Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций с помощью ИКТ в железнодорожном училище им. Б.Ф. Сафонова города Тулы
СОДЕРЖАНИЕ: В статье обращается внимание на роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии профессиональных качеств обучающихся; на значение самостоятельной работы с использованием ИКТ в повышении познавательного интереса обучающихся.Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций с помощью ИКТ в железнодорожном училище им. Б.Ф. Сафонова города Тулы
А.А. Андреев
С сентября 2011 года образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования перешли к компетентностному подходу в образовании, т.е. происходит реализация образовательных программ, направленных на формирование способностей личности обучающегося в определенном контексте применять полученные знания и умения в своей профессиональной деятельности. Сегодня целью системы образования становится подготовка специалистов, с одной стороны, тесно связанных с изучаемой профессией, а с другой, — способных понимать возможности информационно-коммуникационных технологий, использовать их, адаптируя к выполнению практических задач, к правильному решению специализированных вопросов, возникающих в различных областях деятельности человека. И здесь информационные технологии являются основной составляющей для формирования общепрофессиональных компетенций современного специалиста любой отрасли и любого профиля.
Использование ИКТ сегодня — одно из основных условий повышения результативности образования и развития более эффективных подходов к реализации профессионального обучения.
Согласно требованиям, предъявляемым ФГОС третьего поколения, выпускник образовательного учреждения НПО и СПО должен обладать следующими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Все эти компетенции легко формируются и развиваются при правильном использовании информационно-коммуникационных технологий в различных учебных дисциплинах и модулях профессионального образования.
В аналитической записке ЮНЕСКО за ноябрь 2011 сказано: «ИКТ- грамотность чрезвычайно важна для профессионально-технического образования. Здоровье и безопасность работников зачастую зависят от их умения читать инструкции (например, на упаковках с удобрениями) и производить точные подсчеты (например, количественных отношений смеси и уровней применения). Более глубокие научные и социальные знания могут быть необходимы, например, для технического обслуживания и ремонта оборудования, осмысления технологических изменений (научная грамотность), для умения работать в группе, вести диалог или переговоры с коллегами и начальством, для развития гендерной и этнической толерантности, а также других личностных качеств и профессиональных навыков, незаменимых для построения гармоничных отношений на рабочем месте (социальная грамотность). Прикладные аспекты вышеописанных видов грамотности, необходимых для трудовой деятельности и активной гражданской позиции, должны стать основными параметрами профессионально-технического образования, отвечающего требованиям устойчивого социального развития» [3].
В нашем училище (ГОУ НПО «Профессиональное училище № 9 им. Б.Ф. Сафонова») мы стараемся реализовать полное погружение обучающегося в свою профессию посредством глубокой проектной деятельности. С помощью ИКТ обучающиеся не просто собирают информацию и представляют ее в хаотичном виде, а создают по-настоящему исследовательские работы, которые впоследствии становятся электронными образовательными ресурсами. Создание качественного видеофильма, видеоролика или презентации по различным учебным дисциплинам и темам программы стимулирует обучающегося мобилизовать все свои знания, навыки и жизненный опыт.
В какой-то момент обучающийся понимает, что знаний, полученных в школе, не хватает, и ему приходится заниматься самообразованием. Запускается процесс формирования общих и профессиональных компетенций.
Обучающийся не просто работает с той или иной программой, а переходит на новый уровень информированности. Он становится участником компьютерной коммуникации, частицей особого мира, «живой информационной среды», в которой с помощью средств связи, систем передачи данных объединяются в общее целое источники, средства обработки и потребления информации.
Приходится не только общаться с преподавателями, но и обмениваться опытом со своими одногруппниками, коллегами. Методом проб и ошибок достигается определенный результат. Как правило, это создание обучающих материалов, которые используются на занятиях следующими потоками студентов. Но главный результат — реальное формирование общих и профессиональных компетенций.
Информационные технологии захватили практически все сферы деятельности человека. Все больше людей во всем мире начинают работать с информацией, используя для этих целей телекоммуникации. Глобальная информатизация общества приобщает нас к информационным ресурсам всего человечества, расширяет наш кругозор и меняет сам образ жизни. И для выпускников системы начального профессионального образования основная задача — научиться, как не потеряться в этом массиве информации (ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач).
Использование ИКТ в образовательном процессе для таких узкоспециализированных образовательных учреждений, как наше железнодорожное училище, дает возможность глазами обучающихся, так сказать, «незамылен- ным взглядом» посмотреть на проблемы профессии, определить основные стороны профессиональной деятельности. Навык анализировать огромный массив информации, выявлять значимые аспекты позволяет создать большой банк разноуровневых электронных образовательных ресурсов для глубокого изучения профессионального модуля или учебной дисциплины.
В 2010 году, ожидая перехода на новые образовательные стандарты, мы решили провести эксперимент. Для реализации задач по формированию компетенций мы предложили обучающимся пройти государственную аттестацию в новой форме, с использованием информационно-коммуникационных технологий. Необходимо заметить, что такая форма защиты дипломных проектов предлагалась на добровольной основе. Лишь 27 % выпускников изъявили желание пройти аттестацию в новой форме. Каково же было наше удивление, когда 60 % из выбравших новую форму защиты представляли ее в виде «скачать из Интернета», хотя были разработаны методические рекомендации по подготовке выпускных квалификационных работ.
В этот момент мы поняли, что наши студенты не понимают принципа работы с информацией, не видят возможностей, которые предоставляет им Интернет, не могут выявлять главное, структурировать и представлять информацию кратко, сжато.
В чем же заключается проблема? Мы считаем, что проблема образовалась, во-первых, из-за контингента (в училище идут, в основном, учащиеся с недостаточным уровнем знаний, «стабильные троечники»). Во-вторых, из-за неумения обучающихся организовать свою деятельность. Можно назвать еще ряд причин, но мы остановились на них как основных и постарались устранить.
Первую проблему устранить практически невозможно, так как прием в учреждения начального профессионального образования идет без экзаменов, отобрать контингент не получится. Но эту проблему можно уменьшить, решив вторую проблему, научив обучающихся организовывать свою деятельность самостоятельно. Научить их анализировать свою работу (ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы).
Причем вторую проблему решали глобально. По всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям были разработаны задания с использованием информационно-коммуникационных технологий, требующие от обучающегося самостоятельного решения. Обучающиеся настолько прониклись возможностью создавать новое, работать с информационными массивами и видеть плоды своего творчества, что к итоговой аттестации за 2011 год мы имели 83 % желающих пройти аттестацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. Качество работ возросло, и многие работы на данный момент используются преподавателями как учебные пособия и дополнительные информационные ресурсы.
Таким образом, проблема с контингентом не решается, но через полгода обучения обучающиеся обнаруживают заинтересованность в учебной деятельности с использованием ИКТ. Они ищут новое в своей будущей профессии, понимают ее значимость, развивают компетентность во многих вопросах, связанных с профессиональной деятельностью.
В работе специалисту требуются высокоразвитые интеллектуальные способности, готовность взять на себя ответственность и быстро принимать решения, а также лидерские качества. Такие специалисты могут и не занимать руководящих постов в традиционном смысле слова, но в организациях нового типа с ограниченным штатом сотрудников сегодня лидерство, ответственность и авторитетность являются наиболее востребованными качествами и квалификационными характеристиками большинства профессий.
Такие сотрудники не выступают в роли контролера и администратора, они выполняют функции инструктора, куратора и распространителя ресурсов. В тех случаях, когда это необходимо, они принимают на себя функции лидера, но все чаще эти функции распределяются или делегируются другим сотрудникам. Таким образом, предполагается, что все сотрудники организации (особенно специалисты-профессионалы) желают и могут принимать на себя ответственность и выполнять функции лидера в команде. Они должны лично отвечать за постоянное совершенствование своих навыков, гибко применять собственные научно-технические знания и быть способными к совместной деятельности, что, в свою очередь, может порождать коллективную компетентность. Но прежде чем обучающийся станет таким сотрудником, он должен научиться самостоятельной работе, самоанализу и самореализации. В этом аспекте стандарты определяют несколько форм самостоятельной работы обучающихся: аудиторная и внеаудиторная. Однако можно выделить еще одну форму самостоятельной работы — информационно-коммуникативную, которую возможно использовать как самостоятельную форму обучения, так и форму в традиционных самостоятельных работах (рис. 1).
Рис. 1. Формы самостоятельной работы обучающегося
Чем быстрее обучающийся переходит на выбор информационнокоммуникативной формы самостоятельной работы, тем быстрее он осознает значимость своей профессии, тем раньше он начинает развивать свои профессиональные компетенции, связанные с анализом и обработкой информации, учится организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Перспектива внедрения новой формы самостоятельной работы очевидна, так как она связана с внедрением в учебный процесс информационных технологий, сопровождающихся увеличением самостоятельной работы обучающегося. Прослеживается тенденция к разработке информационнокоммуникативной формы самостоятельной работы обучающихся, предусматривающая большую самостоятельность, большую индивидуализацию заданий, касающуюся как содержательной линии изучаемого материала, так и способов и характера контроля выполнения заданий.
Анализ организации самостоятельной работы показал, что при очном обучении самостоятельная работа студентов традиционно включает в себя чаще всего самостоятельную работу с литературой. Самостоятельная работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях, сохраняется как важное звено самостоятельной работы обучающихся в целом. С использованием информационных технологий возможности организации самостоятельной работы обучающихся расширяются. Важной и актуальной становится самостоятельная работа с обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных.
Эффективность использования средств информационных технологий в самостоятельной работе во многом зависит от успешности решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования автоматизированных систем обучения. В связи с этим целесообразно рассматривать автоматизированные системы обучения, используемые в конкретной учебной программе, определяемой предметным содержанием, целями и задачами обучения, как программнометодические комплексы.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности обучающегося, активизировать самостоятельную работу с различными электронными средствами учебного назначения (рис. 2).
Самостоятельная работа обучающегося будет включать ряд этапов: поисковый, деятельностный, контролирующий. Эти этапы имеют структурные элементы: постановка задачи, поиск, анализ, обработка информации, определение времени, самоконтроль. Для преподавателя это имеет большое значение, так как контроль самостоятельной деятельности можно проводить на каждом из этапов деятельности обучающегося.
При использовании в образовательном процессе информационных технологий возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы обучающихся. Все это поможет формированию общей информационной культуры обучающихся, придаст их самостоятельной работе новый импульс, позволит не только закреплять полученные знания и навыки, но и управлять самостоятельной работой, формируя основы для дальнейшего самообразования и профессионального роста.
С первых лет обучения студенты профессионального училища должны втягиваться в исследовательскую работу. Это дает возможность сформировать и развить общие и профессиональные компетенции специалиста, востребованного на производстве, — гибкого, самостоятельного, умеющего анализировать, структурировать и планировать свою деятельность, принимать правильные решения исходя из предоставленной информации.
Рис. 2. Информационные технологии в самостоятельной работе обучающегося
Таким образом, целенаправленное, правильное использование ИКТ в профессиональном образовании позволяет полностью реализовать задачи, поставленные перед образовательным учреждением Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, и закрыть потребности предприятий в компетентных рабочих кадрах, а также реализо- вать стратегию модернизации образования РФ: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах» [2].
Список литературы
Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Дашков и К0, 2012. - 308 с.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ. - М.: Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - № 47. - Ст. 5489.
Тапио Варис. ИКТ в профессионально-техническом образовании: аналитическая записка ЮНЕСКО / Варис Тапио. - М.: Институт ЮНЕСКО, 2011. - 12 с.