Финансово-экономический контроль Министерства Российской Федерации по налогам и сборам

СОДЕРЖАНИЕ: Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Контроль и ревизия»

на тему: «Финансово-экономический контроль Министерства Российской Федерации по налогам и сборам»

Воронеж – 2010


Оглавление:

Введение. 3

1. Функции, полномочия и обязанности Минфина России в области финансово-экономического контроля. 4

2. Контрольные органы МНС России. 9

3. Порядок осуществления финансово-экономического контроля органами МНС России. 12

Заключение. 17

Список использованной литературы…………………………………….18

Введение

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и состояние финансового контроля. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями.


1. Функции, полномочия и обязанности налоговых органов в области финансово-экономического контроля

Главными задачами налоговых органов являются : контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и настоящим Законом.

Налоговым органам предоставляется право:

1. Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке. Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

2. Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

3. Получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. Должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций.

4. Обследовать, с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий, любые используемые для извлечения доходов, либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. В случаях отказа граждан допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию указанных помещений налоговые органы вправе определять облагаемый доход таких лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов, и с учетом обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью.

5. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.

6. Приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

7. Изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Объем и состав изымаемых документов определяются инструкцией Министерства финансов Российской Федерации.

8. Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

9. Взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

10. Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

11. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:

- о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

- о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

- о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

12. Создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением.

13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Для обеспечения уплаты налогов налоговые органы наделены полномочиями контролирующего характера и мерами воздействия на нарушителей налогового законодательства и выполняют три основные функции:

1. контроль за исполнением обязанности по уплате налогов;

2. осуществление валютного контроля;

3. административно-юридикционная деятельность, т.е. налоговые органы, выявляют и самостоятельно рассматривают дела об административных правонарушениях.

Должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации:

- соблюдать законодательство о налогах и сборах

- осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов

- вести в установленном порядке учет налогоплательщиков

-бесплатно проводить разъяснительную работу, вовремя информировать налогоплательщиков о внесенных изменениях в налоговый кодекс

- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов

- соблюдать налоговую тайну

- направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа

- налоговые органы при выявлении обстоятельств позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах содержащего признаки преступления обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- налоговые органы несут также другие обязанности предусмотренные налоговым кодексом или иными федеральными законами.


2. Контрольные органы МНС России

Система ФНС России условно делится на три уровня:

Общефедеральный - центральный федеральный орган исполнительной государственной власти (ФНС России). Оно возглавляется Министром Российской Федерации, назначаемым Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства РФ. Заместители руководителя назначаются по его представлению Правительством Российской Федерации.

Региональный - налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации краям, областям, автономным образованьям, городам (т.е. инспекции по субъектам Федерации). Руководители этих инспекций назначаются руководителем Госналогслужбы России. В инспекциях этого уровня также образуются коллегии.

Местный - налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах. Руководители этих инспекций назначаются Руководителями вышестоящих налоговых органов.

Различным звеньям Госналогслужбы свойственны различные функции. Между тем всем звеньям - общефедеральному, региональному и местному присущи и некоторые общие функции, поскольку все они осуществляют непосредственный контроль за соблюдением плательщиками налогового законодательства.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ О налоговых органах Российской Федерации» они образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства России, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также контроля в пределах компетенции, за соблюдением валютного законодательства. В ст. 2 закона определено, что единая централизованная система налоговых органов состоит из ФНС России и её территориальных органов.

ФНС России, функции и полномочия осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. При этом вышестоящие налоговые органы правомочны отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ и другим законам .

Единая, независимая, централизованная система налоговых органов включает в себя (рис.1):

Федеральный орган исполнительной власти – ФНС Росси;

Его территориальные органы:

Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации.

Межрегиональные инспекции ФНС России.

Инспекции ФНС России по районам.

Инспекции ФНС России по районам в городах .

Инспекции ФНС России по городам без районного деления.

Инспекции ФНС России межрайонного уровня.

А также:

Подведомственные организации.


Рис. 1. Система органов ФНС


3. Порядок осуществления финансово-экономического контроля органами МНС России

Суть выездной налоговой проверки — контроль за правильнос­тью исчисления и уплаты налогов, указанных в решении на про­ведение проверки, на основе изучения как документальных источ­ников информации, так и фактического состояния объектов нало­гообложения.

Выездная налоговая проверка проводится на основании реше­ния руководителя (его заместителя) налогового органа.

Указанное решение должно иметь ряд реквизитов, придающих ему юридическую силу:

1) наименование налогового органа; номер решения и дату его
вынесения;

2) наименование налогоплательщика, в отношении которого
назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой
проверки филиала или представительства налогоплательщика-ор­ганизации помимо наименования организации указываются на­
именование филиала или представительства, у которого назнача­ется проверка, а также код причины постановки на учет); иденти­фикационный номер налогоплательщика. Налоговый орган может
проводить как проверку организации с учетом всех ее филиалов и
обособленных подразделений, так и проверку филиалов и предста­вительств организации независимо от проведения проверки самой
организации;

3) период финансово-хозяйственной деятельности налогопла­тельщика либо его филиала или представительства, за который
проводится проверка;

4) вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится
проверка). Налогоплательщику следует обращать внимание на
виды налогов, подлежащих проверке. Допустим, в решении была
указана проверка налога на прибыль. Если в ходе проверки у налогового органа возникнет необходимость проверки налога на иму­щество, то им должно быть принято новое решение о назначении проверки. В ином случае результаты проверки налога на имуще­ство могут быть признаны недействительными по формальному признаку — отсутствие в решении указания на проверенный налог. Кроме того, по общему правилу действует запрет на проведение проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налого­вый период;

5) фамилии, инициалы, должности и классные чины (специаль­ные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных и контролирующих орга­нов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в ус­тановленном порядке); подпись лица, вынесшего решение, с ука­занием его фамилии, инициалов, должности и классного чина.

Форма решения утверждена приказом МНС России «Об ут­верждении Порядка назначения выездных налоговых проверок» от 08.10.99 г. №АП-3-16/318.

Продолжительность выездной налоговой проверки не должна превышать более двух месяцев.

В исключительных случаях срок проверки может быть увеличен до трех месяцев. Срок проверки должен быть продлен решением вышестоящего налогового органа. В срок проведения проверки не засчитывается период между вручением налогоплательщику тре­бования о представлении документов в соответствии со ст. 93 На­логового кодекса (далее — НК РФ), на основании которых у нало­гоплательщика имеется пять дней для предоставления требуемых документов.

По общему правилу проверка проводится вне места нахождения налогового органа. Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявле­нии этими лицами служебных удостоверений и решения руково­дителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

В ходе выездной налоговой проверки проводятся следующие мероприятия:

- истребование документов;

- инвентаризация имущества;

- осмотр;

- выемка (изъятие) документов;

- встречные проверки;

- привлечение свидетелей, специалистов, переводчиков;

- проведение экспертиз.

Порядок проведения перечисленных мероприятий регламенти­рован ст. 90 - 98 НК РФ.

В ходе выездной налоговой проверки должностные лица нало­говых органов исследуют документы, имеющие значение для фор­мирования выводов о правильности исчисления и уплаты прове­ряемых налогов и сборов:

- устав организации;

- учредительные документы;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- налоговые декларации;

- бухгалтерскую отчетность;

- банковские и кассовые документы;

- счета-фактуры и другие первичные документы;

- другие документы, необходимые для исчисления и уплаты на­
логов.

В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налого­вого органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налого­вого агента необходимые для проверки документы. Требование о предоставлении указанных документов должно содержать наиме­нование и вид необходимых для проверки документов. Указанное требование подписывается должностным лицом налогового орга­на, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования.

Оформление результатов выездной налоговой проверки регу­лируется ст. 100 НК РФ.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке упол­номоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой ор­ганизации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подпи­сать акт делается соответствующая запись в акте. В случае когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой провер­ки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должны быть указаны документаль­но подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявлен­ные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных наруше­ний и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответствен­ность за данный вид налоговых правонарушений.

В соответствии с Инструкцией МНС России от 10.04.2000 г. № 60 не позднее двух месяцев после составления справки о прове­денной проверке уполномоченными должностными лицами нало­говых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки по указанной в инструкции форме.

Инструкция устанавливает единые требования к составлению и форме акта выездной налоговой проверки налогоплательщиков, к порядку вынесения решения по результатам рассмотрения мате­риалов проверки, а также к порядку производства по делу о нару­шениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лица­ми, не являющимися налогоплательщиками.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой про­верки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, из­ложенными в акте проверки, а также с выводами и предложени­ями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возраже­ния по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объ­яснению (возражению) или в согласованный срок передать на­логовому органу документы (их заверенные копии), подтверж­дающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

В течение не более 14 дней руководитель (заместитель руково­дителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.


Заключение

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство РФ по налогам и сборам, которое не только разрабатывает налоговую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения МНС в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, МНС осуществляет финансовый контроль соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей.

По результатам контроля МНС вправе требовать устранения выявленных нарушений. Большую роль в проведении налогового контроля играет осуществляемое МНС контролирование соблюдения законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью

Следует отметить, что полномочия МНС РФ распространяются на контроль над соблюдением плательщиками налогового законодательства не только федерального уровня, но и регионального и местного.
Список литературы.

1. Макоев О.С., Ревизия и контроль/ Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Родионов В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник.-М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005

3. Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.08.2002 N 649,от 01.12.2003 N 729)

4. Закон РФ О налоговых органах Российской Федерации от 21. 03. 91 № 943-1 (ред. от 07. 11. 2000 г. № 135-ФЗ)

Скачать архив с текстом документа