В. А. Сухомлинский Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются
СОДЕРЖАНИЕ: Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитаниеМуниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
п.Ивня, Белгородской области
Семейный проект:
«Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения».
(формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)
Абраменко Т. В.,
воспитатель МДОУ
ЦРР – детский сад «Сказка»
2009г.
Содержание:
1. Введение…………………………………………3
2. Технология проекта ………………..………....8
3. Заключение………………………………….…15
4. Библиографический список используемой литературы…………………………………….18
5. Приложения……………………………………19
Введение
«Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»: детский
сад, семья, общественность».
В.А.Сухомлинский
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МДОУ ЦРР - Детский сад “Сказка” в тесном сотрудничестве с родителями особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
В рамках реализации работы в этом направлении был создан долгосрочный проект по теме : “Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения».
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Цель: создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи:
- с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
- создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
- Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
- выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Прогнозируемый результат :
- создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- гуманизация связи семьи с сотрудниками МДОУ,С сотрудниками ГИБДД;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.
Сроки реализации проекта : 2008-2011г.
Место события:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» п. Ивня, Белгородской области
Участники : дети дошкольных групп, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, инспектор ГИБДД.
Нормативно-правовая база взаимодействия образовательного учреждения с семьёй:
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ
Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Статья 65. Осуществление родительских прав
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Декларация прав человека РФ
Статья 26
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
ЧАСТЬ III Статья 13
3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются: уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
Закон об образовании РФ
Статья 13. Устав образовательного учреждения.
Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса
Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)
Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Глава 5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН
Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ
Статья 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения
Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача
Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ
Глава 20. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Статья 20.1. Мелкое хулиганство
Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах
Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения
Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (в ред. Федерального закона от 05.12.2005 N 156-ФЗ)
ЗАКОН Белгородской области
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Принят Белгородской областной Думой
20 января 2005 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона.
Статья 2. Обеспечение родителями мер по получению их детьми основного общего образования.
Статья 3. Обеспечение родителями мер по воспитанию детей.
Статья 4. Обеспечение родителями мер по развитию детей.
Статья 5. Меры профилактики неисполнения или ненадлежащего исполнения родительских обязанностей.
Статья 6. Ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.
Статья 7. Вступление в силу настоящего закона.
Проблема : В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы.
Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов . Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка и города.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Новизна:
Система деятельности МДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Анализ условий
Внешние ресурсы |
Внутренние ресурсы |
|
Кадровый потенциал |
- Поддержка и сотрудничество с БелРИПКППС, районным отделом управления образованием, районным методическим кабинетом. - Педагоги других ДОУ района |
- Педагоги МДОУ - Специалисты - Медицинская сестра - Родители |
Материально-техническое обеспечение |
- Оборудование уголков безопасности в группах - Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса |
-Приобретение необходимого дидактического материала - Создание видеотеки по ПДД - Обеспечение условий для предупреждения травматизма - Реконструкция “Дорожки безопасности” на территории ДОУ |
Специальные службы |
ГИБДД, средства массовой информации -газета «Родина» |
Специалисты |
Технология проекта
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско–родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, досугов, бесед и экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающего в данном направлении. В процессе реализации этого проекта проводятся: анкетирование, создаются газеты и альбомы с фотографиями мероприятий, сотрудничество со средствами массовой информации, проводятся съемки праздников и многое другое. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте.
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (аналитический);
2. Основной (реализация намеченных планов)»
3. Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).
График проектных мероприятий с детьми
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Серия занятий “Я – пешеход” |
В ходе реализации проекта |
педагоги |
2. |
“Минутка безопасности” |
Педагоги |
|
3. |
Проведение тематических недель: |
Старший воспитатель, педагоги |
|
4. |
Экскурсия “По улицам поселка” |
Педагоги |
|
5. |
Встречи с сотрудниками ГИБДД |
Педагоги |
|
6. |
Просмотр спектакля “Веселое путешествие”, литературная викторина |
Заведующая, старший воспитатель |
|
7. |
Конкурсы детского творчества: |
Воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования |
|
8. |
Изготовление книжек-самоделок “Дорожная сказка” |
Педагоги |
|
9. |
Просмотр DVD фильмов «Азбука безопасности» |
Педагоги |
|
10. |
Развлечение “В гостях у дорожных знаков” (игры, ребусы, загадки) |
Педагоги |
|
11. |
Праздник “Красный, желтый, зеленый” |
Воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования |
|
12. |
Чтение художественной литературы |
Педагоги |
|
13. |
Диагностика умений детей по ПДД |
В конце учебного года |
Педагоги |
14. |
Выпускной экзамен для детей подготовительной группы |
В конце проекта |
Педагоги |
График проектных мероприятий с родителями
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Педагогическое просвещение родителей посредством проведения: Родительских собраний (с приглашением сотрудников ГБДД); Устного журнала “Родителям о безопасности дорожного движения” Издательства буклетов “Письмо водителю”; Дней открытых дверей; Показа открытых мероприятий. |
В ходе реализации проекта |
Заведующая, старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования |
2. |
Проведение консультаций: “Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки” “Вы, ребенок и автомобиль” “Правила дорожного движения – знать каждому положено” |
1 раз в квартал |
Педагоги |
3. |
Оформление в родительских уголках рубрики «Правила дорожные знать каждому положено», «Внимание – дорога», «Ребенок в машине» и т.д. (см. Приложение 3) |
1 раз в квартал |
Педагоги |
4. |
Анкетирование родителей “Я и мой ребенок на улице ” (см.Приложение 8) |
Педагоги |
|
5. |
Социологический опрос |
Вначале проекта и в заключении |
Педагоги |
6. |
Тренинг “Как учить правилам движения” |
В ходе реализации проекта |
Педагоги, инспектор ГИБДД |
7. |
Выставка семейного творчества “Будьте осторожны!” |
В ходе реализации проекта |
Педагоги |
8. |
Конкурс семейных частушек по ПДД |
В ходе реализации проекта |
Старший воспитатель, педагоги |
9. |
Составление карты-схемы “Безопасный путь в детский сад” |
В ходе реализации проекта |
Педагоги |
10. |
Встреча в педагогической гостиной “Мама за рулем” |
В ходе реализации проекта |
Педагоги, инспектор ГИБДД |
11. |
Викторина по ПДД |
В ходе реализации проекта |
Педагоги |
12. |
Праздник «Дорожная азбука» |
В ходе реализации проекта |
Педагог, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования |
13. |
Фотовыставка “Образцовые пешеходы”, «Учим правила движения» (см.Приложение 10) |
В ходе реализации проекта |
Педагоги |
14. |
Конкурс на лучшую семейную газету по пропаганде ПДД |
В ходе реализации проекта |
Педагоги |
Содержание работы над проектом по этапам
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
Результат |
1. |
2. |
3. |
4. |
1-й - Подготовительный |
|||
Изучение нормативно-правовой базы Анкетирование родителей по проблеме Информационный мониторинг (изучение работы ДОУ района по данной проблеме) “Банк идей” (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге) Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме |
Сентябрь – октябрь 2008г. |
Руководитель проекта |
Создание нормативно-правовой и методической базы, для реализации проекта и обеспечением необходимой информацией родителей |
Укрепление материаль-техничесокй базы: - приобретение пособий, новых игр; - изготовление и оформление своими руками дорожек, светофоров, разметки для группы и участка. |
в ходе реализации проекта |
Воспитатели всех групп, администрация ДОУ, педагоги дополнительного образования, родители |
Укрепление материально-технической базы |
Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с родителями на родительском собрании. |
-//- |
Воспитатели |
Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД |
Составление примерного перспективного планирования работы с детьми (см.Приложение 9) |
-//- |
Воспитатели |
Систематизация знаний детей, закрепление с детьми правил дорожного движения |
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» И т.д. |
В ходе реализации проекта |
Воспитатели |
Закрепление с детьми правил дорожного движения через художественное слово |
Изготовление с детьми и родителями атрибутов для сюжетно-ролевых игр: «Милиция», «Механики», «Водители и пешеходы», «Бистро» |
-//- |
-//- |
Пополнение предметно-развивающей среды, закрепление с детьми и родителями ПДД |
Выпуск листовки «Правила езды на велосипеде» (см.Приложение 1) |
Октябрь2009г. |
Руководитель проекта |
Информированность родителей |
Родительское собрание «Как знакомить детей с правилами дорожного движения»: - выступление инспектора ГИБДД;, - решение проблемных ситуаций, возникающих на дорогах; - дискуссия между родителями, педагогами и инспектором ГИБДД, |
В начале каждого учебного года |
Администрация ДОУ, воспитатели групп |
Закрепление знаний родителей о правилах дорожного движения |
2-й – Основной |
|||
1. |
2. |
3. |
4. |
Семейные конкурсы: - Конкурс авторских частушек: «Дорожная мотаня»;(см. Приложение 2 ) - фотоконкурс «Образцовые пешеходы»;(см.фотоприложение) - конкурс на лучшую газету по пропаганде ПДД; - конкурс на лучшую план-схему «Безопасный путь в детский сад». |
Октябрь 2008г. Ноябрь 2009г., Февраль 2010г., Ноябрь 2010г., |
Воспитатели групп |
Воспитание у детей интереса к изучению правил дорожного движения, развитие творческих способностей, закрепление знаний ПДД. |
- «Улицы поселка» - экскурсия на центральную улицу поселка; - «Ай - да, зебра» - экскурсия к пешеходному переходу с привлечением сотрудников ГИБДД (см. фотоприложение); - «Перекресток» - экскурсия по улицам поселка. |
По плану педагога |
Воспитатели групп |
Закрепление умений различать дорожные знаки, ориентироваться на дороге. |
Акция «Письмо и подарок водителю» (см. Приложение 6) |
Октябрь 2009г., |
Руководитель проекта |
Знакомство детей с водителями транспортных средств, активизация внимания водителей во время движения транспортного средства. |
«Случай на дороге» - тренинговая адаптивная игра с сюжетно-ролевым действием |
Март 2010г. |
Воспитатель группы, педагог-психолог |
Закрепление умения различать и оценивать собственное поведение в транспорте и на дороге |
«Красный, желтый, зеленый» - физкультурное развлечение.(см.Приложение 4 ) |
Апрель,2009г. |
Инструктор по физическому воспитанию |
Воспитание умения демонстрировать свои физические возможности, проявлять усердие |
Праздник – конкурс «Дорожная азбука» с привлечением инспектора ГИБДД (см. Приложение 5) |
Ноябрь 2009г. |
Воспитатель группы, музыкальный руководитель |
Закрепление умений различать дорожные знаки, активизация сотрудничества родителей, детей, педагогов и сотрудников ГИБДД. |
Освещение работы по проекту в средствах массовой информации. (см. Приложение 7) |
В ходе реализации проекта |
Руководитель проекта, старший воспитатель, инспектор ГИБДД |
Привлечение внимания к проблеме детского травматизма, необходимости изучения ПДД всех участников дорожного движения. |
Конкурс детского рисунка «Ремень безопасности» (см. фотоприложение) |
Август 2009г. |
Инспектор ГИБДД |
Закреплений знаний детей поведения в автомобиле и мер предосторожности от опасности |
Участие в работе районного семинара по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения |
В ходе реализации проекта |
Воспитатели всех групп |
Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства |
Проведение промежуточной и итоговой диагностики знаний и умений детей по правилам дорожного движения |
В конце учебного года |
Воспитатели групп |
Знакомство с результатами проекта |
Ознакомление педагогов ДОУ района (на итоговой методической конференции) с результатами работы над проектом |
В ходе реализации проекта |
Руководитель проекта |
Обмен опытом |
1. |
2. |
3. |
4. |
3-й - Заключительный |
|||
Проведение детско-родительской викторины « Безопасность в наших руках» |
Апрель2011г. |
Руководитель проекта, музыкальный руководитель |
Закрепление знаний по правилам дорожного движения у детей и их родителей |
Проведение итогового родительского собрания по результатам работы над проектом |
-//- |
-//- |
аналитическая справка по итогам работы над проектом |
Презентация положительного опыта. Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем Представление результатов работы над проектом в РМК управления образования Ивнянского района |
Сентябрь-октябрь 2011г. |
Руководитель проекта |
Материалы по опыту работы по данному направлению. |
Заключение
…Ребенка обучи –
дашь миру человека.
В. Гюго
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада, но, как правило, воспитатели слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение воспитателей правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Надеемся, что данная система работы (хотя и не до конца еще апробированная) вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов МДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.
Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами. Да нужно ли это делать? …Однако:
Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
Анкетный опрос родителей показал:
Необходимость продолжения работы в данном направлении:
Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках, в оформлении фотоальбомов и т.д.
Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты – за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Библиографический список используемой литературы
1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.,1994.
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002.
3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2004.
4. Бутырина Н.М., Боруха С.Ю, Гущина Т.Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М.,2004.
5. Бочкарева О.И. Взаимодействие ДОУ и семьи. –Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
6. Деркунская В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная пелагогика.2006.№5
7. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н.А.Извекова, А.Ф. Медведева и др.; под ред. Е.А. Романовой, А.Б.Малюшкина.-М.: ТЦ Сфера,2008.
8. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском. – М.,2006.
9. Козлов А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.,2000.
10. Лиханов А.А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. – М.: ОО «Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.
11. Майер А.А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным Образовательным учреждением. 2008.№3
12. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы./ Сост. Поддубная Л.Б. – Волгоград:ИТД «Корифей»
13. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы./ Сост. Поддубная Л.Б. – Волгоград:ИТД «Корифей»
14. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошк./Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др., - М.,2003.
15. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
Приложения к проекту:
Приложение 1 – Листовка «Правила езды на велосипеде»;
Приложение 2 – Авторские частушки на конкурс «Дорожная мотаня»;
Приложение 3 – Памятки и консультации для родителей Приложение 4 – Конспект физкультурного развлечения в старшей группе: «Красный, желтый, зеленый»;
Приложение 5 –Сценарий совместной игровой программы для родителей и детей старшей группы «А» на тему: «Дорожная азбука»;
Приложение 6 – Буклет к акции «Письмо и подарок водителю»;
Приложение 7 - Освещение работы по проекту в средствах массовой информации;
Приложение 8 – Анкеты для родителей по проекту;
Приложение 9 – ;
Приложение 10 – Фотоматериал по проекту.