Функции, принципы и методы управления предприятием
СОДЕРЖАНИЕ: 11.2. Функции, принципы и методы управления предприятием Функции, принципы и методы признаются важнейшими элементами системы управления. Если функция означает – что делать, то принципы – как делать.11.2. Функции, принципы и методы управления предприятием
Функции, принципы и методы признаются важнейшими элементами системы управления. Если функция означает – что делать, то принципы – как делать.
Функция (дословно – действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления.
Анри Файоль выделил пять универсальных функций:
- предвидение;
- организация;
- распорядительство;
- координация;
- контроль.
В книге «Основы менеджмента» (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури) приводятся следующие функции управления:
- стратегическое планирование;
- планирование реализации стратегии;
- организация взаимодействия и полномочий;
- построение организации;
- мотивация;
- контроль.
Нетрудно заметить, что эти функции по своей сущности почти не отличаются от функций А. Файоля. Все эти функции не претерпели существенных изменений и до настоящего времени, поэтому они являются классическими.
В современной отечественной экономической литературе к общим функциям управления относят: планирование, организовывание, мотивацию, контроль и координацию. Взаимосвязь этих функций показана на рис. 11.1.
Рис. 11.1. Взаимосвязь функций управления
Кратко рассмотрим сущность этих функций.
Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с прогнозированием и планированием в организации в целом и ее структурных подразделениях.
Функция планирования не случайно на первом месте, так как прежде чем управлять предприятием, необходимо знать миссию и цели организации. Планирование позволяет предвидеть состояние предприятия в будущем и знать, что следует сделать для достижения поставленных целей и какие препятствия могут оказаться на этом пути, и быть готовым для их преодоления.
Тот генерал, который тщательно не планирует сценарий будущей битвы, эту битву проиграет.
Организовывание – вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для нормальной работы.
Организовать – это значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установить взаимосвязи между различными подразделениями организации.
Основная задача функции «организовывание» – это создание действенной системы управления с учетом наилучшего использования имеющихся ресурсов и достижения поставленной миссии.
Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения ее миссии.
Теории мотивации базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивами их поведения, а, следовательно, и деятельности.
Согласно теории А. Маслоу потребности человека можно разделить на пять групп:
- физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в одежде, в отдыхе и т.д.;
- потребности в безопасности и уверенности в будущем – защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и будущем;
- социальные потребности – необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержки;
- потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
- потребность самовыражаться, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три – вторичные. Все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней, и это сказывается на его мотивации. Иными словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность – потребность самовыражения роста человека как личности – никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Контроль и координация. Контроль есть фундаментальнейший элемент процесса управления, практически важная и сложная функция управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля.
Контроль – это непрерывный процесс по выявлению отклонений от заданных параметров или стандартов во всех сферах деятельности предприятия и направленный на выполнение его миссии.
Кроме того, основная цель контроля – предупредительная, т.е. своевременно выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
Контроль можно рассматривать как важнейший атрибут совершенствования системы управления на предприятии.
Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобщим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. Контроль – это функция управления, которую должен выполнять каждый сотрудник фирмы, начиная от руководителя организации до рядового исполнителя.
Различают предварительный контроль, текущий и заключительный.
Сущность предварительного контроля заключается в проверке состояния организации до начала выполнения запланированной цели или выпуска новой продукции. Предварительный контроль должен отвечать на вопрос: «Готово ли предприятие к выполнению определенной цели и что нужно еще сделать, чтобы не было сдвигов при реализации запланированной цели?!»
Текущий контроль осуществляется на стадии реализации поставленной цели. Его задача заключается в том, чтобы процесс реализации цели осуществлялся в строго запланированное время, с наименьшими затратами и надлежащим качеством.
Заключительный контроль осуществляется после реализации запланированной цели или какого-либо инвестиционного проекта и он должен отвечать на вопрос: «Насколько полно и качественно достигнута поставленная цель, и какие допущены ошибки, дефекты и почему?»
Из этого следует, что заключительный контроль необходим для того, чтобы не повторять допущенные ошибки впредь и для выявления слабых сторон системы управления с целью ее дальнейшего совершенствования, т.е. заключительный контроль работает на перспективу.
Контроль и координация как функции управления тесно взаимосвязаны, и поэтому многие ученые и специалисты эти функции объединяют в одну и называют ее «контроль».
В этом имеются определенные положительные моменты.
Координация – это непрерывный процесс, направленный на поддержание всей системы управления в работоспособном состоянии путем своевременного устранения всех дефектов и ошибок, выявляемых в результате контроля. Необходимо отметить, что контроль и координация - это непрерывный и постоянно действующий процесс.
Принятие решений. Принятие решений является составной и важнейшей частью управленческой функции.
Искусство управления в первую очередь заключатся в умении принятия правильного решения и реализации его на практике. Руководитель любого ранга наделен правом принимать управленческие решения в рамках своих функциональных обязанностей. В учебной литературе управление трактуется как выбор альтернативы. Имеются и более развернутые трактовки этого понятия.
Управленческое решение – выбор альтернативы, осуществленный в рамках должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать. Такая классификация представлена в табл. 11.1.
Теорией и практикой выработана определенная последовательность действий по принятию и реализации управленческого решения, т. е. технология этого процесса.
Таблица 11.1 – Классификация управленческих решений
Классификационный признак |
Группы управленческих решений |
|
Степень повторяемости проблемы |
традиционные |
нетипичные |
Значимость цели |
Стратегические |
Тактические |
Сфера воздействия |
Глобальные |
Локальные |
Длительность реализации |
Долгосрочные |
Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия решения |
Корректируемые |
Некорректируемые |
Характер использованной информации |
Детерминированные |
Вероятностные |
Метод разработки решения |
Формализованные |
Неформализованные |
Количество критериев выбора |
Однокритериальные |
Многокритериальные |
Форма принятия |
Единоличные |
Коллегиальные |
Способ фиксации решения |
Документированные |
Недокументированные |
Эта технология складывается как бы из двух частей: этапы рационального решения проблем (рис. 11.2); реализация и оценка принятого решения (рис. 11.3).
Рис. 11.2. Этапы рационального решения проблем
Рис. 11.3. Реализация и оценка принятия решения
Процесс принятия решения начинается тогда, когда становится очевидной необходимость какого-то руководящего действия и промедление с реализацией этого действия может отрицательно повлиять на результаты работы предприятия.
При этом руководитель должен убедиться в том, что существует действительно проблема, а не проявление симптома какого-либо негативного явления, который с течением времени сам по себе исчезнет без всякого вмешательства.
Для повышения эффективности управленческих решений необходимо запомнить следующие моменты:
- определена ли истинная проблема;
- на достижение чего направлено решение;
- когда оно должно быть принято;
- какие существуют сдерживающие факторы;
- каков будет эффект, если не принимать никакого решения;
- какая информация необходима;
- стоит ли делегировать принятие решения?
Кроме этого, в учебной литературе приводится пять рекомендаций по принятию решений и их претворению в жизнь: анализировать, консультироваться, осуществлять, поддерживать общение, проверять.
Эти рекомендации особо не нуждаются в раскрытии их сущности из-за своей очевидности.
Важнейший момент в выработке научно обоснованного решения – совещание. Именно на совещании руководитель может не только выяснить сущность рассматриваемой проблемы, но и возможные пути ее решения.
Теорией и практикой выработаны определенные правила для проведения совещаний с целью повышения их эффективности. Эти правила следующие:
- совещания должны проводиться только в случаях их острой производственной необходимости, т. е. на совещании должна рассматриваться очень важная проблема, решение которой требует коллективного разума. Частые совещания на предприятии – это, как правило, негативный признак, свидетельствующий об их неэффективности и нерациональном использовании рабочего времени руководителями и специалистами предприятия;
- время проведения и повестка дня совещания должны быть заранее известны участникам совещания, чтобы у них была возможность более тщательно подготовиться к совещанию;
- должен быть четко прописан регламент проведения совещания: время для освещения доклада; время для выступающих в первый раз и во второй. Председатель совещания должен не только четко соблюдать регламент, но и чтобы выступающие говорили по существу рассматриваемой проблемы;
- на совещания должны приглашаться только те лица, которые причастны к рассматриваемой проблеме и которые действительно способны к выработке правильного управленческого решения. Приглашение лиц по принципу «чем больше участников, тем лучше» в данном случае неприемлемо;
- к проведению совещания руководитель должен тщательно готовиться. Это касается и сбора необходимой объективной информации о состоянии рассматриваемого вопроса, и проработки возможных управленческих решений;
- на совещании должна быть создана доброжелательная обстановка, позволяющая каждому участнику при его желании объективно высказаться по существу рассматриваемой проблемы и возможных путях ее решения. Критика нежелательна, так как в этом случае руководитель совещания может не услышать от участников объективных причин, почему возникла рассматриваемая проблема и как ее надо решать.
Критериями эффективности проведения любого совещания могут быть: длительность проведения совещания; принятие научно обоснованного решения и возможность его реализации с наименьшими затратами и в кратчайшее время.
Первый критерий не нуждается в особых комментариях, так как давно известно, что участники совещания могут эффективно работать не более 1,5 часа. Отсюда вывод – продолжительность совещания не должна быть более этого времени.
Принципы управления (что делать) – это обобщающие теоретические положения, апробированные практикой, которыми следует руководствоваться в управленческой деятельности для достижения поставленной цели с меньшими затратами.
Исследованиями в области принципов управления занимались многие выдающиеся зарубежные и отечественные ученые (Ф. Тейлор, А. Файоль, А.Т. Гастев и др.).
Основные принципы Файоля приводятся в книге «Общее и промышленное управление (1916 г.)». В ней перечисляются следующие четырнадцать принципов управления: разделение труда; власть; дисциплина; единство командования; единство руководства; подчинение индивидуальных интересов общему интересу; вознаграждение; централизация; скалярная цепь (линия власти); порядок; равенство; устойчивость должностей личного состава; инициатива; честь мундира. Трудно возразить против каждого из этих принципов, настолько они точны и верны.
Известный американский промышленник – новатор Генри Форд (начало XX в.), положивший начало научной организации производства, сформировал ее основные принципы. Приведем некоторые из них:
- не надо страшиться будущего и незачем быть почтительным к прошлому;
- прошлое полезно потому, что указывает нам путь и средства к дальнейшему развитию;
- кто боится риска и неудач, тот ограничивает свою деятельность;
- поменьше административного духа в деловой жизни и побольше духа предприимчивости;
- моя цель – простота;
- если цены на товары выше, чем доходы потребителей, то цены следует приноровить к доходам;
- понижение заработной платы в государственном масштабе есть дурная финансовая политика, ибо она снижает спрос на товары.
Большинство из перечисленных принципов актуальны и сегодня, например, первые два принципа дополняют друг друга, а что касается выражения «Незачем быть почтительным к прошлому», то оно представляется спорным. А если прошлое было прекрасным во всех отношениях!? Почему мы не должны почтительно относиться к этому периоду жизни общества?!
Спорным признается и третий принцип: «Кто боится риска и неудач, тот ограничивает свою деятельность». Риска действительно не следует бояться, но его необходимо учитывать и управлять им с целью его минимизации, в противном случае можно превратиться в банкрота.
В Японии всякими путями прививается чувство патриотизма к своей стране, обществу, фирме, в том числе и через принципы управления. В качестве примера приведем принципы японских фирм:
- не забывай выгоду ради долга, но получая выгоду, помни о долге;
- наилучшее качество работы – на службу обществу;
- прежде чем создавать вещи, «Мацусита» создает кадры;
- своим трудом улучшаем жизнь и создаем лучшее общество.
Некоторые из этих принципов трудно назвать таковыми, так как они, скорее всего, похожи на лозунги, но для японцев, по-видимому, не важно, что это – принципы или лозунги, лишь бы они работали на благо всего общества и каждой фирмы.
В современных условиях для российских предприятий очень не хватает подобных японских принципов – лозунгов, особенно второго и четвертого.
В бывшем СССР (при плановой экономике) рекомендовалось использовать при управлении следующие принципы: принципы демократического централизма; принцип единоначалия и коллегиальности; принцип планового ведения хозяйства; принцип материальной заинтересованности; принцип ведущего звена; принцип экономии; принцип эффективности др.
Некоторые из них не утратили своей значимости и сейчас, так как они являются классическими и приемлемыми для любой формы хозяйствования, в том числе и принцип планового ведения хозяйства, но применительно к рыночной экономике. Особо следует остановиться на принципе «ведущего звена» (ленинский принцип). Суть его заключается в том, что на любом уровне управления при решении какой-либо проблемы всегда необходимо находить основную объективную причину ее появления, что позволит в свою очередь найти ведущее звено и для ее решения.
Основными принципами социалистического хозяйствования были и такие: «Все – во имя человека, для его блага»; «От каждого - по способности, каждому – по труду».
Эти принципы-лозунги по своей сути неплохие, но, к сожалению, они были только на бумаге, т. е. в реальной действительности реализованы не были. К другим принципам управления можно отнести: принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении; принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности и др.
На практике необходимо не только знать все эти принципы, но и использовать на практике при управлении предприятием.
Методы управления экономикой
Методы управления – это совокупность способов и приемов воздействия на объект управления для достижения цели управления.
В экономике принято различать три метода управления работниками и производственными коллективами: административные, экономические и социально-психологические. Все они тесно взаимосвязаны между собой и порой их трудно разграничить.
Административные (командные) методы основаны на принуждении, а управляющие воздействия имеют вид директив, приказов, команд, инструкций и др. Наиболее приемлемы такие методы в армии, милиции, службах безопасности и др. Нельзя обойтись без административных методов и на предприятии, а эффективность их зависит от разумности и научной обоснованности приказов, распоряжений, директив. Наиболее целесообразны в том случае, когда достижение поставленной цели нельзя решить при помощи экономических и социально-психологических методов.
Экономические методы основаны на воздействии на объект управления (отдельные личности, коллективы, хозяйствующие субъекты) при помощи рычагов (заработной платы, премий, штрафов, предоставления всевозможных льгот, ценообразования, предоставления коммерческого кредита и т.п.).
Важный признак экономических методов управления – переход от управления «по вертикали» к управлению «по горизонтали». Это означает, что управляющее воздействие на объект управления оказывает не только и не столько со стороны вышестоящего органа управления, сколько со стороны смежников, потребителей, словом, всех, с кем взаимодействует производитель.
Такие управляющие воздействия фиксируются в виде взаимных обязательств, в договорах, соглашениях, контрактах. Экономические методы играют определяющую роль в управлении экономикой рыночного типа.
Социально-психологические методы управления представляют собой убеждение, моральное и нравственное воздействие на людей.
У каждого человека существует определенная система взглядов на труд, собственность. Деньги, экономические отношения, правила экономического поведения. Это можно назвать экономической психологией, или моралью. Социально-психологическое управление заключаете в том, чтобы воздействовать на психологию людей и тем самым убедить их действовать в соответствии с желанием субъект управления. При таком подходе управляющая установка со стороны субъекта управления, попадая на благодатную моральную почву, становится самоустановкой исполнителя, его убеждением-
Социально-психологические методы по своей значимости и действенности не уступают экономическим, а в определенных условиях и ситуациях могут быть даже более эффективными.
Процесс управления предприятия условно можно расчленить на три части: управление техникой; управление экономикой; управление трудовым коллективом. Считается, что самым сложным делом является управление людьми. Каждый человек неповторим и имеет как положительные черты, так и отрицательные. Задача руководителя заключаемся в том, чтобы познать каждого своего подчиненного в психологическом плане, а затем незаметно воздействовать на него в таком направлении, чтобы положительные черты у него развивались, а отрицательные сходили на нет. Все это, естественно, должно делаться не только с целью становления и развития отдельной личности и всего коллектива, но и для пользы фирмы.
К сожалению, некоторые руководители этого не понимают, а, наоборот, заостряют внимание на «дефектных» сторонах своего сотрудника. Еще М. Горький отмечал, что если человеку довольно часто и настойчиво говорить, что он «свинья», то он действительно «захрюкает».
Основная задача социально-психологических методов заключается в создании здорового психологического климата в коллективе, что в свою очередь является основой для эффективной работы предприятия.
Социально-психологические методы управления можно назвать и воспитательными, так как они призваны воспитывать каждого сотрудника в духе преданности фирме, активизации творческой деятельности во благо фирмы и в целом общества.
Наибольших успехов в применении социально-психологических методов достигла Япония. В этой стране любовь и уважение к труду, преданность своей фирме, патриотизм впитаны с молоком матери. Японцы сами добровольно отказываются от отпуска, если дела на фирме идут плохо. В Японии практически не нужны производственные контролеры – японец не унизится до того, чтобы проталкивать брак.
Успехи Японии в научно-технической сфере, экономике и других областях в значительной мере обусловлены разумным использованием социально-психологических методов в управлении на всех уровнях. К сожалению, в России роль и значение применения этих методов недооценивается, что является существенным резервом для роста национальной экономики.