Формирование стоимости продукции предприятия

СОДЕРЖАНИЕ: Цена как основной элемент рыночной экономики. Наиболее распространенные современные методы ценообразования и их характеристика. Анализ формирования стоимости продукции на примере ТОО Алдияр. Пути совершенствования основных направлений ценообразования.

КАЗАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Т. РЫСКУЛОВА

ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКА»

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика предприятия»

на тему: « Формирование стоимости продукции предприятия »

Выполнил (а): студент(а) __курса

специальность ________________

_____________________________

Научный руководитель:

_____________________________

_____________________________

Алматы - 2009


Содержание


ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1.1 Цена как основной элемент рыночной экономики

1.2 Методы ценообразования

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ТОО «АЛДИЯР»

2.1 Характеристика предприятия

2.2 Анализ формирования цены на товар

3. МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

3.1 Основные направления ценообразования

3.2 Конкурентоспособность при формировании цены

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

При анализе происхождения стоимости определяющими факторами являются спрос и предложение. Что касается определения более важного из них, то по степени влияния на цену в общем смысле их различать нельзя. Этим самым подчеркивается, что ни один из этих факторов не является определяющим и что общим правилом является следующее положение: чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства на стоимость. В долгие периоды эти факторы взаимно погашают влияние друг друга и, таким образом, постоянно действующие причины, в конечном счете, полностью определяют стоимость. По сути, стоимость есть отношение издержек производства к полезности. Цена какой либо вещи представляет ее меновую стоимость относительно всех вещей вообще или, иными словами, представляет ее покупательную способность. [1,c.84]

Цена определяется как определенное количество денежных единиц, получаемое за товар.

Ценообразование является важнейшим критерием успеха предприятия и его товара на любом рынке. Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

В малом бизнесе установление нужного уровня цен тем более важно, что предприниматель имеет возможность непосредственно общаться с клиентом и тот в свою очередь может высказать свои претензии по установленным ценам за товары или услуги. Назначение высокой цены может быть чревато потерей интереса к приобретению. Назначение низкой цены тоже может вызвать отрицательную реакцию, например, сомнение в качестве продукта или в умении и опыте предпринимателя. Таким образом, запрашиваемая цена определяет качество товара или услуги в сознании покупателя и помогает определить положение данного продукта на рынке.

Понятно, почему высокая цена вызывает неудовольствие покупателя, но не всегда понятно, почему низкая цена может вызвать неудовольствие.

Перед всеми предприятиями, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. [2, c.42] Цена выступает в разных ипостасях. Нас со всех сторон окружают цены. За жилье мы вносим квартплату, за учебу - плату за обучение, врачу выплачиваем вознаграждение. Для того, чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке. Поэтому предприятие или организация должна выбрать правильную ценовую политику.

Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности предприятия. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности.

Взаимосвязь понятий «цена» и «прибыль» очевидна. Чем больше цена, тем больше прибыль, чем меньше цена, тем меньше прибыль. С другой стороны, дешевый товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток времени они будут продаваться в большем объеме, чем дорогие аналоги. Таким образом, важно установить взаимосвязь между ценой продукта и количеством продаваемых его единиц.

Целью курсовой работы является раскрытие процесса формирования стоимости продукции предприятия.

Исходы из поставленной цели определены следующие задачи решение которых запланировано в данной курсовой работе:

1. рассмотреть теоретические основы ценообразования;

2. провести анализ формирования стоимости продукции на примере ТОО «Алдияр»;

3. проанализировать методы совершенствования основных направлений ценообразования;

4. сделать выводы.

Предметом исследования проведенного в данной курсовой работы является процесс ценообразования на ТОО «Алдияр».

Объектом исследования является формирование стоимости продукции предприятия.

При написании данной курсовой работы были использованы научные труды ряда ответственных и зарубежных авторов посвященные вопросам ценообразования, экономического анализа и т.д.


1. Теоретические основы ценообразования

1.1 Цена как основной элемент рыночной экономики

Цена является основным регулятором экономической системы, поскольку она влияет на распределение факторов производства. Цена на товары и услуги - главный показатель рыночного спроса; воздействуя на конкурентное положение предприятия и его долю рынка, цена оказывает решающее влияние на доход и прибыль предприятия.

Термин «стоимость» впервые начал использоваться в переводах сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, и лишь в 30-е гг. XX в. он стал приобретать нормативный характер. Эта норма стала обязательной для советских экономистов, в соответствии с ней были также отредактированы новые переводы А. Смита, Д. Рикардо и Дж. С. Милля. С помощью термина «стоимость» была осуществлена привязка данной категории к догматическому положению о том, что стоимость означает овеществленный в товаре труд, и ничего больше. Сторона полезности при этом полностью исключается из рассмотрения, и всей теории придается ярко выраженный затратный характер. На протяжении веков теория ценности разрабатывалась в рамках общего, не дифференцированного знания. Философы, богословы, финансисты и правоведы стремились найти некую эмпирически ненаблюдаемую сущность, субстанцию, первооснову реальных цен. Эту первооснову называли «справедливой ценой» (justum pretium – лат.), «внутренней» (intrinsic - англ.) или «естественной» (naturale - лат.) ценностью вещей. В русле этих поисков лежит и гипотеза о «застывшем» или «овеществленном в товаре труде» как субстанции. [3, c.22]

В процессе исследования цены как категории появилось немало замечательных идей, оказавших влияние на становление и развитие экономической науки, однако объяснить реальное явление цены посредством ее «отклонения» от некой метафизической субстанции не удалось. При этом цены некоторых факторов производства (капитала, земли) и услуг были объявлены иррациональными. Все это обусловило кризис теории ценности.

Отказавшись от поиска субстанции цены, ученые от теории ценности перешли к теории цены. Последняя исходит из предпосылки, что рыночные цены - результат взаимодействия спроса и предложения. По словам С. Франка, «На самые цены... кроме спроса и предложения и наряду с ними не действуют никакие факторы: все возможные факторы образования цен действуют через посредство спроса и предложения, и действия их учитываются в действии последних».

Следует также отметить, что А. Смит использовал понятие ценности в двояком значении: ценность в потреблении (value in use) и ценность в обмене (value in exchange). Однако использование одного и того же термина «ценность» в столь различных значениях привело к путанице и бесплодным дискуссиям и вскоре было отброшено. Понятие «ценность в потреблении» было вытеснено термином «полезность», а понятие ценность в обмене стало рассматриваться как синоним цены.

Стоимостной подход к определению цены был сформулирован в работах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса и др. К. Маркс в своем труде Капитал дал следующее определение цены: Цена - денежное выражение стоимости. По мнению К. Маркса, его учение о двойственном характере труда позволяет объяснить многие экономические явления. Однако отечественная наука советского периода, признавая это положение, тем не менее исключила цену, НТП, конкурентоспособность товара, моральный износ из числа явлений, имеющих двойственную природу. [4, c.186]

Однофакторная модель цены К. Маркса привела к отрицательному результату, названному затратным синдромом. Категория стоимости в определении К. Маркса оказалась малосодержательной и чрезмерно простой и в то же время несущей в себе массу неопределенности и практической неприменимости в качестве основы цены реального товара, на что неоднократно указывалось в работах основоположников трудовой теории стоимости.

Ф. Энгельс в конце своей жизни пришел к убеждению, что стоимость как абстрактная категория не отражает субстанции цены уже потому, что она есть количественная сторона труда, исключающая результативность последнего.

В модели К. Маркса налицо противоречие: с одной стороны, товар - это выражение труда, с другой - полезная вещь, ценность. Однако на рынке покупатель платит одну цену, а не две - одну по затратам труда, другую по его результатам. Рыночная цена как бы объединяет эти два фактора, несмотря на их противоречивость.

В настоящее время получила распространение гипотеза о неантагонистическом характере теории стоимости и теории ценности. Обе эти теории не исключают, а дополняют друг друга, что позволяет решить проблему, стоящую перед экономической наукой на протяжении всей ее истории, а именно определить, что лежит в основе цены - стоимость (затраты труда) или потребительная стоимость (его результаты). Для обоснования этого подхода необходимо из совокупности теоретических положении различных концепций выделить только те, которые имеют научное основание.

Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время. К числу наиболее часто используемых определений цены можно отнести следующие:

- цена - издержки производителя + искусство менеджера;

- цена - количество денег, уплачиваемых за данный товар.

Возможно, что наиболее полное определение цены, приведено в работе Мелихова С.А.: Цена конкретного товара - денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данное время. [5, c.289]

Стоимость любого товара, согласно трудовой теории, представляет собой сгусток, кристаллизацию человеческого труда в его общей форме, как затрат энергии, воли, сознания, целенаправленной деятельности очищенных от конкретных форм. Такой труд получил название абстрактного труда.

Величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. Стоимость товара, как воплощенный в товаре труд, проявляет себя в меновой стоимости, т. е. в сопоставлении одного товара с другим. Стоимость всех товаров определяется их полными издержками производства, т, е. рабочим временем, требующимся для их изготовления, доставку и реализацию.

Цена товара в условиях рыночных отношений является денежной формой стоимости товара, произведенного на соответствующих предприятиях. Цена, следовательно, выражает общественные отношения, свойственные гражданскому обществу. Поскольку стоимость товара формируется под непосредственным контролем со стороны общества на основе плановых нормативов затрат труда, то и цена товара также испытывает на себе регулирующее воздействие со стороны общества в лице экономических органов.

Плановая цена, как специфическая категория госпредприятий характеризуется следующими особенностями.

1. Плановая цена выражает собой социалистические производственные отношения. Цена при социализме используется в качестве инструмента планового управления производством, поскольку пропорциональная связь между различными отраслями производства устанавливается на основе учета движения факторов производства в денежной форме. Связь между государством и трудящимися осуществляется через торговлю и сферу услуг.

2. Плановая цена определяется не только до реализации товаров. но и до начала производства. Плановое регулирование уровня цен осуществляется на основе учета действительного состояния производства, а также посредством воздействия общества на формирование соответствующих условий для функционирования производства, распределения, обмена и реализации продукции. [5, c.101]

3. Плановая цена служит интересам развития хозрасчетной самостоятельности предприятий, так как через цену происходит возмещение материальных затрат и получение чистого дохода, созданного трудовыми коллективами.

Сущность плановых и рыночных цен с наибольшей полнотой раскрывается в их функциях.

Во-первых, с помощью цен выявляется и измеряется стоимость товаров. Цена является средством измерения и учета материальных затрат хозрасчетных производственных единиц, участвующих в создании национального богатства страны.

Во-вторых, цена используется как средство стимулирования развития производства, стимулирования спроса и предложения товаров, исходя из условий производства и реализации товаров.

В третьих, цена выполняет и такую функцию, как средство, с помощью которого осуществляется перераспределение чистого дохода, воплощенного в стоимости товара.

В четвертых, цена является одним из действенных средств воздействия на покупателя с точки зрения достижения баланса между спросом и предложением.

Первая функция цен дает возможность определить величину стоимости и отдельного товара и всего совокупного общественного продукта, национального дохода, объема реализации, а также стоимостное соотношение различных подразделений общественного производства, различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Цена является важным соизмерителем не только общественных затрат на производство соответствующих материальных благ - с помощью цены выражаются различные варианты эффективности производства, к примеру, с помощью цены выражается и получаемый эффект от внедрения достижений науки и техники.

Стимулирующая функция плановых цен проявляется через механизм приближения цен к общественно необходимым затратам труда. Цены, соответствующие ОНЗТ, дают объективную информацию о затратах труда, о количественном значении этих затрат в сопоставлении с затратами на другие товары. В этом отношении цена, соответствующая ОНЗТ, становится важным стимулирующим средством более рационального использования резервов производства в условиях хозяйственного расчета. [6, c.184]

Распределительная функция цены выражается в том, что структура стоимости товара позволяет в зависимости от реализации товарных масс оставлять в распоряжении предприятия или торговой организации или перечислять государству определенную часть вновь созданной стоимости. Конечно, цены в условиях социализма не единственный рычаг распределения и перераспределения национального дохода. Налоги и финансово-кредитная система играют не менее значительную роль в процессах распределения и перераспределения национального дохода, чем сами плановые цены. Существование этих систем показывает всю сложность механизма распределения материальных благ в социалистическом обществе посредством денег и цен. Полная характеристика функции цен невозможна без учета такой важной стороны, как взаимосвязь цен и денег, т. е. данная взаимосвязь может быть формальной и может быть реальной. В зависимости от этого и функция цены будет проявлять себя по разному. Одно дело, когда мы при помощи цен соизмеряем стоимость, национальное богатство в целом (здесь реальное присутствие денег не нужно), другое - когда происходит реализация товаров массового потребления (здесь наличие реальной связи цены и денег необходимо). Это настолько важный момент в характеристике функций цены, что без его учета правильно определить реальное воздействие цен на реальное производство невозможно. В экономической литературе на это не всегда обращается должное внимание.

Реальная связь денег и цен необходима при реализации конечных доходов трудящихся, реализации конечной продукции через систему розничного товарооборота и продажу товара за границу. Передать определенную сумму средств от данного владельца другому можно с помощью денег, финансовой системы. [7, c.202]

Функция перераспределения национального дохода с помощью цен наиболее ярко проявляется в ценах на различные товары, когда эти цены отклоняются от стоимости (детские товары, цены на некоторые виды продовольствия и цены на легковые автомобили, предметы роскоши и т. п.).

Цена используется в качестве средства установления оптимального баланса между спросом и предложением. Цель данной функции сводится к тому, чтобы сделать спрос важным условием, воздействующим на развитие производства, а также для формирования оптимального уровня потребления соответствующих материальных и духовных благ.

Сущность этой функции состоит в том, что установление сбалансированности между спросом и реальным предложением может быть выявлено при определенном уровне цен. Эта функция .играет очень большую роль в утверждении соответствия между стоимостью и ценой, если спрос и предложение будут уравновешены. Известно, что уровень цен будет отклоняться от стоимости, если производство товаров по объему не будет соответствовать общественным потребностям в нем. Данная функция имеет очень большое значение в плановом использовании действия закона стоимости в той его части, когда речь идет о достижении соответствия между стоимостью, общественно необходимыми затратами и денежным выражением этой стоимости в адекватной цене. [8, c.91]

С помощью планового регулирования производства осуществляется или рост, или сокращение предложения товаров. Если речь идет о конечном потребителе товаров, реализуемых по розничным ценам, правовое государство для воздействия на спрос широко использует такие средства, как денежные доходы, общественные фонды потребления и др.

При этом следует учитывать потребительские качества товара и интересы потребителя, т. е. основываться на сравнительной оценке общественной потребительной стоимости товара и общественно необходимых затрат на их производство. Исходя из интересов потребителя, можно наилучшим образом достичь хозрасчетные цели своего предприятия.

Необходимо ориентироваться на обеспечение высокой рентабельности предприятия при более низких ценах, но более высоком спросе и выпуске продукции.

Учитывая возможности усиления взаимозаменяемости одного товара другим и неизбежное увеличение потребления одних товаров при сокращении спроса на другие товары, плановые органы определяют объемы производства соответствующих товаров. Вот почему решения на этот счет должны быть всесторонне взвешенными как с экономической, так и с социально-политической точки зрения. Большую помощь в этом отношении может оказать внедрение в практику народнохозяйственного планирования дифференцированных балансов доходов и расходов- потребления различных социально - возрастных групп. На основе таких балансов можно более объективно предвидеть взаимосвязь между уровнем цен и спросом. [9, c.156]

Рассмотренные функции цен являются основными, осуществляются, как правило, во взаимопереплетении друг с другом и реализуются через различные виды цен. Общее количество самых различных видов цен исчисляется несколькими десятками названий, поэтому необходима не только их общая характеристика, но и классификация как системы цен. Отражающей взаимоотношения между различными частями экономического организма.

Действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества факторов. Эта система состоит из отдельных взаимозависимых взаимодействующих блоков цен, таких как оптовые цены, тарифы транспорта и связи и др.

Блоки цен, в свою очередь, состоят из более мелких блоков или подблоков. Так, блок оптовых цен делится на два подблока - оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности. Блок тарифов транспорта и связи состоит из нескольких подблоков: тарифы железнодорожного транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы автотранспорта и т.д. Все блоки взаимосвязаны между собой.

Взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему, определяется двумя важнейшими условиями: во-первых, все цены формируются на единой методологической основе - на законах стоимости, предложения и спроса; во-вторых, все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны.

Взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков.

Необходимо отметить тесную связь между системой цен и экономической средой, включающей в себя товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию и т.д., т.е. составные части рыночной экономики.

По ряду экономических признаков все цены разделяются на виды и подвиды.

В зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики цены классифицируются следующим образом:

- оптовые цены;

- закупочные цены;

- цены на строительно-монтажные работы и услуги;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- розничные цены;

- тарифы на оказываемые населению платные услуги;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

- надбавки, скидки, наценки в сфере обращения. [10, c.152]

Оптовые цены - цены, по которым реализуется и соответственно закупается продукция предприятий, фирм и организаций. Как уже было сказано, оптовые цены подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия - цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям - другим предприятиям и организациям, а также сбытовым и оптовым органам. Реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить издержки производства и реализации и получить нормальную прибыль.

На основе оптовых цен предприятия производятся анализ и расчеты стоимостных показателей работы. Таким образом, оптовая цена предприятия обращена к производству, тесно связана с ним.

Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена. Она применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одного и того же предприятия и может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и применительно к услугам, в том числе к управленческим платежам и процентам за кредит. За последние годы трансфертные цены получили большое распространение, поскольку внутрифирменная торговля становится важным элементом международной торговли. Трансфертные цены могут существенно влиять на конкурентоспособность предприятия на рынке. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособность данного предприятия. Пониженные цены иногда применяются для уменьшения таможенных пошлин, однако это противоречит антимонопольному законодательству. [11, c.255]

Оптовые (отпускные) цены промышленности - цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию сбытовым (оптовым) организациям. Эти цены применяются во многих отраслях экономики. Если оптовые цены предприятия более тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны с оптовой торговлей. Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Она формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок, с нее в зависимости от качества товаров, расстояния от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Закупочные цены - это цены (оптовые), по которым сельскохозяйственная продукция реализуется сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, на рынке и др.).

Цены на строительно-монтажные работы и услуги. Эти работы и услуги оцениваются по двум видам цен:

- сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта;

- прейскурантная цена - усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта. [12, c.198]

Тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.

Разновидностью розничной цены является аукционная цена. Аукционная цена - цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше или ниже ее) и в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.

Цены также классифицируются в зависимости от территории действия. При этом различают цены, единые по стране, и цены региональные (зональные, местные).

Единые цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции и услуги, при этом цены регулируются (фиксируются) государственными органами (энергоносители, электроэнергия, квартплата и др.).

Региональные цены могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Они устанавливаются предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются также цены и тарифы на подавляющее число жилищно-комммунальных бытовых услуг, оказываемых населению. [13, c.82]

В практической деятельности предприятия процесс ценообразования предусматривает следующие этапы:

- выбор целей ценообразования;

- выявление факторов, влияющих на цену;

- формирование ценовой политики.

Таким образом, подводя итог можно обобщить все вышесказанное и сделать вывод о том, что классификация цен довольно сложный процесс, включающий в себя множество факторов, которые должны учитываться.

1.2 Методы ценообразования

Условие превышения цены товара над его себестоимостью (т.е. совокупностью прямых издержек, связанных с производством изделия; всех виды затрат, понесенных при производстве и реализации определенного вида продукции) является необходимым условием производства. Но стратегий непосредственного определения цены несколько.

Наиболее распространенными являются следующие методы установления цен товаров:

- на основе издержек производства;

- по доходу на капитал;

- с ориентацией на спрос;

- по уровню текущих цен.

Метод установления цены товара на основе издержек производства (иногда его называют метод надбавок) широко используется в предпринимательской практике и отражает традиционную ориентацию на производство и в меньшей степени - на рыночный спрос. Встречаются две разновидности этого метода:

- с использованием полных издержек производства;

- с использованием предельных издержек производства. [14, c.185]

1. Метод полных издержек. Расчет цены этим методом основан на разделении издержек производства на постоянные и переменные. Сущность метода - к полной сумме затрат прибавляют надбавку, соответствующую норме прибыли, принятую в данной отрасли или равную желаемому доходу от оборота.

Этот метод получил широкое распространение благодаря своим преимуществам:

- во-первых, создаются условия для покрытия всех затрат и получение нормальной прибыли;

- во-вторых, предприятие, как правило, имеет полную информацию о собственных издержках и гораздо меньше о спросе на свой товар на рынке, следовательно, при принятии ценового решения она опирается на калькуляцию издержек;

- в-третьих, в том случае, если все предприятия отрасли используют в ценообразовании этот метод, то цены предприятий на продукцию отрасли примерно одинаковы, а ценовая конкуренция сведена к минимуму;

- в-четвертых, большинство участников рынка сходятся во мнении, что при этом методе соблюдаются интересы производителей и потребителей, а следовательно, метод полных издержек является наиболее обоснованным и справедливым.

Модель определения цены этим методом имеет вид:

Р= С х (1 + Rс), (1)

где: Р - цена изделия;

С - издержки производства;

Rс - рентабельность продукции к затратам, %.

Предположим, общая сумма затрат на производство единицы продукции составляет 600 тг., предприятие определило свои потребности в массе прибыли (надбавку) на уровне 20%, то цена составит: Ц = 600 х (1+0,20) = 720.

На практике при выборе уровня рентабельности предприятие использует:

- единую ставку, рассчитанную по отношению к общей сумме затрат на производство продукции;

- единую ставку, рассчитанную по отношению к переменным затратам (чаще к сумме заработной платы и стоимости материалов, необходимых для производства продукции). Недостатки этого метода:

- не принимается в расчет эластичность спроса на товар;

- снижаются ощущения конкурентной борьбы и, следовательно, утрачиваются стимулы к минимизации затрат.

2. Метод предельных издержек.

Сущность метода заключается в том, что к переменным затратам на единицу данного изделия прибавляется сумма, покрывающая затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли:


Р = МС + MCxR/100, (2)

стоимость продукция ценообразование

где: Р - цена изделия;

МС - предельные издержки производства;

R - рентабельность продукции, %. [15, c.127]

Преимущество метода состоит в том, что обеспечиваются полное возмещение постоянных затрат и максимизация прибыли. Его использование на практике связано с делением затрат (на постоянные и переменные) и необходимостью их расчета в связи с переходом на международную систему финансовой отчетности на предприятиях.

При выборе уровня рентабельности кроме уже приведенных выше ставок используют норму прибыли на вложенный капитал.

Метод дохода на капитал также базируется на издержках производства продукции, а также на получении запланированного дохода на капитал. Так, американская компания General Motors широко использует этот метод в своей ценовой практике, он обеспечивает доход на капитал в размере 15 - 20%.

Метод основан на том, что к суммарным затратам на единицу продукции добавляется процент на вложенный капитал. При применении этого метода рентабельность продукции рассчитывается по следующей формуле:

Основные преимущества этого метода заключаются в возможности учета платности финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации продукции. Однако в период инфляции ставки процентов за кредит имеют высокую степень неопределенности, что в значительной степени усложняет использование этого метода.

Метод дохода на капитал предназначен для предприятий с большим ассортиментом выпускаемой продукции, часть из которой является новой для рынка. [16, c.44]

Метод определения цен с ориентацией на спрос (иначе метод оценки реакции покупателей или потребительской оценки). Это один их самых оригинальных методов ценообразования, так как все больше предпринимателей ориентируется при установлении цен не на издержки производства, а на восприятие товара потребителем. Этот метод в своей деятельности используют такие известные американские концерны, как Du Pont и Caterpillar.

Производитель исходит из того, что потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой и сравнивает его с аналогичными показателями конкурентов.

При этом методе, чем больше степень дифференциации товаров, тем больше эластичность приемлемых для потребителя цен. Товары могут дифференцироваться с учетом технических параметров, дизайна, вкуса, проводимой рекламной кампании, надежности, долговечности, экономичности в эксплуатации, послепродажного сервиса и т. п. С дифференциацией товара тесно связана дифференциация рынка. Успешная реализация метода ценообразования основана на том, что производитель хорошо знает потребности своих потенциальных покупателей, умеет привлечь внимание к специфическим качествам своего товара и реально оценивает возможных конкурентов.

Реакция покупателей на изменение цен может быть учтена:

- посредством анализа данных предыдущего периода методом регрессионного анализа и экстраполяции полученных результатов на будущее;

- посредством проведения на рынке эксперимента с различными ценами на свою продукцию.

Эти способы имеют недостатки и определенные трудности в воплощении в жизнь. Так, при экстраполировании спроса на товар на будущее следует проявлять определенную осторожность, особенно имея дело с товарами, потребление которых во многом вызвано модой. Проводя эксперимент на рынке с ценами, надо учитывать то обстоятельство, что продавать товар по высокой цене после того как он появился на рынке по более низкой цене, достаточно сложно. [17, c.204]

Тем не менее определенный ориентир на рынке с помощью этих методов может быть получен.

Метод установления цены на уровне текущих цен сосредоточивает в себе, как принято считать «коллективную мудрость отрасли». Он применим на рынках чистой и олигополистической конкуренции. Предприятия-изготовители продукции исходят в этих условиях из факта конкуренции, устанавливая цену на товар чуть выше или чуть ниже уровня цены конкурентов. Если же товар действительно обладает какими-то новыми качествами, отличными от товаров конкурентов, или воспринимается покупателями как обладающий новыми качествами, то производитель свободен в определении уровня цены и не принимает во внимание уже существующие цены.

На рынке однородных товаров предприятие вынуждено следить за ценами конкурентов (в то время как рынки неоднородных товаров предоставляют большую гибкость на ценовую политику конкурентов.

Таким образом, можно убедиться в том что процесс формирования стоимости продукции предприятия представляет собой в первую очередь сбор информации о ценах конкурентов, во-вторых процесс довольно трудоемкий и затратный.

Во второй главе рассмотрим процесс формирования стоимости продукции предприятия на примере ТОО «Алдияр».


2. Анализ формирования стоимости продукции на примере ТОО «Алдияр»

2.1 Характеристика предприятия

Объектом исследования проведенного в данной курсовой работе является ТОО «Алдияр».

Организационно-правовая форма: товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО).

Учредители: директор предприятия (физическое лицо); главный бухгалтер предприятия (физическое лицо).

Адрес предприятия: 050000, г.Алматы, ул. Таукехана, 39б.

Профиль предприятия: производство мебели.

Режим работы предприятия: 5-дневная рабочая неделя в 2 смены по 8 часов. Число календарных дней в году - 365, праздничных – 15дн/год, выходных – 104дн/год, число дней планового ремонта – 10дн/год. Количество предпраздничных дней (сокращение смены на 1 час) – 9дн/год.

Фонд рабочего времени:

Фрв = 365 – (15 + 104 + 10) = 236 дн/год

Фрв = 236 дн/год * 8 час/см * 2 см – 9 дн/год * 1 час * 2 см = 3758 час/год

Основные технико-экономические показатели предприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1. Технико-экономические показатели предприятия

Показатели

Ед.

01.12.2008

01.12.2009

Отклонение

(+;-)

%

1

2

3

4

5

6

Доход от реализации продукции

тыс.тенге

30932,01

31759,62

827,61

2,68

Себестоимость реализиованной продукции (работ, услуг)

тыс.тенге

27617,10

27617,10

0,00

0,00

Валовой доход (1-2)

тыс.тенге

3314,91

4142,52

827,61

24,97

Расходы периода

тыс.тенге

512,90

686,80

173,90

33,91

Доход (убыток) от основной деятельности (3-4)

тыс.тенге

2802,01

3455,72

653,71

23,33

Доход от неосновной деятельности

тыс.тенге

149,11

251,30

102,19

68,53

Доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения (5+6)

тыс.тенге

2951,12

3707,02

755,90

25,61

Чистый доход (убыток) 7-(7-30%)

тыс.тенге

2065,78

2594,91

529,13

25,61

Затраты на 1 тг реализованной продукции (2+4) / 1

тг

0,91

0,89

-0,02

-2,00

Рентабельность продукции (8 / (2+4) )* 100

%

7,34

9,17

1,82

24,84

Рентабельность продаж (8 / 1) *100

%

6,68

8,17

1,49

22,34

Рентабельность производства (8 /( 21+23)) *100

%

39,65

47,37

7,73

19,49

Численность работающих

чел

20,00

21,00

1,00

5,00

Численность рабочих

чел

17,00

18,00

1,00

5,88

Производительность труда одного работающего 1 / 13

тыс.тенге

1546,60

1512,36

-34,24

-2,21

Производительность труда одного рабочего 1 / 14

тыс.тенге

1819,53

1764,42

-55,11

-3,03

Фонд заработной платы одного работающего 19*13*10

тыс.тенге

38,44

39,10

0,65

1,70

Фонд заработной платы одного рабочего 20*14*10

тыс.тенге

34,20

35,60

1,40

4,09

Ср.мес .заработная плата одного работающего (17 / 13) / 12

тенге

37,40

39,10

1,70

4,53

Ср.мес.заработная плата одного рабочего (18 / 14) / 12

тенге

24,23

28,60

4,37

18,04

Среднегодовая стоимость основных средств

тыс.тенге

4185,19

4336,19

151,00

3,61

Норма амортизации

%

5,00

5,00

0,00

0,00

Среднегодовая стоимость оборотных фондов

тыс.тенге

1025,20

1141,33

116,13

11,33

Фондоотдача 1 / 21

тенге

7,39

7,32

-0,07

-0,90

Фондоемкость 21 / 1

тенге

0,14

0,14

0,00

0,91

Фондоворуженность 21 / 14

тыс.тенге

246,19

240,90

-5,29

-2,15

Сумма амортизации (21*22 ) / 100

тыс.тенге

209,26

216,81

7,55

3,61

2.2 Анализ формирования цены на товар

Производственные фонды предприятия включают в себя все средства труда, которые участвуют в процессе производства мебели (в нашем случае стульев) непосредственно или косвенно. Перечень станков, оборудования и транспортных средств, составляющих активы предприятия, с указанием их стоимости приведены в таблице 2.

Таблица 2. Основные фонды ТОО «Алдияр»

№ п/п

Наименование

Кол-во

Балансовая стоимость, тыс тг..

1

Шлифовальный станок

1

1233,69

2

Сверлильный станок

1

320

3

Электросварочный аппарат

1

235

4

Верстак столярный

2

865

5

Верстак слесарный

2

101

6

Компьютер

1

12

7

Газель

1

956,7

8

Погрузчик

1

612,8

ИТОГО

10

4336,19

Как видно из данных представленных в таблице 2, у ТОО «Алдияр» имеются основные фонды на общую сумму 4336,19 тыс тенге. Основную долю основных фондов предприятия занимает транспортные средства в воде автомобиля «Газель» и автопогрузчика. Далее идет производственное оборудование в виде шлифовального станка, сверлильного станка, электросварочного аппарата, верстаков и компьютера.

Произведем расчет статей себестоимости, для этого проанализируем стоимость сырья, материалов и комплектующих.

Расчет сырья, материалов и покупных комплектующих представлен в таблице 3.

Таблица 3. Стоимость материалов и покупных комплектующих необходимых для производства 1 стула

№ п/п

Наименование материала

Ед. изм.

Норма расхода

Цена, тыс. тыс.тг.

Сумма на ед. продукции

1

2

3

4

5

6

Основные материалы

1

Пластины металлические, сталь

погон.м

4,6

2,156

9,9176

2

Габардин

М2

0,6

4,038

2,4228

3

Поролон

п.м

0,4

11,667

4,6668

4

Фанера (или ДСП)

М3

0,003

1091,667

3,275001

5

Сварочная проволока

кг

0,3

2,237

0,6711

6

Брус деревянный

М3

0,064

0,76

0,04864

Итого

21,00194

Вспомогательные материалы

7

Препарат моющий

покрытие каркаса перед окраской

кг

0,005

1,13

0,00565

8

Спирт бутиловый

покрытие каркаса перед окраской

кг

0,002

1,016

0,002032

9

Концентрат фосфат

покрытие каркаса перед окраской

кг

0,015

1,337

0,020055

10

Клей ПВА

Приклеивание тканей

кг

0,03

11,84

0,3552

11

Полиэтилен оберточный

Упаковка

Пог.м

0,084

0,705

0,05922

Итого

0,442157

ИТОГО МАТЕРИАЛОВ

21,4441

Покупные комплектующие

12

Болт 41143

крепление, сборка

шт

9

0,057

0,513

13

Гайка закладная

крепление, сборка

шт

2

0,086

0,172

14

Гайка М8

крепление, сборка

шт

4

0,026

0,104

15

Спецгайка

крепление, сборка

шт

3

0,086

0,258

16

Шурупы

крепление, сборка

кг

0,03

1,683

0,05049

17

Скрепка мебельная

крепление покрытия

шт

122

0,001

0,122

Итого покупных комплектующих

1,21949

Данные таблица 3 показывают основные, вспомогательные и покупные комплектующие необходимые для производства 1 стула на предприятии ТОО «Алдияр».

Далее рассмотрим численность работников предприятия и произведем расчет заработной платы.

Расчет заработной платы будем производить на основе месячных показателей. Руководители, специалисты и служащие получают заработную плату в виде оклада. Заработная плата рабочих рассчитывается на предприятии по сдельной форме оплаты труда на единицу продукции. Заработная плата вспомогательных рабочих определяется повременной формой оплаты труда, исходя из квалификационного разряда и часовой тарифной ставки. По результатам работы, работникам может выплачиваться дополнительная премия в качестве материального поощрения на усмотрение директора.

На статью «Дополнительная заработная плата» относятся выплаты за непроработанное на производстве время: оплата отпусков, выплаты за выслугу лет, за выполнение государственных обязанностей и т.д. Дополнительная заработная плата определяется по нормативу (проценту) к основной. Данный процент примем равным 12%.

В данном случае, поскольку заработная плата персонала определялась на основе месячного заработка исходя из современных условий, в расчете фонда оплаты труда уже учтена как основная, так и дополнительная заработная плата. (таблица 4)

Таблица 4. Штат и заработная плата персонала

№ п/п

Профессия, должность

Численность

Разряд

Заработная плата за мес., тенге

З/плата за год, тенге

З/плата на ед. прод., тенге

Одного работника

Всего

Администрация

1

Директор

1

оклад

70000

70000

840000

70,00

2

Гл. бухгалтер

1

оклад

60000

60000

720000

60,00

3

Инженер-технолог

1

оклад

50000

50000

600000

50,00

Всего:

3

180000

2160000

180,00

Производственный персонал

4

Бригадир

2

5

40200

84000

1008000

80,40

5

Слесарь

4

4

35000

140000

1680000

140,00

6

Шлифовальщик

2

5

43000

86000

1032000

80,60

7

Сварщик

2

4

35000

70000

840000

70,00

8

Столяр

2

5

45000

90000

1080000

90,00

9

Закройщик

1

4

32000

32000

384000

30,20

Всего:

13

502000

6024000

502,00

Вспомогательные рабочие

10

Слесарь-ремонтник

1

4

34000

34000

408000

30,40

11

Водитель а/м “Газель”

1

5

41000

41000

492000

40,10

12

Транспортировщик

2

3

22000

44000

528000

40,40

13

Уборщик-кладовщик

1

3

20000

20000

240000

20,00

Всего:

5

139000

1668000

130,90

Итого

21

821000

9852000

820,10

Отчисления на социальные нужды производятся предприятием в государственный фонд Республики Казахстан и составляют 26,2 % от фонда оплаты труда.

Таким образом, отчисления на социальные нужды на ед. продукции в калькуляции составят: 502,0 тг. * 26,2% = 131,524 тг., где 500,2 тг. – заработная плата основных производственных рабочих.

Проанализируем расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО).

На данную статью относят: затраты на содержание оборудования и других рабочих мест, стоимость смазочных, обтирочных материалов, охлаждающей жидкости; все виды заработной платы вспомогательных рабочих, обслуживающих оборудование и отчисления на социальное страхование; стоимость электроэнергии, воды, пара, и других энергоносителей, расходуемых на приведение в движение рабочих частей машин и механизмов; затраты на текущий ремонт производственного оборудования, транспортных средств, включающие стоимость запасных частей и материалов для ремонта, заработную плату ремонтников и отчисления на социальное страхование, стоимость услуг ремонтных организаций и т.д.; амортизация производственного оборудования и транспортных средств; прочие расходы, связанные с работой оборудования.

Расход средств на электроэнергию представлен в таблице 5.

Таблица 5. Расчет потребности энергоносителей

№ п/п

Наименование

Нагрузка, кВт/

час

К-т исп.

Фонд врем. (час/год)

Расход э-энергии (кВт в год) (ст.3 *ст.4 *ст.5)

Тариф (тг/кВт)

Сумма (тг/год) (ст.6* ст.7)

Сумма (тг/мес) (ст.8 /12 мес.)

Сумма (тг/ед) (ст.9 / 1000 шт/мес)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Электроэнергия всего

60,32

4,1

298766,34

3883962,42

323663,54

323,66

в т.ч.:

1

Оборудование

25,76

1,0

3758,00

96806,08

13

1258479,04

104873,25

104,87

1

Шлифовальный станок

6,80

0,8

3758,00

20443,52

13

265765,76

22147,15

22,15

2

Сверлильный станок

9,40

0,8

3758,00

28260,16

13

367382,08

30615,17

30,62

3

Электросварочный аппарат

9,50

0,5

3758,00

17850,50

13

232056,50

19338,04

19,34

4

Освещение (световая энергия)

34,56

1,0

3918,00

135406,08

13

1760279,04

146689,92

146,69

Таким образом, затраты на электроэнергию для работы оборудования составят: в год – 3883962,42 тг.; в месяц – 323663,54 тг.; на ед. продукции (с учетом выпуска 1000 шт. в месяц) – 323,66 тг.

В таблице 6 представлен расчет топлива для транспортных средств.

Таблица 6. Расчет топлива для транспортных средств

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

а/м Газель

Погрузчик

Итого сумма

1

Годовой пробег

км

30 000

1 008

2

Норма расхода на 100 км

л

18,0

7,3

3

Вид топлива

бензин АИ-80

дизельное топливо

4

Стоимость топлива

тг/л

82

65

5

Сумма затрат на топливо в год

тг/год

30000 *18 / 100 * 82 = 442800

1008 *7,3 / 100 * 65 = 4782,96

447583

6

Сумма затрат на топливо

тг/мес

36900

398,58

37298,58

7

Сумма затрат на топливо

тг/ед

36,9

0,398

37,298

Кроме смазочных материалов, которые необходимы для бесперебойной работы оборудования, на предприятии используются обтирочные материалы. Для этого обычно закупаются отходы швейных фабрик или ветошь. (таблица 7)

Рассчитаем расходы на обтирку оборудования и транспортных средств:

- расход обтирки - 17 кг в месяц;

- стоимость ветоши - 9 тг/кг;

- сумма расходов на обтирку в мес. - 153 тг/мес.;

- сумма расходов на обтирку в год - 1 836 тг/год;

- сумма расходов на обтирку на ед. продукции - 0,15 тг/ед.


Таблица 7. Смазочные материалы на технологические цели

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

Солидол

Масло индустр.

Масло М-8

Масло ИГП-38

Компрес. масло Энэком

Солидол С

Итого

1

Годовая потребность всего

кг

11,68

26

21

36

25,2

20

139,88

в том числе:

1.1.

на а/м Газель

6,8

26

32,8

1.2.

на погрузчик

4,88

21

25,88

1.3.

на шлиф. станок

18

12,6

10

40,6

1.4.

на сверлил. станок

18

12,6

10

40,6

2

Стоимость смазки

тг/кг

6,00

6,40

5,50

7,43

6,42

6,00

3

Сумма затрат на смазку в год

тг/год

70,08

166,40

115,50

267,48

161,78

120

901,24

4

Сумма затрат на смазку в мес.

тг/мес

5,84

13,87

9,63

22,3

13,48

10

75,12

5

Сумма затрат на смазку на ед.

тг/ед

0,01

0,01

0,01

0,02

0,01

0,01

0,07

Расчет потребности инструмента производится исходя из норм расхода обработки деталей на каждое оборудование. (таблица 8)

Таблица 8. Расчет расходов на быстроизнашивающийся инструмент

№ п/п

Наименова-ние оборудова-ния

Инстру-мент

Срок полез.

использования, мес.

Цена, тг.

Потребность на год

Потребность в мес.

Потреб-ность на ед.

шт.

тг.

шт.

тг.

тг.

1

Шлифоваль-ный

Шлиф. круг

800

200

3

600,00

0,25

50,00

0,05

2

Сверл. станок

Сверло ф8

100

35

24

840,00

2

70,00

0,07

Сверло ф6

100

30

24

720,00

2

60,00

0,06

3

Верстак слесарный

Напильник

200

25

12

300,00

1

25,00

0,03

Итого

3160,00

263,33

0,26

Как видно из таблицы 8 расходы на быстроизнашивающийся инструмент составляют 236,33 тенге в месяц, 3160 тенге в год и 0,26 тенге на единицу продукции.

В таблице 9 проанализируем расходы на измерительный и прочие инструменты.

Таблица 8. Измерительный и прочий инструмент

№ п/п

Инструмент

Ед. изм.

Потребность на год

Цена, тг.

Сумма в год, тг.

Сумма в мес., тг.

Сумма на ед., тг.

1

Рулетка

шт

4

300

1200

100

1

2

Зенкер

шт

6

300

1800

150

1,5

3

Метчик ф6

шт

24

150

3600

300

3

4

Метчик ф8

шт

10

250

2500

208,333

2,08333

5

Рубанок

шт

2

2500

5000

416,667

4,16667

6

Пила

шт

4

2000

8000

666,667

6,66667

7

Рейсшина

шт

2

400

800

66,6667

0,66667

8

Угольник

шт

2

300

600

50

0,5

9

Ножницы

шт

4

500

2000

166,667

1,66667

10

Электроды

кг

45

850

38250

3187,5

31,875

Итого

63750

5312,5

53,125

Данные таблицы 9 указывают на то что предприятие ТОО «Алдияр» в год тратит 63750 тенге на измерительные и прочие инструменты, эти же расходы в месяц составляют 5312,5 тенге, а затраты на данные инструмент составляют 5,125 тенге на единицу продукции.

Определим затраты на текущий ремонт оборудования исходя из нормативных ставок. (таблица 10) Объединим все оборудование предприятия, подлежащее ремонту в 3 группы: металлорежущее оборудование (станки), сварочное и транспортное. По каждой группе оборудования по справочнику определяется объем ЕРС (единица ремонтной сложности) механической и электрической части. Нормы затрат в тенге взяты из практики работы малых предприятий с небольшим парком оборудования. По транспортным средствам предусматривается техническое обслуживание.

В стоимость ремонта входит оплата труда ремонтников, отчисления на социальное страхование, стоимость расходных материалов и запасных частей на ремонт.

Услугами сторонних организаций по ремонту не используются.

Таблица 10. Затраты на текущий ремонт оборудования

№ п/п

Группа оборудования

Физ. ед.

Плановый объем ЕРС на все обор.

Нормы затрат в тг. на 1 ЕРС

Затраты в год, тг.

Затраты в мес., тг.

Затраты на ед., тг.

Мех. ч.

Эл. ч.

Мех. ч.

Эл. ч.

1

Металлорежущее

3

26,1

27,5

33,84

36,6

1889,17

157,43

0,16

2

Сварочное

1

8,2

36,6

299,956

25,00

0,02

3

Транспортное

2

Техническое обслуживание

400,00

33,33

0,03

Итого

2589,13

215,76

0,22

Итак, затраты на текущий ремонт оборудования составляют 2558,13 тенге в год, 215,76 тенге в месяц и 0,22 тенге на единицу продукции.

Величина амортизационных отчислений рассчитывается путем умножения балансовой стоимости на норму амортизации (в процентах, определяется нормативно по справочникам) и деления на 100. Отношение годовых амортизационных отчислений (в тенге) к балансовой стоимости основных фондов, выраженное в процентах, называется нормой амортизации. Балансовая стоимость - та, по которой основные фонды числятся в бухгалтерском балансе. Балансовая стоимость оборудования берется с учетом переоценки. (таблица 11)


Таблица 11. Амортизационная стоимость оборудования

№ п/п

Наименование

Кол-во

Балансовая стоимость, тг.

Амортизация в год

Амортиза

ция в мес.

тг/мес

Амортизация на ед.

.тг/ед

на ед.

всего

%

тг/год

(ст.5 *ст.6)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Шлифовальный станок

1

1233690

1233690

10%

123,37

10,28

0,01

2

Сверлильный станок

1

320000

320000

8%

256,0

21,33

0,02

3

Электросварочный аппарат

1

235000

235000

13%

305,5

25,46

0,03

4

Верстак столярный

2

865000

1730000

15%

259,5

21,63

0,02

5

Верстак слесарный

2

101000

202000

15%

303,0

25,25

0,03

6

Компьютер

1

12000

12000

13%

1560,0

130,0

0,13

ИТОГО

8

2766690

10545,69

3732690

10545,69

2807,37

233,95

0,24

Амортизационные отчисления транспортных средств считаются исходя из мощности двигателя и пробега. (таблица 12)

Таблица 12. Амортизационная стоимость транспортных средств

№ п/п

Наименование

Кол-во

Балансовая стоимость, тыс.тг.

Амортиз. стоимость тыс.тг. в год

Амортиз. стоимость тыс.тг. в месяц

Ам. ст-ть на ед.

на ед.

всего

1

Газель

1

95670,0

95670,0

11480,4

956,7

0,96

2

Погрузчик

1

61280,0

61280,0

7353,6

612,8

0,61

ИТОГО

2

156950,0

156950,0

18834,0

1 569,5

1,57

Данные таблиц 11 и 12 дают представление о амортизационных отчислениях предприятия. Так общая сумма амортизационных отчислений за транспортные средства и оборудование составляет 21641,37 тенге в год, 1803,45 тенге в месяц и 1,81 тенге на единицу продукции.

Таким образом, сметным методом был произведен расчет затрат на содержание и эксплуатацию оборудования. Общая сумма РСЭО составила 547,635 тг. на единицу выпускаемой продукции (4615988,463 тг/год или 507798,39 тг/мес.). Наибольшую долю в РСЭО составляет заработная плата обслуживающего персонала и отчисления на социальные нужды. Топливо, смазочные и обтирочные материалы, амортизация и прочее занимают предпоследнее место по объему затрат. Малая доля электроэнергии в составе РСЭО объясняется спецификой производства мягкой мебели - производство не является энергоемким. (таблица 13)

Таблица 13. Сводная ведомость расходов на содержание и эксплуатацию оборудования (в тенге)

№ п/

Наименование статьи затрат

Сумма затрат в год

Сумма затрат в месяц

Сумма затрат на ед. продукции

1

2

3

4

5

1

Стоимость электроэнергии на приведение в движение рабочих частей оборудования

3888396,42

323663,54

323,66

2

Стоимость топлива для транспортных средств

447583

37298,58

37,298

3

Стоимость смазочных материалов

901,24

75,10

0,08

4

Стоимость обтирочных материалов

1836

153

0,15

5

Стоимость быстроизнашивающихся инструментов

3160

263,33

0,26

6

Стоимость измерительного и прочего инструмента

63750

5312,5

53,125

7

Затраты на текущий ремонт оборудования и транспорта

2589,13

215,76

0,22

8

Амортизация оборудования

2807,37

233,95

0,24

9

Амортизация транспорта

18834,00

1569,5

1,57

10

Зар. плата (основная и дополнит.) вспомогат. рабочих, обслуживающих оборудование: ремонтника, водителей, уборщика

186000

139000

130,9

11

Отчисления на соц.нужды

131,3025

13,13

0,132

ИТОГО РСЭО:

4615988,463

507798,39

547,635

Таким образом, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования на единицу выпускаемой продукции составляют 4615,988 тг.

Процент РСЭО к заработной плате основных рабочих составляет:

4615,988 тг. / 500,2 тг. = 9,22 %.

Далее необходимо рассмотреть общецеховые (общепроизводственные) расходы.

Общецеховые, или так называемые общепроизводственные расходы, включают затраты по содержанию помещений, а также затраты связанные с организацией, обслуживанием и управлением производством.

Они являются условно-постоянными затратами, т.к. они напрямую не зависят от объема выпуска продукции. Примером тому может служить арендная плата или заработная плата директора. Эти выплаты будут производиться в полном размере даже при значительном снижении производства продукции.

На практике в большинстве случаев рассчитывается смета общецеховых расходов и делится на заработную плату основных производственных рабочих. Таким образом, находится процент накладных общецеховых расходов для отнесения их стоимости на единицу готовой продукции. Если объем производства будет падать, то пропорционально уменьшится и заработная плата основных рабочих. В этом случае отношение суммы общецеховых расходов и заработной платы основных рабочих будет больше, чем в первом случае.

Некоторые из статей общецеховых расходов для ТОО «Алдияр» приведены в таблице 14.

Таблица 14. Сводная ведомость общецеховых расходов (в тенге)

№ п/п

Наименование статьи затрат

Сумма затрат в год

Сумма затрат в месяц

Сумма затрат

1

Аренда здания

130500,00

13050,00

13,05

2

Расходы на освещение помещений

176020,79

17602,08

17,60

3

Расходы на отопление помещений

36400,32

3640,03

3,64

4

Расход средств на воду для промышленно-бытовых

7230,24

723,02

0,72

5

Расходы на спецодежду

96200,00

9620,00

9,62

6

Расход средств на мыло

5400,00

540,00

0,54

7

Прочие общецеховые расходы (10% от з/платы осн. рабочих)

602400,00

60240,00

60,24

ИТОГО общецеховые расходы

1054151,35

105415,14

105,42

Таким образом, общецеховые расходы на единицу выпускаемой продукции составляют 105,42 тг.

Процент же общих накладных общецеховых расходов к заработной плате основных рабочих составляет:

105,42 тг. / 500,2 тг. = 0,21%.

Произведем расчеты общезаводских (общехозяйственных) расходов. (таблица 15)

К общезаводским, или так называемым общехозяйственным расходам относятся заработная плата административно-управленческого персонала, расходы на служебные командировки, общезаводской инвентарь и др.

Общецеховые расходы рассчитываются аналогично общецеховым (процентом от заработной платы основных рабочих). Они также являются условно-постоянными затратами, и напрямую не зависят от объема выпуска продукции.

Таблица 15. Сводная ведомость общезаводских расходов (в тенге)

№ п/

Наименование статьи затрат

Сумма затрат в год

Сумма затрат в месяц

Сумма затрат

1

2

3

4

5

1

Зар. плата (основная и дополнит.)

9852000

821000

820,1

2

Отчисления на соц.нужды (26,2% от з/платы)

2581224

215102

215,1

3

Налог на пользователей автодорог

54000,00

4500,00

4,50

4

Налог с владельцев автотранспортных средств

200,00

16,67

0,02

5

Плата за услуги по пожарной безопасности

560,41

46,70

0,05

6

Проч.общецех.расходы (8% от з/пл.осн. раб.)

6024000

502000

502

ИТОГО общецеховые расходы

18511984

1542665

1541,77

Таким образом, общезаводские расходы на единицу выпускаемой продукции составляют 1541,77 тг. Процент же общих накладных общезаводских расходов к заработной плате основных рабочих составляет:

154,77 тг. / 502 тг. = 0,38 %

Наибольшую долю в общезаводских расходах составляет заработная плата.

Такие расходы как: расходы на рекламу (в том числе в печатных изданиях, телевизионная реклама, радиореклама, реклама на щитах и световых экранах); расходы на оформление буклетов своей продукции; расходы на проведение маркетинговых исследований и поиск новых покупателей; расходы на создание собственных торговых точек; оплата услуг юриста, нотариуса при заключении договоров и др. Коммерческие расходы считаются процентом от производственной себестоимости.

Производственная себестоимость на стул рассчитывается путем сложения всех затрат на производство и составляет 2191,825 тг./ед. Процент внепроизводственных расходов примем равным 5%.

Размер внепроизводственных расходов на ед. продукции:

2191,825 тг./ед. * 5% /100 = 109,6 тг./ед.

В рамках анализа формирования стоимости продукции предприятия необходимо произвести расчет общей суммы издержек и определение цены продукции ТОО «Алдияр»

Цена продукции определяется как сумма общих издержек производственного и непроизводственного характера и прибыли. Прибыль определим через рентабельность, т.е. через процент к полной сумме издержек. Полная себестоимость производства стульев составляет 2301,425 тг. на единицу товара. Допустим, что рентабельность составляет 30%.

Производство и реализация одного стула приносит прибыль в размере:

2301,425 * 30% /100 = 345,21 тг.

Таким образом, цена нашей единицы продукции составит 2646,63 тг. (без НДС). (Рыночная цена аналогичного стула - 4000 тг. без НДС).

Расчеты калькуляции стоимости производства стульев на ТОО «Алдияр» приведем в таблице 16.

Таблица 16. Калькуляция на стул производства ТОО «Алдияр» (в тенге)

№ п/п

Наименование статьи затрат

Сумма затрат на ед.

Сумма затрат в мес. (на 1000 шт. стульев)

Сумма затрат в год (на 12000 шт. стульев)

1

Сырье и материалы

21,4441

21444,1

257329,2

2

Возвратные отходы (вычитаются)

3

Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций

1,21949

1219,49

14633,88

4

Топливо на технолог. цели

5

Энергия на технолог. цели

6

Основная и дополнительная заработная плата основных производственных рабочих

502,00

502000,00

7

Отчисления на социальные нужды (26,2% от з/платы)

131,524

131524

1578288

8

Расходы на подготовку и освоение производства

9

Расходы