Финансовые основы развития интеграционных процессов стран Западно-Африканского экономического и валютного союза
СОДЕРЖАНИЕ: Целью диссертационной работы является анализ механизмов региональной интеграции и формирующихся основ финансовых отношений, влияющих на состояние и динамику экономических процессов, происходящих в странах ЗАЭВС.в условиях глобализации
Аг Интифаскивен Идрисса
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Краснодар 2007
Диссертационная работа выполнена на кафедре антикризисного управления, налогов и налогообложения Кубанского государственного университета
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. В условиях интеграции мировой хозяйственной системы интеграционные процессы в финансовой сфере становятся необходимым и востребованным средством решения задач социально-экономического развития. Одной из особенностей развития современной глобальной экономики стало резкое возрастание роли финансов и формирование интегрированных региональных валютно-экономических блоков. При этом финансовые рынки формируют основные источники экономического роста, концентрируют и распределяют необходимые инвестиционные ресурсы. Вместе с тем, страны с формирующимися финансовыми рынками, вынуждены разрабатывать собственную финансовую политику, направленную на адаптацию к господству геофинансов. При этом особое внимание заслуживает тот факт, что страны Западно-Африканского экономического и валютного союза (ЗАЭВС), подвержены повышенному воздействию колебаний мировой финансовой конъюнктуры. Примерами этому могут служить мировой финансовый кризис 1980-1990-х годов, Азиатский кризис (1997-1998 гг.), потрясшие финансовые системы многих стран, в том числе стран ЗАЭВС.
Из этого следует, что в условиях экономических преобразований странам зоны ЗАЭВС особое внимание необходимо уделять валютно-финансовым и институционально правовым сферам экономики. С учетом накопленного опыта неудачных экономических реформ прошлого столетия и предстоящих задач странам зоны ЗАЭВС необходимо модернизировать имеющиеся финансовые инфраструктуры развития и создавать новые. Особое внимание необходимо уделять финансово-кредитным институтам, рассматриваемым в качестве важных субъектов рыночных отношений с особыми функциями и задачами в процессах интеграции экономики региона на внутреннем и внешнем уровнях. При этом одна из важнейших функций этих институтов – это концентрация и интеграция национального (регионального) предпринимательского капитала, необходимого для реализации национальных (региональных) крупных социально-экономических программ развития западноафриканского общества.
Уроки социально-экономических и финансовых кризисов двадцатого столетия и неэффективных экономических политик стран западной Африки, негативно сказавшихся не только на финансовом положении, но и на внешнеторговой финансовой деятельности, побуждали государства региона смещать акценты в стратегии развития в пользу региональных интеграционно-рыночных объединений, координации макроэкономических политик как во внутреннем аспекте – в отношении фискальной, денежно-кредитной, так и в региональном – нормализации внешнеторговой политики, развитии диалога и региональной кооперации и взаимодействии между национальными властями с тем, чтобы успешнее противостоять внешним негативным влияниям. При этом оптимальная финансовая интеграция является мощным инструментом регулирования внутренних и внешних экономических отношений стран зоны ЗАЭВС.
Степень разработанности проблемы. Уровень разработанности проблем, связанных с интеграционными процессами в финансовой сфере стран ЗАЭВС, остается недостаточным. Исследование интеграции в зоне ЗАЭВС в настоящее время проводится как многими современными западноафриканскими экономистами, так и зарубежными. При этом теоретики и практики, затрагивающие вопросы финансового развития интеграции стран зоны ЗАЭВС, все более целеустремленно концентрируют свое внимание на изучении и анализе различных подходов и путей развития интеграции и разработки рекомендаций с учетом западноафриканской специфики.
Следует отметить, что интеграционные процессы в финансовой сфере стран зоны ЗАЭВС находятся на стадии становления. В этой связи в работах западноафриканских и зарубежных авторов ставятся вопросы их укрепления и совершенствования с целью реализации поставленных целей и задач.
Несмотря на растущий интерес к этой проблеме и на существование публикаций, научных cтатей и монографий, разработок Центрального Банка западноафриканских государств (BCEAO), западноафриканского банка развития (BOAD), мирового валютного фонда (МВФ) и ряда других международных финансовых институтов и научно-исследовательских центров, а также работ западноафриканских и зарубежных авторов, возникает необходимость разработки более эффективных механизмов развития интеграционных процессов в финансовой сфере.
Особую помощь в разработке основной теоретической базы региональной интеграции стран зоны ЗАЭВС автору оказали работы российских ученых в области региональной интеграции Ю.В. Шишкова, В.В. Шмелева, Н.П. Зайцева, З.Н. Романова.
Настоящее диссертационное исследование является попыткой изучения роли и места интегрированных финансов, а также их влияния на развитие хозяйственной системы зоны ЗАЭВС.
Экономическая и социальная значимость, недостаточная теоретико-методологическая и организационная проработанность проблем финансовой интеграции стран ЗАЭВС обусловили выбор темы, цель и задачи исследования, внутреннюю логику и структуру работы.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является анализ механизмов региональной интеграции и формирующихся основ финансовых отношений, влияющих на состояние и динамику экономических процессов, происходящих в странах ЗАЭВС, и разработка рекомендаций по развитию финансовых основ интеграционных процессов в условиях глобализации в странах ЗАЭВС. Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
провести анализ и оценку уровня финансового развития экономики стран зоны ЗАЭВС;
выявить проблемы и факторы, влияющие на состояние и динамику финансового развития экономики стран западноафриканского интеграционного комплекса;
проанализировать принципы и механизмы формирования интеграционных процессов стран зоны ЗАЭВС;
осуществить компаративный анализ макроэкономического регулирования интеграционных механизмов региональной конвергенции и интеграции зарубежных стран, в частности, стран Европейского экономического и валютного союза со странами зоны ЗАЭВС;
определить и охарактеризовать некоторые аспекты региональной интеграции;
выявить влияние эффекта таможенного союза на состояние и динамику экономических процессов развития стран ЗАЭВС;
выявить влияние эффекта интеграции на социально-экономическое развитие стран ЗАЭВС и на внутренние процессы формирования источников финансирования экономического роста;
оценить и выявить эффекты влияния региональной интеграции и глобализации на состояние и динамику финансового развития экономических процессов в зоне ЗАЭВС;
разработать рекомендации по управлению интеграционными процессами в финансовой сфере.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются страны зоны ЗАЭВС.
Предметом исследования выступают финансовые отношения и процессы, лежащие в основе развития интеграционных процессов стран зоны ЗАЭВС, а также факторы, влияющие на них.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные концепции классиков в области региональной интеграции, работы современных западноафриканских и зарубежных авторов, посвященных вопросу региональной финансовой интеграции.
Наряду с документами международных финансовых институтов по вопросам финансовой интеграции стран Западной Африки, составной частью методологической базы исследования являются публикации, монографии, официальные статистические базы данных Центрального банка западноафриканских государств (BCEAO), группы Африканского банка развития (BAD), Западноафриканского банка развития (BOAD), Центрального банка Франции (Banque de France), Международного валютного фонда (МВФ), а также обобщающие выводы и оценки, содержащиеся в региональных программных документах ЗАЭВС. Они дают достаточный материал для характеристики экономической финансовой политики в области региональной интеграции. В качестве информационной базы исследования использована информация, опубликованная в специальных и периодических изданиях, базы данных выше указанных институтов, информация, размещенная на веб-сайтах ЗАЭВС, Африканского центра статистических исследований (AFRISTA), материалы, расположенные на других веб-сайтах сети Internet и региональной фондовой биржи (BRVM).
Непосредственно по теме диссертационного исследования проанализированы работы Bessone Biago, Sarr Abdourahmane, Dore Ousmane, Masson Paul R, Philippe C. Rother, Pattillo Catherine, Jahjah Samir, Rosenberg Christoph B., Hadjimichael T., Galy Michael, Bandera Luca, Kireijev Alexei P., Marlyn Jankess, Sameri Hossein, Debrun Xavier, Tsangarides Charalambos G., Pierre Vanden Boogaerde, Allasane Dramane Ouattara, Charles Conanbany, Owen F., Paul Gomme, Babula Andrea, Other Robe, James M.
В качестве основных методов в рамках общего подхода к объекту исследования применялись анализ и синтез, индукция и дедукция. В научной работе использованы методы сопоставления и противопоставления, системного подхода при изучении механизмов формирования региональной интеграции и ее системообразующих элементов, корреляционного и регрессионного анализа при оценке влияния факторов глобализации на состояние и динамику финансового развития в зоне ЗАЭВС. При изучении и обработке статистического материала использовались различные статистические методы, в частности, метод наблюдения и группировок.
Основные положения, выносимые на защиту:
По специальности 08.00.10 – «Финансы, денежное обращение и кредит»:
Решение сложных экономических и финансовых вопросов зависит от правильности и точности идентификации их природы и причин проявления и факторов, лежащих в их основе. Это позволяет создать более эффективные методы их решения и системы управления. В этой связи классификация и группировка атрибутов, характерных для развитой финансовой системы, могут стать полезным и необходимым инструментом оценки и диагностики сильных и слабых сторон финансовой системы, определить ее состояние и уровень развития.
Вопросы, связанные с процессами формирования интегрированных финансов полностью не исследованы. Недостаточность развития финансовой системы и ее основы на национальном и региональных уровнях остается одним из главных препятствий усиления региональных экономических процессов и поддержания долгосрочного устойчивого роста. Используемый механизм конвергенции, стабильности и роста не обеспечивает синхронизацию экономических циклов интегрирующихся стран. В этой связи возникает необходимость совершенствования уже имеющихся инструментов управления финансами, а также разработки более гибких.
Для развития внешнеэкономической финансовой интеграции стран ЗАЭВС необходимо введение сдерживающих механизмов, или так называемых финансовых фильтров, для оптимального привлечения иностранных инвестиций.
Представляя неотъемлемую часть финансовой системы государств, рынок ссудных капиталов характеризуется институциональной и организационно-функциональной спецификой в обеспечении трансформации сбережений в инвестиции, необходимостью выбора оптимальных направлений их производственного использования. Двойственное институциональное воздействие рынка ссудных капиталов на экономику при помощи саморегулирующихся профессиональных финансовых институтов и регулятивных мер государств позволяет в современных условиях формировать основные финансовые источники экономического роста, концентрировать и распределять необходимые экономике внутренние инвестиционные ресурсы, обеспечивать при помощи финансов условия для воспроизводственных процессов.
По специальности 08.00.14 – «Мировая экономика»:
Роль региональной интеграции в развитии социально-экономических отношений все более возрастает. Финансовая интеграция, как форма региональной интеграции, является ключевым звеном, лежащим в основе ее развития. Характер и направление развития интеграции в финансовой сфере в большей степени определяют факторы, лежащие в ее основе. При этом возникает необходимость в разработке адекватных механизмов ее структуризации. Это позволяет эффективно ею управлять, с одной стороны, а с другой, позволяет совершенствовать базовые основы формирования интегрированных финансовых систем и структур.
Недостатки, характерные для механизма пакта региональной конвергенции стабильности и роста стран зоны ЗАЭВС, определяются тем, что данный механизм не учитывает неравномерности социально-экономических уровней развития. Для него характерны жесткие ограничения в сфере бюджетно-налоговой политики. В этой связи возникает необходимость в разработке более гибкого механизма регулирования макроэкономических политик стран Союза для обеспечения синхронности экономических процессов. Особое внимание необходимо уделять внутренним и внешним механизмам управления экономическими процессами.
В зоне ЗАЭВС проблемы финансового развития интеграции разделены на две группы: региональные и международные (вне зоны ЗАЭВС). Региональная финансовая интеграция и финансовая глобализация представляют собой два различных процесса и явления. Сходство этих двух явлений объясняется тем, что они оба способствуют свободному движению факторов производства (капиталов, рабочей силы). Однако в отличие от финансовой глобализации, региональная финансовая интеграция выступает в качестве более эффективного инструмента управления экономической деятельности на уровне определенного интеграционного пространства. Глобализация может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на состояние развития экономических процессов. В зоне ЗАЭВС это происходит соответственно через притоки прямых и портфельных иностранных инвестиций.
Необходимость структуризации региональной финансовой интеграции предопределила потребность в повышении ее эффективности и создании более гибких систем управления. Деление региональных интеграционных процессов на внутренние и внешние тесно связано с необходимостью создания более развитых интегрированных финансовых систем и структур экономики региона, способных поощрять устойчивый долгосрочный экономический рост.
Научная новизна в целом заключается в обосновании финансовых основ развития интеграционных процессов стран Западной Африки, разработке методов регулирования и определении направлений повышения эффективности региональной интеграции в финансовой сфере стран зоны ЗАЭВС.
Элементы научной новизны заключаются в следующем:
По специальности 08.00.10 – «Финансы, денежное обращение и кредит»:
– проведена идентификация признаков, характерных для развитой финансовой системы, в разрезе шести базовых блоков: структура финансового рынка, финансовые продукты, либерализация финансовой сферы, институциональная среда, характеристики финансовой сферы, инструменты монетарной политики. С учетом этих признаков выявлены положительные тенденции формирования внутренних источников финансирования экономического роста в странах ЗАЭВС;
– предложена группа параметров для оценки уровня финансового развития экономики в странах ЗАЭВС, к числу которых отнесены отношения к валовому внутреннему продукту (ВВП) показателей: фиксированного капитала, объема кредитования хозяйств, депозитов частных лиц и предприятий, депозитов государственных предприятий, долгосрочных и среднесрочных кредитов, сальдо счета по текущим операциям, сальдо платежного баланса;
– выявлено, что определяющими факторами развития и стабилизации финансовой системы в большинстве стран ЗАЭВС являются рост сбережений домашних хозяйств в активах банковских систем стран и отношение активов банковских систем стран к ВВП;
дана классификация системы таможенных пошлин и тарифов зоны ЗАЭВС в разрезе их целей введения, применяемых форм, сфер применения (по видам продукции и географическим пространствам), ставкам и периодам действия, что позволяет упорядочить финансовые потоки в сфере межгосударственных финансовых отношений;
предложена функционально-институциональная модель рынка ссудных капиталов стран ЗАЭВС, суть которой заключается в упорядочении взаимоотношений различных финансовых структур стран этого союза.
По специальности 08.00.14 – «Мировая экономика»:
уточнены положения, принципы и механизмы формирования региональных интеграционных процессов стран Западной Африки, которые определяют общие направления и курс формирования внутренних и внешних межгосударственных торгово-экономических, финансовых и политических отношений для достижения финансовой стабилизации стран ЗАЭВС;
предложена модель региональной интеграции, механизм ее построения с выделением системообразующих элементов, которая позволяет раскрыть ее внутреннюю валютную и экономическую структуры на основе унификации национальных политик, законодательной и правовой сферы и институтов управления, обеспечения равенства прав и шансов субъектов интеграции, а также устранения множества тарифов и льгот путем установления внешнего тарифа и введения системы свободного движения факторов производства и гармонизации экономической деятельности;
– даны авторские определения понятий линейной и региональной финансовой интеграции. Линейная интеграция – это сложное высоко структурированное явление, которое расслаивается на несколько обособленных частичных интеграций и охватывает всю систему национальных рынков (товаров, услуг и капиталов) и наднациональных институтов государственного управления. Она строится по принципам строгой последовательности формирования ее системообразуюших элементов от начальных простых до наиболее сложных их форм. Региональная финансовая интеграция – это процесс формирования единого финансового пространства двух или более государств через механизм свободного движения капиталов, слияния и гармонизации национальных денежных систем, финансовых рынков, расчетно-платежных и единых систем учета;
осуществлен компаративный анализ механизмов региональной конвергенции стран Европейского экономического валютного союза и стран ЗАЭВС, который позволяет охарактеризовать внутреннее содержание макроэкономических механизмов координации интеграционных процессов двух зон;
выявлено влияние региональной интеграции на состояние и динамику экономического и финансового развития стран ЗАЭВС через прямые каналы (рост сбережений, низкая цена капитала, распределение рисков, трансферт технологий, развитие финансового сектора, эффективность государственного управления и систем принятий решений, развитие инфраструктуры рынка, борьбы с коррупцией и развития конкуренции), косвенные каналы (содействие притоку иностранных инвестиций, повышение уровня специализации кадров, ведение эффективной экономической политики, поддержание финансовой дисциплины);
определены положительные и отрицательные эффекты влияния глобализации на состояние и динамику финансового развития экономики стран ЗАЭВС, соответственно через приток прямых и портфельных иностранных инвестиции;
выделены понятия внутренней и внешней финансовой интеграции, в основу которых положены предлагаемые признаки концентрации местного и иностранного предпринимательского капитала;
сформулированы практические меры, рекомендации и пути повышения эффективности интеграционных процессов в финансовой сфере, на основе которых предложен механизм управления региональными финансовыми интеграционными процессами.
Теоретическая значимость исследования. Теоретические выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, расширяют и развивают научное представление о понятиях региональной финансовой интеграции, ее внутреннем содержании, о факторах, лежащих в основе формирования и развития интегрированных финансовых систем, а также о принципах и механизмах развития региональных интеграционных комплексов в экономической и валютно-финансовой сферах.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные механизмы управления и развития интеграционных процессов в финансовой сфере и методы оценки степени финансового развития экономики могут быть использованы в качестве научно-информационной базы, также могут быть применены в формирующихся и развивающихся региональных интеграционных системах. Значение полученных результатов заключается в возможности их использования для выработки дальнейших стратегий и путей развития региональных интеграционных комплексов в финансовой сфере. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при преподавании в вузах дисциплин «Теория денег и кредита», «Региональные финансы», «Международные валютно-финансовые отношения».
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты исследования получили одобрение на шестой международной конференции «Экономика и эффективная организация производства» (г. Брянск, 2006 г., а также нашли отражение в 7 опубликованных автором работах.
Общая структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящей из 156 наименований. Работа изложена на 204 страницах основного текста, содержит 21 таблицу, 15 рисунков и 29 приложений.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, определяется степень разработанности проблемы, формулируется цель и задачи исследования, излагаются положения, выносимые на защиту, и элементы их научной новизны, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования.
В первой главе «Принципы формирования общего экономического и финансового пространства западноафриканских стран» изложены общие теоретические основы и механизмы формирования (ЗАЭВС). Также проведен анализ и детально изучены механизм и внутренние основы развития интеграционных процессов в финансовой сфере стран ЗАЭВС. Выявлены и обоснованы эффекты влияния таможенного союза на динамику экономических процессов и дана классификация системы таможенных пошлин и тарифов. Проанализировано внутреннее содержание регионального финансового рынка, его механизм и роль в повышении эффективности интеграции стран ЗАЭВС.
Следует отметить, что в состав ЗАЭВС входят восемь государств: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-Д’Ивуар, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Сенегал и Того. В настоящее время он является наиболее динамично развивающимся объединением на африканском континенте.
В числе ключевых факторов и причин, лежащих в основе формирования ЗАЭВС автор выделяет мировой финансовый кризис 1980-1990 гг., социально-экономические последствия кризиса банковской системы этих стран в этом же периоде. Девальвация франка «CFA» 10 января 1994 г. на 50% по отношению к французскому франку породила рост темпов инфляционных процессов и тяжелую социальную напряженность. В этой связи западноафриканскими странами, входящими в состав ранее действующего валютного союза (ЗАВС) со 2 ноября 1962 г., было ратифицировано соглашение о создании ЗАЭВС. Основная характеристика ЗАЭВС заключается в признании странами союза единой валюты – франка «CFA» (африканского финансового сообщества), эмиссия которого возложена на центральный банк западноафриканских государств (BCEAO). Следует отметить, что валютный паритет, установленный между франком «CFA» и «EURO», носит компромиссный характер и определяется принципами, лежащими в основе формирования механизма фиксированного режима валютного курса между франком CFA и французским франком FF. Особенность конверсии между франком CFA и европейской валютой (EURO) заключается в том, что установленный паритет между двумя валютами определяется официальной конверсией между французским франком FF и EURO с 1 января 1999г., то есть EURO 1= FF 6,55957, следовательно EURO 1= FCFA 665,957.
Вплоть до 1994 года уровень экономической и финансовой интеграции и региональной кооперации между западноафриканскими странами в рамках действующего валютного союза с 1982г. был очень ограничен и не оказал никакого влияния на состояние и динамику развития торгово-финансовых отношений стран союза. Неэффективность валютного механизма франка CFA и слабость интеграционных процессов в валютной, экономической и финансовой сферах превратили ЗАЭВС в аморфную организацию с невнятными целями и задачами.
В период с 1962 по 1994 гг. стагнация и дезинтеграция экономических и финансовых процессов в рамках ЗАВС явились результатом дисфункциональности и аморфности государственных институтов управления.
Данную ситуацию также предопределили другие обстоятельства. Во-первых, неправильная экономическая политика, неэффективность институтов государственного управления и систем принятия решений, низкий уровень квалификации кадров и их недостаточность. Расхождение экономических и политических интересов, а также чрезмерная политизация институтов государственной системы власти, их дисфункциональность и внешнее политическое влияние третьих стран и их вмешательство во внутреннюю экономическую и политическую жизнь стран союза тормозили формирование приемлемых условий, необходимых для сближения интересов развития торгово-экономических и финансовых отношений между странами союза.
Во-вторых, в числе факторов, тормозящих развитие торгово-экономической и финансовой интеграции и региональной кооперации между странами союза ЗАВС, можно выделить следующие: жесткие административные ограничения, бюрократия, отсутствие необходимой правовой надстройки, протекционизм, неэффективность налоговых и бюджетных систем, влияние диверсионной экономической и финансовой политики третьих стран в этом регионе для защиты своих собственных экономических и политических интересов в ущерб местного населения; отсутствие инфраструктур развития. В результате массового банкротства и дестабилизации финансового сектора экономики в зоне ЗАВС и девальвации франка «CFA» по отношению к французскому франку «FF», главами и правительствами государств было принято решение объединить усилия, сблизить общие экономические и политические интересы, сосредотачивая свое внимание на решении общих национальных и региональных проблем. В связи с этим на VII Конференции глав государств и правительств в январе 2003 г. был создан ЗАЭВС. В этой связи были сформулированы и четко установлены следующие главные цели и задачи ЗАЭВС*:
повысить конкурентоспособность экономики стран – участниц Союза;
обеспечить координацию региональной макроэкономической политики, опираясь на механизм многостороннего отслеживания экономических показателей;
создать общий рынок, в рамках которого будет обеспечена свобода перемещения и движения капиталов и рабочей силы, товаров и услуг, а также единая экономическая политика;
проводить общую отраслевую политику в промышленности, прежде всего в горнодобывающей отрасли, а также в энергетике, сельском хозяйстве, в транспортной и телекоммуникационной сферах;
гармонизировать законодательную базу, особенно в области налогообложения, что необходимо для нормализации механизма функционирования общего рынка (ОР) и таможенного союза (ТС). Эффективность таможенного союза обеспечивается введением в действие единого внешнего тарифа (ЕВТ), единой системы бухгалтерского учета и плана счетов (SYSCOA-System Comptable Ouest Africain), координацией единого торгового законодательства для повышения региональной инвестиционной привлекательности.
Можно сказать, что формирование единого экономического и финансового пространства странами Западной Африки несомненно является важнейшей формой становления интегрированных торгово-экономических и финансовых отношений между странами союза и развития региональной и межгосударственной кооперации, с одной стороны, а с другой, служит инструментом регулирования валютно-финансового механизма управления внешнеэкономическими связями и содействует формированию геофинансовой стратегии развития стран союза.
Анализ механизмов региональной конвергенции и координации интеграционных процессов в финансовой сфере двух наиболее эффективных мировых интеграционных комплексов ЗАЭВС и ЕЭВС позволяет определить эффективность используемых ими инструментов региональной макроэкономической конвергенции (табл. 1).
Таблица 1 – Сравнительная эффективность критериев региональной конвергенции стран Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) и стран Западно-Африканского экономического и валютного союза (ЗАЭВС)*.
ЕЭВС | ЗАЭВС |
Критерии конвергенции | Критерии первого ранга |
- уровень инфляции не может превышать более чем 1,5% среднего уровня трех стран членов ЕЭВС с наиболее низким уровнем инфляции; - государственная задолженность должна составлять не менее 60% от ВНП; - государственный дефицит должен быть менее 3% от Валового Национального Продукта (ВНП); - на протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран членов ЕЭВС; - валютные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% средний показатель для трех стран ЕЭВС с наиболее низким уровнем инфляции. |
- отношение бюджетного сальдо по отношению к Валовому Внутреннему Продукту (ВВП) должно быть нулевым или выше (ключевой критерий) %; - отношение государственного долга к ВВП не должно превышать 70%; -запрещается в текущий финансовый период накопление внутренних и внешних просроченных платежей; - средний ежегодный темп инфляции не должен превышать 3% |
Критерии второго ранга | |
- отношение суммарной заработной платы к доходам от налогообложения не должно превышать 35%; - государственные инвестиции должны, как максимум на 20%, финансироваться из внутренних источников; - внешний государственный дефицит не должен превышать 5% ВВП; - налоговые поступления должны составлять 17% или более от ВВП. |
|
Механизм санкций | Механизм санкции |
В рамках подписанного договора (пакт конвергенции, солидарности и стабильности) в отношении стран-нарушителей, процессу введения санкций предшествуют следующие меры: - требовать от данной страны-нарушителя критерия опубликовать дополнительную информацию, которая будет подтверждать предъявленные требования; - предлагать Европейскому инвестиционному банку (BEI) пересматривать его кредитную политику в отношении данной страны; - требовать от страны-нарушителя пакта открывать беспроцентный депозитный счет, размер привлеченных депозитов которого колеблется от 0,2% до 0,5% ВВП в зависимости от величины дефицита до нормализации финансового положения страны; - накладывать штрафы в соответствующих размерах нарушения, если два года после введения санкций дефицит бюджета продолжает расти. |
Если ключевой критерий входит в число нарушенных критериев, то в соответствии со статьей п. 74 союзного договора ЗАЭВС вводится в действие механизм предусмотренной санкции. Санкции начинаются с моральных превентивных мер, затем прекращается финансовая поддержка Западно-африканского банка развития (BOAD) этому государству до полного прекращения финансирования центрального банка(BCEAO). Принимаются так же и другие финансовые санкции. |
Если существует некоторое сходство между ними в рамках используемых подходов к интеграции, то они расходятся по содержанию их внутренних механизмов и стратегии реализации поставленных целей и задач. Из табл. 1 следует, что по всем пунктам «Критериев конвергенции», макроэкономические механизмы и рычаги региональной конвергенции двух зон отличаются друг от друга. Исходя из этого, следует отметить, что в сопоставлении с интеграционными процессами в зоне ЗАЭВС, интеграция в зоне ЕЭВС происходит по иным путям. Они отличны по внутреннему содержанию и структуре, развиваются по своим специфически законам.
Сложность механизмов региональной конвергенции двух зон не позволяют соответствующим странам достигать синхронизации экономических процессов. Например, в зоне ЗАЭВС* в 2005 г. из восьми государств только пять смогли соблюдать установленные критерии, а в ЕЭВС – например, с 2000 по 2003 гг. бюджетные дефициты в Германии и Франции увеличились с 1 до 3,75% и от 1,5 до 3,5% соответственно* *.
Следует подчеркнуть, что большую опасность для стран зоны ЗАЭВС представляет асинхронизация экономических процессов, которая может стать тормозом на пути осуществления единой денежно-кредитной политики и соблюдения пакта региональной конвергенции, также это может привести к потере преимуществ существующей единой платежной системы.
Несмотря на сложность механизма региональной конвергенции, можно констатировать, что механизму западноафриканской интеграции характерны высокие адаптационные возможности, связанные с преимуществом фиксированного режима франка CFA по отношению к EURO.
Особенность и специфика западноафриканской интеграции заключается во введении единой системы бухгалтерского учета, единого плана счетов и системы отчетности, единого регионального финансового рынка. Также введение единой системы налогообложения в отличии от Европейских стран* ** (где в различных государствах членов ЕЭВС используются различные системы бухгалтерского учета и налогообложения) служит инструментом повышения эффективности внутренней и внешней интеграции в торгово-финансовой сфере. На рис. 1 представлен механизм формирования и построения региональной интеграции и ее системообразующие элементы. Введение в действие единого внешнего тарифа (TEC-Tarif Exterieur Commun) способствовало снижению тарифных барьеров и полной отмене нетарифных. Также способствовало проявлению трудностей для некоторых государств, связанных с пополнением доходной части бюджета и появлением убытки с введением в действие TEC в зоне ЗАЭВС. Убытки можно финансировать за счет специального фонда «Fond Compensatoire Regressif», созданного в декабре 1995 г. со сроком действия до конца 2002 г.* ***
Гармонизация налоговой системы в зоне ЗАЭВС имеет прогрессивный характер и охватывает все виды налогов: прямые, косвенные и акцизы. Ставка налога на добавочную стоимость (НДС) в зоне ЗАЭВС варьирует от 15 до 20% (например, в Мали ставка на НДС составляет 18%).
Рисунок 1 – Системообразующие элементы региональной интеграции*
Региональный финансовый рынок стран ЗАЭВС, созданный в 1996 г., является главным инструментом продвижения торгово-финансовых отношений и развития региональной кооперации. Он состоит из двух интегрирующих ответвлений: региональный денежный рынок и рынок ценных бумаг. В нем создана региональная финансовая биржа (BRVM), которая по существу является единственной в мире региональной фондовой биржей.
Следует отметить, что в условиях становления интеграционных процессов в финансовой сфере, вопрос адаптации касается всех субъектов рыночной системы. Однако специфическую важность адаптация имеет для кредитных институтов, которые не только понесли огромные убытки от девальвации франка CFA в 1994 г. и от финансового кризиса 1990 г. (когда наблюдалось массовое банкротство финансовых институтов), но и потеряли источники привлечения средств.
В настоящее время рынок судных капиталов стран зоны ЗАЭВС находиться на переломном этапе своего развития, начался медленный и трудный переходный период от традиционно-спекулятивной модели к современной, функционально-институциональной модели, ориентированной на подъем реального сектора экономики.
Формирование оптимального финансового пространства в зоне ЗАЭВС зависит, во-первых, от эффективности рынка капиталов, во-вторых, от состояния и динамики развития банковской системы, в-третьих, от качества и эффективности инструментов управления и системы принятия решений, правовой надстройки и качества инфраструктур развития.
Во второй главе «Проблемы и влияние факторов на состояние и динамику финансового развития экономики в зоне ЗАЭВС» выявлены и проанализированы проблемы и факторы, влияющие на состояние и динамику экономических и финансовых процессов. Также предложена система параметров для оценки уровня финансового развития.
Установлено, что существует прямая и косвенная зависимость между текущими трудностями экономического и финансового развития интеграционных процессов и тяжелым колониальным и постколониальным социально-экономическим наследием нетрадиционных и непродуктивных социально-экономических политик, с одной стороны, а с другой, с отсутствием реальных программ и стратегии развития. Выявлено как положительное, так и отрицательное влияние глобализации на состояние и динамику экономических и финансовых процессов интеграции, соответственно, через приток иностранных прямых и портфельных инвестиций.
В зоне ЗАЭВС проблемы формирования и развития экономик стран союза определяются прежде всего самой их структурой, которая имела те или иные количественные отклонения в периоде независимости и состояла в основном из двух противоположных укладов: традиционного и капиталистического. Данное обстоятельство заложило основы образования экономического тупика, выход из которого требует принятия специфических, активных, эффективных и целенаправленных действий. Проводимые в зоне ЗАВС экономические реформы на пути своего развития потерпели некоторые замедления и неудачи, что в свою очередь затормозило процессы экономического и финансового развития в 1980-1994 гг. Имели место рост требований по внутренним и внешним обязательствам, развитие неформального сектора экономики высокими темпами и появление теневых финансовых структур, рост и распространение коррупции, дисфункциональность и недееспособность государственного аппарата управления, отсутствие гражданского общества, низкий уровень развития производственных и денежно-кредитных отношений, неразвитых платежных систем, низкий уровень доходов населения, низкий уровень развития научно-технического прогресса и интеллектуального потенциала, отсутствие приемлемой необходимой правовой базы и надстройки, фактор иллетризма, недостаточность квалифицированных кадровых специалистов, низкий уровень развития образовательных учреждений. Автор делает вывод о том, что масштабы и уровень финансового развития хозяйственной системы определяется: степенью легальности и прозрачности проводимых финансовых операций, функциональностью институтов государственного управления и системы принятия решений, развитием рыночных структур и частной собственности, степенью ликвидации финансовых репрессий, развитием финансовых продуктов, эффективностью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, либерализацией финансовой системы.
В этой связи следует отметить, что в ЗАЭВС странами с наиболее высоким темпом роста общей суммы вкладов граждан и предприятий с 1996 по 2005 гг. оказались Того – темп роста составляет 20734,13%, соответственно прирост составляет 20634,13%, Мали – темп роста составляет 946,09%, прирост 846,09%. Следует отметить, что в Буркина Фасо темп роста суммы вкладов предприятий и граждан составляет в этом же периоде 408,49%, прирост составляет 308,49%, в Сенегале темп роста составляет 408,89%, соответственно прирост равен 308,89%, в Нигере темп роста составляет 431,37%, соответственно прирост равен 331,37%. В Бенине темп роста равен 382,72%, прирост составляет 282,72%. В зоне ЗАЭВС низкие темпы накопления денежных ресурсов наблюдаются в Гвинее Бисау и Кот-Дивуаре. Т.е. темп роста сбережений в Кот Д’ивуаре составляет 100,42%, соответственно прирост равен 0,42% также в Гвинее Бисау темп роста сбережений составляет 66,08%, соответственно прирост составляет –33,92%. В Кот-Дивуаре и Гвинее Бисау имеет место утечка капиталов из экономики. Тенденции в этих странах есть результат политической нестабильности, которая, в последнее время, снижается.
Наблюдаемая тенденция в странах зоны ЗАЭВС по поводу привлечения сбережений как государственного сектора экономики, так и частного, способствуют формированию высоких норм накоплений с постепенной аккумуляции денежных ресурсов рынком ссудных капиталов в зоне ЗАЭВС, что важно не само по себе как абсолютный процесс, а прежде всего с точки зрения его воздействия на весь ход воспроизводственного процесса, на денежное обращение и кредитно-финансовые отношения.
Это способствует прежде всего формированию и концентрации местного предпринимательского капитала для финансирования инвестиционных проектов, производственных предприятий и инвестиций в реальный сектор экономики (рис. 2, 3, 4).
Рисунок 2 – Динамика банковского кредитования экономики в ЗАЭВС по странам, млн. USD
Рисунок 3 – Динамика отношений основного капитала к ВВП по странам ЗАЭВС[1]
Рисунок 4 – Динамика банковских долгосрочных и среднесрочных кредитов по отношению к ВВП по странам ЗАЭВС *
Также в табл. 2 представлена группа параметров для оценки уровня финансового развития экономики в зоне ЗАЭВС.
По состоянию на 2003 г. отношение депозитов частных лиц и предприятий к ВВП для группы стран Сенегала, Мали и Бенина соответственно составляет 25,19%, 17,03%, 15,51%. Один из важных индикаторов – это отношение долгосрочных и среднесрочных кредитов банковской системы по отношению к ВВП.
В 2003 г. отношение долгосрочных и среднесрочных кредитов банковской системы по отношению к ВВП соответственно для Сенегала, Бенина, Мали и Кот Дивуара составляло 7,22%, 4,10%, 3,94% и 3,42%. В 2005г. значение данного параметра составляло для Мали 5,42%, для Сенегала 8,92%, Того 6,49%, Бенина 5,4% и Буркина Фасо 5,45%. Отсюда следует, что по итогам 2005 г., государства с наиболее устойчивой кредитоспособной банковской системой – это Сенегал, Мали, Бенин, Буркина Фасо и Того.
Значение данного последнего индикатора коррелирует с развитием и стабилизацией финансовой системы.
Его значение показывает уровень финансового развития и одновременно характеризует состояние финансово-кредитных банковских институтов.
Оценка и анализ степени влияния эффекта глобализации на состояние и динамику экономических и финансовых процессов в зоне ЗАЭВС показывает, что существует положительная корреляционная зависимость между прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) и ВВП стран союза. Динамика прямых иностранных инвестиций по отношению к ВВП представлена на рис. 5.
Таблица 2 – Оценка уровня финансового развития экономики части стран ЗАЭВС*
Годы | Фиксированные капиталы/ВВП, % | Кредитование хозяйства/ВВП, % | Депозиты частных лиц и предприятий/ ВВП, % | Депозиты государственных предприятий/ ВВП, % | Долгосрочные и среднесрочные кредиты/ВВП, % |
Бенин | |||||
1996 | 17,91 | — | — | — | — |
1997 | 8,35 | 5,74 | 10,77 | 5,90 | 2,52 |
1998 | 8,07 | 7,27 | 9,69 | 5,39 | 2,39 |
1999 | 8,97 | 6,81 | 10,74 | 4,02 | 3,17 |
2000 | 8,35 | 1,55 | 11,80 | 3,83 | 4,20 |
2001 | 9,70 | 0,53 | 14,02 | 3,75 | 3,68 |
2002 | 8,45 | 1,36 | 14,50 | 3,19 | 3,30 |
2003 | 0,30 | 4,21 | 15,51 | 2,82 | 4,10 |
2004 | 9,50 | – | – | – | – |
2005 | 19,03 | 16,07 | 15,76 | 1,84 | 5,40 |
Кот -Д’ивуар | |||||
1996 | 16,08 | – | – | – | – |
1997 | 14,77 | 18,97 | 4,71 | 1,87 | 5,53 |
1998 | 7,63 | 8,00 | 3,64 | 1,90 | 6,05 |
1999 | 3,32 | 4,45 | 2,83 | 0,88 | 4,94 |
2000 | 2,41 | 5,27 | 3,06 | 0,49 | 4,70 |
2001 | 0,91 | 5,54 | 3,53 | 0,36 | 4,20 |
2002 | 9,09 | 5,18 | 6,03 | 0,30 | 3,80 |
2003 | 0,17 | 3,68 | 5,43 | 0,45 | 3,42 |
2004 | 10,70 | – | – | – | – |
2005 | 9,15 | 14,19 | 15,11 | 0,41 | 3,37 |
Мали | |||||
1997 | 22,80 | 14,08 | 11,03 | 1,14 | 5,28 |
1998 | 18,32 | 15,99 | 13,24 | 0,86 | 4,64 |
1999 | 18,21 | 16,17 | 11,77 | 1,67 | 4,27 |
2000 | 19,06 | 15,05 | 12,15 | 0,82 | 3,71 |
2001 | 24,42 | 15,44 | 13,48 | 1,31 | 3,84 |
2002 | 16,05 | 18,51 | 16,81 | 1,28 | 4,63 |
2003 | 26,05 | 19,67 | 7,03 | 2,23 | 3,94 |
2004 | 19,47 | – | – | – | – |
2005 | 15,42 | 17,81 | 15,05 | 2,78 | 5,42 |
Сенегал | |||||
1996 | 18,50 | – | – | – | – |
1997 | 17,17 | 14,94 | 5,03 | 1,37 | 6,61 |
1998 | 20,29 | 16,87 | 6,23 | 0,97 | 6,50 |
1999 | 20,31 | 16,80 | 7,44 | 0,88 | 6,64 |
2000 | 18,76 | 0,07 | 19,10 | 0,61 | 7,43 |
2001 | 18,34 | 19,60 | 1,02 | 0,60 | 8,87 |
2002 | 17,80 | 19,80 | 23,10 | 0,77 | 8,03 |
2003 | 19,52 | 21,06 | 25,18 | 1,45 | 7,22 |
2004 | 20,02 | – | – | – | – |
2005 | 22,88 | 23,29 | 24,15 | 1,60 | 8,92 |
Рис. 5 – Динамика прямых инвестиций по отношению к ВВП в зоне ЗАЭВС* .
Анализ данных табл. 3 показывает, что существует очень высокая связь между ПИИ и ВВП.
Таблица 3 – Корреляционная зависимость между ВВП и прямыми и портфельными иностранными инвестициями* *
Параметры | Периоды | |
1996–2000 гг. | 2000–2004 гг. | |
Коэффициент корреляционной зависимости между валовым внутренним продуктом и прямыми иностранными инвестициями | 0,98 | 0,90 |
Коэффициент корреляционной зависимости между валовым внутренним продуктом и портфельными иностранными инвестициями | –0,32 | –0,30 |
Портфельные иностранные инвестиции, в отличии от прямых, оказывают обратный эффект влияния на состояние финансового развития экономики стран ЗАЭВС. Полученные результаты подтверждают необходимость повышения эффективности интеграционных процессов за счет портфельных иностранных инвестиций.
В третьей главе «Пути и перспективы развития финансовых основ интеграционных процессов стран Западноафриканского экономического и валютного союза» предложен механизм формирования ресурсной базы экономики, система регулирования повышения эффективности интеграции в финансовой сфере.
Для финансирования экономического роста, формирования ресурсной базы экономики стран ЗАЭВС автор делает упор на внутренний механизм капитализации. который обеспечивает повышение эффективности интегрированных национальных, региональных финансовых структур. Для повышения эффективности механизмов регулирования и управления интегрированными финансами для развития ресурсного потенциала экономики автор выделяет внутреннюю и внешнюю региональную финансовую интеграцию (рис. 6).
Рис. 6 – Системообразующие элементы механизма управления региональными интеграционными процессами в финансовой сфере[2] .
Деление интеграционных процессов на внутренние и внешние позволяет, с одной стороны, ускорить создание эффективных механизмов управления ими, а с другой стороны, повлиять на их координацию. Эффективность конвергенции региональных макроэкономических процессов в большей степени определяется эффективностью ключевых направлений экономической политики, степенью синхронности и корреляции внутренних и внешних экономических и финансовых процессов. При этом необходимо отметить, что на внутренние интеграционные процессы может оказать положительное влияние эффективность валютно-финансового механизма управления внешнеэкономическими связями (ВФМУВЭС).
Ключевыми инструментами управления региональными интеграционными процессами является система трех факторов:
– механизм конвергенции, солидарности и роста (ПРКРС);
– механизм Policy Mix (МРМ);
– валютно-финансовый механизм управления внешнеэкономическими связями (ВФМУВЭС).
Предложенный механизм управления внутренней и внешней торгово-финансовой интеграции, на основе этих трех факторов, является эффективным средством макроэкономического регулирования экономических и финансовых процессов развития стран ЗАЭВС.
Заключение диссертационной работы содержит теоретические и практические выводы, полученные в результате проведенного исследования.
Основные положения диссертации опубликованы в работах:
Аг Интифаскивен И. Формирование западноафриканского экономического и валютного союза // Вопросы экономических наук. 2006. № 1(17). ISSN 1728-8878.
Аг Интифаскивен И. Содержание механизма и организационной структуры западноафриканского экономического и валютного союза // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 5(12). ISSN 1012-9103.
Аг Интифаскивен И. Гармонизация системы таможенных пошлин и тарифов в западноафриканском экономическом и валютном союзе // Проблемы экономики. 2006. № 5(12). ISSN 1813-8578.
Аг Интифаскивен И. Особенности и специфика западноафриканского экономического и валютного союза // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2006. №. 21(05). ISSN 1990-4663. ISВN 5-94672-113-5.
Аг Интифаскивен И. Валютно-финансовые проблемы развития стран западноафриканского экономического и валютного союза // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2006. №. 21(05). ISSN 1990-4663. ISВN 5-94672-113-5.
Аг Интифаскивен И. Особенности интеграционных процессов в странах Европейского и странах Западно-африканского экономических валютных союзов // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информационный журнал. 2006. № 3. ISSN 179-5629.
Аг Интифаскивен И. Особенности региональной финансовой политики стран западноафриканского экономического и валютного союза // Сб. научных трудов по итогам Международной науч.-технич. конф. «Экономика эффективной организации производства» (г. Брянск, 2006 г.). Вып. 6. Брянск: БГИТА, 2006. ISВN 5-98573-032-8.
* Дегтярев А. Западноафриканская восьмерка // Азия и Африка сегодня. 2003 № 12. С. 28.
* Составлено автором по / 1. IMF- Budgetary Convergence in The WAEMU: Adjustment through Revenue or Expenditure WP/00/109 June 2000- P.4.; Ousmane Dore’ and Jean-Claude Nachega International monetary fond. BANQUE de FRANCE Eurosystem mechanism- www.banque-france.org
* ВСЕАО –Rapport annuel 2005.
* * Источник: Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 5. С. 11.
* ** С.М. Мотросов. Финансовая академия правительстве РФ/ Финансы и бизнес №03,2001. С. 39.
* *** Источник-BCEAO Direction des systemes financiers decentraliss/Banque de France- Rapport zone franc 2003, P.82.
* Составлено и разработана собственно автором.
[1] Рисунки 2 и 3 составлены автором по/ Banque de France – Rapport zone Franc 1999, ANNEZES A7 – A1 Banque de France – Rapport zone Franc 1999, ANNEZES A6 – A10 – A28 – A31; ВСЕАО Rapport annel 2005 annex I, II.
* Составлено автором по BCEAO-rapportannuel2000, 2003, 2005.
* Составленоирассчитаноавторомпо/ Banque de France – Rapport zone Franc – 1999; Banque de France – Rapport zone Franc – 2004; Banque de France – Rapport zone Franc - Series statistiques-Zone UEMOA www.banque-france.org; www.izf.net.
* Составлено автором по Banqe de France – rapport zone Franc –1999, 2004. BCEAO, rapportannuel 2005, annexes 1-2; www.izf.net
* * Составлено автором по результатам корреляционного анализа.
[2] Составлено и разработано собственно автором