Формирование познавательных учебных действий средствами дидактической игры
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава Теоретические аспекты проблемы формирования познавательных учебных действий младших школьников средствами дидактической игрыСОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I . Теоретические аспекты проблемы формирования познавательных учебных действий младших школьников средствами дидактической игры 6
1.1 Сущность понятия «познавательные учебные действия младших
школьников» 6
1.2 Сущность понятия «дидактическая игра», её роль в процессе обучения детей младшего школьного возраста 11
1.3Пути и условия использования дидактической игры в процессе формирования познавательных действий детей младшего школьного возраста 21
Глава II . Организация экспериментальной работы по формированию познавательных действий ______________________________________26 2.1 Анализ результатов на констатирующем этапе исследования________272.2 Организация работы по формированию познавательных действий в экспериментальном классе _________27
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования _________40
Заключение _________43
Список литературы ______________44
Приложение ____45
Введение
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности.
К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направление игры меняется.
В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
Заметим, что в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.
Дидактическая игра является средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, сопровождается эмоциями радости, удивления, иногда непосредственного, веселого и доброжелательного смеха. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Все это определило актуальность избранной темы исследования: «Формирование познавательных учебных действий средствами дидактической игры»
Проблема исследования: каковы педагогические условия использования дидактической игры в процессе формирования познавательных учебных действий младших школьников.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные пути и условия использования дидактической игры как средства формирования познавательных учебных действий младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования познавательных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: формы и методы использования дидактической игры в процессе формирования познавательных учебных действий.
Гипотеза: дидактическая игра будет способствовать наилучшему формированию познавательных учебных действий при соблюдении следующих условий:
– системно-деятельный подход;
– учет индивидуальных особенностей учащихся;
– использование проблемной технологии на уроках.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи:
1. На основе изучения психолого–педагогической литературы раскрыть содержание основных понятий исследования: «дидактическая игра», «умения и навыки младших школьников»
2. Изучить особенности использования дидактической игры в учебном процессе начальной школы на основе изучения психолого–педагогической литературы и периодической печати.
3.Выявить на основе опытно–экспериментального исследования наиболее эффективные формы и методы использования дидактической игры
в процессе формирования учебных умений и навыков младших школьников.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ литературных источников, теоретический анализ полученных результатов.
На первом этапе был осуществлён теоретический анализ по проблеме исследования, определены его цели, задачи, проблемы, гипотеза, шло накопление эмпирического материала, проведён констатирующий эксперимент.
На втором этапе основываясь на результатах констатирующего эксперимента проведена заключительная обработка и систематизация материалов, обобщение и анализ результатов исследования.
Методологическая основа: труды педагогов о сущности метода дидактической игры К.Д.Ушинского, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского,
Д.Б. Эльконина.
Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов.
Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.
Глава I . Теоретические аспекты, проблема формирования учебных умений и навыков младших школьников средствами дидактической игры
1.1 Сущность понятия «познавательные учебные действия младших школьников»
Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.
Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность». В содержании понятия «познавательная активность», как показывает проведенное исследование, можно выделить несколько направлений.
Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию.
Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни.
Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие учащегося. Д. Локк в работе «Мысли о воспитании» утверждает идею единства физического и духовного развития известным тезисом «Здоровый дух в здоровом теле». При сильном теле, считает автор, легко продвигаться вперед по выбранному пути.
Проводя идею единства физического и духовного развития, авторы находят важные педагогические средства развития познавательной активности. Так, например, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до момента полного утомления, когда у ребенка сохраняется ожидание от первого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство - регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся.
Итак, естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной деятельности школьника так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в беседах, играх, занятиях в семье или при встречах с товарищами.
Достаточно популярна и другая точка зрения: познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника: ее интенсивность и напряженность. Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П. Н. Груздев и Ш. Н. Ганелин, Р. Г. Ламберг, они исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и делают вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности.
Вот что пишет Т. И. Шамова: « Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей».
Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
Есть еще одна группа ученых, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.
Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения».
Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности, приемов логического мышления.
Исследования, отраженные в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации.
Поиск эффективных путей повышения качества усвоения учебного материала характерен и для педагогической практики.
Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходимо, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников.
Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.
Проблема активности изучается в самых различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и т. д. Так, биологи рассматривают приспособление организма к окружающей среде, реакцию на внешние раздражения, которая является формой проявления активности. Биологическая активность присуща и человеку как наследственное свойство, которое обеспечивает приспособление к среде. Однако если животное, взаимодействуя со средой, только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия, «то человек, как производитель средства труда, приспосабливает природу к своим потребностям, заставляет ее служить своим целям, господствует над ней».
Итак, мы обратили внимание на то, что общим для всех исследований является наличие в процессе формирования познавательной активности нескольких факторов. В их числе - внутренний фактор, т. е. субъективная характеристика познавательного действия. Носителем познавательной активности выступает целостный субъект познания - человек.
Некоторые ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.Понятие «развитие» общепризнанно в педагогике и психологии. Д. Б. Эльконин отмечает: «развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновения отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед». Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.
Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:
Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
Поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
Творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Таким образом, на основании проведенного анализа, мы для себя определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
1.2 Сущность понятия «дидактическая игра», её роль в процессе обучения детей младшего школьного возраста
Долгое время в теории и практике дидактическая игра рассматривалась как прием обучения и входила в состав занятий или как игровая деятельность вне отношения к обучению. Последние исследования позволяют использовать дидактические игры как форму обучения.
Педагогический опыт показывает, что одним из средств активизации мыслительной деятельности и развития интеллектуального потенциала младших школьников является дидактическая игра.
Особое значение дидактические игры имеют для развития мышления и речи в их единстве. Содержание и правила игры дают возможность упражнять детей в точном и правильном названии и описании предметов, в овладении грамматическим строем речи.
Умение вычислять среди разных по содержанию предметов общее свойство требует сложной аналитико–синтетической деятельности. Дидактическая игра и вызывает у детей такую деятельность – умение анализировать, соотносить разные свойства, обобщать, организовывать практические действия.
В умственном воспитании значительна роль игр, которые требуют сравнения одних предметов или признаков с другими, установление сходства, различия, тождества. К ним относятся такие игры как : «Чего не хватает?», «Что одинаковое и что разное?», «Найди лишнее».
Эти игры направлены на развитие не только процессов мышления, но и воспроизводящего воображения.
Функции дидактической игры:
Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес и помогает им усвоить учебный материал.
1. Игровые технологии развивают познавательные процессы у школьников, закрепляют их знания, умения и навыки.
2 . Развивающие игры являются формой организации коллективной, руководимой учителем учебной деятельности класса.
3 . В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения; у детей формируется произвольность таких психических процессов, как внимание и память.
4 . Игровые технологии развивают у учеников смекалку, находчивость, сообразительность.
5 . Игра стимулирует волевые усилия – организованность, выдержку, умения соблюдать созданные правила, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Игра – это соревнование, борьба либо с соперником, либо с самим собой. Она дает возможность за сравнительно малое время проявить свои способности: качества ума, крепость мышц, быстроту реакции и все вместе.
Таким образом, основная роль дидактических игр заключается в том, что они используются в целях обучения, формирования конкретных и обобщенных знаний и применения их в разных условиях и обстоятельствах.
Как мы уже отмечали выше, роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский.
· К дидактической игре, как любой форме, предъявляются психологические требования: · Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней. · Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в дидактической игре. · Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры. · Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них. Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически. Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования. Дидактическая игра выполняет несколько функций: · обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор); · ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи); · мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса). Приведем примеры дидактических игр, которые применяют на практике учителя. а) Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке естествознания учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список. б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты. в) Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе. г) Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игр наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся. д) Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.
Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.
Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – организация и включение в урок дидактических игр. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит прежде всего через включение дидактических игр.
Из бесед с учителями начальных классов мы установили, что большинство из них считают дидактическую игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся.Существуют различные классификации развивающих игр. По характеру познавательной деятельности игровые занимательные задания можно отнести к следующим группам:
– игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр учащиеся 1 –2–х классов выполняют действия по образцу. Так, в 1–м классе проводится игра Составим разноцветный поясок. Она применяется для выявления умения различать предметы по цвету, форме, расположению.
Средства обучения. Набор геометрических фигур.
Содержание игры. Учащиеся по заданию учителя выкладывают на чистый лист бумаги круги, квадраты, треугольники: посередине – красный круг, справа от него – зеленый треугольник, слева – желтый, справа от зеленого треугольника – синий квадрат и т.д. В результате получается разноцветный поясок;
– игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены, в первую очередь, на отработку вычислительных навыков. Спектр этих игр большой: Лучший летчик, Забей гол в числовые ворота, Вычислительные машины, Телефон и другие. Эти игры можно применять во всех классах, наполняя содержание игры соответствующими по сложности цифровыми данными. Так, во 2–м классе проводится игра Телеграф с целью формирования вычислительных навыков. Средства обучения: карточки с цифрами.
Содержание игры. Учитель выдает ученикам, сидящим за первыми партами, карточки, на которых записаны числа 2; 3; 4; 6 и показывает на следующую схему.
Учащиеся решают первый пример (он подчеркнут), следующий пример в арифметической цепочке должен начинаться с ответа предыдущего. Если ответ последнего примера совпадает с первым числом цепочки – все действия выполнены верно, получены круговые примеры;
– игры, включающие элементы поиска и творчества. Игры этого вида находят широкое применение во всех классах. Так, в 1–м классе проводятся игры: Помоги почтальону Печкину, Найди цифры, На какой цвет упадет капля, Волшебная яблоня.
В ходе игры «Помоги почтальону Печкину», дети, решив примеры, написанные на конвертах, опускают их в тот почтовый ящик, на котором написана соответствующая цифра.
Для закрепления вычислительных навыков во 2–4 классах используются игры: «Танграм», «Арифметическое домино», «Меткие стрелки».
Ученики каждого ряда поочередно выполняют действия по схеме и передают листок детям, сидящим за ними. Они, в свою очередь, должны проверить предыдущий пример, а затем решить свой и записать ответ. Побеждает та команда (ряд), которая быстрее других и правильно даст конечный ответ вычислительной цепочки.
– игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, Цепочка, Математическая эстафета, Лучший контролер, Арифметический бег по числовому ряду, Составь поезд и т.д. В 3–м классе можно провести игру Круговые примеры.
Цель игры: формирование вычислительных навыков, решение примеров заданной последовательности.
Содержание игры; на доске даны следующие записи:
Для закрепления вычислительных навыка во 2–4–х классах используются игры: Такграм , Арифметическое домино, Меткие стрелки
84+16
7x3
45x2
90–83
Поле чудес и т.д. Содержание этих и других игр, методика их применения описаны в книге Т. К. Жигалкиной. Математика. 1–2 класс – М.: Дрофа, 2000. (Дидактические материалы).
В первые годы обучения у детей младшего школьного возраста активно развивается познавательный интерес. Применение дидактических игр позволяет привлечь внимание детей, вызвать их удивление, что ведет к возникновению интереса, и, что наиболее ценно, позволяет удержать его.
Игровые технологии используются во всех начальных классах. По мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль. Если в первом классе игра являлась предпосылкой для включения учеников в учебный процесс, то в 3–4–х классах игра превращается в дидактический прием.
Одной из центральных задач развивающих систем обучения является целенаправленное, интенсивное, систематическое развитие интеллектуального потенциала учеников. Как показывают педагогические исследования и убеждает опыт работы педагогов, применение игровых технологий помогает осуществить на практике эти задачи развивающего обучения. Результаты применения игр в обучении младших школьников убеждают в правильности слов П.Ф. Каптерева: Обучение и игры не враги, – это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга. Игра должна стать для учеников школой мышления – школой естественной, радостной и совсем не трудной!
1.4 Пути и условия использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста
Опора на игру как на привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность позволяет учителю наиболее органиченно и безопасно для детской психики и в то же время прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей учащихся вести работу над становлением их общеучебных умений. Таким образом, по словам П.Ф. Каптерева, на школе игр можно и, более того, следует строить и развивать более серьезную и более широкую школу мышления.
Использование в работе по формированию общеучебных интеллектуальных умений специальной программы дидактических игр имеет, как минимум, двойной педагогический эффект. Во–первых, важным является сам характер умственных действий, выполняемых детьми в ходе игр, и тот «ансамбль» умений, которые ими исподволь отрабатываются в форме игры. Во–вторых, значимым представляется и само строение дидактических игр как разновидности игр с правилами, естественно и закономерно подводящими ребенка к учебной деятельности.
Основу программы игр составляют следующие типы заданий:
1. Рассмотреть предметы или их изображения; сгруппировать, классифицировать поступившую информацию по заданному или самостоятельно найденному основанию (основаниям); проверить правильность классификации познавательно–значимых сведений, выделенных в соответствии с поставленной познавательной задачей. Поэтому игры первого вида – это игры, в которых ученикам для группировки «посредством рук и зрения» предлагаются, сначала реальные объекты – геометрические фигуры, небольшие игрушки и другие предметы, находящиеся в поле их непосредственного визуального восприятия в классе, на улице. На первых порах педагог сам задает игрокам основание для группировки, которую они должны выполнить. (игра № 1 см. приложение 1)
В других играх этого вида (игра № 2 см. приложение 1) задача, стоящая перед учениками, усложняется, и поиск основания для классификации объектов ими осуществляется уже самостоятельно.
«Группировку зрением» дети проводят и в тех играх, где в качестве игрового материала выступают изображения предметов (картинки). (игра № 3 см. приложение 1 )
Может быть проведена игра с использованием листьев или цветов растений разной формы, размера и цвета.
Такие игры помогают учителю познакомить детей с возможностью включения одного и того же объекта в разные классы в зависимости от того, какое свойство каждый раз лежит в основе группировки. Тем самым преодолевается формирование «однолинейности» мышления, прикованности к какой–либо одной стороне рассматриваемого объекта.
Кроме того, игры первого вида должны помочь учителю обратить внимание детей на то, что признаки, по которым может быть проведена классификация, весьма разнообразны и не могут быть сведены только к внешним проявлениям (цвет, форма, величина и др.). Он учит их группировать объекты по материалу, из которого они сделаны, функциональным признакам, месту нахождения в пространстве и т.п., постепенно подводя к наиболее сложному виду группировки – смысловой (или категориальной), в основе которой лежит выделение родо–видовых отношений между объектами. (игра № 4 см. приложение 1)
2. Прослушать сообщение; классифицировать (т.е. разделить) поступившую информацию по заданному или самостоятельно найденному основанию (признаку); проверить правильность классификации познавательно–значимых сведений. Игры второго вида направлены на развитие у учеников умений анализировать слуховые сигналы и определенным образом группировать их. В качестве игрового материала на первых порах должны выступать неречевые звуки (бытовые шумы, звучание музыкальных инструментов, мелодий и др.) (игра № 1 см. приложение 1) .
Постепенно следует подводить учеников к группировке речевых звуков – слов по акустическим, формально–структурным или смысловым признакам. В играх, сходных с игрой «Кто сказал комплимент?» дети учатся различать голоса друг друга по индивидуальным тембровым характеристикам, в игре «Угадай, кого позову» – по ритмическому рисунку и слоговой структуре слов, а в игре «Летает – не летает» основой группировки служит значение слов. (игры №2, №3, №4, №5 см. приложение 1)
3. Прочитать текст; классифицировать (разделить) содержащиеся в нем сведения по заданному или самостоятельно найденному основанию (основаниям); проверить правильность классификации познавательно–значимых сведений. Игры третьего вида нацелены на развитие сочетанных умений чтения, классификации и самоконтроля. (игра №1 см. приложение 1)
4. Рассмотреть предметы или их изображения; обобщить содержащиеся в них главные, познавательно–значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемых знаний. Формирование у учащихся комплекса умений анализировать зрительно представленную информацию и обобщать ее, находя частное в общем и общее в частном, устанавливать родо–видовые отношения – суть дидактических игр четвертого вида. Выполнение этих действий требует от детей высокого уровня развития операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, которые в то же время и сами являются основой формирования подлинно научных знаний, обеспечивая перевод полученной информации из системы конкретного мышления в систему мышления абстрактного. В таких играх педагог стремится научить детей выделять наиболее значимые, сущностные признаки в предметах и явлениях и на этой основе познавать их главное, составляющее внутреннее единство, скрытое за разнообразием внешних выражений, несущественных признаков, т.е. «поднять» их от ситуативных обобщений («бессвязной связности», по меткому определению Л.С. Выготского ) к метаобобщениям – понятиям.
5. Прослушать сообщение; обобщить содержащиеся в нем главные, познавательно–значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемых знаний. Обобщение признаков предметов, явлений ученики осуществляют в играх пятого вида . Их игровым материалом являются представленные в той или иной форме загадки. Определение загадки позволяет рассматривать ее как логическую задачу, содержащую проблемную ситуацию, а поэтому ее отгадывание требует от детей определенного уровня развития интеллектуальных действий, активизирует логическое мышление. Важно и то, что загадка всегда является описанием не конкретного предмета или явления, а описанием вида предметов (явлений). Следовательно, чтобы ее отгадать, требуется не только знание признаков предмета, но и умение увидеть среди них существенные, установить их иерархию, соотнести слово с существенными признаками, составляющими содержание понятия и закрепленными в слове.
Например, в игре «Отгадай загадку – посмотри отгадку» педагог ставит перед детьми шкатулку и предлагает поиграть: «Эта шкатулка непростая, в ней загадки спрятались. Если загадку правильно отгадаете, отгадку на картинке увидите». Количество и тематика загадок, которые учитель предлагает детям для отгадывания в ходе одной игры, определяются им самим и зависят от задач конкретного урока, знаний и интересов учеников. Желательно подбирать такие загадки, которые требуют быстрой и точной идентификации предмета или явления по их существенным признакам путем их обобщения (примеры загадок)
6. Прочитать текст и обобщить содержащиеся в нем главные, учебно–значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемой информации. В соответствии с этими типами дидактических заданий можно выделить шесть видов игр.
Игры шестого вида способствуют у детей умений обобщать прочитанный материал, а также проверять правильность его обобщения. Такие игры по своему содержанию уже близки к собственно учебным заданиям, но при умелой методической инструментовке могут проходить очень интересно и с пользой для учеников. (игра №1 см. приложение 1)
Таким образом, проводимые в определенной системе дидактические игры обеспечивают единство и взаимосвязь в формировании информационно–ориентировочной, операционно–исполнительной и контрольно–корректировочной функций учебной деятельности. Но, как убедится учитель, помимо непосредственной реализации этой задачи все игры в значительной степени будут эффективно содействовать развитию познавательной сферы и личности каждого ребенка путем совершенствования зрительного и слухового восприятия, мыслительных операций, речи, непроизвольной и произвольной логической памяти, внимания, воли и т.п. Уяснение принципа включения игр в программу и переосмысление с позиций представленного выше подхода дидактических и игровых задач, действий, правил и результатов тех игр, которые педагог использует в своей учебной практике или находит в методических сборниках, поможет ему более эффективно использовать их интеллектуально - развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские, оригинальные дидактические игры, проводя их с детьми в часы досуга и на уроках. Важным при этом является то обстоятельство, что планирование игр в течение учебного года программой жестко не регламентируется, а главным ориентиром их включения в образовательный процесс служит уровень развития общеучебных интеллектуальных умений и учебной деятельности учеников (высокий, средний или низкий, требующий начинать работу практически с нуля).
Дети читают рассказ и стараются придумать как можно больше заглавий к нему. Заглавие должно быть кратким, выразительным и возможно более точно отражать содержание рассказа или одну из основных его идей. Когда названия придуманы, организуется их обсуждение и выбор лучших, самых интересных.
Вывод по 1 главе
Таким образом, на основании проведенного анализа, мы для себя определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
Опора на игру как на привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность позволяет учителю наиболее органиченно и безопасно для детской психики и в то же время прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей учащихся вести работу над развитием их учебных познавательных действий.
Глава II . Организация экспериментальной работы по формированию познавательных действий.В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны лежать следующие принципы:
- Актуальность дидактического материала;
- коллективность;
- соревновательность.
Исследование я проводила в три этапа. На первом этапе - констатирующий эксперимент, выявила при помощи среза на уроке русского языка уровень подготовленности учащихся двух параллельных классов по определенной теме, качество усвоения знаний учащимися и провела анализ полученных результатов эксперимента. На втором этапе - формирующий эксперимент, повторение указанной темы в одном из классов будем проводить по стандартным методикам, а в другом - с использованием дидактической игры. На третьем этапе - контрольный эксперимент, проведем еще один контрольный срез, целью которого является сравнение полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента. Проведем анализ полученных результатов.
2.1 Анализ результатов на констатирующем этапе исследования
Цель: выявление эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников
Содержание эксперимента:
Исследование проводилось во 2-м классе МОУ «Белореченский лицей» Усольского района Иркутской области.
Эксперимент проводился в форме диктанта по теме «Падежные окончания имен существительных».
Экспериментальная гипотеза: активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения.
«Пришла зима»
Рано утром старик вышел из избушки. За одну ночь все в природе изменилось. Низкие облака ползли над самой землей. Они чуть не цеплялись за верхушки ели. Вид был печальный. В воздухе кружилась живая сетка из мягких пушистых снежинок. Избушка показалась старику такой маленькой, точно она вросла в землю. У берега стояла лодка. Старик с собакой в лодке поехал смотреть рыболовные сети. (Д. Мамину - Сибиряку)».
2.1 Организация работы по формированию познавательных действий в экспериментальном классе
Цель : Проверить воспитательное влияние дидактической игры на эффективность повторения знаний по теме Падежные окончания имен существительных на уроках русского языка во 2-м классе.
Содержание эксперимента:
В ходе данного эксперимента среди учащихся 2-го класса экспериментальной группы мною целенаправленно и систематически при повторении темы Падежные окончания имен существительных применялись дидактические игры, тогда как в контрольной группе данного класса эта работа проводилась традиционным способом, без применения игровых методик.
В экспериментальной группе на уроках русского языка я подготовила и провела следующие дидактические игры.
1. Поход в гости.
Воспитательная задача: научить правильно вести себя в гостях.
Дидактическая задача : Повторить склонения имен существительных
Игровая задача: Посетить все падежи.
Содержание игры: Я представила учащимся дом, в котором живут падежи. Вот домик, в котором живут падежи. Своди слово (стол (окно, доска) в гости ко всем падежам. Кто правильно определить падежные окончания данных слов, тот будет считаться самым желанным и интересным в общении гостем.
Материалы: Дом нарисован на картоне либо на куске ватмана следующим образом (схема)
Им | стол | окно | доска |
Р. | |||
Д. | |||
В. | |||
Т. | |||
П. |
2. Сбежавший медведь
Воспитательная задача: воспитание коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки.
Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.
Игровая задача : Дополнить рассказ, из которого сбежал медведь.
Содержание игры: Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово медведь в предложения, заменяя окончания по вопросам.
Материалы: Не каждому охотнику довелось повстречать, (кого?) ... . Близко подходить (к кому?) к ... опасно. Я видел (кого?) ... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за ... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о …»
3. Бал
Воспитательная задача: воспитание любви к родной природе, трудолюбие, взаимопомощи.
Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.
Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.
Содержание игры: В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?
Материалы: На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.
4. Играя, обучаем и воспитываем
«Загадки леса» (познавательная игра для младших школьников)
Цель игры : воспитание любви к окружающей нас природе, бережное отношение к дарам леса.
Игру можно проводить на экскурсиях и прогулках, во время отдыха на поляне в лесу.
Дети сидят полукругом на поляне. Ведущий раскладывает карточки с изображением растений и начинает загадывать загадки. Тот, кто правильно отгадает загадку, покажет растение на карточке, а затем найдет на поляне, получит награду — лепесток.
1. Стоит столб до небес,
а на нем — шатер-навес,
красной меди столб точеный,
а навес сквозной, зеленый.
(Сосна.)
2. Что же это за девица,
не швея, не мастерица,
ничего сама не шьет,
а в иголках круглый год.
(Ель.)
3. Не сосна я и не елка,
только осень на порог –
скину с веток все иголки,
до единой, точно в срок.
(Лиственница.)
4. На лугах и лесных опушках часто встречается растение, у которого каждый лист разрезан на мелкие дольки, и каждая долька имеет ажурные края. Этим лекарственным растением лечат раны, останавливают кровотечения.
(Тысячелистник.)
5. Носит этот мальчик желтый сарафанчик,
подрастет, нарядится в беленькое платьице,
пышное, воздушное, ветерку послушное.
Он заметный, золотой, постарел и стал седой.
А как только поседел — вместе с ветром улетел.
(Одуванчик.)
6.
А вот это лекарственное растение можно встретить везде: в поле, в саду, в лесу, вдоль дорог. Цветы его помогают от многих болезней. И есть
про него загадка:
Растут в поле сестрички,
Желтый глазок, белые реснички.
(Ромашка.)
7. Русская красавица стоит на поляне,
в зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Березка.)
8. На припеке у пеньков
много тонких стебельков,
каждый тонкий стебелек держит алый огонек.
Разгибаем стебельки, собираем огоньки.
(Земляника.)
9. На кусточки, под листочки
кто-то бусы бросил.
Вся поляна — в черных точках
у зеленых сосен.
Под листом, на каждой ветке,
сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
руки вымажет и рот.
(Черника.)
10. Ягоды — не сладость,
зато глазу — радость,
и лесам — украшение,
и дроздам угощение.
(Рябина.)
Выполнить задание: поставить слова-отгадки в Р.п., Д.п., Т.п. и определить окончания.
Им | сосна, ель, лиственница, тысячелистник, одуванчик, ромашка, береза, земляника, черника, рябина |
Р. | |
Д. | |
П. |
К концу игры у многих детей получается букет разноцветных лепестков, полученных за правильные ответы.
Трое детей, набравших наибольшее количество лепестков, получают звание «Лучшего Знатока Природы» и награждаются призами.
«Путешествие по лесу» (Игра-соревнование)
Цель игры : воспитание коллективизма, отзывчивости, ловкости, гибкости.
Игра расширяет и обобщает базовые знания детей о растениях и животных леса. Позволяет вырабатывать у детей физические качества, дает навыки преодоления препятствий, встречающихся в лесу.
• Игра командная.
• Две и более команд-участниц.
• Состав команды 6—8 человек.
• Возрастная категория: школьники начальных классов.
• Место проведения: территория лагеря, турбаза, ровная открытая поляна в лесу, стадион и т.п.
Ход игры.
Ведущий предлагает детям совершить путешествие алее по лесной тропинке.
Дорогу будут указывать растения и животные. А узнать их помогут загадки и вопросы, которые помещены в конверты.
После того, как команды отгадают загадки и ответят на вопросы, они выходят на маршрут, где им повстречаются различные препятствия.
Время финиша каждой команды засчитывается по последнему участнику игры.
Первое испытание: «Лесной бурелом».
Вопросы:
1. Какие насекомые относятся к группе так называемых общественных, живущих семьями? (Пчелы, осы, муравьи.)
2. Почему муравья можно считать силачом? (Он тащит груз в 111 раз больше своего веса.)
Ответив на все вопросы, команды подходят по тропе к «лесному бурелому».
Имитация преодоления буреломного участка леса создается поперечными веревками, расположенными в пределах шага друг от друга, длиной 5 м и приподнятых над землей на 25 см. Команды по очереди должны преодолеть этот участок тропы. Перешагнуть нужно через все веревки, не потеряв равновесия. Если участник падает, ему нужно вернуться на исходную позицию этого участка тропы.
Задание : определите число отгаданных существительных и выделите окончания.
Второе испытание: «Переправа через «болото».
Загадки:
1. Клюв крючком,
глаза пятачком,
ушастая голова,
это...
(Сова.)
2. В деревне есть такие часы —
не мертвые, а живые,
ходят без завода,
они птичьего рода.
(Петух.)
Задание : заполните таблицу.
Им | сова | петух |
Р. | ||
Д. | ||
П. |
Команды проходят дальше по тропе. Ведущий знакомит с условиями следующего испытания.
У каждого участника по две дощечки (листы бумаги) размером чуть больше ступни подошвы обуви. Ребята кладут перед собой на землю одну дощечку, встают на нее одной ногой и, стоя на ней, кладут вторую дощечку по направлению к финишу. Встав на нее другой ногой, первую дощечку поднимают, перекладывают вперед, делают следующий шаг.
Задача у всех одна — заступить обеими ногами за линию финиша, как можно быстрее.
Правила:
1. Балансируя на одной ноге при перекладывании дощечки, нельзя второй ногой или рукой касаться «болота» — земли.
2. Запрещается перемещать дощечки по «болоту» скольжением. Каждую дощечку нужно брать рукой и переносить на новое место по воздуху.
Третье испытание: «Вода из ведра».
Загадки:
1. Меж клюквы и морошки.
Жилец лесных болот,
На кочке мох без ножки.
Куда ни глянь растет.
Он снизу седоватый,
Повыше — зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей.
(Сфагнум.)
2. Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо птицы.)
Теперь командам надо отдохнуть, подкрепиться, приготовить себе чай и испечь картошку. Ведущий знакомит с условиями следующего испытания.
Для соревнования используются ведра с водой. Каждый член команды должен по очереди перенести кружкой воду из ведра в котелок. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит котелок до установленной отметки.
Правила:
1 . Запрещается передача кружек с водой по цепочке. Каждый член команды должен свою кружку с водой донести до котелка сам.
2. Запрещается толкать противника, выбивать у него из рук кружку с водой.
Четвертое испытание: «Картошка».
Вопросы:
1. Где у рыбы главный орган осязания? (В коже.)
2. Может ли рыба умереть от слишком сильного звука? (Может, т.к. сильный звук губит рыбу.)
После того, как команды разожгут костер, они кипятят чай и пекут картошку.
Чтобы не обжечь руки, двумя палочками нужно вытащить картошку из костра и постараться удержать ее при прохождении дистанции, длина которой 10 метров.
Пятое испытание. «Пострадавший».
Загадка:
Это кто же лентой черной
К ручейку скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко,
А на маленькой головке
Пятна желтые видны.
(Уж.)
Задание : просклонять существительное.
Им | уж |
Р. | |
Д. | |
В. | |
Т. | |
П. |
Вопрос: Существует ли черепаха без панциря? (Уссурийская мягкотелая черепаха.)
По условиям соревнования, два участника каждой команды поранили ногу и не могут идти. Необходимо доставить их «в больницу». Для этого двое членов каждой команды скрещивают руки и на образовавшийся «стул» усаживают пострадавшего, чтобы он мог держаться за плечи или шеи тех, кто его несет.
Длина дистанции — 10 метров.
Шестое испытание: «Самый быстрый».
Вопросы:
1. К названию какой европейской реки нужно прибавить в начале одну букву, чтобы получилась птица? (Иволга.)
2. Какая птица не может сесть ни на землю, ни на воду, ни на ветку? (Стриж.)
Загадка:
Спереди шильце,
Сзади вильце,
На груди белое полотенце.
(Ласточка.)
Задание : изменить по падежам.
Им | иволга, ласточка, стриж |
Р. | |
Д. | |
П. |
Следующие испытания показывают, кто самый сильный и ловкий. Члены команд бегут наперегонки, удерживая на голове мешок с опилками или песком. Дистанция — 10 метров.
Седьмое испытание: «Мяч».
Загадки:
1. Плод у травки — сложный,
Да притом и ложный,
А то, что в нем ложное —
Вкуснее, чем пирожное.
(Земляника.)
2. Ни дровосек, ни плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел.)
Задание : просклонять существительное.
Им | земляника | дятел |
Р. | ||
Д. | ||
В. | ||
Т. | ||
П. |
Участники команд зажимают коленями мяч. Необходимо прыгать, отталкиваясь обеими ногами. Дистанция 10 метров.
Подведение итогов игры
Каждое испытание оценивается по 4-балльной системе.
Баллы начисляются за:
1. Правильность ответов на загадки и вопросы.
2. Правильность выполнения заданий.
3. Быстроту отгадывания.
4. Прохождение маршрута без ошибок.
5. Взаимопомощь и взаимопонимание членов команд.
Снимаются баллы за:
1. Подсказку.
2. Грубое поведение членов команд.
3. Ошибки при прохождении маршрута.
Награждение команд
Команда, занявшая I место, награждается призами.
Команда, занявшая II место, награждается поощрительными призами.
Творческие поручения, выполняемые учащимися экспериментальной группы
Знайки — друзья книги. Самые любознательные, читающие, эрудированные жители города. Знакомят товарищей с интересными книгами, новинками детской литературы, собирают, хранят и используют библиотечку своего класса, устраивают книжные выставки, держат связь со школьной библиотекой, готовят выпуски «Почемучек», «Это интересно», оформляют «Уголок любознательных», заботятся о сохранности учебников, организуют «книжную больничку», помогают одноклассникам хорошо учиться, организуют работу консультантов по предметам и т.п.
Пилюльки — друзья чистоты и порядка. Заботятся о чистоте, порядке и уюте в своем классном и гимназическом доме; заботятся о своем внешнем виде и внешнем виде своих товарищей, проводят профилактическую работу против простудных заболеваний, учатся оказывать первую медицинскую помощь; обеспечивают комфорт и выполнение режима дня.
Синеглазки и Кнопочки — друзья досуга и интересного отдыха. Находят или придумывают подвижные игры, организуют их на переменах, помогают создать игротеку класса, проводят интересные конкурсы, готовят поздравления с днем рождения, помогают учителю готовить интересные праздники и увлекательные дела.
Гусли, Цветики и Тюбики — друзья творческих дел. Организуют хобби-центр, помогают организовать эстафету увлечений, участвуют в организации персональных выставок, вернисажей, концертов своих одноклассников, выпускают сборники стихотворений классных поэтов, организуют посещения вечеров, в которых участвуют товарищи по классу.
Медуницы — друзья природы. Заботятся о природе, ухаживают за цветами в классе, ведут календарь природы, первыми участвуют в операциях по заботе о природе.
Шпунтики и Винтики — друзья труда. Заботятся о том, чтобы в классе было уютно, обеспечивают порядок в хозяйстве класса, оказывают помощь в ремонте ученических парт и стульев, создают комфортные условия для учебы и перемен, организуют мастерские по изготовлению своими руками подарков для родных и друзей.
Торопыжки — друзья спорта. Придумывают комплексы упражнений, по поручению учителя проводят физкультминутки, ведут рекламу здорового образа жизни, помогают проводить спортивные игры, эстафеты, праздники.
Контрольный эксперимент.
Цель: Сравнить результаты среза с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента.
Содержание эксперимента:
Контрольный срез проводился в форме диктанта по теме «Падежные окончания имен существительных»:
«Елка
Вечером большую пушистую елку внесли в комнату. В комнате хорошо запахло смолой. Мама внесла коробки с игрушками. На верхушке елки заблестела большая красная звезда. Красиво закачались бусы, хлопушки, звездочки, флажки. На каждой веточке висели блестящие нити дождя. В школе у нас тоже будет елка. На уроках труда мы делали игрушки для елки. Шили костюмы и маски для выступления на школьном празднике елки».
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Таблица 2.1.1 Результаты экспериментов.
Класс/отметка | 2 класс (до эксперимента) |
2 класс (после эксперимента) |
Количество учащихся | 15 | 15 |
Получили отметку 5 | 4 | 5 |
Получили отметку 4 | 4 | 7 |
Получили отметку 3 | 7 | 3 |
Получили отметку 2 | 0 | 0 |
Средний балл | 3,8 | 4,1 |
Форма и требования к проведению контрольного среза совпадают с указанными для констатирующего эксперимента.
Таблица 2.1.2 Результаты констатирующего эксперимента во 2-м классе
Вывод.
В ходе проведения эксперимента было установлено:
- В выбранных классах качество усвоения темы Падежные окончания имен существительных находится приблизительно на одном уровне;
- Средняя оценка по проведенному срезу в обоих классах близка к 3,6 баллов;
- Разброс подготовленности учащихся вокруг средней достаточно велик и приблизительно одинаков в обоих классах.
Таблица 2.1.3 Результаты контрольного эксперимента во 2 - ом классе
Я пришла к выводу, что усвоенные во время игры знания намного лучше усвоили учащиеся экспериментальной группы, чем их ровесники, обучение которых проводилось по стандартным методикам.
Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.
В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли», а «дидактическая игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».
Заключение
Основываясь на проведенных исследованиях и разработав систему игр для развития учебных познавательных действий во 2 классах, я провела опытно-экспериментальное исследование, с целью выявления эффективности применения указанных выше методик. Результаты и выводы опытно-экспериментального исследования приведены во второй главе данной работы. Они неоднозначно указывают на то, что применение дидактических игр не только обосновано, но и необходимо с целью стимулирования познавательного интереса младших школьников к изучаемой теме, и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости.
Методики, использованные мною на практике, хорошо зарекомендовали себя даже при кратковременном применении (порядка 2-х недель). Есть основание полагать, что при постоянном их использовании эти методики будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к изучаемой теме и учебному процессу в целом.
Я рекомендую использовать дидактические игры учителям начальных классов общеобразовательных школ.
Также рекомендую литературу, использованную мною при проведении данной работы и указанную в списке литературы.
Список литературы
1. Балашов М.М. Дидактическая игра на уроке.: Игру любят все! / М.М. Балашов // Школьные технологии. – 1998. – № 5 – С. 137 – 140.
2. Данченко, Т. Игровые технологии в начальной школе / Т. Данченко // Учитель. – 2007. – № 6. – С. 44 – 46.
3. Дик Н. Ф. Раз - словечко, два – словечко: занимательные игры с буквами и словами в начальной школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
4. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11 – С. 49 – 52.
5. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителей начальных классов.- М.: ВАКО, 2006.
6. Мищенкова Л. В. Речь, логика, память, внимание, воображение. Игровые и обучающие занятия с детьми 7-9 лет. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.
7. Степанова, О.А. Игровая школа мышления. / О.А. Степанова // Начальная школа: плюс–минус. – 2000. – № 10 – С 3 – 12.
8. Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников. / М. Ступницкая, // Школьный психолог. – 2006. – № 7 – С.20 – 29.
9. Татьяченко, Д. Развитие общеучебных умений школьников. / Д. Татьяченко // Народное образование. – 2003. – № 8 – С. 115 – 126.
10. Федорова, Л.А. Формирование практических умений и навыков школьников / Л.А. Федорова, // Аспирант и соискатель. – 2005. – №6. –С.128 – 135.