Финансовые результаты деятельности предприятия и пути их улучшения

СОДЕРЖАНИЕ: Введение В условиях рыночной экономики эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах.

Введение

В условиях рыночной экономики эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах.

В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублёвые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание. Получение выручки за произведённую и реализованную продукцию ещё не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию:

Суть деятельности каждого предприятия определяет особенности его функционирования, содержание и структуру активов, в особенности основных средств; формирует существенную часть конечного финансового результата.

Таким образом, рассмотрение вопроса о сущности и формировании финансовых результатов хозяйствующего субъекта является важным и актуальным в условиях рыночной экономики.

Актуальность данного вопроса определяет выбор темы и содержание данной работы.

Целью работы является изучение сущности, структуры и формирования финансовых результатов для поиска путей увеличения и эффективности использования финансовых результатов деятельность предприятия.

В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты экономического содержания финансовых результатов.

- проанализировать формирование финансовых результатов на отдельном предприятии.

- разработать предложения по повышению финансовых результатов деятельности на предприятии.

Объектом исследования являются финансовые результаты деятельности ООО «ОКНА 24».

Предметом исследования является механизм формирования и использования финансовых результатов предприятия.

В работе использовались материалы и данные годовых отчётов ООО «ОКНА 24».


Глава 1 Финансовые результаты деятельности предприятия

Эффективность производственной, инвестиционной и финан­совой деятельности выражается в финансовых результатах.

Финансовые результаты- итоги хозяйственной деятельности предприятия или его подразделений, прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала. Определяются путем сопоставления затрат с полученными доходами; основные показатели, характеризующие финансовые результаты - прибыль и убытки (по итогам работы по всем видам деятельности).

Для выявления финансового результата необ­ходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реали­зацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый ре­зультат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве вы­ручки и затрат удается лишь возмещать затраты — прибыль отсут­ствует, а следовательно, отсутствует и основа развития предприятия. Когда затраты превышают выручку, предприятие получает убытки — это область критического риска, что ставит предприятие в критическое финансовое поло­жение, не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошиб­ки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции.[1]

Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводи­телей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели предприятия, но и цели общества — удовлетворение обществен­ных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестиро­вания в эти сферы.

Прибыль представляет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стади­ях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации. Прибыль является основной фор­мой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС).

На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.

Факторы внутренней среды изучаются и учитываются в предпринимательской практике, на них можно воздействовать в плане увеличе­ния прибыли. К внутренним факторам относят: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, зарплату, уровень цен на реализуемую продукцию, организа­ции производства и труда.

Практически вне сферы воздействия находятся факторы внеш­ней среды: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные и другие.

Величина прибыли зависит от направлений деятельности предприятия: производственного, коммерческого, техни­ческого, финансового и социального.

Прибыль как результат, финансовой деятельности выполняет определенные функции. Прибыль отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Она составляет основу экономического развития. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансиро­вания, расширенного воспроизводства, решения проблем социаль­ного и материального характера трудового коллектива. За счет при­были выполняются обязательства предприятий (фирм) перед бюд­жетом, банками и другими организациями. Прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом фи­нансовых ресурсов. Отсюда следует, что прибыль выполняет вос­производственную, стимулирующую и распределительную функции. Она характеризует степень деловой активность и финансового бла­гополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений в активы.[2]

Основными задачами анализафинансовых результатов деятельности являются:

· систематический контроль выполнения планов реализации продукции и получения прибыли;

· определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;

· выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

· оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

· разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. [3]

Глава 2 Анализ финансовых результатов на примере ООО «ОКНА 24»

2.1 Организационная характеристика деятельности ООО «ОКНА 24»

«ОКНА 24»- это общество с ограниченной ответственностью, развитие которого началось в 2005 году. Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации.

Зарегистрировано предприятие 12 февраля 2005 года постановлением главного государственного налогового инспектора Межрайонной ИФНС России № 46 по г.Москве. Юридический адрес Россия, 123056, г. Москва, Тишинская пл., д. 1.

Предприятие имеет круглую печать с указанием своего полного наименования, а так же штампы, бланки и расчётный счёт, открытый в одном из банков г. Мосвкы.

Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается своей продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Основным видом деятельности ООО «ОКНА 24» является изготовление и реализация изделий из профилей ПВХ.

ООО «ОКНА24» имеет прочные связи с компанией ООО VEKA. VEKA - одна из крупнейших компаний в области разработки и производства оконных и дверных профилей из специального высококачественного пластика, а также пластин из вспененного ПВХ. Головное предприятие концерна находится в городе Sendenhorst в Северной Рейн-Вестфалии. За пределами Германии дочерние прозводящие подразделения VEKA работают в США, Канаде, Китае, Великобритании, Польше, Франции, Испании, Бельгии, России. VEKA является главным поставщиком профиля ПВХ в ОО «ОКНА24».

Оплата поставляемой продукции осуществляется как по факту поставки, так и по безналичному расчету, срок поставки не превышает трех дней. Компанией заключены договора поставки с ведущими поставщиками, которые ежегодно пролонгируются.

Источниками формирования финансовых результатов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг.

На предприятии созданы следующие фонды: уставный, резервный и другие фонды общего и специального назначения. Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его имущество. Имущество предприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей.

Высшим органом управления ООО «ОКНА 24» является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др.

Исполнительным органом ООО «ОКНА 24» является генеральный директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.

Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размеры оплаты труда работников предприятия установлены согласно штатному расписанию.

Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством РФ.

В 2007 году среднесписочная численностью работников ООО «ОКНА 24» составила 55 человека.

В том числе:

· управленческий персонал - 3 чел.;

· специалисты - 9 чел.;

· производственные рабочие - 35 чел.;

· обслуживающий персонал - 8 чел.

В предшествующем, 2006 г., численность персонала фирмы составляла 47 человек.

Организационная структура, в широком смысле слова, есть совокупность составляющих организацию элементов и устойчивых связей между ними. Она отражает способ (подход) к разделению труда. Выраженная графически, организационная структура отражает, как работа и ответственность распределяется по подразделениям, командам и рабочим группам организации, также отражает и структуру управления, т.е. иерархию и систему подчиненности.

Рассмотрим организационную структуру ООО «ОКНА 24» на рис.1


Рисунок 1- Организационная структура предприятия

Персонал управления характеризуется высоким профессионализмом и квалификацией, экономической грамотностью, высоким уровнем правовых знаний. Работников направляют на курсы повышения квалификации, переквалификации и др.

На предприятии применяются современные средства связи - факс, модем, электронная почта, телефон, мобильная связь, есть выход в Internet.


2.2 Анализ доходов и расходов от реализации продукции

ООО «ОКНА 24»

Информационной базой для проведения анализа финансово-экономической деятельности предприятий служит годовая бухгалтерская отчетность.

На основании «Отчета о прибыли и убытках за 2006-2007г.г.» и прочих бухгалтерских документов можно увидеть полную и достоверную информацию о деятельности предприятия.

Таблица 1Доходы от реализации продукции ООО «ОКНА 24»

за 2006-2007 г.г.

Наименование 2006год 2007год Изменения
показателей Сумма, тыс.руб. Сумма, тыс.руб. Абсолютное, тыс.руб. Темп роста, %
Выручка 13103 20735 7632 158.2
Себестоимость 7529 11964 4435 158.9
Коммерческие 5034 5997 963 119.1
расходы
Прибыль до 2101 4446 2345 211,6
налогообложения
Текущий налог на 504 1067 563 211,7
прибыль
Чистая прибыль 1597 3379 1782 212,2

Из анализа данных, приведенных в таблице, следует, что прибыль от реализации товарной продукции увеличилась на 1782 тыс.руб. На увеличение прибыли могли повлиять следующие факторы:

· изменение цен на реализованную продукцию;

· изменение объема реализованной продукции;

· изменение производственной себестоимости реализованной продукции;

· изменение коммерческих расходов;

В связи с увеличением коммерческих расходов в отчетном году, по сравнению с предыдущим годом прибыль уменьшилась на 963 тыс. руб.

Балансовая прибыль характеризует конечные результаты всей производственно-хозяйственной деятельности и непромышленных хозяйственных объектов предприятия.

Формула хозяйственной прибыли:

Пбал = П реал + Ппр реал + Посн ф + ВР[4]

ВР – внереализационные результаты – штрафы, пени, неустойки, полученные или уплаченные предприятием в отчетном году.

Анализ балансовой прибыли по сравнению с прошлым годом показывает влияние стоимости сырья, материалов, топлива и др. материально-технических ресурсов, изменение цен на реализацию продукции и методология расчета прибыли. Для того чтобы это влияние исключить, необходимо привести в сопоставимые условия сумму прибыли.

Для анализа составим таблицу 2. Данные таблицы 2 показывают, что в 2006 году балансовая прибыль превышала прибыль от реализации на 1561 тыс. руб.; в 2007 году балансовая прибыль была больше на 1672 тыс.руб. Такие изменения произошли в результате доходов полученных от внереализационной деятельности. В 2006 году эти доходы составили 1561 тыс. руб., а в 2007году 1672 тыс. руб., в то же время убытки в 2006 году составили 231 тыс. руб., а в 2007 году 34 тыс. руб.


Таблица 2 Балансовая прибыль ООО «ОКНА 24» за 2006-2007 г.г.

№ п/п Наименование показателей Значение показателей по отчету Изменения
2006 г . 2007 г . Абсолютное, тыс.руб. Темп роста, %
Сумма, тыс.руб. Сумма, тыс.руб.
1. Балансовая прибыль 14664 22407 +7743 152,8
2. Прибыль от реализации товарной продукции 13103 20735 +7632 158,2

Таблица 3 Динамика показателей расходов ООО «ОКНА 24»

за 2006-2007 г.г.

Наименование показателей 2006год 2007год Изменения
Сумма, тыс.руб. Сумма, тыс.руб. Абсолютное, тыс.руб. Темп роста, %
1 Расходы 12563 17961 5398 143
2 Доходы 14664 22407 7743 152,8
3 Прибыль до налогообложения 2101 4446 2345 211,6
4 Выручка от продаж 13103 20735 7632 158,2
5 Рентабельность расходов,% (п3:п1) 16,72 24,75 8,03 148,02
6 Рентабельность продаж,% (п3:п4) 16,03 21,44 5,41 133,72
7 Доля выручки от продаж на 1 руб.доходов, коэф (п4:п2) 0,8935 0,9254 0,032 103,6
8 Доходы на 1 руб. расходов, коэф. (п2:п1) 1,167 1,248 0,08 106,9

Расчеты по данным таблицы 3 «Динамика показателей расходов ООО «ОКНА 24» показывают, что качественные показатели расходов (затрат) возросли: рентабельность расходов- с 16,72% в предыдущем году до 24,75% в отчетном году, но в тоже время темп роста расходов в 143,0% меньше темпов роста доходов 152,8%; доходы на 1 руб. расходов повысились с 1,167 руб. до 1,248 руб. и составили 106,9% от их значения в предыдущем году.

Возможно, в связи с расширением объемов производства предприятия возрастают и расходы производства.

Отмеченные выше факты неадекватности расходования средств относительно полученных доходов подчеркивают необходимость проведения факторного анализа расходов с целью выявления конкретных факторов, оказавших воздействие на изменение обобщающих показателей- рентабельность расходов (148,02%) и рентабельность продаж (133,72%), поскольку рентабельность продаж меньше рентабельности расходов на 14,3%. Такой результат деятельности предприятия может привести в будущем к большим убыткам.

Рентабельность- один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства в организации, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции. [5]


2.3 Анализ рентабельности деятельности ООО «ОКНА 24»

Анализ рентабельности производства продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции.

Рентабельность производства продукции (Рпр) определяется по формуле:

Рпр = (Птп/Sтп)х100%, где

Птп – прибыль от производства товарной продукции;

Sтп – себестоимость товарной продукции;

Птп = Qтп – Sтп, где

Qтп – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия.

Для анализа рентабельности производства составим таблицу 4.

Таблица 4 Рентабельность производства продукции ООО «ОКНА 24» за 2006-2007 г.г.

№ п/п Наименование показателей Ед. изм. Значение показателей

Отклонение

(+, -)

2006г. 2007г.
1. Товарная продукция предприятия в оптовых ценах Тыс.руб. 13103 20735 +7632
2. Полная себестоимость Тыс.руб. 7529 11964 +4435
3. Прибыль от производства товарной продукции Тыс.руб. 411 2109 +1698
4. Рентабельность производства % 5,46 17,63 +12,2

Из данных этой таблицы видно, что фактический уровень рентабельности производства в 2007 году выше рентабельности в 2006 году на 12,2 %. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло повышение.

Резервы повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешевое.

По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя (Таблица 5).

Таблица 5 Рентабельность продаж ООО «ОКНА 24» за 2006-2007 г.г.

№ п/п Наименование показателей Ед. изм. Значение показателей Отклонение (+, -)
2006г. 2007г.
1. Выручка от реализации за вычетом НДС (В) Тыс.руб. 12599 19668 +7069
2. Производственная себестоимость (С) Тыс.руб. 7529 11964 +4435
3. Коммерческие расходы (КР) Тыс.руб. 5034 5997 +963
4. Управленческие расходы Тыс.руб. 0 0 0
5. Рентабельность продаж % 0,29 8,68 +8,39

Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

Рп = (В – С – КР – УР)/В*100% [6]

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:

В1 и Во – отчетная и базисная выручка;

С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость;

КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы;

1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:

п в = [(В – Со – КРо )/В – (Во – Со – КРо )/Во]*100%

п в = [(13103-7529-5034)/13103-(12599-7529-5034)/12599]*100% = +4%

В связи с ростом выручки от реализации в отчетном году рентабельность выросла на 4%.

2. Влияние изменения себестоимости продукции:

п с = [(В1 – С1 – КРо )/В1 – (В1 – Со – КРо )/В1 ]*100%

п с = [(19668-11964-5034)/19668-(19668-7529-5034)/19668]*100% = -22,6%

Повышение себестоимости продукции привело к снижению рентабельности продаж на 22,6%.

3. Влияние изменения коммерческих расходов:

п кр = [(В1 – С1 – КР1 )/В1 – (В1 – С1 – КРо )/В1 ]*100%

п кр = [(19668-11964-5997)/19668-(19668-11964-5034)/19668 ]*100% =-5%

За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась на 5%.

По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности в целом, а именно, общей и расчетной.

Показатель общей рентабельности рассчитывается по формуле

РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ ), где

ПБАЛ - балансовая прибыль по предприятию, тыс. руб.

ФОСН - среднегодовая стоимость ОФП, тыс. руб.

ФОБ - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, тыс. руб.

Проведя преобразование формулы, можно проанализировать зависимость уровня общей рентабельности от:

-размера прибыли на1 руб. реализованной продукции (ПБАЛ \QР )

-фондоемкости (1 / QР ) / ФОСН

-оборачиваемости оборотных средств 1 / QР / ФОБ

ОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ ) * 100 = (ПБАЛ \QР ) / [(ФОСН / QР ) + (ФОБ / QР )] * 100 ;

Для анализа влияния отдельных факторов на уровень общей рентабельности необходимо составить следующую таблицу 6.


Таблица 6 Исходные данные для анализа общей рентабельности

ООО «ОКНА 24» за 2006-2007 г.г.

Наименование показателей Един. изм. Условное обозначение Значение показателей
Отчет 2006 г Отчет 2007г
1 Балансовая прибыль Тыс. руб. ПБАЛ 14664 22407
2 Объем реализованной продукции Тыс. руб. QP 116761 180118
3 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов Тыс. руб. ФОСН 36793 37047
4 Средние остатки основных оборотных средств Тыс. руб. ФОБ 34396 39703
5 Фондоотдача основных производственных фондов Руб. / руб. QP / ФОСН 3,17 4,86
6 Фондоемкость Руб. / руб. ФОСН / QP 0,32 0,21
7 Количество оборотов нормируемых оборотных средств Число оборотов QP / ФОБ 3,39 4,54
8 Коэффициент закрепления оборотных средств Доли единиц ФОБ / QP 0,29 0,22
9 Прибыль на 1 руб. реализованной продукции Руб. / руб. ПБАЛ / QP 0,13 0,12
10 Уровень общей рентабельности % ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ ) * 100 20,60 29,19

Для удобства проведения анализа используем следующие обозначения:

Р1 и Р0 – общая рентабельность отчетного и базового периодов

П1 и П0 – прибыль на 1 руб. РП в отчетном и базовом периоде

Е1 и Е0 – фондорентабельность в отчетном и базовом периоде

К1 и К0 – коэффициент закрепления оборотных средств в отчетном и базовом периоде

Данные таблицы 6 показывают, что уровень общей рентабельности изменился на: DРОБЩ = Р1 – Р0 = 29,19-20,60=8,6%

1. Определяем влияние прибыльности:

1 = П1 / (Е0 + К0 )*100 – Р0 ;

1 = 0,12/(0,32+0,29)*100-20,60= -0,92%

В связи с увеличением прибыли на 1 руб. реализованной продукции общая рентабельность уменьшилась на 0,92%

2. Определяем влияние фондорентабельности:

2 = П1 / (Е1 + К0 )*100 – П1 / (Е0 + К0 )*100;

2 = 0,12/ (0,21+0,29)*100-0,12/(0,32+0,29)*100=4,3 %

Уменьшение фондорентабельности привело к росту общей рентабельности на 4,33 %

3. Определяем влияние коэффициента закрепления оборотных средств:

3 = П1 / (Е1 + К1 )*100 – П1 / (Е1 + К0 )*100;

3 =0,12/(0,21+0,22)*100-0,12(0,21+0,29)*100= 3,9 %

За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность возросла на 3,9 %

Общее влияние всех факторов составит:

ОБЩ = -0,92+4,33 +3,9=7,3%


Глава 3 Резервы улучшения финансовых результатов деятельности ООО «ОКНА 24»

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее фор­мирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или унижения.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности ор­ганизации (их называют внутренние), являются рост объема производи­мой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повыше­ние эффективности использования производственных фондов, рост про­изводительности труда, компетентность руководства.

Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производ­ственные, коммерческие, финансовые.

Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно- технической оснащенностью, соответственно-качественными параме­трами продукции, ее ассортиментом и структурой и т.д.

Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяй­ственных договоров на основу самого пристального изучения действую­щей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбы­та, его направление и организационно-экономическое обеспечение.

Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной сто­роны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой — на при­влечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупате­лей), что, в свою очередь, требует известных внепроизводственных за­трат (представительских, на рекламу и др.).[7]

Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации про­дукции и услуг, и предпринимательский доход от всех видов деятельно­сти, включают соответственно: формы расчетов (предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно); ценовое регулирование, в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штраф­ных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а так­же обеспечение ликвидности других активов; стимулирование привлече­ния денежных ресурсов на финансовых рынках - доходов от ценных бу­маг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип «время - деньги»: чем быстрее и полнее поступ­ление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать дифференцированной в зависимости от сроков реализации и прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периоди­ческой или разовой (временное падение доходов окупится высвобожде­нием средств за счет ускорения их оборота), предпочтительной отгруз­кой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другими мерами воздействия.

К факторам, не зависящим от деятельности организаций (внешние),
относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, уровень налогов и тарифов, нормы амортизационных
отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы (рис 2).


Рисунок 2 Факторы, влияющие на величину прибыли


Внутренние факторы делятся на производственные и в непроизводст­венные. Производственные факторы характеризуют наличие и использо­вание средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем произ­водственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и другого), а также непроизводительное использование ресурсов (за­траты материалов на брак, потери из-за отходов),

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность ис­пользования ресурсов или способствующих этому (например, повыше­ние квалификации работников, производительности оборудования, вне­дрение прогрессивных технологий, ускорение оборачиваемости оборот­ных средств, снижение материалоемкости и трудоемкости продукции).

К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конеч­ного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.[8]

Основные резервы увеличения балансовой прибыли следующие:

- при стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат.

В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объёмы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров;

- на величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер не реализованных остатков на начало и конец отчётного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли;

- резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее – продать его или сдать в аренду. Другие операции, например безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной на накопление;

- снижение материалоёмкости и трудоёмкости;

- внедрение новых технологий и оборудования;

- усовершенствование организационной структуры предприятия, снижение трудовых затрат;

- повышение качества продукции и оптимизация ассортимента;

- увеличение оборачиваемости оборотных средств;

- увеличение объемов производства.

Большое влияние на увеличение прибыли имеет рост объемов производства и выручки от реализации продукции.[9]

Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ООО ОКНА 24 по формуле 1.[10]

, (1)

где: PV - возможное увеличение объема реализованной продукции, руб.;

П - фактическая прибыль от реализации продукции, руб.;

V - фактический объем реализованной продукции, руб.

Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам исследований, с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозировать увеличение объема производства и реализации продукции ООО ОКНА 24 на 5% в следующем году.

Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ООО ОКНА 24 по формуле (1).

Имеем:

PV =19668 тыс. руб. * 5% = 983,4 тыс.руб.

П = 20735 тыс.руб.

V = 180118 тыс.руб.

тыс.руб.

Таким образом, увеличив объем выпуска продукции на 5% рассматриваемое нами предприятие увеличит свою прибыль на 113,20 тыс. руб.

На основе анализа резерва увеличения прибыли и рентабельности предприятия мы может сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли:

- увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции;

- снижение себестоимости выпускаемой продукции;

- повышение качества выпускаемой продукции.

Также нам представляется необходимым сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов ООО «ОКНА 24»:

- рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы;

- усовершенствовать управление предприятием, а именно:

- выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;

- осуществлять своевременную уценку изделий, потерявших первоначальное качество;

- осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей;

- совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий;

- осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции;

- при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации;

- повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом производительности труда;

- разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов;

- использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины;

- разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда;

- осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.


Заключение

Главной задачей предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение финансовых результатов своей деятельности.

По результатам расчетов произведенных в курсовой работе можно сделать вывод, что в отчетном периоде организация достигла высоких результатов в своей деятельности. Бухгалтерская прибыль возросла на 152,8%, и на 212,2% повысился показатель чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Положительным фактором роста балансовой прибыли явилось увеличение прибыли от реализации продукции за счет роста объема реализации и относительного снижения затрат на производство продукции. На основании факторного анализа делаем вывод, что на увеличение чистой прибыли наибольшее влияние оказали изменения цен на продукцию и цен на материалы и тарифы.

Уровень рентабельности за отчетный год составил 29,19 %, а за прошлый год 20,60 %, т.е. рентабельность повысилась на 8,6 пункта.

Влияние факторов, оказавших воздействие на изменение уровня рентабельности:

1) В связи с увеличением прибыли на 1 руб. реализованной продукции общая рентабельность уменьшилась на 0,92%;

2) Уменьшение фондорентабельности привело к росту общей рентабельности на 4,33 %;

3) За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность возросла на 3,9 %.

Таким образом, общее увеличение рентабельности по факторам составляет 7,3%, что является хорошим результатом для продолжения деятельности предприятия.


Список используемой литературы

Учебники, монографии, Сборники научных трудов.

1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансового-экономической деятельности предприятия., 1998г

2. Баскакова О.В, Экономика организаций (предприятий),2008

3. Большой экономический словарь. / Под ред. Азримяна А.Н. - Институт новой экономики, 2003

4. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: бухгалтерский учет, 1998.

5. Крылов Е.И., В.М. Власова, М.Г. Егорова. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2003

6. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия), 2003г Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. И доп. Минск: ООО “Новое знание”, 2004.

7. Фирсова А.А., Е.А. Татарский. Финансы предприятия М.: Альфа – Пресс, 2004

Статья из журналов и газет.

1. Грачёв А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. – М.: Фин-пресс, 2002

Список сайтов.

1. Национальная экономическая энциклопедия, http://vocable.ru/

2. Сайт компании ООО «Окна 24», http://okna-24.ru/

Доработки

Доработки к стр.11

Таблица 7 Основные показатели деятельности ООО «ОКНА 24»

за 2006-2007 г.г.

Наименование показателей 2006год 2007год Изменения
Сумма, тыс.руб. Сумма, тыс.руб. Абсолютное, тыс.р. Темп роста, %
Выручка 13103 20735 7632 158.2
Себестоимость 7529 11964 4435 158.9
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов 36793 37047 254 100,7
Прибыль до налогообложения 2101 4446 2345 211,6
Текущий налог на прибыль 504 1067 563 211,7
Чистая прибыль 1597 3379 1782 212,2
Коммерческие расходы 5034 5997 963 119.1
в том числе:
реклама 1544 2015 471 130,5
транспортные расходы 2565 2604 39 101,5
прочие расходы по сбыту. 925 1378 453 149,0
Среднесписочная численностью работников 47 55 8 117,0
Расходы на оплату труда 1277 1616 339 126,5
Средняя зарплата 1 работника 27,2 29,4 2,2 108,1

Доработки к стр. 21

Основные направления использования прибыли

Поскольку ООО «ОКНА 24» в 2005 году заменила старое оборудование новейшими технологиями, то за анализируемый период 2006-2007 г.г. у предприятия нет необходимости усовершенствовать технический процесс. Полученную прибыль предприятие использует для пополнения складских запасов или для пополнения основных средств.

Доработки к стр.27

Увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции

-подбор квалифицированного персонала;

- возможно, увеличение числа работников;

- ускорение оборачиваемости оборотных средств;

- использование новейших технологий;

- продолжительность работы цеха (например с 1 выходным в неделю)

Доработки к стр.27

Снижение себестоимости выпускаемой продукции

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс . Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда . С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. Также, увеличив съем продукции с 1 кв.м производственной площади можно снизить накладные расходы на единицу продукции.

С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия . Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов. Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Доработки к стр.28

Совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий.

Реклама играет одну из важных ролей развития бизнеса. С помощью рекламы клиенты (потребители) узнают о деятельности компании. Поскольку на российском рынке помимо ООО «ОКНА 24» существует огромное количество других компаний, специализирующихся на оконном рынке, ООО «ОКНА 24» должна быть конкурентоспособной и одним из показателей конкурентоспособности – это хорошая реклама. Следует придерживаться следующих стадий для завоевания потребителей на рынке:

1. Распространение как можно большей информации о фирме и ее товаре;

2. Построение системы убедительных доказательств предпочтительности товара ООО «ОКНА 24» по отношению к товарам конкурентов; Доказательная часть строится на убеждении по принципу: «Наш товар не просто лучше других – он нужен вам!»;

3. Реклама в Интернете. Особенность рекламы в Интернете в том, что ее центральным элементом является web-сервер фирмы. Наиболее распространенным и самым популярным эффективным способом привлечения посетителей на web-страницы или web-сервер в среде Интернета является сегодня баннерная реклама. Она представляет собой и мощный инструмент имиджевой рекламы.

Доработки к стр.27

Осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей.

Например, можно предлагать различные скидки. Так как ООО «Окна 24»- это оконная компания, то возможно предложить сезонные скидки, количественные скидки и т.п.

Для осуществления эффективной ценовой политики необходимо постоянное изучение цен на рынке, возможно следить за ценовой политикой конкурирующих фирм.


Доработки к стр. 15

Факторный анализ прибыли от продаж.

Прибыль от продаж определяется по формуле

Пр=V-C-КР

где Пр-прибыль от продаж;

V-выручка от продаж товаров, тыс. руб;

С- себестоимость проданных товаров, тыс. руб

КР- коммерческие расходы.

Про = 14664-7529-5034=2101 тыс. руб

Пр1 =22407-11964-5997=4446 тыс. руб

Пр1 -Пр0 =4446-2101=2345 тыс. руб

Рассмотрим подробный факторный анализ прибыли в таблице 9.

Таблица 8 Факторный анализ прибыли ООО «ОКНА 24» за 2006-2007 г.г.

Показатель Абсолютная величина, тыс. руб. Изменение (+,-)
2006 г 2007 г Абсолютное, тыс.руб. Темп роста,%
Балансовая прибыль 14664 22407 7743 152,80
Себестоимость проданных товаров 7529 11964 4435 158,91
Коммерческие расходы 5034 5997 963 119,13
Прибыль(убыток) от продаж 13103 20735 7632 158,25
Прочие доходы 1561 1672 111 107,11
Прибыль до налогообложения 2101 4446 2345 211,61
Текущий налог на прибыль 504 1067 563 211,71
Чистая прибыль 1597 3379 1782 211,58

Прибыль от продаж за 2006 год составила 2101 тыс. руб., за 2007 год- 4446 тыс. руб. Из формулы видно, что прибыль увеличилась на 2345 тыс. руб., что является положительным результатом. Так же положительно влияет на сумму прибыли от продаж следующий фактор:

- выручка от продаж товаров (22407-4664= 7743 тыс. руб.), выручка увеличилась на 7743 тыс. руб. Это обусловлено тем, что темп роста выручки от продажи товаров опережает темп роста затрат.

Отрицательно влияют на изменение прибыли следующие факторы:

-увеличение коммерческих расходов на 963 тыс. руб. (5997-5034= 963 тыс. руб.)

-увеличение себестоимости проданных товаров на 4435 тыс. руб. (11964-7529=4435 тыс.руб.)

Следующий этап анализа прибыли от продаж состоит в расчете факторов, влияющих на ее величину. Прежде всего следует определить влияние инфляции.

Vсоп = V1 /Jp

где Vсоп - выручка от продажи товаров в сопоставимых ценах (прошлого периода) за отчетный период, тыс. руб.;

Jp -индекс цен.

Цены на продукцию ООО «ОКНА 24» в 2007 году возросли в среднем на 9%. Таким образом, индекс цен составил 1,09 {(100+9):100)}

В ООО «ОКНА 24» выручка от продажи товаров в сопоставимых ценах равна 20556,88 тыс. руб. (22407:1.09).

Изменение выручки от продаж продукции под влиянием цены:

V(p)= V1 -Vсоп = 22407-20556,88=19850,12 тыс. руб.

Влияние ценового фактора определяется по формуле

,

где Пр(р)- прирост (снижение) прибыли от продаж за счет изменения цен на продукцию.

За счет увеличения цен на продукцию на 9% ООО «ОКНА 24» получило прибыль в размере 3181,97 тыс. руб.

Пр(р)=

Пр(р)=3181,97 тыс. руб.

На прибыль от продаж влияет себестоимость проданных товаров. Себестоимость данной компании увеличилась на 4435 тыс. руб. или на 158,9%,. На увеличение себестоимости могли повлиять цены на материальные ресурсы, затрату на оплату труда, оборачиваемость производства продукции и другие составляющие. Для успешной деятельности необходимо, чтобы темп роста выручки от продажи продукции опережал темп роста себестоимости, т.е. уровень себестоимости снижался.


[1] Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансового-экономической деятельности предприятия., 1998г

[2] Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия)., , 2003г

[3] Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансового-экономической деятельности предприятия., 1998г

[4] Савицкая Г.В. “Анализ хозяйственной деятельности предприятия”: 4-е изд., перераб. И доп. Минск: ООО “Новое знание”, 2004.

[5] Большой экономический словарь. / Под ред. Азримяна А.Н. - Институт новой экономики, 2003

[6] Крылов Е.И., В.М. Власова, М.Г. Егорова «Анализ финансового состояния предприятия». – М.: Финансы и статистика, 2003

[7] Грачёв А.В. «Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия». – М.: Фин-пресс, 2002

[8] Савицкая Г.В. “Анализ хозяйственной деятельности предприятия”: 4-е изд., перераб. И доп. Минск: ООО “Новое знание”, 2004.

[9] Фирсова А.А., Е.А. Татарский «Финансы предприятия» М.: Альфа – Пресс, 2004

[10] Крылов Е.И., В.М. Власова, М.Г. Егорова «Анализ финансового состояния предприятия». – М.: Финансы и статистика, 2003

Скачать архив с текстом документа