Уточнить, в каком журнале печаталось нужное произведение, получить ответ на конкретный фактографический вопрос
СОДЕРЖАНИЕ: Отыскать ответы на вопросы помогут библиотекари, используя справочно-библиографический аппарат. Это не только многочисленные энциклопедии, словари, но и система каталогов и картотекСодержание
стр.
Введение………………………………………………………………3
Глава 1 Состав и задачи СБА школьной библиотеки………………6
Глава 2 Использование СБА в работе школьной библиотеки…….11
Заключение…………………………………………………………...21
Библиографический список………………………………………....22
Введение
Информация - реальная ценность современного общества, и именно библиотека в наибольшей степени обеспечит вам знакомство с нею, поможет ответить на разного рода вопросы. Сегодня число обращений в библиотеку выросло (от информации по современным вопросам экономики, правового характера, проблемам маркетинга и менеджмента, финансах, налогах, бухучёта, социологии до философских и религиозных проблем). Отыскать ответы на вопросы помогут библиотекари, используя справочно-библиографический аппарат. Это не только многочисленные энциклопедии, словари, но и система каталогов и картотек.
С помощью СБА можно узнать, есть ли книга, которая вас интересует, кто автор, если известно только название, подобрать книги, статьи из периодики по теме, уточнить, в каком журнале печаталось нужное произведение, получить ответ на конкретный фактографический вопрос.
Специальная картотека поможет подобрать стихотворные строчки для поздравления дорогого вам человека, познакомит с материалом в помощь организации праздничных вечеров, викторин, игр [2].
Школьная библиотека - общедоступный общеобразовательный, информационный и культурный центр.
Справочно-библиографический аппарат (СБА) школьной библиотеки есть совокупность справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, предназначенная для пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства чтением.
В самом общем смысле СБА школьной библиотеки представляет собой не только средство библиографического и фактографического поиска, осуществляемого в самых различных целях, но и основу всех без исключения направлений библиографической деятельности библиотеки, всей работы с читателями [1].
Функции СБА по расширению информационного потенциала любой библиотеки за счет предоставления сведений об отечественных и зарубежных документах безотносительно к их местонахождению конкретизируется первоочередным требованием: обеспечить читателям доступ к единому библиотечному фонду страны.
Наиболее общие требования к СБА отдельной библиотеки сводятся к тому, что он должен:
соответствовать объему и содержанию работы библиотеки определенного типа, всемерно способствовать решению стоящих перед ней народнохозяйственных, воспитательных и других задач;
оперативно пополняться новыми материалами и освобождаться от устаревших, неиспользуемых и дублирующих друг друга источников;
профилироваться в соответствии с договорами о кооперации и координации с другими библиотеками и органами НТИ;
сохранять единство, совершенствовать свои системные качества на основе всемерного развития специфических функций составляющих его частей и, вместе с тем, усиления взаимодействия между ними.
Таким образом, учитывая важность справочно-библиографического аппарата в системе библиографической работы школьной библиотеки, можно говорить об актуальности темы данной работы [4].
Целью работы можно назвать изучение справочно-библиографического аппарата, как основной базы библиографической деятельности школьной библиотеки.
В соотнесении с указанной целью работы, можно выделить задачи, поставленные перед нами:
1. Выделить особенности становления и развития справочно-библиографического аппарата школьной библиотеки;
2. Рассмотреть основные функции, а также особенности структуры справочно-библиографического аппарата;
3. Изучить справочно-библиографический фонд с точки зрения справочно-библиографической системы.
В данной работе использовались научные труды и публикации Моргенштерна И.Г., Столярова Ю.Н., Тюлиной Н.И., и других авторов, которые в своих работах уделяли огромное внимание справочно-библиографическому аппарату в составе обязательных элементов библиотеки.
Глава 1 Состав и задачи СБА школьной библиотеки
Ровно 30 лет назад выдвинута концепция сущностной модели библиотеки как системы, состоящей из четырех атрибутивных элементов: библиотечного фонда, контингента пользователей, материально-технической базы и библиотечного персонала. Практически сразу же по обнародовании этой концепции возникло предложение дополнить существующую модель еще одним элементом - справочно-библиографическим аппаратом, без которого модель объявлялась страдающей существенным изъяном [6].
Первым поднял этот вопрос 3. Р. Сукиасян, поместивший в центр системы, где названные элементы равномерно вписывались в круг, библиотечный каталог. Следом выступил И. Г. Моргенштерн, выдвинувший аргумент: справочно-библиографический аппарат информирует представление не только о фонде данной библиотеки, но и о существующем внешнем документном массиве и/или потоке. Следовательно, по отношению к библиотечному фонду он представляет собой автономный объект и должен рассматриваться на равных правах с остальными четырьмя [2,3].
Выступления в защиту пятого элемента особенно активизировались в 1990-х гг. Некоторые авторы выдвигали эту идею вновь и вновь.
Подводя итоги развития мирового библиотековедения в XX в., Н. И. Тюлина пришла к выводу, что в последние годы «был подорван прежний, существовавший веками принцип, согласно которому каждая библиотека обслуживала читателей лишь собственными материалами». Значительно возросла роль справочно-библиографического аппарата библиотеки, утверждала далее Н. И. Тюлина, и «из вспомогательного компонента он превратился в полнозначный, играющий в обслуживании самостоятельную роль. В результате изменилась вся инфраструктура библиотеки [10].
Из четырехэлементной структуры, включающей, как это показал Ю. Н. Столяров, фонды, читателей, библиотекарей и материально-техническую базу, она превратилась в пятиэлементную. Пятым элементом стал ее справочно-библиографический аппарат» [7,8].
Справочно-библиографический аппарат библиотеки по праву считается ключом к фонду документов, раскрывая его состав и содержание в различных аспектах. Однако этим не ограничивается назначение СБА. Соответствующие его части служат таким же ключом к источникам, находящимся в фондах других библиотек или же вообще к мировым информационным ресурсам, независимо от места их хранения. Этим определяется значение СБА в деятельности библиотек всех типов, как крупных научных библиотек, так и школьных.
Состав СБА сформировался в результате эволюционного развития под воздействием усложнявшихся задач библиотек по удовлетворению разнообразных информационных потребностей читателей.
На протяжении длительного времени СБА определялся как совокупность входящих в него частей: справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек. Помимо раскрытия состава и содержания фонда документов библиотеки отмечались и другие его функции, в том числе идеологического характера (идейно-воспитательная, пропагандистско-педагогическая и т. п.). Это было закреплено в начале 80-х годов в терминологическом ГОСТе по библиотечному делу. Одновременно с введением этого стандарта был принят ГОСТ по научно-информационной деятельности, в котором имелось определение близкого по значению термина - справочно-поискового аппарата (СПА) [5].
Стандартизация этих терминов и повсеместное их использование в литературе и практической деятельности привели к необходимости разграничить обозначаемые ими понятия, уточнить функциональное назначение термина СБА. В определении обоих терминов имелось как общее, так и различие. Общее состоит в том, что в обоих стандартах составной частью признается совокупность вторичных документов, поскольку библиотечные каталоги, картотеки и библиографические издания и есть «совокупность упорядоченных массивов вторичных документов», названная в определении СПА. А различие заключается, во-первых, в отсутствии справочных изданий в СПА, а во-вторых - и это главное, в функциональном назначении. В определении СПА приводится только одно назначение - поиск научно-технической информации, т. е., иначе говоря, налицо одна функция - поисковая. Составители стандарта по библиотечному делу почему-то не включили эту функцию в определение СБА, а вместо нее названы были другие функции с их ярко выраженной идеологической окраской (пропаганда произведений печати и целенаправленное руководство чтением) [6].
Попытки дать более точное определение СБА и уточнить его функциональное назначение нашли отражение в дискуссии на страницах специальной печати. В итоге этой дискуссии было признано, что как СБА, так и СПА являются одной из разновидностей более широкого понятия - информационно-поисковой системы (ИПС). Последняя в ГОСТе по научно-информационной деятельности имела следующее определение: ИПС - «предназначенная для информационного поиска совокупность информационно-поискового массива, информационно-поискового языка, правил его использования, критерия выдачи и технических средств». Все названные пять элементов присутствуют и в СБА, а именно:
Информационно-поисковым массивом являются все составные части СБА, а именно - справочные и библиографические издания, библиотечные каталоги и картотеки.
Критерий выдачи информации в явном, а иногда и в скрытом (латентном) виде имеет место при поиске как библиографической, так и фактографической информации. На основании этого критерия мы судим о качестве библиографического обслуживания, о состоянии и качестве СБА и/или отдельных его частей [4].
Технические средства во многих библиотеках представлены каталожными шкафами и книжными полками. Однако с каждым годом возрастает число библиотек (включая муниципальные публичные), владеющих компьютерами и переводящих каталоги и картотеки в электронную форму. Больше того, возрастает количество библиографических баз данных, справочных и иных изданий, ставших составной частью СБА. Из этого следует единственный вывод, что определение ИПС вполне применимо как к СПА, так и к СБА. Введение представителями информатики термина СПА было направлено на то, чтобы подчеркнуть различие двух смежных областей деятельности -- библиотечной и научно-информационной. В свою очередь подчеркивание идеологической направленности назначения СБА в те годы вытекало из признания библиотек идеологическими учреждениями, на которые возлагалась задача воздействовать всеми средствами на сознание человека в угодном партийно-бюрократическому аппарату направлении. Отсюда и провозглашались пропагандистские, идейно-воспитательные и подобные им функции, свойственные якобы СБА библиотеки [9].
В настоящее время наблюдается сближение библиотечного дела с научно-информационной деятельностью. Во всех зарубежных странах эти две области деятельности и соответствующие им области научного знания уже интегрировались. Следовательно, в единой терминологической системе для обозначения одних и тех же понятий должны использоваться единые термины. В нашем случае термин СБА аналогичен термину СПА. Оба они выполняют одну и ту же функцию - единственную - способствовать поиску не только научно-технической, но и любой другой информации, содержащейся в документах [1].
Иначе говоря, СБА есть не что иное, как справочно-поисковый аппарат, выполняющий поисковую функцию. Из определения следует также, что состав СБА ограничен только библиографическими пособиями. Под последними следует понимать не только пособия в традиционной книжной форме, но и все другие библиографические источники, в том числе карточные каталоги и картотеки, а также библиографические базы данных на разных машиночитаемых носителях [4].
Частями СБА являются:
справочно-библиографический фонд;
библиотечные каталоги;
библиографические картотеки.
Характерной особенностью многих библиотек и прежде всего школьных является выход на глобальную компьютерную сеть Интернет, наличие в составе СБА различных баз данных.
Справочно-библиографический аппарат (СБА) школьной библиотеки есть совокупность справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, предназначенная для пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства чтением.
Глава 2 Использование СБА в работе школьной библиотеки
Справочно-библиографический аппарат (СБА) - это комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга частей, предназначенных для раскрытия фонда библиотеки, обеспечения читателей нужной их информацией.
Состав, объём, содержание, структура и особенности организации СБА определяются статусом библиотеки, спецификой города, фондами библиотеки и читательскими запросами.
СБА библиотеки по праву считается ключом к книжному фонду, который не только раскрывает состав и содержание фонда данной библиотеки, но и обеспечивает дистанционный доступ к фондам других библиотек [9].
Справочно-библиографический аппарат (СБА) состоит из фонда справочных и библиографических изданий, системы каталогов и картотек, фонда (архива) выполненных справок. Он предназначен для пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства чтением. СБФ представлен справочными изданиями и пособиями. Фонд справочных и библиографических изданий включает издания руководящих материалов, издания документов правительства, законодательных и других официальных органов. К справочным изданиям относятся универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые языковые и терминологические словари, справочники административно-хозяйственного деления РФ, статистические (по народному хозяйству и культуре), географические атласы и аналогичные издания краеведческого характера [3].
Такой состав СБА - результат его длительного исторического развития. Первоначально в него входили каталоги, раскрывающие состав и содержание документального фонда библиотеки. Затем в СБА стали включаться различные справочные издания, библиографические пособия, в том числе создаваемые в библиотеке, библиографические картотеки, а также копии наиболее значительных, ранее выполненных письменных библиографических справок, как в данной, так и в других библиотеках.
Функции СБА по расширению информационного потенциала любой библиотеки, в том числе и школьной, за счет предоставления сведений об отечественных и зарубежных документах безотносительно к их местонахождению конкретизируется первоочередным требованием: обеспечить читателям доступ к единому библиотечному фонду страны [6].
Чрезвычайно важным аспектом развития СБА школьных библиотек в современных условиях является все более широкое использование новейших технических средств, в том числе ЭВМ, создание в библиотеках крупных автоматизированных баз библиографических данных.
Только на этой основе, возможно обеспечить практическую реализацию прогрессивных интеграционных тенденций, кооперацию и координацию СБА библиотек на различных уровнях (ведомственном и межведомственном, региональном и всероссийском), в конечном итоге создание единого справочно-библиографического аппарата всех библиотек страны.
Наиболее общие требования к СБА отдельной библиотеки сводятся к тому, что он должен:
соответствовать объему и содержанию работы библиотеки определенного типа, всемерно способствовать решению стоящих перед ней народнохозяйственных, воспитательных и других задач;
оперативно пополняться новыми материалами и освобождаться от устаревших, неиспользуемых и дублирующих друг друга источников;
профилироваться в соответствии с договорами о кооперации и координации с другими библиотеками;
сохранять единство, совершенствовать свои системные качества на основе всемерного развития специфических функций составляющих его частей и, вместе с тем, усиления взаимодействия между ними [8].
Задачи, для решения которых используется СБА, очень разнообразны и связаны со много направлениями деятельности школьной библиотеки. Так, с помощью СБА ведется комплектование и докомплектование фонда библиотеки. Особенно важна роль СБА в разных формах пропаганды фонда, в библиографическом информировании читателей, их справочно-библиографическом обслуживании, в руководстве чтением, в процессе подготовки библиографических пособий, в работе по повышению уровня библиографической подготовки библиотекарей и читателей, в методической работе библиотек - региональных и отраслевых научно-методических центров.
В самом общем смысле СБА школьной библиотеки представляет собой не только средство библиографического и фактографического поиска, осуществляемого в самых различных целях, но и основу всех без исключения направлений библиографической деятельности библиотеки, всей работы с читателями [6].
Библиотечные каталоги - важнейшая часть СБА, сложившаяся одновременно с открытием библиотеки. Первоначальное назначение каталога - способствовать нахождению книги в фонде библиотеки. Этому назначению соответствует алфавитный каталог, в котором описания книг расположены по алфавиту фамилий автора или названий (если книга не имеет автора).
Потребность читателей в поиске книг по интересующему их вопросу, теме, предмету обусловили необходимость ведения каталога, в котором объектом поиска выступает книга не по фамилии автора или названию, а по предметному содержанию - это систематический каталог, в котором библиографические описания располагаются по схеме классификации.
Система каталогов и картотек формируется как единый комплексный справочно-информационный аппарат, всесторонне раскрывающий и пропагандирующий единый фонд. Система каталогов и картотек включает: алфавитные и систематические каталоги, систематические картотеки статей краеведческие картотеки, картотеки библиографических и методических пособий, указатели заглавий произведений художественной литературы, каталоги и картотеки отдельных видов изданий и материалов.
Б иблиотечные каталоги - своеобразный путеводитель по фондам библиотеки. Каждый каталог имеет строго целевое назначение, что позволяет производить поиск литературы многоаспектно, в соответствии с запросами читателей.
Каталоги содержат сведения об имеющихся в фонде библиотеки книгах, периодических изданиях и других произведениях печати [6].
Для ориентировки читателей в библиотечном фонде составляется указатель произведений печати, имеющихся в библиотеке - каталог. Просматривая каталог, читатели узнают, есть ли в библиотеке нужная ему книга, какие книги есть в библиотеке по интересующим его вопросам, какие книги того или иного автора имеются. В библиотеке обычно имеется несколько каталогов: систематический, алфавитный, предметный и др. Мы подробно рассмотрим два каталога - алфавитный и систематический.
Алфавитный каталог - занимает ведущее место в системе каталогов, отражает издания по всем отраслям знаний, имеющимся в фонде библиотеки. Алфавитный каталог имеет карточную форму, карточки расставлены в алфавите фамилий авторов и заглавий изданий. По алфавитному каталогу можно установить наличие в библиотеке издания, фамилия автора или заглавие которого известны. Алфавитный каталог позволяет установить:
- есть ли определенная книга в библиотеке;
- какие произведения искомого автора и в каком количестве представлены в данной библиотеке.
Алфавитный каталог (АК) — основа справочно-библиографического аппарата библиотеки. Он одновременно выполняет функции читательского и служебного каталогов. В силу этого АК дает точную информацию о наличии в библиотеке конкретного документа и отвечает на вопрос, какие документы того или иного индивидуального или коллективного автора наличествуют в фонде. АК собирает воедино все произведения того или иного автора вне зависимости от их содержания. Кроме того, он может оказать содействие в поиске документа, когда автор и заглавие неизвестны, но известен ответственный редактор или переводчик. Создание добавочных описаний позволяет выявить по данному каталогу и все имеющиеся в библиотеке документы, подготовленные тем или иным учреждением или организацией— например, издания, вышедшие в свет в Российской академии образования. Дополнительно алфавитный каталог может дать сведения о документах, посвященных тем или иным персоналиям («о нем», «о ней»), географическим пунктам (городам, поселкам) и т. п. [6].
АК наиболее полно отражает фонд библиотеки за счет добавочных описаний и включения в него сведений о повторных изданиях и перепечатках.
Наряду с читателями данный каталог используют и сами библиотекари для внутренней работы. Служебные библиотечные пометки на оборотах описаний связывают всю систему каталогов библиотеки в единое целое, так как дают сведения о наличии добавочных и аналитических описаний, а также об их месте в алфавитном каталоге (а иногда и в различных картотеках), инвентарные номера указывают на имеющееся в библиотеке количество экземпляров данного документа, указан на обороте карточки и «адрес» документа, то есть в каком разделе фонда он хранится (в фонде абонемента, читального зала, в фонде учебной литературы и т. п.).
Важную роль играет АК и при докомплектование фонда. Справка о количестве и репертуаре изданий того или иного автора дает библиотекарю дополнительную информацию для принятия решения о приобретении документа в фонд библиотеки.
Сведения о количестве имеющихся экземпляров, их распределении по отделам фонда нужны библиотекарю и для исключения из фонда ветхих и устаревших по содержанию документов. АК используется и в справочно-библиографической работе для выполнения справок уточняющего библиографическое описание документа и адресного характера.
В основу организации АК положен алфавитный признак, при котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке заголовков индивидуального и коллективного авторов и заглавий документов. Добавочные записи, ссылочные и справочные карточки расставляют в общем алфавите. Если расстановочные слова различных видов записей тождественны, то карточки расставляют в следующем порядке:
Записи под заголовком индивидуального автора;
Записи под заголовком коллективного автора;
Записи под заглавием.
АК является обязательной частью системы каталогов в каждой библиотеке [6, 9].
Систематический каталог (СК) – это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знания в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации. Под СК понимают систему, состоящую из двух подсистем: СК и алфавитно-предметного указателя к нему.
СК – это реальный каталог, отражающий содержание документов и предназначенный для поиска по тематическим запросам. СК используется в библиотечно-информационной работе для изучения состава фонда, его комплектования, в справочно-библиографической и информационно-библиографической работе, для организации выставок, массовых мероприятий и пропаганды литературы.
Организация СК начинается с составления паспорта. В паспорте СК отражаются специфические сведения о нем: дата организации, охват фондов, название таблиц классификации, которые лежат в его основе, оформление карточек, их расположение, форма и цвет разделителей и наличие вспомогательных пособий к СК.
К внешнему оформлению СК относятся надшкафные надписи с краткой характеристикой СК и надписи на этикетках каталожных ящиков. На этикетках указывают номер ящика, индекс и наименование отраслевого деления, а ниже – первый и последний индексы карточек, включенных в данный ящик (без формулировок рубрик).
Внутреннее оформление включает формирование отделов каталога на основе индексов, присвоенных в процессе систематизации. Группы карточек объединяются индексами, начинающимися обозначением отдела рабочих таблиц классификации.
Под группировкой записей внутри отделов понимают процесс их упорядочения в пределах классификационного деления. Существует два вида расстановки библиографических записей в СК – обратнохронологическая и алфавитная. В СК общедоступных библиотек принята алфавитная группировка библиографических записей. Отдельными группами внутри одного деления расставляют библиографические записи книг и брошюр в алфавите авторов и заглавий, затем расставляют библиографические записи на самостоятельно изданные библиографические пособия по теме. В последней группе собираются карточки имеющихся в фонде диафильмов, слайдов и других аудиовизуальных материалов [6, 10].
Алфавитно-предметный указатель к СК – это вспомогательный аппарат, представляющий собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающих содержание отраженных в СК документов с указанием соответствующих классификационных индексов. АПУ выполняет функцию контроля над процессом систематизации.
Наиболее часто применяется систематическая расстановка, при которой все книги одной отрасли знаний сосредотачиваются в одном месте. Здесь их группируют по более или менее крупным отделам, в пределах которого размещают в порядке алфавита по фамилии авторов. Таким образом, каждая книга получает своё определённое место, которое фиксируется в шифре книги. Шифр помещается в верхнем левом углу каталожной карточки и записывается в виде дроби, числителем которой является индекс, а знаменателем - авторский знак. Индекс указывает на место книги в системе ББК, а авторский знак - на первую букву фамилии автора (или первую букву названия книги, если книга обозначается не по автору).
При помощи систематического каталога можно подобрать литературу по интересующей вас теме [6].
Электронный каталог – библиотечный каталог созданный в виде электронной базы данных. Способствует эффективному поиску информации о наличии книг в библиотеке.
Электронный каталог (ЭК) – это библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение пользователей.
ЭК обеспечивает доступ к ресурсам каталога не только пользователям данной библиотеки, но и удаленным клиентам.
Необходимой частью СБА школьной библиотеки являются картотеки. Картотеки - это добрые помощники и библиотекарей, и читателей.
Отличие картотеки от каталога состоит в том, что это наиболее подвижный, дробный элемент СБА, чаще состоит из материалов по одному направлению, статей из периодических изданий. В нашей школьной библиотеке есть картотека учебников, краеведческая картотека, систематическая картотека статей [4].
Картотека справочных изданий - содержит сведения о всех словарях, справочниках, энциклопедиях имеющихся в нашей библиотеки.
Систематическая картотека статей – центральное место среди картотек занимает систематическая картотека статей. Она является универсальной по содержанию, и ее структура аналогична структуре систематического каталога.
Особенности этой картотеки, отличающие ее от систематического каталога, состоят в оперативном отражении новых материалов из журналов, газет, периодических и продолжающихся сборников.
Карточки располагаются в соответствии с той же системой библиотечно-библиографической классификации (ББК), что и в систематическом каталоге. В пределах каждого деления карточки расставляются в обратной хронологии (более новые материалы стоят в начале раздела). Алфавитно-предметный указатель также помогает ориентироваться в предметных рубриках картотеки.
Краеведческая картотека. В ней собраны описания на документы краеведческого характера, систематизированные по отраслям знаний. Картотека повторяет структуру систематической картотеки статей, карточки располагаются в соответствии с системой библиотечно-библиографической классификации [6].
Тематические картотеки по своему назначению и содержанию близки к рекомендательным библиографическим указателям. Цель их - удовлетворение запросов на литературу по наиболее актуальным проблемам, которые отражены в ряде разделов и подразделов систематического каталога и СКС. Темы картотек прогнозируют появление спроса на книги и статьи и тем самым облегчают поиск этой литературы. Выбор тем определяется либо злободневностью какого-либо явления общественной жизни, либо приближающимися юбилеями учёного, писателя, исторического события, стремление оказать помощь определённой группе читателей в удовлетворении достаточно устойчивого интереса, появившегося в результате досугового увлечения чем-либо в домашнем быту [8].
Рекомендательные указатели и списки содержат в себе подборку литературы по темам, проблемам, предметам и др. При их использование можно быстро узнать, какие книги есть по нужной теме, какие новые поступления пришли в библиотеку. В целом, справочно-библиографический аппарат, является основным источником информации о возможностях библиотеки, о наличии книг в фонде библиотеки.
Информационно-поисковым массивом являются все составные части СБА школьной библиотеки, а именно - справочные и библиографические издания, библиотечные каталоги и картотеки [6, 9].
Заключение
В самом общем смысле СБА школьной библиотеки представляет собой не только средство библиографического и фактографического поиска, осуществляемого в самых различных целях, но и основу всех без исключения направлений библиографической деятельности библиотеки, всей работы с читателями.
Чрезвычайно важным аспектом развития СБА школьных библиотек в современных условиях является все более широкое использование новейших технических средств, в том числе ЭВМ, создание в библиотеках крупных автоматизированных баз библиографических данных.
Задачи, для решения которых используется СБА, очень разнообразны и связаны со много направлениями деятельности школьной библиотеки. Особенно важна роль СБА в разных формах пропаганды фонда, в библиографическом информировании читателей, их справочно-библиографическом обслуживании, в руководстве чтением, в процессе подготовки библиографических пособий, в работе по повышению уровня библиографической подготовки читателей [1, 6].
В целом организация справочно-библиографического аппарата в школьных библиотеках находится на высоком уровне, о чем свидетельствует ежегодный рост количества читателей, получающих библиографическую информацию, и количество выполненных справок и соответствует требованиям, предъявляемым к справочно-библиографическому аппарату.
Библиографический список
1 Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник / Под ред. О.П. Коршунова. - М.: Издательство «Книжная палата», 2005. - 254 с.
2 Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: Научно-практ. пособие. - М.: Либерия, 2006. - 80 с.
3 Моргенштерн И.Г. Что же такое СБА? // Библиография. -2003. -№ 2. - с.135 - 136.
4 Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. - М.: Либерия - Бибинформ, 2007. - Ч.1.: Теоретические основы ББК
5 Стандарты по библиотечному делу: Сборник / Сост. Захарчук Т.В., Петрова Л.И., Завадовская Т.А., Зусьман О.М. - СПб: Изд-во «Профессия», 2006. - 512 с. - (Серия «Библиотека»).
6 Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Изд-во «Профессия», 2007. - 432 с. - (Серия «Библиотека»).
7 Столяров Ю.Н. Защита библиотечного фонда: учеб. пособие для вузов / Ю.Н. Столяров. - М. : ФАИР-Пресс, 2006.
8 Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб. для библ. фак. ин-тов культуры, ун-тов и пед. вузов / Ю.Н. Столяров. - М. : Кн. палата, 2007.
9 Терешин В.И. Так что же такое - сба и сбф в библиотеке. // Библиография. -2004. - № 2. с.22 - 25.
10 Тюлина Н.И. Национальная библиотека: опыт типол. анализа / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. - М. : Кн. палата, 2008.
Рабочая программа кружка «Школа здоровья»
для учащихся 1-х классов
Программа составлена на основе рекомендаций Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Пояснительная записка
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Школа Здоровья».
Программа включает в себя вопросы формирования у учащихся 1-х классов культуры здорового и безопасного образа жизни и воспитание экологической культуры.
I. Цель и задачи программы
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия, формирование у них осознанного ответственного отношения к окружающей среде, понимания целостности природы и взаимосвязи всех её компонентов,
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой и живой природы, прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
II. Особенности программы
Данная программа строится на принципах :
- Научности ; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности ; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности ; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- опыты;
- игра.
Режим проведения занятий:
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- проведение опытов;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
III. Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 66 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 35 минут. Программа рассчитана на детей 7 лет, реализуется за 1 год. Количество учащихся составляет 20 человек.
IV. Ожидаемые результаты
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
- владеть экологической культурой, знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
- изучать и постоянно повышать уровень своих знаний о природе.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
.
Содержание программы
№ |
Тема |
Содержание занятий |
Количество часов |
1 |
Введение. |
Природа неживая и живая. Взаимосвязи элементов природы. Роль неживой природы в жизни живого. |
1 |
2 |
Природа неживая и живая. |
Составление цепей питания. Составление экологических знаков. Экскурсия в природу. Красная книга Белгородской области. Иллюстрации животных. |
12 |
3 |
Самопознание и саморегуляция. |
Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. |
18 |
|
Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья. |
Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни.
|
16 |
4 |
Личная безопасность и профилактика травматизма. |
Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. |
19 |
|
ВСЕГО: |
66 |
Тематическое планирование кружковых занятий для учащихся 1-х классов
№ |
Дата |
Тема |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
1 |
Введение |
Природа неживая и живая. Взаимосвязи элементов природы. Роль неживой природы в жизни живого. |
1 |
|
Природа неживая и живая |
12 |
|||
2 |
Экосистемы. Цепи питания. |
Составление цепей питания. |
1 |
|
3 |
Кто как защищается. Защитим природу. Защита лесов. |
Знакомство с таблицей «Защитные приспособления у растений и животных». Составление памяток «Правила поведения в лесу» |
1 |
|
4 |
Сохранность красоты природы. Изучаем способы охраны территории. |
Знакомство с иллюстрациями заповедных участков Белгородской области. |
1 |
|
5,6 |
Разнообразие растительного мира Белгородской области. |
Экскурсия в природу « Знакомство с растениями Белгородской области». Нарисовать рисунки растений. |
2 |
|
7 |
Животный мир нашей природной зоны. Красная книга – сигнал бедствия. |
Красная книга Белгородской области. Знакомство с иллюстрациями животных. |
1 |
|
8 |
Подвижные игры |
Игры на свежем воздухе. |
1 |
|
9 |
Вода – кровь Земли. Водные экосистемы. Берегите воду. |
Составление кроссворда: «Обитатели морей». |
1 |
|
10 |
Птицы – наши друзья. Встречаем зимних птиц. |
Изучение иллюстрации птиц. Прослушивание аудиозаписи «голоса птиц». Викторина « Про птиц» |
1 |
|
11,12 |
Природа нашего края. |
Экскурсия в Белгородский зоопарк. |
2 |
|
13 |
Итоговое занятие. Изучая природу – укрепляем своё здоровье. |
Тест по теме « Природа неживая и живая» |
1 |
|
Самопознание и саморегуляция |
18 |
|||
14,15 |
Я не похож на других. |
Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Практическая работа: Оформление странички в дневнике «Я - первоклассник» |
2 |
|
16 |
Моя семья. |
Беседа «Самое дорогое у человека – семья». Значение семьи в жизни человека. Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге). Правила семейного общения. |
1 |
|
17,18 |
Практическая работа: Диагностика взаимоотношений в семье: тест “Кинетический рисунок семьи”. |
Творческое рисование. |
2 |
|
19 |
Подвижные игры |
Игры на свежем воздухе. |
1 |
|
20 |
Я как член коллектива. |
Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. |
1 |
|
21 |
Путешествие в “Страну Здоровья”. |
Беседа»Что такое здоровье и что такое болезнь?» Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Конкурс «Собери пословицу» |
1 |
|
22 |
Мои эмоции, чувства и здоровье. |
Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит. |
1 |
|
23 |
Режим дня. |
Есть ли режим в природе? Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 1 класса. Практическая работа: Составление режима дня. |
1 |
|
24,25 |
Учёба и здоровье. |
Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему. Практическая работа: Разучивание физминуток в стихотворной форме. |
2 |
|
26,27 |
Домашние задания и здоровье. |
Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий. Оздоровительная минутка. |
2 |
|
28,29 |
Отдых для здоровья. |
Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни. Практическая работа: памятка «Мои первые в жизни каникулы» |
2 |
|
30,31 |
Зачем и как я одеваюсь? |
Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Практическая работа: Игра «Одевайся по погоде» |
2 |
|
30,31 |
Зачем и как я одеваюсь? |
Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Практическая работа: Игра «Одевайся по погоде» |
2 |
|
32 |
ЗОЖ |
Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни. |
1 |
|
33 |
Глаза – главные помощники человека. |
Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению. |
1 |
|
34 |
Подвижные игры |
Игры на свежем воздухе. |
1 |
|
35 |
Чтобы уши слышали. |
Правила сохранения слуха. |
1 |
|
36,37 |
Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. |
Рассказ учителя. Анализ ситуации. Творческое рисование. Беседа. Знакомство со здоровой пищей. Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? |
2 |
|
38,39 |
Зачем человеку кожа Правила ухода за кожей. Если кожа повреждена. |
Оздоровительная минутка. Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» |
2 |
|
40 |
Подвижные игры |
Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками |
1 |
|
41 |
Питание – необходимое условие для жизни человека. |
Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку». |
1 |
|
42 |
Я пришёл из школы. |
Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». |
1 |
|
43 |
Подвижные игры |
Подвижные игры по выбору детей. |
1 |
|
44 |
Осанка – стройная спина. |
Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения. |
1 |
|
45 |
Если хочешь быть здоров. |
Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…» Подвижные игры на воздухе. |
1 |
|
46 |
Инфекционные болезни. |
Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…» |
1 |
|
47 |
Прививки от болезней. |
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно». |
1 |
|
Личная безопасность и профилактика травматизма |
19 |
|||
48,49 |
Я и опасность. |
Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. Практическая работа: игра «Улица полна неожиданностей» |
2 |
|
50 |
Правила безопасности на воде. |
Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. |
1 |
|
51 |
Если солнечно и жарко. |
Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!» |
1 |
|
52 |
Если на улице дождь и гроза. |
Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! |
1 |
|
53 |
Опасность в нашем доме. |
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. |
1 |
|
54,55 |
Как вести себя на улице. |
Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте. |
2 |
56 |
Как уберечься от мороза. |
Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно». |
1 |
|
57 |
Чтобы огонь не причинил вреда. |
Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре». |
1 |
|
58 |
Чем опасен электрический ток. |
Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. |
1 |
|
59 |
Травмы. |
Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов. |
1 |
|
60 |
Укусы насекомых. |
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов. |
1 |
|
61 |
Что мы знаем про собак и кошек. |
Беседа о домашних животных. Чтение стихотворений. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. |
1 |
|
62 |
Отравление ядовитыми веществами. |
Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях. |
1 |
|
63 |
Отравление угарным газом. |
Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова». |
1 |
|
64,65 |
Как помочь себе при тепловом ударе. |
Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья». |
2 |
|
66 |
Я выбираю движение. Обобщающий урок. |
Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!» |
1 |
V. Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Школа здоровья» необходимы следующие принадлежности:
· спортивный инвентарь;
· компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
VI. Литература
1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
3. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
4. Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
5. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
6. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
7 Вахрушев А.А. Обитатели Земли. Методические рекомендации. -М: Баласс, 2000г.
8 Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе Пособие для учителя. –М.:»Тобол», 1999г.
9 Плешаков А.А. Программа факультативного курса «Экология для младших школьников». М.: Просвещение, 1998г.
10 .Цветкова И.В. Экология для начальной школы Игры и проекты Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль: Академия развития, 1997г.
В МОУ СОШ № 18 активно проводиться работа по здоровьесбережению учащихся. В первых классах два раза в неделю проводятся занятия в кружке « Школа здоровья». Программу кружка разработала зав. библиотекой МОУ СОШ № 18 Павлова С.А.