Утренняя гимнастика в раннем возрасте

СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — за­дача каждого дошкольного учреждения. С этой целью преду­смотрены занятия по физической культуре, утренняя гимнастика, физминутки и т.д. Их следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений.

ВВЕДЕНИЕ

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — за­дача каждого дошкольного учреждения. С этой целью преду­смотрены занятия по физической культуре, утренняя гимнастика, физминутки и т.д. Их следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплек­сы упражнений должны предусматривать физиологически и пе­дагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетво­ряющую потребность малыша в движении, и быть увлека­тельными.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная актив­ность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

Можно проследить некоторые изменения в физическом раз­витии ребенка 2—3 лет (в среднем за год).

Примерные показатели анатомо-физиологического
развития детей 2 — 3 лет

Возраст

Рост, см

Увели­чение роста,

см

Масса, кг

Прибав­ка в массе,

кг

Окруж­ность грудной клетки,

см

Частота дыхания, мин

Частота пульса, удары

в мин

2 года

86-88

12-13

12-13

2,5-3

50-51

25-30

110-115

3 года

94-95

7-9

14-15

2

51,5-52,5

25-30

105-110

Из таблицы видно, что в течение года происходит увеличение в показателях физического развития ребенка. Однако эти пока­затели не являются единственными, свидетельствующими об об­щем развитии движений и двигательной активности маленького ребенка.

Мышечная система у детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами, содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2—3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при физическом воспитании. Например, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо чтобы ребенок лежал прямо. Исключаются упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т.п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием.

Особое внимание рекомендуем уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому полезно упражнять малышей в приподнимании, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

Маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, проводит к перестройке процесса дыхания, увеличивается емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках.

физкультуру нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, помня, что упражнения, в которых ребенок вольно или невольно задерживает дыхание, крайне нежелательны

Работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.

Если малыш испытывает положительные эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Не следует заставлять его заниматься – принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2-3 летнего возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость), необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это надо иметь в виду при проведении физкультуры.

Правильно поставленная работа по развитию движений положительно влияет на активизацию зрения и слуха.

Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно – они лучше понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того, новые или знакомые упражнения, проводятся они вместе со взрослым и по его показу.

В начале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования.

Движения ребенка данного возраста считаются правильными тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспро­изводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование дви­жения, его детальная отработка и точность выполнения осуще­ствляются в последующих возрастах.

У маленьких детей огромное количество временных связей, имеющих прямое отношение к формированию произвольных дви­жений, которые образуются путем подражания. Эта способность помогает им быстрее и лучше воспринимать предлагаемое уп­ражнение или движение.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность заня­тий являются основными условиями при обучении детей движе­ниям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ре­бенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяет­ся словарь активной речи.

Закрепляется условная связь между названием действия (сло­вом) и движением. Движение должно всегда сопровождаться показом действия, соответствующего этому слову.

Большая речевая активность проявляется у детей, как правило, в играх. Дети с хорошо развитой речью быстро справляются с заданием на занятиях по физической культуре, не дожидаясь показа воспитателя, так как они уже способны воспринимать слова и выполнять нужное движение. Нервно-психическое и физическое развитие ребенка зависит от его возраста и двигательной под­готовленности, поэтому, чем раньше начать обучение, тем лучше разовьются и станут увереннее его движения.

Движения у детей раннего и дошкольного возраста имеют свои особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качественным показателям. Хорошо организованная работа по физическому воспитанию помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения. То или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других — позднее. Это зависит от индивидуальных особенностей, условий развития ма­лышей, влияния взрослых, организации детской деятельности и самого процесса воспитания и обучения. Например, некоторые из них впервые справляются с поскоками на месте на двух ногах в возрасте 1 года 10 месяцев, а другие — в 2 года и даже старше.

На втором году дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т. д. , спо­собны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет ис­пользовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами.

Эффективность обучения повышается, если умело заинтере­совать, побудить ребенка к самостоятельному проявлению волевых усилий для достижения цели.

Частое индивидуальное общение, поддержка и помощь во время занятий необходимы малышу, так как проявление внимания со стороны взрослого вызывает положительные эмоции и является основным в работе с детьми второго и третьего годов жизни. Особенно это относится к освоению новых движений, связанных с уменьшением площади опоры и сохранением равновесия (уп­ражнения на гимнастической скамейке, лазанье по лесенке-стре­мянке и т. д.). В таких случаях своевременная помощь воспитателя не только влияет на качество обучения и выполнение движений, но и оказывает большое воспитательное воздействие, стимулирует положительное отношение ребенка к данному виду движения, желание выполнить задание. Процесс обучения движениям сложен, длителен и складывается из научно обоснованных прин­ципов, разработанных советской психологией и педагогикой на основе практики работы с детьми. Обучение осуществляется на систематических занятиях, учитывающих принцип последователь­ности заданий (от легких к более трудным).

Малыша постепенно приучают к правильному восприятию звуковых и зрительных сигналов, быстроте реакций на них, а также к самостоятельности. Выполнение нового упражнения, которому обучают ребенка, должно вызывать у него определенные усилия, но быть доступным ему. Закрепление усвоенных навыков и их совершенствование достигаются путем повторения движений с обязательным усложнением (увеличение физической нагрузки, варьирование, изменение содержания).

Обучение движениям — воспитательный процесс, поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно вы­полнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность, умение слы­шать и выполнять указания воспитателя, соблюдать правила игры и т. п.


УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА.

Значение утренней гимнастики .

В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком, в детских садах с круглосуточным пребыванием детей — сразу же после ночного сна (зарядка).

Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Она направлена главным образом на решение оздоро­вительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного ап­парата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Сочетание утренней гимнастики с водными процедурами очень полезно для закаливания детского орга­низма.

Зарядка, которая проводится сразу же после ночного сна, помогает «пробудить» ребенка, усилить деятельность всех орга­нов и систем и организованно начать день в дошкольном учреж­дении

В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического (формирование правильной осанки развитие физических качеств), умственного нрав­ственного, эстетического и трудового воспитания.

Построение утренней гимнастики.

Начинается она со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чере­довании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с различными положениями рук. В конце дети могут прочитать хором стихи, в которых подчеркивается значение утренней гим­настики, или спеть песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы).

Структура утренней гимнастики:

1.Вступительная часть

- построение

- 2-3 вида ходьбы

- 1 вид бега

- упражнение на внимание (носит имитационный характер)

Заканчивается вступительная часть обычной ходьбой построением для выполнения ОРУ.

2.Основная часть. ОРУ.

- упражнение на дыхание и для мышц рук и плечевого пояса

- упражнение для мышц туловища

- для ног и туловища

- комбинированное

- прыжки с чередованием ходьбы

- упражнение на дыхание

3.Заключительная часть (ходьба, хороводы и т.д.)

Варианты проведения утренней гимнастики.

Традиционная с использованием общеразвивающих упражнений

Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений.

В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3-7 в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражне­ний: танцевально-ритмические, хороводные и подвижные игры. В конце ос­новной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).

В заключительной части проводится ходьба или малоподвижная игра.

Игрового характера

Могут быть включены 2—3 подвижные игры разной степени интенсивнос­ти или 5—7 обще-развивающих упражнений имитационного характера типа «сне­жинки кружатся», «бабочки летают». Можно создать целый сюжет из имитаци­онных движений.

С использованием полосы препятствий

Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередовать физкультурные пособия. Можно создавать различные полосы препятствий использованием разнообразных модулей.

С включением оздоровительных пробежек

Проводится обязательно на воздухе, небольшими подгруппами по 5—7 чело век. Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3—4 упражнений обще-развивающего воздействия. Затем делается пробежка со средне скоростью на расстояние 100—200-300 м (один два раза в чередовании с ход! бой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени год; В конце предлагаются дыхательные упражнения.

С использованием простейших тренажеров

Общеразвивающие упражнения с использованием простейших тренаж ров (детский эспандер, гимнастический ролик и др.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля» и др.).

Подбор упражнений для утренней гимнастики.

Для утренней гимнастики используются общеразвивающие, строевые упражнения и основные движения.

Общеразвивающие упражнения в наибольшей степени со­ответствуют оздоровительной направленности. Они подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на крупные (рук и плечевого пояса туловища и ног) и мелкие мышцы шеи, кисти, пальцев рук, стопы). Упражнения могут выполняться без предметов, предметами и на предметах, из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Не рекомендуется включать в утреннюю гимнастику упражнения одностороннего характера поднять вверх сначала одну руку, затем другую), небольшой амплитудой (полунаклоны, полуприседания), не оказывающие значительного физиологического влияния на организм, воздейст­вующие только на мелкие мышцы кисти, пальцев, стопы).

Основные движения (ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной систем.

Для правильного размещения детей применяются строевые упражнения (построение в круг, в пары, друг за другом, подгруппами и всей группой с помощью воспитателя).

Составление комплексов утренней гимнастики.

Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных деть­ми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполня­ются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяс­нения и показ упражнений.

При составлении комплексов учитывается состояние здоровья детей, уровень их физического развития, физической подготов­ленности, время года, место проведения.

Один комплекс дети выполняют две недели. Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать у детей интерес к утрен­ней гимнастике, через несколько дней допускается усложнение упражнений, изменение темпа их выполнения, увеличение количест­ва повторений, замена образов, которым дети подражают, и др.

На год для каждой возрастной группы составляется пример­но 10—12 комплексов утренней гимнастики, в течение года они повторяются.

Методика проведения утренней гимнастики.

В процессе ут­ренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физи­ческую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Физическая нагрузка возрастает постепенно: достиг­нув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижа­ется к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утрен­ней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и пе­рестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности ут­ренней гимнастики: в первой младшей группе длительность ее составляет 4-5мин; во второй младшей — 5-6 мин

На утренней гимнастике используются знакомые детям уп­ражнения, поэтому психическая нагрузка (на внима­ние, память) почти всегда бывает умеренной.

Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнас­тике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, ис­пользуя различные приемы, музыкальное сопровождение. Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбу­ждать детей, потому что это может привести к усталости и сни­жению аппетита.

В начале года детей первой младшей группы перед выполне­нием упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врас­сыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну ше­ренгу.

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей млад­шего возраста строят в круг, врассыпную. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполне­ния общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать вни­мание на правильную осанку.

В начале утренней гимнастики часто дается ходьба на мес­те (обычная, с высоким подниманием колен). Это помогает орга­низовать детей, сосредоточить их внимание.

Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в сле­дующем сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 6—8 раз.

Полезно менять скорость ходьбы — от медленной до быстрой, от быстрой до медленной

Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими ука­заниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы.

При проведении ходьбы с высоким подниманием колен исполь­зуется имитация («лошадки», «цапли», «ходьба по глубокому снегу»).

Б е г на утренней гимнастике в младших группах сначала про­водится стайкой, врассыпную, а потом в колонне по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях.

Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. После же выполнения общеразвивающих упражнений бег проводится в более быстром темпе для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличи­вается: для младшего возраста она составляет 10—20 с, для среднего — 20—25 с, для старшего — 25—30 с, для детей 6 лет — 30—40 с (эти нормы могут быть изменены в зависимости от достояния здоровья, физического развития, физической подготов­ленности детей). Воспитатель следит, чтобы в помещении, на площадке с твердым грунтом дети бегали на носках, поднимая выше колени.

В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, по кругу и др.); перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики); впрыги­вание в обруч и выпрыгивание из него. Прыжки могут чередо­ваться с полуприседаниями, ходьбой (например, на 4—8 счетов — прыжки и на 4-8 счетов – полуприседания или ходьба); повторяются такие сочетания 3-4 раза. В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

В конце гимнастики, после бега в чередованиях с прыжками и ходьбой, могут выполняться упражнения для плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм.

Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности. Для детей первой младшей группы рекомендуется 3-4 упражнения; для второй младшей 4-5 и т. д.

Упражнения могут выполняться в разном темпе, например: сначала в среднем темпе, потом в быстром, потом в медленном. Это увеличивает физическую нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес к занятию.

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, на животе). Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночники неокрепший свод стопы, позволяют увеличить напряжение отдельных мышц. Поэтому на утренней гимнастике рекомендуется пользоваться стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений сидя.

Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного узкая стойка ноги врозь.

Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте выполняются из положения узкая стойка ноги врозь, а в старшем – стойка ноги врозь, широкая сойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем – основная стойка.

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах. Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе(птички, бабочки, часики, самолеты и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, воробушки полетели). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе.

В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туло­вища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих пря­мое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

Классификация ОРУ


Музыкальное сопровождение

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помо­гает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вы­зывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

Особенности методики проведения утренней гимнастики на площадке.

Весной и летом, как правило, утренняя гимна­стика проводится с детьми всех возрастных групп на участке. Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физическую нагрузку: при понижении темпера­туры увеличивает ее, изменяя темп выполнения; при повыше­нии температуры снижает, чтобы избежать перегревания орга­низма.

Поздней осенью и зимой утренняя гимнастика может про­водиться на участке с детьми, наиболее физически подготовлен­ными и закаленными. Упражнения подбираются с учетом темпера­туры, одежды и выполняются в более энергичном темпе. Осо­бенно тщательно надо следить за тем, чтобы дети не охлаж­дались.

Особенности методики проведения утренней гимнастики в сме­ шанной группе.

Если дети в группе резко отличаются по возрасту (от 2—3 до 6—7 лет), то утреннюю гимнастику проводят отдельно с каждой подгруппой.

Если разница в возрасте между детьми небольшая, то утреннюю гимнастику можно проводить одновременно со всеми. При перестроении старшие дети помогают младшим выполнить задание. В ходьбе старшим детям даются более сложные задания (например, поставить руки к плечам). Общеразвивающие упражнения подбираются такие, чтобы они были доступны обеим подгруппам, и все дети одновремен­но начинают их выполнять. Затем дети младшего возраста отдыхают, а старшие продолжают выполнять упражнение еще несколько раз в более быстром темпе. Когда даются бег и прыжки, то для детей старшего возраста увеличивается дозировка.

Особенности проведения ОРУ с детьми 2-ого года жизни.

В работе с детьми второго года жизни общеразвивающие упражнения используются мало. Большинство из них проводится с предметами, которые помогают ребенку выполнить упражнения. Иногда применяют упражнения имитационного характера Дви­жения с предметами требуют некоторого напряжения, но выпол­няются малышами точнее, чем имитационные. Например, лежа на спине, ребенок поднимает ноги до палки, которую на определенной высоте держит воспитатель.

Общеразвивающие упражнения хотя и недоступны детям этого возраста (для самостоятельного выполнения), но обязательны на каждом занятии при условии правильного руководства со стороны воспитателя (в основном проводятся упражнения с помощью пособия).

Общеразвивающие упражнения способствуют формированию правильной осанки. Для развития и укрепления крупных мы­шечных групп используются следующие упражнения: напряжен­ное прогибание спины, наклоны туловища вперед и в стороны, приседание и последующее выпрямление на носках с подтяги­ванием вверх, поднимание выпрямленных ног до палки и т. д.

Упражнения для детей этой группы отличаются простотой и включаются в содержание каждого занятия. Исходное поло­жение при их выполнении преимущественно сидя или лежа. Проведение общеразвивающих упражнений с детьми второго года жизни требует особого подхода. Воспитатель помогает каж­дому ребенку принять правильное исходное положение — сесть или лечь на коврик (ковровую дорожку); взяться обеими руками за палку (или обруч); сесть верхом на гимнастическую скамейку и т. д., так как от этого во многом зависит правильность выполнения упражнения. Взрослый действует вместе с детьми. Например, держась за обруч или длинную палку, приседает или только регулирует темп упражнения — поддерживает обруч с противоположной стороны, а дети, держась за него, садятся и ложатся.

Учитывая, что на втором году жизни дети лучше понимают речь . взрослого, особое значение приобретает взаимосвязь слова и движения, причем само движение малышам более понятно. По­этому объяснения должны быть конкретными, краткими, четкими. Слово должно точно соответствовать действию. Дети привыкают к определенному порядку, если он систематически повторяется и закрепляется. Например, воспитатель обращается к детям: «Все сядем на коврик. Олечка, садись; Юра, ты тоже садись; Вовочка, ты сядь здесь» и т. д., предлагает всем взяться за длинную палку, помогает это сделать, а затем говорит: «Держитесь за палку крепко. Теперь поднимите руки вверх и... опустите вниз. Подняли руки... и опустили», выполняя движения с малышами. Некоторые из них повторяют за воспитателем слова, это надо поощрять. Спустя несколько занятий большинство детей начинает активно реагировать на знакомые слова: «сесть», «лечь», «встать», «взять­ся за обруч, палку».

Такие пособия, как флажки, ленточки, погремушки, платочки, в этой возрастной группе применять не следует, а те пособия, которые используются на занятиях, должны быть знакомы детям. Поэтому предварительно малышам дают предметы, чтобы они могли рассмотреть и поиграть с ними.

Постепенно все приучаются выполнять упражнения одновре­менно, каждый согласовывает свои движения с движениями других детей. В этом возрасте от малышей не следует требовать большой точности. Например, лежа на спине, дети поднимают ноги до палки (ее держит воспитатель) и опускают, стараясь при этом не сгибать их, однако это не является обязательным, ноги могут быть несколько согнуты в коленях. Важно, чтобы дети поняли требование воспитателя и старались его выполнить.

Упражнения с длинной палкой

1. И. п.2: лежа на спине, держаться обеими руками за палку (хватом сверху), руки вытянуты. По сигналу «сядем» воспитатель

поднимает палку, дети подтягиваются к ней и садятся; по сигналу «ля­жем» палку медленно опускает, дети возвращаются в исходное положение (рис. 1).

2. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, воспитатель держит палку на высоте выпрямленных ног детей. По сигналу «поднимите ноги, достаньте палку» дети поднимают ноги до прямого угла с туловищем (рис. 2) и опу­скают их. (В начале года, когда дети не понимают словесных указаний, сле­дует прикоснуться палкой к ступням ребенка, побуж­дая его удержать палку пальцами ног.)

3. И. п.: лежа на живо­те, держаться за палку обеими руками хватом сверху. Воспитатель немного приподнимает пал­ку, и вместе с нею дети приподнимают корпус; палку медленно опускает, и (дети возвращаются в исходное положение (рис. 3).

4. И. п.: сидя, держаться за палку обеими руками хватом сверху. Поднять руки вверх и опустить Воспитатель вместе с детьми поднимает и опускает палку (рис. 4).

5. И. п.: стоя, держаться за палку хватом сверху. Присесть (каждый при­седает так, как ему удобно, не требовать от детей приседать на носки) и выпрямиться (рис. 5).

И. п.: сидя верхом на гимнастической скамейке, держаться за палку (с каждой стороны). Воспитатель сидит в конце скамейки лицом к детям и регулирует движение. Сгибать и разгибать обе руки одновремен­но или попеременно — одна рука продвигается вперед, другая под­тягивается к туловищу, палка движется вперед-назад (рис. 6).

7. И. п.: то же. Наклоняться попеременно в одну и другую сторону, при наклоне влево левая рука с палкой опускается вниз, правая поднимается вверх, при наклоне вправо движения рук противоположные (рис. 7).

Упражнения с обручем

1.И. п.: сидя, свободно держать обруч обеими руками. Поднять руки вверх, посмотреть в окошко, опустить обруч.

2.И. п.: стоя, держать обруч обеими руками. Присесть и вы­прямиться.

3.И. п.: то же. Наклониться вперед (можно присесть), поло­жить обруч на пол, выпрямиться и показать руки, наклониться, взять обруч и выпрямиться.

Упражнения с мячом

1.И. п.: стоя, держать мяч обеими руками. Присесть, положить мяч на пол, выпрямиться и показать руки, присесть, взять мячи показать его воспитателю.

2.И. п.: стоя у рейки (веревки), поднятой на высоте 40—50 см, держать мяч в обеих руках.

Наклониться вперед через рейку,положить мяч на пол, выпрямиться и показать руки. Наклониться, взять мяч, выпрямиться и поднять его вверх (рис. 8).

3. И. п.: сидя на полу (позже на гимнастической скамейке),держать мяч в руках. Повернуться в одну сторону, положить мяч на пол, выпрямиться и поднять руки вверх, наклониться, взять мяч и выпрямиться. То же повторить в другую сторону(рис. 9).

4. И. п.: стоя (свободно). Собрать и принести воспитателю сначала маленькие, затем средней величины мячи, цветные ша­рики, которые рассыпаны по всему помещению.

Упражнения в движениях имитационного характера

1. И. п.: стоя. Поднять руки в сторону и опустить — «птички машут крыльями».

2. И. п.: то же. Присесть, постучать пальчиками по коленями выпрямиться — «птички клюют зернышки».

3. И. п.: стоя свободно по всей площадке. Ходить высоко поднимая ноги — «ходить по глубокому снегу», «ходить по воде».

4. И. п.: то же. Прыгать (пытаться выполнить) на месте на двух ногах — «зайки прыгают», «мячик скачет».

5. И. п.: то же. Ходить тихо, пытаясь подняться на носоч­ки,— «мышки ходят тихо-тихо».

6. И. п.: стать на четвереньки. Идти вперед на четверень­ках — «собачки идут».

Особенности проведения ОРУ в первой младшей группе.

В первой младшей группе значительное место занимают общеразвивающие упражнения, так как в этом возрасте увеличи­вается самостоятельность выполнения заданий, что позволяет разнообразить несложные движения.

У детей третьего года жизни отсутствует способность расчле­нять движения на отдельные части, поэтому выбираются главным образом упражнения, требующие активного участия крупных мышечных групп (плечевого пояса и рук, туловища и ног) и общефизиологического воздействия, активизирующие функции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Слабая координация движений, неспособность управлять дви­жениями отдельных частей тела (рук, ног, туловища) вызывают определенные затруднения при выполнении обще-развивающих упражнений. У детей появляется некоторая скованность и лишние движения. Ребенок не всегда сразу может повторить показ взрос­лого, поэтому от детей не требуют большой четкости, особенно в первой половине учебного года, разрешая им действовать так, как они могут. Воспитатель не только дает правильный образец движения, но и подчеркивает его основные стороны. Дети, под­нимая руки с платочком вверх, должны стремиться вытянуть их как можно выше; наклоняясь вперед из положения сидя ноги врозь, стараться не сгибать ноги в коленях и т. д. Все это не является обязательным, они выполняют упражнения в общих чертах.

Общеразвивающие упражнения проводятся из разных исход­ных положений (стоя, сидя, лежа, на четвереньках и т. д.). Учитывая, что часть из них начинается из положения сидя на стуле, взрослый следит за правильной посадкой и соответствием размера стула росту ребенка (сидеть нужно прямо, смотреть вперед, ноги касаются пола и находятся под прямым углом). Одновременно с выполнением упражнения это вырабатывает на­вык правильной посадки.

Необходимо включать упражнения, способствующие форми­рованию правильной осанки и развивающие мышцы стопы. При­менение разных исходных положений позволяет разгрузить по­звоночник ребенка (особенно при положении лежа), разнообразить упражнения, чередовать работу определенных групп мышц.

При подборе движений следует руководствоваться прави­лом — не воздействовать на одну и ту же группу мышц несколь­кими упражнениями подряд, что вызывает утомляемость, а рас­пределить нагрузку и таким путем упражнять все мышцы.

Общеразвивающие упражнения с мелкими предметами и иг­рушками составляют большую часть движений на занятиях в первой младшей группе. Они хороши тем, что требуют значи­тельного мышечного напряжения, точнее выполняются, не надо­едая детям, так как при повторении их можно разнообразить: один раз малыши поднимают руки вперед с платочком, другой раз держат мяч или показывают воспитателю шишки, кубики, под­нимают обруч и т. д.

Кроме непосредственного развития движений, что является основной задачей, обще-развивающие упражнения способствуют всестороннему развитию ребенка. Так, прежде чем дать детям какой-либо предмет, их знакомят с ним, например: «Это — мяч, он красный (синий), держать его надо крепко. Если он упадет, то покатится, а если мяч ударить об пол, он отскочит», «Это флажки, они синего, желтого и зеленого цветов. (Красные флажки не дают на физкультурных занятиях.) Флажком можно помахать». При появлении на занятиях незнакомого предмета малыши от­влекаются, начинают рассматривать его, играть. Упражнения можно выполнять с разноцветными платочками, погремушками, кубиками, шишками, листьями и т. п.

В первой младшей группе следует приучать детей к опреде­ленному порядку проведения занятия. Вначале важно заинтере­совать малышей самим занятием. Например, воспитатель пока­зывает детям закрытый ящик и, встряхивая его, спрашивает: «Что в ящике? Послушайте и скажите». Потом (независимо от ответов) открывает его и говорит: «Это погремушки, возьмите их, мы с ними будем заниматься». Малыши берут игрушки сами или взрослый раздает их детям. Мелкие пособия (кубики, шишки, платочки) можно привезти на машине (в кабине сидит мишка). Воспитатель обращается ко всем: «Дети, давайте посмотрим, что нам привез мишка», подзывая при этом новеньких и застенчивых. Все смотрят, затем педагог предлагает взять кубик (шишку), повернуться к нему для выполнения упражнений.

Постепенно дети привыкают (по указанию воспитателя) са­мостоятельно брать мелкие пособия, предварительно разложенные на стульях, гимнастических скамейках, низких подоконниках, аккуратно класть их на прежнее место. При этом следует помнить, что каждый раз используется только один, нужный в данный момент предмет.

Иногда целесообразно заранее расставить стулья, положить на полу маленькие обручи и т. д., чтобы малыши по сигналу встали около них, повернулись к воспитателю, а затем после выполнения упражнений сами убрали пособие в указанное место.

Детям первой младшей группы вполне доступны имитационные движения, которые используются как обще-развивающие упраж­нения. Подражательные упражнения заинтересовывают, радуют ребенка, помогают ему лучше справиться с заданием, а их игровая форма вызывает у него желание повторить движение в само­стоятельной деятельности.

Занятия начинаются с упражнений для рук и плечевого пояса, затем следуют движения для ног и туловища, а заканчиваются, как правило, поскоками или бегом с последующей спокойной ходьбой. В этой возрастной группе обще-развивающие упражнения повторяются 3—6 раз.

Заключение

Таким образом, утренняя гимнастика имеет очень большое значение в жизни ребенка раннего возраста и не только. Главное соблюдать основные принципы в ней, а иначе она может даже и навредить ребенку.

Реферат

по методике физического воспитания.

Тема: «Утренняя гимнастика в раннем возрасте»

Подготовила:

учащаяся МГПК №2 им.Максима Танка

Тищенко Мария Вячеславовна.

Группа В-27

2004 г.

Содержание:

1. Введение

2. Утренняя гимнастика

· Значение утренней гимнастики.

· Построение утренней гимнастики.

· Варианты проведения утренней гимнастики.

· Подбор упражнений для утренней гимнастики.

· Составление комплексов утренней гимнастики.

· Методика проведения утренней гимнастики.

· Музыкальное сопровождение

· Особенности методики проведения утренней гимнастики на площадке.

· Особенности методики проведения утренней гимнастики в сме­шанной группе.

· Особенности проведения ОРУ с детьми 2-ого года жизни.

· Особенности проведения ОРУ в первой младшей группе.

3. Заключение

Скачать архив с текстом документа