Формирование здорового образа жизни школьников девятого класса на уроках физической культуры

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие здорового образа жизни, его составляющие, средства и методы формирования. Обоснование эффективности внедрения в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию методики формирования здорового образа жизни школьников девятого класса.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУВПО «Сахалинский государственный университет»

Институт педагогики

Кафедра физической культуры и спорта

заочногообучения

Формирование здорового образа жизни

школьников девятого класса

на уроках физической культуры

Выпускная квалификационная работа

по специальности 05072065 – Физическая культура

Квалификация – педагог по физической культуре

Южно-Сахалинск, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников

1.1 Понятие здорового образа жизни, его составляющие

1.2 Содержание раздела «Основы знаний» комплексной программы по физическому воспитанию для учащихся 5-9 классов

1.3 Средства и методы формирования здорового образа жизни

школьников.

Глава II. Задачи, методы, организация исследования

2.1 Задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Организация исследования

Глава III. Обоснование эффективности внедрения методики формирования здорового образа жизни школьников 9-го класса МОУ сош № 22 г. Южно- Сахалинска

3.1 Характеристика методики формирования здорового образа жизни школьников 9 класса МОУ СОШ № 22 г. Южно-Сахалинска

3.2 Результаты исследования и их обсуждение

Выводы

Список использованной литературы


Введение

Актуальность исследования: не требует доказательств тот факт, что нормальное физическое развитие способствует и нормальному развитию таких качеств школьника, как память, внимание, высокие уровни устойчивости, восприятие, наблюдательность, умственная работоспособность. На занятиях по физическому воспитанию учащийся усваивает рациональные приемы жизнедеятельности, рациональных действий, правила личной и общественной гигиены, закаливания и т.п., что положительно влияет на умственное развитие, на процесс умственного воспитания, интеллект (2,3,23).

Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Помимо объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья(4,8).

В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения.

В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей и подростков в период их обучения в школе целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности(6,13).

Причиной повышенного внимания к здоровью школьников являются: недостаточная двигательная активность; низкий объем знаний, умений и навыков в области двигательной активности, а также низкий уровень информированности по формированию здорового образа жизни подростков. Учитывая вышеперечисленные недостатки, авторы В.И. Лях и Г.Б. Мейксон разработали «Комплексную программу по физическому воспитанию для учащихся I-XI классов общеобразовательных школ» (1996), которая включает в себя общее понятие о здоровом образе жизни и его слагаемые, о которых указывалось выше.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию школьников 9 класса.

Предмет исследования: средства и методы формирования здорового образа жизни школьников 9 класса.

Цель исследования: совершенствовать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию учащихся 9 класса общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: предполагаем, что внедрение в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию учащихся 9 класса МОУ СОШ № 22 г. Южно-Сахалинска экспериментальной методики по формированию здорового образа жизни, будет способствовать формированию у школьников знаний, умений и навыков о способах здорового образа жизни, воспитывать потребность в регулярной двигательной активности.

Практическая значимость: результаты нашего исследования могут быть использованы в процессе физического воспитания школьников учителями по физической культуре Сахалинской области.

Структура работы: работа состоит из 3 глав, выводов,4 таблиц, 3 рисунков, списка использованной литературы.


Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников

1.1 Понятие здорового образа жизни, его составляющие

Здоровый образ жизни — поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека. Здоровый образ жизни — это не только медицинская, но и социально-экономическая категория, которая зависит от развития производства и производственных отношений. Здоровый образ жизни связан с выбором человека позитивного, в отношении здоровья, стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом (1,3).

Здоровый образ жизни – показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек (22,17).

Применительно к подросткам необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам подросток может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле подросток пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом (9,13).

Гигиеническое обучение и воспитание является важным условием сохранения и укрепления здоровья и должно носить комплексный и непрерывный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям, направленным на:улучшение собственного физического и психического здоровья;отказ от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;критичное отношение к людям, наносящим ущерб своему и здоровью окружающих;сознательное участие в формировании здоровьесберегающейсреды.

Как показывают результаты исследований, более чем у половины учащихся школ не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены, а также наблюдается низкий уровень информированности причин употребления психоактивных веществ подростками. Следует также отметить, что качество применения этих навыков с возрастом снижается(8,14).

Многие программы для подростков по вопросам здорового образа жизни разрабатываются без участия специалистов и содержат спорные сведения по нетрадиционным методам оздоровления, неприемлемые для подростков.

Все это подтверждает необходимость анализа и пересмотра существующих программ гигиенического обучения и воспитания подростков как с точки зрения их содержания, так и предусматриваемых ими форм и методов обучения, для разработки и дальнейшего внедрения комплексных модульных программ, способствующих формированию здорового образа жизни подростков (20,22,26).

Принципы формирования здорового образа жизни:

Принцип актуальности. Этот принцип призван обеспечить учащихся, наиболее важной и своевременной информацией.Актуальность информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, задачами здравоохранения. Она отражаетпроблемы, связанные со здоровьем детей, экологией, социальными нормами и ценностями и т. д.

Принцип научности предусматривает осуществление теоретической и практической деятельности на основе научнообоснованных данных.В соответствии с этим принципом в воспитании подростков используются данные общественных наук (педагогики, психологии, социологии и др.), которые позволяют дать информацию в понятной, интересной для подростков форме (12,15).

При разработке программы по формированию здорового образа жизни особо важная роль принадлежит медицинской науке: информация должна соответствовать современному состоянию и последним достижениям медицины, быть научно обоснованной, объективной, достоверной, избегать высказываний, не имеющих научных доказательств (17,!8).

Принцип доступности предполагает соответствие содержания, методов, форм, средств обучения, интересам и потребностям подростка.Данный принцип предполагает оптимальный для усвоения объем информации. Важное значение для реализации принципа имеют дидактические подходы к изложению материала: переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, четкое формулирование обобщений и выводов. Доступность информации достигается также эмоциональной образной речью, отсутствием в ней непонятных медицинских терминов и наименований, использованием в качестве примеров жизненных фактов, применением наглядныхматериалов (9,11,14).

Принцип положительного ориентирования предполагает выработку типов поведения и стилей жизни, ориентированных на положительные, эталонные образцы, одобряемые в обществе.В соответствии с этим принципом значительное внимание уделяется позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье человека.Реализация данного принципа — показ положительных примеров — более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного, в отношении здоровья, поведения (23,25).

Принцип единства теории и практики предполагает возможность использования полученных подростком или группой подростков знаний на практике.Реализации принципа способствует иллюстрирование материалов, анализ причин поведения в различных ситуациях.

Принцип активного участия способствует устойчивому закреплению знаний и навыков здорового образа жизни, включающий качественный анализ. При этом учащиеся высказывают версии по предлагаемому вопросу и вырабатывают наиболее подходящую точку зрения на проблему в процессе ее обсуждения. Решают ситуационные задачи, с необходимостью выбора и принятия решения, ролевые (разминочные, сюжетные) игры, рисование газет на тему и т.п.

При проведении всевозможных тренингов и бесед нужно обязательно учитывать особенности, для формирования групп: пол; возраст; состояние здоровья; уровень информированности; потребности в той или иной информации и т. д.

Принцип индивидуального подхода предусматривает учет индивидуальных особенностей подростков. Необходимо, чтобы каждый подросток имел возможность получить индивидуальную консультацию по вопросам охраны и укрепления здоровья (14,24).

Принцип иллюстративности способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие.

Системность является предпосылкой формирования позитивных в отношении здоровья стилей жизни, а также способствует сознательной смене стиля жизни при изменении объективных условий.Реализация принципа возможна лишь в условиях координации деятельности всех учреждений и организаций,задействованных в воспитании подростков (школ, учреждений среднего профессионального обучения, высших учебных заведений, лечебно-профилактических учреждений, родителей, руководителей спортивных секций, организаторов внеклассной работы и т. д.).

Принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности подростков в вопросах здоровья, такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип является чрезвычайно важным, так как выступает в качестве основополагающего для изменения форм поведения и стилей жизни (9,19).

Этапы формирования устойчивых навыков здорового образа жизни:

Первый этап — выработка навыков использования той информации, которую подросток получает в повседневной жизни. В качестве примера можно привести знания о риске, связанном с табакокурением, личностное осознание ценности хорошего здоровья и т. д. Учитель может проводить на своих уроках групповые дискуссии и беседы. При проведении уроков очень важно принимать во внимание возрастно-психологические особенности ребенка (3,9,10).

Второй этап — изменение отношения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить подростка к принятию правильного решения на основе полученной информации. Он должен решить:являются ли вредные привычки серьезным риском для его здоровья;что он приобретет, отказавшись от вредных привычек (на пример, хорошее здоровье или успехи в спорте и учебе);что он в этом случае потеряет.

Важной частью здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои взгляды, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Поскольку формирование собственного стиля поведения в подростковом возрасте во многом базируется на поиске примера для подражания.На этом этапе обучения важно использовать, так называемые, положительные социальные ролевые модели.

Третий этап — принятие решения. Подросток должен самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни. Подросткам нужно научиться правильно, оценивать поступающую информацию. Они должны уметь сознательно сделать выбор в конкретной ситуации, взвесить все «за» и «против». Большую помощь на этом этапе оказывают ролевые игры.

Четвертый этап — подростком принято решение. Здесь очень важна поддержка родителей и учителей. Кроме целенаправленных занятий в школе, должны проводиться общешкольные мероприятия. Так, целесообразны организация конференций, конкурсов классных газет, например, по антитабачной пропаганде и т. п.

Тормозящим моментом в решении проблемы по формированию здорового образа жизни следует считать, традиционную структуру урока, которая сложилась давно, но, несмотря на множество инновационных разработок различных авторов, появившихся в последнее время, не претерпела существенных изменений.

Определенным сдерживающим моментом является выработанный годами стереотип ведения урока преподавателем.Школьные уроки физической культуры должны стать «привлекательными», интересными для подростков. Они не должны быть «нормативными».

Следует обратить пристальное внимание на существующие инновационные проекты по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Увеличение объемов занятий по физическому воспитанию до 3—5 часов в неделю практически во всех случаях способствует повышению уровня физической подготовленности и уровня здоровья подростков (5,8,11).

По-прежнему, ни федеральный, ни местный бюджеты не имеют средств на рекламу здорового образа жизни (физическая активность, правильное питание и др.). Причем не обязательно ее организовывать на телевидении. В нашем городепустуют рекламные щиты, на которых можно было бы разместить плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни.

По нашему мнению, в разработке программы по формированию здорового образа жизни подростков значительную роль должны сыграть волонтеры, пропагандирующие здоровый образ жизни, дающие необходимые знания по предупреждению наркомании, ВИЧ и т.п.

1.2 Содержание раздела «Основы знаний» комплексной программы по физическому воспитанию для учащихся 5-9 классов

В комплексной программе по физическому воспитанию учащихся I-XI классов (В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон, 1996) в разделе «основы знаний», особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни учащихся.

«Общее понятие о здоровье. Здоровый образ жизни и его слагаемые (оптимальный двигательный режим, закаливание, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек)…».

В программе по физическому воспитанию учащихся I-XI классов. В.И. Ляха 1996 год, в главе III «Формирование знаний по предмету «Физическая культура». Раздел «основные требования к методике формирования знаний»:

«Основы знаний о личной гигиене сна, питания, труда и отдыха. Понятие личной гигиены объединяет широкий круг вопросов. Это и рациональный распорядок дня (сочетание труда и отдыха), уход за телом и полостью рта, отказ от вредных привычек, полноценное питание и сон. Вредные привычки в виде курения, употребления алкогольных напитков и наркотиков оказывают пагубное влияние на организм подростков. Употребление алкоголя и наркотиков приводит к деградации личности, тормозит физическое развитие, приводит к серьезным изменениям в психике и многочисленным болезням внутренних органов».

На прошедшей в конце года совместной коллегии областных чтений департамента здравоохранения, образования и центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора речь шла о здоровье детей и подростков, о пропаганде здоровых привычек и профилактике заболеваний. Именно подрастающее поколение должно стать носителями нового отношения к жизни. По мнению специалистов, понятие здоровый образ жизни складывается на 50% из условий, в которых находится человек, а на остальные 50 % – из знаний, как сохранить свое здоровье. Сегодня уровень этих знаний у детей находится, к сожалению, почти на нуле. Кроме разговоров о вреде курения и употребления алкоголя, и похвастаться нечем.

Принято решение с 2005 г. начать реализацию системы знаний, которые планируется внедрять, прежде всего, через школьные уроки, скорректировав программу такого предмета, как основы безопасности жизни, без увеличения нагрузки на учителей и учащихся.

Сегодня заинтересованные стороны занимаются организационной работой, «локомотивом», которой выступают областные центры санэпиднадзора и медицинской профилактики. Сформирована рабочая группа, будет создан координационный совет, к работе в котором планируется привлечь специалистов СахГУ, института усовершенствования учителей и других структур, способных оказать практическую помощь в выполнении намеченной программы. Есть идея создания учебного центра для подготовки школьных учителей, разработки методик преподавания основ здорового образа жизни, потому что, по мнению инициаторов масштабного внедрения в умы подрастающего поколения правильных привычек и определенных знаний, лучше педагога или воспитателя детского сада никто этого не сделает. Они знают, как преподнести знания ученику, чтобы он их усвоил.

Кроме этой, есть еще много интересных идей, и сегодня важно зарядить ими как можно больше единомышленников. База для претворения намеченного в жизнь есть, государство, наконец, осознало значимость проблемы здоровья нации, выдаются средства на оздоровительные мероприятия, спорт и т.д. Да и в обществе появляется понимание, что пора переводить стрелку образа жизни в сторону здоровья – главного условия того, чтобы быть успешным.

Нельзя сказать, что вопросы здорового образа жизни в детской среде сегодня лишь обозначены. Много полезного уже сделано по улучшению условий, в которых находятся дети в школе. Это освещение, микроклимат, замена мебели на более удобную и соответствующую возрасту учащихся. На основе федеральной программы «Здоровый ребенок» разрабатывается областная программа «Дети Сахалина». Институт усовершенствования учителей планирует заложить в будущем году в план работы исследования по продвижению и эффективности программы формирования здорового образа жизни у детей, подростков.

Проведение теоретических часов направлено на повышение уровня информированности учащихся 9 класса, на формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни и профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья, а также применения их на практике.

1.3 Средства и методы формирования здорового образа жизни школьников

Для разработки программы для учащихся 9 класса по формированию здорового образа жизни, использовались целенаправленные средства и методы такие как:

Лекция (от лат. lektio – чтение), систематичное, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило теоретического характера. Деление лекции на «вузовскую», «школьную» и т.д. весьма условно и отражает главным образом место проведения лекции; в других отношениях сходства между ними значительно больше, чем различия. Использование лекции в средней общеобразовательной и профессиональной школе имеет значение и как средство подготовки учащихся к обучению в вузе, к самообразованию, к самостоятельной работе по повышению квалификации и др. Структура лекции зависит от особенностей учебного материала и дидактической цели. В любом случае лекция должна включать элемент целеполагания и подведения итогов. Лекция без применения средств наглядности воспринимается слушателями с искажениями и плохо запоминается.

Лекция – экономный по времени способ сообщения учащимся (слушателям) значительного объема информации. Лекция входит органичной частью в систему учебных занятий и должна быть содержательно увязана с их комплексом, с характером учебной дисциплины, с учебно – предметным курсом, также с образовательными и воспитательными возможностями других форм обучения.

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование).

1) Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе.

2) Метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Своеобразие метода дискуссии заключается в том, что он предполагает обучение на моделях, примерах, ошибках других участников дискуссии, а также помогает реализовать активность субъекта через включение в обучение элементов исследования.

Использование дискуссии дает возможность субъекту получить новую информацию и повысить свою компетентность, проверить собственные идеи и оценить их достоверность. Развить коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом, проверить свои чувства и их интерпретацию окружающими, выработать привычку нести ответственность за свои слова, научиться избегать ошибок, допущенных другими в практической и учебной деятельности.

Групповая дискуссия позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, сформулировать ее, отделяя важное от второстепенного. Выявить имеющиеся в группе позиции и группировки, преодолеть смысловые барьеры и эмоциональную предвзятость.

Беседа – метод психолого-педагогического исследования. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, предпочтений и др.) Может проводиться как с самим исследуемым, так и с другими знающими его людьми. Исследование методом беседы предусматривает наличие общего плана беседы, как правило, не включающего конкретных вопросов, с выделением в нем основных тем и положений, которые должны быть затронуты для получения желаемого результата. Формулировки отдельных моментов беседы строятся таким образом, чтобы об искомых признаках можно было судить не только по прямым декларациям исследуемого, но и по косвенным показателям. Беседа, как правило, не ограничена во времени. Ход и содержание беседы фиксируются (например, с помощью магнитофона).

Тренинг. Вообще любая определенная учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию(ии) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности. Это широкое определение охватывает, по существу, все современные способы употребления этого термина, от дрессировки животных в цирке до физического режима атлета, или родительского приучения ребенка к туалету.

Тренинг – это метод формирования умений и навыков, представляющий собой последовательность заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

Рассуждение – мыслительный процесс, направленный на обоснование какого – либо положения или получение нового вывода из нескольких посылок. Рассуждение не всегда бывает строго доказательным: в тех случаях, когда необходимо сделать предположение, более или менее вероятное, используются правдоподобные рассуждения. Процесс рассуждения имеет сложную структуру: выделение цели рассуждения, анализ ситуации, отделение существенных моментов от несущественных, возникновение общего плана рассуждения и его осуществление.

В рассуждении известную вспомогательную роль играют наглядные моменты, например, схематическое изображение условий задачи. Средством формирования и выражения рассуждения является речь. При становлении процесса рассуждения именно речь (проговаривание) – важное средство овладения процессом рассуждения, сохранения последовательности его звеньев и контроля за ходом рассуждения.

Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждения, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов, совокупность убеждений, выступает как мировоззрение человека.

Основа убеждения – широкие и глубокие знания. Однако знания не переходят в убеждения автоматически. Для формирования убеждения необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Эмоциональная сторона убеждения связана с их глубоким прочувствованием. Действенность убеждения обусловлена потребностью руководствоваться ими в поведении, в повседневной деятельности. Убеждения делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.

Элементарные формы убеждения складываются уже в дошкольном возрасте. Возрастом интенсивного формирования убеждений является подростковый и старший школьный.

Таким образом, здоровый образ жизни – показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек. Применительно к подросткам необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам подросток может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле подросток пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом.


Глава II. Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи исследования

1. Изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников.

2. Разработать экспериментальную методику формирования здорового образа жизни для учащихся 9 класса МОУ СОШ № 22 г. Южно-Сахалинска.

3. Обосновать эффективность внедрения методики по формированию здорового образа жизни в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию учащихся 9 класса МОУ СОШ № 22 г. Южно-Сахалинска.

2.2 Методы исследования

1. Анализ научно – методической литературы.

2. Методы опроса (анкетирование, беседа).

3. Тренинг.

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

1. Анализ научно – методической литературы

Анализ научно – методической литературы применялся с целью изучения теоретических основ по формированию здорового образа жизни подростков, обоснования актуальности выбранной темы, определения задач исследования и выявления путей их решения.

При анализе литературных источников (учебников, пособий, журналов, программ и т.д.), основное внимание уделялось работам, в которых рассматривались вопросы, в большей мере относящиеся к теме исследования: формирование здорового образа жизни школьников 9 класса на уроках физической культуры. При разработке программы по формированию здорового образа жизни, использовались журналы «Основы безопасности жизни», где полностью описаны составляющие здорового образа жизни. Совместно с журналами, изучалась комплексная программа по физическому воспитанию учащихся I-XI классов (В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон, 1996).

2. Опрос (анкетирование, беседа).

Анкетирование наиболее распространенная форма опроса, проведение которого предусматривало получение информации от респондентов путем письменного ответа на систему стандартизованных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет (Г.Д.Бабушкин1999).

В ходе исследования 5 декабря в период с 9.50 до 10.30, на базе средней общеобразовательной школы № 22, было проведено анкетирование, с целью определения уровня информированности подростков по проблемам формирования здорового образа жизни.

В анкетировании приняли участие учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классовМОУ СОШ № 22, в количестве40человек (20 юношей и 20девушек). Все они являются жителями г.Южно-Сахалинска. Содержание анкеты предоставлено в приложении 1.

В нашем исследовании беседа проведена в МОУ СОШ № 22 г. Южно-Сахалинска 10.12.2009 с 9.50 до 10.30.

Цель беседы: повысить уровень информированности в выработке сознания о компонентах, составляющих здоровый образ жизни школьника.

В беседе приняли участие 20 учеников 9 класса, из них 10 девушек и 10 юношей.

Беседа проходила в привычной для учеников обстановке: в их классе. В процессе знакомства, мы сумели создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, но при этом мы старались соблюдать педагогический такт.

В процессе беседы учащимся 9 класса были заданы вопросы следующего характера:

1. Соблюдаете ли Вы, режим дня? Задумывались ли Вы о его разработке, индивидуально для каждого из вас?

2. Можно ли ваше питание назвать регулярным и рациональным?

3. Всегда ли Вы ложитесь спать вовремя?

1. Что такое, в вашем понятии, здоровый образ жизни?

2. Посещаете ли Вы спортивные секции?

3. Являются ли вредные привычки серьезным риском для здоровья человека?

3. Тренинг – это метод формирования умений и навыков, представляющий собой последовательность заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка (Холодов Ж.К., Кузнецов В. С.2003.)

Игровой метод характеризуется организацией двигательного действия в виде игры, т.е. созданием условной ситуации, в которой взаимодействие между участниками определяется некоторыми правилами. Для игрового метода характерны следующие методические способности:

1. Сюжетная организация деятельности, в которой предусматривается достижение определенных целей многими способами в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации. Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным сюжетом, замыслом, планом игры.

2. Разнообразие двигательной деятельности в процессе игры. Игровой метод включает различные действия, выполняемые с высокой интенсивностью. Это оказывает комплексное воздействие на организм занимающихся.

3. Разнообразие способов решения двигательной задачи. Для достижения цели выигрыша в игре существуют различные пути, допускаемые правилами. Высокая динамичность игры, условия, внезапно меняющейся обстановки, требуют от занимающихся мгновенной реакции для выбора оптимального пути решения двигательной задачи.

4. Творчество и самостоятельность.

5. Эмоциональность. Эмоциональное переживание, возникающее в процессах игровой деятельности, снижает монотонность в работе, способствует формированию интереса к физическим упражнениям.

Игровой метод является методом комплексного совершенствования физических и психических качеств человека. Он применяется для развития быстроты, силы, ловкости, выносливости, смелости, решительности, находчивости, самостоятельности, инициативы, тактического мышления, а также совершенствования двигательных умений и навыков..

4. Педагогический эксперимент– этоспециально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки (Холодов Ж.К.). Сутью педагогического эксперимента в нашем исследовании явилась разработка экспериментальной методики формирования здорового образа жизни, внедрение методики в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию школьников 9 класса и обоснование эффективности внедрения.

5. Метод математической статистики

Для составления данных экспериментальной и контрольной групп, полученные с помощью исследования и тестирования, обрабатываются с помощью метода математической статистики. Расчеты проводились по формулам, принятым для обработки результатов педагогических исследований. Для обработки результатов педагогического исследования, мы использовали методы математической статистики. (Ю. Д. Железняк, П. К. Петров 1987). Метод математической статистики позволили выявить средние результаты выборки и оценить достоверность различий. Для нахождения средней арифметической была использована формула: ; где

Значение отдельных измерений.

Стандартное отклонение искали по следующие формуле:

;

где

Ximax – наибольший показатель.

Ximin – наименьший показатель.

K - табличный коэффициент.

Стандартную ошибку среднего арифметического значения находили по формуле:

Достоверность изменения результата мы оценивали с помощью вычисления значения t-критерия Стьюдента:

;

где

t- значение t-критерия

Xэ- среднее арифметическое экспериментальной группы

Xк- среднее арифметическое контрольной группы

- стандартная ошибка разности средних арифметических контрольной и экспериментальной групп.

2.3 Организация исследования

Для решения поставленных задач были организованы специальные исследования. Они проводились на базе МОУ СОШ № 22 г. Южно-Сахалинска, в период с сентября 2009г. по апрель 2010 г. Исследование проводилось в 9 «Б» классе. Количество, принимавших участие в исследовании составило 20 человек (10 юношей и 10 девушек) в возрасте от 14 до 15 лет. Все они являются жителями г. Южно-Сахалинска, исследование было организовано в три этапа:

На первом этапе: с сентября по ноябрь 2009 г. были изучены необходимые литературные источники по вопросам исследуемой темы, определены цель, задачи, предмет объект, гипотеза исследования. Разработана экспериментальная методика по формированию здорового образа жизни.

На втором этапе исследования: с сентября по октябрь 2009 г. была проведена практическая часть педагогического эксперимента. С этой целью были организованы две группы: контрольная (9 «А» класс) и экспериментальная (9 «Б» класс), группы относительно равны по уровню физической подготовленности и по уровню заинтересованности в ведении здорового образа жизни. Экспериментальная методика по формированию здорового образа жизни внедрена в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию учащихся 9 «Б» класса. Проведено анкетирование учащихся 9 «Б» и 9 «А» классов.

На третьем этапе: с декабря по апрель 2010 г. подводились итоги исследования, оформлялась работа, формулировались выводы.


Глава III. Обоснование эффективности внедрения методики формирования здорового образа жизни школьников 9-го класса МОУ сош № 22 г. Южно-Сахалинска

3.1 Характеристика методики по формированию здорового образа жизни школьников 9 «Б» класса МОУ СОШ № 22 г. Южно-Сахалинска

В ходе исследования разработана методика по формированию здорового образа жизни для учащихся 9 «Б» класса МОУ СОШ № 22 г. Южно-Сахалинска. При разработке содержания методики использовались журналы «Основы безопасности жизнедеятельности», в котором представлены компоненты здорового образа жизни; журнал «Вестник образования России Сентябрь № 18, 2008» Изучалась комплексная программа по физическому воспитанию учащихся I-XI классов (В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон), в содержании которой включен теоретический материал по формированию здорового образа жизни школьников.

Реализация методики предполагалась на уроках физической культуры за счет часов вариативного компонента во второй четверти 2009-2010 учебного года.

Методика рассчитана на 7 теоретических уроков и содержала: лекцию на тему «Человек и его здоровье»; дискуссию «Зачем человеку знания о здоровом образе жизни?»; беседу «Похитители здоровья и здоровый образ жизни»; тренинг на тему «Проблемы, связанные с наркотиками и профилактика начала употребления наркотиков»; игры «Жизнь с болезнью», «Закончи предложение».


Таблица 1

Тематическое планирование вариативной части программы по физической культуре учащихся 9-го класса МОУ СОШ № 22 г. Южно-Сахалинска

№№

п/п

Содержание Номер урока
1 3 5 7 9 12
1. Лекция «Основы здорового образа жизни» 45
2. Дискуссия «Зачем человеку знания о здоровом образе жизни?»

45

3. Беседа «Похитители здоровья и здоровый образ жизни»

45

4. Тренинг «Проблемы, связанные с наркотиками и профилактика начала употребления наркотиков»

90

5. Игра «Жизнь с болезнью» 45
6. Игра «Закончи предложение» 45

Для проведения тренинга между администрацией МОУ СОШ № 22 г. Южно-Сахалинска и центром «Спид» был заключен договор о сотрудничестве. В содержание договора вошло проведение семинара – тренинга специалистами центра «СПИД» г. Южно-Сахалинска. Тренинг проводился на базе центра «СПИД» г. Южно-Сахалинска. В тренинге приняли участие психологи центра, врач – терапевт, врача – инфекционист. Волонтеры центра работали в ходе тренинга с учащимися 9 класса. Вниманию учащихся был предложен теоретический материал, с которым выступили специалисты, учащимся представлено много дидактического материала, в виде различных распечаток, брошюр, видеозаписей.


Таблица 2

Тематическое планирование учебного материала по предмету «Физическая культура» для учащихся 9 «Б» класса МОУ СОШ № 22 г. Южно-Сахалинска на вторую четверть 2009-2010 учебного года

Наименование тем

Всего часов Виды учебных занятий
Теоретические Практические
II четверть 21 7 14
Базовая часть 14 14
Гимнастика
Вариативная часть 7 7
Тема 1. Лекция «Основы здорового образа жизни» 1
Тема 2. Дискуссия «Зачем человеку знания о здоровом образе жизни?» 1
Тема 3. Беседа «Похитители здоровья и здоровый образ жизни» 1
Тема 4. Тренинг «Проблемы, связанные с наркотиками и профилактика начала употребления наркотиков» 2
Тема 5. Игра «Жизнь с болезнью» 1
Тема 6. Игра «Закончи предложение» 1

Директор центра «Спид» предоставил зал, оборудованный плакатами на тему «Здоровый образ жизни и будущее человека», в котором проводился организованный в рамках эксперимента тренинг. В ходе тренинга имели возможность воспользоваться видеоматериалами, предоставленными центром по данной теме. Обеспечили учащихся необходимым методическим материалом: памятки о поведении учащихся в общественных местах; о правилах личной гигиены и т.д. Информационные материалы о правилах поведения юношей и девушек.

В ходе реализации эксперимента была проведена лекция на тему «Человек и его здоровье». Лекция была проведена 22.11.2009 с 9.00 до 9.40. на базе МОУ СОШ № 22 г. Южно – Сахалинска, с целью: выработать правильное понимание основ здорового образа жизни, роли физической культуры в процессе формирования и становления личности, ее значения для повышения работоспособности и улучшения качества жизни. В лекции приняли участие 20 учеников 9 «Б» класса, из них 10 девушек и 10 юношей. Содержание лекции предоставлено в приложении 2.

Дискуссия на тему «Зачем человеку знания о здоровом образе жизни?» 29.11.2009 г с 9.50 до 10.30. проходила на базе МОУ СОШ № 22 г. Южно – Сахалинска среди учащихся 9 «Б» класса, в количестве 20 человек (10 юношей и 10 девушек).

В ходе дискуссии учащиеся самостоятельно сформулировали определение, что такое здоровый образ жизни. Отдельные школьники смогли высказать собственное мнение о том, зачем же человеку знания о здоровом образе жизни. Некоторые учащиеся выступали против здорового образа жизни и давали следующие варианты ответов: «Ну, какой-то дяденька говорил, что курить полезно, т.к. в никотине содержится определенное количество антибактериального вещества, которое необходимо человеку». В конце дискуссии мы все-таки пришли к выводу о том, что здоровый образ жизни, на сегодняшний день является модным и, что каждый человек хотел бы связать свою жизнь со здоровыми людьми, потому что они более оптимистичны и удачливее.

Беседа проведена 10.12.2008 с 9.50 до 10.30. Цель беседы: повысить уровень информированности в выработке сознания о компонентах, составляющих здоровый образ жизни школьника.

В беседе приняли участие 20 учеников 9 «Б» класса, из них 10 девушек и 10 юношей.

Тема беседы звучала следующим образом: «Похитители здоровья и здоровый образ жизни». Содержание беседы представлено в приложении 4.

Очень активно обсуждались вопросы и, радовало то, что все учащиеся были заинтересованы в разрешении цели, поставленной в начале беседы. Точные и четкие высказывания в пользу здоровья высказал Утехин Андрей, который сказал: «Я не хочу, чтобы курили мои дети, и если я буду курить, а им говорить о том, что это плохо, то смысла ждать положительного решения от них – нет!». Многие одноклассники поддержали Андрея.

Во время беседы учащиеся терпеливо выслушивали мнения своих сверстников и даже задавали им наводящие вопросы, например: «А ты куришь? Почему, ведь ты же занимаешься легкой атлетикой?».

В конце беседы были подведены итоги и сделаны выводы о том, что здоровый образ жизни складывается из таких компонентов, как достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек. И каждый ученик этого класса имел четкое представление о том, что такое хорошо и, что же такое плохо.

В декабре 2009 года, на базе центра «Спид» была проведена работа по профилактике потребления психоактивных веществ в форме семинара – тренинга. Участие принимали учащиеся 9 «Б» класса общеобразовательной школы № 22 г. Южно-Сахалинска в количестве 20 человек (10 юношей и 10девушек).

Тема тренинга: «Проблемы, связанные с наркотиками и профилактика начала употребления наркотиков».Цели тренинга: повысить уровень информативности подростков о проблеме потребления психоактивных веществ; получение грамотной, корректной и профессиональной информации. Изменение отношения подростков к употреблению наркотиков. Выработка и развитие навыков сохранения здоровья.

Задачи, решаемые в ходе тренинга:

1. Выяснить исходный уровень информированности подростков по проблеме (анкетирование).

2. Дать достоверную информацию о проблемах, связанных с употреблением наркотиков, учитывая уровень информированности.

3. Проверить уровень информации.

4. Обеспечить учащихся необходимым методическим материалом.

В ходе тренинга учащиеся получили необходимые знания, которые, на наш взгляд, помогут ребятам в соответствующих ситуациях правильно выйти из них. Тренинг был запечатлен на видеокассету, на которой можно увидеть ход событий и активное участие подростков в этом тренинге. В конце работы была проведена обратная связь, для того, чтобы узнать, насколько был усвоен данный материал школьниками. Учащиеся повторно написали ранее проведенное с ними анкетирование, а также нарисовали газеты на тему «Ради этого стоит жить!», где выразили позитивное отношение к здоровому образу жизни и заботу о будущем поколении.

Мы считаем, что проведенная нами работа: целенаправленные беседы; совместная деятельность с центром «Спид», а также подготовленные анкеты и тренинг – могут быть использованы в программе по физическому воспитанию учителем физической культуры, а также классным руководителем во внеклассной и внешкольной работе с учащимися 9 класса средней общеобразовательной школы № 22 г. Южно-Сахалинска.

Помимо вышеперечисленных методов работы с учащимися 9 класса, в наше исследование вошли психологические игры, которые позволили сформировать у подростков правильное представление о здоровом образе жизни и отказ от вредных привычек, о том, что может потерять человек, решившись на риск. Создать основу для более глубокого содержания и дискуссий по здоровому образу жизни. Игры помогли узнать: как чувствовали себя учащиеся, когда испытывали, что больны и, что больные люди становятся одинокими, не нужными обществу, а самое страшное то, что, как и любая болезнь несет за собой какие-либо потери, так и человек теряет самое близкое в его жизни. Вывод: практически во всех случаях человек сам выбирает вести здоровый образ жизни или нет, употреблять ему наркотик или нет; тот, кто выбирает вредные привычки, косвенно выбирает и последствия.

Таким образом, целенаправленные беседы; совместная деятельность с центром «Спид», а также подготовленные анкеты и тренинг – могут быть использованы в программе по физическому воспитанию учителем физической культуры, а также классным руководителем во внеклассной и внешкольной работе с учащимися 9 класса средней общеобразовательной школы № 22 г. Южно-Сахалинска.

3.2 Результаты исследования и их обсуждение

Эффективность экспериментальной методики в ходе эксперимента былаподтверждена анкетированием учащихся контрольной и экспериментальной групп средней общеобразовательной школы № 22 г. Южно-Сахалинска. Анкетирование проведено в начале второй четверти перед внедрением экспериментальной методики, и в конце четверти. Содержание анкеты способствовало получению информации о знаниях учащихся по вопросам здорового образа жизни. Ответы учащихся помогли нам разработать необходимую информационную программу, на основании полученной нами информации.

Динамика результатов анкетирования в начале эксперимента и по его окончанию представлены в таблице 3.

Таблица 3

Динамика результатов анкетирования юношей 9 «Б» класса (экспериментальная группа) в ходе эксперимента

п/п

Вопрос В начале эксперимента В конце эксперимента
Да Нет Да Нет
1. Важно ли на Ваш взгляд заботиться о здоровье с раннего возраста?

8

90%

2

10%

10

100%

-

0%

2. В Вашем понимании успешный и счастливый человек – это здоровый человек?

7

85%

3

15%

10

100%

-

0%

3. Хотели бы Вы быть здоровым, перспективным человеком в жизни?

2

60%

8

40%

10

100%

-

0%

4. Если бы Вам предложили наркотик Вы бы смогли отказаться? 9 95% 1 5% 10 100% - 0%
5. Вы употребляете алкоголь?
Вы курите?
6. Хотели бы Вы избавиться от своих вредных привычек?

9

95%

1

5%

10

100%

-

0%

7. Вы посещаете спортивную секцию?

15%

7

85%

1

5%

9

95%

8. Ежедневно Вы занимаетесь самостоятельно физическими упражнениями?

1

5%

9

95%

-

0

10

100%

9. Вы считаете, что вести здоровый образ жизни – это сегодня модно?

Таблица 4

Динамика результатов анкетирования юношей 9 «А» класса (контрольная группа) в ходе эксперимента эксперимента

Вопрос В начале эксперимента В конце эксперимента
Да Нет Да Нет
1.Важно ли на Ваш взгляд заботиться о здоровье с раннего возраста?

7

85%

2

10%

10

100%

-

0%

2. В Вашем понимании успешный и счастливый человек – это здоровый человек?

7

85%

3

15%

10

100%

-

0%

3.Информацию о наркотиках должны сообщать только врачи? 6 80% 4 20% 2 10% 8 90%
4. Хотели бы Вы быть здоровым, перспективным человеком в жизни?

2

60%

8

40%

10

100%

-

0%

5. Если бы Вам предложили наркотик Вы бы смогли отказаться? 9 95% 1 5% 10 100% - 0%
6. Хотели бы Вы избавиться от своих вредных привычек?

9

95%

1

5%

10

100%

-

0%

7. Влияние группы на первый прием наркотика, по Вашему мнению, велико?

3

15%

7

85%

1

5%

9

95%

8. Мифы и неверные представления о наркотиках для Вас важнее чем, достоверная, корректная информация специалистов?

1

5%

9

95%

-

0

10

100%

9. Хотели бы Вы получить информацию о наркотиках от квалифицированных специалистов?

7

85%

3

15%

10

100%

-

0%

10. Как Вы думаете, важна ли эта информация для Вашего возраста?

9

95%

1

5%

10

100%

-

0%

Результаты анкетирования в начале эксперимента: На вопрос, «Важно ли на Ваш взгляд заботиться о здоровье с раннего возраста?» 90 % - 8 человек ответили – да; 10% 2 человека не считают важным заботиться о своем здоровье с раннего возраста.

На вопрос, «В Вашем понимании успешный и счастливый человек – это здоровый человек?» 85% - ответили – да, 15% - отрицательно.

На вопрос, «Кто еще? Врачи?» 80% - да; 20% -родители.

На вопрос, «Хотели бы Вы быть здоровым, перспективным человеком в жизни?» 60% - а это большая часть, ответили положительно; и только 40% не хотели бы.

На вопрос, «Если бы предложили Вы смогли отказаться?» 95% - смогли бы отказаться; и только 5% - нет, а это малая часть.

На вопрос, «Хотели бы Вы избавиться от своих вредных привычек?» 95% учащихся – точно хотят навсегда забыть о вредных привычках; 5% - ответили, что вредная привычка им жить не мешает.

На вопрос, «Влияние группы на начало приема наркотиков, по Вашему мнению, велико?» 85% опрашиваемых ответили отрицательно; 15% в свою очередь поддадутся влиянию группы, на употребление наркотика.

На вопрос, «Мифы и неверные представления о наркотиках для Вас важнее чем, достоверная, корректная информация?» 95% - ответили, что для них нужна более достоверная информация о проблеме, нежели, мифы об этом. 5% - ответили иначе.

На вопрос «Хотели бы Вы получить достоверную информацию от квалифицированных специалистов о профилактике употребления психоактивных веществ?» 85% - желают получить информацию от квалифицированных специалистов; 15% - отказались.

На вопрос «Как Вы думаете, полезна ли эта информация для вашего возраста?» 95% ответили в пользу этого вопроса, соответственно 5% отрицательно.

Результаты анкетирования в конце эксперимента: На вопрос, «Важно ли на Ваш взгляд заботиться о здоровье с раннего возраста?» Все 100% - ответили – да!

На вопрос, «В Вашем понимании успешный и счастливый человек – это здоровый человек?» 100% - ответили, что с данным утверждением согласны.

На вопрос, «Кто еще? Врачи?» 10% - да; 90% - волонтеры.

На вопрос, «Хотели бы Вы быть здоровым, перспективным человеком в жизни?» 100% - а это большая часть, ответили положительно.

На вопрос, «Если бы предложили Вы смогли отказаться?» 100% - смогли бы отказаться.

На вопрос, «Хотели бы Вы избавиться от своих вредных привычек?» 100% учащихся – точно хотят навсегда забыть о вредных привычках.

На вопрос, «Влияние группы на начало приема наркотиков, по Вашему мнению, велико?» 95% опрашиваемых ответили отрицательно; и только 5% поддадутся влиянию группы, на употребление наркотика.

На вопрос, «Мифы и неверные представления о наркотиках для Вас важнее чем, достоверная, корректная информация?» 100% - ответили, что для них нужна более достоверная информация о проблеме, нежели, мифы об этом.

На вопрос «Хотели бы Вы получить достоверную информацию от квалифицированных специалистов о профилактике употребления психоактивных веществ?» 100% - желают получить информацию от квалифицированных специалистов.

На вопрос «Как Вы думаете, полезна ли эта информация для вашего возраста?» 100% ответили в пользу этого вопроса.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что все учащиеся 9 класса желают отказаться от вредных привычек, что кроме СМИ о наркомании должны сообщать еще и волонтеры, такие же подростки, только грамотно обученные и имеющие право доносить это до своих сверстников достоверную и корректную, нужную и актуальную проблему.

По полученной в ходе анкетирования динамике ответов до и после эксперимента можно отследить следующие моменты: здоровым и перспективным может быть только тот человек, который вовремя осознал, что здоровый образ жизни необходим и, что его решение зависит только от него самого. После эксперимента все 20 человек ответили верно – здоровый человек – счастливый человек и, это верно.

В ходе эксперимента мы провели исследование уровня развития силовых способностей юношей и девушек 9-го класса МОУ СОШ № 22г. Южно-Сахалинска.

Результаты испытаний по лёгкой атлетике

Результаты тестирования юношей 9 класса в тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа»

Статистические данные До После Разница t Р
в абс. ед. в %
Контрольная 0,05
Экспериментальная 0,05
Разница в абс.ед.
Разница в %
t
Р Р 0,05 Р 0,05

Как видим, из таблицыв начале 2 четверти до внедрения экспериментального содержания вариативной части программы, показатели силыконтрольной и экспериментальной групп юношей не имеют достоверных различий. В конце 2 четверти показатели экспериментальной группы значительно выше, чес показатели контрольной группы, но достоверность различий в показателях контрольных и экспериментальных групп не установлена.

Таблица 5

Результаты тестирования девушек 9 класса в тесте «Поднимание туловища из положения «лежа на спине»

Статистические данные До После Разница t Р
в абс. ед. в %
Контрольная 0,05
Экспериментальная 0,05
Разница в абс.ед.
Разница в %
t
Р Р 0,05 Р 0,05

Как видим,в начале 2 четверти до внедрения экспериментального содержания вариативной части программы, показатели силыдевушек контрольной и экспериментальной групп не имеют достоверных различий. В конце 2 четверти показатели экспериментальной группы значительно выше, чес показатели контрольной группы, но достоверность различий в показателях контрольных и экспериментальных групп не установлена.

Требования физического развития, физической подготовленности, проводилось в начале и конце каждогогода, что позволило не только оценивать эффективность экспериментальной методики, но и своевременно вносить коррекцию в режим нагрузок. Физическая подготовленность – это результат физической подготовки, целенаправленно организованного процесса по развитию физических качеств, приобретению физических умений и навыков. (Б.Х.Ланда.2006).Основные качества, которые находятся в сложной связи между собой: сила, выносливость, координация, гибкость, быстрота. Степень развития этих качеств определяет физическую подготовленность человека. Выполнение тестовых упражнений характеризует исходный уровень развития и контролирует успешность совершенствования физических качеств в течение каждого учебного года. Выполнение этих тестовых упражнений характеризует исходный уровень развития и контролирует успешность совершенствования физических качеств в течение учебного года.

Физическая подготовленность и работоспособностьшкольников, в структуре личности рассматривается как одна из обязательных составляющих, характеризующих его всестороннее гармоническое развитие.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что проведенное нами анкетирование до и после эксперимента, помогло отследить необходимую для нашего исследования динамику ответов, на основе которых планировалась разработка нашей методики по формированию здорового образа жизни учащихся 9 класса на уроках физической культуры.


Выводы

1.Таким образом, здоровый образ жизни – показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек. Применительно к подросткам необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам подросток может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле подросток пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом.

2. В ходе исследования разработана экспериментальная методика формирования здорового образа жизни школьников 9 класса МОУ СОШ № 22 г. Южно-Сахалинска. При разработке использовались материалы журналов «Основы безопасности жизнедеятельности» 1996 год стр. 51», где представлены компоненты здорового образа жизни; журнал «Вестник образования России Сентябрь № 18 2008» и т.д. Совместно с журналами, изучалась комплексная программа по физическому воспитанию учащихся I-XI классов (В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон), в вариативную часть которой были включены теоретические часы по формированию здорового образа жизни школьников, совместно с центром Спид. В содержание экспериментальной методики вошли следующие средства и методы: беседа, рассуждения, дискуссия, убеждения, тренинг и лекция. Реализация методики предполагалась на уроках физкультуры за счет часов вариативного компонента во второй четверти 2008-2009 учебного года.

Методика рассчитана на 6 теоретических часов и содержит: лекцию на тему «Человек и его здоровье»; дискуссию «Зачем человеку знания о здоровом образе жизни?»; беседу «Похитители здоровья и здоровый образ жизни»; тренинг на тему «Проблемы, связанные с наркотиками и профилактика начала употребления наркотиков»; игры «Жизнь с болезнью», «Закончи предложение».

3. Физическая подготовленность и работоспособность школьников, в структуре личности рассматривается как одна из обязательных составляющих, характеризующих его всестороннее гармоническое развитие.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что проведенное нами анкетирование до и после эксперимента, помогло отследить необходимую для нашего исследования динамику ответов, на основе которых планировалась разработка нашей программы по формированию здорового образа жизни учащихся 9 класса на уроках физической культуры. Эффективность методики по формированию здорового образа жизни школьников подтверждена результатами проведенного анкетирования. Проведя сравнительный анализ анкетирования, проведенного до начала эксперимента и в конце, мы можем анализировать динамику в результатах ответов учащихся и выявить различия между ними. Методика является эффективной, т.к. заметны существенные различия, в отношении учащихся к здоровому образу жизни и стремлению получить наиболее точную и профессиональную информацию о формировании здорового образа жизни и уметь применять ее в жизни.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барчуков И.С. Физическая культура. / Барчуков И.С – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 255 с.

2. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности.- Омск: ОГИФК,1990.-1865 с.

3. Благуш П.К теории тестирования двигательных способностей / П. Благуш.- М.: ФКиС, 1982.- 165 с.

4. Большой толковый психологический словарь. Том 2. – М.: Вече АСТ, 2000. – 256 с.

5. Вестник образования России. Сентябрь № 18,2008. С. 34 – 43

6. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: ФиС, 2005. – 180 с.

7. Ермолаев Ю.А., Возрастная физиология.- М., 2001.

8. Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. – Мн.: Полымя, 1987. – 37 с.

9. Глухов В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. – К.: Здоровья, 1989. – 57 с.

10. Гринченко Н.А. Предупреждение наркомании. – ЕГУ, 2000. – 3 – 12 с.

11. Губернские ведомости. 14 января, 2009.

12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь - справочник. М.: ХАРВЕТ, 2001. – 435 с.

13. Евсеев Ю.И. Физическая культура. – Ростов – н / Д: Феникс, 2003. – 21с.

14. Ермолаев Ю.А., Возрастная физиология.- М., 2001.

15. Ермолаев Ю.А., Возрастная физиология.- М., 2001.

16. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. / Железняк Ю.Д – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 264 с

17. Курамшин Ю.Ф.,- Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. — 2-е изд., испр. — М.: Советский спорт, 2004.

18. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., 1998.Матвеев В.Ф. Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 46 – 47 с.

19. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Просвещение, 1997. – 204 с.

20. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1999. – 165 с.

21. Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 5-9 классов / Г.Б. Мейксон.- М.: ФКиС, 1997.- 235 с.

22. Основы безопасности жизни. № 3. – М.: Изд. дом «Аудитор», 1996. – 51 – 53 с.

23. Основы безопасности жизни. № 4. М.: Изд. дом «Аудитор», 1996. – 46 – 51 с.

24. Российская педагогическая энциклопедия. Том 1. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. – 83 – 84 с. 273 с. 449 – 500 с.

25. Российская педагогическая энциклопедия. Том 2. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. – 249 – 250 с. 456 – 457 с.

26. Физическая культура студента. – М.: Гардарики, 2003. – 147 – 165 с.

27. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.,- Теория и методика физического воспитания и спорта; учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Скачать архив с текстом документа