Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения рассказывать
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возрастаСодержание
Введение
1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Педагогические условия использования экранных и звуковых пособий при обучении старших дошкольников рассказыванию
2. Содержание, методы и приемы формирования умения рассказывать у детей седьмого года жизни с помощью аудиовизуальных средств
2.1 Состояние проблемы формирования умения рассказывать у детей седьмого года жизни
2.2. Опыт экспериментального обучения детей седьмого года жизни рассказыванию с использованием экранных и звуковых пособий
2.3 Уровень проявления умения рассказывать под влиянием экранных и звуковых пособий
Заключение
Библиографический список
Введение
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина [5], Л.С. Выготский [11], Н.И. Жинкин [12], А.А. Леонтьев [15], С.Л. Рубинштейн [21], Ф.А. Сохин [23] и др.).
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского [11], А.А. Леонтьева [15], С.Л. Рубинштейна [21] и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев [15], Л.В. Щерба [31]).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого [21]. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной [18]. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др [12,16, 18, 25, 31].
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.
В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение связной речи, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Чувственный опыт детей в процессе обучения обогащается не только путем непосредственного восприятия предметов, но и при помощи наглядности. Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне (В.И. Тихеева, О.С. Ушакова [16]). Одним из эффективных видов наглядности являются аудиовизуальные пособия. Они содействуют созданию наиболее благоприятных условий для эмоционального восприятия ребенком учебного материала и активизируют умственную деятельность. Экранные и звуковые пособия активизируют мышление детей, способствуют формированию их познавательных интересов, расширяют возможности сенсорного восприятия ребенка, обогащая и уточняя его представления о предметах и являениях окружающего мира.
Цель исследования: определить основные педагогические условия применения экранных и звуковых пособий при формировании у детей старшего дошкольного возраста умений рассказывать.
Объект исследования: дети седьмого года жизни.
Предмет исследования: процесс формирования умения рассказывать у детей седьмого года жизни.
Гипотеза: формирование умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при использовании экранных и звуковых пособий.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами гипотезы, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить основные педагогические условия использования экранных и звуковых пособий при обучении детей рассказыванию.
3. Изучить влияние этих пособий на процесс формирования умения составлять рассказ по картине.
Методы исследования:
теоретические - изучение и анализ педагогической, психологической литературы в рамках рассматриваемой проблемы;
эмпирические - педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, обработка результатов исследования.
База исследования: МДОУ д/с № 4 село Троицкое.
1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн [21]. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. С.Л. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речь (в отличие от оддельного зависимого слова, извлеченного из контекста речи, но формы связанности в ходе развития имеются. Связанность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя [21].
Речь, по его мнению, может быть не связанной по двум причинам. Либо потому, что эти связи не осознанны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания. Для того, чтобы понять эту речь, нет необходимости специально учитывать ситуацию, в которой она произносится, все в ней понятно для другого из самого контекста: это контекстная речь. А речь маленького ребенка, подчеркивал Рубинштейн, сначала отмечается обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого – такого Контекста, на основании которой можно было конкретную ситуации, в которой находится и говорит ребенок. Смысловое содержание речи становится понятным в связи с этой ситуацией: это ситуативная речь.
Когда у ребенка развивается связная контекстная речь, она не вытесняет ситуативную, и ребенок, как и взрослый, пользуется то одной то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и от характера самого сообщения. Таким образом, к контекстной речи переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы ситуации, и это изложение предназначается для широкого круга слушателей и читателей. Результат обучения связной речи, зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому очень важно вовремя организовать развивающий потенциал среды. Л.П. Федоренко, исследуя принцип обучения русскому языку, указывает, что для нормального развития речи ребенка, а, следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями – достаточным развивающим потенциалом [22]. Развивающий потенциал определяется тем, насколько богата речь, которой пользуются окружающие, насколько активен ребенок в процессе обучения – от этого зависит общее развитие ребенка, его способность к обучению в школе. В дальнейшем, когда перед ребенком встает задача обучения грамоте, у него формируются умения произвольного звукового анализа речи. При обучении грамматике родного языка закладываются основы умения свободно оперировать с синтаксическими единицами, что обеспечивает возможность сознательного выбора языковых средств. Другой путь усложнения речевых мнений – это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативная и контекстная, поэтому она свернута и элементична (в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками). Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Огромную роль здесь играют клише и шаблонов, привычные сочетания слов. Таким образом, диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи. Монологическая речь – это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание. Монологическая речь – это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю его речь, весь монолог, как целое [22].
Сопоставляя диалог и монолог, исследователи выделяют в них какие-то общие черты и различия, которые подчеркивают особенности этих форм речи. Так, Л.В. Щерба считал, что монолог лежит в основе литературного языка, ибо всякий монологи и есть литературное произведение в зачатке [16]. По его мнению, диалог состоит из взаимных реакций двух обобщающихся между собой индивидов, реакций нормально спонтанных, определяемых или ситуаций, или высказыванием сообщника. Монолог же он рассматривал как организованную систему облеченных в словесную форму мыслей, являющуюся преднамеренным воздействием на окружающих именно поэтому монологу надо учить. Л.В. Щерба отмечал, что в малокультурной среде только немногие люди с литературным дарованием способны к монологу, большинство же не в состоянии связанно рассказывать что-либо [16]. Структура диалога (реплик) и структура монолога (литературного языка) совершенно разные. Репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, странные словоупотребления и нарушения синтаксических норм. Все эти нарушения происходят благодаря недостаточному контролю сознания при спонтанном диалоге. Монологической речи обычно эти нарушения не свойственны: она протекает в рамках традиционных форм, и это является ее основным организующим началом. Отступления от нормы не страшны в разговорной речи, их не замечают собеседники, а монологической речи они не мыслимы. В диалоге принимают участие, прежде всего два лица, которые понимают друг друга, а монолог чаще всего адресуется ряду лиц, и это заставляет прибегать говорящего к литературному языку.
Это явление наблюдается в дошкольном возрасте. Если разговаривают между собой, в их репликах можно услышать и сокращения и разнообразные отклонения от норм, употребление разговорных (просторечных) слов. А когда те же дети рассказывают (описывают, рассуждают) пред группой сверстников, они стараются пользоваться литературным языком.
В диалоге, подчеркивает Л.В. Васильева активно действуют три, а часто и четыре компонента, отраженный в их сознании предмет и привходящие обстоятельства [3]. Л.В. Васильева отмечает, что может существовать и научный диалог, и разговорный монолог знаменательно лишь то, что в официальной научной речи диалог превращается в арию маленьких монологов, а разговорный монолог почти всегда диалогичен, не имея реального собеседника, говорящий мысленно дискутирует с воображаемым или с самим собой [3].
Все эти взгляды на развитие монологической и диалогической речи необходимы для понимания и становления связной речи у дошкольников.
Ребенок учится произвольности своего высказывания и в процессе диалога у него формируется важное умение следить за логикой своего повествования. На это надо больше обращать внимание именно в дошкольном возрасте. У маленьких детей диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка. По мнению А.А, Леонтьева, умения монологической речи формируются крайне поздно [15]. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологической речи. Самое главное – понять, какое значение имеет правильное обучение диалогической речи в раннем возрасте, ибо тогда происходит зарождение и развитие монологической речи.
Связная устная речь в отличие от диалогической формы (беседа, вопросная система) носит характер монолога и поэтому требует предварительной подготовки изучая трудности, которые испытывают младшие школьники при построении связного устного высказывания, Жинкин [5] установил, что они связаны:
1) с бедностью активного словаря т.к. устная речь требует мгновенной реализации мысли в слове В устной речи нет времени для отбора слова. Приходится применять те слова, которые находятся наготове.
2) Со слабо развитой оперативной памятью, функция которой состоит в том, чтобы, во время устного составления предложения удерживать уже связанные слова и упреждать слова, предстоящие к произношению.
Ребенку следует предлагать работу описательного характера, в данном виде работы он развивает свое умение давать полные, четкие фразы.
Программа детского сада, предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседник5ом; формировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевой, взаимодействия, поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушая свою речь, чтобы контролировать ее нормативность, и если нужно вносить изменения и поправки. В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использовании активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать способы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых. Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы. В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослы, подсказывать ребенку поводы для разговора с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения.
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремления рассказать о своих наблюдениях.
Воспитатель большое внимание уделяет качеству, ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ними. Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Об одной из общих задач развития речи детей Е.И. Тихеева писала так: Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться, о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упорядочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливает ценность слова [16].
В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение учувствовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующее и последующие события. Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связанности высказываний. В подготовительной к школе группе детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы сточки зрения их содержания, структуры, связанности. У них формируется элементарное сознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.
Решая задачи обучения детей связной речи на разных возрастных этапах можно добиться формирования полноценной монологической речи.
Таким образом, связная речь – совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Монолог более сложная форма речи. Это – связная речь одного лица, служащая для целенаправленной передачи информации. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Их существенными характеристиками являются связность, последовательность, логико-смысловая организация.
1.2 Педагогические условия использования экранных и звуковых пособий при обучении старших дошкольников рассказыванию
Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи-сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном.
Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее — сказуемое), наличием слов-повторов (ну..., потом..., вот... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.
Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т. д.
Выбор средств обучения при этом не может не зависеть от того, в каком виде рассказывания предстоит упражнять детей, какие психические процессы будут активизироваться учебными речевыми заданиями.
Чтобы познакомить старших дошкольников с фактами, событиями, на основе которых они могли бы строить обобщения, добиваясь осознанных, проверенных практикой истинных знаний, учитель прибегает к различным видам наглядности. Поэтому наглядность — один из важнейших принципов дидактики. Он требует обучать на основе живого восприятия изучаемых предметов в натуре или их изображений.
Однако только беглое знакомство с внешним видом изучаемого предмета не вскрывает его сущности. Поэтому наиболее верно усваиваются знания, если наглядное пособие позволяет показать предметы и процессы в развитии, не изолированно друг от друга, а в связи с другими предметами и процессами. Это обеспечивается всей системой наглядных средств обучения, начиная от натуральных объектов и кончая различными их изображениями.
Воспитатель передает знания. Но чтобы дошкольник понял значение слов воспитателя, у него должны возникнуть отчетливые представления о предметах и явлениях окружающего мира, на основе которых формируются научные понятия.
Обеспечивая образную сторону знаний детей, технические средства отвечают принципу научной достоверности в обучении. Они рассказывают о прочно установившихся в науке знаниях и показывают самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учащихся форме.
Принцип доступности обучения, т. е. соответствия содержания и методов изложения материала возрастным особенностям детей, также лежит в основе применения современных технических средств обучения.
Принцип систематичности (строгой логической последовательности изложения) лежит в основе каждого учебного произведения, будь то кинофильм, диафильм, теле или радиопередача, ибо иначе не мыслится ни одно пособие, рассчитанное на определенное место в системе занятий или на данном конкретном занятии без логической связи с его материалом.
В основе использования технических средств обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Воспитатель вводит на занятии такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств ребенка, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.
Ребенок познают окружающий мир с помощью всех органов чувств. Однако пропускная способность их различна. Основными каналами получения информации являются слуховой и зрительный анализаторы. Система ухо - мозг может пропустить в секунду до 50 бит (единиц информации). Пропускная же способность зрительного анализатора в 100 раз больше. Неслучайно около 90% всех сведений об окружающем мире учащийся получает с помощью зрения, 9%—с помощью слуха и только 1 % — с помощью осязания. Следует отметить также, что из всех видов памяти у большинства людей более всего развита зрительная. Эта особенность человеческого восприятия давно подмечена в народе, создавшем пословицу: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Если рассмотреть этот вопрос с точки зрения того, какая же часть полученной информации оседает в сознании учащихся в виде знаний, то и здесь соотношение складывается в пользу зрения. Иными словами, с помощью зрения дошкольник может получить знаний больше, чем с помощью слуха.
Таким образом, на первом месте по значимости и эффективности в условиях применения технических средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые.
Экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО) позволяют организовать активную деятельность дошкольников, разнообразить учебные приемы, переключать детей с одного вида учебной деятельности на другой, тем самым способствуя развитию у дошкольников внимания и интереса к изучаемому вопросу, готовности затратить волевые усилия для преодоления возникающих трудностей.
Технические возможности современных ЭЗСО в фиксации и воспроизведении явлений реальной действительности делают их важным источником чувственного, наглядного материала, источником живого созерцания.
Экранные средства обучения способствуют восприятию, усвоению и систематизации учебного материала, однако следует отметить, что педагогическая эффективность экранных пособий во многом зависит от методики их включения в учебный процесс. При оценке места и роли экранных пособий в системе средств обучения рассказыванию необходимо учитывать дидактические возможности различных пособий в процессе обучения.
Аудиовизуальные средства как наглядность вызывают у детей живой интерес, дают образец выразительной речи и красочное световое изображение предмета или явления, о котором идет речь. Это соответствует необходимости вести обучение так, чтобы детям было интересно, чтобы затрагивались детские эмоции (А.П. Усова) [18].
Значительное место общей системе применения технических средств обучения принадлежит статическим экранным пособиям: диафильмам, диапозитивам, транспарантам.
Привлечение внимания стерших дошкольников к изображению на экране и всестороннее обсуждение дает возможность организовать одновременную работу всех учащихся с содержанием кадра. Статичность изображения — это возможность удерживать его на экране столько времени, сколько требуется для объяснения материала или для проверки знаний детей.
Важным и широко используемым статичным экранным средством обучения являются диапозитивы (слайды). Главное их преимущество заключается в больших размерах изображения, что дает возможность рассматривать детали.
Возможность демонстрации небольших серий, в которых каждый последующий кадр дополняет и развивает предыдущий, придает диапозитивам динамику. Диапозитивы можно демонстрировать в том порядке, который соответствует методике изложения материала, принятой учителем.
Необходимость затемнения помещения при демонстрации диапозитивов усложняет процесс наблюдения и вызывает быструю утомляемость дошкольников.
Особое место среди статичных экранных средств занимает диафильм, который, в отличие от отдельных транспарантов и слайдов, обладает динамичностью. Она обусловлена тем, что в диафильме кадры связаны друг с другом и образуют систему логически взаимосвязанных образов, данных в развитии. Если диапозитивы — это картинки к рассказу, то диафильм - это рассказ в картинках. Поэтому он занимает промежуточное положение между диапозитивом и кинофильмом: от диапозитива диафильм взял статичность, позволяющую рассматривать изображение так долго, сколько это требуется для его объяснения, а от кинофильма — динамику, позволяющую проследить главные фазы изучаемого явления.
Звуковые средства обучения наряду с диафильмами считаются наиболее часто используемыми техническими средствами обучения и воспитания. Магнитная запись открывает гораздо более широкие педагогические возможности, нежели грамзапись. Применение звукозаписи для развития устной речи дошкольников помогает воспитателю зафиксировать ее, выявить неуловимые для детей при произношении ошибки, проанализировать и устранить их.
Точная запись устной речи при обучении дает возможность воспитателю сделать ее у дошкольников более правильной и выразительной, отработать интонации, темп, добиться умения применять паузы и другие приемы, исправить содержательные ошибки. Звукозапись используют и при изучении грамматики, в особенности тех разделов синтаксиса, где важна интонация, так как от нее зависит правильная расстановка знаков препинания.
Учебный кино или видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность.
Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереально представить при словесном изложении с использованием других средств обучения.
Эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных выразительных возможностях фильма, позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чувства зрителя, вовлекающих его в действие, происходящее на экране.
Темп предъявления информации с экрана задается его создателями, и зритель может только приспособиться к нему, или весь фильм надо разбить на фрагменты и показывать их с определенными паузами.
Управление процессом восприятия информации с экрана определяется не только темпом ее подачи, но и логикой изложения, использованными средствами съемки, выделением общего, среднего и крупного планов вплоть до их детального изображения, дикторским текстом, включенными кадрами анимации и др. Зритель ничего изменить не может.
Целостность и законченность экранно-звукового пособия состоит в том, что оно в принципе подготовлено для использования как основной источник информации и поэтому содержит логически целостную информацию с определенной методикой ее подачи.
Одним из современных способов хранения информации является видеозапись. Проникновение видеозаписи в сферу образования качественно изменяет содержание, методы и организационные формы обучения. Педагогически целесообразное использование видеозаписи позволяет усиливать интеллектуальные возможности учащихся, воздействуя на его память, эмоции, мотивы, интересы, создает условия для перестройки структуры его познавательной и производительной деятельности. В результате изменяется роль педагога, основной задачей которого становится поддержание и направление развития личности детей, их творческий поиск и организация их совместной работы.
Видеозапись является новым этапом освоения распространенного в обществе источника информации. Традиционное обучение и обучение с применением новых технологий начинается с восприятия. При традиционном обучении знания, которые передает воспитатель на занятии, часто выражены в словесных символах. Дошкольник, слушая рассказ воспитателя, переводит слово в образы силами своего воссоздающего воображения. Запас данных, из которых он строит представление, часто скуден, а воображение индивидуально и неконтролируемо. Видео раздвигает пространство, позволяет увидеть каждому то, что при рассказе воспитателя он создавал средствами своего воображения. Экранное изображение оказывает воздействие на закономерности восприятия.
Аудиовизуально поданный материал по-иному осмысливается, чем материал, изложенный воспитателем. Здесь большое значение имеют психологические особенности восприятия телеизображения. Наукой доказано, что одним из конституирующих свойств человеческой речи является ее эмоциональность.
Использование наглядности позволяет сформировать у ребенка правильное представление о предмете, явлении, законе который он изучает. Аудиовизуальные пособия демонстрируемых объектов позволяет детям увидеть в каждом объекте именно то, что является главным и общим для всех данных предметов и, пропуская при этом мелкие частные подробности, и только вопросами и указаниями можно вести глаз ребенка по воспринимаемому объекту. Сочетание чувственного и словесного необходимо, для того чтобы дети научились в единичном видеть общее, а через части – целое.
Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.
Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения технических средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы (или как бы их синтетическое воздействие) обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью технических средств обучения, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, создающей эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению, к абстрагированию.
Вместе с тем психологи указывают, что хотя весь анатомо-физиологический аппарат, необходимый для осуществления процесса восприятия готов к работе уже на первом году жизни ребенка, однако нужна длительная и систематическая работа по обучению детей правильным и рациональным способам чувственного познания окружающей действительности.
Готовность зрительного, слухового и двигательного механизма является лишь возможностью развития осмысленного, целенаправленного и правильного восприятия и наблюдения ребенком как отдельных явлений и предметов, так и целых их компонентов. Таким образом, в процессе обучения следует использовать практические действия самого ребенка, его чувственное познание и речь. При этом необходимо руководить восприятием, упражнять ребенка в анализе предмета с целью его более полного, осмысленного и целостного восприятия.
Однако, в целом ряде исследований подчеркивается, что долго задерживаться на использовании наглядности в обучении уже знакомого материала не следует, так как это задерживает переход ребенка к самостоятельному созданию образа предмета, к обобщению и оперированию отвлеченным содержанием, а следовательно, задерживает развитие у ребенка абстрактного мышления.
Принцип наглядности остается одним из главных и ведущих принципов дидактики. Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них:
1. Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче, быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
2. Помните – дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.
3. Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.
4. Никогда не ограничивайтесь наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.
5. Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
6. Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.
7. Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
8. Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.
9. Старайтесь сами изготовлять вместе с учащимися наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.
10. Научно обоснованно применяйте современные средства наглядности: телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию, компьютерные презентации и др.; в совершенстве владейте ТСО, методикой их использования.
11. Применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
12. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.
13. С возрастом учащихся предметная наглядность должна более уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.
14. Помните, что наглядность – сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.
15. При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.
2. Содержание, методы и приемы формирования умения рассказывать у детей седьмого года жизни с помощью аудиовизуальных средств
2.1 Состояние проблемы формирования умения рассказывать у детей седьмого года жизни
Для изучения особенности формирования умения рассказывать у детей седьмого года жизни мы провели исследование на базе МДОУ д/с № 4 село Троицкое. В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет): 9 мальчиков и 11 девочек.
Целью констатирующего этапа исследования было установить уровень умения рассказывать у детей седьмого года жизни.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии сформированности умения рассказывать у детей седьмого года жизни;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику уровня сформированности умения рассказывать у детей седьмого года.
Методы исследования на констатирующем этапе:
1. Диагностическое исследование уровня сформированности умения рассказывать у детей седьмого года
2. Беседа с воспитателями обследуемой группы.
3. Анализ календарных планов работы воспитателей группы.
Для определения уровня сформированности умения рассказывать у детей седьмого года жизни использованы критерии, предлагаемые в своих исследованиях Т.А. Ладыженской, О.С. Ушаковой [ 24]:
· владение грамматическим строем речи;
· большой словарный запас;
· умение составлять связные высказывания при пересказе готового текста и на предложенную тему;
· создание самостоятельного высказывания;
· разнообразнее типов связей между предложениями, внутри предложений и между словами;
· плавность изложения, которая является критерием связности изложения текста;
· незначительное количество остановок, пауз, срывов, запинок.
Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены четыре уровня связной речи, предложенные в своих исследованиях Т.А. Ладыженской, О.С. Ушаковой [ 24].
1 уровень - высокий. Тема раскрыта. Начальное предложение определяет главных героев, события, вводит в сюжет. Рассказы композиционно завершены. Текст излагается последовательно. Используются разнообразные типы связи. Количество пауз и повторов не больше двух. Рассказ самостоятельный. В тексте можно выделить 10-12 предложений. – 4 балла
2 уровень - выше среднего. Повествование композиционно завершено. Содержание раскрывается частично и излагается последовательно. Дети используют разные виды связи, но доминирующей является цепная-местоименная. Количество пауз и повторов 2-3. Рассказ самостоятельный. В тексте можно выделить 6-8 предложений. – 3 балла
3 уровень - средний. Повествование характеризуется частичной композиционной завершенностью (нет начала или конца). Содержание раскрывается частично, имеются нарушения последовательности. Используется в основном формальная и цепная-местоименная связь. Наблюдаются повторы слов, фраз, предложений (3-4). Рассказ составлен с помощью взрослого. В тексте выделяется 4-5 предложений. – 2 балла
4 уровень - низкий. Дети пытаются составить рассказ, но ограничиваются отдельными предложениями без начала и конца. Присутствует лишь формальная связь. Количество повторов и пауз более пяти. В тексте 1-3 предложения. – 1 балл
С целью изучения особенности формирования умения рассказывать у детей седьмого года жизни мы использовали следующие методики (Т.А. Ладыженская, О.С. Ушакова) [24]:
Методика 1.
Цель: Составление рассказа по сюжетной картинке.
Оборудование: иллюстрация к сказке.
Инструкция: Попросить ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать что на ней нарисовано. Не задавать малышу наводящие вопросы.
Попросить ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное. Как вариант, попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их.
Методика 2.
Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Оборудование: серия сюжетных картинок Забавные истории В. Сутеева.
Инструкция: Предложить ребенку самостоятельно разложить картинки, установив последовательность событий (для определения причинно-следственных, логических связей между событиями).
По результатам изучения развития связной речи у детей седьмого года жизни при выполнении предложенных заданий на данном этапе
В зависимости от общего количества баллов установлено было три уровня умений:
Высокий уровень – 8 баллов
Выше среднего – 7-6 баллов
Средний уровень – 5-4 балла
Низкий уровень – 3-2 балла
Количественный анализ результатов констатирующего этапа исследования формирования умения рассказывать у детей седьмого года жизни представлен в таблицах № 1, № 2 и диаграмме (рис. 1)
Таблица 1 Сводный протокол изучения уровня сформированности умения рассказывать у детей седьмого года жизни (констатирующий этап)
№ п/п | Ф. И. ребенка | Методика 1 | Методика 2 | Общий балл | Уровень |
1 | Саша К. | 3 | 3 | 6 | В/среднего |
2 | Артем В. | 3 | 2 | 5 | Средний |
3 | Коля В. | 3 | 2 | 5 | Средний |
4 | Дима С. | 2 | 2 | 4 | Средний |
5 | Толя В. | 2 | 3 | 5 | Средний |
6 | Данил Н. | 1 | 1 | 2 | Низкий |
7 | Дима М. | 2 | 1 | 3 | Низкий |
8 | Паша Р. | 3 | 3 | 6 | В/среднего |
9 | Рома Т. | 2 | 1 | 3 | Низкий |
10 | Алена У. | 3 | 4 | 7 | В/среднего |
11 | Диана К. | 3 | 3 | 6 | В/среднего |
12 | Лиза М. | 3 | 2 | 5 | Средний |
13 | Настя В. | 2 | 2 | 4 | Средний |
14 | Оля С. | 1 | 1 | 2 | Низкий |
15 | Наташа В. | 2 | 1 | 3 | Низкий |
16 | Даша Н. | 1 | 1 | 2 | Низкий |
17 | Полина Ж. | 3 | 3 | 6 | В/среднего |
18 | Даша Р. | 2 | 2 | 4 | Средний |
19 | Аня Т. | 3 | 3 | 6 | В/среднего |
20 | Галя З | 2 | 3 | 5 | Средний |
Таблица 2. Уровень сформированности умения рассказывать у детей седьмого года жизни (констатирующий этап)
Низкий | Средний | Выше среднего | Высокий | |
Кол-во детей | 6 | 8 | 6 | 0 |
% | 30 | 40 | 30 | 0 |
Для наглядности результаты констатирующего этапа исследования сформированности умения рассказывать у детей седьмого года жизни приведены в диаграмме (рис 1.)
Рисунок 1. Уровень развития умения рассказывать у детей седьмого года жизни (констатирующий этап)
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что высокий уровень сформированности умения рассказывать не получил ни один ребенок. Следует отметить, что Алена У. во время составления рассказа по серии сюжетных картинок не только самостоятельно разложила картинки установив причинно-следственные связи (с данным заданием справились практически все дети), но и в речи ребенка прослеживалась содержательность, свои предложения в речи Алена У выстраивала последовательно, логично, точно, а также употребляла в своей речи выразительные слова, словосочетания. Поэтому результат Алены У. по данной методике 4 балла, но при составлении рассказа по сюжетной картинке уровень Алены У. был выше среднего, но не высокий. Ребенку не хватало логической цепочки из картинок, чтобы составить рассказ более чем из 6 предложений. Стоит отметить, что повествование было композиционно завершено. Алена У использовала разные виды связи, но доминирующей являлась цепная-местоименная. Рассказ был самостоятельный. Алена У. Единственный ребенок, набравший в сумме 7 баллов.
Уровень выше среднего также показали Саша К., Паша Р, Диана К., Полина Ж., Аня Т., набравшие в сумме по 6 баллов. Таким образом, уровень выше среднего показало 6 детей, что составило 30 % от количества испытуемых. Данные дети составили рассказ самостоятельно. В рассказе были использованы слова точные по смыслу. Дети строили фразы в целом грамматически правильно. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная. Повествование композиционно завершено. Но содержание раскрывалось частично. Количество пауз и повторов не более 3. В тексте можно было выделить 6-8 предложений.
Средний уровень показали Артем В., Коля В., Дима С., Толя В., Лиза М., Настя В., Даша Р., Галя З., набравшие в сумме от 4 до 5 баллов. Таким образом, средний уровень показало 8 детей, что составило 40 % от количества испытуемых. В речи детей прослеживалась коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствовала содержательность, логичность, последовательность.
Повествование характеризуется частичной композиционной завершенностью (нет начала (Артем В.) или конца( Коля В., Дима С., Толя В)). Содержание детьми раскрывается частично, имеются нарушения последовательности (Коля В., Настя В., Даша Р., Галя З.). Используется в основном формальная и цепная-местоименная связь (Дима С., Толя В., Галя З.). Наблюдаются повторы слов, фраз, предложений (3-4). У Димы С., Насти В., Даши Р. рассказ составлен с помощью взрослого. В тексте выделяется 4-5 предложений.
Низкий уровень показали Данил Н., Дима М., Рома Т., Оля С., Наташа В., Даша Н., набравшие в сумме от 2 до 3 баллов. Таким образом, низкий уровень показало 6 детей, что составило 30 % от количества испытуемых.
Данил Н., Дима М., Рома Т., Оля С., Наташа В., Даша Н. пытаются составить рассказ, но ограничиваются отдельными предложениями без начала и конца. Присутствует лишь формальная связь (Данил Н., Оля С., Даша Н.). Количество повторов и пауз более пяти. В тексте 1-3 предложения.
В рассказе детей логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность не прослеживается (Рома Т., Оля С., Наташа В.). А также в своей речи Данил Н., Оля С., Наташа В. употребляют простые не сложные предложения. Главная причина низкого уровня – поверхностное восприятие картины, неумение охватить мысленным взором ее детали и установить связи между ними.
Данные констатирующего этапа исследования показали, что дети не всегда могут правильно передать содержание доступного для них художественного произведения, т.к. у них наблюдается недостаточно конкретных представлений по его содержанию, или же эти представления неточны. Общими недостатками являются бессвязность, длительные и частые паузы.
Данные констатирующего этапа исследования свидетельствуют о необходимости проведения обучения с целью формирования умений.
Результаты констатирующего этапа исследования были нами учтены при разработке программы работы с использованием экранных и звуковых пособий по формированию умения рассказывать у детей седьмого года жизни.
2.2. Опыт экспериментального обучения детей седьмого года жизни рассказыванию с использованием экранных и звуковых пособий
В экспериментальном обучении проверялись педагогические условия использования экранных и звуковых пособий при обучении старших дошкольников рассказыванию.
Содержание и методика формирующего этапа исследования определялись задачами:
1. обогащать знания детей об окружающих предметах и явлениях, и соответствующий словарь, развивать смысловую сторону речи, понимание и употребление слов в соответствии с контекстом;
2. активизировать в речи детей глаголы и прилагательные, необходимые для высказывания; дать представления о различных способах соединения предложений в тексте;
3. на доступном материале дать представления о последовательности высказывания: начало, середина, конец;
4. формировать навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи: понимать тему, выражать мысли в определенной последовательности;
5. отбирать лексический материал, и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией высказывания;
6. использовать разнообразные синтаксические конструкции.
Эти задачи решались на базе МДОУ д/с № 4 село Троицкое в процессе подгрупповых и индивидуальных занятий в подготовительной к школе группе, на которых создавались условия для высокой речевой активности детей, формировался интерес к обучающим занятиям. Проводились игровые речевые упражнения на развитие словаря, умения строить предложения, инсценировки с игрушками, которые сопровождались рассказами воспитателя, высказываниями детей.
Экспериментальное обучение включалось в педагогический процесс дошкольного учреждения. В нем использовались общепринятые формы организации: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Осуществлялась активная работа по обогащению содержания детской речи. Речевые занятия были тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, разными видами деятельности (сюжетно-ролевыми играми, играми-драматизациями, инсценированием и рисованием).
Параллельно обогащался детский словарь. Особое внимание уделялось глаголу, поскольку в повествовании, как подчеркивают лингвисты, он выступает в качестве основного средства развития сюжета.
На протяжении всего обучения большое внимание уделялось развитию связности речи внутри диалога. В повседневном общении и на обучающих занятиях создавались коммуникативные мотивированные ситуации, которые требовали от детей развернутых сообщений.
Широко использовался наглядный материал как средство достижения связности речи. Мы использовали диафильмы и диапозитивы при чтении сказок, рассказов, во время бесед с детьми. Кадры на экране привлекают внимание детей, повышают интерес к теме, активизируют мыслительную деятельность, позволяют получить образные представления о художественных произведениях. Диафильмы мы использовали в тех случаях, когда необходимо было проиллюстрировать сказку или рассказ. Диапозитивы нашли большее применение в процессе проведения бесед с детьми и творческого рассказывания. Серия диапозитивов по конкретной теме дала нам возможность более маневренно и свободно их использовать, демонстрируя оптимальное количество кадров с учетом подготовленности детей, основной учебной задачи и больше времени уделяли непосредственной беседе с воспитанниками.
Демонстрацию диафильмов и диапозитивов мы проводили в середине занятия после небольшой вступительной беседы с детьми. Но иногда организовывали показ и в начале занятия в случаях, когда стояла задача заинтересовать детей, увлечь, нацелить их внимание на определенный объект или явление, когда задача стояла составить рассказ на эту тему.
Для эффективного использования диафильмов и диапозитивов мы сочетали экранное изображение со словом воспитателя в следующих формах:
· Чередование демонстрации с объяснением воспитателя;
· Объяснения по ходу демонстрации;
· Демонстрация с последующей беседой по содержанию просмотренного;
· Направляющая (установочная) беседа с детьми и последующая демонстрация.
Диафильмы, требующие от детей более напряженной работы, мы демонстрировали после чтения текста. По этому принципу мы работали со следующими учебными диафильмами и диасериями для дошкольников: Красная Шапочка, Три медведя, Еж и заяц, Маша и медведь и др.
В ознакомлении дошкольников со структурой связного высказывания особое место отводилось заданиям на пересказ знакомых сказок с использованием диафильмов, просматриванию и игровым упражнениям с серией диапозитивов с последовательно развивающимися действиями. Дети последовательно описывали их содержание. Пособие было разработано таким образом, что они имели возможность проверить правильность выполнения заданий.
В конце этапа, кроме подгрупповых, проводились фронтальные занятия, на которых знакомили детей с разными вариантами начала и окончания сказок, рассказов на материале готовых литературных произведений и серии диапозитивов к ним. Дети пересказывали сказки, рассказы и отдельные их части.
В результате обучения дошкольники стали проявлять большую самостоятельность в последовательном расположении картинок, правильно понимать слова с чего начинается рассказ, чем заканчивается, переносили детские игры и игровые ситуации в самостоятельную деятельность.
На протяжении всего обучения на данном этапе широко использовались логико-синтаксические схемы высказывания, которые помогали осваивать детям разные способы внутритекстовых связей. Продолжалась работа над всеми сторонами речи, детей учили подбирать антонимы, синонимы для характеристики объектов, персонажей, действий.
Рассмотрим работу по развитию связной речи на примере использования диафильма по рассказу В. Осеевой Волшебное слово.
Цель такой работы – учить детей пересказывать содержание близко к тексту, воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение к людям.
В кадрах диафильма изображены различные ситуации, в которые попадает главный персонаж — Павлик, и поставлены вопросы, отвечая на которые дети фактически пересказывают авторский текст. Но сочетание изобразительного ряда со словесным мы построили таким образом, чтобы дети не только воспроизводили текст, но и выражали свое отношение к происходящему. Этому способствуют и выразительность рисунков, и формулировки вопросов (Как вы думаете? Справедливо ли?.. ит. п.). Заканчивается диафильм четырьмя кадрами, не имеющими, казалось бы, прямой связи с рассказом. В них показаны случаи из жизни детей: мальчик вырывает у девочки мяч; мальчик дарит девочке цветы; дети пускают кораблики в ручейке, у мальчика сломался кораблик, он огорчен; девочка починила кораблик и вернула товарищу. Радостный, он благодарит девочку. Эти кадры предваряет обращение к маленьким зрителям: Ребята! Мы рассказали вам о Павлике. А теперь посмотрите на эти рисунки и скажите, о чем они. Не бывает ли и с вами так?
Мы предлагали детям рассказать о том, что они увидели, сопоставить данные ситуации со случаями из их личного опыта, а затем дать свою оценку. В конце занятия мы спрашивали у дошкольников, какие еще волшебные слова они знают, как называют человека, который в общении с другими людьми употребляет волшебные слова, как и чем отвечают люди на вежливое обращение (улыбкой, добрым отношением, хорошими поступками), как чувствуют себя люди, разговаривая с вежливым и внимательным человеком. Таким образом, используя этот диафильм на занятии по развитию речи, мы имели возможность решать одновременно и задачи нравственного воспитания.
Работа по содержанию диафильма после его просмотра может проводилась в разных формах: описание детьми понравившихся кадров, эпизодов; составление вопросов к фрагментам или отдельным кадрам; краткое изложение сюжета и его домысливание; ответы на вопросы, поставленные в ходе демонстрации; рисование (по памяти) отдельных кадров. Выполнение ребенком перечисленных заданий способствует развитию памяти, воображения, формированию умения мыслить самостоятельно. Ведь прежде чем ответить на вопросЧто тебе понравилось и почему?, ребенок как бы заново пропускает перед мысленным взором увиденное, восстанавливая его в памяти, сопоставляет, оценивает, выбирает.
Повторный показ — один из наиболее ценных приемов использования диафильмов и диапозитивов. При этом мы учитывали возрастные возможности детей и их речевую подготовленность. Старшим дошкольникам мы давали следующие задания: проанализировать содержание и озаглавить фрагменты; придумать другую концовку фильма; сравнить литературный текст и экранизацию и др.
Интересным и эффективным был такой прием, как составление детьми рассказов по отдельным (опорным) кадрам из диафильмов по знакомым детям литературным произведениям. Мы показывали на экране фрагменты, а дошкольники вспоминают названия сказок, стихотворений, рассказов, описывают ситуации, в которые попадают герои.
Особенно эффективны учебные диафильмы и диасерии были в тех случаях, когда нужно раскрыть перед детьми какие-то социальные явления в их взаимосвязи. Рассмотрим это на примере занятии с использованием диафильма для старших дошкольников О чем рассказало письмо. Цель диафильма — показать детям, как с помощью письма — одного из самых распространенных средств общения — можно рассказать другому человеку о своих мыслях, чувствах, впечатлениях; вызвать интерес к событиям, происходящим в родной стране, уважение к людям труда, чувство симпатии к сверстникам и взрослым других национальностей.
В основе диафильма лежит небольшой сюжет о девочке Тане, которая вместе с родителями уезжает в Сибирь. Новый детский сад, новые друзья, строящийся город, незнакомые природа и условия жизни (тайга, олени, езда на собачьих упряжках) производят на Таню огромное впечатление. Ей хочется поделиться увиденным со своими друзьями, оставшимися в московском детском саду. Но как это сделать? И Таня просит маму помочь ей. Мама предлагает дочке нарисовать все, о чем она хотела бы рассказать. Мама пишет письмо, а девочка рисует. Условно ее рисунки можно озаглавить так: На стройке, Катание на собачьей упряжке, Семья хантов в национальной одежде. Письмо мамы заканчивается словами: Дорогие ребята! Посмотрите внимательно на Танины рисунки и расскажите, что на них нарисовано. До свидания. Запечатав рисунки и письмо в конверт, Таня с мамой опускают его в почтовый ящик. И письмо отправляется в дальний путь: аэросани доставляют почту в аэропорт, оттуда самолетом — в Москву и, наконец, почтальон приносит письмо в детский сад, где ребята с интересом знакомятся с ним, а затем обсуждают, что написать Тане в ответ.
В структуре диафильма следует отметить некоторые композиционные особенности. Собственно Танины рисунки повторяются в фильме дважды. При первом предъявлении они смонтированы в одном кадре, при повторном каждому рисунку посвящен отдельный кадр. Кадры не содержат текста, так как предназначены для самостоятельных ответов детей. Это дало нам возможность творчески построить работу с детьми, например, предложить дошкольникам подробно рассказать о содержании рисунков (кадров), дополнить эти рассказы литературным материалом, впечатлениями из фильмов, телепередач, личного опыта и т. п.
Преподнесение экранного и словесного материала в данном диафильме осуществляется таким образом, чтобы в течение всей демонстрации дети выполняли мыслительные поисковые действия, т. е. активно работали (строили ответы на вопросы, дополняли, вспоминали, сопоставляли, домысливали и т. д.).
Звуковые средства - магнитофонные записи, CD - проигрыватели используются в основном на занятиях по родному языку, ознакомлению с живой и неживой природой, музыкальных и физкультурных.
Наблюдая за реакцией детей в процессе прослушивания и в дальнейшем за их деятельностью, проявлением интересов, мы можем отметить, что звуковые средства служат для ребенка как бы толчком к глубокой аналитической работе, учат его наблюдательности, воспитывают умение систематизировать и сопоставлять целый ряд фактов и зависимостей, т. е. умение размышлять. А так как содержание ребенок воспринимает на слух, особенно стимулируется развитие воображения — все происходящее он представляет себе образно. Поэтому музыкально-литературные композиции, сказки, целесообразно включать в систему занятий с детьми.
Для полноценного восприятия передачи важны отсутствие отвлекающих посторонних шумов, определенный настрой детей, их заинтересованность. Поэтому во время вступительной беседы мы знакомили дошкольников с основными моментами сказок, с характером музыки, поступками героев. Если материал знаком детям, мы задавали вопросы по содержанию рассказа (сказки), об авторе, о других известных им произведениях этого писателя.
Опыт показывает, что привлечение наглядности, дополняющей восприятие радиопередачи, помогает ребенку лучше запомнить ее, сильнее почувствовать красоту художественного слова. Такую работу можно провести и после прослушивания. Например, прозвучала сказка Царевна-лягушка. Далее мы выставляли перед детьми серию иллюстраций Е. Рачева и предлагает пересказать соответствующие отрывки.
Нередко после прослушивания передачи дети по своей инициативе начинали подражать голосу ведущего или понравившегося им персонажа, выразительно пересказывают сказку (читают наизусть стихотворение), рисуют по мотивам произведения. Учитывая такую потребность детей в активной деятельности, мы специально организовывали ее.
Прослушивание литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова на занятиях по развитию речи воспринимается детьми с большим эмоциональным подъемом, развивает у них способность глубоко проникать в содержание, сопереживать, эстетически наслаждаться; воспитывает любовь к родному языку, желание научиться читать выразительно.
Хорошие результаты при обучении дошкольников рассказыванию дает использование магнитофона. С его помощью мы записывали выступления детей, а затем организовали совместное прослушивание, акцентируя внимание дошкольников на смысловых ошибках. Наличие магнитофона позволяло нам приготовить любую необходимую для работы запись.
Работа с детьми по развитию связной речи показала, что наибольший эффект достигается при комплексном использовании экранно-звуковых средств. В зависимости от целей и задач, которые мы ставили перед собой, экранно-звуковые средства могли применяться на занятии одновременно и поочередно. Первую форму мы использовали, когда нужно активизировать чувства, эмоции ребенка, вторая — когда требовалось показать детям, как одно и то же явление может быть отражено в разных видах искусства.
Например, решая первую задачу, мы в процессе обобщающей беседы об осени одновременно включали проектор и CD -проигрыватель. При этом музыкальный фон как бы накладывается на восприятие изображения. Звучание Осенней песни П. И. Чайковского еще сильнее подчеркивает задушевность, мягкость пейзажа картины Золотая осень И. С. Остроухова. Совсем другая музыка — быстрая и жизнерадостная — Апрель. Подснежник П. И. Чайковского сопутствует картине Весна. Большая вода И. Левитана. В дальнейшем, вспоминая зрительные образы и звучавшую в тот момент музыку, дети семилетнего возраста очень тонко передавали свое состояние.
Их высказывания свидетельствовали о том, что музыка, сопровождавшая экранное изображение, активизировала восприятие, помогла выделить главное, способствовала расстановке определенных акцентов (Когда я смотрела на картину и слушала музыку, мне казалось, что веточка клена, та, которая совсем-совсем близко, покачнулась и немножко наклонилась ко мне. Мне так хорошо было, даже захотелось войти туда; Когда звучала музыка, мне показалось, что вода на картине переливается, а рядом еще бегут ручейки, и воды становится все больше, больше).
Решая вторую задачу — показывали детям, как одно и то же явление может быть изображено в музыкальном произведении, рисунке, стихотворении, воспитатель демонстрирует фрагмент диафильма Сказка о царе Салтане А. С. Пушкина и выразительно читает текст: Он над ней жужжит, кружится, Прямо на нос ей садится, Нос ужалил богатырь... После просмотра мы предлагали дошкольникам послушать Полет шмеля из оперы Сказка о царе Салтане Н. Римского-Корсакова и подумать, какой образ отразил композитор в музыке.
Или же в процессе беседы о весне, описывая, как весело звенят и грохочут весенние ручьи, мы включали магнитофонную запись с музыкой П. И. Чайковского Апрель. Затем предлагали: А теперь послушайте, как об этом сказал поэт Сергей Есенин:
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей...
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
(Черемуха.)
Таким образом, умелое комплексное использование экранных и звуковых средств позволяло воспроизвести и раскрыть сложное содержание, сделав его понятнее и доступнее для ребенка.
Наблюдения показывают, что на одном занятии целесообразно использовать не более трех видов экранных и звуковых средств. Структура таких занятий должна определяться следующими факторами: смена видов восприятия и равномерное распределение нагрузки на различные анализаторы; постоянная активизация мыслительной, речевой, музыкальной деятельности детей путем обращения к их опыту; наличие для каждого организационно-структурного момента определенного содержания и решения (экранное, словесное или музыкальное). Желательно, чтобы динамичные моменты чередовались со спокойными, музыка — со зрительными образами, а ответы детей предваряли последующую демонстрацию на экране (художественное чтение) или подкреплялись ею.
Реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных экранных и звуковых пособий положительно повлияла на уровень самостоятельности и связности высказываний детей, обогатила представления детей о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое. Об этом свидетельствуют данные контрольного этапа исследования, в ходе которого: выявлялась динамика нарастания связности речи у детей седьмого года жизни в результате формирования умения рассказывать с использованием аудиовизуальных пособий.
2.3 Уровень проявления умения рассказывать под влиянием экранных и звуковых пособий
В контрольном этапе исследования были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. Результаты представлены в таблицах №3, № 4 и диаграмме (рис. 2)
Таблица 3Сводный протокол изучения уровня сформированности умения рассказывать у детей седьмого года жизни(контрольный этап)
№ п/п | Ф. И. ребенка | Методика 1 | Методика 2 | Общий балл | Уровень |
1 | Саша К. | 4 | 4 | 8 | Высокий |
2 | Артем В. | 3 | 3 | 6 | В/среднего |
3 | Коля В. | 4 | 3 | 7 | В/среднего |
4 | Дима С. | 3 | 3 | 6 | В/среднего |
5 | Толя В. | 3 | 3 | 6 | В/среднего |
6 | Данил Н. | 2 | 1 | 3 | Низкий |
7 | Дима М. | 3 | 3 | 6 | В/среднего |
8 | Паша Р. | 4 | 4 | 8 | Высокий |
9 | Рома Т. | 3 | 2 | 5 | Средний |
10 | Алена У. | 4 | 4 | 8 | Высокий |
11 | Диана К. | 4 | 4 | 8 | Высокий |
12 | Лиза М. | 4 | 4 | 8 | Высокий |
13 | Настя В. | 3 | 2 | 5 | Средний |
14 | Оля С. | 3 | 3 | 6 | В/среднего |
15 | Наташа В. | 3 | 2 | 5 | Средний |
16 | Даша Н. | 2 | 1 | 3 | Низкий |
17 | Полина Ж. | 4 | 4 | 8 | Высокий |
18 | Даша Р. | 3 | 4 | 7 | В/среднего |
19 | Аня Т. | 4 | 4 | 8 | Высокий |
20 | Галя З | 4 | 4 | 8 | Высокий |
Таблица 4.Уровень сформированности умения рассказывать у детей седьмого года жизни(контрольный этап)
Низкий | Средний | Выше среднего | Высокий | |
Кол-во детей | 2 | 3 | 7 | 8 |
% | 10 | 15 | 35 | 40 |
Для наглядности результаты констатирующего этапа исследования сформированности умения рассказывать у детей седьмого года жизни приведены в диаграмме (рис 2.)
Рисунок 2. Уровень развития умения рассказывать у детей седьмого года жизни(контрольный этап)
Анализ результатов контрольного этапа исследования показал, что уровень развития умения рассказывать у детей седьмого года жизни повысился. Дети стали заинтересованней относиться к выполнению задания, рассказы стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение. Дети стали употреблять в речи распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные и сложносочиненные. В речи детей появились союзы, указывающие на причинные, временные и другие связи. В рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.
Сравнение результатов тестирования констатирующего и контрольного этапов исследования показывает положительную динамику развития умения рассказывать у детей седьмого года жизни благодаря использованию в работе экранных и звуковых пособий, что наглядно представлено в таблице № 5 и диаграмме (рис. 3).
Таблица 5Динамика развития умения рассказывать у детей седьмого года жизни (%)
Этап исследования | Низкий | Средний | Выше среднего | Высокий |
Констатирующий | 30 | 40 | 30 | 0 |
Контрольный | 10 | 15 | 35 | 40 |
Рисунок 3. Динамика развития умения рассказывать у детей седьмого года жизни по результатам контрольного и констатирующего этапа исследования
Таким образом, можно говорить о том, что у детей седьмого года жизни выявлялась динамика нарастания связности речи у детей седьмого года жизни в результате формирования умения рассказывать с использованием аудиовизуальных пособий.
Заключение
Мы выдвинули гипотезу, что формирование умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при использовании экранных и звуковых пособий.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами гипотезы, были поставлены следующие задачи:
Определили задачи исследования:
· Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
· Выявить основные педагогические условия использования экранных и звуковых пособий при обучении детей рассказыванию
· Изучить влияние этих пособий на процесс формирования умения составлять рассказ по картине.
В соответствии с задачами исследования, в первой главе курсовой работы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, рассмотрели педагогические условия использования экранных и звуковых пособий при обучении старших дошкольников рассказыванию.
Связная речь – совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Монолог более сложная форма речи. Это – связная речь одного лица, служащая для целенаправленной передачи информации. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Их существенными характеристиками являются связность, последовательность, логико-смысловая организация.
В основе использования технических средств обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Воспитатель вводит на занятии такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств ребенка, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.
Аудиовизуально поданный материал по-иному осмысливается, чем материал, изложенный воспитателем. Здесь большое значение имеют психологические особенности восприятия телеизображения. Наукой доказано, что одним из конституирующих свойств человеческой речи является ее эмоциональность.
Использование наглядности позволяет сформировать у ребенка правильное представление о предмете, явлении, законе который он изучает. Аудиовизуальные пособия демонстрируемых объектов позволяет детям увидеть в каждом объекте именно то, что является главным и общим для всех данных предметов и, пропуская при этом мелкие частные подробности, и только вопросами и указаниями можно вести глаз ребенка по воспринимаемому объекту. Сочетание чувственного и словесного необходимо, для того чтобы дети научились в единичном видеть общее, а через части – целое.
Аудиовизуальные средства как наглядность вызывают у детей живой интерес, дают образец выразительной речи и красочное световое изображение предмета или явления, о котором идет речь. Это соответствует необходимости вести обучение так, чтобы детям было интересно, чтобы затрагивались детские эмоции
Во второй части работы нами было проведено исследование формирования умения рассказывать у детей седьмого года жизни на базе МДОУ д/с № 4 село Троицкое. В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет): 9 мальчиков и 11 девочек.
Целью констатирующего этапа исследования было установить уровень умения рассказывать у детей седьмого года жизни.
С целью изучения особенности формирования умения рассказывать у детей седьмого года жизни мы использовали методики Т.А. Ладыженской, О.С. Ушаковой.
Данные констатирующего этапа исследования показали, что дети не всегда могут правильно передать содержание доступного для них художественного произведения, т.к. у них наблюдается недостаточно конкретных представлений по его содержанию, или же эти представления неточны. Общими недостатками являются бессвязность, длительные и частые паузы.
Результаты констатирующего этапа исследования были нами учтены при разработке программы работы с использованием экранных и звуковых пособий по формированию умения рассказывать у детей седьмого года жизни.
В экспериментальном обучении проверялись педагогические условия использования экранных и звуковых пособий при обучении старших дошкольников рассказыванию.
Содержание и методика формирующего этапа исследования определялись задачами: обогащать знания детей об окружающих предметах и явлениях, и соответствующий словарь, развивать смысловую сторону речи, понимание и употребление слов в соответствии с контекстом; активизировать в речи детей глаголы и прилагательные, необходимые для высказывания; дать представления о различных способах соединения предложений в тексте; на доступном материале дать представления о последовательности высказывания: начало, середина, конец; формировать навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи: понимать тему, выражать мысли в определенной последовательности; отбирать лексический материал, и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией высказывания; использовать разнообразные синтаксические конструкции.
Анализ результатов контрольного этапа исследования показал, что уровень развития умения рассказывать у детей седьмого года жизни повысился. Дети стали заинтересованней относиться к выполнению задания, рассказы стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение. Дети стали употреблять в речи распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные и сложносочиненные. В речи детей появились союзы, указывающие на причинные, временные и другие связи. В рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.
Сравнение результатов тестирования констатирующего и контрольного этапов исследования показывает положительную динамику развития умения рассказывать у детей седьмого года жизни благодаря использованию в работе экранных и звуковых пособий.
Гипотеза нашла свое подтверждение.
Библиографический список
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. – М.: 2007. - 400с.
3. Алхазишвили А.А. Психология обучения устной описательной речи. – М., 2003г.
4. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.
6. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – С-Пб: Союз, 2006.
7. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
8. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
9. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2006.
10. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004.
11. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: 2002
12. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: 2003.
13. Зимняя И.А. Психология обучения устной речи. – М., 2002г.
14. Каджаспирова Использование Технических средств в дошкольном образовании. – М.: Просвещение, 2001 г.
15. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М. Издательский центр Академия. 2007
16. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (страшийдошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.
17. Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения описательной речи. – М., 2003г.
18. Поддъяков Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2004.
19. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: 2006..
20. Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей // Основы общей психологии – Т.1 – М., 1999.
21. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. М.: Просвещение, 2007
22. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), М.: Просвещение, 2004
23. Смирнов А. В. Технические средства в обучении и воспитании детей. М.: Академия, 2005.
24. Сокин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: Сб. науч. трудов – М., 2008.
25. Сыч В. Д. Технические средства в детском саду. – М.: Просвещение, 2000 г.
26. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
27. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
28. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореф. дисс. д-ра пед. Наук. –М., 1996. – 40с.
29. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.Д. Речь человека в общении / Отв. ред. В.Д. Шадриков. – М.: 2009.
30. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению // Избр. психол. труды. – М., 1999.
31. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от 3 до 7 лет (о формировании предложений в речи детей). – М.: 2006. – 96с.