Финансовое планирование в организации ООО СтройДорМашЛизинг

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Финансовый механизм компании 1.1 Сущность финансов и финансового механизма предприятий 1.2 Функции и принципы организации финансовой деятельности предприятий

СОДЕРЖАНИЕ

[1] .

Безусловно, в отдельных ситуациях могут срабатывать и другие критерии, однако критерий экономической эффективности в приложении к бизнесу с очевидностью является доминирующим.

В терминах финансов предприятие может быть представлено как совокупность притоков и оттоков денежных средств, имеющих место в результате ранее сделанных инвестиций. Для того чтобы совокупность этих потоков была оптимальной, в любом предприятии формируется некая организационная структура управления финансами. Эта структура призвана не только оптимизировать ресурсный поток, но и обеспечить реализацию описанных выше основных функций финансов.

В основе системы управления — так называемая организационная структура, т. е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных подразделений. Без сомнения, важнейшим компонентом общей системы управления деятельностью предприятия является его система управления финансами. В зависимости от величины предприятия и масштабов его деятельности оргструктура управления финансами может существенно варьировать.

В малом предприятии эта структура может вообще отсутствовать, а все финансовые вопросы могут решаться руководителем предприятия совместно с главным бухгалтером. Более того, напомним, что согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете[2] » руководители предприятий могут в зависимости от объема учетной работы:

• учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

• ввести в штат должность бухгалтера;

• передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

• вести бухгалтерский учет лично.

Таким образом, не исключена ситуация, когда какая-либо самостоятельная финансовая служба отсутствует вообще, а все решения финансового характера руководителем принимаются самостоятельно.

Что касается крупного предприятия, то подобная служба в организационном плане обязательно обособляется. Поскольку никакая оргструктура не может быть создана раз и навсегда в неизменной форме, процесс ее формирования и оптимизации протяжен во времени. При этом пытаются соблюдать ряд принципов. Приведем их краткую характеристику.

Принцип экономической эффективности Его смысловая нагрузка определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятия с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимизация оргструктуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике — иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна.

Принцип финансового контроля Деятельность предприятия в целом, его подразделений и отдельных работников должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показывает, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным. В частности, одним из важнейших способов контроля за конгруэнтностью целевых установок собственников компании и ее управленческого персонала является проведение аудиторских проверок. Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг (бухгалтерский учет, оценка, налоговое планирование, управление корпоративными финансами и др.). Внутренний финансовый контроль осуществляется путем организации системы внутреннего аудита.

В крупных компаниях всегда имеется служба внутреннего аудита; более того, в экономически развитых странах созданы так называемые институты внутренних аудиторов. В качестве примера можно упомянуть об американском Институте внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors), членами которого становятся его выпускники — сертифицированные внутренние аудиторы (certified internal auditors), являющиеся специалистами по внутрифирменному финансовому анализу и контролю.

Принцип финансового стимулирования (поощрение/наказание). Этот принцип по сути тесно корреспондирует с предыдущим, а смысл его заключается в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания (речь, естественно, идет о мерах финансового характера). Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации так называемых центров ответственности.

Принцип материальной ответственности. В любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Составным элементом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако основные из них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.

Индивидуальная материальная ответственность означает, что конкретное материально-ответственное лицо (кладовщик, руководитель подразделения, продавец, кассир и др.) заключает договор с руководством предприятия, согласно которому любая недостача товарно-материальных ценностей, т. е. их выбытие, не сопровождающееся оправдательными документами, должна быть возмещена этим лицом. В некоторых ситуациях устанавливаются нормативы, в пределах которых может иметь место отклонение учетных оценок от фактических; в этом случае материально-ответственное лицо должно возместить лишь сверхнормативные потери (в частности, в торговле за счет прибыли до налогообложения делаются резервы на забывчивость покупателей, на усушку и утруску товаров и др.). Перечень материально-ответственных лиц определяется предприятием.

В случае коллективной материальной ответственности за возможные недостачи отвечает уже не конкретное материально-ответственное лицо, а коллектив (например, бригада продавцов, сменяющих друг друга в отделе магазина, когда рабочая смена меньше общей продолжительности рабочего дня магазина в целом). Эта форма ответственности помогает избежать неоправданно частых инвентаризаций.


2 Анализ финансового механизма ООО «СтройДорМашЛизинг»

2.1 Краткая характеристика объекта исследования

Организационно-правовая форма предприятия – Общество с ограниченной ответственностью «СтройДорМашЛизинг».

Сокращенное наименование ООО «СтройДорМашЛизинг».

Юридический адрес: Российская Федерация, 115409, г. Москва, ул. Москворечье, д. 43.

Директор предприятия – Галаган Евгений Вячеславович.

Общество с ограниченной ответственностью «СтройДорМашЛизинг» было создано 29 января 2004 года. Предприятие зарегистрировано 29 января 2004 года в Управлении государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности г. Москва.

ООО «СтройДорМашЛизинг» является коммерческой организацией, созданной на неопределенный срок и имеет своей целью объединение экономических интересов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов его участников (акционеров) для удовлетворения потребностей в продукции и услугах Общества и извлечения прибыли.

ООО «СтройДорМашЛизинг» является обществом с ограниченной ответственностью. Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации.

Форма собственности – частная, уставный капитал – 10000 рублей.

Сфера деятельности компании – комплексное снабжение предприятий промышленным оборудованием, материалами и инструментами на условиях лизинга; оптовая торговля.

Целью деятельности является – создание современной системы качественного снабжения, обеспечивающей поддержку плановой, ритмичной и эффективной работы предприятий.

Фирма «СтройДорМашЛизинг» пятый год работает на российском рынке. За это время значительно расширился ассортимент предлагаемого оборудования, стали более выгодными и удобными условия поставок.

Важнейшая задача компании – создание системы качественного снабжения предприятий для обеспечения ритмичной и эффективной работы. Только современная система снабжения, которая учитывает интересы и потребности предприятий, сможет обеспечить стабильность на рынке и возможность нормального развития.

Поставляемая продукция:

- сварочное оборудование и сварочные материалы;

- насосное оборудование, трубопроводная арматура и трубы;

- подъемно-транспортное и грузоподъемное оборудование;

- компрессорное оборудование;

- оборудование для ремонта газовых и нефтяных установок.

В распоряжении компании:

- квалифицированный штат сотрудников численностью 13 человек;

- распределенная система складов, оборудованных необходимыми средствами и техникой для организации быстрого и качественного приема, хранения, отпуска и отправки продукции заказчикам;

- автомобильный парк, обеспечивающий как внутригородские, так и междугородние перевозки по доставке товаров на склады компании и по адресам заказчиков.

Основные принципы работы компании:

- компетентность и профессионализм;

- доступность и полнота информации о товарах и ценах;

- ответственность за качество и сроки поставки оборудования:

- конкурентные цены;

- партнерские отношения с постоянными заказчиками;

- высокий уровень сервиса.

Среди поставщиков ведущие производители оборудования, продукция которых имеет необходимые сертификаты, высокие гарантии и пользуется заслуженным спросом у потребителей.

Примером российских поставщиков служат ЗАО «ЮИК», ООО «ЭнергоСистемаАвтоматика», ОАО «Электрокабель» Кольчугинский завод».

Среди постоянных покупателей ООО «Недра», ООО «Газфлот», ООО «СамараТрансГаз», ООО «ЮгТрансГаз», ООО «ТюменьТрансГаз».

Основной ассортимент товаров: электродвигатели, пенообразователи, щит КИП, регуляторы давления, трубы, насосы, кольца предохранительные, заглушки, манжета, праймер, мастика, зарядные устройства GPPB27.

Основные технико-экономические показатели по итогам работы ООО «СтройДорМашЛизинг» за 3 года, представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Основные показатели деятельности ООО «СтройДорМашЛизинг» за 2007 – 2009 гг., тыс. руб.

Показатели

Годы

Отклонение (+,-) 2009г. к 20086г.

2007

2008

2009

Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

52173

73448

132419

58971

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

46093

66083

123632

57549

Среднесписочная численность ППП, чел.

475

462

489

27

Производительность труда, руб.

109,8

159,0

270,8

111,8

Средняя величина основных средств, тыс. руб.

7 986

10 791

12 450

1659

Фондоотдача

6,5

6,8

10,6

3,8

Средняя величина оборотного капитала (оборотных активов), тыс. руб.

13 563

22 355

35 500

13145

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

3,8

3,3

3,7

0,4

Прибыль от продажи, тыс. руб.

6080

7365

8787

1422

Рентабельность продаж, %

11,7

10,0

6,6

-3,4

По результатам табл. 2.1 можно сделать следующие выводы:

- за 2008 г. выручка от продажи продукции увеличилась на 21275 тыс. руб. или 40,8 % и составила 73448 тыс. руб., за 2009 г. сумма выручки составила 132419 тыс. руб., что выше предыдущего показателя на 80,3 % или 58975 тыс. руб.;

- себестоимость товарной продукции (включая управленческие и коммерческие расходы) за 2008 г. увеличилась на 109945 тыс. руб. или 43,4 %, за 2009 г. произошло увеличение данного показателя на 87,1 % или 7 57549 тыс. руб., рост себестоимости продукции обусловлен увеличением цен на материалы, используемые при производстве продукции;

- в 2008 г. наблюдается снижение численности персонала на 13 чел., или 17,0% по сравнению с 2007 г., однако за 2009 г. среднесписочная численность составила 489 чел., что на 27 чел. выше чем за 2008 г. и на 14 чел. выше чем за 2006 г.;

- положительным фактором явилось увеличение производительности труда в 44,7раза в 2008 г., и на 70,3% в 2009 г.;

- в 2008 г. наблюдается рост среднегодовой стоимости основных средств на 2 806,0 тыс. руб. или 35,0% по сравнению с 2007 г., в 2009 г. среднегодовая стоимость основных средств составила 12 450,0 тыс. руб., что выше чем за 2008 г. на 1656,0 тыс. руб. или 15,0 %;

- в связи с ростом выручки предприятия в 2008 г. увеличилась фондоотдача основных производственных фондов предприятия на 4,2 %, также то, что темпы роста среднегодовой стоимости основных средств были ниже, чем выручки от продажи продукции привело к повышению данного показателя и в 2009 г. на 56,3 % по сравнению с 2007 г.;

- в 2009 г. снизилась оборачиваемость оборотных активов предприятия на 14,6 % по сравнению с 2008 г., что является негативным фактором деятельности предприятия, т.к. снижение оборачиваемости оборотных средств предприятия ведет к снижению выручки и прибыли от продажи продукции предприятия, в 2009 г. данный показатель повысился на 13,5 %;

- сумма прибыли от продажи продукции, работ услуг составила в 2008 г. 7365 тыс. руб., что выше на 21,1 % чем за 2007 г., в 2009 г. также наблюдается рост прибыли от продажи продукции на 19,3 % или 1422 тыс. руб. в 2009 г.;

- рентабельность продаж составила 11,7 %- в 2007 г.; 10,0 % - в 2008 г. и 6,6 % в 2009 г.

Рентабельность основного капитала рассчитываем делением прибыли от продаж на среднегодовую стоимость основных средств. Данный показатель снижается с 76,1 % до 70,6 % в 2009 г.

Таким образом, анализ основных показателей деятельности предприятия позволяет сделать вывод о том, что при общем росте объемов реализации продукции, среднегодового количества основных и оборотных фондов, а также численности персонала, рентабельность деятельности предприятия снижается. Это является свидетельством неэффективного управления финансовой деятельностью предприятия, отсутствия должного контроля за динамикой качественных и количественных показателей развития предприятия.

2.2 Анализ показателей финансовой деятельности предприятия

Бухгалтерский баланс ООО «СтройДорМашЛизинг» – один из основных документов финансовой отчетности предприятия. В нем отражается стоимостной состав имущества и источников его финансирования на первое число отчетного периода и первое число следующего за ним периода.

Данные баланса ООО «СтройДорМашЛизинг» позволяют оценить:

- структуру активов (имущества) предприятия, то есть соотношение внеоборотных и оборотных активов в составе имущества;

- состав оборотных активов;

- структуру пассивов;

- соответствие структуры имущества и структуры источников финансирования предприятия;

- платежеспособность предприятия на каждую отчетную дату.

Для общей оценки средств изучается их наличие, состав и структура и происходящие в них изменения. По данным баланса составим аналитическая таблица 2.2., в которой отражаются данные балансов за 2007 – 2009 гг.

К текущим активам в сфере производства относятся сырье и материалы, незавершенное производство и расходы будущих периодов. Остальные текущие активы относятся к сфере обращения.

Таблица 2.2

Структура активов баланса ООО «СтройДорМашЛизинг» в 2007 – 2009 гг., тыс. руб.

Наименование статей

Абсолютные величины, тыс. руб.

Относительные величины, %

2007

2008

2009

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

Актив

1. Долгосрочные активы

97360

107177

162175

84,2

80,2

78,5

2. Текущие активы, в том числе:

18244

26465

44535

15,8

19,8

21,5

- производства

11666

17523

22517

10,1

13,1

10,9

- обращения

6578

8942

22018

5,7

6,7

10,6

Баланс

115604

133642

206710

100,00

100,00

100,00

В пассиве баланса показываются источники средств предприятия. Таким образом, изучение пассива баланса дает ответ на вопрос «откуда предприятие взяло деньги», а анализ актива показывает, «куда предприятие их вложило».

Все источники средств, или капитал предприятия, по степени принадлежности подразделяются на собственные и заемные, а по продолжительности использования – на долгосрочные и краткосрочные.

Анализ состава и структуры источников собственных и заемных средств, вложенных в имущество ООО «СтройДорМашЛизинг», проведен в аналитической таблице 2.3.

Таблица 2.3

Структура пассивов баланса ООО «СтройДорМашЛизинг» в 2007 – 2009 гг., тыс. руб.

Наименование статей

Абсолютные величины

Относительные величины

2007

2008

2009

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

Пассив

Собственные средства

107374

121969

192562

92,9

91,3

93,2

Заемные средства, в том числе:

8230

11673

14148

7,1

8,7

6,8

- долгосрочные

127

222

0,1

0,1

- краткосрочные

8230

11546

13926

7,1

8,6

6,7

Баланс

115604

133642

206710

100,00

100,00

100,00

Рост величины активов за 2008 г. организации связан, главным образом, с ростом следующих позиций актива баланса (в скобках указана доля изменения данной статьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей):

1. Незавершенное строительство – 7830 тыс. руб. (43,3%)

2. Запасы: сырье, материалы и другие аналогичные ценности – 5777 тыс. руб. (31,9%)

3. Основные средства – 1927 тыс. руб. (10,6%)

4. Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) – 1588 тыс. руб. (8,8%)

Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам:

1. Резервный капитал – 14673 тыс. руб. (78,2%)

2. Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики – 3061 тыс. руб. (16,3%)

Среди отрицательно изменившихся статей баланса за 2008 г. можно выделить Запасы: готовая продукция и товары для перепродажи в активе и Займы и кредиты в пассиве (-62 тыс. руб. и -388 тыс. руб. соответственно);

- структура активов организации на последний день 2009 г. характеризуется следующим соотношением: 78,5% иммобилизованных средств и 21,5% текущих активов. Активы организации за 2009 г. увеличились на 73068 тыс. руб. (на 54,7%). Учитывая значительное увеличение активов, необходимо отметить, что собственный капитал увеличился еще в большей степени – на 57,9%. Опережающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов является положительным показателем.

Рост величины активов организации за 2009 г. связан, в основном, с ростом следующих позиций актива баланса:

незавершенное строительство – 53592 тыс. руб. (73,3%);

дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) – 9552 тыс. руб. (13,1%);

запасы: сырье, материалы и другие аналогичные ценности – 4993 тыс. руб. (6,8%).

Одновременно, в пассиве баланса за 2009 г. наибольший прирост произошел по строке Резервный капитал (+69034 тыс. руб., или 92,1% вклада в прирост пассивов организации в течение рассматриваемого периода (2007 г.)).

Среди отрицательно изменившихся статей баланса за 2009 г. можно выделить Запасы: расходы будущих периодов в активе и Кредиторская задолженность: прочие кредиторы в пассиве (-66 тыс. руб. и -1899 тыс. руб. соответственно).

Таким образом, можно сделать вывод об увеличении имущества ООО «СтройДорМашЛизинг» в период с 2007 по 2009 гг.

Анализ источников внеоборотных активов приведен в аналитической таблице 2.4.

Таблица 2.4

Анализ источников долгосрочных и нематериальных активов.

Долгосрочные и нематериальные активы

2007

2008

2009

Источники покрытия долгосрочных и нематериальных активов

2007

2008

2009

1.Незавершенное

Строительство.

87533

95363

148955

1.Долгосрочные

Обязательства (итог раздела 4 пассива)

127

222

2.Долгосрочные фин. вложения и прочие вложения.

-

-

-

2.Собственные источники средств

(итог раздела 3 пассива)

107374

121969

190446

3.Основные средства.

9827

11754

13146

3. Краткосрочные

обязательства

(итог раздела 5

пассива )

8230

11546

13926

4.Нематериальные активы.

3.1.Использован-ные на покрытие внеоборотных активов (гр.2,стр.5-

гр.6стр.1-р.6,стр.2)

-10014

-14979

-28567

5.Итого внеоборотных

активов (стр.1+стр.2+

стр.3+стр.4)

97360

107117

162101

4.Итого (стр.1 + стр.2 + стр.3.1)

97360

107117

162101

Из данных таблицы видно, что в течение 2009 года возросла такая статья, как незавершенно строительство, а долгосрочных финансовых вложений и нематериальных активов предприятие не имеет. Это говорит о том, что предприятие практически не вкладывает средства в патенты, лицензии, другую интеллектуальную деятельность. Заметно увеличение по статье «Основные средства», что говорит о том, что предприятие продолжает расширяться и закупает дополнительное оборудование.

В течение года наблюдается увеличение собственных источников средств, что произошло за счет появления нераспределенной прибыли.

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности дано в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, тыс. руб.

Вид задолженности

2007

2008

2009

Темп роста, %

2009 к 2008

Кредиторская задолженность

7842

11546

13926

120,6

Дебиторская задолженность

5574

7162

16714

233,4

Превышение кредиторской над дебиторской задолженностью

2268

4384

-2788

% превышения кредиторской над дебиторской задолженностью

140,7

161,2

83,3

51,7

Из анализа соотношения кредиторской и дебиторской задолженности видно, что кредиторская задолженность на начало периода, в 2007 году, в 1,41 раза выше дебиторской, в 2008 году – в 1,61 раза, а на конец периода ниже ее в 1,2 раза.

В целом можно сделать вывод о том, что на данном анализируемом предприятии сложилась следующая ситуация в 2009 году:

1. Валюта баланса на конец года увеличилась с 115604 тысяч рублей до 206710 тысяч рублей.

2. Темп прироста оборотных активов (68,3%) выше, чем внеоборотных (51,3%).

3. В 2008 и 2009 году собственный капитал (121969 тыс. руб. и 192562 тыс. руб. соответственно) больше заемного (11673 тыс. руб. и 14148 тыс. руб. соответственно), но темпы его роста ниже (157,9%), чем темпы роста заемного капитала (174,8%).

4. Темп прироста дебиторской задолженности превосходит темп прироста кредиторской задолженности.

5. Доля собственных средств в оборотных активах на протяжении всего периода значительно выше 10%.

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является прибыль как сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции, так и прочих доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией.

Основной путь увеличения прибыли от реализации продукции в ООО «СтройДорМашЛизинг» состоит в увеличении объемов продаж и в снижении себестоимости.

Показатели финансовых результатов деятельности ООО «СтройДорМашЛизинг» за 2007 – 2009 гг. приведены в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Показатели финансовых результатов деятельности ООО «СтройДорМашЛизинг» за 2007 – 2009 гг. (тыс. руб.)

Показатель

2007

2008

2009

Темп роста 2009 к 2008

1

2

3

4

5

1. Выручка от реализации продукции, работ и услуг

52173

73448

132419

180,29

2. Себестоимость реализации товаров, продукции, услуг

40267

56404

109945

194,92

3. Валовая прибыль (убыток)

11906

17044

22474

131,86

4. Коммерческие расходы

5826

9676

13687

141,45

5. Прибыль (убыток) от продаж

6080

7368

8787

119,26

6. Прочие доходы

36

93

7. Прочие расходы

297

332

178

53,61

8. Прибыль (убыток) до налогообложения

5819

7036

7890

112,14

9. Чистая прибыль (убыток) от хозяйственной деятельности

4357

5348

5996

112,12

Данные, представленные в таблице 2.6, характеризуют работу ООО «СтройДорМашЛизинг» за 2007 – 2009 годы следующим образом:

1) по показателям выручки от реализации продукции, наблюдается стабильный рост, который за 2009 год составил 180,29%;

2) себестоимость за анализируемый период также стабильно растет;

3) темп роста выручки от реализации продукции отстает от темпа роста себестоимости продукции, что является отрицательным моментом в работе предприятия и привело к тому, что в 2009 году темпы роста валовой прибыли значительно ниже темпов роста выручки от продаж;

4) прибыль от продаж также возрастает, однако ввиду значительного роста коммерческих расходов, темпы роста прибыли от продажи в 2009 году составили только 119,26%, что значительно ниже темпов роста выручки и свидетельствует о снижении рентабельности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что деятельность предприятия прибыльна, однако снижение качественных показателей деятельности предприятия (например, рентабельности) свидетельствует о проблемах в организации финансовой деятельности и необходимости реализации мероприятий, направленных на повышение ее эффективности.

2.3 Анализ системы управления финансовой деятельностью на предприятии

Структура финансовой службы предприятия ООО «СтройДорМашЛизинг» приведена на рисунке 2.1. В ее составе выделяют два основных подразделения (управления финансами и планирования), которые в целях удобства рассмотрения названы отделами. Подразделения финансовой службы состоят из профильных групп. Группа может состоять из одного или более человек.

Бухгалтерия предприятия в рамках финансового менеджмента специализируется на финансовом бухгалтерском учете и является одним из источников информации для деятельности финансовой службы ООО «СтройДорМашЛизинг».

группа организации внешнего финансирования

группа финансового проектирования

Рис. 2.1 - Структура финансовой службы ООО «СтройДорМашЛизинг»

Финансовая служба также привлекает специалистов юридического и других подразделений предприятия в качестве экспертов при выполнении отдельных работ по финансовому менеджменту и при подготовке нормативно-методической, договорной и другой документации.

Отдел управления финансами предприятия

Отдел специализируется на управлении собственными финансовыми ресурсами предприятия и привлекаемыми сторонними финансовыми ресурсами.

Отдел включает следующие группы:

1. Группа финансового проектирования. Ее основные функции и задачи:

- разработка нормативно-методических документов по управлению финансами предприятия;

- разработка финансовой стратегии и подготовка проектов управленческих решений по стратегическим финансовым ресурсам предприятия;

- разработка предложений и подготовка проектов решений по текущему и оперативному управлению финансами предприятия;

- мониторинг состояния, контроль исполнения и корректировка принятых управленческих решений по финансам предприятия;

- подготовка проектов решений по совершенствованию организации управления финансами в предприятия.

2. Группа организации внешнего финансирования. Ее основные функции и задачи:

- разработка нормативно-методических документов по организации внешнего финансирования;

- организация привлечения стратегического заемного капитала из финансового рынка;

- организация привлечения реальных инвестиций;

- организация среднесрочного финансирования хозяйственной деятельности предприятия из финансового рынка;

- организация краткосрочного финансирования операционной деятельности предприятия;

- размещение свободного капитала предприятия на финансовом рынке.

Группа ценных бумаг и фондового рынка. Ее основные функции и задачи:

- разработка нормативно-методических документов по деятельности предприятия на фондовом рынке;

- организация привлечения стратегического заемного капитала из фондового рынка;

- организация среднесрочного финансирования хозяйственной деятельности предприятия из фондового рынка;

- размещение на фондовом рынке свободного капитала предприятия (денежного и в форме ценных бумаг, например, векселей).

Плановый отдел

Отдел специализируется на финансово-экономическом управлении хозяйственной деятельностью предприятия.

Отдел включает следующие группы:

1. Группа стратегического и текущего планирования. Ее основные функции и задачи:

- разработка нормативно-методических документов по стратегическому и текущему финансово-экономическому планированию на предприятии и функционированию системы плановой финансово-экономической документации предприятия;

- разработка финансовой стратегии деятельности предприятия;

- разработка финансовых разделов годового бизнес-плана деятельности предприятия, и определение годовых плановых финансово-экономических показателей;

- разработка финансовых разделов бизнес-планов проектов предприятия;

- корректировка финансовой стратегии, бизнес-планов и плановых финансово-экономических показателей.

2. Группа бюджетирования. Ее основные функции и задачи:

- разработка нормативно-методических документов по бюджетному планированию на предприятии и функционированию системы плановой финансово-экономической документации предприятия;

- разработка и корректировка сводного бюджета операционной деятельности предприятия;

- разработка и корректировка бюджетов операционной деятельности подразделений предприятия.

3. Группа мониторинга и контроля. Ее основные функции и задачи:

- разработка нормативно-методических документов по мониторингу, учету, контролю и анализу выполнения финансово-экономических планов хозяйственной деятельности предприятия и функционированию системы финансово-экономической учетной и отчетной документации предприятия;

- мониторинг, учет, контроль и анализ выполнения:

- общекорпоративной финансовой стратегии;

- годовых плановых финансово-экономических показателей деятельности предприятия;

- сводного бюджета операционной деятельности предприятия;

- контроль и анализ выполнения:

· плановых финансово-экономических показателей деятельности подразделений предприятия;

· бюджетов операционной деятельности подразделений предприятия;

- подготовка финансово-экономической отчетной документации для руководства предприятия.

4. Группа кураторов подразделений предприятия. Ее основные функции и задачи:

- участие в разработке финансовых разделов годовых бизнес-планов деятельности подразделений и определении годовых плановых финансово-экономических показателей;

- доведение до подразделений предприятия плановой документации (плановых годовых финансово-экономических показателей и бюджетов операционной деятельности);

- мониторинг и учет выполнения плановых годовых финансово-экономических показателей и бюджетов операционной деятельности подразделений предприятия, подготовка отчетной документации для руководства предприятия;

- разработка совместно с подразделениями предприятия предложений по корректировке плановых годовых финансово-экономических показателей и бюджетов операционной деятельности и доведение их до руководства предприятия;

- организация внедрения нормативно-методических документов, регламентирующих финансовый менеджмент в подразделениях предприятия.

5. Группа администраторов финансовой информационной системы. Ее основные функции и задачи:

- разработка и внедрение специализированного программного обеспечения по финансовому менеджменту (управлению финансами предприятия и финансово-экономическому управлению хозяйственной деятельностью предприятия);

- создание и организация функционирования на предприятии системы плановой, учетной и отчетной финансово-экономической документации;

- создание, организация внедрения и функционирования на предприятии автоматизированной финансовой информационной системы (и ее развития);

- создание базы финансово-экономических данных по деятельности на предприятии, ее ведение и актуализация;

- разработка нормативно-методических документов по функционированию на предприятии системы финансово-экономической документации, автоматизированной финансовой информационной системы и базы финансово-экономических данных.

Финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства и является основной формой реализации главных целей предприятия. Перспективное планирование является важной частью финансовой стратегии предприятия и включает в себя разработку и прогнозирование его финансовой деятельности.

Данные проведенного анализа показывают, что в ООО «СтройДорМашЛизинг» нет стройной системы планирования. Об этом свидетельствуют показатели выручки и наличие значительных прочих поступлений.

Наиболее остро стоят следующие проблемы:

- несоответствие продукции требованиям рынка, высокая себестоимость;

- отсутствие комплексной системы управления, необходимых механизмов управления.

Пути решения проблем на предприятии могут быть следующие:

-повышение эффективности работы с целью обеспечения увеличения объемов продаж;

- исследование рынка покупателей для определения платежеспособного спроса, уточнение требований потребителей к качеству и цене продукции;

- исследование рынка поставщиков, организация конкурса поставщиков с целью повышения качества и снижения стоимости сырья и комплектующих;

- интенсивная работа по подготовке договоров с покупателями и поставщиками;

- реализация новых видов продукции и услуг, удовлетворяющих требования рынка;

- стимулирование платежеспособного спроса (разработка гибкой системы оплаты – в рассрочку, долевое участие и др.);

- активная работа с региональными заказчиками;

- улучшение и увеличение товарной группы;

- активизация заказа;

- проработка вариантов ассортимента товаров и услуг;

- улучшение финансово-экономического состояния предприятия;

- создание эффективной системы управления финансами (принятие решений, планирование, управленческий и бухгалтерский учет, анализ, оперативное управление);

- снижение затрат (себестоимости)

- ускорение оборачиваемости средств;

- разработка и реализация программы финансово-экономического оздоровления предприятия;

- продажа законсервированных основных фондов;

- интенсивная работа с дебиторами;

- создание системы управленческого учета;

- создание эффективной комплексной системы управления, ориентированной на результат;

- разработка и корректировка целей, критериев их достижения и целевых установок на уровне предприятия и подразделений;

- активизация и оценка потенциала предприятия и его анализ по методу «затраты на эффективность»;

- выбор стратегии работы и развития предприятия;

- формирование плана продаж (по номенклатуре);

- разработка программы развития;

- разработка предложений по реорганизации оргструктуры;

- совершенствование системы управления персоналом.


Заключение

На основе проведенного в курсовой работе исследования установлено, что эффективная деятельность ООО «СтройДорМашЛизинг» невозможна без грамотного финансового планирования. Упорядочение финансового плана помогает не только кредиторам разобраться в том, куда они вкладывают средства и оценить риски, а и для самого предприятия финансовый план является одним из основных документов. Ведь план дает возможность скоординировать и организовать деятельность всех подразделений предприятия для достижения максимального результата.

Перспективы деятельности ООО «СтройДорМашЛизинг» невозможны без внедрения системы бюджетирования.

Основой бюджетирования является бюджет продаж, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, т.е. пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, которое в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовых ресурсов, сырьевых запасов и других.

Планирование должно осуществляться по строгому регламенту, использовать расчеты многих количественных показателей.

Для того, чтобы план был реальным и не содержал невыполнимых пунктов используется система бюджетов, которая помогает, рассчитать насколько ООО «СтройДорМашЛизинг» готово к выполнению данного проекта, а потом проанализировать, достигло ли предприятие намеченных целей, если нет, то можно определить какие причины повлияли на это. Все это решается с помощью финансово-экономических показателей, которые являются неотъемлемой частью бюджетирования.

Целью данной курсовой работы являлось улучшить финансовое планирование в организации на примере ООО «СтройДорМашЛизинг» СтройДорМашЛизинг и довести показатель финансового планирования деятельности фирмы, до центров ответственности.

Предложенная методология бюджетирования предназначена для организации системы анализа и планирования денежных потоков, основанной на разработке и контроле выполнения системы бюджетов ООО «СтройДорМашЛизинг». Она позволит установить текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств.

Внедрение системы бюджетного планирования является эффективным средством снижения рисков на деятельность ООО «СтройДорМашЛизинг».

Эффективность процедуры бюджетирования в ООО «СтройДорМашЛизинг» значительно повысится при внедрении комплексной автоматизированной системы бюджетного планирования деятельности предприятия (на базе компьютерной локальной сети), что позволит оперативно получать информацию о выполнении бюджетов и, соответственно, вносить необходимые коррективы в бюджеты с целью повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами предприятия.

Опыт практической разработки бюджетов показал, что действенность предлагаемой системы повышается благодаря применению регламентов бюджетирования в виде предложенного положения о бюджетировании. При этом критерием эффективности функционирующей системы бюджетирования должно быть устойчивое финансовое положение ООО «СтройДорМашЛизинг», которое целесообразно системой показателей.

В результате экономическая эффективность внедрения системы бюджетирования будет проявляться в выборе оптимальной финансовой стратегии ООО «СтройДорМашЛизинг» и наиболее эффективном использовании ограниченных ресурсов, снижении предпринимательских рисков вследствие синхронизации финансовых потоков доходов и затрат предприятия, а также улучшении показателей, которые характеризуют финансовое состояние предприятия.


Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 №118-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. Федерального закона от 29.04.2008 №58-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, №7, ст. 785.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.1994 №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №310-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3302.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 №160-ФЗ) // Российская газета, №153 – 154, 10.08.2001.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 10.06.2008 №77-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, №40, ст. 3822.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 №183-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 25.11.1996, №48, ст. 5369.

7. Аксененко А.Ф. Нормативный метод учета в промышленности: Теория, практика и перспективы развития. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 224 с.

8. Безруких П.С. Учет и калькулирование себестоимости продукции. - М.: Финансы, 2009. - 320 с.

9. Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. - М.: Финансы и статистика, 2006.

10. Деревянко О.В. Экономическое содержание внутрифирменного финансового планирования и контроля, их место в системе финансового менеджмента // Вестник ОГУ, №4-2007

11. Дробозинов Л.А. Теория финансов. М., 2005.

12. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. / Под ред. С.А. Табалиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2005. - 560 с.

13. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов - М.: Экономистъ, 2009г.-618с.

14. Калькуляция себестоимости продукции в промышленности: Учеб. пособие / В.А. Белобородова, А.П. Чечета, В.Т. Слабинский и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 279 с.

15. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей.— М.: Олимп-бизнес, 2004

16. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009г-351с.

17. Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник.-3-е изд., изм. и доп..-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.-460с.

18. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий): учеб. – М.: Проспект, 2007.

19. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. – 522 с.

20. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции, методы, М.: Финансы, 2009, с. 100.

21. Кудинов А. Финансовое планирование деятельности предприятия. М., 2008

22. Люблинский Я.Г. Анализ затрат на создание, производство и эксплуатацию изделий. М.: «Финансы и статистика», 2005.

23. Мамедов О. Ю. Современная экономика - Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 2007. – 298 с.

24. Матвеенко П.В., Фадеев Ю.Л. Хозяйственные общества и унитарные предприятия. М., 2006.

25. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система директ - костинг: Теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 128 с.

26. Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости. Особенности учета затрат в условиях рынка: система директ - костинг. - М.: Аналитика - Пресс, 2009. - 144 с.

27. Нисевич Е.В., Муханова Е.Б. Проблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры. – М.: Институт экономики АН СССР, 2006. – С.41.

28. Организация, планирование и управление производством: Учеб. пособие / Под общ. ред. Б.Н. Родионова. - М.: Машиностроение, 2009. - 328 с.

29. Палий В.Ф. Основы калькулирования. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 288 с.

30. Попов В.М., Ляпунов С.И., Воронова Т.А. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств. - М.: Финансы и статистика, 2008.

31. Репин В.В. Управление финансами предприятия: ключевые проблемы // Консультант, №4, 2005, с.12.

32. Самочкин В.Н., Пронин Ю.Б. и др. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование. - М.: Дело, 2005. - 352 с.

33. Сорокина Е.В. Анализ денежных потоков предприятия: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. — М.: Финансы и статистика, 2008.

34. Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ФБК - ПРЕСС, 2009. - 512 с.

35. Финансовое управление фирмой, М. Экономика, 2005.

36. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 416 с.


[1] Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. – 522 с.

[2] Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 03.11.2007 №183-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 25.11.1996, №48, ст. 5369.

Скачать архив с текстом документа