Гендерные стереотипы 3
СОДЕРЖАНИЕ: Тема: «Гендерные стеротипы» План 1.Понятие гендерные стеротипы 2.Гендерные стеротипы как фактор насилия общества над личностью 3. Заключение 4.Методика проведения лекцииТема: «Гендерные стеротипы»
План
1.Понятие гендерные стеротипы
2.Гендерные стеротипы как фактор насилия общества над личностью
3. Заключение
4.Методика проведения лекции
Список использованных источников литературы
1 .Понятие гендерные стеротипы
Стереотип - это суждение, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающее определенному классу лиц некоторые свойства или, наоборот, отказывающее им в этих свойствах. Стереотипы рассматриваются как особые формы обработки информации, облегчающие ориентацию человека в мире. Признаки, содержащиеся в стереотипах, используются говорящими для оценки отнесенности предметов к тому или иному классу и приписывания им определенных характеристик. Стереотипы имеют обобщающую функцию, состоящую в упорядочивании информации: аффективную функцию (противопоставление своего и чужого); социальную функцию (разграничение внутригруппового и вне группового), что ведет к социальной категоризации и образованию структур, на которые люди ориентируются в обыденной жизни.
Гендерные стереотипы являются частным случаем стереотипа и обнаруживают все его свойства. Гендерные стереотипы предста вляют собой культурно и социально обусловленные мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих по лов.( А. В. Кирилина [1] ).Усвоив гендерные стереотипы человек начинает играть ту или иную гендерную роль. Гендерная роль - это совокупность социальных стереотипов, норм и ожиданий, определяющих особе нности мужского и женского поведения, общепринятого в данном обществе или культуре.
Гендерные стереотипы - cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Уже у Платона можно встретить убеждение в отличии всех женщин от мужчин: … по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины (Платон, Республика).
В философских, психологических, культурологических текстах прослеживаются гендерные стереотипы. Так, Аристотель в работе О рождении животных утверждал: Женское и мужское начала принципиально различны по своему предназначению: если первое отождествляется с телесным, с материей, то второе - с духовным, с формой. Подобный взгляд встречается у Н. А. Бердяева, В. Ф. Эрна, В. И. Иванова. Мужское начало у многих авторов трактуется как зачинающее, женское - восприемлющее; первое - инициативно, второе - рецептивно, первое - деятельное, второе - страдательное, первое - динамическое, второе - статическое.
Можно выделить бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине:
Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность . Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью (Булгаков; Флоренский; Розанов; Логинов; Хрипкова; Колесов и др.). Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более рационален (Логинов. С. 24-26). Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты (Булгаков. С. 264-265). В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки (Логинов). Такой же взгляд на женскую конкретность можно проследить у В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева. Об оппозиции разума, сознательности, логичности мужчины - и сердца, инстинкта, интуиции женщины писали В. Соловьев, В. Ф. Эрн.
Инструментальность - экспрессивность, сознательность - бессознательность . Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность (см. Эмпатия), эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны (Флоренский). К этому можно присоединить мнение С. Н. Булгакова о том, что женщина связана с глубинами бытия. О женской впечатлитель ности и восприимчивости писали В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский и др.
Власть - подчинение . Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть - подчинение. «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, быть покровителем и вождем, право женщины - в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя» (Розанов. С. 139-140). С. Н. Булгаков, рассматривая власть, выделяет в ней два начала: Власть двойственна по природе, она знает активное и пассивное начало, слагается из властвования и подчинения... Власть представляет собой обособившееся, утвердившееся в оторванности своей мужское начало, которому присуща стихия насилия: она умеет только покорять и повелевать, но не любить и сострадать. А соответственно и повиновение влавствуемых, пассивное начало власти принимает черты столь же отвлеченной женскости, угнетаемой и порабощаемой. Проблему господства - подчинения рассматривают также психоаналитики, говоря о садомазохизме. Известно, что Фрейд воспринимал мазохизм как выражение женской сущности.
Порядок - хаос . Кроме того, философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н. А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка. Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала: Дух женственно-пассивный погружает в бесформенный, недисци плинированный, неорганизованный хаос. К этому можно присо единить подобные взгляды В. Ф. Эрна, А. Белого, Вс. Иванова, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского. Вместе с тем, современные иссле дователи женской и мужской психологии не считают, что мужское начало - проявление порядка, а женское - хаоса; каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности. Так, Р. Горски сообщает, что мужчины склонны сначала зафиксировать любую проблему, а лишь затем рассматривать ее, женщины же анализируют взаимоотношения по ходу дела. И если мужчинам свойственно фокусироваться на одной проблеме, то женщины фокусируются на цели, но держат в уме и широкую картину поля действия. У. Штейнберг считает, что в современной культуре очень часто женщин, которые могут думать и наслаждаться мысли тельным процессом, обвиняют в мужеподобности. А так как эмоциональные проявления и экспрессивность ассоциируются с женской социально-половой ролью, то в силу устоявшихся традиций они не считаются мужскими. И пока мужчины, пережива ющие тонкие и глубокие эмоции, будут считаться в обществе женоподобными, они не смогут полностью реализовать свой мощный потенциал с учетом ограничений, накладываемых на эти женские проявления культурой (Штейнберг. С. 134). Следует помнить, что как женщина способна развивать свое мышление так, чтобы оно стало эквивалентно мужскому, так и мужчина, в свою очередь, может дифференцировать свои потребности и чувства не хуже женщины. Кроме того, следует помнить о разных типах мужчин и женщин, содержащих в различных вариациях фемининные (см. Фемининность) и маскулинные (см. Маскулинность) проявления. Только изменение культурных стереотипов поможет полной реализации личности, сочетающей в себе как мужские, так и женские качества.
Независимость, индивидуальность - близость, коллективность . Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Так, Н. Ходоров, К. Гиллиган утверждают, что женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны (Розанов; Булгаков; Флоренский).
Сила Я - слабость Я . Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. По мнению Флоренского, женская деятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине (Флоренский). К этому можно присоединить мнение В. В. Розанова: Я мужчины - в гору величиной, Я женское... да оно просто прислонено к мужскому Я (Цит. по: Рябов. С. 11). П. Флоренский сравнивает мужское начало с вертикалью, а женское - с горизонталью. Кроме того, подобный взгляд Н. Бердяева на пол прослеживается в его произведении О назначении человека (С. 67), где он утверждает, что женщина, в которой совсем бы отсутствовал мужской принцип, не была бы личностью. Мужской принцип есть по преимуществу антропо логический и личный. Женский же принцип есть по преимуществу космический и коллективный.
Импульсивность, активность - статичность, пассивность . В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизнь исходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю. Гиппократ поддерживает эту доктрину и выделяет слабое (женское) и сильное (мужское) семя. Теория Аристотеля просуществовала на протяжении всех Средних веков, вплоть до современной эпохи. Гегель также считает, что два пола должны быть различными: один - активным, другой - пассивным. Пассивность достается женщине. Вследствие дифференциации мужчина являет собой принцип активный, а женщина - принцип пассивный, ибо она остается в своем неразвернутом единстве. Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность, пассивность, зависимость, слабость женщин.
Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм . Также в культуре бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же - радикализм, непостоянство. Зиммель отмечает привязанность женщин ко всему бывшему, состоявшемуся, рассматривает эту проблему в свете бинарных оппозиций: верность - неверность (Зиммель. С. 240).
Итак, философы, антропологи, психологи обосновывают различие полов, различие мужчины и женщины. Но можем ли мы сказать, что не встречаем логичных женщин и чувственных мужчин; активных, властных, доминантных, агрессивных женщин и пассивных, подчиняющихся мужчин? Социологическое значение понятий мужской - женский получает свое содержание благодаря наблюдению над действительно существующими мужскими и женскими индивидами. Эти наблюдения показывают, что ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности. У каждой личности наблюдается смесь биолого-психологических признаков своего и противоположного пола. Современная психология выделяет по четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный (см. Андрогиния) и недифференцированный. Но в то же время, следует понимать, что двуполое человеческое существо наделено определенным полом, и оно не может соединять в себе противоположные сущности, пока не обретет свою собственную (Бадентэр. С. 271). Эта сущность должна стать тождественной самой себе и принимающей себя во всех аспектах свойств, мужских и женских.
2.Гендерные стеротипы как фактор насилия общества над личностью .
Господство гендерных стереотипов в обществе как правило вредит и мужчинам и женщинам в равной мере. Потому как и мужчинам и женщинам тем самым задаются определенные рамки поведения, которые в большинстве случаев далеки от реальной жизни .
Таким образом, общество передавая гендерные стереотипы из поколения в поколение ограничивает возможности людей его составляющих, заставляя играть традиционные роли, не говоря уже о нерациональном использовании своего потенциала.
По мнению Шон Берн: «Многие из нас выросли с представлением, что каждый в этой жизни заслуживает то, что получает и получает, то, что заслуживает. Нам необходимо верить, что это так, иначе нам придется делать что-то, бороться с несправедливостью или чувствовать вину и дискомфорт, встречаясь с неоправданной дискриминацией, поэтому мы закрываем глаза и продолжаем считать, что ничего плохого с нами не случится, если мы будем правильно себя вести. Эта концепция «такова жизнь», по выражению социального психолога М.ДЖ.Лернер, часто помогает мужчинам и женщинам оправдывать явное социально неравенство, о котором мы говорим. Эта концепция так же приводит к возникновению негативных стереотипов, когда женщины рассматриваются как «слабый пол» с целью объяснить их более низкий статус и низкую оплату труда. Такая тенденция принижать способности некой социальной группы, которую мы эксплуатируем, так что бы эту эксплуатацию можно было рационально оправдать, давно была подмечена социальной психологией. Бороться против нее опасно, так как многим людям необходимо считать, что «все в порядке, просто жизнь такова» и не надо ничего менять. Далее мы увидим, что традиционное разделение ролей на мужчин и женщин служит плохую службу так же и мужчинам.»
Ограничения накладываемые женской и мужской ролью.
Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью
- Одной из значительных ограничений, налагаемых традиционной женской ролью в наше время является то, что работающая женщина продолжает нести бремя домашних забот и ответственности за детей. - По сравнению со своими женами, чернокожие мужчины делают 40% домашней работы, белые мужчины – 34%, а мужчины испан ского происхождения - 36%. Работающая женщина выполняет в среднем 69% работы по дому. Увеличение доли времени, которое женщины посвящают работе, привело лишь к небольшому сокраще нию их домашних обязанностей, а количество времени отнимаемого у них заботой о детях и вовсе осталось неизменным. -- В работе женщины обычно ниже по статусу, чем мужчины. Боль шинство самых престижных профессий в нашем обществе буквально оккупированы мужчинами научные работники, врачи, профессора университетов. Существует множество доказательств более низкой власти женщин в своих организациях по сравнению с мужчинами. Женщины гораздо реже занимают должности, предлагающие кон троль над ресурсами и определение того, какие цели фирма будет преследовать и каким способом. Это происходит отчасти, потому что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Поэтому мужчины кажутся более подходящими для руково дящих ролей. --------- Женщины пытающиеся сделать карьеру иногда сталкиваются с таким явлением как «стеклянный потолок» Эта метафора выражает тот факт, что в некоторых организациях существует как бы невиди мый потолок, выше которого женщины не могут продвинутся. Обще принятые стереотипы, предполагающие, что мужчины гораздо луч шие лидеры, чем женщины отчасти ответственны за существо вание «стеклянного потолка». ----- Еще одной проблемой работающих женщин является то, что они трудятся дома немного больше чем их работающие мужья, что приводит к разрыву во времени отдыха. - У домохозяек так же существует множество проблем. Большинство из них не может удовлетворить свои социальные потребности. К тому же большинство социологов согласны, что женщина, зарабатывающая деньги, пользуется в доме большей властью.
Ограничения накладываемые мужской ролью
На сегодняшний день существует сравнительно немного исследований, касающихся ограничений, которые накладывает традиционная мужская роль. Психологи начали изучать женскую роль после того, как внимание общества было привлечено феминистским движением к низкому социальному статусу женщин. Последние несколько лет мужская роль пользуется всё возрастающим вниманием исследователей.
Структура ролевых норм мужчины складывается из трех факторов. Первый связан с ожиданиями, что мужчины завоёвывают статус и уважение других (норма статуса ). Второй фактор, норма твёрдос ти , отражает ожидание от мужчины умственной, эмоциональной и физической твёрдости. Третий фактор – это ожидание того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности (норма антиженственности ).
Норма успешности (статус ) – гендерный стереотип утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. С этой нормой связан целый ряд ограничений для мужчины. Во-первых, большинство мужчин не способно на 100% ей соответствовать из-за чего имеют заниженную самооценку. Носитель традиционной мужественности никогда не знает меры и не может наслаждаться тем, что имеет. Он должен постоянно наращивать объём и время работы, и такой стиль жизни часто приводит к появлению обусловленных стрессом физиологических и психологических симптомов. Мужчины склонны выбирать работу и карьеру в зависимости от того, на сколько хорошо это оплачивается. Финансовое давление особенно обременяет тех мужчин, чьи жёны сидят дома и не работают. Если несколько человек зависят от тебя экономически, это серьёзно давит на психику. Точка зрения, что главная обязанность мужчины в семье – исправно приносить большую зарплату, отрицательно влияет на исполнение им родительских функций, так как, чтобы соответствовать этим ожиданиям, мужчина должен посвящать всё своё время работе. Например, в Японии, где понятие о мужестве включает в себя полную самоотдачу на работе, отцы проводят со своими детьми в среднем 3 минуты по будним дням, и 19 минут по выходным.
Компенсация чувства несостоятельности, в профессиональной и экономической сферах – называется компенсаторной мужественностью. Когда мужчина не соответствует одному из аспектов мужской гендерной роли, он демонстрирует преувеличенную мужественность в другой области, тем самым, компенсируя своей не состоятельностью. Одной из таких областей является твёрдость (жёсткость).
Норма твердости существует у мужчин в нескольких формах: физической умственной и эмоциональной.
Норма физической твердости - это ожидание от мужчины физической силы и мужественности. Ту популярность, которой пользуется в ниши дни бодибилдинг, смело можно считать реакцией на эту норму. Самооценка мужчин, которые не являются физически сильными, хотя чувствуют, что окружающие ожидают от них именно этого, может серьезно снизится. Временами норма физической твердости может довести до насилия, особенно в том случае, когда социальная ситуация предполагает, что не проявить агрессию будет не по мужски, или когда мужчина чувствует, что его мужественность под угрозой или под вопросом. Исследовательские данные о том, что мужчины-драчуны очень часто имеют заниженную самооценку и низкий социоэкономический статус, лишний раз подтверждают догадки относительно того, что причина насилия над женщинами – это компенсаторная мужественность.
Норма умственной твердости содержит ожидание того, что мужчина будет выглядеть компетентным и знающим. Человек, пытающийся соответствовать этой модели сверхкомпетентности, начинает тревожиться, как только понимает, что чего-то не знает. Наибольшая проблема состоит в том, что в межличностных отношениях мужчина старающийся соответствовать этой норме часто унижает других тем, что отказывается признать перед ними свою неправоту или допустить, что кто-то знает больше чем он.
Норма эмоциональной твердости подразумевает, что мужчина должен быть эмоционально твердым: испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешить свои эмоциональные трудности без помощи со стороны. То, что делает мужчину мужчиной обедняет его отношения с детьми и другими людьми.
Мужчины получают меньшую эмоциональную поддержку со стороны и имеют меньше подлинно близких отношений.
Отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью, меньшим самораскрытием и обсуждением чувств, чем отношения между женщинами. Мужская установка на соревнование не дает мужчинам принимать во внимание окружающих. Килматин полагает, что огромный вклад мужчин в войны, насилие, нанесение вреда планете, подавление социальных меньшинств и психологическую жестокость, по крайней мере, отчасти обусловлен воздействием традиционной мужественности.
Норма антиженственности побуждает мужчин избегать стереотипно считающихся женскими занятий, деятельности и моделей поведения. Некоторые мужчины считают, что выражение чувств и самораскрытие принадлежит, исключительно женщинам и что они будут выглядеть недостаточно мужественными, если будут эмоционально экспрессивны. Очень важная часть функционирования человека в качестве родителя – это нежность, забота, эмоциональная постоянная поддержка, потребность часто обнимать ребенка и говорить, что любишь его. Многим мужчинам сложно даются такие действия, так как они ассоциируются с женственностью, в результате многие люди подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по настоящему или нет.Существует предположение, что страх женственности (фемифобия) происходит из страха гомосексуальности и обусловлен социальным контекстом, который обычно приписывает гомосексуальность мужчинам с чертами женственности.
Негативным последствием ситуаций, когда мужчине сложно поддерживать стандарт мужской роли или когда обстоятельства требуют от него проявления женских моделей поведения, которых просто нет в его репертуаре или они запрещены мужской ролью, возникает, мужской гендерно-ролевой стресс. Мужчинам с высоким показателем МГРС очень сложно проявлять нежные чувства, то есть у них более низкий уровень вербальной и невербальной экспрессивности, чем у мужчин с низким показателем.
Более общую идею выдвинул О’Нил в 1990 году, который говорил о гендерно-ролевом конфликте. Конфликт может возникнуть, когда мужчина ограничивает своим поведением или поведение других, исходя из традиционных гендерных ролей, когда окружающие оказывают на него давление за нарушение норм мужественности, или когда он подавляет себя или окружающих из-за того, что они не стараются соответствовать роли.
Модель гендерно-ролевого конфликта включает в себя 6 паттернов:
1. Ограничение эмоциональности – трудность в выражении своих собственных эмоций или отрицание права других выражать эмоции.
2. Гомофобия – боязнь гомосексуалов, включая стереотипы о последних.
3. Социализация контроля, власти и соревнования.
4. Ограничение сексуального поведения и демонстрация привязанности.
5. Навязчивое стремление к соревнованию и успеху.
6. Проблема с физическим здоровьем, возникающая из-за не правильного образа жизни.
Этот конфликт отражается как в во внутриличностной, так и в межличностной сфере. Тревожность, депрессия, снижение самооценки, стресс, проблемы в отношениях, конфликты на работе, физическое и сексуальное насилие - все это возможные результаты гендерно-ролевого конфликта.
Заключение
Ограничения накладываемые гендерными ролями на каждого человека пагубно сказываются на развитии всего общества. Так как челове чество сегодня стремится к демократизации и гуманизации, способ ствующих созданию равных возможностей для реализации личности независимо от социального происхождения, национальнос ти, пола.
Настоящая гуманизация предусматривает и преодоление стереотипов, веками властвующих над людьми и установления гендерного равенства во всех сферах общественной жизни.
4.Методика проведения лекции
1.В начале занятия проводится мини лекция на тему: «Понятие: гендерные стереотипы».
2.Затем участники в группах разрабатывают Т-схему
Т-схема Что это?
Т-схема- средство для сравнения двух аспектов одной концепции. Универсальный графический организатор для записи двойных (да-нет; за-против) ответов или сравнений.
ЧТО РАЗВИВАЕТ ?
Спектр целевых ориентации на личностные структуры:
• Информационные - знания, умения, навыки;
• Операционные - способы умственных действий;
Как это выглядит ?
Т-схема:Примеры гендерных стереотипов
:
Женские: | Мужские: |
Основное предназначение женщины - это семья и дети, а не карьера Женщина считается успешной только тогда, когда удачно выходит замуж Женщинам на работе платят меньше, потому что они менее ценные работники, чем мужчины Женщины не такие хорошие руководители, как мужчины Женщины не агрессивны |
Ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе Мужчина должен быть сильным Мужчина должен быть знающим и компетентным Мужчина должен испытывать мало чувств и разрешать свои эмоциональные проблемы без посторонней помощи Мужчина должен избегать специфически женских видов деятельности |
3.Затем студентам предлагается провести небольшое интервью в парах на тему: « Как гендерные стереотипы влияют на мою жизнь»
4.Следом раздается текст: «Ограничения накладываемые женской и мужской ролью» с которым участники работают заполняя «Двухчаст ный дневник»
Двухчастный дневник
Что это?
Двухчастный дневник это простой и эффективный прием, который лает возможность исследовать содержание текста, увязать его с личным опытом и письменно выразить своё отношение к прочитанному.
Что развивает?
Спектр целевых ориентаций на личностные структуры:
• Информационные - знания, умения, навыки;
• Операционные - способы умственных действий;
• Саморазвития - сфера эстетически нравственных качеств
Как это сделать?
Методические рекомендации по использованию.
Шаг 1. Тетрадный лист делится чертой пополам.
Шаг 2. Слева ученик записывает цитаты или идеи автора , которые произвели впечатление,
понравились пли озадачили, вызвали некоторые ассоциации.
Шаг 3. С правой стороны ученик записывает собственные комментарии к цитате или идее
автора, т.е. выражает собственную реакцию на прочитанное.
Шаг 4. Читая текст, учащиеся останавливаются и делают подобные заметки в тетради.
Шаг 5. По завершению учащиеся могут поработать в парах, обменяться работами, обсудить
идеи и отметить что им понравилось в работе товарища.
Как это выглядит?
Пример.
цитата_____________________
«Учиться ,Учиться и Учиться»
«Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи»
Комментарий _______
Видимо учиться лучше, чем работать,
после школы обязательно буду поступать
в институт
А что, те, кто беспартийные, тупы и
бесчестны?
Советы учителю-преподавателю.
Вы можете заранее оговорить количест во цитат, - все зависит от характера текста, целей, которые Вы перед собой ставите, и от Вашего педагогического стиля. Шаг 5 можно модифицировать в следующих вариациях:
о Работа в тройках
о Работа в малых группах
о Блиц-опрос - Вы просите ряд учеников зачитать только одну цитату и только один комментарий.
Возможно итоги могут послужить для подготовки или проведения дискуссии,написания сочинения или аргументированного эссе.
5.В конце занятия участники могут написать небольшое эссе в русле данной темы или проинсценировать в группах известные анекдоты на тему гендерных стереотипов.
Список использованных источников литературы
1.Шон Берн «Гендерная психология»Спб,2001 год
2.Словарь гендерных терминов. http://www.owl.ru/gender/042.htm
3.Д.Стил,К.Мередис,Ч.Темпл.Чтение и письмо для развития критического мышления