Формы изучения края

СОДЕРЖАНИЕ: Существуют различные формы организации краеведческого изучения. Их можно отнести к двум категориям; к первой относятся программные (урочные и внеурочные) учебные занятия, ко второй — непрограммные (внеклассные) работы.

Константин Федосеевич Строев

Существуют различные формы организации краеведческого изучения. Их можно отнести к двум категориям; к первой относятся программные (урочные и внеурочные) учебные занятия, ко второй — непрограммные (внеклассные) работы.

В начальных классах происходит первоначальное знакомство учащихся с природой и жизнью людей родного края. Оно проводится в форме „ выполнения отдельных заданий, связанных с наблюдениями на близкой от школы территории. Учащиеся приобретают умение видеть окружающую жизнь, накапливают представления для понимания и усвоения учебного курса географии. Уже с I класса дети учатся вести календари природы, в которых отмечают не только температуру и осадки, но и изменения в растительности и животном мире. Чем больше дети увидят своими глазами, тем богаче будут их географические представления, поэтому в начальных классах чаще надо проводить уроки в природе.

В V—VII классах школы программой предусмотрено систематическое проведение как в урочное, так и во внеурочное время, практических работ, выполнение которых обеспечивает одновременно с выработкой умений и навыков также приобретение конкретных знаний о своем крае, накопление соответствующего краеведческого материала (съемка территории, метеорологические, гидрологические наблюдения, почвенные исследования и т. д.). В старших классах средней школы краеведческий материал приобретается на практических занятиях по экономической географии СССР.

Целям изучения края служат учебные экскурсии, проводимые в каждом классе по программе. Одновременно с прямыми учебными задачами в каждой из таких экскурсий учителя должны стремиться расширить представления о родных местах и пополнить новыми экспонатами школьный краеведческий музей или уголок.

Чтобы учебная экскурсия служила одновременно и задачам краеведения, необходимо наметить маршрут и выбрать для изучения места и объекты, интересные или типичные в краеведческом отношении. В методической разработке экскурсии предусмотреть специальные задания в плане краеведческого изучения отобранных объектов. Скажем, учебные экскурсии на местную реку для проведения измерительных работ по программе проводятся каждый раз не на одном участке, а во многих местах. Благодаря чему на основании данных такого изучения может быть составлена характеристика реки на сравнительно большом ее протяжении. А если одновременно с выполнением программных работ на реке будет дано задание по изучению ее долины и по наблюдениям на маршруте (метеорологическим, почвенно-растительным и пр.) или по описанию и фотографированию окрестностей, то может быть получен дополнительно ценный материал, отвечающий целям учебного краеведения.

Для накопления краеведческого материала и для познания родного края может быть использована производственная практика (сельскохозяйственные работы). Принимая непосредственное участие в сельскохозяйственном труде в летнее время, учащиеся получают подробные сведения о характере сельского хозяйства своего колхоза (совхоза), составе отраслей хозяйства, способах возделывания культур, использовании природных ресурсов для сельскохозяйственного производства, условиях развития животноводства. Во время работы на местных предприятиях учащиеся попутно знакомятся и со всем географическим комплексом района, где проходит практика.

Учащиеся старших классов, уезжая на экскурсию, получают от учителя географии задания по сбору материалов об экономике колхозов и совхозов. Привезенные и обработанные материалы помогают усвоению экономико-географических понятий по курсу экономической географии СССР.

В школах практикуются экскурсии-практикумы на местные производства и в природу, в организации и проведении которых участвуют преподаватели разных предметов. Главная особенность такой экскурсии состоит в том, что наряду с географией в ее программу входят практические работы по биологии, химии и другим предметам.

Введение в школах должности организатора внеклассной и внешкольной работы способствовало расширению этой работы и повышению воспитательной и познавательной эффективности внеурочного времени учащихся. Во внеклассной работе краеведению принадлежит - большое место.

Очень распространенная форма изучения своего края, применяемая во всех классах, - экскурсия породным местам. Также очень часто проводятся туристские походы по своему краю.

Туризм — это путешествие (поход), преследующее спортивные и оздоровительные цели, соединенные с целями образовательными, достигаемыми в процессе знакомства с местами, в которые проводится поход. Туристские путешествия-походы по родному краю содержат в себе многое, что их связывает с краеведением.

В туристских походах школьники наблюдают природу и хозяйственную деятельность людей края. Во время похода они могут выполнять задания краеведческого характера. Из собранных во время похода различных предметов, из почерпнутых сведений может пополняться содержание краеведческого уголка или музея школы. По существу, всякий туристский поход по родному краю должен включать в программу краеведческие исследования.

Туризм воспитывает такое важное качество краеведа, как самостоятельность, учит наблюдательности, умению ориентироваться на местности, проводить беседы с местным населением.

В туристских путешествиях открываются неограниченные возможности для проявления инициативы школьников, которая может быть направлена на краеведческое изучение родных мест.

Основное отличие похода от экскурсии заключается в том, что в походе преследуется цель наблюдения по широкой программе встречающихся на маршруте объектов, тогда как экскурсия ставит перед собой задачу изучения строго отобранных объектов по специальной программе.

Различаются два вида походов. Наиболее распространен одно-, двухдневный поход, проводимый с целью ознакомления с достопримечательностями родного края, его природой, промышленными предприятиями. - Такие походы вызывают интерес у начинающих краеведов и туристов и служат массовому вовлечению учащихся в краеведческую работу. Ко второму виду относятся походы, рассчитанные по времени на более длительный срок. Они проводятся во время каникул. .Учитывая склонности и интересы, школьники, принимающие участие в таком походе, объединяются в группы по определенной тематике.

Очень часто именно с экскурсии или похода начинается вся краеведческая работа в школе. Краеведческие экскурсии и туристские походы чаще проводятся в летнее время, но не исключено их осуществление и в течение учебного года, особенно в конце его.

Краеведческие экскурсии — очень сложный вид внеклассной работы. Они требуют тщательной подготовки и умелого проведения. Значение их велико не только из-за того, что учащиеся непосредственно входят в подлинную природную и хозяйственную обстановку, но и потому, что в течение длительного времени, до и после похода, создаются условия для творческой работы: выбор места и объектов для обозрения и изучения, предварительное составление подробного плана, знакомство с литературой о тех местах, которые будут посещены, обработка записей дневника, составление отчетов и докладов, оформление экспонатов для выставки и краеведческого музея и т. д.

В краеведческой непрограммной экскурсии и туристском походе очень важно разработать маршруты так, чтобы на их материале можно было формировать и расширять географические понятия и представления. Для этого учитель, изучив предварительно объекты маршрута, отбирает для показа и исследования те из них, которые больше всего отвечают поставленной цели и могут быть использованы в преподавании. Он намечает также, что именно должно быть собрано в походе для учебных занятий, например сбор образцов горных пород только тех, которые отвечают определенной учебной или исследовательской задаче, скажем, образцов горных пород, в разной степени разрушенных действием внешних сил, для демонстрации на уроке по теме “Выветривание”. Полезно познакомиться с литературой, освещающей вопросы организации и проведения экскурсий и походов (1).

Экскурсии и туристские походы в летнее время решают задачи, представляющие интерес не только для географии. В них часто бывают заинтересованы учителя других предметов, а также комсомольская и пионерская организации школы. Поэтому в подготовке и осуществлении этих форм краеведения обычно принимает участие весь школьный коллектив (см. приложение 2).

Министерством просвещения РСФСР разработаны специальные указания по организации туристских походов с учащимися. В них говорится:

(1) “Методика обучения географии в средней школе”, под ред. А. Е. Бибик и др. М., “Просвещение”, 1968, гл. 23. Экскурсии по географии.

7. Маршрутная картосхема туристского отряда.

О составе туристских групп

К участию в туристских походах по родному краю допускаются здоровые учащиеся IV—Х классов. В походах участвуют пионерские отряды, звенья, отдельные классы, различные кружки, а также сводные группы учащихся с однородным составом по возрасту, учебной и физической подготовленности. Желательно, чтобы сводная группа формировалась не более чем из двух смежных классов (V — VI, VII—VIII и т. д.).

В многодневном (свыше пяти дней) походе в туристской группе может быть не более 15 учащихся; в том случае, если в многодневный поход направляется пионерский отряд или класс, .участники его делятся на туристские группы.

О руководителе похода и его обязанностях

1. В каждой туристской группе (отряде) на каждые 15 человек должен быть руководитель.

В группах, проводящих походы по сильно пересеченной местности, походы с ночевкой, многодневные походы, должны быть помощники руководителя.

2. Руководителем похода может быть учитель, воспитатель, старший пионервожатый, работник внешкольного учреждения, студент вуза, учащийся старших курсов педагогического училища, если им исполнилось 18 лет.

Помощником руководителя могут быть учителя, воспитатели, пионервожатые, работники внешкольных и культурно-просветительных учреждений (библиотек, музеев, парков, клубов), родители, студенты, учащиеся IX—Х классов, имеющие значок “Турист СССР” III степени.

3. Руководителя похода и его помощников назначает директор школы, директор (руководитель) учреждения, организующего поход. Руководители многодневных походов (свыше пяти дней) утверждаются районным .(городским) отделом народного образования по согласию с соответствующим комитетом ВЛКСМ.

4. Руководитель похода должен пройти соответствующую подготовку к походу на семинарах, организуемых отделами народного образования при институтах усовершенствования учителей, рай(гор) педкабинетах, , внешкольных учреждениях, а также в школах.

5. Руководитель отвечает за правильную подготовку и проведение похода, за подведение его итогов.

Обязанности руководителя при подготовке похода

1. Отобрать участников похода и организовать группу (походный отряд) в соответствии с установленными

- требованиями. Организовать медицинский осмотр участников. При подготовке многодневного похода осмотр должен быть проведен два раза: первый раз—при организации и второй - перед началом похода.

2. Установить задачи, наметить тему и район похода. Обратиться за .консультацией по вопросам тематики, маршрута и плана похода, а также и за помощью в организации по экскурсионному обслуживанию, в местные органы народного образования, в школы, детские экскурсионно-туристские станции, Дома пионеров, краеведческие музеи и т. д.

3. Разработать совместно с участниками похода маршрут и план похода.

При определении продолжительности похода, протяженности дневных переходов для данной группы руководствоваться примерными нормами для пешеходных, велосипедных, водных и лыжных походов.

Общую продолжительность любого путешествия планировать: для учащихся VI—VII классов—не свыше 20 дней для учащихся VIII— Х классов — 30 дней.

При намерении организовать подготовку и сдачу норм на значок “Турист СССР” составлять маршрут и план похода с учетом требований, предъявляемых к зачетным походам на- значок “Турист СССР” соответствующей степени.

4. Всесторонне изучить маршрут похода (по возможности путем личного ознакомления).

5. Подготовить участников похода к работе, предусмотренной планом. Провести занятия по подготовке к краеведческим наблюдениям, к сбору коллекций, к работам по. топографии и т. п. Рекомендовать учащимся литературу, связанную с темой похода. Организовать занятия врача по ознакомлению участников похода с правилами санитарии и гигиены в походе, научить их пользованию аптечкой и оказанию неотложной помощи.

6. Организовать физическую подготовку и тренировку участников похода в зависимости от. избранного способа передвижения (пешком, на лыжах, на велосипедах, на лодке); провести учебно-тренировочные занятия по преодолению препятствий, ориентированию на местности и др.; научить участников похода самоконтролю.

7. Ознакомить участников похода с правилами движения на улицах городов, на автомобильных и железных дорогах, на реках, озерах, морях, в болотистых, лесистых и горных местностях (в зависимости от условий маршрута).

8. Распределить обязанности среди участников похода (командир группы, завхоз, санитар, культорганизатор, фотограф, художник, ответственный за ведение группового дневника, ответственный за сбор образцов для коллекций и др.). Заранее составить список дежурных на каждый день.

9. Подготовить личное и групповое снаряжение, тщательно проверяя его качество. Обязательно предусмотреть в снаряжении походную аптечку. Организовать изготовление части снаряжения силами участников похода и родителей.

Обеспечить группу продуктами питания.

10. Составить смету похода, предусмотрев:

а) в расходной части: расходы на транспорт, питание, закупку снаряжения, оплату ночлега, культурное и экскурсионное обслуживание и т. д.;

б) в приходной части: взносы родителей, дотации внешкольных учреждений, органов народного образования, профсоюзов, шефов, учреждений, поручивших исследовательскую работу, и др.

Получить инструктаж о порядке расходования денежных средств и отчетности, маршрутный лист и разрешение директора школы на отправление.

Обязанности руководителя в походе

1. Обеспечить проведение работы по плану похода, Обратить особое внимание на идейно-политическое воспитание участников похода, на воспитание дружбы и товарищества, на сплочение коллектива учащихся, на привитие им навыков поведения в общественных местах и в быту, вежливости, .опрятности, на выполнение санитарно-гигиенических правил и требований дисциплины. Ознакомить участников похода с правилами охраны исторических и культурных памятников, охраны леса и зеленых насаждений и обеспечить соблюдение этих правил, а также мер противопожарной охраны во время привалов и ночлегов.

2. Для выполнения плана похода:

а) организовать экскурсии, наблюдения, исследовательскую работу участников похода, сбор образцов для составления коллекций, встречи с местным населением, с пионерами и школьниками местных школ;

б) организовать участие в посильной общественно полезной работе (подготовка наглядных пособий для школы, выполнение заданий школы, научных и хозяйственных учреждений, участие в сельскохозяйственных работах, обмен опытом работы с местными пионерами и школьниками, проведение культурной работы среди населения и т. п.);

в) организовать физическое воспитание участников похода (точное соблюдение правильного режима в походе, проведение ежедневной гимнастики, правильная организация марша, преодоление препятствий, организация игр, ночлега на воздухе, использование естественных факторов природы — воздуха, солнца и воды);

г) организовать быт детей в условиях похода (питание, отдых, ночлег и т. п.), а также культурное обслуживание их.

Всю эту работу руководитель обязан организовать на основе широкого развития самодеятельности и активности участников похода, поощрения их инициативы и творчества.

3. Проявлять подлинную отеческую заботу о физическом и моральном состоянии детей, обеспечить охрану их жизни и здоровья, строго соблюдать правила предупреждения несчастных случаев, в том числе:

а) придерживаться утвержденного маршрута и плана похода, не допуская отклонения от них без уважительной причины;

б) предупреждать водителей транспорта, проводников, капитанов, дежурных (при посадке учащихся в трамваи, автобусы, троллейбусы, поезда и пароходы) о посадке и выходе учащихся;

в) перед прохождением трудных и опасных мест тщательно проверять их проходимость (бродов и переправ через реки, болота, места возможных камнепадов, осыпей в горах, крутых подъемов и спусков, пещер и т. п.), строжайше соблюдать правила прохождения этих мест;

г) строго придерживаться установленных правил купания детей, лично проверять места купания и во время купания неотлучно находиться с детьми;

д) соблюдать санитарно-гигиенические правила похода, в особенности не разрешать пить некипяченую воду (за исключением чистых горных ручьев, проверенных колодцев и родников); тщательно проверять качество употребляемых в пищу продуктов (мясо, колбаса, рыба, консервы, грибы); не допускать приготовления пищи в оцинкованной посуде (ведра, баки и т. д.);

предупреждать случаи солнечных ожогов, солнечных и тепловых ударов, немедленно оказывать первую медицинскую помощь заболевшим и пострадавшим, в необходимых случаях срочно обращаться к врачу;

е) не допускать отставания от группы, отлучек, а также индивидуальных или групповых временных отъездов из лагеря без сопровождения педагога;

ж) из заранее установленных пунктов уведомлять школу, учреждение, организовавшее поход, о ходе похода и состоянии участников (в многодневных походах).

4. Обеспечить сохранность имущества и собранных в походе материалов.

Обязанность руководителя по возвращении из похода

1. Организовать обработку материала похода, передать собранные материалы в краеведческий уголок, музей или учебные кабинеты школы, в распоряжение учреждений, от которых были получены задания.

2. Поставить сообщения участников похода на ученических собраниях, вечерах, пионерских сборах.

3. Провести медицинский осмотр участников.

4. Составить педагогический отчет о походе и выступить с ним на заседании педагогического совета.

5. Провести родительское собрание по итогам похода (многодневного).

6. Сдать финансовый отчет.

7. Оформить получение участниками похода значков “Турист СССР” или “Юный турист”.

Кроме экскурсий и походов, в школах применяются и. многие другие формы знакомства с жизнью родного края: пионерские сборы и встречи школьников со старожилами и знатными людьми, вечера, выставки различных материалов о своем крае, олимпиады и т. д.

Пионерские сборы имеют значение для краеведения в том случае, если они посвящаются вопросу, связанному с историей или с современной жизнью края. Для участия в таком сборе пионеры должны специально готовиться: в той или иной степени изучать природу, историю, хозяйство и т. д. Можно назвать примерные темы сборов: “Участие пионеров .в охране местной природы”, “Как помогает пионерская организация местному сельскому хозяйству”, “История пионерской организации школы”, “Что дала нашему краю (селу, городу) Советская власть”.

Олимпиадами называют соревнования школьников на лучшее знание предмета. Географические олимпиады обычно организуются местными институтами усовершенствования учителей. Для этого составляют вопросы, намечают сроки проведения олимпиад, утверждают и организуют работу жюри. Как правило, проводятся олимпиады в три тура. Первый тур—олимпиада в школе. Победители ее становятся участниками районной олимпиады, успешное преодоление которой дает право участвовать в последнем туре (областной или городской) олимпиады. От тура к туру усложняются вопросы и задания, правильность решения которых является основанием для определения победителей. Значение олимпиад для краеведения определяется содержанием вопросов, предлагаемых участникам в каждом туре соревнования. В последнее время в Москве, Ленинграде и многих областях, как правило, краеведческие вопросы включались в программу олимпиад. Во многих местах проводятся специально краеведческие олимпиады. Интерес к ним вызывается тем, что в процессе подготовки и проведения такой олимпиады можно подвести известный итог работе по краеведению, оценить ее содержание и результаты применения знаний края при изучении географии, истории, биологии.

Викторины как одна из форм работы, связанной с краеведением, в настоящее время имеют значительное распространение. Их цель—заинтересовать учащихся знаниями природы, истории и хозяйства края. Викторины отличаются от олимпиад по организации и задачам. Викторины—это живое усвоение разнообразных сведений о своем крае, получаемых в правильных ответах на вопросы, задаваемые в игровой форме (шарады, вопросы на сравнения, занимательные вопросы, ребусы, кроссворды) .

Но едва ли не лучшей формой организации внеклассного краеведения, позволяющей осуществлять самую разнообразную работу, является краеведческий кружок.

Н. Н. Баранский считал кружок тем “звеном”, уцепившись за которое можно вытянуть всю цепь разнообразных форм. В кружке может проводиться краеведческое изучение территории через экскурсии и походы, но в нем могут быть поставлены и стационарные исследования. Главное преимущество кружка перед всеми другими формами состоит в том, что в нем могут быть организованы регулярные занятия по определенной программе, с более или менее постоянным составом участников, интересующихся краеведением.

Кружок создается на добровольных началах по желанию учащихся, часто таких, которые отдают свое свободное время краеведению. Это тот актив, который поможет учителю увлечь краеведением весь школьный коллектив. При условии хорошей работы кружка результаты его деятельности распространяются на большое количество учащихся. Члены краеведческого кружка, общаясь с другими школьниками, например на пионерских сборах или на экскурсиях, в той или иной степени пропагандируют в школе краеведение и делают его достоянием всего ученического коллектива.

Краеведение в школе может заинтересовать учащихся независимо от их подготовки, поэтому запись в кружок проводится во всех классах, начиная с пятого. Возраст и подготовка учитываются при распределении конкретных видов работ в самом кружке.

Опыт многих учителей подсказывает, что при организации краеведческого кружка надо начинать с такого занятия, которое могло бы возбудить интерес к нему, например с краеведческого похода (лучше многодневного), краеведческого вечера, экскурсии на отдельные, чем-либо замечательные объекты и т.д. В процессе подготовки к этому занятию и во время его проведения обнаружатся наиболее активные учащиеся. Из них-то и следует создавать ядро кружка.

Организация работы в краеведческом кружке опирается на самостоятельность и инициативу детей, которые, однако, направляются учителем. “Учитель в кружке должен быть авторитетным и тактичным “консультантом”, — пишет Н. Н. Баранский, —он не должен подавлять кружка, но не должен и самоустраняться” (1).

(1) Н. Н. Баранский. Методика преподавания экономической географии. .М., Учпедгиз, 1960.

Программа кружка строится в расчете на охват всего комплекса краеведческого изучения избранной территории (ближайшего окружения школы, колхоза, города, района, области) — природы, населения, хозяйства. Работа в кружке должна быть простой и доступной детям. Для работы участники кружка разделяются на секции, или звенья. Секции могут быть построены по разделам плана изучения: топографическая, геологическая, по изучению почв, растительности и животного мира, историческая, по изучению населения и хозяйства и т. д. Но такое подразделение на “отраслевые” секции не совсем отвечает задачам географического краеведения. Целесообразнее, строить секции по территориальному принципу. Например, в кружке Цивильской средней школы Чувашской АССР одна секция занималась всесторонним изучением обнажении на правом берегу реки Цивиль, другая—изучала пойменные луга. Имелась секция, которая вела наблюдения на географической площадке школы. Каждая секция состояла из учащихся, которые по своей подготовке могли справиться с программой исследований: в первой секции преобладали учащиеся восьмых классов, во второй—шестых и седьмых классов, , в третьей — пятых классов.

При охвате очень большого количества учащихся и широкой программе краеведения может быть и такое организационное построение, когда в кружке создаются звенья по видам работы и по территориальному принципу2.

Больше внимания необходимо уделить разработке плана занятий. В выборе его конкретной тематики должны учитываться местные условия и возможности работы. Нередко в плане, когда он составляется, допускаются две противоположные друг другу ошибки. С одной стороны, его строят чрезмерно многотемным, с другой — он страдает ограниченностью тематики. Этих крайностей следует избегать, так как в первом случае будут распыляться силы, рассеиваться инициатива, а во втором — однообразие занятий может ослабить интерес участников.

(1) Их называют также отрядами, бригадами.

(2) Независимо от принципа построения звеньев при их комплектовании должны учитываться теоретическая и практическая подготовленность и возрастные особенности учащихся.

Важн4 чтобы в кружке работа была связана с посильными] исследованиями, с самостоятельным изучением краеведческого материала. Планировать работу надо так, чтобы она обязательно была доведена до конца. Это имеет для учащихся исключительно большое значение. Изучение всякой темы обыкновенно состоит из следующих стадий: подготовка; непосредственное изучение; обработка материалов; окончательное оформление работы. Задача учителя — неуклонно добиваться, чтобы каждая из этих стадий работы тщательно выполнялась.

Бывает и так, что краеведческие кружки со специальными секциями постепенно перерастают в комплексные краеведческие кружки или в школьные краеведческие общества.

Краеведческое общество—высшая форма организации внеклассной краеведческой работы. Чаще всего общества организуются в школах, где краеведение преследует различные цели и его содержание очень разнообразно (географическое, историческое краеведение, изучение фольклора, местных памятников и т. п.). Педагогическая значимость школьного краеведческого общества состоит в том, что оно может объединить большое количество учащихся с разными интересами: юных географов, юных историков, юных естествоиспытателей и т. д. Во главе общества стоит совет. Секциями руководят учителя, их помощники—члены совета общества из числа наиболее активных учащихся школы. Общество организует всю краеведческую и экскурсионно-туристскую работу в школе.

Нередко краеведческое общество или кружок вырабатывает устав о правах и обязанностях членов кружка. Устав может быть выработан по примеру устава географического общества (1):

1. Общество создается на добровольных началах и ставит своей задачей укрепить, углубить и расширить географические знания учащихся, готовит их к практической деятельности.

2. Общество состоит из почетных и действительных членов.

3. Почетными членами избираются географы, писатели, журналисты, а также люди различных профессий, принимающие участие в работе общества.

4. Действительным членом общества может быть любой учащийся школы, выполнивший определенное задание общества.

5.Действительный член общества обязан активно участвовать в работе одной из его секций.

6. Действительный член общества, окончивший школу, может состоять в обществе, если он продолжает принимать активное участие в работе общества (руководит секцией, выступает с докладами и т. п.).

7. Действительный член общества имеет значок и эмблему общества, которые вручаются ему при приеме.

8.Руководство обществом осуществляется президиумом, избираемым на общем собрании сроком на один год.

9.Президиум общества избирается в следующем составе: президент, вице-президент, секретари, члены президиума (председатели секций, редакторы стенной газеты и радиогазеты), руководитель лекторской группы.

10.Действительный член общества, нарушивший устав общества, исключается из его состава на месяц, полгода или год с оповещением об этом в стенной газете и радиогазете.

11. Высшим органом является общее собрание всех его членов, созываемое по решению президиума.

12.Изменения в устав общества могут вноситься на общем собрании.

Общество периодически отчитывается о своей работе перед школьной общественностью на пленарном заседании, вечере или общем собрании.

Заслуживают самой высокой оценки те краеведческие общества, которые ориентируют своих членов на общественно полезную деятельность. Как велика и значительна бывает эта деятельность, можно, например, судить по работе общества при одной из школ г. Великие Луки. Юные краеведы содействовали строительным организациям и промышленным предприятиям в разведывании дополнительных ресурсов строительных материалов, топлива, участвовали в охране лесов от пожаров, самовольных порубок, от разных вредителей леса, охраняли зеленые насаждения в населенных пунктах, участвуют в озеленении шоссейных дорог, сел и города, помогают колхозам и совхозам в сельскохозяйственных работах, охраняют от браконьеров ценных промысловых животных, птиц и рыб.

Хорошо организована работа краеведческого общества Октябрьской средней школы Чердаклинского района Ульяновской области. В этом обществе почетными членами стали руководители учреждений, партийные работники, ветераны Октября. Они оказывают большую помощь совету общества. Юные краеведы изучают природу, население и хозяйство края под девизом “Мы изучаем край Ильича”. Экспедиционные отряды работают в течение года. Собранный материал после обработки рассматривается на заседании совета краеведческого музея, который работает в школе с 1960 г.

Список литературы

“Больше внимания туризму, краеведению, кружковой работе” “География в школе”, 1971, № 2.

Богоявленский Г., Смирнова Н., Юньев И. Идут любознательные. Советы юным туристам-краеведам. М., “Молодая гвардия”, 1965.

“Внеклассная работа в природе по географии”, под ред. Н. П. Неклюковой. М., Учпедгиз, 1959.

Запалов Г. А. Изучение колхоза в школьном курсе экономической географии. М., 1960.

3аруцкий Б. А., Следников А. А., Солдатов И. М Олимпиады по краеведению (из опыта работы). М., “Просвещение”. .1965.

“Методика обучения географии в средней школе”, под ред. А. Е. Бибик и др. М., “Просвещение”, 1968, гл. 23. Экскурсии по географии.

Никонова М, А. Система учебных экскурсий по физической географии. “География в школе”, 1971, № 3.

“Школьные краеведческие викторины”. (В помощь учителю.) Тамбов, 1963.

Скачать архив с текстом документа