дебитором + период ожидания 30 дней;
· Динамично растущий лимит финансирования (восьмикратный рост за 2008 год), текущий лимит- 11500 000 рублей.
· Работа по факторингу с 70% дебиторов; возможность переводить новых клиентов на факторинговое обслуживание.
· Предоставление полного комплекса услуг по администрированию дебиторской задолженности, проверке деловой репутации клиента и т.д.
· ООО «Ратис» установлено специализированное программное обеспечение, детализирующее по каждой поставке движение денежных средств: сумму поставки, финансирование по поставке, оплату дебитора по поставке, остаток долга дебитора.
· Средняя годовая стоимость финансирования 20,06% годовых согласно действующему тарифному плану.
· Возможность пересмотра лимита финансирования по желанию клиента. Проведение анализа динамики основных финансовых показателей, анализа статистики по дебиторам.
· Открытие счёта в банке и проведение основных оборотов через банк.
· Поручительство собственников бизнеса и генерального директора.
2.2 Анализ влияния факторинга на динамику и уровень дебиторской задолженности
В рамках анализа проведём оценку уровня и состава текущей дебиторской задолженности предприятия.
Проанализируем динамику дебиторской задолженности по данным балансов за 3 кв. 2007 и 2008 годов соответственно.
Таблица 2.8 Основные показатели управления дебиторской задолженностью
Показатель | Уровень показателя | Изменение | ||
01.10.2007 | 01.10.2008 | абсолютное | относительное, в % | |
Дебиторская зад-ть (покупатели и заказчики), тыс руб | 2339 | 3750 | 1411 | 60,32% |
В т.ч. просроченная | - | - | - | - |
Общая величина оборотных активов | 2419 | 5290 | 2871 | 118,69% |
доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов | 96,69% | 70,89% | -25,80% |
Проведённый анализ показывает, что доля дебиторской задолженности в общем объёме оборотных активов снизилась на 25,8 процентных пункта, т.е. уменьшилась иммобилизация – отвлечение из хозяйственного оборота оборотных средств предприятия, хотя в абсолютном выражении рост дебиторской задолженности составляет 1 411 000 рублей. Таким образом, с помощью факторинга удалось «высвободить» дополнительные финансовые ресурсы в размере 1364,82 тыс рублей (25,8% от 5290 тыс руб).
Обобщённым показателем возврата задолженности является оборачиваемость, которая рассчитывается как отношение объёма продаж за период к средней величине дебиторской задолженности за период и показывает, сколько раз задолженность образуется и поступает в организацию за изучаемый период. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается, как положительная тенденция. Рассчитывается также период погашения дебиторской задолженности как отношение количества дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости. Этот показатель отражает среднее количество дней, необходимое для её возврата.
Рассчитаем динамику данных показателей по данным счетов 51 и 62 за 2008 год. Полученные данные сгруппированы в Таблице 2.9.
Динамика средней дебиторской задолженности и выручки по оплате представлена на Графике 2.1.
График 2.1 Динамика средней дебиторской задолженности и выручки по оплате ООО «Ратис» за 11 месяцев 2008 года.
По Графику 2.1 видно, что выручка и дебиторская задолженность росли неравномерно. Это связано как с сезонными колебаниями бизнеса (наибольшие отгрузки приходятся на весенне-летний период), так и с молодостью и нестабильностью бизнеса.
Динамику оборачиваемости дебиторской задолженности в днях за 2008 год отражает График 2.2:
График 2.2 Динамика периода оборачиваемости за 2008 год в днях.
По Графику 2.2 видно, что оборачиваемость в 2008 году снижалась и достигла 10 дней в ноябре. Это говорит об эффективном управлении дебиторской задолженностью. С января период оборачиваемости сократился почти в 8 раз. Хотя средний период за 11 месяцев 2008 года составил 31 день. В связи с переходом в 2009 году на новые договорные условия (увеличение отсрочки по основным дебиторам) период оборачиваемости дебиторской задолженности в первом квартале 2008 составил 52 дня. Однако с апреля по ноябрь 2008 года (т.е. с начала использования факторинга) средний период гашения составил 23 дня. Таким образом, сравнивая средние значения за январь-март и за апрель-ноябрь (именно средние значения обеспечивают сопоставимость данных), можно сделать следующие выводы:
-средняя выручка по оплате выросла на 2241553 рублей или на 39,5%;
-средняя дебиторская задолженность сократилась на1854892 рублей или на 24,15%;
-средняя оборачиваемость выросла на 0,62 раз или на 83,78%;
-средний период обращения дебиторской задолженности сократился на 29 дней или на 55,72%.
Рассчитанные показатели оборачиваемости могут быть уточнены, если брать более точные средние значения дебиторской задолженности (например, как среднее хронологическое еженедельных, ежедневных остатков по счёту 62 за рассматриваемый период). В этом случае показатели будут более точными, чем в приведённой таблице, где среднее значение рассчитано как среднее арифметическое значение по месяцам. Либо можно составить статистическую таблицу по всем поставкам за 2008 год и рассчитать период оборота дебиторской задолженности как средневзвешенные значения периодов гашения. В этом случае мы уберём погрешность, связанную с усреднением дебиторской задолженности.
Для проведения факторного анализа с целью установить количественное влияние факторинга на динамику средней дебиторской задолженности и показателей её оборачиваемости выделим в структуре выручки по оплате поступления от факторинга, а в структуре дебиторской задолженности средние остатки по дебету 62 счёта по клиентам, переданным на факторинг и по прочим клиентам. Преобразуем соответствующие показатели:
Во=Воф+Вопр, (4) где
Во- выручка по оплате;
Воф - поступления от факторинговой компании (Д51К76);
Вопр - прочие поступления от дебиторов (Д51К62).
ДЗср=ДЗф+ДЗпр, (5) где
ДЗср - среднее значение дебиторской задолженности;
ДЗф – средняя задолженность по клиентам, переданным на факторинг;
ДЗпр – средняя дебиторская задолженность по прочим клиентам.
Полученные данные сгруппированы в Таблице 2.
Таблица 2.10 Динамика основных показателей оборачиваемости дебиторской задолженности ООО «Ратис» за 2008 год в разрезе групп клиентов.
Показатель | янв.07 | фев.07 | мар.07 | апр.07 | май.07 | июн.07 | среднее с янв по март | среднее с апреля по ноябрь |
нетто выручка | 2381550 | 4599608 | 10049901 | 5544981 | 9373369 | 9695652 | 5677019 | 7918572 |
среднее значение дебиторской задолженности (покупатели и заказчики) | 6039205 | 8332341 | 8666545 | 8236247 | 7671000 | 6369072 | 7679364 | 5824472 |
выручка по факторинговым клиентам | 2310103 | 4461620 | 9848903 | 2640145 | 6553814 | 8509217 | 5540209 | 5811135 |
выпучка по прочим | 71446 | 137988 | 200998 | 2904836 | 2819555 | 1186435 | 136811 | 2107437 |
среднее значение ДЗ по факторинговым клиентам | 6002447 | 8344512 | 8507230 | 7516690 | 6862164 | 5806709 | 7618063 | 4644018 |
средняя задолженность по прочим клиентам | 36758 | -12172 | 159315 | 719557 | 808837 | 562364 | 61301 | 1180454 |
оборачиваемость, раз | 0,39 | 0,55 | 1,16 | 0,67 | 1,22 | 1,52 | 0,74 | 1,36 |
период оборачиваемости, дни | 78,61 | 50,72 | 26,73 | 44,56 | 25,37 | 19,71 | 52,02 | 23,03 |
оборачиваемость по факторинговым клиентам | 0,38 | 0,53 | 1,16 | 0,35 | 0,96 | 1,47 | 0,73 | 1,25 |
период 1 оборота по факторинговым клиентам | 80,55 | 57,98 | 26,78 | 88,26 | 32,46 | 21,15 | 55,10 | 29,34 |
оборачиваемость по прочим клиентам | 1,94 | -11,34 | 1,26 | 4,04 | 3,49 | 2,11 | 2,23 | 1,79 |
период 1 оборота по прочим клиентам | 15,95 | -2,73 | 24,57 | 7,68 | 8,89 | 14,69 | 12,60 | 21,08 |
d1 | 0,99 | 1,00 | 0,98 | 0,91 | 0,89 | 0,91 | 0,99 | 0,80 |
d2 | 0,01 | 0,00 | 0,02 | 0,09 | 0,11 | 0,09 | 0,01 | 0,20 |
Проанализируем изменение основных показателей под влиянием изменений показателей по факторинговым клиентам и прочим клиентам, используя аддитивную факторную модель.
1. Средняя выручка за апрель-ноябрь изменилась по сравнению с январем –мартом на на 2241553 рублей или на 39,5%, в том числе:
-увеличилась на 4,77% за счёт роста выручки по факторинговым клиентам;
-увеличилась на 34,73% за счёт роста выручки по прочим клиентам.
Таким образом, финансовые ресурсы от факторинга были направлены на привлечение новых клиентов.
2. Средняя дебиторская задолженность сократилась на 1854892 рублей или на 24,15%, в том числе:
- уменьшилась на 38,73% за счёт сокращения средней дебиторской задолженности по факторинговым клиентам на 60%;
-увеличилась на 14,57% за счёт увеличения средней дебиторской задолженности по прочим клиентам.
Как мы видим, по клиентам, переданным на факторинговое обслуживание (ООО «Строй Девелопмент», ЗАО «Пальмира», ЗАО «Теплотрансресурс») средняя дебиторская задолженность не исчезла полностью, а сократилась на 60%. Это связано с тем, что, во-первых, финансирование по факторингу происходит лишь в размере 90% от суммы поставки и только в рамках лимита финансирования клиента. Дебиторская задолженность при этом может быть больше.
Зависимость общего коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности от коэффициентов оборачиваемости клиентов, переданных на факторинговое обслуживание, и прочих клиентов выражается формулой:
Кодз=d1 х Кодзф+d2 х Кодзпр, (6) где
d1=доля средней дебиторской задолженности по факторинговым клиентам в общей дебиторской задолженности;
d2=доля средней дебиторской задолженности по прочим клиентам в общей дебиторской задолженности;
Кодзф – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности по факторинговым клиентам, раз;
Кодзпр – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности по прочим клиентам, раз.
Добавим соответствующие строки в расчётную Таблицу 2.10 и проведём факторный анализ изменения средней оборачиваемости в апреле-ноябре по сравнению с январём-мартом за счёт изменения показателей d1 х Кодзф и d2 х Кодзпр.
3. Средняя оборачиваемость выросла на 0,62 раз или на 83,9%, в том числе:
-увеличилась на 37,47% за счёт изменения показателя d1 х Кодзф:
Кодзd1 х Кодзф =( d1 х Кодзф)/Кодз0
Кодзd1 х Кодзф =(0,8 х 1,25-0,99 х 0,73)/0,74=(1-0,7227)/0,74=0,3747
-увеличилась на 46,53% за счёт изменения показателя d2 х Кодзпр:
Кодзd2 х Кодзпр=( d2 х Кодзпр)/ Кодз0
Кодзd2 х Кодзпр =(0,2 х 1,79-0,01 х 2,23)/0,74=(0,358-0,0223)/0,74=0,4653
В свою очередь, показатель d2 х Кодзпр увеличился на 0,3440 или на 1930,96% в том числе:
-увеличился на 2439% за счёт изменения d2;
-уменьшился на 508% за счёт изменения Кодзпр.
Таким образом, средняя оборачиваемость изменилась в большей степени за счёт увеличения доли прочих клиентов в структуре дебиторской задолженности.
4. Показатель длительности одного оборота дебиторской задолженности обратно пропорционален оборачиваемости.
По факторинговым клиентам удалось сократить период оборота на 25,77 дней, а по прочим клиентам он увеличился на 8,48 дней. Для более эффективного управления следует сокращать период обращения и по прочим клиентам путём ведения кредитной политики или передачи их на факторинговое обслуживание.
Помимо динамики и показателей оборачиваемости дебиторской задолженности целесообразно рассмотреть её структуру.
Безнадёжных долгов в составе дебиторской задолженности нет.
В 2007 году в числе действующих клиентов компании было 8 контрагентов: ООО «Автомасла и оборудование», ООО «Межтрансавто», МСС, ООО «Строй Девелопмент», ЗАО «Пальмира», ООО «Темп СК», ЗАО «Теплотрансресурс» и ООО «Фортуна». С января 2008 у ООО «Ратис» появилось 28 новых контрагентов. Т.е. за 2008 год прирост клиентской базы составил 350%. Отчасти это связано и с применением факторинга, т.к. организация направляла полученные ресурсы на финансирование отгрузок по новым клиентам. Рост средней дебиторской задолженности по прочим клиентам составил 1924% в апреле-ноябре по сравнению с январём-мартом и должен стать объектом управления и оптимизации. Следует рассмотреть возможность перевода новых клиентов на факторинговое обслуживание.
2.3 Анализ влияния факторинга на финансовые показатели деятельности предприятия
По данным бухгалтерской отчётности составим таблицу 2.11. Для обеспечения сопоставимости данных выручку и прибыль возьмём не накопленным итогом, а за квартал:
Таблица 2.11 Динамика основных финансовых показателей ООО «Ратис» за 2008 год
Показатель | 01.01.2008 | 01.04.2008 | 01.07.2008 | 01.10.2008 | изменение по сравнению с 01.04.2008, в % |
валюта баланса | 6026 | 9555 | 8335 | 7610 | 20,3558346 |
Выручка | 9709 | 16980 | 16485 | 17437 | 2,691401649 |
валовая прибыль | 1070 | 1601 | 2030 | 2484 | 55,15302936 |
чистая прибыль | 612 | 574 | 318 | 272 | -52,6132404 |
Таким образом, с апреля 2008 по октябрь 2008 (т.е. за период использования факторинга) валюта баланса уменьшилась на 20,35% за счёт уменьшения суммы дебиторской задолженности на 52,8% благодаря эффективному управлению ею. Следует отметить, что несмотря на общее уменьшение валюты баланса, значительно увеличились внеоборотные активы, увеличилась доля запасов и денежных средств в структуре оборотных активов. Однако уменьшение валюты баланса говорит о частичном изъятии финансовых ресурсов из оборота предприятия.
Увеличение выручки в 3-м квартале относительно второго и первого- незначительно (3%), однако увеличение валовой прибыли составило 55%, что говорит о повышении рентабельности продаж и эффективности сделок. Рентабельность продаж за 3 квартал составила 14,24%, а за первый квартал -9,4%. Таким образом, она увеличилась на 51%. При этом, рост условно-постоянных расходов замедляет темп роста чистой прибыли.
Средняя рентабельность продаж с 01.01.2008 по 01.10.2008 составила 11,75%. Сумма финансирования по факторингу за тот же период по статистике банка составила 20061238 рублей. Полученные ресурсы были направлены на закупку товара и увеличение отгрузок. Таким образом, за счёт вложения средств предприятию удалось получить с 01.04.2008 по 01.10.2008 20061238/0,8825=22732281 руб нетто-выручки по отгрузке, что составило 44,65% нетто-выручки по отгрузке за 9 месяцев 2008 года. Валовая прибыль от использования финансовых ресурсов составила:22732281-20061238=2671043 рубля или 43,65% валовой прибыли за соответствующий период.
Для оценки эффективности факторинга как инструмента финансирования целесообразно сопоставить сумму дополнительной выручки с затратами по использованию факторинга. Рассчитаем затраты по факторингу в абсолютном выражении с 01.04.2008 по 01.10.2008. Средневзвешенная оборачиваемость составила 39,6 дней, количество финансируемых поставок – 68, средний объём финансирования – 89%, средняя сумма поставки – 341835 рублей. Согласно тарифному плану на факторинговое обслуживание сумма комиссий за соответствующий период составила:
Зф=50 х 68 + (0,103% + 0,413%) х 341835 х 68 + 0,041% х 40 х 341835 х 68 х 0,89=3400 + 119943,06 + 339280,8=462623,86 рублей.
Эф=2671043/462623,86=5,77.
Таким образом, каждый рубль затрат по факторингу принёс организации 5,77 рублей валового дохода. Данный показатель эффективности целесообразно сравнить с аналогичными показателями по альтернативным формам финансирования.
Как было отмечено ранее, применение факторинга целесообразно, когда у предприятия есть возможность использовать финансовые ресурсы с рентабельностью выше, чем ставка затрат по факторингу и когда потери от инфляции могут превысить расходы по факторингу. Рассчитаем финансовый результат каждой поставки с учётом использования факторинга и без него. Исходные данные: сумма поставки 100000 рублей, отсрочка 30 календарных дней, инфляция- 1% в месяц (12% в год), средний процент за финансирование по факторингу 20,06% годовых или 1,67% в месяц, средняя рентабельность продаж - 11,75%, отношение валовой прибыли к себестоимости – 13,6%, размер финансирования - 89%.
Таблица 2.12 Расчёт финансового результата с учётом использования факторинга и без него.
Показатель | без факторинга | с факторингом |
индекс цен | 1,01 | 1,01 |
Коэффициент дисконтирования | 0,99 | 0,99 |
потери от инфляции | 100000*0,01=1000 | (11000-1671,67)*0,01=93,28 |
оплата процентов | 0 | 1671,67 |
финансовый результат от сделки через 30 дней без учета доп дохода от факторинга | 11632,5 | 9985,05 |
дополнительный доход | 89000*0,136=12104 | |
итого финансовый результат | 11632,5 | 12104+9985,05=22089,05 |
Согласно Таблице 2.12 дополнительный доход по факторингу (12104) превышает сумму процентов (1671,67). Применение факторинга было бы не эффективным, если рентабельность продаж ООО «Ратис» составляла менее 1,8%. Ежемесячная ставка по факторингу (1,67%) превышает ставку инфляции (1%) и если бы компания не получала дополнительный доход за счёт финансирования по факторингу, его использование было бы не целесообразно. Таким образом, применение факторинга на предприятии ООО «Ратис» является эффективным и экономически обоснованным.
Заключение
Процесс исследования факторинга в системе управления дебиторской задолженности был осуществлён по следующим этапам:
1. Изучение теоретических вопросов применения факторинга.
2. Анализ эффективности использования факторинга на примере предприятия ООО «Ратис».
По итогам проведённого исследования сформулированы следующие выводы:
· Факторинг является новым и перспективным инструментом управления дебиторской задолженностью в условиях дефицита финансовых ресурсов на предприятии.
· У факторинга есть свои преимущества и недостатки, объективные ограничения использования, которые необходимо учитывать при выборе этого финансового инструмента. Средние затраты по факторингу, как правило, превышают затраты по привлечению банковского кредита. Эффективность его использования определяется финансами конкретного хозяйствующего субъекта, его стратегическими целями и задачами.
· Факторинг имеет ограниченное применение в качестве инструмента роста продаж: размер финансирования по факторингу «привязан» к дебиторской задолженности и осуществлённым отгрузкам.
· На основе анализа применения факторинга в ООО «Гросс парк» удалось доказать его практическую эффективность. Основными «достижениями» факторинга можно считать: уменьшение «иммобилизации» финансовых ресурсов; увеличение клиентской базы на 350%, ускорение средней оборачиваемости дебиторской задолженности на 83,9%; сокращение периода её оборота на 29 дней; получение более 40% от валовой выручки и прибыли за 9 месяцев 2008 года именно благодаря факторингу.
Список использованной литературы
1. Алексеева А.И., Васильев Ю.В. «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» - М.: «Кнорус», 2007 г.
2. Бланк И.А. «Финансовый менеджмент: учебный курс» - Киев: Издательство «Ника-Центр», 2007 г.
3. Брунгильд С.Г. «Управление дебиторской задолженностью» - М.: «АСТ:Астрель», 2007 г.
4. Гасников К.Д. «Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг) по праву России и Англии» - М.: «Юристъ», 2005 г.
5. Дж.К.Ван Хорн «Основы управления финансами» - М.: «Финансы и Статистика», 2003 г.
6. Ковалёв В.В. «Финансовый менеджмент: теория и практика» - «Проспект» 2007 г.
7. Ефимова О. В. «Финансовый анализ» – М.: «Бухгалтерский учет», 2002 г.
8. Колчина Н.В. «Финансы организаций» - М.: «Юнити», 2006 г.
9. Лаврушин О.И. «Банковские операции» - М.: «Кнорус», 2007 г.
10. Лефель А.О. «Факторинг как инструмент финансирования оборотных средств предприятия» : диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук, М: МГУ, 2006 г.
11. Новоселова Л.А., «Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике. Факторинг» – М.: «Статус», 2004 г.
12. Покаместов И.Е. «Эффективная организация факторингового бизнеса»: диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук – М.:МЭСИ, 2007 г.
13. Родионова Л.Н., Кондратьева Н.В. «Управление оборотными средствами предприятия: учебное пособие» - Уфа: УГНТУ, 2004.
14. Савицкая Г.В. «Экономический анализ» - М.: ООО «Новое знание», 2005 г.
15. Стоянова Е.С. «Финансовый менеджмент: теория и практика» – М: Издательство «Перспектива», 2008 г.
16. Фомин П.А, Хохлов В.В. «Оценка эффективности использования финансов рыночной экономики» - М.: «Высшая школа», 2002 г.
17. Шохин Е.И. «Финансовый менеджмент : учебное пособие» - М.: ИД ФБК-Пресс, 2002 г.
18. Бабичев С. Н. «Схемы разные нужны…»//Журнал «Управление Компанией» №11, 2006 г.
19. Бабичев С.Н. «Финансирование торговых операций. Реверсивный факторинг» // «Финансовый директор» №7-8, 2004 г.
20. Вахрушина Н. «Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности» // «Управление продажами» №2, 2006 г.
21. Логвинов М.В. «В поисках идеального фактора» // «Компания» № 8, 2007 г.
22. Ореховский П. «Повышение эффективности функционирования предприятия» // «Общество и экономика» №12, 2005 г.
23. Покаместов И.Е. «Факторинг – комплексное решение для роста Вашего бизнеса» // «Финансовый менеджмент» №2, 2001 г.
24. Приходько А.А. «Об истории развития факторинговых отношений» // «Банковское право» № 3, 2005 г.
25. Смачило В., Дубровская Е. «Управление дебиторской задолженностью» // Журнал «Финансовый директор» № 5, 2007г.
26. www.glavbukh.ru.
27. www.economy.gov.ru.
28. www.elitarium.ru.
29. www.factoringpro.ru.
30. www.finansy.ru
31. www.raexpert.ru.