Гармонизация российских и международных стандартов аудиторской деятельности
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Гармонизация российских и международных стандартов аудиторской деятельности Практическая часть Список литературы Гармонизация российских и международных стандартов аудиторской деятельностиСодержание
Гармонизация российских и международных стандартов аудиторской деятельности | 3 |
Практическая часть | 17 |
Список литературы | 19 |
Гармонизация российских и международных стандартов аудиторской деятельности
Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов
1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
- определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
- разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
- являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников [1].
Классификация стандартов аудиторской деятельности
Международные стандарты аудита (МСА) разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ).
В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В этой связи целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.
В предисловии к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг [2] отмечено, что страны - члены МФБ могут применять МСА в качестве своих национальных стандартов. С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.
Возможны несколько вариантов гармонизации МСА и национальных стандартов. Первый вариант предусматривает применение только МСА. Второй - создание и использование национальных стандартов аудита. И наконец, третий, так называемый комбинированный, вариант предусматривает как разработку национальных (по основным направлениям), так и использование международных стандартов (по общим проблемам).
Россия в области как бухгалтерского учета, так и аудита выбрала второй вариант, предусматривающий разработку полной гаммы национальных стандартов [3, с.165].
Международные стандарты аудиторской деятельности
В настоящее время разработкой Международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ), которая является международным объединением лиц, имеющих профессию бухгалтера. Эта международная организация была основана в октябре 1977 г. в целях координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудита. Членами МФБ являются более 150 профессиональных организаций из 130 стран. Российская Федерация в МФБ представлена полноправным членом - Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБиА) и членом-наблюдателем - общественной организацией «Российская коллегия аудиторов» (РУФ-аудит).
За 2001-2005 гг. Международные стандарты были частично переработаны, и новые МСА издания 2005 г. появились на сайте Международной федерации бухгалтеров в марте 2005 г.
В таблице 1 приведен перечень Международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике.
Из содержания таблицы можно сделать некоторые выводы.
Изменения МСА связаны с тем, что в начале 2000-х годов западную экономику потрясли корпоративные скандалы. Были обнаружены факты существенного искажения рядом крупнейших международных корпораций своей отчетности (как правило, в сторону завышения прибыли и стоимости активов), и это стало возможным при прямом попустительстве некоторых аудиторских фирм.
Изменения пошли по двум направлениям [9]. Были предприняты меры по ужесточению контроля за аудиторами. Так, в США был принят Закон Сарбанеса-Оксли (С080), предусмотревший для этого целый ряд мер. В ряде других экономически развитых стран Запада, где традиционно регулирование аудита проводилось самими общественными организациями или объединениями аудиторов, в настоящее время наблюдается тенденция усиления государственного влияния на такое регулирование. В то же время и Международная федерация бухгалтеров интенсифицировала свою законотворческую деятельность и внесла целый ряд изменений в МСА.
Одним из основных постулатов COSO является прямая ответственность как совета директоров, так и менеджмента за создание и обеспечение эффективного осуществления ориентированного на риски внутреннего контроля предприятия.
Таблица 1
Сравнительный анализ российских и международных стандартов
Код документа |
Названия | Аналог Российских стандартов | |
Наименование | Краткое содержание | ||
1 | Контроль качества для фирм, которые проводят аудиторы и обзорные проверки исторической финансовой информации и другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам | Внутренний контроль качества аудита | Введение, требования по обеспечению качества аудита, требования по обеспечению внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки, приложение. Некоторые принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита, осуществляемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) А. Профессиональные требования Б. Профессиональная компетентность В. Поручение заданий Г. Контрольные полномочия Д. консультирование Е. Работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги Ж. Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества |
200 | Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности | Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности | Введение, цель аудита, общие принципы аудита, объем аудита, разумная уверенность, ответственность за бухгалтерскую (финансовую) отчетность |
210 | Условия аудиторский заданий | Задание по обзорной проверке финансовой информации | В стадии утверждения |
220R | Контроль качества для аудиторов исторической финансовой информации | Внутренний контроль качества аудита | Введение, требования по обеспечению качества аудита, требования по обеспечению внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки, приложение. Некоторые принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита, осуществляемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) А. Профессиональные требования Б. Профессиональная компетентность В. Поручение заданий Г. Контрольные полномочия Д. консультирование Е. Работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги |
Продолжение таблицы 1
Код документа |
Названия | Аналог Российских стандартов | |
Наименование | Краткое содержание | ||
230 | Документирование | Документирование аудита | Введение, форма и содержание рабочих документов, конфиденциальность, обеспечение сохранности рабочих документов и право собственности на них |
240 | Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности |
Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита | Введение, ошибки и недобросовестные действия, ответственность представителей собственника и руководства аудируемого лица, обязанности аудитора, аудиторские процедуры при обстоятельствах, указывающих на возможные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности Влияние искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности на аудиторское заключение, документирование факторов риска и дополнительных аудиторских процедур, официальные заявления и разъяснения руководства, сообщение информации, неспособность аудитора завершить аудиторское задание Приложение № I. Примеры факторов риска, связанных с искажениями в результате недобросовестных действий 1. Факторы риска, связанные с искажениями в результате недобросовестного составления финансовой (бухгалтерской) отчетности Факторы риска, относящиеся к особенностям руководства аудируемого лица и его влиянию на контрольную среду Факторы риска, относящиеся к состоянию области деятельности аудируемого лица Факторы риска, относящиеся к характеристикам хозяйственной деятельности и финансовой стабильности 2. Факторы риска недобросовестных действий, связанные с искажениями в результате незаконного присвоения активов Факторы риска, связанные с подверженностью активов присвоению Факторы риска, связанные со средствами контроля Приложение № 2. Примеры модифицирования аудиторских процедур в качестве реакции на оценку факторов риска, связанных с искажениями в результате недобросовестных действий 1. Профессиональный скептицизм 2. Распределение обязанностей среди членов аудиторской группы 3. Учетная политика 4. Средства внутреннего контроля 5. Модификация характера, временных рамок и объема процедур 6. Особенности процедур, относящихся к конкретному остатку по счету бухгалтерского учета, группе однотипных хозяйственных операций и предпосылке подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Продолжение таблицы 1
Код документа |
Названия | Аналог Российских стандартов | |
Наименование | Краткое содержание | ||
7. Меры по поиску искажений в результате недобросовестного составления финансовой (бухгалтерской) отчетности 8. Меры по поиску искажений, возникающих в результате присвоения активов Приложение № 3. Примеры обстоятельств, указывающих на возможные недобросовестные действия или ошибку |
|||
250 | Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности | Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита | Введение, ответственность руководства аудируемого лица за соблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации, рассмотрение аудитором соблюдения законодательства Российской Федерации аудируемым лицом, процедуры, применяемые при выявлении фактов несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации, сообщение о несоблюдении нормативных правовых актов Российской Федерации, отказ от аудиторского задания. Приложение. Примеры фактов, которые могут указывать на несоблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации |
260 | Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями | Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника | Введение, надлежащие получатели информации, информация, которую следует сообщать руководству аудируемого лица и представителям его собственника, сроки сообщения информации руководству аудируемого лица и представителям его собственника, формы сообщения информации надлежащим получателям, конфиденциальность, нормативные правовые акты Российской Федерации в части предоставления аудитором информации |
300 | Планирование аудита финансовой отчетности | Планирование аудита | Введение, планирование работы, общий план аудита, программа аудита, изменения в общем плане и программе аудита |
315 | Понимание субъекта и его окружения и оценка рисов существенного искажения | Существенность в аудите | Введение, существенность, взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском, существенность и аудиторский риск при оценке аудиторских доказательств, оценка последствий искажений |
Продолжение таблицы 1
Код документа |
Названия | Аналог Российских стандартов | |
Наименование | Краткое содержание | ||
320 | Существенность в аудите | Существенность в аудите | Введение, существенность, взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском, существенность и аудиторский риск при оценке аудиторских доказательств, оценка последствий искажений |
330 | Процедуры аудитора, выполнение в ответ на оцененные риски | Аудиторские процедуры, выполняемые в ответ на оцененные аудитором риски | В стадии утверждения |
402 | Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации | Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация | Введение, вопросы, рассматриваемые аудитором аудируемого лица, заключение аудитора специализированной организации |
500 | Аудиторские доказательства | Аудиторские доказательства | Введение, достаточные надлежащие аудиторские доказательства, процедуры получения аудиторских доказательств |
501 | Аудиторские доказательства – дополнительное рассмотрение особых статей | Аудиторские доказательства | Введение, достаточные надлежащие аудиторские доказательства, процедуры получения аудиторских доказательств |
505 | Внешние подтверждения | Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников | Введение, связь процедур внешнего подтверждения с оценкой рисков, предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, в отношении которых могут быть получены внешние подтверждения, подготовка запроса для внешнего подтверждения, позитивные и негативные внешние подтверждения, пожелания руководства аудируемого лица, особенности лиц, предоставляющих ответ на запрос, процедура внешнего подтверждения, оценка результатов полученных ответов, получение внешних подтверждений до отчетной даты |
Продолжение таблицы 1
Код документа |
Названия | Аналог Российских стандартов | |
Наименование | Краткое содержание | ||
520 | Аналитические процедуры | Аналитические процедуры | Введение, сущность и цели аналитических процедур, аналитические процедуры при планировании аудита, аналитические процедуры как разновидность аудиторских процедур проверки по существу, аналитические процедуры как общая обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, надежность аналитических процедур, действия аудитора при отклонении от ожидаемых закономерностей |
530 | Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования | Аудиторская выборка | Приложение № 1. Примеры факторов, влияющих на объем отобранной совокупности для тестирования средств внутреннего контроля Приложение № 2. Примеры факторов, влияющих на объем отобранной совокупности для проверки по существу Приложение № 3. Характеристика методов отбора совокупности |
540 | Аудит оценочных значений | Аудиторские доказательства | Введение, достаточные надлежащие аудиторские доказательства. Процедуры получения аудиторских доказательств |
545 | Аудит измерений и раскрытий информации о справедливой стоимости | Аудит оценки по справедливой стоимости | В стадии утверждения |
560 | Последующие события | События после отчетной даты |
Введение, события, произошедшие до даты подписания аудиторского заключения, отражение событий, происшедших после даты подписания аудиторского заключения, но до даты представления пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности, отражение событий, обнаруженных после представления пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществление эмиссии ценных бумаг |
570 | Непрерывность деятельности | Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица | Введение, факторы, оказывающие влияние на непрерывность деятельности, действия аудитора по планированию и проверке применения допущения непрерывности деятельности аудируемого лица, дополнительные аудиторские процедуры в случае выявления факторов, касающихся допущения непрерывности деятельности аудируемого лица, выводы аудитора и аудиторское заключение, подписание или утверждение финансовой (бухгалтерской) отчетности значительно позже отчетной даты |
Продолжение таблицы 1
Код документа |
Названия | Аналог Российских стандартов | |
Наименование | Краткое содержание | ||
580 | Заявление руководителя | Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица | Введение, признание руководством аудируемого лица ответственности за финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица, использование заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств, документальное оформление заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица, действия аудитора при отказе руководства аудируемого лица представить заявления и разъяснения Приложение. Образец письма-представления |
600 | Использование работы другого аудитора | Использование результатов работы другого аудитора | Введение, назначение в качестве основного аудитора, процедуры, выполняемые основным аудитором, сотрудничество между аудиторами, вопросы, требующие рассмотрения при составлении аудиторского заключения, разделение ответственности |
610 | Рассмотрение работы внутреннего аудита | Рассмотрение работы внутреннего аудита | Введение, объем и цели внутреннего аудита, взаимоотношения между внутренним аудитом и внешним аудитором, понимание и предварительная оценка внутреннего аудита, сроки взаимодействия и координации, оценка эффективности внутреннего аудита |
620 | Использование работы эксперта | Использование аудитором работы эксперта | В стадии утверждения |
700 | Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности | Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности | Введение, основные элементы аудиторского заключения, аудиторское заключение, модифицированное аудиторское заключение, обстоятельства, которые могут привести к выражению мнения, не являющегося безоговорочно положительным |
700R | Отчет (заключение) независимого аудитора по полному комплекту финансовой отчетности общего назначения | Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности | Введение, основные элементы аудиторского заключения, аудиторское заключение, модифицированное аудиторское заключение, обстоятельства, которые могут привести к выражению мнения, не являющегося безоговорочно положительным |
Продолжение таблицы 1
Код документа |
Названия | Аналог Российских стандартов | |
Наименование | Краткое содержание | ||
710 | Сопоставимые значения | Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности | Введение, соответствующие показатели, сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчетность Приложение. Примеры аудиторских заключений Пример А. Соответствующие показатели: пример аудиторского заключения, составляемого в случаях, приведенных в абзаце первом п. 9 федерального правила (стандарта) № 26 Пример Б. Соответствующие показатели: пример аудиторского заключения, составляемого в случаях, приведенных в абзаце втором п. 9 федерального правила (стандарта) № 26 Пример В. Сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчетность: пример аудиторского заключения, составляемого в случаях, приведенных в п. 19 федерального правила (стандарта) № 26 Пример Г. Соответствующие показатели: пример аудиторского заключения, составляемого в случаях, приведенных в п. 13 федерального правила (стандарта) № 26 Пример Д. Сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчетность: пример аудиторского заключения, составляемого в случаях, приведенных в подпункте «б» п. 21 федерального правила (стандарта) № 26 |
720 | Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность | Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность | Введение, доступ к прочей информации, рассмотрение прочей информации, существенные несоответствия, существенное искажение фактов, доступность прочей информации после даты аудиторского заключения |
Принципы COSO и легли в основу новой редакции МСА, появившихся после 2001 г. Внесение изменений в Международные стандарты аудита потребовалось для того, чтобы повысить эффективность работы аудиторов и несколько снизить их трудозатраты без снижения качества работы, что позволило бы избежать слишком резкого скачка аудиторских гонораров.
В новом сборнике МСА изменена структура. В сборнике 2001 г. все документы были размешены в двух разделах - Международные стандарты аудита и Положения по международной аудиторской практике (в начале сборника был напечатан Кодекс профессиональной этики аудиторов); сейчас появились дополнительные разделы по Международным стандартам контроля качества, по основным принципам регламентирующих документов, по заданиям, обеспечивающим уверенность, и по сопутствующим услугам. Несколько МСА (810, 910, 920 и 930) перешли из общего раздела по стандартам во вновь образованные разделы, и поменялась их нумерация (код).
Основное отличие состоит в том, что использование подходов COSOк аудиту привело к созданию новых МСА 315 и 330. В этих стандартах по-новому изложена концепция аудиторских рисков; приведены иные, чем прежде, описание и классификация системы внутреннего контроля и контрольной среды, порядок проведения аудиторских процедур и получения аудиторских доказательств. Заново подготовлен МСА 500 по аудиторским доказательствам: поменялись состав и классификация предпосылок подготовки финансовой отчетности, расширены состав и классификация способов получения аудиторских доказательств. Эти серьезные изменения и повлекли за собой ряд изменений в других стандартах и положениях по международной аудиторской проверке. Претерпел изменения МСА 200, посвященный целям и задачам аудита, его объем возрос почти втрое, сейчас он включает в себя материал с определением понятий существенности и компонентов аудиторских рисков. Значительно изменился и МСА 300, посвященный планированию, в части процедур планирования. Новые подходы, термины, определения повлекли за собой массу редакционных изменений, которые потребовалось внести в следующие стандарты: МСА 210, 230, 250, 260, 320, 402, 501, 505, 510, 520, 530, 540, 545, 550, 560, 570, 580, 610, 620, 710 и 720. Кроме того, утратили силу прежние МСА 310 (знание деятельности клиента), 400 (аудиторские риски), 401 и прежняя версия МСА 500.
Важное нововведение состоит в переработке МСА 220, посвященного качеству аудита. Вместо него разработан отдельный Международный стандарт контроля качества № 1 и дополнительно подготовлена новая версия МСА 220. В области контроля качества перемены оказались не столь радикальны, как в области аудиторских рисков. Изменились некоторые термины, классификация понятий, пришлось внести редакционные поправки в МСА 620.
Поскольку радикальные изменения МСА были связаны с необходимостью решительной борьбы со случаями корпоративного мошенничества, затронули МСА 240, посвященный рассмотрению аудитором случаев мошенничества и ошибок. Подготовка новой версии МСА 240 повлекла за собой необходимость внесения редакционных поправок в МСА 260, 320 и 580.
Претерпел изменения и главный стандарт аудиторов - аудиторское заключение по результатам проверки. С 2006 г. введена в силу новая версия МСА 700, посвященная аудиторскому заключению; подготовлен самостоятельный МСА 701, в котором рассмотрены вопросы модификации аудиторских заключений (раньше это было включено в МСА 700). Эти изменения потребуют внесения дополнительных поправок в МСА 200, а также в МСА 210, 560 и 800. Их фрагменты уже опубликованы в сборнике МСА издания 2005 г. в качестве приложений к МСА в той редакции, которая вступила в силу годом раньше.
После публикации российского перевода сборника был подготовлен МСА 545, посвященный аудиту статей отчетности, подготовленных с использованием концепции справедливой стоимости. Более того, появление МСА 315 и 330 привело к необходимости внести редакционные правки и в этот, новый для нас стандарт. Намеченные в общих чертах в издании 2001 г. подходы по регламентированию аудиторских заданий, обеспечивающих уверенность (assuranceengagements),получили дальнейшее развитие в отдельной группе документов, получивших коды 3000 и 3400.
В новой редакции упраздняются ПМАП 1001,1002,1003 и 1009, посвященные применениям компьютеров в бухгалтерском учете и аудите. Видимо, это связано с тем, что лет 10-15 назад применение вычислительной техники в учете считалось большим техническим новшеством, повлекшим за собой изменения в порядке оценки аудиторских рисков, в планировании аудита и в подходах к сбору аудиторских доказательств. Сейчас редким исключением являются случаи, когда бухгалтеры и аудиторы не используют в своей работе компьютеры, поэтому все аспекты, связанные с вычислительной техникой, было сочтено целесообразным просто включить в остальные стандарты общего назначения. Вместе с тем появилось новое ПМАП 1013, посвященное аудиту клиентов, осуществляющих торговые операции с помощью Интернета, и ПМАП 1014, посвященное отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО.
Приведенный анализ МСА показывает, что изменения необходимо внести и в федеральные правила (стандарты), поскольку они создавались на основе МСА 2001 г. издания [3, с.179].
Федеральные стандарты аудиторской деятельности
На основе Международных стандартов аудита были разработаны и утверждены Правительством РФ федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД).
Разработанные федеральные аудиторские правила (стандарты) аудита сыграли положительную роль в становлении аудита в России, позволили значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.
Совет по аудиторской деятельности в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 80 рекомендовал аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам руководствоваться в своей деятельности помимо федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности следующими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации: «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям», «Использование работы эксперта», «Проверка прогнозной финансовой информации», «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».
Аудиторские стандарты также используются в суде для доказательства качества проведения аудита, и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину этого.
Значение федеральных аудиторских стандартов состоит в том, что они:
- способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;
- содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;
- определяют действия аудитора в конкретных ситуациях [3, с.189].
Практическая часть
Задача 10
Составьте аудиторское заключение по финансовой отчетности при наличии следующих обстоятельств: стоимость лицензии на осуществление автотранспортных перевозок сроком 9 месяцев в размере 11 000 рублей учтена в составе нематериальных активов. Начисленная сумма амортизации к моменту составления отчетности составила 7 890 рублей. В соответствии с положениями ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» стоимость лицензии должна учитываться в составе расходов будущих периодов.
Уровень существенности для данного вида активов установлен в размере 10 000 рублей.
Аудиторское заключение
На основании аудиторской проверки в организации была обнаружена следующая ситуация в бухгалтерском учете.
Стоимость лицензии на осуществление автотранспортных перевозок сроком 9 месяцев в размере 11 000 рублей учтена в составе нематериальных активов. Начисленная сумма амортизации к моменту составления отчетности составила 7 890 рублей.
По данным проверки была составлена следующая корреспонденция счетов: Дт 08 Кт 76 сумма 11 000 рублей
Дт 04 Кт 08 сумма 11 000 рублей
Дт 26 Кт 05 сумма 7 890 рублей
В соответствии с ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» стоимость лицензии должна быть учтена в составе расходов будущих периодов. В соответствии с этим следует составить следующую корреспонденцию счетов Дт 97 Кт 76 сумма 11 000 рублей
Дт 26 Кт 97 сумма 7 890 рублей
Таким образом, в финансовой (бухгалтерской) отчетности не раскрыта существенная информация о нематериальных активах в размере 10 000 рублей.
По нашему мнению, за исключением обстоятельств, изложенных в предыдущей части, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 2008 года и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 2008 года включительно.
Список литературы
1. Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // КСС «Консультант-Плюс»
2. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита 2001 г. М.: МЦРСБУ, 2002
3. Аудит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. В.И. Подольского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Аудит, 2008. – 744с.
4. Аудиторское заключение по финансовой отчетности («Аудиторские ведомости», 2007,№4)
5. Индикаторы качества восприятия аудиторских отчетов инвесторами и иными пользователями («МСФО и МСА в кредитной организации», 2007, №1)
6. Новое в Международных стандартах аудита: документирование аудита («Финансовые и бухгалтерские консультации», 2006, №3)
7. Новое в Международных стандартах аудита: Аудиторское заключение («Финансовые и бухгалтерские консультации», 2006, №9)
8. Практические вопросы перехода банковской системы на МСФО («Международный бухгалтерский учет», 2008, №2)
9. Ремизов Н.А., Сквирская ЕЛ. Международные стандарты аудита сегодня и завтра // ФБК. 2005. №5
10. Сущность и содержание стандартов аудита (Начало) («МСФО и МСА в кредитной организации», 2008, №2)