Финансовая система Республики Беларусь, ее развитие и влияние на экономику республики и предприя
СОДЕРЖАНИЕ: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь УО «Гродненский государственный аграрный университет» Кафедра финансов и анализа в АПКМинистерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
УО «Гродненский государственный аграрный университет»
Кафедра финансов и анализа в АПК
Курсовая работа
по дисциплине «Финансы предприятий»
Тема: «Финансовая система Республики Беларусь, ее развитие и влияние на экономику республики и предприятия АПК»
Выполнила:
Руководитель:
Гродно 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты финансовой системы в Республике Беларусь….5
1.1 Сущность, функции и роль финансов на современном этапе развития общества…………………………………………………………………...5
1.2 Финансовая политика на макро- и микроуровнях…………………….11
1.3 Западные концепции регулирования финансов……………………….14
2. Финансовая система Республики Беларусь, ее развитие и влияние на экономику республики и предприятия……………………………………..17
2.1 Сферы, звенья и органы управления финансовой системой Республики Беларусь……………………………………………………17
2.2 Взаимоотношения предприятия с другими звеньями финансовой системы…………………………………………………………………..22
2.3 Финансы предприятий – основа финансовой системы Республики Беларусь………………………………………………………………….31
3. Совершенствование финансовой системы Республики Беларусь…..37
Выводы и предложения……………………………………………………..42
Библиографический список…………………………………………………45
ВВЕДЕНИЕ
В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои специфические особенности, которые проявляются, прежде всего, формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. И каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном общей финансовой системы.
Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но связанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.
Финансовая система Республики Беларусь не остается неизменной. В зависимости от общеэкономических и социальных задач стоящих перед государством в финансовой системе могут осуществляться те или иные преобразования, она может пополняться новыми звеньями.
Совершенствование финансовой системы в Республике Беларусь в условиях суверенитета и перехода к рыночной экономике связано с осуществлением ряда мероприятий. Осуществляется сокращение дефицита государственного бюджета прежде всего за счет роста доходов и сокращения некоторых статей расходов, за счет снижения затрат на нужды обороны страны, на содержание административно-управленческого аппарата, за счет снижения дотаций, выплачиваемых из республиканского бюджета местным бюджетам для их сбалансирования, за счет перевода на коммерческую основу некоторых бюджетных учреждений (например, учебных заведений, некоторых медицинских услуг, спортивных сооружений и др.), упорядочения социальных льгот и др.
Целью данной курсовой работы является изучение развития финансовой системы Республики Беларусь, а также участие в нем сельскохозяйственных предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность, функции и роль финансов на современном этапе развития общества;
2. Изучить финансовую политику государства на макро- и микро- уровнях;
3. Рассмотреть западные концепции регулирования финансов;
4. Определить основные сферы, звенья и органы финансовой системы Республики Беларусь;
5. Описать взаимоотношения предприятий АПК с основными сферами и звеньями финансовой системы;
6. Определить основные направления совершенствования финансовой системы Республики Беларусь.
Объектом исследования данной работы выступает финансовая система Республики Беларусь. Предмет исследования – отношения предприятий АПК с другими сферами и звеньями финансовой системы.
При написании работы использовались методы, такие как анализ и синтез, сочетание индукции и дедукции, монографический, логический методы и др.
Теоретической и методологической основой работы явились нормативно-правовые акты Республики Беларусь, научные труды и учебные пособия по экономике, экономической теории, финансам предприятий, анализу хозяйственной деятельности, а также материалы периодической печати.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Сущность, функции и роль финансов на современном этапе развития общества
Термин «финансы» берет свое начало от латинского слова «финиш», что в денежных отношениях между населением и государством означало конец – завершение платежа, окончательный расчет. Затем от термина «финиш» произошло слово «финансы» (finansia), означавшее денежный платеж. Позднее термин «финансы» стал применяться в более широком смысле, как совокупность публичных доходов и расходов. Далее появился термин «публичные финансы», определявший совокупность государственных доходов и расходов.
Таким образом, финансы – историческая категория, они присутствуют во всех формациях с наличием товарно-денежных отношений и государства. С помощью финансов осуществляется распределение и перераспределение созданного продукта [9].
Поскольку в условиях преимущественного изъятия общественного продукта в натуральной форме в обществе не было товарно-денежных отношений, государство не осуществляло экономических распределительных функций, то совокупность натуральных отношений не может рассматриваться как сфера финансов. Поэтому возникновение финансов исторически связано:
-во-первых, с развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений;
-во-вторых, с усилением и расширением функций государства.
Важнейший признак финансов – их денежный характер, их денежное выражение в наличной и безналичной формах. Кроме товарно-денежных отношений для возникновения финансов необходима и регулирующая роль государства, в котором финансы становятся рычагом воздействия государства на общественное воспроизводство [15].
Возникновение финансов непосредственно связано с развитием общества. На определенном этапе возникает общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог распоряжаться единолично. Затем важным моментом в возникновении финансов было то, что формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов, которые закреплялись законодательно. Если ранее доходы государства формировались преимущественно за счет натуральных податей и повинностей, то затем преимущественной формой налогов становится денежная.
Началом финансовых отношений является создание прибавочного продукта в сфере материального производства и его последующее распределение. Исторически именно прибавочный продукт является объектом финансовых отношений. Первичное распределение стоимости совокупного общественного продукта заключается в возмещении стоимости израсходованных средств производства (с), выплате работникам заработной платы (v) и получении прибавочного продукта (m) – чистого дохода предприятия, общества. Это часто служит источником образования доходов, накоплений денежных фондов. Через с+v обеспечивается процесс простого воспроизводства средств производства и рабочей силы. Через m посредством создания денежных фондов обеспечивается процесс расширенного воспроизводства этих же элементов воспроизводственного процесса и формирование централизованных ресурсов государства. В стоимости созданного общественного продукта c+v хотя имеют денежную оценку, но не являются финансовыми. К финансам относится (m) чистый доход общества [16].
Сущность финансов проявляется в их функциях. Обычно выделяют две функции финансов: распределительную и контрольную [16].
Распределительная функция обеспечивает отношения, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода. Валовой внутренний продукт включает в себя стоимость материальных затрат, амортизационные отчисления и национальный доход. Национальный доход состоит из необходимого продукта и прибавочного. Необходимый продукт в виде заработной платы и других денежных доходов предназначен для потребления работниками производственной сферы. Прибавочный продукт, чистый доход предприятий выступает в виде доходов предприятий сферы материального производства. В результате первичного распределения ВВП и НД формируются первичные доходы работников сферы материального производства и предприятий.
В результате дальнейшего распределения или перераспределения образуются вторичные или производственные доходы. Основным источником вторичного распределения является чистый доход, за счет которого обеспечивается процесс расширенного воспроизводства, другая часть перераспределяется и направляется в централизованные денежные фонды государства, с помощью централизованных финансовых ресурсов государство выполняет свои функции.
Сама роль финансов при распределении и перераспределении неодинакова. Если первичное распределение связано с такими экономическими инструментами как цена, заработная плата, то перераспределение осуществляется преимущественно с помощью финансов.
Контрольная функция вытекает из распределительной и проявляется в контроле за распределением ВВП, НД, чистого дохода по соответствующим денежным фондам и их использованию. Контрольная функция количественно отображает экономические процессы, связанные с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта [16].
Контрольная функция обусловлена нормативным характером денежных отношений. В нормативных актах закрепляется предварительное планирование конкретных субъектов этих отношений, объемов и сроков, целевое использование денежных ресурсов. Нормативные акты регламентируют условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, условия платежей в бюджет, финансирование из бюджета, кредитования, формирования и использования разных денежных фондов хозяйствующих субъектов.
Контроль за соблюдением нормативных актов, выражающих суть распределительной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов. В этом состоит диалектическая и неразрывная взаимосвязь двух функций финансов
При этом первичной в их взаимодействии является распределительная функция. Поскольку без этой функции не может существовать контрольная функция, так как нет субъекта контроля. Таким образом, контрольная функция является производной от распределительной функции. В распределительной и контрольной функции выражаются две неразрывно связанные стороны финансовых отношений [16].
Формой реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, которая заключена в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Через финансовые показатели, такие как выручка, прибыль, рентабельность, оборачиваемость, платежеспособность и др. можно контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность и результативность экономических процессов как на микроуровне, так и на макроуровне.
Реализация контрольной функции связана с финансовой дисциплиной, соблюдением установленных норм и правил выполнения финансовых обязательств.
Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, целевыми государственными фондами, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.
На практике финансовый контроль осуществляется через деятельность органов финансового контроля.
Переход на рыночные методы хозяйствования положительно сказывается на объеме, структуре и направлениях использования финансовых ресурсов. В условиях финансовой самостоятельности каждый объект хозяйствования может сформировать источники расширенного производства за счет собственных финансовых ресурсов [24].
В тоже время возможности саморегулирования рынка имеют ограничения. Рынок не решает таких проблем как: гарантии социально-экономических прав человека; охрану окружающей среды; обеспечения общего равновесия экономики; фундаментальных исследований в науке; обеспечения населения общественными товарами. В ряде случаев индивидуальная (рыночная) и социальная оценка результативности хозяйственной деятельности не совпадают. Рыночное саморегулирование не может обеспечить оптимальное воздействие на экономику и социальную сферу.
В условиях перехода к рынку, когда система рыночных отношений неразвита, ограниченность рыночного саморегулирования проявляется в большей степени, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Все это ведет к необходимости использования государственного регулирования экономики. Такое регулирование сопровождается финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитие производственной и социальной инфраструктуры. Вмешательство государства в экономику осуществляется с помощью механизма налогообложения, предоставление налоговых льгот, выделение бюджетных ассигнований [24].
Существуют различные рычаги регулирования экономики. На макро уровне такими рычагами являются госбюджет, система страхования, кредитная система и др. звенья финансовой системы государства.
На микро уровне главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производственного продукта, обеспечивается функционирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, процесса страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий на развитие производства, финансирования социальных потребностей.
Основными инструментами государственного регулирования являются использование административно-правовых средств, государственное предпринимательство, государственные финансы, кредитно-денежная политика государства [16].
В целом государственное регулирование экономики основано на использовании органами власти финансовых рычагов воздействия на процессы общественного развития. С помощью государственных инвестиций, налогов, бюджетной и амортизационной политики, деятельность различных государственных структур складывается механизм влияния на экономику.
В тоже время следует иметь в виду, что вмешательство государства в экономику имеет свои границы. Излишние вмешательство в экономику, предоставление необходимых льгот и дотаций может порождать иждивенчество у предприятий, вести к ослаблению экономических стимулов, снижению экономической эффективности всей хозяйственной деятельности.
Основой регулирования экономики в рыночных условиях является перераспределение финансовых ресурсов. Благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для эффективного развития экономики [16].
Особенно возрастает значение финансового регулирования экономики Республики Беларусь при переходе к рыночным отношениям.
1.2 Финансовая политика на макро- и микроуровне
Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Через финансовую политику осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию и тактику финансовой политики.
Задачами финансовой политики является [2]:
1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику [2].
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией [9].
Финансовая политика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:
- Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг. [13];
- Программой деятельности Правительства на 2011- 2015 гг. [11];
- Законом Республики Беларусь о бюджете на соответствующий год;
- Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2011-2020 гг.;
- Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и др.
Основные положения документов, определяющих финансовую политику, следующие [11]:
- обеспечение устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения;
- создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;
- снижение налоговой нагрузки;
- повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов бюджета по отношению к ВВП;
- поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;
- концентрация бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий;
- оптимизация и совершенствование управления государственным долгом.
Для Республики Беларусь денежно-кредитное и бюджетно-налоговое регулирование играет особую роль, так как проблемы инфляции, дефицита бюджета, стабильности рубля, кредитования носят первостепенный характер.
Беларусь сравнительно недавно стала независимым государством и еще не успела выработать традиции ведения национальной экономики в качестве самостоятельной единицы. Для нее важно использовать опыт, накопленный развитыми странами, у которых финансовая система носит устойчивый и стабильный характер.
В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, ее национальные особенности. Она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.
1.3 Западные концепции регулирования финансов
Государство формирует финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансов на макро- и микроуровнях. Государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества. Все направления государственного регулирования между собой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных законодательных, представительных и исполнительных органов власти [15].
В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Различают две наиболее противоположные по формам реализации мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.
Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Он широко используется Международным валютным фондом и Организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса [2].
Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики — сокращение покупательной способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. Сдерживание спроса предприятий путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производства продукции, который может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и “съеденных” инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста.
В конечном счете задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением стагнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределение ресурсов от потребления в пользу инвестиций не происходит. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.
Противоположностью монетаризму является широко применяемая в последние десятилетия финансовая концепция кейнсианства. В основе ее — государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении [2].
Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит, и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Кроме того, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, работы, услуги. Высокая покупательная способность лишь при определенных обстоятельствах повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской экономики в настоящее время наиболее актуальны.
Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов.
Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных ассигнований либо за счет роста налоговых поступлений. Рост налоговых поступлений происходит при расширении производства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. В этом случае необязательно повышать ставки налогов, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений. Кейнсианство (как и монетаризм), в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Большие задачи оно возлагает на государство, требует разработки твердой и основательной законодательной базы для соблюдения определенных рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность [2].
Таким образом, в основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Различают две основные мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство. Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. В основе кейнсианства — государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразований.
2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ РАЗВИТИЕ И ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ
2.1 Сферы, звенья и органы управления финансовой системой Республики Беларусь
Финансовая система государства – совокупность находящихся в определенной взаимосвязи финансовых институтов, посредством которых государство осуществляет первичное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода с целью образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [24].
В состав финансовой системы государства исходя из роли субъектов финансовых отношений в процессе общественного воспроизводства традиционно включаются 2 крупные сферы:
1. Финансы предприятий (организаций) - децентрализованные финансы
2. Общегосударственные финансы - централизованные финансы (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Сферы и звенья финансовой системы Республики Беларусь [16].
Финансы предприятий подразделяются в зависимости от характера деятельности на:
1. Финансы коммерческих организаций
2. Финансы некоммерческих организаций.
Основой финансовой системы государства или её исходной сферой являются финансы предприятий и организаций, т.к. именно предприятия и организации, особенно в сфере производства, создают ВВП, который является важнейшим источником всех финансовых ресурсов государства. А государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы, т.к. через него распределяется и перераспределяется значительная часть финансовых ресурсов государства и с ним связаны все остальные звенья финансовой системы.
Финансы предприятий - совокупность экономических отношений, связанных с формированием и использованием капитала, денежных доходов и фондов в процессе кругооборота их средств. Материальным выражением этой совокупности выступают децентрализованные финансовые ресурсы.
В зависимости от отрасли экономики выделяют:
1. Финансы промышленных предприятий.
2. Финансы агропромышленного комплекса
3. Финансы строительных организаций
4. Финансы энергетики и т.д.
В состав финансов некоммерческих организаций, исходя из организационно-правовой формы субъектов, различают:
1. финансы учреждений.
2. финансы общественных и религиозных организаций.
3. финансы благотворительных и др. фондов [16].
Исходя из хозяйственного кодекса РБ, к субъектам хозяйствования кроме коммерческих и некоммерческих организаций, отнесены также физические лица и индивидуальные предприниматели. Таким образом, целесообразно дополнить этим звеном сферу финансовой системы.
Центральным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов страны.
Государственный бюджет – совокупность объективных экономических отношений, возникающих по поводу образования, распределения и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация финансовых ресурсов и их расходование [16].
Госбюджет включает 2 раздела:
1. доходы (все виды централизованных финансовых ресурсов)
2. расходы (направления использования централизованных финансовых ресурсов).
Целевые бюджетные и внебюджетные фонды - охватывают финансовые отношения, связаннее с формированием средств правительства. Местных органов власти, которые затем используются на целевое финансирование.
Внебюджетные и бюджетные целевые фонды – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих строго целевое назначение.
Внебюджетные фонды создаются двумя способами:
А) Выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение.
Б) Формирование внебюджетных фондов с собственными источниками доходов для определенных целей.
Расходование этих средств строго регламентировано и имеют целевое назначение.
Государственный кредит - совокупность экономических денежных отношений, возникающих между государством и ФЛ, ЮЛ внутри государства и с иностранными государствами, международными финансово-кредитными организациями по поводу формирования, пополнения централизованных денежных средств государства и использование их на развитие экономики.
Страхование – система экономических отношений, включающая образование за счет предприятий, организаций и населения специального фонда для возмещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных случайных явлений, а также для оказания гражданам (или их семьям) помощи при наступлении различных событий в их жизни [16].
Отдельной сферой финансовой системы являются органы управления финансами, которые организуют деятельность всех других сфер. В составе этой сферы, исходя из структуры органов управления, различных государств, выделяют звенья:
Управление финансами осуществляют специальные органы. Они подразделяются на несколько групп [6].
1. Органы общего управления финансами. К ним относятся органы государственной власти. Они состоят из высших органов государственной власти (Национальное собрание Республики Беларусь, Президент страны и его администрация) и местных органов государственной власти (Советы депутатов).
Высшие органы государственной власти в области управления финансами наделены следующими функциями:
• определение финансовой политики;
• разработка, рассмотрение и утверждение основополагающих форм финансовых отношений в виде законов, декретов;
• осуществление общегосударственного контроля за соблюдением финансового законодательства и т.п. [6].
Местные органы государственной власти в области управления финансами наделены функциями в пределах своей компетенции. В частности, они разрабатывают, рассматривают, утверждают формы финансовых отношений, имеющих только, региональное значение. Причем формы финансовых отношений не могут вступать в противоречие с общегосударственным финансовым законодательством.
Местные органы государственной власти контролируют соблюдение установленных форм финансовых отношений общегосударственного значения, вносят предложения высшим органам власти для совершенствования этих форм, осуществляют общий контроль за выполнением и изучением форм финансовых отношений, установленных ими для своего региона и т.д.
2. Государственные органы оперативного управления финансами. К ним относятся [6]:
• Совет (Кабинет) Министров страны и местные государственные исполнительные органы;
• Министерство финансов и его региональные органы;
• Министерство по налогам и сборам и его региональные органы;
• Национальный банк республики и его региональные подразделения;
• Комитет государственного контроля, его местные органы и др.
Эти органы выполняют следующие функции управления финансами:
- проведение в жизнь финансовой политики органов власти;
- разработка и издание после утверждения форм финансовых отношений инструкций по их применению;
- изучение эффективности функционирующих форм финансовых отношений и внесение предложений органам власти по их совершенствованию.
3. Органы отраслевого управления финансами. К ним относятся: финансовые управления министерств и ведомств; финансовые управления (отделы) предприятий, организаций, учреждений [6].
Указанные органы выполняют следующие функции управления финансами: практически применяют формы финансовых отношений; проверяют путем внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля соблюдение установленных форм финансовых отношений и вносят предложения по их совершенствованию; разрабатывают, утверждают, изучают и совершенствуют формы финансовых отношений, предназначенных для осуществления внутрихозяйственного расчета.
Таким образом, финансовая система государства – совокупность находящихся в определенной взаимосвязи финансовых институтов, посредством которых государство осуществляет первичное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода с целью образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. В состав финансовой системы государства включаются 2 крупные сферы: финансы предприятий (децентрализованные финансы) и общегосударственные финансы (централизованные финансы).
2.2Взаимоотношения предприятия с другими звеньями финансовой системы
Осуществляя свою производственно-финансовую деятельность, предприятия и организации не могут функционировать обособленно. Каждое предприятие вступает в определенные отношения с различными сферами и звеньями финансовой системы государства (бюджет, страхование, кредит и т.д.).
Отношения предприятий АПК с бюджетом включают отношения по уплате предприятиями налогов и платежей, а также организацию государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий. Большинство сельскохозяйственных предприятий Республики Беларусь перешли на новую систему налогообложения и являются плательщиком единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, который введён на территории Беларуси в соответствии с Декретом Президента РБ от 13 июля 1999 г. № 27 “О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции” [10].
В соответствие с Декретом, уплата единого налога заменяет уплату всей совокупности налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, за исключением акцизов, НДС, налога на доходы в виде дивидендов и приравненных к ним доходов, государственных пошлин, лицензионных и регистрационных сборов, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты, а также внесение таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь [10].
С 2011 года Указом Президента Республики Беларусь от 24.01.2011 г. № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций» ставка единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции установлена в размере 1 процента. Данная ставка единого налога применяется юридическими лицами, основным видом деятельности которых является выращивание, производство и переработка сельскохозяйственной продукции и доля выручки от реализации данной продукции составляет не менее 50 процентов [21].
Кроме единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственные предприятия производят следующие платежи в бюджет и внебюджетные фонды:
· налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности;
· налог на добавленную стоимость;
· подоходный налог с физических лиц;
· отчисления в Фонд социальной защиты населения.
Налог на добавленную стоимость является основным видом косвенного налога, который включается в отпускную цену товара, работ или услуг.
В СПК используются следующие ставки НДС:
· 10%;
· 20%.
Хозяйства ежемесячно до 20 числа месяца следующего за отчётным предоставляет в инспекцию Министерства по налогам и сборам налоговую декларацию вместе с приложением, в котором раскрываются применяемые на предприятии налоговые льготы с указанием нормативных актов.
Подоходный налог удерживается с работников в порядке и размерах, установленных Налоговым кодексом, налоговыми агентами и перечисляется в бюджет. Объектом налогообложения является совокупный доход в денежной и натуральной формах, получаемый физическим лицом от всех источников в течение календарного года.
Ответственность за осуществление расчетов с бюджетом, а также контроль за правильностью исчисления, своевременностью уплаты налогов, платежей и величиной налоговой нагрузки на сельскохозяйственных предприятиях возложена на главного бухгалтера.
В Республике Беларусь осуществляется государственное регулирование сельскохозяйственного производства. На основную сельскохозяйственную продукцию (зерно, лен, сахарную свеклу, рапс, молоко, мясо крупного рогатого скота и свиней) установлены минимальные закупочные цены. На развитие сельского хозяйства выделяются государственные централизованные капитальные вложения, процентные ставки по кредитам частично льготируются за счет средств бюджета. Сохранилось бюджетное финансирование сельского хозяйства. По отношению к сельскохозяйственным предприятиям применяется льготное налогообложение, выделяются средства для частичного возмещения убытков от стихийных бедствий и на другие цели. Государство регулирует объемы и условия экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
На развитие сельского хозяйства в Республике Беларусь ежегодно выделяется около 20 % расходной части бюджета. Направления бюджетного финансирования меняются по годам исходя из общего экономического состояния сельскохозяйственных предприятий и задач, поставленных перед сельским хозяйством на соответствующий период развития.
Уменьшение бюджетного финансирования сельскохозяйственного производства в связи с дефицитом бюджета частично компенсировано созданием республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.
Основные направления расходования бюджетных средств сельскохозяйственными предприятиями:
1 на выполнение мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства,
1. - на приобретение оборотных активов (семян, кормов, ГСМ),
2. - надбавки к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию,
3. - льготирование процентов за кредит,
4. - дотации для снижения цен на сельскохозяйственную технику, поставленную на условиях долгосрочной аренды,
5. - на приобретение основных средств,
6. - оплата части страховых взносов по обязательным видам страхования сельскохозяйственных культур и прочие субсидии и компенсации.
Государственная помощь не ограничивается только процессом производства. Предметом ее внимания является также и сохранение природной среды, и закрепление населения в традиционных местах проживания, упрочнение прогрессивных традиций, и конечно же, развитие культурно – просветительского уровня сельских жителей.
Главным критериям государственной поддержки являются равные условия для всех регионов и субъектов хозяйствования, определяемые объективными факторами производства через поправочные коэффициенты. Это означает, что надбавки должны быть выше в регионах с худшими объективными условиями производства и наоборот.
Основание для вступления сельскохозяйственного предприятия в страховые отношения является заключение договора страхования между страхователем (СПК) и страховщиком.По договору страхования одна сторона (страховщик) обязуется при наступлении страхового случая выплатить страховое возмещение или страховую сумму страхователю или иному лицу, правомочному на ее получение, а другая сторона обязуется уплачивать страховые взносы в установленные сроки и выполнять другие условия договора.Система обязательного сельскохозяйственных культур и животных введена в Республике Беларусь с 01 января 2008 года. Вопросы обязательного страхования сельскохозяйственного производства регулируются Указом Президента Республики Беларусь №764 (ред. от 31.12.2006) «Вопросы обязательного страхования сельскохозяйственных культур, скота и птицы» [20].
Данный документ был принят в целях обеспечения экономической и продовольственной безопасности государства, создания благоприятных условий для развития аграрного сектора экономики, защиты имущественных интересов производителей сельскохозяйственной продукции.
Страхователями по обязательному страхованию сельскохозяйственной продукции являются юридические лица, основной вид деятельности которых - выращивание (производство) сельскохозяйственных культур, скота и птицы, а также юридические лица, обособленные подразделения которых выращивают (производят) сельскохозяйственные культуры, скот и птицу, имеют обособленный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет в части этой деятельности.
Объектом обязательного страхования сельскохозяйственной продукции являются имущественные интересы страхователя, связанные:
· с гибелью принятых на страхование сельскохозяйственных культур;
· с гибелью (падежом), вынужденным убоем (уничтожением) принятых на страхование скота и птицы.
Перечень сельскохозяйственных культур, скота и птицы, подлежащих обязательному страхованию, ежегодно утверждается Президентом Республики Беларусь.
Отметим, что обязательному страхованию не подлежат [20]:
· сельскохозяйственные культуры, которые СПК высевал в течение 3 - 5 лет, предшествующих заключению договора обязательного страхования сельскохозяйственной продукции, но ни в одном году не получал продукцию (урожай);
· сельскохозяйственные культуры, пораженные болезнями;
· скот и птица, не обеспеченные надлежащим присмотром со стороны страхователя, когда не соблюдаются в данной местности установленные в соответствии с законодательством правила по уходу, кормлению, содержанию и использованию скота и птицы;
· больные скот и птица;
· скот, находящийся в положении дородового или послеродового залеживания;
· скот и птица, при последнем исследовании которых на инфекционные болезни установлена положительная реакция;
· скот и птица в тех местностях или организациях, где установлен карантин по инфекционному заболеванию, до его отмены, за исключением случаев страхования скота и птицы таких видов, которые не восприимчивы к данному заболеванию.
Отметим, что в соответствии с договором по обязательному страхованию страховыми случаями по обязательному страхованию сельскохозяйственной продукции являются:
· по страхованию урожая сельскохозяйственных культур - гибель сельскохозяйственных культур в результате пожара, вымокания, выпревания, вымерзания, засухи, заморозка, иных опасных гидрометеорологических явлений;
· по страхованию скота и птицы - гибель (падеж), вынужденный убой (уничтожение) в результате инфекционных заболеваний, включенных в перечень, утверждаемый Министерством сельского хозяйства и продовольствия, пожара, взрыва, опасных гидрометеорологических явлений, разрушения (повреждения) мест содержания скота и птицы, а также вынужденный убой (уничтожение) скота и птицы по распоряжению специалиста ветеринарной службы в связи с проведением мероприятий по борьбе с эпизоотией, за исключением гриппа птиц.
Страховой взнос уплачивается безналичным путем в следующем порядке [20]:
· 5 процентов рассчитанного страхового взноса - страхователем единовременно при заключении договора обязательного страхования сельскохозяйственной продукции;
· 95 процентов рассчитанного страхового взноса - страховщику в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, за счет средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, предусмотренных на эти цели:
Страховой взнос по договору обязательного страхования сельскохозяйственной продукции рассчитывается страховщиком по каждому виду сельскохозяйственной культуры, скота и птицы отдельно путем умножения страховой суммы по этому виду сельскохозяйственной культуры, скота и птицы на страховой тариф. Страховые тарифы по обязательному страхованию сельскохозяйственной продукции ежегодно утверждаются Президентом Республики Беларусь. На 2011 год были установлены следующие страховые тарифы (табл. 1).
Таблица 1. Перечень сельскохозяйственных культур, скота и птицы и страховые тарифы по обязательному страхованию с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы на 2011 год
Наименование |
Страховой тариф (в процентах от страховой суммы) |
|||||
Брестская |
Витебская |
Гомельская |
Гродненская |
Минская |
Могилевская |
|
Озимая пшеница |
1,82 |
2,19 |
2,92 |
1,49 |
1,12 |
1,86 |
Озимая тритикале |
1,59 |
2,83 |
2,39 |
1,42 |
1,27 |
2,62 |
Яровая пшеница |
1,96 |
3,35 |
2,33 |
1,69 |
1,34 |
1,96 |
Племенной крупный |
0,054 |
0,054 |
0,054 |
0,054 |
0,054 |
0,054 |
Племенные свиньи |
0,541 |
0,541 |
0,541 |
0,541 |
0,541 |
0,541 |
Родительское стадо |
0,735 |
0,735 |
0,735 |
0,735 |
0,735 |
0,735 |
Примечание. Источник: [20]
Страховое возмещение за погибшее (утраченное, поврежденное) имущество определяется исходя из суммы ущерба, причиненного в результате наступления страхового случая, рассчитываемого:
- в случае гибели застрахованного имущества – действительная стоимость погибшего имущества на день страхового случая за вычетом стоимости остатков, годных к использованию или реализации (при их наличии);
- в случае утраты застрахованного имущества – действительная стоимость данного имущества на день страхового случая;
- в случае повреждения имущества – сумма восстановительных расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось непосредственно перед наступлением страхового случая, по ценам на день составления сметы (калькуляции) на восстановительные работы, но не более действительной стоимости имущества на день страхового случая.
Сельское хозяйство отличается ярко выраженным сезонным характером производства и неравномерностью кругооборота капитала. Поэтому кругооборот капитала имеет дифференцированные периоды обращения в зависимости от технологических особенностей основных отраслей производства. Участвуя в формировании оборотных средств и расширении производства, кредит способствует эффективному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов [17].
Для получения кредита предприятие-кредитополучатель до заключения кредитного договора представляет в банк бухгалтерскую отчетность за отчетный период, определенный банком; копии договоров (контрактов) в подтверждение кредитных сделок, исходные данные о требуемом кредите (целевое назначение, размер, предполагаемые способы обеспечения исполнения обязательств) и другие по усмотрению банка документы. Кредитополучатель — юридическое лицо, текущий (расчетный) счет которого открыт в ином банке, к указанному перечню документов дополнительно обязан представить копии учредительных документов; копию документа о государственной регистрации; карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиск печати владельца счета. Эти копии должны быть заверены нотариально или вышестоящим органом, производившим регистрацию.
На основании представленных документов, а также с учетом иной информации специалистами банка составляется письменное заключение, на основании которого, а также в соответствии с локальными нормативными актами банка и законодательства Республики Беларусь уполномоченный орган банка принимает решение о предоставлении банком денежных средств кредитополучателю. Положительное решение о предоставлении денежных средств является основанием для заключения кредитного договора между банком и кредитополучателем. Оценка кредитоспособности клиента — важнейший предварительный этап для решения вопроса о выдаче кредита [18].
Таким образом, в процессе своего функционирования предприятия вступают в многочисленные финансовые отношения с другими сферами и звеньями финансовой системы страны. Эффективность данных отношений зависит от грамотно организованной финансовой работы на предприятии, а также от степени и уровня развития конкретных финансовых институтов и финансовой системы государства в целом.
2.3Финансы предприятий – основа финансовой системы Республики Беларусь
В финансовой системе государства и структуре финансовых взаимоотношений экономики финансы предприятий занимают исходное определяющее положение, т.к. обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные блага и формируется основная масса финансовых ресурсов страны.
Финансы предприятий сферы материального производства - это исторически сложившаяся экономическая категория. Она возникла с появлением товарно-денежных отношений. Исходным условием возникновения финансов предприятия является товарное производство, опосредованное денежными отношениями, а началом финансовых отношений является создание доходов в сфере производства и последующее их распределение и перераспределение [23].
Финансы предприятий возникли и существуют как финансы сферы материального производства. На их основе сформировались остальные звенья финансовой системы государства и группы более сложных категорий - налоги, государственные доходы и расходы, государственный бюджет, страхование, государственный кредит и т.д.
Финансы предприятий – денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов субъектов хозяйствования и их использованием на цели расширенного воспроизводства и выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой государства [23].
Предприятия в своей деятельности формируют финансовую политику, направленную на решение главных стратегических задач:
·максимизация прибыли;
·оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости;
·достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов;
·обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
·создание эффективного механизма управления финансами;
·использование рыночных механизмов привлечения финансовых средств.
Для успешного решения данных задач предприятиям необходима современная организация их финансов, основанная на следующих принципах [22]:
1. Принцип оперативно-хозяйственной самостоятельности выражается в определенной экономической обособленности предприятий, которые располагают необходимыми основными фондами и оборотными средствами, самостоятельно составляют и утверждают свои планы, самостоятельно осуществляют свою хозяйственную деятельность и т.д.
2. Принцип прогнозирования и плановости, которые обеспечивают соответствие объема продаж, издержек и инвестиций потребностям рынка с учетом конъюнктуры, а также платежеспособного спроса.
3. Принцип финансовой устойчивости связан с обеспечением финансовой независимости, т.е. соблюдением критической (оптимальной) точки удельного веса собственного капитала в общей его величине и платежеспособности предприятия.
4. Принцип рентабельности и самофинансирования, обеспечивающие полную окупаемость затрат по простому и расширенному воспроизводству.
5. Принцип создания финансовых резервов обусловлен необходимостью формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих предпринимательскую деятельность в условиях рисков, связанных с колебаниями рыночной конъюнктуры.
6. Принцип гибкости и маневренности обеспечивает возможность лавирования в случае недостижения прогнозных объемов продаж, превышения плановых затрат и т.д.
7. Принцип материальной ответственности предприятий обеспечивает их ответственность за сохранность, рациональное и эффективное использование оборотных и внеоборотных активов, соблюдение договорных и других обязательств
8. Принцип материальной заинтересованности является движущим мотивом деятельности предприятий, его реализация может быть обеспечена высокой оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций распределения прибыли [22].
Основу функционирования предприятия, финансирования его текущей деятельности составляет капитал предприятия. Капитал - это вложения в активы организации, используемые для производства и реализации товаров с целью получения прибыли. В общем, под капиталом можно подразумевать инвестированные ресурсы. Капитал является одной из главных составляющих производства. Без него невозможна производственная и коммерческая деятельность.
Основной капитал предприятия представляет собой денежные средства, вложенные в долгосрочные активы с целью их использования в течение длительного времени для получения прибыли.
К основному капиталу относятся основные средства, нематериальные активы и прочие внеоборотные активы. Основные средства как элемент активов предприятия по своему экономическому содержанию представляют многократно используемые в хозяйственной деятельности средства труда, не изменяющие свою первоначальную натурально-вещественную форму, функционирующие в течение длительного срока и по частям переносящие свою стоимость на готовую продукцию в виде амортизационных отчислений. Это здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транс- портные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства. К основным средствам относятся также капитальные вложения на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты. К нематериальным активам в составе основного капитала относят не имеющие физической формы неденежные активы, предназначенные для использования в производстве или поставке товаров и услуг, для административных целей или сдачи в аренду (право на изобретение полезную модель, товарный знак, программы ЭВМ и т.д.) [23].
Оборотный капитал представляет собой денежные средства, инвестируемые предприятием в текущие активы. Он обеспечивает весь цикл производства и реализации продукции от заготовки сырья, материалов до реализации готовых изделий. По материально-вещественному признаку в состав оборотных средств включаются оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Оборотные производственные фонды состоят из предметов труда (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части), средств труда (малоценные быстроизнашивающиеся предметы и инструменты) со сроком службы менее одного года или стоимостью не более 30 базовых величин, незавершенного производства. Оборотные производственные фонды составляют наибольший удельный вес (свыше 70%) в составе всех оборотных средств (оборотных активов) промышленных предприятий. Оборотные производственные фонды вступают в производство в своей натуральной форме, в процессе изготовления продукции целиком потребляются и переносят свою стоимость на стоимость создаваемого продукта [23].
Средства предприятий, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но неоплаченные, средства в расчетах, краткосрочные ценные бумаги, денежные средства в кассах и на счетах в банках составляют фонды обращения .
В процессе производства и реализации оборотные средства совершают непрерывный кругооборот, двигаясь из сферы обращения в сферу производства и обратно, принимая последовательно форму фондов обращения и оборотных производственных фондов.
Первоначальное формирование оборотных средств осуществляется при создании предприятия и образовании его уставного фонда. Источниками собственных оборотных средств на этом этапе выступают средства учредителей, выручка от продажи акций, поступления от других предприятий, участвующих в реализации совместных проектов, целевое финансирование из бюджета [23].
По мере развития предпринимательской деятельности потребность в оборотных средствах меняется. Поэтому на действующих предприятиях финансирование оборотных средств сводится к необходимости обеспечения источниками:
Финансирование прироста оборотных средств обеспечивается за счет собственных, приравненных к собственным источников, заемных и привлеченных средств.
К собственным источникам относятся: чистая прибыль, нераспределенная прибыль прошлых лет, остатки фондов и резервов предприятия, временно не используемые по целевому назначению.
Источниками формирования оборотных средств выступают также устойчивые пассивы – это не принадлежащие организации средства, но постоянно находящиеся в его обороте, а поэтому, приравненные к собственным. По существу это устойчивая кредиторская задолженность.
К устойчивым пассивам относятся:
- минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям в ФСЗН.
- резерв предстоящих платежей, авансы заказчиков;
- минимальная задолженность перед бюджетом по налогам.
При недостаточности собственных и приравненных к ним средств для финансирования прироста норматива оборотных средств привлекаются заемные средства (банковский и коммерческий кредит). Заемные средства используются для финансирования оборотных средств и в виде кредиторской задолженности.
Таким образом, в финансовой системе государства и структуре финансовых взаимоотношений экономики финансы предприятий занимают исходное определяющее положение. Финансы предприятий – денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов субъектов хозяйствования и их использованием на цели расширенного воспроизводства и выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой государства. Основу функционирования предприятия, финансирования его текущей деятельности составляет капитал предприятия. Капитал - это вложения в активы организации, используемые для производства и реализации товаров с целью получения прибыли [23].
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Совершенствование финансовой системы Республики Беларусь, повышение ее надежности и инвестиционного потенциала требуют развития финансового рынка.
Основные цели и направления совершенствования финансовой системы Республики Беларусь на современном этапе — формирование конкурентоспособного и информационно прозрачного финансового рынка, повышение его емкости за счет роста капитализации, притока внутренних и внешних инвестиций его участников, а также обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры [13].
Для обеспечения устойчивого экономического роста в республике и привлечения внешних и внутренних инвестиций предусматривается дальнейшее развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов, лизинговых и небанковских кредитно–финансовых организаций, инвестиционных и иных фондов. Созданы достаточные предпосылки для развития основных элементов инфраструктуры финансового рынка и формирования в Беларуси биржевой и депозитарной систем, отвечающих мировым стандартам.
При этом главными задачами банковского сектора будут повышение его устойчивости и эффективности, рост потенциала и совершенствование банковских инструментов.
Для решения задач банковского сектора необходимы:
- расширение спектра банковских услуг и повышение их качества, внедрение современных стратегий продаж банковских услуг на розничном и корпоративном сегментах банковского рынка;
- совершенствование институциональной структуры банковского сектора за счет снижения его концентрации, привлечения частных инвесторов, оптимизации филиальной сети банков, развития банковской инфраструктуры;
- повышение информированности населения и организаций об условиях предоставления банковских услуг, новых банковских продуктах, рисках банковской деятельности;
- улучшение качественных параметров деятельности банков, обеспечивающих способность противостоять внутреннему и внешнему дестабилизирующему воздействию и адекватно выполнять свои функции в экономике (снижение проблемных активов банков до 4 процентов);
- обеспечение жесткого контроля за сохранностью частных вкладов граждан Республики Беларусь, своевременностью и полнотой выполнения банками обязательств перед вкладчиками [11];
- совершенствование пруденциальных требований и надзорных процедур на всех уровнях надзорного процесса путем внедрения международных стандартов, развития методов надзора, ориентированного на оценку и ограничение рисков, а также методов надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе;
- повышение требований к допуску на рынок банковских услуг;
- дальнейшая либерализация валютного законодательства, совершенствование деятельности банков в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
Развитие национальной платежной системы будет направлено на повышение ее надежности и безопасности. Решение данных задач базируется на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно–технической инфраструктуры автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии и совершенствовании систем стандартизации и сертификации. Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков к концу 2015 года будет не ниже 99,5 процента от ее дневного фонда рабочего времени [12].
Развитие сектора страхования будет направлено на повышение емкости, надежности, конкурентоспособности, эффективности национального страхового рынка и уровня капитализации страховых организаций.
Для этого потребуется:
1. стимулирование развития добровольных видов страхования, особенно относящихся к страхованию жизни;
2. совершенствование национальной системы страхования экспортных рисков;
3. развитие инфраструктуры страховых организаций, в том числе в малых и средних городах;
4. повышение качества страховых услуг и внедрение новых страховых продуктов, востребованных на рынке;
5. внедрение современных, соответствующих международным принципам стандартов надзора и регулирования страховой деятельности.
Ожидается, что страховые взносы на душу населения возрастут более чем в 6 раз, отношение активов сектора страхования к ВВП к концу пятилетия достигнет 2 процентов [12].
Развитие сектора ценных бумаг и производных финансовых инструментов будет направлено на превращение его в эффективный механизм перераспределения ресурсов и аккумулирования денежных средств на инвестиционные проекты.
Предполагается:
· формирование ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг и его наполнение разнообразными финансовыми инструментами;
· развитие институтов финансового посредничества на рынках ценных бумаг и производных финансовых инструментов;
· совершенствование системы регулирования и надзора за рынком ценных бумаг в соответствии с принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам и стандартам Европейского союза;
· обеспечение условий для развития интеграционных процессов, способствующих совершенствованию и расширению сфер взаимодействия национальных рынков ценных бумаг и производных финансовых инструментов с мировыми финансовыми институтами и структурами.
Развитие сектора производных финансовых инструментов в Республике Беларусь будет основано на создании условий для обращения на национальном рынке всего спектра производных финансовых инструментов, активно используемых в мировой практике, а также участии национальных резидентов в схемах заимствования на иностранных рынках с использованием данных инструментов [12].
Планируется дальнейшее расширение разновидностей производных финансовых инструментов (форвардных, контрактных, фьючерсов, опционов, варрантов, конвертируемых ценных бумаг, операций СВОП, РЕПО).
Посредством развития лизинга предусматривается решение следующих задач: модернизация и техническое развитие производственного сектора экономики, создание условий для ускоренного развития стратегически важных отраслей, приобретение высокотехнологичного оборудования, стимулирование притока капитала в производственную сферу, продвижение продукции отечественных производителей на зарубежные рынки.
Развитие инвестиционных фондов будет направлено на создание эффективного механизма инвестирования средств в национальную экономику. Это потребует:
1. внедрения принципа единства стандартов инвестирования применительно ко всем формам институциональных инвесторов;
2. разработки нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность инвестиционных компаний, управляющих компаний;
3. определения основных принципов взаимодействия национальных и зарубежных инвестиционных фондов и компаний;
4. создания институтов коллективных инвесторов в форме инвестиционных фондов различных видов (открытых, закрытых, инвестиционных, паевых, пенсионных, венчурных, инновационных) [12].
Внедрение на финансовом рынке механизмов в виде компенсационных (гарантийных) фондов будет важным элементом системы защиты законных прав и интересов инвесторов.
Создание и развитие указанных фондов направлено на снижение инвестиционных рисков (прежде всего риска банкротства финансовых организаций и риска недобросовестного исполнения обязанностей при оказании услуг инвесторам), выравнивание условий совершения инвесторами операций с финансовыми активами. Особенно благоприятную роль они должны сыграть в части финансовой поддержки предпринимательства.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Проведенное в работе исследование позволяет сделать ряд выводов:
1. Финансы – экономические отношения по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на расширенное воспроизводство и общегосударственные нужды. Финансы как часть производственных, денежных отношений имеют объективный характер и выступают как экономическая категория. Сущность финансов проявляется в их функциях. Выделяют распределительную и контрольную функции финансов. Переход на рыночные методы хозяйствования положительно сказывается на объеме, структуре и направлениях использования финансовых ресурсов. В условиях финансовой самостоятельности каждый объект хозяйствования может сформировать источники расширенного производства за счет собственных финансовых ресурсов.
2. Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая политика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:
- Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг.;
- Программой деятельности Правительства на 2011- 2015 гг.;
- Законом Республики Беларусь о бюджете на соответствующий год и др.
3. В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Различают две основные мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство. Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. В основе кейнсианства — государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразований.
4. Финансовая система государства – совокупность находящихся в определенной взаимосвязи финансовых институтов, посредством которых государство осуществляет первичное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода с целью образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. В состав финансовой системы государства включаются 2 крупные сферы: финансы предприятий (децентрализованные финансы) и общегосударственные финансы (централизованные финансы). Отдельной сферой финансовой системы являются органы управления финансами, которые организуют деятельность всех других сфер.
5. Осуществляя свою производственно-финансовую деятельность, предприятия и организации не могут функционировать обособленно. Каждое предприятие вступает в определенные отношения с различными сферами и звеньями финансовой системы государства (бюджет, страхование, кредит и т.д.). Отношения предприятий АПК с бюджетом включают отношения по уплате предприятиями налогов и платежей, а также организацию государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий.
Основанием для вступления сельскохозяйственного предприятия в страховые отношения является заключение договора страхования между страхователем и страховщиком. Система обязательного сельскохозяйственных культур и животных введена в Республике Беларусь с 01 января 2008 года. Вопросы обязательного страхования сельскохозяйственного производства регулируются Указом Президента Республики Беларусь №764 (ред. от 31.12.2006) «Вопросы обязательного страхования сельскохозяйственных культур, скота и птицы».Сельское хозяйство отличается ярко выраженным сезонным характером производства и неравномерностью кругооборота капитала. Поэтому кругооборот капитала имеет дифференцированные периоды обращения в зависимости от технологических особенностей основных отраслей производства. Участвуя в формировании оборотных средств и расширении производства, кредит способствует эффективному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.
6. В финансовой системе государства и структуре финансовых взаимоотношений экономики финансы предприятий занимают исходное определяющее положение. Финансы предприятий – денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов субъектов хозяйствования и их использованием на цели расширенного воспроизводства и выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой государства. Основу функционирования предприятия, финансирования его текущей деятельности составляет капитал предприятия. Капитал - это вложения в активы организации, используемые для производства и реализации товаров с целью получения прибыли.
В качестве основных мероприятий по совершенствованию финансовой системы Республики Беларусь хотелось бы выделить следующие:
1. создание конкурентоспособного и информационно прозрачного финансового рынка;2. дальнейшее развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка ценных бумаг, инвестиционных фондов;3. расширение разновидностей производных финансовых инструментов (форвардных, контрактных, фьючерсов, опционов, варрантов, конвертируемых ценных бумаг, операций СВОП, РЕПО).БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг: Введение в фондовые операции. – М.: Финансы и статистика, 1999г.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. Государственное регулирование финансов.
3. Банки и банковские операции. Учебник./Под ред. Жукова Е.Ф. – М.:1997г.
4. Банковское дело. Учебник./Под ред. Лаврушина О.И. – М.:1998г.
5. Берлин С.И. Теория финансов: учеб. пособие. – М.: Издательство Приор, 1999. – 256 с.
6. Государственные финансы: учеб. пособие / Под ред. Г.К. Мультана. - Мн.: БГЭУ, 2005. – 176 с.
7. Валютный рынок и валютное регулирование: Учеб. Пособие // под ред. Платоновой И.Н. – М.: БЕК, 1996.
8. Грачев Н.Н. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь. Мн.: ООО «Мисанта», 1999.
9. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Юнити, 2000г.
10. Декрет Президента РБ от 13 июля 1999 г. № 27 “О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции”.
11. . Программа деятельности Правительства на 2011- 2015 гг./ Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2011 г. № 216;
12. Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008 – 2010 годы / Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь 21.01.2008 № 78/1
13. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг.
14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2002. – 704 с.
15. Сабанти Б.М. Теория финансов: учебное пособие. М.: Юрайт, 1998. – 214 с.
16. Теория финансов: Учебное пособие 2-е изд., стереотип / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351с.
17. Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. – 416 с.
18. Управление финансами предприятия: Справочно-практическое пособие / Т.И. Вуколова, И.Н. Жук, Е.Ф. Киреева и др. – Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2005. – 224 с.
19. Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг».
20. Указ Президента Республики Беларусь №764 (ред. от 31.12.2006) «Вопросы обязательного страхования сельскохозяйственных культур, скота и птицы».
21. Указ Президента Республики Беларусь от 24.01.2011 г. № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций».
22. Финансы предприятий: Учебник / Л.Г. Колпина, Т.И. Кондратьева, А.А. Лапко и др.; 2-е изд. – Мн.: Выш. школа, 2004. – 336с.
23. Финансы предприятий: Уч. пособие / Н.Е. Заяц; под общей ред. Н.Е. Заяй, Т.И. Василевской. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 423 с.
24. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие / М.К. Фисенко. – Минск: Соврем. Шк., 2008. – 184 с
25. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Изд. дом «Дашков и Ко », 2000. – 752с.