Философская концепция объективного идеализма Г.В.Ф. Гегеля 1770 1831 гг. проблемы Мирового
СОДЕРЖАНИЕ: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет Кафедра философии Философская концепция объективного идеализма Г.В.Ф. Гегеля (1770 – 1831 гг.): проблемы Мирового разума, диалектики, общества и человекаМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
Кафедра философии
Философская концепция объективного идеализма Г.В.Ф. Гегеля (1770 – 1831 гг.): проблемы Мирового разума, диалектики, общества и человека
Выполнил
студент гр. МТ-09-01 ______ Р.Ф. Гарифуллин
Проверил:
д.ф.н., доцент _______ О.А. Беленкова
Уфа 2010
Содержание:
I. Введение....................................................................................................... 3
II. Основные этапы жизни Г.В.Ф. Гегеля....................................................... 4
III. Проблема мирового разума в философии Гегеля................................... 6
IV. Метод познания по Гегелю....................................................................... 8
V. Принципы в диалектическом характере метода познания....................... 9
VI. Основные черты гегелевской диалектики.............................................. 10
VII. Заключение............................................................................................. 13
VIII. Список использованной литературы................................................... 14
I. Введение
Гегель Георг Вильгельм Фридрих — немецкий философ, создатель философской системы, являющейся не только завершающим звеном в развитии немецкой критической философии, но и одной из последних всеобъемлющих систем классического новоевропейского рационализма.
Гегель разработал теорию диалектики на основе философии абсолютного (объективного) идеализма. Благодаря энциклопедичности и искусству систематизации Гегель сумел переработать и обобщить в рамках своего учения чуть ли не весь массив современного ему человеческого знания, уделяя всегда первостепенное внимание историческому знанию и проблемам истории человеческого духа.
Гегель не подвергает критике достижения прошлого, а развивает и обобщает концепции всех предшествовавших античных и европейских философов от представителей ионийской натурфилософии до Канта, подводя итог двухтысячелетней истории философии. Гегель считает свою систему абсолютной, претендует на последнее слово в истории, и его претензии не являются беспочвенными. С идеями Гегеля можно поспорить, но игнорировать почти невозможно. Основное достижение Гегеля - это создание на объективно-идеалистической основе систематической теории диалектики.
Гегель относится к тому разряду гениальных и великих философов, которые своей целью ставят создание такой философской системы, такой философской теории, которая бы охватывала вне нас существующий мир как целое, как развивающуюся на своей собственной основе систему. Он видит задачу философии в том, чтобы «выявлять во всем конечном бесконечность и требовать усовершенствования конечного посредством разума». Под конечным в данном случае Гегель понимает наличествующую предметную реальность, в которой живет и действует человек. Для того, чтобы решить такую сложную задачу, необходимо создать систему категорий и понятий, которая в подробностях схватывает эту взаимосвязь конечного и бесконечного.
II. Основные этапы жизни Г.В.Ф. Гегеля
Гегель Георг Вильгельм Фридрих родился в Штутгарте 27 августа 1770 года. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788–1793, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином в период учебы сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Канта, а также на поэтические и эстетические произведения Шиллера. С 1793 по 1800 Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне и во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 сделал первый набросок будущей философской системы.
После смерти отца в 1799 Гегель получил наследство, которое позволило ему отказаться от учительствования и вступить на академическую деятельность. Он представил в Йенский университет вначале тезисы, а затем и саму диссертацию «Планетные орбиты» и в 1801 получил разрешение читать лекции. В 1805–1807 Гегель стал профессором на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике, хотя они и не пользовались большим успехом. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал «Критический журнал философии», в котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, «Феноменологию духа», после опубликования которой отношения с Шеллингом были разорваны. В труде представлено движение сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.
Не дождавшись опубликования Феноменологии, Гегель покинул Йену. Он оставил должность в университете, какое-то время редактировал «Бамбергскую газету», но меньше чем через два года отказался от нее и в 1808 получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет работы дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук, а также некоторые другие дисциплины. В 1811 он женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской системы – Наука логики (1812–1816).
В 1816 Гегель возобновил университетскую карьеру, получив приглашение в Гейдельберг. В Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник Энциклопедия философских наук (1817), по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818 Гегель был приглашен в Берлинский университет на место, которое когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте.
Первые лекции в Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но и из других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине. Последней опубликованной работой Гегеля была «Философия права», вышедшая в свет в Берлине в 1820.
III. Проблема мирового разума в философии Гегеля
По словам Вл. Соловьева, Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего. У Гегеля же, напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других — природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в ее неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Кантовской «вещи в себе» он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель, усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это — деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель — в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа:
· пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики);
· развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории);
· развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа).
На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Эта позиция Гегеля отражает его панлогизм (от греч. рап — все и logos — мысль, слово), восходящий к Спинозе и тесно связанный с признанием бытия Бога. По словам Гегеля, «половинчатая философия отделяет от Бога, истинная же философия приводит к Богу». Дух Бога, по Гегелю, не есть дух над звездами, за пределами мира, но Бог присутствует вездесущно. В своих трудах Гегель выступает как биограф мирового духа. Его философия не претендовала на предвидение того, что предпримет в будущем этот дух: о его, действиях можно узнать лишь после их свершения. Философия не в состоянии предвидеть будущее.
Огромная заслуга Гегеля заключается в установлении в философии и общем сознании истинных и плодотворных понятий: процесса, развития, истории. Все находится в процессе — не существует никаких безусловных границ между различными формами бытия, нет ничего отдельного, не связанного со всем. Философия и наука приобрели во всех сферах генетический и сравнительный методы.
Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью — самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно, т.е. система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью — самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. По Гегелю, его философская система — высшее откровение человеческого и божественного духа, последнее и окончательное слово всемирной истории философии.
IV. Метод познания по Гегелю
Метод познания, отмечает Гегель, есть «единственная и абсолютная сила разума», стремящегося к познанию вне его существующего объективного мира и познание самого себя». Метод есть система понятий, которая становится орудием познающего разума (познающего субъекта), для производства знания о бытие и развитии всего существующего. Он (метод) должен быть неограниченно-всеобщим, «совершенно бесконечной силой, которой никакой объект не может оказывать сопротивление, не может иметь другой природы по отношению к методу и не быть проникнут им.
Метод как система движущихся понятий есть душа познания. Он собственный метод «любого дела», как такового, ибо его деятельность заключается в понятии. В этом состоит и более истинный смысл всеобщности метода». В этом движении понятий отражается (воспроизводится) само движение объективного мира. В силу этого «метод есть само это знание, для которого понятие дано «как орудие и средство познающей деятельности, который отличается от самой деятельности», но составляет ее собственную сущность.
V. Принципы в диалектическом характере метода познания
Гегель подчеркивает диалектический характер такого метода познания, который предполагает соблюдение определенных принципов в процессе познания. Отметим их.
1. Все существующее нужно рассматривать в развитии и саморазвитии.
2. Все существующее есть противоречивое единство, «целокупность», по выражению Гегеля. А противоречие есть источник всякого движения, развития и саморазвития.
3. Во всем существующем необходимо находить связь, взаимосвязь между конкретными явлениями, составляющими содержание всего существующего (всеобщего). Только через связь с другим конкретное явление (предмет) проявляет и утверждает свою подлинную реальность (диалектика единичного, особенного, всеобщего).
4. Всякое развитие необходимо рассматривать как процесс самоотрицания предыдущего состояния и в то же время сохранения определенности своей сущности, хотя и измененной.
5. Всякое развитие есть процесс все более богатого проявления предметами, объектами своего содержания. В чем и выражается, по Гегелю, прогрессивность всякого развития.
VI. Основные черты гегелевской диалектики
Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля, который был великим представителем объективного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей.
В первой части своей системы - в «Науке логики» - Гегель изображает мировой дух (называемый им абсолютной идеей) таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным.
Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в «Философии природы». Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи.
Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - Философию духа. Здесь абсолютная идея становится по Гегелю абсолютным духом. Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.
Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики.
Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме:
- утверждение, или полагание (тезис);
- отрицание этого утверждения (антитезис);
- отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез);
В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве.
Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого
Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно:
· переход количества в качество;
· противоречие как источник развития;
· отрицание отрицания.
В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии. Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том, что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени.
В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Так система Гегеля возобладала над его методом.
Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития.
Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектико-материалистической философии.
VII. Заключение
Гегель оказал громадное влияние на философию 19 века. Многочисленные ученики и последователи разделились на «правое», «левое» и «ортодоксальное» (К. Михлет, К. Розенкранц) гегельянство. Правые гегельянцы (К. Гешель, Г. Хинрикс) предлагали теологическую интерпретацию философии Гегеля, левые (А. Руге, Б. Бауэр и др.) радикализировали идеи учителя, порой давая им атеистическое или даже революционное истолкование. В недрах левого гегельянства возникло широкое движение «младогегельянцев», вобравшего в себя философские учения Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса и других философов. Согласно известной, хотя и небесспорной формуле, Фейербах «перевернул Гегеля с головы на ноги», лишив самостоятельного существования его «абсолютную идею» и объявив Бога проекцией человеческой сущности. Марксисты же считали реформированную гегелевскую философию одним из важнейших источников новой идеологии рабочего класса. Знаменитый тезис Гегеля «действительное разумно, разумное действительно» был истолкован ими в смысле необходимости сознательного преобразования мира. В конце 19 — начале 20 веков возникает неогегельянство, отзвуки которого слышны и по сей день в неомарксизме, герменевтике и других философских направлениях.
VIII. Список использованной литературы
1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2001. – 736 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ»., 2000. – 608 с.
3. Фролов И. Т. Введение в философию ( Учеб. пособие для вузов). – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
4. Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. – ТОО ТК Петрополис, Санкт-Петербург, 1997. - 880 с.
5. Губин В.Д. Философия: Учебное пособие. – М.:Гардарики,2001.
6. Канке В.А. Философия: Учебник. – М.: «Логос», 1996.-320 с.
Философские категории, затронутые в реферате
Развитие – определенное, направленное, необратимое изменение объекта: от старого к новому, от простого к сложному, от низшего уровня к высшему. Развитие необратимо: через одно и то же состояние все проходит лишь однажды. Возможен как прогресс, так и регресс.
Категория бытия – исходное понятие, сформированное на основании осознания человека, что мир существует реально и этот мир определяет возможности существования самого человека. В широком смысле бытие – это все сущее, все мироздание (вселенная), в узком – бытие служит для обозначения реальных объектов.
Связь – это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении.
Движение – проявление взаимодействия между отдельными телами, объектами, процессами или их сторонами.
Качество – целостная характеристика функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия, а также сходства с другими объектами.
Количество – внешнее формальное отношение предметов или их частей, а также свойств, связей.
Диалектическое отрицание – отрицание старых качеств с сохранением некоторых из них с целью развития новых.