Финансовая политика России на современном этапе развития в условиях кризиса
СОДЕРЖАНИЕ: КАБАРДИНО – БАЛКАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСАКАБАРДИНО – БАЛКАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:«ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА »
Выполнила: студентка 4 курса 2 группы ГиМУ
Шаваева Н.О.
Проверила:
Маржохова М.А.
Нальчик 2010
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Содержание, значение и задачи финансовой политики……………....4
1.1. Финансовая стратегия и тактика…………………………………...5
1.2. Бюджетная политика России в современных условиях………….8
1.3. Налоговая политика………………………………………………..11
Глава II. Механизм реализации финансовой политики
2.1. Значение правового оформления финансовой политики………….13
2.2. Цели государственной финансовой политики……………………...15
2.3. Анализ проводимой финансовой политики на примере Министерства
здравоохранения и социального развития………………………….18
2.4. Недостатки финансовой политики…………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………….40
Введение.
Данная тема является наиболее актуальной в связи со сложившейся кризисной ситуацией в стране, так как финансовая политика – это один из наиболее важных рычагов воздействия на общее состояние развития страны и активность её на мировой арене.
Целью работы является исследование процесса государственной политики в области социально – экономического развития России, изучение теоретических и практических аспектов финансовой политики России. Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы финансовой политики государства;
- провести анализ финансовой политики России;
- дать рекомендации по совершенствованию финансовой политики России.
Объектом исследования является современная ситуация в стране, которая свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в реформировании отношений собственности, вертикали федеративного устройства, институциональных преобразованиях и достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе. Повышение качества жизни граждан является ключевым вопросом государственной политики. Проведение финансовой политики затрагивает материальные интересы почти каждого члена нашего общества, ущемление которых вызывает серьезные негативные политические, социальные и экономические последствия, способные расшатать основы общества. От эффективности и надежности финансовой политики в значительной степени зависит успех в преодолении финансово - экономического кризиса, снижении инфляции и росте финансовой стабилизации. Изучение и анализ недостатков финансовой политики РФ может помочь современным финансистам в построении более совершенной финансовой системы России.
Глава 1.
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе её выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы.
Финансовая политика есть материализованная в финансовые решения и в практику, осознанная государством и обществом, предприятиями и фирмами необходимость роста благосостояния общественного и частного капитала. Делается это через объективно присущую финансам функцию распределения и перераспределения вновь создаваемой стоимости, выраженной в денежной форме.
Содержание финансовой политики заключается в следующих звеньях:
- выработка научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состоянии развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
- осуществление практических действий , направленных на достижение поставленных целей.
Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, то есть ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем нереалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства.
Одним из элементов макроэкономической политики является государственная финансовая политика. В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово – экономического кризиса, стабилизацию социально – экономической ситуации в стране. Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.
1.1.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.
Финансовая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у неё специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других – оно тормозится. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развала общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства.
Своевременное изменение финансовой политики на основе учета особенностей текущего момента, назревших потребностей экономического развития дает возможность в более короткий срок и с меньшими издержками решить стоящие перед страной задачи. Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении, то есть согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики – финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.
Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана присущими ей специфическими способами и методами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. Многовариантность расчетов, учет множества факторов, использование метода «наложения» финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики требуют широкого использования математического моделирования, электронно – вычислительной техники. Необходимым условием является также наличие обширной, достоверной информации о состоянии дел в экономической и социальной сферах. Учитывая сложность разработки политики, приходится рассматривать разнообразные, нередко противоречивые тенденции экономического развития, использовать различные способы изучения экономических процессов и явлений, применять выводы теории к конкретным жизненным обстоятельствам, классики политической экономии определяли политику как искусство.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить вышеперечисленные задачи.
Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.
1.2.
Бюджетная политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на экономику путем изменения объема и структуры государственных расходов, налогообложения и государственной собственности, которые в совокупности являются инструментами ее проведения. Сама же бюджетная политика, основные параметры которой находят свое отражение в бюджете, выступает как инструмент управления государственными финансами. В первую очередь при определении институциональных основ бюджетной политики должно быть сформировано представление о возлагаемых на государство обязанностях, исходя из этих обязанностей формируются расходы, а величина необходимых расходов позволяет определить требуемые доходы. Функции государства должны быть четко структурированы и законодательно закреплены. При этом определение величины налогового бремени при проведении бюджетной политики должно основываться не только на современных налоговых теориях, но и отражать качество выполнения государством своих функций. Неясность в вопросе о возложенных на государство функциях создает благоприятную среду для размывания финансового потенциала государства, разрастания бюрократического аппарата и расходования средств на удовлетворение мнимых потребностей, при том что реальные потребности игнорируются.
Основу бюджетной политики составляют стратегические направления, определяющие перспективы формирования и использования финансовых ресурсов с целью решения главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики. Поэтому рассмотрение государства в качестве субъекта финансовых отношений предполагает прежде всего концентрацию внимания именно на финансовых ресурсах, которыми оно распоряжается с целью выполнения возложенных на него функций. Приоритеты бюджетной политики как инструмента управления национальной экономикой не оставались постоянными. Они менялись вместе с развитием бюджетных систем, изменением внешних экономических условий и ростом отрицательных эффектов чрезмерного роста государственного вмешательства в их экономику. Государственные финансы как механизм, нацеленный на устранение или смягчение провалов рынка, так же далек от совершенства. В этом отношении важную роль играет анализ издержек и выгод рациональности различных государственных программ и проектов. Однако осуществить их адекватную оценку на основе формализованных процедур соизмерения затрат и результатов крайне сложно, так как издержки и выгоды оцениваются с позиций не индивида, а всего общества. Понимание бюджетной политики как процесса обмена между индивидами и государством, при котором каждый стремится к достижению своих целей, соглашаясь платить налоги в обмен на необходимые общественные блага, имеет принципиально важное значение при выработке конкретных решений в бюджетно-налоговой сфере. В таком понимании бюджетная политика базируется на компромиссе финансовых интересов всех участников воспроизводственного процесса и становится активным инструментом укрепления экономического потенциала страны. Доходы, которые собирает государство через налоги, являются вознаграждением за предоставление благ, которые в данных условиях наилучшим образом может предоставить именно государство. Данная интерпретация бюджетной политики является теоретическим фундаментом для обоснования значимости проблем нахождения правильного для данных условий соотношения роли рынка и государства, а также разработки системы критериев эффективности расходования государственных средств. Конечной целью бюджетной политики является обеспечение конкурентоспособности национальной экономики, что, в свою очередь, предусматривает стимулирование экономического роста, формирование эффективных рыночных институтов, достижение высокого уровня занятости и благосостояния населения, антиинфляционное регулирование. Социально-экономическая результативность бюджетной политики характеризует соответствие общественных расходов и их результатов тем целям, которые преследует государство, регулируя социально-экономические процессы. Данные цели не всегда совместимы друг с другом и носят порой противоречивый характер. Это явление часто иллюстрируется «кривой Филипса», которая показывает, что одновременно с сокращением безработицы происходит рост инфляции, а снижение последней сопровождается ростом безработицы. Таким образом, полное и одновременное достижение всех целей бюджетной политики, как и экономической политики в целом, является трудновыполнимой задачей. Поэтому в зависимости от конкретной ситуации бюджетная политика ориентирована на улучшение тех или иных макроэкономических показателей. Согласованность бюджетной и денежной политики обеспечивает результативность государственного регулирования, напротив ее отсутствие неизбежно приводит к кризисным явлениям. Инструменты бюджетной и денежной политики дополняют друг друга, составляя единую систему инструментов государственного воздействия на экономику, поэтому во многих случаях сложно провести четкую грань между ними. Согласованность денежной и бюджетной политики достигается посредством взаимодействия Правительства, Центрального банка и Парламента. Бюджетная политика государства в сочетании с денежной призвана обеспечить формированиеблагоприятных условий социально-экономического развития в России.
Политика предшествующих лет позволила заблаговременно создать ряд инструментов и резервов, необходимых для того, чтобы существенно смягчить воздействие на российскую экономику мирового финансового кризиса. Была заложена и хорошая основа для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере. В 2009 году ожидался значительный спад ВВП, более глубокий по сравнению с первоначальными прогнозами. Перспективы восстановления положительного роста ВВП в 2010 году остаются неопределенными. Высок уровень числа безработных, медленно снижается инфляция, впервые за десятилетие прогнозируется снижение реального уровня доходов граждан. Резкое падение государственных доходов в условиях мирового финансового кризиса заставило скорректировать бюджет на текущий год. Впервые за последние десять лет расходы бюджета будут выше доходов. Дефицит федерального бюджета составит не менее 7 процентов ВВП. Накопленные резервы позволили продолжить устойчивое выполнение социальных обязательств, минимизировать сокращение государственного спроса по ряду направлений и заложить возможность осуществления расходов на реализацию антикризисной программы. Общие расходы федерального бюджета превысят ранее запланированный уровень.
1.3.
Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач – модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы. Структура и уровень налогообложения должны минимизировать искажающее и оказывать позитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия для развития предпринимательской. В 2009–2011 годах должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы. По словам президента РФ в Бюджетном Послании, «Начиная с 2010 года необходимо увеличить в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения, с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей в год. Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010–2012 годах по сравнению с 2009 годом. Необходимо ввести среднесрочные «потолки» бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, с тем чтобы отвечающие за них министерства были заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте их эффективности при реструктуризации действующих обязательств. В период экономического кризиса особо важное значение приобретает мониторинг финансового состояния субъектов Российской Федерации, выполнения ими расходных обязательств, в первую очередь мониторинг своевременности и полноты выплат заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам, состояния кредиторской задолженности по этим обязательствам. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны осуществить оптимизацию расходов, принять все меры по мобилизации доходов и сокращению дефицита».
Глава II
2.1.
Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль финансового права значительно возрастает и в связи с переходом в нашей стране от административно-командной системы управления крыночной. Кроме того, кардинальное изменение государственного устройства, построение федеративных отношений между органами власти непосредственно влияют на состав финансовой системы нашего государства, что диктует необходимость переосмысления ранее существовавших юридических норм, регулирующих финансовые отношения, и создания нового финансового законодательства.
Установление и применение к финансовым отношениям соответствующих новым условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил организации этих отношений, позволяет эффективно управлять финансами органов власти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы субъектов финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисциплину.
В настоящее время знание правовых основ функционирования финансов на всех уровнях управления позволяет финансовым работникам грамотно и эффективно управлять системой финансовых отношений как в рамках отдельной организации, так и на государственном и муниципальном уровнях. Используя правовые нормы, органы государственной власти и местного самоуправления регулируют развитие отраслей экономики, обеспечивают ее стабильность и рост, сглаживают и устраняют негативные тенденции в ее развитии, воздействуют на объем и структуру финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования. В свою очередь необходимость реализации целей и задач финансовой политики, проводимой государством, стимулирует дальнейшее развитие содержательной части финансового права. Именно финансовая политика определяет вопросы разработки соответствующих финансово-правовых актов для ее реализации, состав правовых норм, которые они должны содержать, финансовые льготы и санкции, которые должны применяться в ходе управления финансами. Применение норм права для субъектов хозяйствования означает определенный порядок формирования их уставного (складочного) капитала, формирования и распределения прибыли, налогообложения, реализации амортизационной и инвестиционной политики, управления имуществом и решения других вопросов финансово-хозяйственной деятельности. В ходе использования правовых норм в процессе управления финансами проявляется их «императивный» характер, под которым понимается активная практическая деятельность государства по организации финансовых отношений, разработке форм их проявления и использования. В результате этой деятельности субъекты права не могут по своему усмотрению и по собственной инициативе приобретать финансовые права и обязанности, определять их содержание, а также реализовывать их.
Финансовое право тесно связано с другими отраслями права: часть финансовых отношений регулируется нормами гражданского права (например, вопросы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов организаций различных организационно-правовых форм, распределения финансовых полномочий между участниками организации, состава государственной и муниципальной казны и проч.) и административного права (административные штрафы). Поэтому неверно утверждать, что финансовое право регулирует все существующие в обществе финансовые отношения .
Таким образом, финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования, необходимых для реализации возложенных на них функций и выполнения стоящих перед ними задач.
Следует отметить, что предметом финансового права являются финансовые отношения, связанные с функционированием как бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления и бюджетов государственных внебюджетных фондов, так и денежных фондов субъектов хозяйствования, а также отношения, в которых государство и муниципальные образования участия не принимают, но которые влекут увеличение имущественной основы налогообложения, препятствуют сокрытию доходов и легализации части доходов, полученных противоправным путем.
2.2.
Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Задачами финансовой политики является:
1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Элементы финансового механизма:
- формы финансовых ресурсов;
- методы их формирования;
- система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
- организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Целями финансовой политики могут являться:
- политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики
- экономические цели, т.е. достижение целей в области экономикина различном уровне
- социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).
Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:
- мировом
- региональном
- национальном
- на уровне отдельных регионов внутри страны
- на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)
- отдельного предпринимателя
- на уровне отдельного домохозяйства
В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:
- бюджетная политика
- налоговая политика
- таможенная политика
- денежно - кредитная политика
- инвестиционная политика
Финансовая политика является частью общей экономической политики.
2.3.
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2007 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» общий объем расходных обязательств в 2007 году составил 309492,5 млн. рублей; в том числе:
- Минздравсоцразвития России – 9154,3 млн. рублей;
- Роспотребнадзор – 15458,6 млн. рублей;
- Росздравнадзор – 6176,8 млн. рублей;
- Роструд – 47008,2 млн. рублей;
- Росздрав – 182994,6 млн. рублей;
- Росмедтехнологии – 22048,2 млн. рублей;
- ФМБА – 11091,5 млн. рублей;
- РАМН – 15560,3 млн. рублей.
С учетом Федеральных законов от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и от 23 ноября 2007 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», а также предельных объемов финансирования и расходов инвестиционного характера на 2008-2010 годы (письма Минфина России от 2 апреля 2007 г. № 02-02-14/778 и от 21 апреля 2007г. № 01-02-01/02-660) общий объем расходных обязательств составил:
2008 г . | 2009 г . | 2010 г . | |
1. Минздравсоцразвития России | 4689,8 | 2823,6 | 2345,0 |
2. Роспотребнадзор | 16667,0 | 18418,5 | 21338,3 |
3. Росздравнадзор | 5743,9 | 3564,8 | 3598,8 |
4. Роструд | 43228,5 | 45764,8 | 44720,1 |
5. Росздрав | 101687,6 | 124409,3 | 120240,1 |
6. Росмедтехнологии | 41504,4 | 46530,7 | 46958,5 |
7. ФМБА | 13525,9 | 13544,0 | 14154,5 |
8. РАМН | 12476,0 | 13044,2 | 15107,4 |
Итого: | 239523,1 | 268099,9 | 268462,7 |
9. в том числе, национальный проект в сфере здравоохранения |
67070,0 | 76164,4 | - |
Объем планируемых доходов (платежей в федеральный бюджет) Министерства, включая подведомственные органы исполнительной власти, государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия составил в 2007 году 42189,7 млн. рублей, в 2008 году – 41665,4 млн. рублей, в 2009 году – 44035,5 млн. рублей, в 2010 году составит – 46861,3 млн. рублей.
Для характеристики результатов деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации применяются различные показатели, учитывающие специфику отдельных функций, выполняемых Министерством. Распределение бюджета Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по целям, задачам и программам осуществлялось на основании определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации приоритетных направлений развития государства.
В 2007 году из общего объема расходных обязательств 309492,5 млн. рублей распределено по целям и задачам 303346,2 млн. рублей (98,0%), в том числе по программам – по национальному проекту в сфере здравоохранения – 81187,8 млн. рублей (26,2%), по другим программам – 5879,5 млн. рублей (1,9%). Не распределены по целям и задачам 1667,4 млн. рублей (0,5%) – расходы на руководство и управление в сфере установленных функций по центральному аппарату Министерства, подведомственных федеральных агентств и федеральных служб, РАМН.
В 2008 году из общего объема расходных обязательств 239523,1 млн. рублей распределено по целям и задачам 236576,6 млн. рублей (98,8%), в том числе по программам - по национальному проекту в сфере здравоохранения – 67070,0 млн. рублей (28,0%), по другим программам – 6744,5млн. рублей (2,8%). Не распределены по целям и задачам 1691,1 млн. рублей (0,7%) – расходы на руководство и управление в сфере установленных функций по центральному аппарату Министерства, подведомственных федеральных агентств и федеральных служб, РАМН.
Диаграмма 1.
В 2009 году из общего объема расходных обязательств 268099,9 млн. рублей распределено по целям и задачам 265018,6 млн. рублей (98,8%), в том числе по программам - по национальному проекту в сфере здравоохранения – 76164,4 млн. рублей (28,4%), по другим программам – 6219,4 млн. рублей (2,3%). Не распределены по целям и задачам 1782,8 млн. рублей (0,7%) – расходы на руководство и управление в сфере установленных функций по центральному аппарату Министерства, подведомственных федеральных агентств и федеральных служб, РАМН.
Диаграмма 2.
В 2010 году из общего объема расходных обязательств 268462,7 млн. рублей распределено по целям и задачам 265400,5 млн. рублей (98,9%), в том числе по программам – 11025,7 млн. рублей (4,1%). Не распределены по целям и задачам 1925,5 млн. рублей (0,7%) – расходы на руководство и управление в сфере установленных функций по центральному аппарату Министерства, подведомственных федеральных агентств и федеральных служб, РАМН.
Диаграмма 3.
Министерство планирует в 2008-2010 годах улучшить систему прогнозирования, оценки и учета показателей работы отрасли. Министерством решается задача улучшения показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, включение в них социальных параметров, влияющих на повышение уровня и качество жизни населения. На среднесрочную перспективу предлагается прогнозировать показатели денежных доходов населения, оплаты труда работников бюджетной сферы, размеров пенсий и важнейших социальных пособий, минимального размера оплаты труда, соотношения заработной платы и пенсий с величиной прожиточного минимума. Ставится задача провести работу по расширению перечня и уточнению статистических показателей, характеризующих состояние социальной сферы и по проведению мониторинговых обследований уровня и качества жизни населения Российской Федерации с тем, чтобы более точно оценить результаты проводимых социальных мероприятий.
2.4.
Сегодня Россия переживает трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере финансов. Недостатки финансовой политики государства сдерживают экономическое и социальное развитие РФ. К ним относятся:
- догматический (нетворческий) характер финансовой политики, её неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;
- недостатки стратегических разработок;
-отсутствие стратегических разработок;
- проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий;
- отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике и нарушение сбалансированности государственного бюджета РФ;
- остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.
Финансовая политика государства не может быть плохой или хорошей, но может быть эффективной или нет, и оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества, и насколько способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Стремление различных партий выполнить «наказы» своих избирателей любой ценой, повышение расходов на государственный аппарат, бесперспективные решения правительства, - всё это негативно сказывается на объективности финансовой политики.
В российской финансовой политике государства нарушаются общие принципы её организации и последовательность их применения, наблюдается неадекватность рассчитанных налоговых поступлений в госбюджет. Рациональное изъятие денежных средств, в пользу государства, - основная проблема, стоящая перед Правительством, главной причиной которой является прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство налогоплательщиками своих доходов. Дефицит государственного бюджета является главной трудностью для соблюдения общих принципов. Поэтому невозможно проследить четкое использование доходов и расходов бюджета, как для стимулирования роста ВНП, так и макроэкономического регулирования и получения мультипликативного эффекта.
Таким образом, ситуация с финансовой политикой государства характеризуется большой сложностью.
Рецессия и депрессия 2009 года
Рис. 1. График годового изменения реального ВВП России 1991—2009 (прогноз)
Исходя из сделанных 19 января в Гонкоге заявлений заместителя Председателя Правительства РФ Алексея Кудрина, журналист «Независимая газета» Михаил Сергеев делал вывод, что в 2009 году Россию ждёт стагфляция: сочетание спада при сохранении высокой инфляции, и что правительство смирилось с неизбежностью подобного негативного сценария.
Во второй половине января 2009 года были обнародованы новые расчёты Минэкономразвития РФ, согласно которым ВВП России в 2009 году снизится на 0,2 % (вместо роста на 2,4 % по предыдущему прогнозу); прогноз падения промпроизводства в 2009 году был увеличен до 5,7 % (против снижения на 3,2 % по предыдущему прогнозу); инвестиции в основной капитал в 2009 году снизятся на 1,7 % (против ранее ожидавшегося роста на 1,4 %). Обнародованный в конце января 2009 года прогноз Международного валютного фонда резко ухудшил прогноз развития экономики России и мира: объём российского ВВП, по расчётам МВФ, упадёт на 0,7 %, а не на 0,2 %. Минэкономразвития скорректировало прогноз на 2009 год до минус 2,2 % ВВП, минус 7,4 % по промышленности и примерно минус 14 % по инвестициям, оставив прогноз по цене нефти прежним — 41 доллар за баррель. Впервые с сентября 1999 года в феврале товарооборот в рознице снизился на 2,4 %.
По данным журнала Forbes, с мая 2008 года по февраль 2009 года число российских долларовых миллиардеров сократилось со 110 до 32 человек, а их общее состояние уменьшилось почти в 5 раз.
24 марта 2009 г. заместитель Председателя Правительства и министр финансов Алексей Кудрин на расширенной коллегии Минэкономразвития РФ заявил, что ожидает вторую волну проблем в финансовой системе, связанную с невозвратом кредитов в реальной сфере экономики, и снижение цен на нефть. Это заявление вызвало падение российских фондовых индексов. Опубликованный 22 апреля прогноз Международного валютного фонда (МВФ) (предыдущий был в январе) скорректировал показатели спада для России до 6 % в 2009 году. 15 мая Росстат сообщил, что ВВП РФ в I квартале 2009г снизился по сравнению с IV кварталом 2008г на 23,2 % в номинальном выражении; в реальном же выражении — на 35 %, половину которых можно отнести к сезонным факторам.
«Независимая газета» писала, что по итогам первого полугодия 2009 года «Россия стала безусловным лидером среди крупных стран по относительным темпам падения экономики по сравнению с докризисным периодом» . Согласно данным Росстата в начале августа 2009 года, по итогам второго квартала ВВП России вырос на 7,5 % по отношению к первому кварталу; по сравнению с тем же периодом прошлого года показатели — отрицательные: минус 10,9 процента; 24 августа Клепач заявил об окончании рецессии. 30 декабря 2009 года В. В. Путин заявил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена.
В 2009 году индекс потребительских цен в России повысился на 8,8 %, это самый низкий показатель инфляции в новейшей истории России. По данным доклада Росстата, обнародованным в феврале 2010 года, падение российского ВВП в 2009 году составило 7,9 %, что явилось наихудшим результатом среди стран «восьмерки» в 2009 году.
Согласно данным, опубликованным 11 марта 2010 года журналом Forbes, число миллиардеров за 2009 год в России почти удвоилось, увеличившись с 32 до 62 человек, что эксперты объясняли ростом цен на нефть и ростом фондовых рынков — в том числе и за счёт антикризисных вливаний российского правительства. До кризиса число российских миллиардеров, по данным Forbes, превышало 100 человек.
В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство. В апреле 2010 года на выступлении в Госдуме с отчетом правительства о работе в 2009 году, премьер-министр РФ В. В. Путин заявил, что экономика России вышла из продолжительной рецессии и начала свое восстановление: «Рецессия в нашей экономике закончилась. Более того, у нас очень хорошие стали стартовые условия для дальнейшего движения вперед. Это не значит, что кризис закончился, но рецессия закончилась».
Фондовый рынок
Рис 2. Российский фондовый индекс ММВБ в сравнении c американским индексом DЛА в процентах от значений апреля 2008 года
В октябре 2008 года произошло очередное, рекордное за всю историю российского рынка акций, падение индекса РТС (за день на 19,1 % — до 866,39 пункта; в Лондоне, где торги не останавливались, российские «голубые фишки» подешевели на 30—50 %). С начала августа по начало октября 2008 года капитализация российского фондового рынка снизилась на 51,7 %, в то время как капитализация фондовых рынков развивающихся стран в целом упала на 25,4 %. 8октября 2008 года индекс ММВБ упал при открытии на 13 %, через полчаса падение составило 14,35 %: индекс опустился до отметки 637,87 пункта. Торги акциями были приостановлены до появления соответствующего решения ФСФР. Торги на РТС, где индекс опустился до отметки 761,63 пункта, были приостановлены на час, но после полудня не возобновились — также до выхода специального распоряжения ФСФР. Торги российскими бумагами — депозитарными расписками на акции — переместились в Лондон. 9 октября 2008 года журналист «Независимой газеты» Сергей Куликов утверждал, что «за последние полгода российский рынок потерял около 70 % капитализации, тогда как остальные страны потеряли около 25 или 30 %», что, по мнению директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, наряду с прочими факторами, объяснялось «перекапитализированностью российского фондового рынка, которая была достигнута к началу текущего года в результате реализации принципа „чем больше капитализация — тем лучше“». В связи с серией приостановок торгов на российских торговых площадках, в октябре 2008 года объём торгов на ММВБ упал более чем наполовину: если в августе среднедневные обороты биржи составляли около 150 млрд рублей, то в октябре они упали до 60 млрд. Индексы на РТС и ММВБ продолжали падение— на фоне максимального роста за свою историю европейских фондовых индексов Dow Jones Stoxx 600, DAX и CAC 40. Индекс РТС снизился на 6,3 %, до 791 пункта; ММВБ — почти на 5 %, до 666 пунктов.
15 октября 2008 года оппозиционный политик и бывший председатель правительства России М. Касьянов заявил: «Стоимость акций некоторых российских предприятий, за которыми стоят реальные активы, ниже, чем стоимость самих этих активов. Поэтому есть основания считать, что рынок практически умер.»
24 октября 2008 года произошло падение российского фондового рынка РФ: индекс РТС потерял 10,63 % и составил 568.87 пункта; российские акции достигли уровня 1997 года. По итогам октября 2008 года российский фондовый рынок продемонстрировал худшие результаты среди всех рынков мира. По итогам рабочей недели РТС и ММВБ стали лидерами падения среди мировых фондовых площадок.
19 января 2009 года российский фондовый рынок испытал сильнейшее падение в 2009 году: индекс РТС потерял 6,2 %, опустившись до отметки 531,66 пункта — минимального уровня с июля 2004 года; индекс ММВБ в валютном выражении потерял 5,4 %. Основной причиной падения стала, по мнению аналитиков, политика управляемой девальвации рубля, проводимая ЦБ РФ. 23 января 2009 года индекс РТС упал на 3,34 %, за неделю потеряв 12 %, до отметки 498,2 пункта — ниже отметки 500 пунктов, самого низкого уровня с 2003 года; капитализация рынка акций опустилась до $305 млрд, что ниже рыночной стоимости одного Газпрома в мае 2008 года ($365,7 млрд); индекс ММВБ по итогам торгов снизился на 0,71 %, до 553,62 пункта. Акции Сбербанка снизились до исторических минимумов, потеряв на ММВБ 2,88 % и опустившись до минимальной отметки 15,2 руб за акцию, что ниже цены размещения в марте 2007 года на 82,92 %.
Есть положительный момент. По итогам 2009 года российский фондовый рынок оказался мировым лидером роста, индекс РТС вырос в 2,3 раза. 12 марта 2010 года «Независимая газета» отмечала, что российскому фондовому рынку удалось отыграть большую часть падения, произошедшего в начале мирового финансового кризиса. По мнению «Независимой газеты», это произошло благодаря осуществлённой российским правительством антикризисной программе.
Валютный рынок
Рис. 3.Динамика курса доллара США к российскому рублю
24 октября 2008 года, в пятницу, сообщалось, что Центробанк РФ за минувшую неделю мог потратить около 13 млрд долларов из золотовалютных резервов на валютные интервенции с целью не допустить падения рубля к бивалютной корзине. Газета «Ведомости» от 30 октября утверждала, что средства, которые правительство и ЦБ направляют в адрес банков, последние тратят в значительной мере на покупку валюты, «провоцируя ослабление рубля и заставляя население панически скупать доллары, ещё больше понижая стоимость национальной валюты». В конце октября 2008 сообщалось, что за неделю по 24 октября резервы Центробанка уменьшились на $31 млрд до $484,7 млрд; за четыре недели они упали на $78,1 млрд, что было вызвано курсовой переоценкой резервов (за счёт падения курса евро к доллару) и валютными интервенциями ЦБ. Утром 11 ноября 2008 года на ММВБ произошло значительное снижение курса рубля по отношению к бивалютной корзине.
Редакционная статья в газете «Ведомости» от 13 ноября 2008 года писала, что население и рыночные игроки восприняли слова председателя ЦБ, сказанные им 10 ноября (о «повышении гибкости валютного курса с некоторой тенденцией к ослаблению рубля»), «как сигнал к действию: теперь даже самые стойкие сторонники рубля запасаются долларами». Председатель ЦБ С.Игнатьев сообщил Госдуме: «На 1 ноября 2008 года объём золотовалютных резервов в Российской Федерации составил 484,6 миллиарда долларов США. За сентябрь и октябрь золотовалютные резервы снизились на 97,6 миллиарда долларов.» Из названной суммы 57,5 миллиарда долларов были потрачены на валютном рынке с целью поддержания курса рубля.
После очередного снижения курса рубля 5 декабря 2008 года относительно бивалютной корзины на 1 %, что связывалось с удешевлением основой статьи российского экспорта — нефти (цены на марку Urals 5 декабря снизились до четырехлетнего минимума — $36 за баррель), участники рынка ожидали от ЦБ более резкой девальвации уже в начале 2009 года.
Действия руководства страны.
В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 1089 млрд рублей (2,6 % ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд рублей.
Меры по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008 году:
- субординированные кредиты — 450 млрд рублей;
- рекапитализация и другие меры прямой поддержки — 335 млрд рублей;
- рекапитализацияАгенства по страхованию вкладов — 200 млрд рублей;
- рекапитализация банков — 75 млрд рублей;
- рекапитализацияАгенства по ипотечному жилищному кредитованию — 60 млрд рублей.
Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:
- меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей — 272 млрд рублей;
- снижение налогового бремени — 220 млрд рублей;
- поддержка отраслей — 52 млрд рублей;
- меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению — 32 млрд рублей;
- приобретение жилья для военнослужащих и для социально уязвимых групп населения — 32 млрд рублей.
На 2009 год было объявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд рублей, из них на укрепление финансового сектора планировалось направить 625 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики — 798,3 млрд рублей, на помощь регионам — 300 млрд рублей, на защиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд рублей.
Стремясь предотвратить кризис ликвидности, в августе Министерство финансов России разместило в коммерческих банках 166 млрд рублей; в сентябре — 763 млрд рублей (лимит повышен до 1,5 трлн рублей); ещё 300 млрд рублей были высвобождены ЦБ посредством снижения требования к резервам банков. В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора». 7 октября 2008 года Президент России Д.Медведев , после совещания с экономическим блоком правительства, сказал, что государство предоставит российским банкам субординированный кредит на сумму до 950 млрд рублей сроком не менее чем на пять лет. Из общей суммы кредита Сбербанк должен был получить до 500 млрд рублей, ВТБ — до 200 млрд рублей, Россельхозбанк — до 25 млрд рублей; оставшиеся 225 млрд смогут получить прочие российские банки при условии, что сумма кредита не будет превышать 15 % уставного капитала банка, а владельцы банка будут готовы внести два рубля своих средств на рубль государственных.
TheFinancialTimesот 10 октября 2008 года отмечала, что накопленные резервные средства России, по мнению экспертов, дают стране преимущество: «Президент Дмитрий Медведев пообещал выделить примерно 20 миллиардов долларов бюджетных средств для интервенции на фондовом рынке с целью покупки акций. Десятки миллиардов долларов из бюджета были также перечислены на счета неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые не в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а ее банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах.»
10 октября 2008 года Государственная дума приняла ряд законопроектов по стабилизации финансовой системы. В частности, поправки разрешают размещать средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством. Член комитета Госдумы по экономической политике Наталья Ермакова выразила мнение, что тем самым «законодатель дает Центробанку еще один сильный инструмент для того, чтобы поддерживать ликвидность». Аналитики, опрошенные журналом «Эксперт», позитивно оценили принятые меры: «Меры, направленные на стабилизацию финансовой системы России, безусловно, улучшат ситуацию в экономике и приведут к тому, что повысится ликвидность финансового рынка в целом, снизится напряженность на рынке межбанковского кредитования, на долговом и фондовом рынках». Также 10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России ) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк), в котором он является председателем Наблюдательного совета. Министр финансов А. Кудрин в Вашингтоне заявил, что будет рассмотрена возможность использовать для поддержания российского фондового рынка и средства пенсионных накоплений; он также сказал, что кризис может продолжаться «более двух лет», а роста российских активов «нужно будет ждать в течение 3—5 лет».
За неделю, прошедшую после заявлений Путина, Медведева и Кудрина, к 17 октября 2008 года индекс РТС упал на 21 %. В целом за пять месяцев индекс РТС потерял более 73 %, опустившись с 2487,92 пункта 19 мая 2008 года до 667,62 пункта 17 октября 2008 года.
13 октября 2008 года Президент Медведев подписал пакет законов, ранее принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации; Д. Медведев отметил на встрече с помощником Президента А.Дворковичем, что законы касаются «одного вопроса: обеспечения стабилизации на нашем финансовом рынке — имея в виду, естественно, те очень сложные процессы, которые сегодня происходят на международных финансовых рынках, нашу зависимость от этих процессов и необходимость предотвратить наиболее сложные последствия для нашей страны. Правительство сейчас приступит к реализации этих законов.» Дворкович, со своей стороны, сказал, что для «начала размещения средств Фонда национального благосостояния на внутреннем финансовом рынке» будет достаточно акта Правительства, проект которого «подготовлен».
ВЭБ уже под обеспечение кредита забирает в залог акции российских предприятий, что создаёт «риск национализации» и передела собственности. Газета Ведомости в своей редакционной статье от 23 октября 2008 года обнародовала: «Государство, долго не раздумывая, кинулось спасать бизнесменов. Объём государственной помощи приближается к 6 трлн руб. — это ненамного уступает расходам недавно уточнённого бюджета России на 2008 г. (6,75 трлн руб.). Вроде бы то же самое сейчас делают все правительства, у которых есть хоть какие-нибудь денежные запасы. Но с принципиальным отличием: они на государственные средства спасают систему, поддерживая ее там, где кризис прорвал оборону, а мы спасаем конкретный бизнес конкретных людей». Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки в федеральный бюджет на 2008—2010 годы, которые увеличивают финансирование по отдельным антикризисным направлениям; также были приняты законы, расширяющие полномочия Банка России, позволяя ему идти на «спецмеры» по скупке кризисных банков и оперировать не только государственными ценными бумагами, но и осуществлять куплю-продажу корпоративных ценных бумаг. В обстановке секретности, Наблюдательный совет Внешэкономбанка одобрил выделение денег ряду компаний, распределив около $10 млрд из общей суммы $50 млрд.
Председатель Правительства В. В. Путин поручил Минфину пересчитать федеральный бюджет 2009 года, исходя из новых макроэкономических параметров, представленных Минэкономики: среднегодовая цена на нефть (Urals ) в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3 %, инфляция — на уровне 13 %, рубль, девальвированный до 35 руб/$. Исходя из них, дефицит федерального бюджета в 2009 году составит 5 % ВВП. Министр финансов Алексей Кудрин объявил о решении правительства на время отказаться от трёхлетнего бюджета, а также оптимизировать ряд расходных статей бюджета на 2009 год. Государственная Дума во втором и третьем чтениях одобрила поправки к БК РФ, которые предоставили правительству правовые основания для внесения в Госдуму новой редакции закона о бюджете на 2009 год: было снято ограничение на использование средств резервного фонда для финансирования дефицита бюджета (по прежней версии, деньги фонда можно было использовать лишь для замещения недополученных нефтегазовых доходов). В июне 2009 года В. В. Путин подписал новую программу антикризисных мер, приоритеты которой — социальные обязательства, промышленность, инновации и мощная финансовая система.
30 декабря 2009 года на заседании Правительства Российской Федерации была принята программа основных антикризисных действий на 2010 год, а ее приоритетами стали: поддержка социальной стабильности и социальная защита населения; поддержка оживления экономики и наращивание инвестиций в человеческий капитал
Заключение.
Для России период между финансовым кризисом августа 1998 г. и глобальным кризисом, острая фаза которого началась в сентябре 2008 г., стал десятилетнем самого бурного роста за всю ее историю - объем ВВП в реальном выражении почти удвоился. Вследствие значительного увеличения объема выпуска, сопровождавшегося существенным повышением реального курса рубля (что было обусловлено главным образом ростом цен на энергоносители и сырье), номинальный объем ВВП в долларовом выражении вырос почти в семь раз - больше, чем в любой другой крупной стране мира. За это десятилетие резко улучшились многие другие экономические и социальные показатели. Высокими темпами росли совокупная производительность факторов производства и реальная заработная плата, существенно сократилась доля безработных и бедных. На фоне значительного профицита счета текущих операций наблюдавшийся раньше масштабный чистый отток частного капитала сменился большим по объему чистым притоком. В результате международные резервы достигли почти 600 млрд долл. США (по этому показателю Россия уступала только Китаю и Японии).
Заметно изменилась к лучшему ситуация в сфере государственных финансов. Несколько лет подряд бюджет сводился с профицитом, а государственный долг был почти полностью погашен. Одновременно происходило накопление иностранных активов, которые к концу 2008 г. достигли 13% ВВП. Положение с инфляцией было не столь простым, но на протяжении большей части прошедшего десятилетия она снижалась — с 85% в конце 1998 г. до однозначных значений в середине 2007 г. С этого времени из-за стремительно растущих мировых цен на продовольственные товары и энергоносители на фоне быстрого увеличения денежного предложения в России инфляция выросла до 15%. но уже в конце 2008 г. она вновь стала снижаться в результате резкого падения цен на энергоносители и сырьевые товары и прекращения роста денежной массы.
Почему же глобальный кризис оказал столь сильное негативное влияние на Россию?
В условиях высоких темпов роста, безусловно, повышались риски, связанные с возможным падением цен на нефть и газ. Однако обычное снижение цен на нефть, по всей вероятности, было бы сопряжено просто с замедлением роста, а не с глубокой рецессией, которая имеет место в настоящее время. Масштаб и скорость снижения цен на нефть, начавшегося в июле 2008 г., были большими, чем в любой предыдущий период. Последствия этого стали более серьезными из-за существенного снижения цен на другие экспортируемые сырьевые товары.
Финансовые потрясения, в том числе резкое ограничение доступа развивающихся стран к международным рынкам капитала, также носили исключительно жесткий характер. Значительное сокращение мирового спроса в IV квартале 2008 г. привело к сильному сжатию мировой торговли и негативно сказалось на объеме и ценах российского экспорта металлов и природного газа. Влияние этих внешних шоков на российскую экономику усугублялось наличием внутренних проблем, в том числе недостаточным доверием к российским банкам и национальной валюте.
Российская стратегия выхода из столь масштабного экономического кризиса должна быть широкой по своему охвату и включать ряд мер налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, призванных поддерживать совокупный спрос и функционирование банковской системы. Как и в других странах, в России лица, ответственные за проведение экономической политики, должны выработать меры, направленные на максимально быстрое воздействие на спрос; минимизацию структурных искажении; укрепление макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости с помощью четкой стратегии своевременной отмены стимулирующих мер; повышение эффективности в долгосрочной перспективе при достижении краткосрочных целей управления спросом. Разработка мер, которые в наибольшей степени отвечают указанным принципам, в том числе нахождение правильного баланса между ними, если такие меры противоречивы, представляет собой комплексную задачу экономической политики в краткосрочной перспективе.
Список использованной литературы:
1. Анисимов С.А. К вопросу о реализации бюджетных принципов // Финансы. - 2002. - N 12. - С.31-33.
2. Анофрикова Е.Э. Субъект Федерации как агент бюджетной политики государства // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. - 2007. - Т.7, вып.2. - С.172-177.
3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. «Финансы», М: ИД ФБК – Пресс, 2000.
4. Балабанов А.К. Финансы. Краткий курс. - СПб., 2000
5. Балдина С.В. Бюджетный учет в Российской Федерации. - М.: МЦФЭР, 2005. - 815с. - (Прил. к журн. Налоговые споры; 13-2005).
6. Баранов А.О. Динамика расширенного бюджета в России в годы реформ // ЭКО. - 2004. - № 10. - С.31-46.
7. Белов А.В. Проблема выбора приоритетов в региональной бюджетной политике России // Экон. наука соврем. России. - 2009. - № 4. - С.45-54.
8. Белоусов Д.Р. Новая модель государственных финансов России: перспективы и ограничения // Пробл. прогнозирования. - 2000. - № 6. - С.123-134.
9. Болонин А.Н. Бюджетная и налоговая политика Российской Федерации на современном этапе // Микроэкономика. - 2009. - № 6. - С.9-12.
10. Бушмин Е. Особенности федерального бюджета 2007 года: основные характеристики. Трехлетнее планирование // Экон. политика. - 2006. - № 4. - С.43-51.
11. Бюджетная система России: учебник / Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Д.Э. и др. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Eksmo Education: Эксмо, 2006. - 750с. - (Российское юридическое образование).
12. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - М., 2000. - 615с.
13. Бюджетная классификация. Указания по применению. - М., 2001. - 256с.
14. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2006 году // Финансы. - 2005. - № 6. - С.3-7.
15. Бюджетное послание Президента Российской федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах // Парл. газета. - 2009. - 29 мая. - С.5-8.
16. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации // Финансы. - 2008. - № 7. - С.3-12.
17. Бюджетное послание президента Российской Федерации Федеральному собранию О бюджетной политике в 2007 году // Финансы. - 2006. -№ 6. - С.3-8.
18. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации О бюджетной политике в 2008-2010 гг. // Финансы. - 2007. - № 3. - С.3-12.
19. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы. - 2007. - № 9. - С.8-10.
20. Казанцев С.В. Развитие межбюджетных отношений в проектировках бюджетной политики на 2008-2010 гг. // Регион: экономика и социология. - 2007. - № 3. - С.92-102.
21. Казанцев С.С. Проект федерального бюджета 2009-2011 гг.: расходная часть // ЭКО. - 2008. - № 11. - С.19-40.
22. Ковалев В.В. «Финансы», изд-во «Проспект», 2003
23. Ковалева А.Н. Финансы. Учеб. пос. - М., 2000
24. //Вопросы экономики. – 2009. - № 1. – С.22 - 27, №8. – С.54 - 56
25. //Российский экономический журнал №1, 2009, №2,2009, №7, 2009, №8, 2009
26. Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете на 2005 год» от 30 декабря 2004 г. № 194 – ФЗ.
27. //Финансы.- 2008. - №11, 2009. - №12. – С.15 – 20, 2010. - №3. – С.31 - 32
28. Финансы, денежное обращение, кредит. / Под ред. Д.А.Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2000. - сс. 59-121, 146-175, 199-223.
29. //Финансовое право. – 2009. - №10. – С.10 – 14, 2009. - №9. – С.11 – 14, С.26 – 29, 2009. - №9. – С.9 – 11, С.12 – 17, 2008. - №7. – С.15 - 18
30. //Экономист. – 2008. - №12