Формирование конкурентоспособной личности младшего школьника через внедрение курса Самопознание
СОДЕРЖАНИЕ: Феномен конкурентоспособной личности в современной психологии и педагогике. Апробация курса Самопознание как эффективного средства формирования конкурентоспособности личности младшего школьника. Традиционные приемы проведения занятий, роль учителя.СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Тема: Формирование конкурентоспособной личности младшего школьника через внедрение курса «Самопознание»
К защите допущена: Работу выполнила
слушатель курса « Совершенствование
Защита состоялась: форм и методов организации учебного
процесса в начальной школе»
Отметка Кашникова Е.В., учитель начальных
Члены комиссии классов Пригородной СОШ:
Научный руководитель – Тарасенко Е.М.
старший преподаватель кафедры
психологии СГПИ
Семей
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Раздел 1. Феномен «конкурентоспособной личности» в современной психологии и педагогике.
Раздел 2. Апробация курса «Самопознание» в начальной школе (ГУ Пригородная СОШ г. Семей).
Заключение .
Список литературы.
Приложения .
Актуальность
Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобретают характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, широта профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи становятся основой прогресса, устойчивости и безопасности страны.
Мы переживаем смену веков и тысячелетий. Это неизбежно вызывает радикальные социальные изменения: на смену обществу техногенного типа идет посттехногенное общество, главное отличие которого изменение отношения к человеку. Если в техногенном обществе человек объект, вещь, средство, то в посттехногенном он субъект и главная цель развития. Отсюда — признание прав человека и создание максимальных условий для его развития исамореализации.
«Главная цель 12-летнего среднего общего образования на общенациональном уровне:
– подготовка конкурентоспособной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан.» [16,2]
Проблема формирования конкурентоспособной личности является актуальной, т.к. очень часто выпускники школ оказываются не готовыми к взрослой жизни за пределами школы. Эта задача становления и формирования конкурентоспобной личности является государственной и, в конечном счете, является проблемой безопасности государства.
В законе об образовании РК одной из основных задач выделено «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности»[11;77 ]
В своей книге «Путь к себе» С.А. Назарбаева обращает наше внимание на поиск новых и наиболее совершенных форм и методов всестороннего воспитания и развития личности подрастающего поколения
Объект нашего исследования: процесс развития личности младшего школьника.
Предмет исследования - условия способствующие развитию конкурентоспособности младшего школьника.
Целью данной работы стала апробация курса «Самопознания» как эффективного средства формирования конкурентоспособности личности младшего школьника.
Задачи исследования:
- Подбор и теоретическое обоснование методологии курса «Самопознание»
- Внедрение курса «Самопознание» в программу обучения начальной школы
- Мониторинг эффективности курса «Самопознание» как средства формирования конкурентоспособности личности младшего школьника.
Мы исходили из предположения, что внедрение курса «Самопознание» в практику массовой школы, является средством развития конкурентоспособности личности
Методы исследования:
- Теоретический анализ
- Эксперимент
- Психолого – педагогическая диагностика
- Наблюдение
- Опрос
База исследования: ГУ Пригородная СОШ. Исследование проводилось в течение трёх лет ( с 2007 по 2009 год)
Глава 1. Феномен «конкурентоспособной личности» в современной психологии и педагогике
Сложные социальные и экономические преобразования, происходящие в современном обществе, оказывают существенное влияние на процессы социализации и вместе с тем наглядно демонстрируют ограниченность традиционных, унифицированных образовательных систем, формирующих стандартный, преимущественно технократический тип личности. Модернизация отечественного образования требует иного, гуманистического осмысления и практического использования внутреннего потенциала человека, оказавшегося в новых конкурирующих обстоятельствах изменившейся социально-экономической среды.
Актуальность формирования конкурентоспособности личности школьника заключается в том, что развивающийся рынок труда и «рынок личностей» предъявляют к подрастающему поколению высокие требования. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности.
Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональ-ной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе школьного образования создать не удается. Результаты социологических опросов практически подтверждают необходимость проведения такого рода инноваций в школе и прежде всего тех, которые интегрируют ее в социокультурную сферу, поскольку именно здесь учащиеся испытывают наибольшие затруднения. «только 30% старшеклассников осознанно выбирают профессионгальную деятельность, соответствующую их способностям. Следовательно, 70% старшеклассников имеют низкие шансы успеха и самореализации в жизни» [17;25]
Проблема конкурентоспособности личности связана с конкурентоспособностью общества. В начале прошлого века В.М. Бехтерев отмечал, что каждое общество не может избегнуть ни конкуренции, ни соперничества и борьбы, но в этом заключается залог его будущих успехов и совершенствований. В современных условиях развивающаяся информационно-индустриальная среда в развитых странах представляет собою вызов для Казахстана «Образовательная среда становится конкурентной в региональном и международном масштабах и, поэтому качество и репутация казахстанского образования являются важными факторами при интеграции в международное образовательное пространство.» Программа 2020.[24]
Сегодняшним школьникам в недалеком будущем предстоит принять на себя всю тяжесть проблем, которые необходимо решать в постиндустриальном обществе свободных цивилизованных рыночных отношений. В этой связи одной из приоритетных задач современного школьного образования становится создание условий для формирования конкурентоспособной личности, способной самостоятельно, результативно и нравственно решать общественные и свои личные (профессиональные и непрофессиональные) проблемы.
К началу настоящего исследования в стране в целом завершился этап общественного неприятия самого термина «конкурентоспособная личность». Наступила пора переосмысления и адекватной оценки действительной роли конкурентоспособности личности в различных сферах. Наиболее плодотворно проблема конкурентоспособности персонала (дефиниции, роль в управленческой деятельности, социально-психологическая структура, методические основы оценки конкурентоспособности, подходы к подготовке конкурентоспособного специалиста и др.) разрабатывалась в теории менеджмента зарубежными (И. Ансофф, А. Вайсман, Ф. Вудкок, А.А. Мескон, Т. Санталайнен) и отечественными (В.А. Дятлов, Е.Б. Попова, В.В. Травин, Р.А. Фатхутдинов) исследователями. В недалеком прошлом, несмотря на негативное восприятие самого термина «конкурентоспособность», как несовместимого с образом жизни советского человека, исследователи неоднократно обращались к качествам личности, которые являлись составляющими конкурентоспособности и характеризовали ее с различных сторон. В разных работах изучались:
- способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям (В.М. Зуев, СВ. Кульневич, П.М. Новиков и др.);
- социализация, рефлексия (B.C. Агеев,А.А. Бодалев, Т.Г. Болдина, Т.М. Давыденко, Ю.Н. Кулюткин, П.П. Савченко, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов, Е.В. Якимова и др.);
- мотивация (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, О.С Гребенюк, А.К. Маркова и др.),
- активность, толерантность, мобильность, настойчивость, целеустремленность, воля, сотрудничество как факторы конкурентоспособного взаимодействия (Е.Л. Доценко, А.А. Кроник, А.Н. Леонтьев, А.П. Памфилова, Л.А. Петровская, Л.Н. Собчик и др.);[18;115]
- синергизм (В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, Ю.И. Левин, Т.Г. Райкова, Д.И. Трубецков, и др.); [28;152]
- самооценка, самореализация, самоорганизация (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, Л.Г. Брылева А.Ю. Ефремов, В.П. Лаврентьев, Л.А. Коростылева, И.О. Мартынюк, В.И. Муляр, Ю.М. Орлов, М.И. Рожков и др.), [15;68]
- профессиональное самоопределение (В.А. Бодров, Е.И. Головаха, В.П. Зинченко, В.Г. Каташов, Е.А. Климов, Ю.П. Поваренков, Н.С Пряжников и др.);[14;75]
- способность к эффективному принятию решений (А.В. Карпов, B.C. Юкаев и др.) [30;71]
- интеллектуальность (М.А. Холодная, Г.К. Паринова и др.),
- творческость (креативность) (В.И.Андреев, Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, С.И., Гессен и др.)
- нацеленность на учебу и способность интенсивно трудиться (А.Н. Новиков и др.).[20,44]
В то же время не было предпринято попыток синтезировать эти характеристики в контексте категории конкурентоспособности, как интегрального понятия целостной личности.
Более обстоятельно структурные составляющие конкурентоспособности как важные характеристики личности обсуждаются в зарубежных исследованиях:
- самоактуализация (А. Маслоу, Ф. Перл, К. Роджерс, Э. Шостром и др.),
- стратегия выигрыша (М. Джеймс, Д. Джонгвард и др.),
- способность к самоутверждению и самообучению (Е. Мелибруда, К. Роджерс),
- ассертивность (самоутверждающее поведение) (Р. Альберти, В. Капони, Т. Новак, М. Эммонс),
- жизненная успешность (В.Ф. Биркенбиль),
- интернальность как фактор ответственного поведения (Дж. Роттер),
- смысложизненная ориентация, конгруэнтность (К. Роджерс, М. Перл, В. Франкл).
В проводимых учеными исследованиях уточняется психологический аспект содержания понятий конкурентоспособности личности (когнитивный, эмотивный и деятельностный компоненты) (А.С. Строилова); обосновываются критерии и уровни сформированности конкурентоспособности (С.Г. Светунькова, Н.Н. Сидорова, Н.В. Фомин, Н.Л. Христолюбова); обсуждаются условия формирования конкурентоспособности учащихся (Ю.В. Андреева, Р.Я. Ахметшин, И.В. Дарманская, И.М. Ильковская, Н. Н. Сидорова, Ф.Р. Туктаров); вскрывается связь конкурентоспособности и профессиональной компетентности выпускников; анализируется структура готовности учителя к воспитанию конкурентоспособности у школьников и условия его подготовки к такой работе (Т.Д. Деменкова, С.А. Потачев, Е.Г. Ростовская, С.Г. Савчук, Н.Б. Тарасова).
Вместе с тем решение ряда актуальных задач в практике школьного образования сдерживается недостаточной теоретической разработанностью проблем формирования конкурентоспособности личности учащегося.
1. До конца не выявлена сущность конкурентоспособности как многоаспектной характеристики личности, которая, имея проекции практически на все сферы жизни человека, может выступить фактором активизации его жизнедеятельности (прежде всего профессиональной деятельности) и стать важным целе-функциональным ориентиром образовательного процесса. С позиции образовательного процесса требуют определенного уточнения понятия «конкурентоспособная личность», «конкурентоспособность личности», «конкурентоспособное поведение», «конкурентные преимущества», «конкурентная среда» и др. Так, остаются открытыми вопросы: правомерно ли рассматривать конкурентоспособность личности как специфический инвариант образовательного процесса, имеющий «наддеятельностный» характер (т.е. проявляющийся независимо от содержания конкретной учебной и внеучебной деятельности); какие базовые свойства личности в наибольшей мере влияют на уровень конкурентоспособности; существуют ли личностные предпосылки к конкурентоспособности, и каковы педагогические условия их реализации.
2. В проводимых по данной проблеме исследованиях не определено педагогическое пространство взаимодействия школьного общего и дополнительного образования, детерминирующее формирование конкурентоспособного поведения. Общее образование все чаще обращается к возможностям содержания дополнительного образования как гибкой социально-педагогической системы -сферы, в которой учащиеся имеют больше возможностей в самостоятельном выборе тех целей, которые отражают их интересы и потребности. В свою очередь дополнительное образование опирается на содержание базовых учебных предметов. При организации такого взаимодействия важно знать возможности дополнительного образования в развитии конкурентоспособной личности; резервы содержания основного школьного образования для решения задач дополнительного образования и прежде всего в части формирования конкурентоспособности личности; приоритетные направления, уровни, логико-содержательную основу интеграции базового и дополнительного образования как важного элемента их сближения и единства.
3. В современных исследованиях не представлены теоретические положения целостного процесса формирования конкурентоспособности школьника. В этой связи представляется важным формализация понятия конкурентоспособности личности учащегося и разработка концептуальной модели процесса ее формирования в условиях дополнительного образования; обоснование принципов организации данного процесса с опорой на интеграцию с разнопредметным содержанием основного школьного образования; системы его психолого-педагогической поддержки, требований к педагогическому пространству взаимодействия основного и дополнительного образования; разработка диагностических средств, уровней и критериев развития конкурентоспособности.
4. При решении проблем становления конкурентоспособности личности школьника слабо используется теоретико-методологический и методический потенциал современного менеджмента. В настоящее время конкурентоспособность работника становится одним из основных факторов эффективного менеджмента. Очевидно, модели конкурентоспособного работника и модели управления конкурентоспособным поведением с учетом особенностей образовательного процесса могут быть полезными для понимания и решения проблемы формирования конкурентоспособности личности учащегося.
5. Для формирования конкурентоспособности важным становится овладение учащимися социально-ориентированными технологиями, связанными с социокультурной ориентацией, постановкой целей, планированием, деловым общением, принятием ответственных решений в складывающихся социально-экономических условиях. Именно по этим параметрам, как показали современные социологические исследования, выпускники уступают зарубежным сверстникам. Возможности дополнительного образования позволяют в различных моделируемых ситуациях овладевать социально ориентированными технологиями. Необходимо усилить внимание к разработке такого рода социально-ориентированных технологий и педагогических средств их применения в процессе формирования у школьников конкурентоспособности.
6. Ключевое значение для формирования конкурентоспособности личности имеет психолого-педагогическая поддержка учащихся. Ее разработка предполагает решение ряда принципиальных проблем: обоснование целевых ориентиров; выявление ее информационных, структурных, функциональных и процессуальных особенностей; разработка социокультурых критериев конкурентоспособной личности, системы профориентационного сопровождения и социально-психологической коррекции конкурентоспособного поведения с учетом возможностей дополнительного образования школьников и соблюдения главного контекста - организации полифункциональной среды в русле гуманистических требований личностно-ориентированного подхода.
Обращение к социокультурным реалиям, к теории и практике школьного образования позволяет сделать вывод о существующих противоречиях между:
— новыми экономическими и социокультурными требованиями конкурентной среды и реальными личностными и профессионально-ориентированными качествами выпускников школ;
— достаточно высоким уровнем развития предметных знаний учащихся и их слабой социально-ориентированной направленностью;
— образовательными потребностями современных школьников, их возрастающим интересом к экономическим, политическим, правовым, нравственным, профессиональным и другим проблемам и реальным содержанием традиционного школьного образования, отсутствием адекватных образовательных программ и социально-ориентированных педагогических технологий; -значительными возможностями дополнительного образования школьников в формировании конкурентоспособности личности и отсутствием соответствующей теоретико-методологической, дидактической и проектной базы для обоснования, построения и осуществления на практике процесса формирования конкурентоспособности личности, исходя из специфики и резервов дополнительного образования как подсистемы школьного образования.
Выявленные противоречия свидетельствуют о том, что перед педагогической наукой встала проблема, связанная с теоретическим обоснованием процесса формирования конкурентоспособности школьника, включая углубление представления о конкурентоспособности как системном качестве личности; выявление внутренних закономерностей развития конкурентоспособной личности; разработку сущностных и проектных характеристик целостного педагогического процесса в обозначенной стратегии; определение походов к построению содержания такого процесса, социально-ориентированных педагогических технологий, адекватных специфике конкурентоспособного поведения, системы психолого-педагогической поддержки учащихся
На основе анализа теоретических работ по психологии личности (А.А. Бодалев, Е.А. Климов, Б.Ф.Ломов, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн и др.) в качестве сущностных признаков конкурентоспособности нами выделены: интеллектуальный потенциал, самоактуализация, адекватная самооценка, самообучение, коммуникабельность, интернальность, нравственный императив, способность принимать ответственные решения, ценностно-ориентированная адекватность, готовность к профессиональному самоопределению.[21;33]
Выводы по главе.
1. Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха
2. В качестве сущностных признаков конкурентоспособности нами выделены: интеллектуальный потенциал, самоактуализация, адекватная самооценка, самообучение, коммуникабельность, интернальность, нравственный императив, способность принимать ответственные решения, ценностно-ориентированная адекватность, готовность к профессиональному самоопределению
3. Чтобы достичь конкурентоспособности личности необходимо изменение традиционной системы образования на личностно-ориентированное. Так как л.о.о. нацелено, прежде всего, на раскрытие развитие личности каждого ребёнка, его самобытной индивидуальности. «Хороший» ученик в этом случае понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем.
Глава 2. . Апробация курса «Самопознание» в начальной школе (ГУ Пригородная СОШ г. Семей)
Гуманизация, гуманитаризация и информатизация образования относятся к глобальным проблемам современности, особенно они актуальны и важны для современного образования. Это весьма непростые процессы, но именно они определяют истинный смысл, сущность и цель новой парадигмы образования — гуманистического образования. По нашим наблюдениям, сознание большинства педагогов и руководителей ориентировано только на внешние признаки этих процессов: обновление учебных планов и программ, подключение общественных органов к управлению школой, создание психологической и валеологической служб, приобретение компьютерной техники и т. п. Все это, несомненно, важно. Однако эти частные проявления не захватывают глубинных основ гуманизации, гуманитаризации и информатизации, касающихся изменения межличностных отношений, самого человека - участника образовательного процесса, содержания образования, уровня информационной культуры человека и культуры управления.
Гуманизация, гуманитаризация и информатизация по своей сути лучше всего соответствуют идеи неогуманизма — философии переходного времени и, как прогнозируют многие ведущие мыслители современности, — мировоззрению XXI в. Именно неогуманизм делает акцент на самом человеке, его внутреннем мире, на процессах самопознания, саморазвития, самореализации. Важно подчеркнуть, что, с точки зрения философии неогуманизма, техника и информационные технологии являются не самоцелью образования, а инструментарием для интенсивного развития человека.
В первое десятилетие независимости, так называемый транзитный период, в казахстанском обществе преимущественно осознавалась лишь задача формирования функциональной грамотности людей и их адаптации к условиям становления рыночной экономики. На практике пренебрежительное отношение к воспитательной функции общества и системы образования в значительной степени повлияло на рост бездуховности, культа потребления, привело к снижению патриотизма граждан и отчуждению в семьях. Эти драматические реалии выявили острую потребность в разработке национальной модели образования, адекватной потребностям суверенной страны. В новом историческом контексте нужно было в первую очередь обеспечить сохранение гуманистических национальных идеалов, единства народа, ценностей семьи и личности.
Социальный заказ казахстанского общества образованию определили программные установки Президента страны Нурсултана Назарбаева, заложившие образ будущего страны как «общества максимальных возможностей, где уважается личность и свобода человека», «ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности».
Стало очевидным, что задача гармоничного развития человека в образовательном процессе может быть решена только через ценностное освоение им лучших образцов мировой и национальной культуры, ведь образование качественно в той мере, в какой обеспечивает выработку мировоззренческих и поведенческих ориентиров личности.
В этих условиях Первая леди Сара Алпыскызы инициировала широкомасштабную образовательную программу «Самопознание» по нравственно-духовному развитию подрастающего поколения. Автор идеи изначально была убеждена в том, что вершина мудрости – Любовь, а секрет счастья – в познании человеком самого себя, раскрытии своих неограниченных возможностей для достижения счастья и жизненного успеха. Глубоко символично, что начало эксперимента по апробации программы «Самопознание» совпало с началом нового тысячелетия. По мнению культурологов, с этого момента начался новый период в мировой истории, именуемый «культурой антропоцентрического типа». Содержание этого этапа предполагает ценностное осмысление сущности человека и его места в окружающем мире.
К сожалению, школа недостаточно чувствительна к возрастным особенностям детей, зачастую нивелирует их творческую индивидуальность, не формирует базовых жизненных навыков. Инновационная педагогическая система призвана восстановить соответствие образовательного процесса духовной природе человека, учитывать особенности внутреннего мира каждого ребенка, его эмоционально-чувственный и ментальный опыт.
Суть программы «Самопознание» заключается во всесторонней педагогической поддержке ученика в процессе его личностного становления и социализации. Стержень программы – предмет «Самопознание» – призван стать своеобразным компасом подрастающего поколения в современном мире.
В учебно-методических комплектах по новому предмету авторы раскрывают разные грани жизненных ценностей и личностных качеств людей. Материалом для них послужили духовный опыт человечества и последние научные достижения в области квантовой физики, нейрофизиологии, психологии, энергоинформационной педагогики.
На курсах повышения квалификации в ВКО ИПК ПРО 2006 года по теме «Формирование ценностных ориентаций личности. Духовно –нравственное воспитание в курсе «Самопознание», в условиях 12-летнего образования » мы познакомились с теорией и методикой данного предмета.
В педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Это можно заметить в изречениях великих мыслителей прошлого. «Единую задачу воспитания можно выразить в одном только слове: нравственность» писал И. Гербарт. К.Д. Ушинский утверждал: «Убеждение в том, что нравственность, не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [29;429]. «Великий поэт-мыслитель казахского народа Абай выдвигает гуманистическую концепцию нравственного воспитания, высокая цель которого сделать из ребёнка замечательного труженика, настоящего патриота, разносторонне развитого, высоконравственного человека, живущего интересами, мыслями и чаяниями родного народа.» [12;36]. К.Н. Вентцель полагал, «что цель нравственного воспитания – не «внушение добра», а побуждение в ребёнке самостоятельной свободной нравственной воли, самобытного нравственного творчества»[ 7; 119]
Учитывая актуальность духовно – нравственного воспитания, мы решили апробировать предмет «Самопознание» в практике начальной школы.
Для этого нами была разработана программа исследования на тему «Формирование конкурентоспособной личности младшего школьника через внедрение курса «Самопознание Работа проводилась в несколько этапов.
Этапы | Содержание работы | Сроки |
Диагностический | Анализ проблемы. Постановка проблемы. Изучение литературы по самопознанию, личностно- ориентированным технологиям. |
2006-2007г. |
Прогностический | Определение цели и задач работы над темой Разработка системы мер, направленных на решение проблемы Прогнозирование результатов |
2007г. |
Практический | Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы Использование методического комплекса самопознания Мониторинг и диагностика самопознания и саморазвития личности Корректировка работы |
2007-2009 уч. год |
Обобщающий | Подведение итогов работы по теме самообразования Оформление результатов работы Представление материалов Использование и распространение опыта работы |
2009-2010 уч.год. |
Курс «Самопознание» был введен в практику во 2 «б» классе 1 час в неделю. В классе было 13 человек в возрасте 7-8 лет. Дети из семей разного социального статуса.. Из учебно-методическом комплекса у детей была «Тетрадь- помощница», а у учителя методические рекомендации.
На начальном этапе, конкретного инструментария по диагностики в методических рекомендациях не было. Изучив диагностики отдельных качеств развития личности, в качестве стартовых индикаторов мы исследовали:
-Самооценку ребёнка
-Я- концепцию
-Предпочитаемый предмет
-Мотивацию учения
Мы выявили:
-заниженную самооценку – 65%
-детям было трудно выразить понимание своего Я (из 10 возможных ответов дети смогли сформулировать 5)
- наблюдалась разрозненность в предпочтении предметов
-преобладала внешняя положительная и внешне-отрицательная мотивация.-50%
Уроки самопознания проходили в комфортной обстановке, так как не было специально оборудованного кабинета, то наиболее подходящим стал кабинет предшкольной подготовки, с различными зонами для детей.
Самым главным для апробации уроков оставалась личность учителя. Преподавать самопознание должны люди, считающие свою профессию миссией, а не ремеслом. Размышляя о необходимости изменения менталитета педагогов, в книге «Этика жизни» Сара Алпыскызы пишет: «Сама жизнь подсказывает, что следует отходить от устаревших, давно покрывшихся пылью представлений о ребенке и о самих себе, педагогах. А для этого их, как тех же первоклашек, нужно учить жить духовно и мыслить космически. И еще – учить «алгебре» любви и милосердия».
Учителями для меня стали мои ученики, которые помогли увидеть ученика и ситуацию в новом свете, свете самопознания. А было это так: на уроке технологии дети выполняли аппликацию «Кораблика». Все было как обычно, как учитель со стажем работы мне уже было ясно кто и как сможет справиться с работой. И вот итог урока- выставка работ, их анализ. Выходит мои «слабый» ученик с поникшей головой и говорит: «У меня не- хорошо получилось, клей разлился». И действительно сверху аппликации разбрызганы капли канцелярского клея. Тут же из класса слышу: «Смотрите, у Андрюши настоящее море получилось, с брызгами!» после чего все ребята и сам автор признали этот парусник самым лучшим, потому что он не стоит на месте, а плывет на всех парусах. Как изменилась самооценка ребенка и моя! Я благодарна своим ученикам за то, что они научили меня смотреть на вещи с позитивом, видеть казалось бы в очевидном отрицательном – положительное. Уметь фантазировать, мечтать, воображать, а главное, безусловно, верить в своего ученика. И теперь я точно знаю «случайности не случайны»!
С этого момента образование для меня стало личностно-ориентированным. Нужно уметь слушать, слышать и прислушиваться к ученику. Теперь нам ничего не страшно, мы знали, что из любой сложной ситуации есть выход, ведь рядом друзья и новый взгляд на жизнь.
Для освоения программы предложен специальный инструментарий – интерактивные методики.
«Круг Радости» (ритуал приветствия) – обязательный методический прием, который является введением в занятие, воссоздает своеобразную психологическую установку, эмоциональную атмосферу, которая ориентирует ребенка на доброжелательное, уважительное отношение к окружающим. Педагогический смысл этого ритуала заключается в том, чтобы ребенок чувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский круг, где он пользуется доверием и сам доверяет другим.
Эта методика сразу нашла положительный отклик у душах ребят. Так мы передавали и частичку своего тепла, добра, веселья, ласки, заботы; импульсы удачи и успеха, приветствовали друг друга как разные народы Земли и многое другое. В итоге ребята сами стали придумывать ритуал круга радости. В нем было видно проявление личностных качеств детей.
«Минутка тишины» ,«Наедине с собой» – методический прием, который обращен на эффективное формирование эмоций, чувств, на развитие рефлективности в целом (релаксация), на развитие саморефлексивности ребенка в процессе обращения внимания на свои ощущения, чувства, впечатления. Поначалу не все дети восприняли правильно эту методику. Трудно было даже закрыть глаза, а не то чтобы что-то увидеть и почувствовать. Но на уроке самопознания у ребёнка есть право на свободу выбора делать или нет.
Традиционные приемы:
«Чтение» ,«Рассказ учителя», «Побеседуем» – важный вид и этап активизации речевой и мыслительной деятельности, которая создает условия для коллективного прослушивания и чтения рассказов, сказок, притч с последующим обсуждением и анализом.
«Цитата урока» - помогает эмоционально, образно воспринимать материал, обогащает речь учащихся мудростью предков.
Качественно проводить и разнообразить этапы урока по развитию речи помогли курсы по «Развитию критического мышления через чтение и письмо».
«Игра», «Упражнение» – традиционные методы обучения, которые рекомендуются как для активизации познавательного интереса детей, так и для создания живой и непринужденной атмосферы на занятии. Через игровую деятельность воссоздается модель жизненной ситуации, происходит проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка, на его индивидуальный опыт. В игре дети приобретают практику взаимодействия со сверстниками, обогащают память знанием – пониманием ценности.
«Творческая работа» - важная часть групповой деятельности детей, которая включает в себя: ролевые игры и упражнения, рисование и театрализованные представления, изготовление макетов, плакатов и коллажей, проектов. Дети раскрывают свои творческие возможности, выражают свое «Я» через создаваемые и воспроизводимые образы. Совместная творческая деятельность способствует развитию таких качеств, как сотрудничество, терпимость, внимательность, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение другого, формирует уверенность в своих силах, воспитывает чувство ответственности и самостоятельности при выполнении группового задания.
«Размышление над ситуацией», «Просмотр видеоматериалов» учат детей рассуждать , анализировать и синтезировать увиденные в жизни ситуации.
И заключительный этап – «Круг «От сердца к сердцу» - эмоциональный «финал» учебного занятия, который предусматривает обмен впечатлениями, формулирование пожеланий друг другу и выступает диагностическим барометром для педагога.
В течение первого года стало ясно, что самопознание дает положительные результаты не только в духовно – нравственном воспитании школьников, но и УВП. По результатам анкетирования «Самопознание» единогласно стал самым любимым предметом. Повысился уровень воспитанности в классе. Несовершенная методика диагностики нравственных качеств в результате показала высокий уровень развития личности, что подверглось сомнению. Так как дети все правильно выбрали поведение в ситуации, но не все так поступили в реальной жизни.
Так «самопознание» стало продолжаться и в следующих классах, углубляя знания о человеке и его внутреннем мире, природе, родине, здоровье.
Самопознание вышло за рамки одного предмета и стало постепенно переходить на учебные предметы и внеурочную деятельность. Появились открытые уроки для коллег по познанию мира, литературному чтению, президентский урок на которых дети были открытыми для общения, свободными в высказываниях и мыслях. Это были не просто уроки, а совместная деятельность и творчество, где учителю было необходимо активно слушать, слышать, искать возможные варианты решения и разрешения проблемных ситуаций. Мои маленькие философы не оставляли мой внутренний мир в покое. Коллеги единогласно признавали уроки лучшими, удивлялись умению детей выражать свои мысли, свободе, активности, творчеству, воображению. После этого возникла идея создания творческой группы среди учителей для ознакомления с предметом «Самопознание». И теперь все началось сначала, но уже на новом уровне. Диагностика показала, что учителям тоже пришлось трудно в определении самооценки. (приложение) .на занятиях мы знакомились с основами курса, проводили арт-терапию, тренинги общения. Они помогли учителям прислушаться к себе, заглянуть и задуматься о себе, как личности. А результат не заставил себя долго ждать: одни – поверили в себя и стали расти как профессионалы, другие определили приоритетом школе семью, третьи нашли решение своих проблем в смене места работы. Никто не оставался равнодушным к занятиям.
Волна самопознания охватила всю начальную школу на предметных неделях. Были проведены совместные игры, внеклассные и внешкольные мероприятия, которые не оставили радостный след в душах ребят и учителей. Они получили моральное удовлетворение от проведенных занятий и рефлексии учащихся.
Отследить духовно-нравственные качества личности нелегко, а личностный рост ученика наглядно виден в учебной оценке и участием в интеллектуальных марафонах. Первые результаты эксперимента мы увидели в 3 классе, когда независимо от качества знаний дети принимали активное участие в конкурсах и марафонах. Им хотелось ощутить себя в новой роли, попробовать свои силы не только на уроках. Результативность представлена в таблицах:
Таблица 1.
№ | Ф И учащихся | Мероприятие | Класс | Результат |
1 | Жумабекова Аяна | «Асыл тас» | 3 Б | Сертификат |
2 | Флеминг Светлана | 3 Б | Сертификат | |
3 | Устеменко Андрей | « Малахит» областной конкурс | 3 Б | 3 место |
4 | Рахимов Жаслан | «А бота» | 3 Б | Сертификат |
5 | Жакипова Динара | 3 Б | Сертификат | |
6 | Сулейменова Дана | 3 Б | Сертификат | |
7 | Айткалиева Жанерке | 3 Б | Сертификат | |
15 | Жакипова Динара | Международная игра «Русский медвежонок» | 3 Б | Сертификат |
16 | Селейменова Дана | 3 Б | Сертификат | |
17 | ФлемингСветлана | 3 Б | 3 место | |
15 | Филиппова Снежанна | Фестиваль здоровья « Президентская миля-путь к здоровью» |
3 Б | I место |
самопознание психология педагогика школьник
Таблица 2.
№ | Ф.И. учащихся | Мероприятие | Класс | Руководитель | Результат |
1 | Сулейменова Дана | «Малахит» | 4 «б» | Кашникова Е.В. | |
2 | Устименко Андрей | «Малахит» | 4 «б» | Кашникова Е.В. | |
3 | Скворцов Владислав | «Малахит» | 4 «б» | Кашникова Е.В. | |
4 | Жакипова Динара | «Малахит» | 4 «б» | Кашникова Е.В. | |
5 | Флеминг Светлана | «Малахит» | 4 «б» | Кашникова Е.В. | |
6 | Рахимов Жаслан | «Тулпар» | 4 «б» | Ныгызбаева Г.Б. | |
7 | Сулейменова Дана | «Тулпар» | 4 «б» | Ныгызбаева Г.Б. | |
8 | Жумабекова Аяна | «Тулпар» | 4 «б» | Ныгызбаева Г.Б. | |
13 | Жакипова Динара | «Айналайин» | 4 «б» | Ныгызбаева Г.Б. | 3 место |
14 | Рахимов Жаслан | «Айналайин» | 4 «б» | Ныгызбаева Г.Б. | |
15 | Жакипова Динара | Гор. олимпиада | 4 «б» | Кашникова Е.В | |
16 | Флеминг Светлана | Гор. олимпиада | 4 «б» | Кашникова Е.В. | |
17 | Рахимов Жаслан | Гор. олимпиада | 4 «б» | Кашникова Е.В. | |
18 | Сулейменова Дана | Гор. олимпиада | 4 «б» | Кашникова Е.В. | 2 место |
19 | Жумабекова Аяна | Гор. олимпиада | 4 «б» | Кашникова Е.В. | |
20 | Айткалиева Жанерке | Гор. олимпиада | 4 «б» | Ныгызбаева Г.Б. |
Следующим показателем успешности личности является легкая и быстрая адаптация учеников в 5 классе. Проведя исследование «Отношение к учению» (приложение 1), мы увидели:
- 100%-90% интерес к изучаемым предметам и высокий процент активного отношения к учению
Отношение учащихся к учению
Высокий процент качества знаний
Качество знаний за 1 четверть и год в 4 «Б» классе
Предметы | 08-09 | |
1 чет. | год | |
Математика | 82% | 82% |
Русский язык | 55% | 64% |
Литература | 91% | 91% |
Познание мира | 82% | 73% |
Итого | 78% | 78% |
- Рост качества знаний в 5 классе
Качество знаний за 1 четверть в 5 «Б» классе 2009-2010 уч. год
Предметы | 09-10 |
Русский язык | 90% |
Литература | 100% |
Казахский язык | 90% |
Казахская литература | 90% |
Английский язык | 100% |
История | 100% |
Естествознание | 100% |
Математика | 80% |
итого | 94% |
- Анкетирование, индивидуальные беседы с детьми и родителями показали положительное отношение к предмету «Самопознание»
Целью моей работы было формирование активной личности, способной к взаимодействию с окружающими, проявляющей о них заботу и внимание, ведущей здоровый образ жизни и понимающий важность сохранения природной среды. За три года мы с ребятами прониклись философией самопознания и своим развитием показали положительное влияние данного курса на личность учителя и ученика как вместе, так и по отдельности. Так, независимо от качества обучения, за два прошедших года в интеллектуальных марафонах приняли участие 8 человек из 11 уч-ся класса, что составляет 73%.Из трёх оставшихся человек, не принимавших участие в марафонах Владислав С. – стал серебряным призёром международных соревнований по мотокроссу, Снежанна Ф. учиться в музыкальной школе и принимает участие в городских концертах. Не у всех есть призовые места, но все не бояться пробовать свои силы, искать свой путь развития и самосовершенствования - и это главное!
Вместе с ними есть рост и учителя. Активно стала принимать участие в конкурсах «Лучший руководитель МО начальных классов» результат - благодарственное письмо, «Біз азаша слеймыз» -3 место. Применяю приемы и методы самопознания в работе с молодыми специалистами, в работе методического объединения (школьные семинары, творческая группа «Самопознание», проведение недели начальных классов).
Выводы по главе.
1. Системное преподавание курса «Самопознание» формирует конкурентоспособность личности младшего школьника
2. Преподавание курса «Самопознание» требует тщательную методическую, диагностическую подготовку учителя
Заключение
Безопасность современного мира имеет и человеческое измерение. Благодаря предмету «Самопознание» ученик обретает духовную и душевную целостность, которая надежно защищает его от деструктивных воздействий. Воспитание человека, наделенного внутренней свободой, достоинством, личной ответственностью и толерантностью, есть гарантия безопасности и согласованного развития стран мира.
2010 год войдет в историю Казахстана и как год массового внедрения программы «Самопознание». Ученые, методисты, практики, принимавшие участие в эксперименте, горды своей сопричастностью к проекту нравственно-духовного развития детей и учащейся молодежи. И уверены в том, что внедрение предмета «Самопознание» в систему образования страны будет содействовать успешному развитию человеческих ресурсов государства. Cильному Казахстану нужны сильные личности.
Анализ результатов диагностического обследования детей по курсу «Самопознание» показал, что наибольшее развитие у детей, занимающихся по программе «Самопознание» получили следующие умения:
чутко относиться к оценкам своих поступков со стороны взрослого,
отказываться от негативных действий, получивших неодобрение;
сдерживать свои негативные побуждения, избегать конфликтов со
сверстниками, уметь самому остановить ссору или обратиться за помощью к взрослому.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия по курсу «Самопознание» раскрыли внутренний духовный мир ребенка, научили основам познания самого себя и
других людей, передавать свои чувства, настроение окружающим. Дети стали добрее, терпимее, толерантнее, помогают друг другу в трудных ситуациях. По отношению к родителям дети стали проявлять больше заботы, внимания, теплоты. Все это поможет жить нашим детям жить в гармонии с самим собой, семьей, обществом, научит любить, передавать эту любовь от сердца к сердцу, делая ум добрым, а сердце умным. С.А. Назарбаева говорит в своей книге «Путь к себе»: «Без духовной любви всякое обучение бесполезно». Приведя своих детей в страну Любви «Самопознание», вместе двигаясь Дорогою Добра, мы сможем достичь поставленной цели, достойной звания Человека любви. Занятия по самопознанию интересны и уникальны, т.к. на всех занятиях происходит воспитание и обучение через разные виды деятельности. Проходит развитие высших психических процессов: внимания, памяти, речи. Формируются операции рассуждения, анализа, синтеза, умозаключения. Рассуждая на нравственные темы, знакомясь с историей своего народа, дети пополняют знания в области познания мира, знакомства с художественной литературой и музыкой. Через воспитание любви к природе формируются навыки в области экологии, валеологии, ручного труда.
Творческие задания предполагают развитие эстетического восприятия, мелкой моторики, конструктивных способностей. Одним словом, на занятиях по самопознанию происходит всестороннее и гармоничное развитие личности.
Литература1. Абай. Слова назидания. Алма –Аты:Жалын 1983.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.:Педагогика.1996.
3. Бодалев А.А. Личность и общение // Избранные труды. М.: Наука, 1983.
4. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН, 1994.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 1996.
6. Винер Н. Кибернетика. М.: Сов. радио, 1968.
7. Вентцель К.Н.. «Этика и педагогика нравственной личности»- М.: 1912
8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Фирма Гардарика, 1996.
9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.
10. Дженкинс Пеги Дж. Руководство для занятых родителей/пер. с англ./М.: ООО издательский дом «София»,2004.
11. Закон РК «Об образовании» 27.07.07 www. edu.kz.
12. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников.- Алматы: Республиканский издательский кабинет, 1994г.
13. Кирсанов А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. Казань: Изд-во КГТУ, 2000.
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
15. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993.
16. Концепция 12-летнего образования. www. edu.kz.
17. Концепция развития образования в РК до 2015г. Журнал «Вестник образования и науки РК» №1 2004.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
19. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
20. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.И. Шамовой. М., 1993.
21. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
22. Назарбаева С.А. Путь к себе. Алматы: издательство «Атамура», 1999.
23. Программа по самопознанию. Алматы, ННПООЦ «Бобек»,Институт гармоничного развития человека,2009.
24. Программа развития РК до 2020года.www. edu.kz.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
26. 15. Руссинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент. М.: ИНФРА-М, 1996.
27. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
28. Тюнников Ю.С. Культурно-образовательное пространство личности: в поисках проектных решений // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Материалы 3-й Междунар. науч. метод. конф., Сочи, 12-14 июня 2000 г. В 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред. Ю.С. Тюнников, Г.В. Яковенко. Сочи: РИО СГУТиКД, 2000.
29. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. –М.: Учпедизд.-1953.
30. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
31. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
32. Юнина Е.А. технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество россии,2007
Приложение 1.
Анкета для учащихся «Моё отношение к учению»
Фамилия, имя уч-ся___________________________________________
Возраст_______класс_______Школа______________________________
Напротив предмета и суждения о нём поставить один из баллов
(2- это про меня, 1 - не уверен, 0- это не про меня).
Предмет | Я знаю этот предмет | Люблю им заниматься | С удовольствием иду на урок | Никогда не пропускаю урок без уважительной причины | Доволен отношением учителя ко мне | Всегда понимая объяснение нового материала | Домашнее задание выполняю всегда сам | Много читаю по предмету (посещаю кружок, факультатив, секцию) |
Общий балл |
Русский язык | |||||||||
Литература | |||||||||
Казахский язык | |||||||||
Казахская литература | |||||||||
Английский язык | |||||||||
История | |||||||||
Естествознание | |||||||||
Математика | |||||||||
Информатика | |||||||||
Физ-ра | |||||||||
Изо | |||||||||
Технология | |||||||||
Музыка |
Приложение 2
Анкета для учащихся «Моё отношение к учению»
Фамилия, имя уч-ся___________________________________________
Возраст_______класс_______Школа_____________________________
Напротив предмета и суждения о нём поставить один из баллов
(2- это про меня, 1 - не уверен, 0- это не про меня).
Предмет | Я знаю этот предмет | Люблю им заниматься | С удовольствием иду на урок | Никогда не пропускаю урок без уважительной причины | Доволен отношением учителя ко мне | Всегда понимая объяснение нового материала | Домашнее задание выполняю всегда сам | Много читаю по предмету (посещаю кружок, факультатив, секцию) |
Общий балл |
Русский язык | |||||||||
Литература | |||||||||
Казахский язык | |||||||||
Казахская литература | |||||||||
Английский язык | |||||||||
История | |||||||||
Естествознание | |||||||||
Математика | |||||||||
Информатика | |||||||||
Физ-ра | |||||||||
Изо | |||||||||
Технология | |||||||||
Музыка |