Финансовая система государства и ее звенья

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание ВВЕДЕНИЕ 2 2.Сущность и структурное строение финансов 8 4.Структура финансовой системы 12 6. Управление финансовой системой государства 16

Содержание

Введение. 3

1. Понятие финансовой системы……………………………………………..5

2. Сущность и структурное строение финансов. ……………………………..8

3. Финансовая система, ее звенья…………………………………………...10

4. Структура финансовой системы…………………………………………13

5. Государственный бюджет…………………………………………….….15

6. Управление финансовой системой государства……………………..…16

7. Взаимосвязь между звеньями государственных финансов……………18

8. Заключение…………………………………………………………….…..20

Литература ...................................................................................................22

ВВЕДЕНИЕ

Финансы - это система экономических отношений в сфере формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения. Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями.

Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств. С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между различными уровнями системы. В соответствии с этим принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет; в федеративных государствах - местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет. Например государственные финансы РФ также строятся в соответствии с принципом фискального федерализма.

В системе финансовых отношений государства немаловажную роль с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы играют налоги. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов.

В соответствии с этим налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную. Финансовая политика государства складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями его экономической политики. Влияние налогов на объем ВНП осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Вторая составляющая фискальной политики - изменение государственных расходов. Влияние государственных расходов на совокупный спрос аналогично влиянию инвестиций. И подобно инвестициям государственные расходы обладают мультипликационным эффектом.

В основе бюджетной политики государства могут лежать различные теоретические концепции: концепция ежегодно балансируемого бюджета; концепция балансирования бюджета в ходе экономического цикла; концепция, в основе которой лежит идея функциональных финансов.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом.

Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.

1. Понятие финансовой системы

Анализ закономерностей развития финансов в разных усло­виях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в сущности финансовых отношений, что обус­ловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и сущест­вование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

Однако наличие общих признаков в сущности всех финансо­вых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категориифинансов.

Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:

· федеральный бюджет;

· специальные государственные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· финансы предприятий различных форм собственности;

· финансовый рынок.

Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений.

Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства и обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.

Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в мето­дах формирования и использования фондов денежных средств. Многообразие фондов денежных средств и соответст­вующих им финансовых отношений обусловило деление их на уровни. Общегосударственные фонды принято называть центра­лизованными, все прочие – децентрализованными. Общегосударственные централизованные денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит кнеобходимос­ти централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюд­жетные и внебюджетные фонды. За счет централизованных фон­дов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это, прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов го­сударственной власти и управления; поддержка отраслей народ­ного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнива­ние уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаменталь­ных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и примене­ние особых способов и форм образования и использования де­нежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресур­сов всех звеньев данной системы.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в про­цессе материального производства. Источником централизован­ных государственных фондов денежных средств является национальный доход создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между произ­водственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населе­ния. Эффективное использование финансовых ресурсов возмож­но лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с фи­нансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общего­сударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ас­сигнований и использования банковских кредитов. При недоста­точности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а на базе опе­раций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством за­ключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финан­совой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на фор­мирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

2. Сущность и структурное строение финансов

Исследование финансов, их роли в обществе основывается на двух факторах: на определении сути финансов как общественного явления; на определении их сути как структуризации финансовых отношений путем выделения отдельных составляющих финансов.

Вопрос сущности и структурного строения финансов продолжительное время является предметом научных дискуссий. Но в настоящее время гораздо более актуальный аспект – это создание новых концептуальных основ финансовой теории и практики.

На основе сравнительного анализа мы можем выделить два ключевых вопроса — определение сущности финансов и структуры финансовой системы. Что касается определения сущности финансов, то существуют, на первый взгляд, абсолютно разные подходы. Отечественная финансовая наука определяла финансы как совокупность экономических отношений относительно распределения и перераспределения ВВП. У каждого автора были свои уточнения относительно характера, форм и методов этих отношений, однако основа основ состояла в том, что финансы определялись и определяются именно как распределительные отношения.

Следует отметить, что существовало и так называемое расширенное толкование финансов как отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов. Это фактически вело к тому, что в финансы включались и отношения обмена, ведь часть ресурсов поступает выручкой от реализации.

Западная финансовая наука тоже дает разные определения финансов. Однако всегда в центре ее внимания денежные потоки — движение средств от одного субъекта к другому. В сущности, этому определению очень близко расширенная трактовка сущности финансов советской финансовой наукой. Такой подход снимает вопрос, который так и не был решен в прежние времена: принадлежат или нет к финансам отношения купли-продажи? В одних учебниках, статьях они включаются в состав финансов, в других нет. Тем не менее, независимо от того, как это было в теории, на практике финансовая работа всегда начиналась обеспечением поступления выручки от реализации. Формирование доходов является и всегда будет основой основ финансовой деятельности каждого субъекта.

Рациональное зерно относительно определения сути финансов существует в любом из указанных подходов. В свое время на Западе довольно популярной была теория конвергенции обществ (в конце концов, так оно и произошло). Эту теорию целиком можно применить и к дальнейшему развитию финансовой науки, которая всегда шла не путем отбрасывания предшествующих положений и теорий, а производила в своей основе селективный отбор всего рационального и положительного.

Такой подход в современных условиях будет самым рациональным и окажет содействие дальнейшему углублению теории финансов. Без смысла отстаивать только распределительный характер финансов и игнорировать подходы западной финансовой науки. Но безосновательно отвергать и весь накопленный опыт только потому, что он сформировался в условиях другой экономической системы.

Исходя из вышеупомянутого, можно сформулировать такое определение финансов — совокупности отношений по поводу обмена, распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе ВВП, опосредствующихся движением денежных потоков между их субъектами — юридическими и физическими лицами и государством.

Это довольно обобщенное определение, которое, естественно, можно дополнить различными уточнениями. Однако любое определение может быть максимально кратким, лишь указывая на главные признаки того или иного явления. Едва ли целесообразно в определении указывать абсолютно все детали. С одной стороны, это практически невозможно, со второй — только усложняет восприятие данного явления.

3. Финансовая система, ее звенья

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть выделены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы Российской Федерации.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Финансы предприятий, Страхование Государственные

учреждений, организацийфинансы


финансы предприятий, социальное страхование внебюджетные фонды

функционирующих на

коммерческих началах личное страхование государственный

кредит

финансы учреждений, имущественное

осуществляющие не ком- страхование государственный

мерческую деятельность бюджет

страхование

финансы общественных ответственности

объединений

страхование предприне-

мательских рисков

4. Структура финансовой системы

Финансовую систему можно рассматривать по внутреннему строению и по организационной структуре.

По внутреннему строению финансовая система представляет собой совокупность относительно обособленных взаимосвязанных сфер и звенья финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП. В соответствии с организационной структурой финансовая система является совокупностью финансовых органов и институтов, руководящими денежным потоками.

Выделение составных элементов внутреннего строения финансовой системы производится по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов производится в соответствующих денежных фондах, которые могут выступать признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы.

Внутренняя сторона финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она складывается из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определенным признакам совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер обычно кладется уровень экономической системы. Выделяется четыре сферы: уровень микроэкономики — финансы субъектов хозяйствования; уровень макроэкономики — государственные финансы; уровень мирового хозяйства — международные финансы; обобщающий уровень — финансовый рынок. Звенья показывает обособленную часть финансовых отношений. Ее выделение производится по признаку наличия или обособленного фонда финансовых ресурсов, или специфических форм и методов финансовых отношений.

Сфера финансов субъектов хозяйствования не делится на отдельные звенья, поскольку они имеют общие принципы организации и методы ведения финансовой деятельности. Существуют определенные особенности, связанные с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако они не настолько существенны, чтобы на их основании выделять отдельные звенья. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не меняют их сути.

Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такие звенья: бюджет государства, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора.

Сфера международных финансов отображает обменные и перераспределительные отношения на мировом рынке и включает три направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций, международные финансовые институты.

Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.

Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере.

Организационная структура финансовой системы характеризуется совокупностью финансовых органов и институтов, отображающих систему управления финансами. Необходимость распределения и перераспределения ВНП является объективным явлением, формы и методы финансовых отношений отображают установленную в мировой практике внутреннюю структуру финансовой системы. Вместе с тем, движение денежных потоков осуществляется не само собою, а ведется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая с определенными закономерностями отображает условия конкретной страны.

В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране составляют органы государственной власти и управления.

5. Государственный бюджет

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов власти.

Государственный бюджет является основным финансовым пла­ном страны, утверждаемым Федеральным собранием Российской Феде­рации как закон.

В соответствии с Законом РСФСР Об основах бюджетного уст­ройства и бюджетного процесса в РСФСР от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений Правительства РФ государственная бюджетная система России в настоящее время включает три звена:

· Республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет

· Бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, к которым относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные, бюджеты ав­тономных областей, автономных округов и городские бюджеты Моск­вы и Санкт-Петербурга. Это бюджеты субъектов Федерации

· Местные бюджеты

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а по­следние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Федеральный бюджет. Он формируется для выполнения общих функций государства. Ресурсы федерального бюджета используются на:

· Финансовое обеспечение государственных целевых программ

· Осуществление государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций

· Содержание вооруженных сил

· Охрану границ

· Содержание органов управления

· Обеспечение осуществления мероприятий на общероссийском уров­не по стабилизации экономики

· Развитие социальной сферы

· Выполнение международных экономических и политических соглаше­ний

Бюджеты субъектов Федерации. Мобилизуемые средства рас­ходуются на выполнение субъектами Федерации своих государственных функций. Также к направлениям потребления финансовых ресурсов данного уровня относятся:

· Создание условий для развития производства

· Развитие социальной направленности экономики

· Поддержание и повышение социальной защищенности граждан рес­публики

· Обеспечение прав и свобод, гарантированных конституцией.

Местные бюджеты. В настоящее время наблюдается повышение роли местных бюджетов. Сто связано с ростом масштабов местного хо­зяйства, что ведет к расширению и усложнению функций местных орга­нов власти. Важную роль местные бюджеты играют в:

· Регулировании экономических процессов

· Размещении производительных сил

· Повышении конкурентоспособности продукции местных производите­лей

· Создании территориальной инфраструктуры

· Финансировании воспроизводства трудовых ресурсов

· Реализации социальных программ.

6. Управление финансовой системой государства

Финансовая система государства обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмерджентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могут быть использованы типовые представления и, в частности, метод функционально-логического проектирования финансовой системы.

При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени.

Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финансы являются одним из инструментов социального менеджмента.

История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.

Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне — это разработка проектов бюджетов (государственного, региональных), на микроуровне — это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды. На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации.

Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения.

Финансы — это сфера общественных отношений, которая является объектом политического воздействия. Воздействие на финансы производится посредством финансовой политики. Главная задача финансовой политики — обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразований.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика решает задачу обеспечения сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политика направлена на формирование новой системы общественных отношений, проявляющейся в радикальном перераспределении финансовых ресурсов.

7. Взаимосвязь между звеньями государственных финансов

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использование денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Основой единой финансовой системы является финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой - процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При не­достатке собственных средств предприятие может привлекать на акцио­нерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхованиепредпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Заключение

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.

Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем перераспределения части ВНП.

Несмотря на разграничение сфер деятельности, применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

Таким образом, финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой системой Российской Федерации понимают: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Список использованной литературы:

1. Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика,2003 г.-512 с.

2. Мысляева И.М.Государственные и муниципальные финансы: 2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007. - 360 с.

3. http://www.kontrolnaja.ru/dir/finance/14105

4. http://finance-essence.net/finansovaya-sistema.html

5. http://www.statway.ru/osnovnye-zvenya-finansovoj-sistemy-gosudarstva.html

6. Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. М.Финансы.: Финансы и статистика, 2004. - 504 с.

Скачать архив с текстом документа