Финансовое управление предприятий сельского хозяйства
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты финансового управления предприятий сельского хозяйства 1.1 Управление финансовыми ресурсами предприятия 5
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты финансового управления предприятий сельского хозяйства
1.1 Управление финансовыми ресурсами предприятия 5
1.2 Структура и особенности обращения основного и оборотного капитала в сельском хозяйстве 7
Глава 2.Анализ финансирования предприятия ООО Славгородское
2.1. Краткая характеристика ООО Славгородское 15
2.2. Общая оценка финансового состояния организации ООО Славгородское 21
Глава 3. Пути совершенствования финансирования предприятий сельского хозяйства
3.1.Общие выводы по финансового состоянию организации ООО Славгородское 27
3.2. Пути оздоровления финансового состояния
ООО Славгородское 30
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Кризисные явления в народном хозяйстве и отрасли сельского хозяйства порождены совокупностью проблем как общеэкономического, отраслевого, так и организационно-экономического и финансового характера.
Финансы предприятий - это основа финансовой системы государства, поскольку предприятия являются основным звеном народнохозяйственного комплекса. Состояние финансов предприятия оказывает значительное влияние на обеспеченность общегосударственных и местных денежных фондов финансовыми ресурсами. Чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятий, тем обеспеченнее государственные и местные денежные фонды, более полно удовлетворяются социально-культурные и другие потребности населения.
Без нормального функционирования финансового механизма рыночная экономика работать не в состоянии. Задача государства состоит в том, чтобы оценить роль финансовых отношений в тот или иной период развития. В последнее время уделяется большое внимание проблемам стратегического управления, что нашло отражение в научных трудах известных отечественных и зарубежных ученых: Болотова СП., Забелина П.В., Моисеевой Н.К., Королева Ю.Б., Добрынина В.А., Большакова A.C., Мельничук Д.Б., Герчиковой H.H., Фатхутдинова P.C., Виханского О.С., и многих других.
Одним из основных условий эффективного развития сельского хозяйства является внедрение и осуществление действенного, надлежащее организованного стратегического управления данной отраслью производства, что позволяет вывода из кризисной ситуации и обеспечивает стабильную тенденцию экономического роста сельскохозяйственного производства.
Именно поэтому в современных условиях экономики необходимо научиться сочетать полную самостоятельность предприятий с государственным регулированием экономики и финансов.
Целью работы является рассмотрение сущности и совершенствования финансов предприятий сельского хозяйства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.раскрыть сущность финансовой деятельности предприятия;
2. изучить особенности управления финансами в сельском хозяйстве;
3.провести анализ внешней и внутренней среды сельскохозяйственного предприятия ООО «Славгородское»;
4. оценить эффективность управления финансами в ООО «Славгородское»;
5.определить основные пути совершенствования финансовыми ресурсами предприятия.
Объект исследования: ООО «Славгородское».
Предмет исследования: управление финансовыми ресурсами ООО «Славгородское»;
В работе использованы методы анализа, синтеза, а также графический метод, метод сравнения, специальные методы: СТЭП – анализ, статистический, экономический анализ.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
1 Теоретические аспекты финансового управления предприятий сельского хозяйства
1.1.Управление финансовыми ресурсами предприятия
Финансовые ресурсы предприятия представляют собой средства, имеющиеся в его распоряжении, направляемые на возобновление и развитие производства, содержание объектов социальной сферы, осуществление финансовых инвестиций, в финансовые резервы (фонды) и на другие цели. Финансовые ресурсы, используемые на развитие производственного процесса, представляют собой капитал в его денежной форме [17, с. 143].
Важнейшей задачей и функцией финансового менеджмента является наращивание капитала, создающего прибыль, что обеспечивается только при условии организации постоянного оборота капитала, его направления в сферы производственно-экономической деятельности, приносящие (создающие) прибыль.
Управление финансовыми ресурсами как комплексный процесс заключается в принятии финансовых решений, направленных на сохранение или изменение в краткосрочной или долгосрочной перспективе финансового и имущественного положения предприятия по сравнению со сложившимся в тот или иной период времени. Этот процесс включает, во-первых, организацию обеспечения предприятия финансовыми ресурсами; во-вторых, управление процессом их использования.
Организация процесса обеспечения предприятия финансовыми ресурсами (управление процессом формирования источников финансовых ресурсов, отраженных в пассиве баланса предприятия), условно говоря, является первой проблемой, которая возникает одновременно с намерением или принятием решения о создании какого-либо предприятия и требует своего постоянного решения, поскольку проблема возобновления источников финансовых ресурсов не бывает решенной раз и навсегда [2, с. 327].
При этом постоянно существует необходимость определения и соответствующего выбора оптимальных источников финансирования деятельности предприятия. Специфика этого аспекта проблемы заключается в том, что обслуживание того или иного источника финансовых ресурсов обходится предприятию по-разному: любой источник финансирования имеет свою цену, причем эта цена в момент принятия решения далеко не во всех случаях может быть точно установлена. В этих целях осуществляется определение:
—объема и состава ресурсов, необходимых для осуществления простого воспроизводства (сохранения имеющегося производственно-экономического потенциала предприятия) и расширения его деятельности или, напротив, сокращения в целом (или отдельных видов) экономической деятельности;
—источников финансирования дополнительной потребности в финансовых ресурсах;
—времени привлечения (согласование объемов и сроков поступления средств в соответствии с потребностью в них);
—формы и способов мобилизации финансовых ресурсов (использование банковских кредитов; выпуск ценных бумаг и т. д.);
—затрат, связанных с привлечением финансовых ресурсов (в целом и по каждому их виду): процентов за пользование банковскими кредитами, использования альтернативных финансовых инструментов;
—риска, связанного с привлечением соответствующего источника средств (увеличение собственного капитала потенциально является менее рискованным по сравнению, например, с банковскими ссудами) [4, с. 219].
Управление процессом распределения и использования финансовых ресурсов (управление процессом размещения аккумулированных финансовых средств, что отражается в активе баланса предприятия) предполагает определение эффективных направлений вложения капитала (прежде всего оборотного) и формирование соответствующей структуры активов баланса предприятия.
1.2. Структура и особенности обращения основного и оборотного капитала в сельском хозяйстве
Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет источников, разделенных в зависимости от формы собственности на две основные группы:
1) собственные средства предприятий и приравненные к ним источники (прибыль; амортизационные отчисления; средства, полученные от продажи ценных бумаг; паевые и иные взносы юридических и физических лиц; средства от реализации залогового свидетельства, страхового полиса и другие поступления денежных средств (пожертвования, благотворительные взносы и т. п.);
2) заемные средства (кредит и займы).
Организация процесса мобилизации финансовых ресурсов предполагает проведение повседневной работы по оценке возможных источников формирования собственного основного и оборотного капитала. Руководство должно иметь четкое представление о стабильных источниках, которые оно может беспрепятственно использовать для финансирования основной деятельности, возможностях и ограничениях их использования, стоимости капитала, а также делать все возможное для того, чтобы сохранить имеющиеся источники и привлечь альтернативные [13, с. 127].
При осуществлении практической деятельности финансовые менеджеры постоянно сталкиваются с проблемой выбора наиболее предпочтительных источников финансирования. Как правило, собственных средств оказывается недостаточно для финансирования всех предусмотренных расходов и возникает необходимость привлечения заемного капитала. В то же время, привлечение того или иного источника средств требует осуществления значительных расходов: выплаты дивидендов; процентов по корпоративным облигациям и полученным в банке ссудам и кредитам, формирующим цену капитала.
В формировании оптимальной структуры источников финансовых Средств обычно исходят из общей целевой установки, состоящей в необходимости найти такое соотношение между заемными и собственными средствами, при котором стоимость акции предприятия будет наивысшей. Уровень задолженности служит для инвестора важным индикатором финансового благополучия предприятия.
Чрезвычайно высокий удельный вес заемных средств в пассивах свидетельствует о повышенном риске банкротства. Если предприятие предпочитает обходиться собственными средствами, то риск банкротства снижается, однако инвесторы. Получая относительно небольшие дивиденды, могут начать продавать акации, что в конечном счете приведет к снижению рыночной стоимости предприятия. Необходимо также учитывать, что в любом случае предприятие не должно использовать полностью свою заемную способность: необходимо сохранять некоторый резерв, с тем чтобы при благоприятных условиях иметь возможность привлечь банковские кредиты и другие источники средств на выгодных условиях [20, с. 211].
Оборотные (текущие) активы составляют значительную долю общих активов предприятия, причем в некоторых отраслях (например, на предприятиях оптовой торговли) их удельный вес в структуре баланса нередко превышает долю основных средств. Оборотными средствами, или текущими активами, называются активы, которые могут быть превращены в денежные средства в течение одного года или полного производственного цикла. Характерным признаком оборотных активов является их относительно высокая мобильность (способность быстрого перехода из товарной в денежную форму и наоборот).
Эффективное управление оборотными средствами необходимо прежде всего в целях обеспечения непрерывности текущей деятельности предприятия. От эффективности управления оборотными активами в значительной степени зависят результаты производственной деятельности, а следовательно, и финансовые результаты, и финансовое состояние предприятия. Именно это обстоятельство требует осуществления постоянного непрерывного контроля за процессами формирования фондов оборотных средств. Объектами управления оборотными активами являются их объемы, структура, источники формирования оборотных средств и структура этих источников [4,с. 86].
Оборотные средства включают в себя такие крупные группы оборотных средств, как производственные запасы; готовая продукция; дебиторская задолженность; денежные средства и приравненные к ним активы, каждая из которых требует использования специальных методов управления и контроля.
В зависимости от способности с большей или меньшей легкостью обращаться в денежные средства различают медленнореализуемые, быстрореализуемые и абсолютно ликвидные оборотные активы.
К медленнореализуемым активам относятся производственные запасы (сырье и материалы), незавершенное производство, а также готовая продукция (последние являются более ликвидной частью медленнореа-лизуемых активов). Определение оптимального объемов запасов, необходимых для обеспечения бесперебойного производственного процесса, производится с учетом планов выпуска продукции, ее ассортимента, регулярности поставок сырьевых ресурсов, необходимости формирования резервных запасов. Управление запасами имеет огромное значение, как в технологическом, так и в финансовом аспекте [10,с. 65].
Фактически запасы представляют собой иммобилизованные средства, т. е. средства, по существу, временно выведенные из экономического оборота предприятия. Хотя такое отвлечение средств неизбежно, необходимо стремиться к минимизации возникающих при этом косвенных потерь, связанных с омертвлением денежного капитала, тем более что в целом ряде случаев косвенные потери могут стать и нередко становятся прямыми убытками.
Серьезной проблемой финансового менеджмента является управление оборотными средствами, находящимися в незавершенном производстве и незавершенном строительстве. Объемы средств, вложенных в незавершенное производство, определяются технологией производства продукции, ее технико-экономическими характеристиками, длительностью производственного цикла и другими объективными факторами. Еще большей проблемой является замораживание средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов, финансирование которых традиционно и объективно осуществляется по остаточному принципу. Эта проблема приобретает особую остроту в условиях неустойчивой рыночной конъюнктуры или при ухудшении макроэкономической ситуации [1, с. 184].
Управление запасами готовой продукции производится на основе анализа рыночной товарной конъюнктуры, в соответствии с которой разрабатываются прогнозы предполагаемых продаж на ближайший период. Главная задача состоит в том, чтобы не допустить затоваривания (оседания готовой продукции на складах предприятия) и отвлечения, таким образом, из оборота значительной части денежных средств. В условиях рынка эта проблема, как известно, является одной из наиболее острых и часто возникающих.
В состав быстрореализуемых оборотных активов входит дебиторская задолженность в силу ее высокой потенциальной способности быть (обращенной в денежные средства. Дебиторская задолженность образуется во время реализации продукции и представляет собой сумму долгов причитающихся предприятию со стороны других предприятий, населения, государства и других дебиторов. Основная масса дебиторской задолженности возникает за отпущенные потребителям товары и оказанные услуги, срок оплаты которых не наступил, а также за проданные, но неоплаченные товары, например при их продаже в кредит.
Важным направлением процесса управления дебиторской задолженностью является контроль за сомнительными и безнадежными к получению долгами покупателей, возникновение которых должно стать предметом особого внимания со стороны финансовых менеджеров. При определении общих объемов сомнительных и безнадежных долгов используются два основных метода. При первом методе за основу принимается процентное отношение погашенной дебиторской задолженности к объему реализации. При использовании второго метода определяется процентное отношение неоплаченных счетов к их общему объему [5,с. 79].
1) управление дебиторской задолженностью предполагает выработку эффективной для предприятия-поставщика политики кредитования потребителей своей продукции, определяющей следующие моменты:
2) срок предоставления кредита;
3) критерии кредитоспособности покупателя (критерии, по которым поставщик определяет платежеспособность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
4) механизм создания резервов по сомнительным долгам;
5) порядок уплаты платежей и санкций при нарушении условий договоров;
6) систему скидок в случае оговоренного (относительно короткого)
периода оплаты поставленной продукции.
Условиями эффективного управления дебиторской задолженностью являются: по возможности строгий отбор предприятий, которым можно [предоставлять кредит; формирование оптимальных условий кредитования; контроль за исполнением покупателями условий договоров; четкая процедура предъявления претензий при нарушении условий договоров [7,с. 89].
Главной задачей управления денежными средствами является определение оптимального соотношения между наличными денежными средствами и ценными бумагами. При решении этой задачи необходимо учитывать как преимущества формирования определенного запаса денежных средств и потери, связанные с их хранением, так и затраты по краткосрочному вложению денежных средств в ценные бумаги и возможность финансового риска, обусловленного текущей ситуацией на фондовом рынке.
Структура оборотных средств и общий уровень ликвидности оборотных средств определяются прежде всего отраслевыми особенностями (например, сильные колебания удельного веса товарно-материальных запасов в общей сумме текущих активов характерны для предприятий сезонных отраслей). Кроме того, на объем и структуру оборотных средств оказывают влияние: длительность производственного цикла, характер Производства; стоимость сырья и условия его поставки; кредитная политика, проводимая предприятием по отношению к покупателям продукции.
Главная проблема при управлении оборотными средствами заключается в определении их оптимального объема и их оптимальной структуры, позволяющих обеспечивать ликвидность баланса и платежеспособность предприятия. Важно не допустить как занижения оборотного капитала, вложенного в текущие активы, так и его превышения. В первом случае предприятие будет постоянно испытывать недостаток оборотных средств, иметь низкий уровень ликвидности и, как следствие, перебои в материальном обеспечении производственного процесса, что неизбежно отразится на его финансовом состоянии.
К основным активам относятся активы, которые используются в производственном процессе более года. Главными составляющими основных активов являются основные средства и природные ресурсы. При управлении основными активами решается вопрос о целесообразности сохранения или изменения их общей величины и структуры. Особенностью основных (внеоборотных) активов является их более низкая (по сравнению с оборотными активами) подверженность обесценению в результате инфляции. В этих целях используется механизм их переоценки и постепенного формирования соответствующих финансовых ресурсов. Основные активы содержат меньший коммерческий риск потерь в процессе производственной деятельности. Основные активы, кроме того, способны в течение длительного времени участвовать в производственном процессе и таким образом обеспечивать процесс получения прибыли [14, с.26].
Важнейшей задачей управления основными активами является выработка и реализация политики их своевременного обновления. Решение этой задачи предполагает:
—определение соответствия имеющихся фондов (в целом и их состава) производственной программе (учет неиспользуемых производственных мощностей или потребности в увеличении тех или иных видов оборудования);
—анализ эффективности использования производственного потенциала основных фондов и определение на этой основе наличия (или отсутствия) резервов повышения эффективности использования основных средств при минимальных финансовых затратах (использование простаивающего оборудования, ускорение процесса введения в эксплуатацию неустановленного оборудования и т. д.);
—расчет потребности в финансовых ресурсах, необходимых для приобретения и установки новых основных фондов;
—определение источников финансирования простого и расширенного воспроизводства основных средств, что предполагает проведение мероприятий оптимизации соответствующих затрат и источников финансирования [11, с. 175].
Наиболее трудной задачей является изыскание средств для расширенного воспроизводства основных средств, при котором осуществляются модернизация, реконструкция или полное техническое перевооружение предприятия. В последнем случае требуется разработка масштабного инвестиционного проекта, особое значение приобретает оценка рисков, связанных с реализацией такого проекта. Функции финансового менеджмента заключаются в изыскании средств для реализации проектов.
Поскольку в большинстве случаев собственных средств оказывается недостаточно, необходимо решение проблемы привлечения заемного капитала на максимально выгодных для предприятия условиях, что, очевидно, представляет собой особую проблему.
2 Анализ финансирования предприятия ООО Славгородское
2.1. Краткая характеристика ООО «Славгородское»
ООО «Славгородское», расположено в с. Славгородское, по ул. М. Горького, 2, Славгородского района, Алтайского края. Расстояние от центральной усадьбы до ближайшей железнодорожной станции г. Славгород 4 км., до ближайшей пристани г. Камень - на- Оби 240 км., до областного центра 440 км.
Хозяйство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банка, круглую печать, штамп и бланки со своим наименованием, собственный товарный знак, знак обслуживания и другие символы юридического лица. Хозяйство может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и выполнять обязанности, выступать в качестве истца или ответчика в суде, арбитражном или третейском суде неся при этом ответственность своим имуществом.
ООО «Славгородское» расположено в зоне рискованного земледелия, комплекс организационно-хозяйственных и агротехнических мероприятий позволяет эффективно развивать полеводство и животноводство. Площадь сельскохозяйственных угодий 21383 га, в т. ч. 10571 га пашни, из них пашня 12060 га, сенокосы 615 га, пастбища 4933 га, залежи 3775 га. Норма годовых осадков 337мм. Типы почвы: каштановые – среднемощные и каштановые солощеватые.
Средняя численность работающих - 850 чел. Производит зерно, подсолнечник, овощи, мясо, молоко.
Продукция растениеводства экологически чистая. Многочисленные подсобные производства: кирпичный, пивоваренный (с цехом безалкогольных напитков) заводы, колбасный, кондитерский цехи, по выделке меха и пошиву шапок, мельница, маслобойка, крупорушка, пекарня, инкубатор, бетонно-растворный узел и асфальтовый завод, столярная мастерская.
В селе - поселке городского типа - 750 дворов с населением более 2500 чел., занимает площадь 200 га. Развитая социально-бытовая и культурная сферы: средняя общеобразовательная школа, детсад, библиотека, детская музыкальная и художественная школы, детско-юношеская спортивная школа, быткомбинат, банно-прачечный комплекс, столовая, гостиница, дом культуры, участковая больница и профилакторий, спорткомплекс, дом обрядов, дом престарелых, музей и картинная галерея.
Проанализировав структуру земельного фонда ООО «Славгородское» можно сделать вывод, что наибольший удельный вес занимают лесные насаждения, пастбища и залежи.
Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его платежеспособности, кредитоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами (Таблица 1.)
Таблица 1. – Основные показатели деятельности ООО «Славгородское» в анализируемом периоде, тыс. руб.
Показатели |
2007 год |
2008 год |
1. Выручка от продажи, в т.ч. работ и услуг |
37690 |
41398 |
2. Себестоимость, в т.ч. работ и услуг |
25782 |
29154 |
3. Прибыль от продаж. |
10214 |
12244 |
4. Чистая прибыль. |
10244 |
13907 |
5. Среднегодовая стоимость основных средств. |
18679,5 |
34003 |
6. Среднесписочная численность работников, чел. |
152 |
152 |
Аналитической работой на предприятии занимается главный бухгалтер, который оценивает динамику объема производства и продаж, проводит финансовый анализ и сводит финансовые результаты.
Для анализа объемом производства и продаж воспользуемся данными, приведенными в приложениях.
Анализ объема продаж ООО «Славгородское» по общему объему начнем с расчета абсолютного изменения объема продаж, темпа изменения.
= 41398 - 37690 = 3708 тыс.руб.
Тизм-я = 41398 / 37690* 100% =109,8%
В целом объём деятельности организации на конец 2008 года увеличился на 3708 тыс.руб. или на 9,8 %.
Для внутреннего состояния ООО «Славгородское» используем SWOT-анализ
Возможности внешней среды
· Разработка химизации, автоматизации для снижения издержек производства.
· Развитие информационных технологий в сельском хозяйстве.
· Государственная поддержка сельского хозяйства в виде льготных кредитов, ссуд, пониженной ставки налогообложения
· Государственных заказ на выращенную продукцию
Угрозы внешней среды
· Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию
· Торможение региональной и местной администрацией развития малого бизнеса
· Недостаточная государственная поддержка малого бизнеса
· Отток молодого населения из села, из-за неблагоприятных социальных - культурных условий
· Высокая стоимость сельскохозяйственной техники
· Высокие цены на горячее – смазочные материалы
· Экспорт сельскохозяйственной продукции
· Неблагоприятные климатические условия
· Низкая закупочная цена, по сравнению с мировым рынком.
Слабые стороны организации
· Нехватка трудовых ресурсов, устарение кадров
· Недостаток новой, высокопроизводительной техники
· Большие затраты на горючесмазочные материалы
· Недостаток средств для расширения ассортимента товаров
· Скромный ассортимент, не соответствующий современным
тенденциям
· Ухудшающиеся финансовое положение, в связи с мировым экономическим кризисом.
Сильные стороны организации
· Предоставление транспорта для вывоза продукции
· Квалифицированные кадры
· Удобное месторасположение.
· Высокое качество сельскохозяйственной продукции
Все силы взаимодействия, которые входят в макросреду, необходимо распределит по ряду направлений.
В STEP-анализе их принято выделять четыре: социум; технологии; экономика; политики.
- Социум. Повышаются требования покупателей к качеству товара, к предоставляемым гарантиям. Повышаются требования к уровню обслуживания покупателей. Покупатели всё чаще пользуются своими правами, отстаивают их, как потребители. Работники организаций всё больше требуют комфортных рабочих мест, полный соцпакет. Снижение численности населения страны.
- Технология. Разработка новых технологий по удобрению, мелиорации почв для снижения издержек производства. Усовершенствование и разработка маркетинговых программ. Поиск и привлечение новых поставщиков и клиентов по средствам информационных технологий. Оснащение рабочих мест новым, современным оборудованием.
- Экономика. Реализация комплекса наиболее важных организационно – экономических условий. Высокая конкуренция. Ожидаемый уровень инфляции к началу 2010 года. Увеличиваются расходы на покупку и аренду земли. Активизация работы по развитию фермерской кооперации. Совершенствование действующую систему государственных закупок.
- Политика. Совершенствование нормативно - правовой базы, обеспечивающей социально – экономическую защищенность прав на земельную и другие виды частной собственности мелких товаропроизводителей. Повышение уровня и постоянное совершенствование экономического механизма поддержки малого бизнеса. Повышение роли местного самоуправления в развитии фермерства. Упрощение ведения бухгалтерского учета. Программы поддержки отечественных производителей.
Создание гарантированного сбыта в сельском хозяйстве большая проблема, она направлена на формирование устойчивого и регулируемого производства.
Цель:
1) Упрочить конкурентные позиции на рынке
2) Повысить уровень репутации
3) Выйти на национальный рынок
4) Проводить различные рекламные компании
5) Расширить ассортимент выпускаемой продукции
Продукция, реализуемая ООО «Славгородское» обладает достаточно высокой конкурентоспособностью вследствие хорошего качества и оптимальной цены.
Анализ использования производственных ресурсов начнем с изучения движения и состояния основных средств, используя следующие показатели/
Коэффициент обновления, характеризующий долю новых основных средств в общей их стоимости на конец года:
= 5608 / 25012 = 0,22
= 36138 / 58264 = 1,6
Коэффициент выбытия характеризует степень интенсивности выбытия основных средств из производства:
= 3106 / 22510 = 0,14
= 2886 / 25012 = 0,11
Коэффициент износа характеризует степень износа основных средств и показывает, как уменьшилась сумма их первоначальной стоимости:
= 3107 / 25012 = 0,12
= 9382 / 58264 = 0,16
При использовании коэффициент годности можно увидеть долю стоимости основных средств пригодных к использованию:
= 1 - 0,12 = 0,88
= 1 – 0,16 = 0,84
Чем коэффициент износа выше, тем хуже состояние основных средств, то есть повышается физический износ основных средств, что, в свою очередь, оказывает влияние на коэффициент годности.
Полученные данные оформим в таблицу 2.
Таблица 2.
Данные о движении и техническом состоянии основных средств ООО «Славгородское» за 2007 – 2008 гг.
Показатель |
2007 год |
2008 год |
Изменение |
Коэффициент обновления |
0,22 |
1,6 |
1,38 |
Коэффициент выбытия |
0,14 |
0,11 |
-0,03 |
Коэффициент износа |
0,12 |
0,16 |
0,04 |
Коэффициент годности |
0,88 |
0,84 |
-0,04 |
По данным таблицы 2 видно, степень интенсивности выбытия основных средств из производства уменьшилась на 0,3 % . Состояние основных средств на ООО «Славгородское» несколько улучшилось в связи с тем, что произошло увеличение коэффициента на 1,4 % за счет значительного увеличения основных средств в 2 раза.
2.2. Общая оценка финансового состояния организации ООО «Славгородское»
Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его платежеспособности, кредитоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
Общую оценку (экспресс-анализ) финансового состояния организации характеризует наличие прибыли или убытка, как основного результата деятельности ООО «Славгородское» (Приложение 1).
В целом деятельность ООО «Славгородское» безубыточная. По сравнению с 2007 годом в 2008 году показатели прибыли увеличились на 89 %. Также увеличилась величина основных средств.
К негативным статьям баланса относятся статьи: «Дебиторская задолженность»; «Кредиторская задолженность», «Амортизация ОС». Далее это видно из уплотненного баланса организации.
Рассмотрим обобщенные группы показателей, которые отражены в балансе ООО «Славгородское» на конец 2008 года (Приложение 2).
На основе этих данных постараемся сделать выводы.
В активе баланса на конец 2008 года по отношению к концу 2007 году произошли изменения в статьях «основные средства», «запасы», «денежные средства», «готовая продукция», «дебиторская задолженность» и «прочие оборотные активы». Величина основных средств увеличилась на 29759 тыс. руб., денежные средства увеличились на 322 тыс.руб. В пассиве баланса произошли изменения в негативных статьях баланса. Уменьшились показатели краткосрочных обязательств на 3610 тыс.руб., однако значительно увеличились показатели долгосрочных обязательств на 28178 тыс.руб. тыс.руб. и кредиторской задолженности на 427 тыс.руб.
Динамика валюты баланса (по данным на конец сравниваемых периодов):
ВБ(актив) = 102435 – 64460 = 37975 тыс.руб.
ВБ(пассив) = 102435 – 64460 = 37975 тыс.руб.
Тр. ВБ (%) = 102435 / 64460*100 = 159 %
На конец 2008 года по сравнению с 2007 годом валюта баланса и в активе и в пассиве увеличилась на 37975 тыс.руб. что обусловлено ростом величин отдельных статей баланса, например, готовой продукции и товаров для перепродажи, основных средств, денежных средств. Поэтому увеличился темп роста валюты баланса на 59%.
Факторы, влияющие на финансовую устойчивость ООО «Славгородское»:
1. Экономическая ситуация в государстве.
2. Конкуренция и конкурентоспособность продукции. В настоящее время и ранее ООО «Славгородское» не имело потенциальных конкурентов и являлось единственным предприятием, занимающимся восстановлением, изготовлением, ремонтом оборудования для сельского хозяйства, в основном гидравлической техники. Это дает шанс предприятию спокойно развиваться, совершенствовать свои технологии без особых влияний конкурентной среды.
3. Структура активов.
4. Уровень управления на предприятии. Сейчас нельзя сказать, что в ООО «Славгородское» нет эффективной рабочей силы. Скорее, нужно рассматривать управленческих кадров и, в первую очередь, повышать уровень опыта менеджмента у них.
Теперь проведем анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости. Для этого составим сводную таблицу (Приложение 3).
Определим тип финансовой устойчивости ООО «Славгородское» На конец 2007 г.: СОК 0
СД 0 0,0,0 – кризисное состояние
ОИ 0
На начало и на конец 2008 г.: СОК 0
СД 0 0,0,0 –кризисное состояние
ОИ 0
Не смотря на то, что по данным анализа предприятие находится в кризисном состоянии. Предприятие переживает финансовый кризис, но постепенно выходит из него. Это видно как из расчета абсолютных показателей финансовой устойчивости. Собственный оборотный капитал снизился на 14142 тыс.руб., за счет увеличения основных средств и незначительной суммы собственного капитала.
Теперь рассчитаем и проанализируем относительные показатели финансовой устойчивости и ликвидности:
1) Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами:
К оОАСОС = СОС / ОА
= -12959/ 42556 = -0,3 (2007 г.)
= -27101/ 52482 = -0,51 (2008 г.)
Значение этого коэффициента очень низкое, значит финансовое состояние ООО «Славгородское» крайне не стабильное.
2) Коэффициент обеспеченности запасов СОК-м:
= -12959 / 29022 = -0,45 (2007 г)
= -27101 / 43146 = -0,7 (2008 г.)
В 2008 году коэффициент также низок, что говорит о крайней недостаточной обеспеченности запасов собственным оборотным капиталом.
3) Коэффициент автономии (финансовой независимости, собственности, концентрации СК):
= 8945 / 64460 = - 0,14 (2007 г.)
= 22852 / 102435 = - 0,22 (2008 г.)
Степень независимости организации от заемного капитала умеренная, но коэффициент повысился, значит, степень финансового риска увеличилась.
4) Коэффициент финансовой зависимости: (д.б. 1,7)
= 64460 / 8945 = 7,2 (2007 г.)
= 102435 / 22852 = 4,5 (2008 г.)
Коэффициент 2008 г. равен 4,5 что означает, что предприятие близко к увеличению доли заемных средств в финансировании, т.е. собственных средств ему не хватает, однако этот коэффициент по сравнению с 2007 г. снизился на -2,7 за счет увеличения долгосрочных обязательств и нераспределенной прибыли.
Одним из индикаторов финансового положения предприятия является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.
Проведем группировку активов баланса по степени ликвидности и пассивов по срокам погашения обязательств (Приложение 4).
По данным таблицы видно, что активы ООО «Славгородское» в конце года увеличились на 60 %, при этом наиболее быстрыми темпами увеличились труднореализуемые активы. Однако произошло снижение абсолютно и наиболее ликвидных активов, что может отразиться отрицательно на степени ликвидности активов в целом.
Показатели, характеризующие ликвидность:
1. Коэффициент абсолютной ликвидности
где КФВ – краткосрочные финансовые вложения.
= 1088 / 50814 = 0,02 (2007 г.)
= 326 / 47476 = 0,01 (2008 г.)
2. Коэффициент быстрой ликвидности (д.б. 0,7 – 1)
где ДС – денежные средства;
КФО – краткосрочные финансовые обязательства;
ДЗ – дебиторская задолженность в течение 12 месяцев.
= 12762 / 50814 = 0,25 (2007 г.)
= 20936 / 47476 = 0,44 (2008 г.)
3. Коэффициент текущей ликвидности (д. б. 2)
= 47476 / 50814 = 0,9 (2007 г.)
= 63859 / 47476 = 1,3 (2008 г.)
4. Коэффициент платежеспособности
Кплат. = Текущие активы / Текущие обязательства
= 47476 / 54743 = 0,9 (2007 г.)
= 63859 / 79583 = 0,8 (2008 г.)
Коэффициент быстрой ликвидности, «критической точки» (д.б. не менее 1,0). Коэффициент показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности. Этот показатель повысился в 2008 году и составил 0,44.
Рассчитаем показатели платежеспособности ООО «Славгородское» за 2008 год и данные внесем в таблицу (Приложение 5).
Анализ таблицы показал, что у ООО «Славгородское» за 2008 год в анализируемом периоде показатели платежеспособности соответствует норме это говорит о положительной деятельности организации и о перспективе выхода предприятия из кризисного состояния. Коэффициент платежеспособности значительно ниже нормы, в анализируемом периоде денежные средства и краткосрочные вложения значительно снизились. В отчетном периоде положительную тенденцию имеете коэффициент быстрой ликвидности, текущей ликвидности. Более полно же ликвидность баланса характеризует коэффициент текущей ликвидности. На анализируемом предприятии этот показатель повысился на 0,4 пункта и достиг значения 1,3 пункта.
Таким образом, предприятие в состоянии покрыть все свои текущие обязательства за счет имеющихся оборотных средств, но без значительной доли заемный средств предприятие существовать не сможет.
3 Пути совершенствования финансирования предприятий сельского хозяйства
3.1 Общие выводы по финансовому анализу в ООО «Славгородское»
Проведенный финансовый анализ ООО «Славгородское» показывает, что финансовое состояние его не устойчивое.
Как показал анализ общей оценки финансовых показателей, деятельность ООО «Славгородское» прибыльная. Задолженность снизилась как дебиторская на 4070 тыс. руб., так и 500 тыс. руб. Своевременное взыскание дебиторской задолженности и возврат кредиторской оказывают эффективное влияние на финансовое состояние организации и определяют положительную тенденцию его роста.
Выручка от продаж увеличилась на 3708 тыс. руб.
По данным абсолютных показателей финансовой устойчивости в 2007 году предприятие относилось к типу финансово неустойчивых, как и в 2008 году – т.е. находилось в кризисном состоянии, что следует из сводной таблицы абсолютных показателей финансовой устойчивости. Это следствие недостаточной величины собственного капитала и собственных долгосрочных источников, а также недостаток общих форм для формирования запасов.
Как видно из расчета коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами, организация не в состоянии сама проводить финансовую политику. Причина этого – невысокое значение собственного капитала. Предприятию, так же, не хватает собственных средств, что заставляет его увеличивать долю заемных. Это говорит о срочной необходимости увеличить долю собственных средств предприятия, за счет добавочного капитала.
Цель управления хозяйством - эффективное функционирование и развитие производства. Поэтому об эффективности и качестве управления, прежде всего, можно судить по достигнутым производственным результатам. Для того чтобы производственные результаты были высокими, в рамках системы управления в первую очередь наиболее эффективно должна работать система планирования и управления финансовыми ресурсами.
Функции планирования, анализа и контроля над финансами в сельскохозяйственном предприятии осуществляют отдел бухгалтерского учёта (бухгалтерия) и планово-экономический отдел под руководством директора предприятия.
Рассмотрим слабые стороны существующей схемы планирования и управления финансовыми ресурсами:
Отсутствие у специалистов, занятых в области планирования и управления финансовыми ресурсами, целеполагания: для чего мы существуем как организация, чего хотим добиться и куда движемся? Отсутствие целеполагания приводит к тому, что каждый отдел в своей работе видит в большей степени личные цели, а не общую цель, ради которой существует организация.
Директор осуществляет управление всей хозяйственной деятельностью предприятия, при этом область планирования и управления финансовыми ресурсами - самая сложная и требующая специальных знаний. Директор – это, прежде всего стратег, определяющий направление развития и будущее состояние организации. Политика предприятия в области планирования и управления финансовыми ресурсами должна быть прерогативой финансового менеджера.
Отсутствие на предприятии финансового руководителя, который в целом видит финансовую ситуацию на предприятии, объединяет специалистов в области управления финансами, является советником первого руководителя в области финансов, его доверенным лицом, публичным представителем и создателем стоимости.
Такая текущая ситуация обусловливает следующие проблемы организации управления финансами хозяйства.
Во-первых, это низкая оперативность информации, как следствие -планирование на предприятии растянуто во времени. Низкая оперативность информации вызвана слабой автоматизацией учетных процессов в российских сельскохозяйственных предприятиях.
Внутренняя управленческая информация каждого структурного подразделения локальна и не увязана в единую систему, то есть базы данных многочисленны и не интегрированы.
Планирование на предприятиях также характеризуется слабой культурой, вызванной отсутствием четкой постановки стратегических целей и задач, а значит, невозможностью спланировать конечные показатели деятельности по центрам финансовой ответственности.
Вторая проблема - отсутствие разделения между управлением прибылью и управлением денежными средствами.
Данная проблема вызвана на сельскохозяйственных предприятиях непониманием различий между управлением прибылью и управлением денежными средствами и отсутствием грамотной постановки системы управления денежными средствами предприятия.
Прибыль предприятия никогда нельзя рассчитать точно, она постоянно изменяется в зависимости от принципов законодательства, бухгалтерского и налогового учета, внутренних нормативных документов, особенностей системы налогообложения и других факторов. Более того, многие банкротства хозяйств сегодня происходят не из-за отсутствия прибыли, а из-за отсутствия у них высоколиквидных активов. Поэтому крайне важно для сельскохозяйственного предприятия организовать систему управления денежными средствами, при планировании которых целью должен стать переход от операционного планирования к финансовому.
В настоящее время планирование денежных средств происходит крайне неэффективно.
Третья проблема – использование прямых и накладных затрат, а не переменных и постоянных.
Четвёртая проблема – неэффективное использование знаний и опыта в маркетинговой политике предприятия. Основной проблемой предприятия является отсутствие представления о поведении предприятия на рынке. Анализируя маркетинговые условия деятельности хозяйства нежно отметить, что они недостаточно сформированы. В продуктовой стратегии они ориентированы на повышение качества продукции, в ценовой – на установление цены, покрывающей издержки, но достигается это не по каждому виду продукции.
Пятая проблема – низкая культура анализа достижения целей. Получение прибыли является единственной целью предприятия.
Одной из главных ошибок предприятий области является отсутствие стратегических целей развития, закрепленных за каждым структурным подразделением предприятия. Важным моментом здесь будет постановка такой системы управленческого учета, которая бы сделала прозрачными данные по достижению этих целей. В настоящее время среднее сельскохозяйственное предприятие не обладает грамотно разработанной стратегией развития и не всегда может точно сказать, какие показатели (кроме прибыли) отслеживаются и анализируются в центрах ответственности, а иногда и не имеет этих центров ответственности вообще.
3.2 Пути оздоровления финансового состояния OOO «Славгородское»
Основными путями улучшения финансового состояния организации будут: совершенствования финансовой структуры организации, привлечение дополнительных заемных средств, закрытие нерентабельных видов деятельности. Закуп более качественного сырья, использование прогрессивных технологий и современного оборудования и оптимальная его загрузка. Разработка планов стратегического развития предприятия. Неиспользуемые помещения и корпуса предприятия сдавать в аренду. Ускорение оборачиваемости оборотных активов, повышение эффективности использования основных средств, сокращать материальные затраты и использовать новые технологии, снижение текучести кадров и повышение уровня их профессиональной заинтересованности и материального стимулирования, гарантировать профессиональный и карьерный рост.
При проведении ежегодной аудиторской проверке необходимо неукоснительно и оперативно устранять все выявленные аудитором нарушения в ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности.
Многие сельскохозяйственные предприятия при планировании своей деятельности опираются на данные бухгалтерского и налогового учета. Такой вариант является заранее проигрышным, так как, согласно законодательству, предприятие «закрывает» НДС к 20-му числу следующего за отчетным месяца, что влечет за собой закрытие всех бухгалтерских счетов и подготовку финансовой отчетности. Но реально на предприятиях бухгалтерская отчетность готова только к 30-му числу месяца. Эти сроки отражают крайнюю неэффективность данного подхода, потому что для успешного управления руководителям хозяйств, например, 20 февраля не нужна информация за январь, к этому времени уже должны быть подготовлены бюджеты на март. Для эффективного принятия управленческих решений руководители предприятий должны получать оперативную информацию каждый день, а отчет за месяц - максимум в пределах 3 дней следующего месяца.
Надо отметить, что низкая оперативность информации вызвана слабой автоматизацией учетных процессов в российских сельскохозяйственных предприятиях. В 80% из них уровень автоматизации пока недостаточен для получения информации в режиме реального времени. В большинстве предприятий внутренняя управленческая информация каждого структурного подразделения локальна и не увязана в единую систему, то есть базы данных многочисленны и не интегрированы.
Планирование на предприятиях также характеризуется слабой культурой, вызванной отсутствием четкой постановки стратегических целей и задач, а значит, невозможностью спланировать конечные показатели деятельности по центрам финансовой ответственности.
Вторая проблема - отсутствие разделения между управлением прибылью и управлением денежными средствами.
Данная проблема вызвана на сельскохозяйственных предприятиях непониманием различий между управлением прибылью и управлением денежными средствами и отсутствием грамотной постановки системы управления денежными средствами предприятия.
Прибыль предприятия никогда нельзя рассчитать точно, она постоянно изменяется в зависимости от принципов законодательства, бухгалтерского и налогового учета, внутренних нормативных документов, особенностей системы налогообложения и других факторов. Более того, многие банкротства хозяйств сегодня происходят не из-за отсутствия прибыли, а из-за отсутствия у них высоколиквидных активов. Поэтому крайне важно для сельскохозяйственного предприятия организовать систему управления денежными средствами, при планировании которых целью должен стать переход от операционного планирования к финансовому.
В настоящее время на российских сельскохозяйственных предприятиях планирование денежных средств происходит крайне неэффективно.
Заключение
По результатам проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:
Финансы предприятий - это система денежных соотношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов (основных и оборотных средств, заработной платы, фондов накопления и потребления, амортизационного фонда и т.п.).
Ведущий сектор экономики Алтайского региона – сельское хозяйство – вошел в новый сезон с существенной дебиторской задолженностью. На начало 2009 года этот показатель был равен 4,2 млрд. рублей, что на 50% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Сумма также сопоставима с той, которую в 2008 году алтайские сельхозпроизводители направили на покупку сельхозтехники. Эксперты по-разному оценивают влияние дебиторки на отрасль. Но главным негативным фактором считают то, что аграрии в условиях финансовой нестабильности в стране окажутся в тисках денежного дефицита и это отразится на других сферах деятельности.
В 2008 году сельскохозяйственными организациями края получено около 3,6 млрд. рублей чистой прибыли, что на 17% больше, чем в 2008 году. Доля прибыльных организаций превысила 80% от их общего числа. Уровень рентабельности производства сельскохозяйственной продукции в среднем по краю сложился на уровне 18,1%, рентабельность продукции растениеводства – 40,2%. За 2008 год алтайские аграрии произвели продукции на 70,2 млрд. рублей.
В то же время в регионе продолжается работа по решению финансовых проблем в отрасли. На основании ФЗ О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей за шесть последних лет была реструктурирована кредиторская задолженность хозяйств на сумму 5,9 млрд. рублей, в том числе 3 млрд. рублей пеней и штрафов, из которых 1,8 млрд. рублей уже списаны.
Острота кризисных явлений в сельском хозяйстве имеет, с одной стороны, объективный характер, так как сельскохозяйственное производство зависит от почвенно-климатических условий, использования биологических активов в качестве средств и предметов труда, имеет сезонный характер и остро испытывает недостаток финансовых ресурсов и постоянно противостоит монопольным действиям заготовительных, перерабатывающих, обслуживающих, торговых организаций, поставщиков материально-технических ресурсов.
С другой стороны, спад производства и ухудшение социального положения крестьян обусловлено не отлаженными системами государственного, муниципального и хозяйственного управления.
Основываясь на проведенном анализе существующей структуры планирования и управления финансами в ООО «Славгородское можно сделать вывод, что сложившаяся структура не отвечает требованиям, предъявляемым к современным предприятиям, ведущим свою финансово-экономическую деятельность в условиях конкурентной рыночной среды.
фондоотдача, которая постепенно увеличивается по сравнению с 2007 г. . Также благоприятно повлияло и повышение производительности труда. За счёт фондоёмкости объём производства увеличился на 1337 тыс.руб.
В целом деятельность организации оценивается положительно фондорентабельность возросла на 51 руб. по сравнению с предыдущим годом.
Управление финансами на сельскохозяйственных предприятиях подразумевает использование системного подхода, при котором любой объект рассматривается как совокупность элементов, имеющих цель, ресурсы, прямую и обратную связь с внешней средой.
Список использованной литературы
1. Гаврилова, А.Н. Финансовый менеджмент / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов.– М.: КНОРУС, 2008.– 432с.
2. Горемыкин, В.А. Стратегия развития предприятия [Текст] / В.А. Горемыкин, Н.В. Нестерова.– М.: Дашков и К0 , 2004.- 594с.
3. Долгов, А.И. Стратегический менеджмент / А.И. Долгов, Е.А. Прокопенко / А.И. Долгов.– М.: Флинта, 2008.– 280с.
4. Ковалёв, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалёв, А.И. Барабанов.– М.: Велби, 2002.– 424с.
5. Кованов, С.И. Экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий / С.И. Кованов, В.А. Свободин.– М.: Агропромиздат, 1991.– 304с.
6. Кокурин, А.А. Интенсификация производства основных средств в сельском хозяйстве: совершенствовать начисление и учёт амортизации / А.А. Кокурин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.– 2008.– № 9.– С. 55–57.
7. Королев, К.Ю. Роль кредитной политики в сфере сельского хозяйства // Финансовая стабилизация экономического развития: теория и практика / под ред. В.Д. Борисовой. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007.– 210с.
8. Круш, З.А. Анализ платежеспособности как инструмент финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий / З.А. Круш, А.В. Бабаназаров // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.– 2007.– № 6.– С. 56–59.
9. Кулик, Ю.В. Проблемы финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций / Ю.В. Кулик, Н.И. Оксанич // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.– 2008.– № 5.– С. 48–51.
10. Лиманский, М.Л. Финансы в сельском хозяйстве / М.Л. Лиманский, И.Б. Маслова.– М.: ЮНИТИ, 1999.–350с.
11. Малеева, А.В. Анализ производственно – финансовой деятельности предприятий / А.В. Малеева, О.Г. Томаревская Н.В. Симкова. – М.: Финансы, 2000. – 319 с.
12. Мякшин, А.В. Роль натурально – стоимостных бюджетов в управлении финансами производственного предприятия АПК / А.В. Мякшин, М.Ю. Гуляева, К.И. Гапонов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.– 2008.– № 5.– С. 51– 55.
13. Попов, Н.А. Экономика сельского хозяйства / Н.А. Попов.- М.: Дело и Сервис.– 368с.
14. Скляров, И.Ю. Как повысить эффективность антикризисного управления сельскохозяйственными организациями / И.Ю. Скляров // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.– 2007.– № 4.– С. 25–28.
15. Трясцин, М.М. Финансовое оздоровление агропредприятий: проблемы и пути решения / М.М. Трясцин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.– 2008.– № 7.– С. 57–59.
16. Узун, В.Я. Финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей / В.Я. Узун // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.– 2007.– № 10.– С. 8 – 12.
17. Финансы / под ред. А.И. Архипова, И.А. Погосова.– М.: Проспект, 2009.– 628с.
18. Харитонов, А.В. Состояние системы планирования и управления финансовыми ресурсами сельскохозяйственных предприятий / А.В. харитонов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.– 2008.– № 11. – С. 60– 62.
19. Шарапова, Н.В. Основные направления финансового оздоровления хозяйствующих субъектов АПК / Н.В. Шарапова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.– 2007.– № 11. – С. 29-31.
20. Экономика предприятия (фирмы) / под ред. О.И. Волкова.– М.: ИНФРА-М, 2004.– 601с.
21. Экономика сельского хозяйства.– Ростов - на – Дону: Феникс, 2003.– 352с.
22. Юсуфов, А.М. Некоторые предложения по оздоровлению финансового состояния сельскохозяйственных организаций / А.М. Юсуфов, М.И. Исмаилов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.– 2008.– № 7.– С. 71– 74.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Таблица 4.– Показатели общей оценки финансового состояния организации ООО «Славгородское» за 2007г. и 2008г.
Виды прибыли |
2007 г . |
2008 г . |
Откл-е (+;-) |
Т изм,% |
Валовая прибыль |
11908 |
12244 |
336 |
102,8 |
Прибыль от продаж |
10214 |
12244 |
2030 |
119,8 |
Прибыль до налогообложения |
10327 |
13966 |
3639 |
135,2 |
Чистая прибыль |
10244 |
13907 |
3663 |
135,7 |
Основные средства |
19123 |
48882 |
29759 |
255,6 |
Запасы |
29022 |
43146 |
14124 |
148,6 |
ДЗ (в течение 12 месяцев) |
11674 |
7604 |
- 4070 |
65,1 |
Капитал и резервы |
8945 |
22852 |
13907 |
255,5 |
Краткосрочные обязательства |
51586 |
47476 |
- 4110 |
92,1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 5.– Группы показателей по балансу на конец 2007г. и 2008г. в активе.
Показатели |
На конец 2007 г. (тыс.руб.) |
На конец 2008 г. (тыс.руб.) |
Отклонение (+,-) |
Основные средства |
19123 |
48882 |
29759 |
Долгосрочные финансовые вложения |
1071 |
1071 |
|
Запасы |
20736 |
43146 |
22410 |
Денежные средства |
4 |
326 |
322 |
Прочие оборотные активы |
244 |
244 |
|
Готовая продукция и товары для перепродажи |
8286 |
18235 |
9967 |
ДЗ (в течение 12 месяцев) |
11674 |
7604 |
-4070 |
ИТОГО |
59823 |
119508 |
59685 |
Таблица 6.– Группы показателей по балансу на конец 2007г. и 2008г. в пассиве.
Показатели |
На конец 2007 г. (тыс.руб.) |
На конец 2008 г. (тыс.руб.) |
Отклонение (+,-) |
Уставный капитал |
10 |
10 |
- |
Добавочный капитал |
- |
||
Нераспределенная прибыль |
8935 |
22842 |
13907 |
Кредиты и займы |
3929 |
32107 |
28178 |
Кредиторская задолженность |
43086 |
39476 |
-3610 |
ИТОГО |
55960 |
94435 |
38475 |
ПРИЛОЖНИЕ 3
Таблица 7.– Абсолютные показатели финансовой устойчивости ООО «Славгородское» за 2007г. и 2008г.
Показатели |
Обозначение и расчет |
На 2007 год |
На 2008 год |
Отклонения (+,-) |
1. Соб.кап. |
СК= стр.490+стр.640+стр.650 |
8945 |
22852 |
13907 |
2.Внеоб. активы |
ВнА-стр.190 |
21904 |
49953 |
28049 |
3. Соб.обор. капитал |
СОК(СОС)=СК-ВнА=п1-п2 |
-12959 |
-27101 |
-14142 |
4. Долгоср. обязательства |
ДО=стр.590 |
3929 |
32107 |
28178 |
5. Собств. и долгоср.ист-ки |
СД=СОК+ДО=п3+п4 |
-9030 |
5006 |
14036 |
6. Краткоср. заемн.ср-ва |
КЗС=стр.610 |
8500 |
8000 |
-500 |
7. Общие ист-ки |
ОИ=СД+КЗС=п5+п6 |
-530 |
13006 |
13536 |
8. Запасы |
З=стр.210 |
29022 |
43146 |
14124 |
9. Излишек (недост-к) СОК для форм- -я запасов |
СОК(СОС)=СОК-З=п3-п8 |
-41981 |
-16045 |
25936 |
10. Излишек (недост-к) соб-х и долгоср-х ист-в для форм--я запасов |
СД=СД-З=п5-п8 |
-38052 |
-38140 |
-88 |
11.Излишек (нед-к) общих ист-в для форм-я запасов |
ОИ=ОИ-З=п7-п8 |
-29552 |
-30140 |
-588 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Таблица 5.–– Динамика групп ликвидных активов ООО «Славгородское» за 2007 - 2008 гг.
Показатель |
2007 г . |
2008 г . |
Изменение (+/–) |
1.Абсолютно и наиболее ликвидные активы |
1088 |
326 |
-762 |
2.Быстрореализуемые активы |
11674 |
7848 |
-3826 |
3.Медленнореализуемые активы |
28874 |
42923 |
14049 |
4.Труднореализуемые активы |
21904 |
51115 |
29211 |
5. Итого активов |
63540 |
102212 |
38672 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Таблица 3.10.– Финансовые коэффициенты и показатели оценки платежеспособности
ООО «Славгородское» за 2008 год
Показатели |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
Измене-ние (+/-) |
Норматив |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Коэффициент абсол. ликвидности |
0,02 |
0,01 |
- |
0,10,7 |
Коэффициент платежеспособности |
0,9 |
0,8 |
-0,1 |
|
Коэффициент текущей ликвидности |
0,9 |
1,3 |
0,4 |
Необходимое значение 1,5; оптимальное 2,03,5 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
0,25 |
0,44 |
0,19 |
Допустимое 0,70,8; желательно 1 |