Федеральный закон О прокуратуре РФ - основной закон, регулирующий деятельность прокуратуры РФ

СОДЕРЖАНИЕ: Введение. Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости.

Введение.

Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

С принятием Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (1992г.) Генеральная прокуратура Российской Федерации и подчиненные ей прокуратуры приобрели ряд прерогатив, ранее им не свойственных. Практическая необходимость принятия этого Закона обусловлена и тем, что в условиях катастрофического роста преступности в РФ, в том числе преступности организованной и коррумпированной, а также ухудшающейся её криминогенной характеристики, возрастает роль органов прокуратуры в раскрытии и расследовании каждого совершенного преступления, в обеспечении одного из основополагающих принципов уголовного судопроизводства - неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Конституция РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия, как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты.

1. Система органов прокуратуры, их структура.

ПРОКУРАТУРА - специальный государственный орган (система органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе.

Конституция устанавливает лишь наиболее общие принципы организации прокуратуры , оставляя регулирование всех остальных вопросов правового статуса этого органа за федеральным законом.

Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ;

Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами; иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Статья 129 КРФ:

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) и Законом «О прокуратуре РФ» (ст. 10) органы прокуратуры составляют единую, строго централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, а все вместе взятые - Генеральному прокурору РФ.

Систему органов прокуратуры РФ составляют:

Генеральная прокуратура РФ;

Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;

-прокуратуры городов и районов, другие территориальные, во­енные и иные специализированные прокуратуры;

-научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами.

Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, при­равненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Система прокурорских органов строится на основе администра­тивного и национально-государственного устройства.

Возглавляет систему органов прокуратуры Генеральная проку­ратура РФ. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют:

главные управления;

-управления в федеральных округах[1] :

-управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

Управления и отделы создают в соответствии с основными на­правлениями деятельности прокуратуры. Это управления по надзо­ру:

-за расследованием преступлений;законностью судебных постановлений по уголовным делам;законностью судебных постановлений по гражданским делам;

-исполнением законов на транспорте и в таможенных органах и др.

-В соответствии с законодательством РФ органы прокуратуры подчиняются Генеральному прокурору РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Фе­дерального Собрания РФ по представлению президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ — пять лет.

В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невоз­можности исполнения им своих обязанностей его обязанности ис­полняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности испол­нения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерально­го прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Начальники главных управлений, управлений и отделов на пра­вах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Гене­рального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ имеет также советников и помощников по особым поручениям. Помощников по особым поручениям имеют также его заместители.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ, являющаяся совеща­тельным органом. Решения коллегии реализуются приказами Гене­рального прокурора. При Генеральной прокуратуре также действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связан­ных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

В структуру Генеральной прокуратуры РФ входят на правах структурных подразделений Главная военная прокуратура и Главное следственное управление, возглавляемые заместителями Генераль­ного прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Фе­дерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии за­конности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полно­мочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», другими феде­ральными законами, международными договорами Российской Фе­дерации.

Территориальные органы прокуратуры включают в себя:

прокуратуры субъектов РФ;

-прокуратуры городов и районов.

-Наименование территориальных прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального де­ления некоторых субъектов РФ. Например, в республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов. В Москве вместо про­куратур районов — прокуратуры округов. Во многих регионах име­ются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распростра­няется на территорию двух районов.

Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответст­вующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и замести­телей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъ­ектов РФ назначаются на должность без указания срока полномочий

Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ.

В этих прокуратурах также образуют коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и замес­тителей (по должности) и других прокурорских работников, назна­чаемых прокурором субъекта РФ.

В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

К числуспециализированных прокуратур относятся:

-природоохранные, в юрисдикцию которых входит прокурорский надзор за исполнением законов об охране природы и окружающей среды (например, Волжская природоохранная прокуратура);

-прокуратуры за соблюдением законов в исправительных учреждениях, которые распространяют свою юрисдикцию на территорию, занимаемую несколькими пенитенциарными учреждениями[2] .

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним воен­ные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соот­ветствующие прокуроры. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним про­куратурах могут быть образованы отделы. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначают­ся на должность без указания срока полномочий и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокуро­ру РФ.

Образование, реорганизацию и упразднение органов и учрежде­ний прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществ­ляет Генеральный прокурор РФ. Создание и деятельность на терри­тории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

2. Основные направления деятельности прокуратуры.

В соответствии со стоящими перед прокуратурой РФ целями, она выполняет ряд определённых функций, которые определяют направления её деятельности:

-надзор за исполнением законов: федеральными министерствами и ведомствами,
представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ,органами местного самоуправления, органами военного управления,органами контроля, их должностными лицами, а также за со­ответствием законам издаваемых ими правовых актов;

-надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ,органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и не­коммерческих организаций;надзор за исполнением законов органами, осуществляющими:
оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие;

-надзор за исполнением законов администрациями:органов и учреждений, исполняющих наказание и применяю­щих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключен­ных под стражу;

-надзор за исполнением законов судебными приставами;

-уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

-координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательст­вом РФ:

-участвуют в рассмотрении дел судами, обжалуют противоречащие закону решения, приговоры, опре­деления, постановления судов.

Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.

Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции —

-осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотруд­ничает с ними;

-заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борь­бы с преступностью;

-участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

3. Понятие прокурорского надзора.

Основной функцией всех органов прокуратуры является про­курорский надзор , который представляет собой действия проку­роров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагиваю­щих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способст­вовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности. Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации.

Основными отраслями и направлениями прокурорского надзора являются:

-надзор за исполнением законов: федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и не­коммерческих организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов;

-надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и не­коммерческих организаций;

-надзор за исполнением законов органами, осуществляющими: оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие;

-надзор за исполнением законов:

администрациями органов и учреждений, исполняющих нака­зание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключен­ных под стражу.

Вся деятельность прокуратуры по данным отраслям и направле­ниям четко регламентирована действующим законодательством РФ.

При осуществленииобщего надзора прокуроры имеют следую­щие полномочия :

-по предъявлении служебного удостоверения: беспрепятственно входить на территории и в помещения орга­нов, на которые распространяется надзор,

иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц ука­занных органов предоставления: необходимых документов, материалов,статистических и иных сведений,выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

-вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по по­
воду нарушений законов.При наличии оснований, установленных законом, прокурор воз­буждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.При установлении нарушений закона прокурор имеет право применить следующиеакты прокурорского реагирования :

-вынести представление об устранении нарушений;

-принести протест на противоречащий законам правовой акт;

-обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о при­-
знании правового акта недействительным;

-освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

-вынести постановление о возбуждении уголовного дела или
производства об административном правонарушении;

-потребовать письменно привлечения виновного лица к иной
установленной законом ответственности.

Заключение.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Положение о прокуратуре базируется на Федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1992г., Этот акт отвечает интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем в значительной мере учтен опыт сходных государственно-правовых структур развитых стран. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного опыта. Основное усилие сделано на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе в реализации его конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого введена в закон специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности. В этих целях прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Одновременно прокуратура способствует взаимодействию разделения властей, выполняя функцию одного из элементов системы «сдержек и противовесов», их согласованному функционированию как единой государственной власти; прокуратура призвана обеспечивать укрепление и сохранность законности.

Место прокуратуры в системе государственно-пра­вовых институтов имеет ключевое значение для опреде­ления сущности прокурорской системы, функций про­куратуры, ее правового статуса, организационного по­строения, форм и методов деятельности.

Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заин­тересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

-надзор за исполнением законов;

-надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

-надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

-надзор за исполнением судебных решений судебными приставами;

-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

-уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

-координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.


Список использованной литературы.

Нормативная:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г.

2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1”О прокуратуре Российской Федерации” (ред.02012000).

3. Приказ Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 № 98”Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах”.

Специальная:

1. Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. правоохранительные органы РФ: Курс лекций.- СПб.: Изд. “Юридический центр Пресс”, 2003.

2. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Зерцало, 1997.

3. Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор в РФ. – М.: Изд-во МНЭПХ, 2005.



[1] Образованы Приказом Генерального прокурора РФ от 05.06.2000г. № 98 “Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах”.

[2] Пенитенциарные учреждения - это учреждения осуществляющие исполнения наказаний, назначаемых судом за совершение уголовных преступлений.

Скачать архив с текстом документа