Ге Н.Н.

СОДЕРЖАНИЕ: Психологические портреты, исторические картины, экспрессивные, драматические композиции на религиозно-этические темы. Ге был первым, кто решительно повернул русскую историческую живопись к современности и реализму.

Ге Николай Николаевич (1831- 1894)

Психологические портреты, исторические картины, экспрессивные, драматические композиции на религиозно-этические темы. Ге был первым, кто решительно повернул русскую историческую живопись к современности и реализму.

Родился в Воронеже в обрусевшей семье. Прадед был французским эмигрантом, приехавшим в Россию ещЕ во времена Французской революции. Учился на математическом факультете сначала Киевского, а затем Петербургского университета. В 1850 поступил в петербургскую Академию художеств. В 1856 получил Большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право на поездку за границу.

Посетив Германию, Швейцарию и Францию, он несколько лет провел сначала в Риме, а затем в Неаполе и во Флоренции (1857-1863). Ге являлся продолжателем традиций Иванова А., но уже в 1860-х его творчество отличалось новизной трактовки традиционной евангельской тематики, смелой постановкой философско-этических проблем.

В Петербург Ге вернулся в 1863 г. с картиной Тайная вечеря. Она вызвала горячий интерес: евангельский сюжет представал в ней как реальное событие, как жестокая драма отступничества от учителя и раскола среди единомышленников. Художник явно порывал с канонами академизма, но успех его был настолько общепризнан (сам Александр II приобрел картину), что АХ пошла на компромисс, присвоив ему звание профессора исторической и портретной живописи.

На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там еще несколько лет, продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами. Написал Портрет А. И. Герцена (1867).

На 1-ой Выставке передвижников в 1871 была экспонирована его картина из русской истории Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе.

Русская публика едва ли не впервые увидела изображение исторического события во всей правде характеров, ситуаций, в неоспоримой достоверности костюмов и обстановки. В столкновении отца и сына, Петра и Алексея, Ге увидел отражение основного исторического конфликта рубежа XVII и XVIII столетий - конфликта между прогрессивной силой, энергией петровских преобразований и рутиной старых, неподвижных и косных устоев жизни.

Менее удачными оказались другие работы: Екатерина II у гроба Елизаветы (1874) и Пушкин в селе Михайловском (1875). Ге тяжело переживал свои неудачи.

В 1876 г. он приобрел хутор в Черниговской губернии, переселился туда, занялся сельским хозяйством, освоил ремесло печника. Некоторое время спустя он близко познакомился с Л. Н. Толстым и сделался приверженцем его учения, которое воспринял с присущим ему максимализмом. Живопись он забросил, лишь изредка писал портреты для заработка.

На рубеже 1870-х и 1880-х гг. Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов, которые писал довольно часто и уступал за очень низкую цену - с тем чтобы они были доступны любому, даже неимущему. Среди его портретных работ - хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников - М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова (обе 1872), Л. Н. Толстого (1884).

Живопись Ге претерпела разительные перемены. Он отказался не только от канонов академизма, но и от стремления к исторической конкретности, которая так импонировала его зрителям. Историю Христа, особенно ее заключительную часть, художник воспринимал как один из эпизодов вечной борьбы Добра со Злом и неизменного торжества Зла. Неприглядностью этого торжества он старался поразить зрителя, не боясь преступить границы художественности, минуя всяческие нормы и условности. Живопись Ге приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность, что впоследствии дало право называть его предшественником экспрессионизма - течения, которое возникло позже, да и не в России.

Трудился Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил их до конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин складывалась драматично. Картину Милосердие (1880) он уничтожил. Картина Выход с тайной вечери (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, столь сильно выражено было в ней волнующе-тревожное настроение.

Картина Что есть истина?. Христос и Пилат (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину Суд синедриона. Повинен смерти! (1892) на академическую выставку не допустил президент АХ. Картину Голгофа (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника. Первый вариант Распятия (1892) он уничтожил. Еще один вариант Распятия в начале 1894 г. был запрещен к демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на квартире.

Все творчество Ге посвящено критическому осмыслению действительности, но которою в последний период своего творчества он пытается воплотить в евангельских сюжетах. Наиболее известные его произведения: Тайная вечеря (1863), ПЕтр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе (1871), Портрет Толстого Л.Н. (1884), Что есть истина (1890), Голгофа (1893) и другие.

Скачать архив с текстом документа