В поисках нравственной истины (философская тема в творчестве Л.Н.Толстого)
СОДЕРЖАНИЕ: «Там есть славные люди» (тема нравственной личности в светском обществе)
|
|
||||
|
П Л А Н
1. В чем истина?
2. Основная часть
2.1. «Там есть славные люди» (тема нравственной личности в светском обществе)
2.2. Роль личности в истории
2.3. «Совокупность воль»
2.4. Высшая нравственность в народе
2.5. «Анна Каренина»: нравственные проблемы
2.6. Искренность как высшая форма нравственности
3. Л. Н. Толстой – не только великий художник, но и философ-моралист, социальный реформатор.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
С.И.Ожегов
Я люблю в Вас великую надежду русской литературы, для которой Вы уже много сделали и для которой еще больше сделаете, когда поймете, что в нашем Отечестве роль писателя - прежде всего роль учителя…
Н.А.Некрасов
После Толстого нельзя жить и работать так, словно не было никакого Толстого. То, что было явление Л. Н. Толстого, обязывает русского писателя после Толстого, независимо от размеров его таланта, быть беспощадно строгим к себе. И к другим
М. А. Булгаков о Л. Н. Толстом
Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь как просто. Л. Н. Толстой
П |
роизведение, учил Толстой, может быть хорошо лишь тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. Я думаю, что в каждом произведении (неважно, романе или рассказе) Толстой выражал «любимую мысль». Он вкладывал свои идеи в поступки героев. На страницах своих произведений он развернул беспримерное богатство человеческих характеров, показал разнообразие жизненных дорог героев, их сложный внутренний мир. Вот что об этом говорил Чернышевский: «Мы не так слепы, чтобы не видеть чистого света высокой нравственной идеи во всех замечательных произведениях Л.Н.Толстого».
Великого писателя больше всего волновали люди высокой нравственности, искатели смысла жизни, верные общим национальным интересам, чуждые мелочному эгоизму. При всей своей непохожести, при всей ярко выраженной индивидуальности – они учат любви к жизни, помогают понять, что есть истинные ценности (честь, ум, достоинство, искренность). Они помогают нам разобраться в себе, найти свой жизненный «стержень». «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» - вот в чем истина для Толстого.
Нравственная тема в творчестве Толстого столь разнообразна, что хотелось бы поговорить о каждой ее составляющей отдельно.
«Там есть славные люди»
(тема нравственной личности в светском обществе)
Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь
А. Шопенгауэр
У Толстого жизнь обращена к читателю как своей неменяющейся, так и вечно новой стороной, своим вечным движением. Одни герои Толстого преимущественно оттеняют эту неустранимую устойчивость жизни, другие – новизну, движение и изменение жизни.
Горький говорил о Толстом, что «произведения его написаны со страшной, почти чудесной силой». Это сила изображения жизни определяется непревзойденным реализмом всего творчества Толстого. В его произведениях нет никаких следов фантастики и изощренности. Великий писатель пытливо всматривается в жизнь, внимательно следит за биением ее пульса, напряженно слушает – и вот на страницах его произведений встают картины действительности, трепещущие как сама жизнь.
Рисуя русскую действительность, Толстой одновременно разоблачает фальшивые стороны жизни, срывает «все и всяческие маски» с людей нечестных, фальшивых и неискренних. Стремление к жизненной правде – основная черта реализма Толстого.
Главная особенность как художника-психолога заключается в том, что, по определению Чернышевского, «его интересует самый процесс и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым разнообразием». Толстой сам говорит о привлекательности для художника задачи написать такое произведение, в котором душевная жизнь героев была бы изображена во всей ее сложности, противоречивости и многообразии. Так и получились такие его шедевры, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и многие другие. В этих произведениях автор откликается на самые разнообразные явления своего времени. Он включает в свои творения и различные политические события, и философские и научные проблемы, и вопросы искусства, и отдельные факты общественной жизни. В результате произведения Толстого выросли в обширные полотна, в которых получила отражение целая эпоха в истории России. Носителями идей того времени были люди, хорошие и плохие, добрые и злые, нравственные и безнравственные. И Толстой ставит перед нами важнейшие вопросы бытия: что такое жизнь, зачем человек живет. И каждый из героев отвечает на эти вопросы по-своему.
В романе «Война и мир» Толстой выражает свое отношение к проблеме нравственности через судьбу и поступки героев.
…“Он всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим…” – эти слова Пьера об Андрее Болконском относятся к ним обоим. Любимые герои Толстого ищут смысл жизни. Мечтают о деятельности, полезной для людей, и их жизненные пути - пути исканий, ведущие к правде и добру.
Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые – статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологического портрета этих героев автор использует повторяющиеся детали, много раз проходящие перед читателем, вызывая раздражение: плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен.
Ни Курагины, ни Берг, ни Борис Друбецкой и никто иной из отрицательных персонажей существенно не меняется на протяжении всего романа. Их нравственный облик статичен. Развитие духовного мира заменяется продвижением по службе, успехом в карьере и материальным благополучием.
Иной путь у Андрея Болконского и Пьера Безухова. Каждый из них по-своему ищет ответа на вопрос, поставленный с особой остротой эпохой 60-х годов позапрошлого века, вопрос, волновавший лучших людей России во все времена: что делать, к какому практическому делу, большому, нужному, приложить свои силы, чему посвятить свою жизнь. Пьер и князь Андрей проходят через тяжкие испытания, заблуждаются. Тоскуют, страдают, прежде чем находят ответ на этот сложный вопрос: «Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мной вместе».
На разных этапах жизни встречаются Андрей Болконский и Пьер Безухов: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с ней, и накануне Бородинской битвы - в последний раз перед вечной разлукой. Каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми. И все-таки каждый из них идет к добру и правде своим путем.
Каков же путь Андрея Болконского?
Этот умный, гордый, ищущий большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек пытается вырваться из надоевшей ему светской и семейной жизни. «Эта жизнь не по мне!» - говорит наш герой.
Но есть и другие, тайные причины, о которых князь Андрей не говорит никому: он мечтает совершить подвиг, мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает о своем «Тулоне». «Ведь что же слава? – говорит Болконский – та же самая любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы». Но позже (после Аустерлица) для князя Андрея жизнь открывается по-новому. Он понимает, наконец, суетность своих мечтаний, понимает, что в жизни есть нечто гораздо более вечное, и значительное, чем война и слава Наполеона. Это «нечто» – естественная жизнь человека, правда и гуманность. И небо Аустерлица становится для нашего героя символом нового высокого понимания жизни.
«Я знаю, - сказал ему Кутузов, - твоя дорога – это дорога чести»
По другим жизненным дорогам шел Пьер Безухов. Иные испытания он перенес, но и им всегда руководило желание «быть вполне хорошим».
«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что – ненавидеть? Для чего жить и что такое я?» – вот вопросы, которые мучительно пытается разрешить Безухов.
Пьер – натура эмоциональная. Черты его характера весьма противоречивы: в нем сочетаются острый ум и склонность к «мечтательному философствованию», исключительная доброта и рассеянность, благородство и слабость воли, настойчивость и отсутствие инициативы, способность искренне сопереживать и непригодность к практической жизни. Главное для Пьера – поиски «согласия с самим собой», поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями его сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение. Пьер болезненно чувствует свою оторванность от народа и бесполезность своего существования.
Он упорно ищет выхода, решения вопроса о смысле жизни: «Он искал в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки – все обманули его».
Найти смысл жизни нашему герою помогает простой солдат – крестьянин Платон Каратаев (о нем поговорим позднее). После этого линия жизни Пьера и его поведение коренным образом меняются. Раньше Пьер, углубленный в свой внутренний мир, мало интересовался окружающей его действительностью. После плена он присматривается к людям, прислушивается к ним, начинает видеть людей и вещи такими, как они есть. У него появляется практический взгляд на многое. Он пытается по-новому для себя - более реально - анализировать окружающую его жизнь, и в нем зарождается склонность к активному протесту.
Еще одна личность высокой нравственности – Николай Андреевич Болконский. Говоря о нем, нельзя не вспомнить слова Л.Н.Толстого: «Человеческая натура многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане».
У старого князя Болконского побеждает честность, порядочность и любовь к Отечеству. Этот человек умен, горд, сдержан в проявлении чувств; едва ли не первая его забота – сохранение фамильной чести и достоинства. До последних дней жизни старый князь сохраняет интерес к политическим и военным событиям. Именно он воспитал чувства долга, патриотизма и щепетильной честности в сыне Андрее. «Отец мой – один из самых замечательных людей своего века,» - говорил князь Андрей.
Образы Наташи Ростовой и Марьи Болконской во многом походи. Они выражают отношение Толстого к роли женщины в обществе. Он считает, что интересы женщины должны быть ограничены рамками семейной жизни. Наши героини находят свое счастье в семье.
Наташа – идеал женщины для Толстого. «Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности», но в ней уже не было огня того оживления, которое составляло прелесть юной девушки. «Толки и рассуждения о правах женщины, об отношениях супругов, о свободе и правах их, хотя и не назывались еще, но были тогда точно такие же, как и теперь; но эти вопросы не только не интересовали Наташу, она решительно не понимала их». Все ее интересы сосредоточены на своем доме, муже, детях. Вне этого круга для нее нет жизни. Так считает Толстой. Но я считаю, что она понимала мужа, сочувствовала ему и во многом разделяла его прогрессивные взгляды.
Любуясь своей героиней, писатель ценит в ней доброту, честность, патриотизм. Глубже, серьезнее, строже стала ее полная любви душа в конце романа. Именно это позволило ей сердцем понять идеи Пьера.
Еще один душевно красивый человек – Марья Болконская. В отличие от Наташи, княжна Марья привыкла к одиночеству и любит размышлять. Насколько Наташа жизнерадостна и импульсивна, настолько княжна Болконская робка и сдержанна. Наташа ищет личного счастья, а княжна Марья видит смысл своей жизни в отречении и жертвенности. Наташа ярка и обаятельна, княжна Марья не отличается красотой, «но когда ее лучистые глаза загораются под влиянием какого-либо сильного чувства, она становится прекрасной».
Любимые героини Толстого чувствовали и думали о том, что чувствовал и о чем думал их народ: ведь Наташа, не задумываясь, пожертвовала богатствами московского дома Ростовых ради спасения раненых. А в княжне Марье просыпается фамильная гордость, мужество, твердость, и она решает покинуть родное гнездо, лишь бы не сдаться на милость французам.
Наташа Ростова и Марья Болконская – женщины, воплотившие в себе мечту, надежду, которую искали многие писатели, и которую так живо описал Толстой в эпопее «Война и мир».
Таковы «славные люди» в романе.
Роль личности в истории
Как просто умереть красиво, как нелегко красиво жить!
А. Городницкий
Что может личность изменить в ходе истории? – такой вопрос задает Толстой в «Войне и мире». В романе он сам отвечает на него: очень многое.
И хотя в изображении войны 1812 года Толстой придерживается принципа независимости течения событий от сознания и воли отдельных людей, вольно или невольно, два человека, два полководца – Наполеон и Кутузов – выделяются из общего потока. Они резко противопоставлены друг другу. Наполеон представляет силу войны. Силу разрушения. Которая поставила под угрозу жизнь и счастье миллионов людей. Кутузов несет мир. Жизнь и независимость.
Противопоставление в войне именно Наполеона и Кутузова, а не Наполеона и Александра – заслуга Толстого, сумевшего вложить в это противостояние не личный, а глубокий символический смысл.
Толстого часто упрекали в том, что он исказил и принизил Наполеона в своем романе. И действительно, абсолютно все эпизоды, в которых появляется французский император, представляют его не просто в критическом, а в откровенно ироничном освещении. Наполеон в романе «Война и мир» ничем, ни одной чертой не похож на великого человека. Внешность его ничтожна и смешна. Толстой не раз повторяет определения «маленький», «малый ростом», снова и снова рисует «круглый живот» императора. Его мелочная раздражительность, постоянное актерство представляют читателю не гения, а обыкновенного человека.
Толстого не впечатляет количество выигранных Наполеоном сражений и число покоренных государств. Писатель подходит к французскому императору с другой меркой, считая ее единственно правильной: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Единственное, что возвышает человека, - нравственное богатство его личности. И Толстой подчеркивает холодность, самодовольство, напыщенное глубокомыслие в лице Наполеона. Император все время позирует, играет роль гения. Он мелок в своем честолюбии, жесток в своем стремлении удовлетворить тщеславие ценой тысяч жизней невинных людей и нелеп в своих попытках навязать собственную волю целой стране.
Таков Наполеон для Толстого. Я не совсем согласен с таким взглядом на французского императора. Думаю, что в изображении писателем Наполеона есть некоторая карикатурность. Несомненно, Наполеон был великим человеком и полководцем, но в романе он представлен Толстым именно не таким, потому что посягнул на свободу и независимость России и ее народа.
По мысли автора, Наполеону была уготована нечеловеческая роль, ум и совесть его были помрачены, а поступки были слишком противоположны добру и правде»
А Кутузов? Он велик как полководец потому, что он, как и все лучшие представители русского офицерства, действовал в полном единстве со своим народом. Толстой ценит в нем «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Именно поэтому, - подчеркивает писатель, - люди и выбрали его против воли царя в производители народной войны».
В романе Кутузов показан не в штабе, не при дворе, а в суровых условиях войны. Он производит смотр полка, ласково говорит с офицерами, солдатами. Он узнает среди них участников прежних походов. Например, простого и скромного Тимохина, всегда готового и способного на бескорыстный героизм, часто незаметный для менее вдумчивого полководца. Солдаты подметили внимательность главнокомандующего:
« - Как же, сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу…
- Не, брат, глазастее тебя. Сапоги и подвертки – все оглядел…
- Как он глянет на ноги мне…ну, думаю...»
Решительность, твердость в сочетании с большим воинским искусством и даром мудрого предвидения, являющегося результатом способности группировать события и делать из них верные выводы, характеризует Кутузова на протяжении всей войны.
Толстой, отрицая какую бы то ни было роль личности в истории, в лице Кутузова задумал дать образ пассивного исполнителя воли народных масс. Мудрость Кутузова, по убеждению Толстого, заключается лишь в пассивном подчинении тому, что должно совершиться независимо от сознательной воли человека: «У него не будет ничего своего, он ничего не придумает, ничего не предпримет…но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли…»
Нельзя не вспомнить слова Андрея Болконского: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр; но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».
«Совокупность воль»
Что есть власть? – Власть есть совокупность воль, перенесенных на одно лицо.
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Ни Кутузов, ни Багратион, ни какой другой, даже самый гениальный военоначальник не мог бы одержать победу над врагом, если бы не мужество и сила духа войска. Воля народа к победе над захватчиком, к независимости – вот истинная сила, победившая Наполеона
Главным героем борьбы с Наполеоном был русский народ, поэтому в центре внимания автора – его массовый образ. «Своеобразие художественного метода Толстого заключается в том, что образ народа слагается из мотивов, отнесенных к творчеству разных лиц… В «Войне и мире» встречаются ярко очерченные характеры, почти не выступающие из общего массового фона. Они заявляют о себе одной-двумя репликами, появляются единственный раз в пределах немногих строк и затем исчезают, чтобы более не вернуться. Введение этих сюжетно неуловимых, индивидуально не выявленных персонажей является постоянным приемом в «Войне и мире», формируя особый компонент, почти неизвестный миру до романа Толстого, - коллективный образ народа». (А. Сабуров).
А Кутузов и Багратион – выразители совокупности воль всех этих людей.
Рассуждая о единении русского народа, Толстой особо подчеркивает патриотизм мирных жителей. Оставляя Смоленск, горожане добровольно сжигают свое имущество, не желая оставлять его завоевателям. Москвичи уезжают из родного и любимого города – сердца России – не потому, что боятся французов, а потому, что не хотят жить под властью захватчиков.
В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности удесятеряло силы. Чем дальше продвигался Наполеон вглубь России, тем сильнее становилось русское войско, тем слабее становилась французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, народный патриотизм, «дух войска» делают армию непобедимой.
А Наполеон был обречен на поражение, поскольку он не был выразителем «совокупности воль» французского народа, его армия шла вперед, подчиняясь приказу, не имея морального стимула. Поэтому в самый трудный момент она дрогнула.
Роман «Война и мир» не только исторический, но еще и философский. В нем Толстой выражает свое мнение о закономерности исторических явлений. Писатель придерживается фаталистического взгляда на ход истории, он считает, что все события предопределены заранее, а мы, по Толстому, ее не ощущаем. Я не согласен с этим подходом писателя: правое дело рано или поздно обязательно победит, но только в том случае, если каждый из нас сделает для этого хоть что-то.
Заслуга Толстого как автора романа-эпопеи состоит в том, что он первый так глубоко раскрыл и так убедительно ярко осветил великую роль народных масс в исторических событиях, в жизни русского государства и общества. Понимание народа как решающей силы в борьбе с внешними захватчиками дало Толстому право сделать народ подлинным героем своей эпопеи. Писатель был убежден, что «причина нашего торжества была не случайной, но она лежала в сущности характера русского народа и войска».
Высшая нравственность в народе.
Ужасно трудно описать характер народа – жизнь.
Л.Н.Толстой.
«Мысль народная» определяет в «Войне не только исторические и художественные основы произведения, но и философские его темы. Народ в романе Толстого – категория не только и не столько социальная, сколько нравственная. Народ – это и солдаты, и Тихон Щербатый, и Наташа Ростова, и Кутузов, и Пьер, и Платон Каратаев, и князь Андрей. Для всех их характерно общее чувство, которое Толстой называет «скрытой теплотой патриотизма». «И благо тому народу, - говорит писатель, - который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и, перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуты испытаний, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувства оскорбления и мести не заменятся презрением и жалостью».
Так, на борьбу с Наполеоном, вторгшимся в пределы России, поднялся весь народ. Действия русских людей проистекали из единства их интересов. Говоря о народе и его подвиге в Отечественной войне, Толстой имел в виду, что чувство патриотизма и ненависти к захватчикам охватило все социальные слои без исключения. «Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли… происходило то же самое, что и в Москве: богатые уходили, оставляя свое имущество, бедные уничтожали все, что могло быть полезно врагам. Для русских людей не было вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов. Под управлением французов нельзя было быть».
Главной и решающей силой, уничтожившей орды Бонапарта, был «простой русский мужик: ополченцы, с говором и хохотом работавшие на кургане под Бородином, солдаты армии, жители деревень и городов, уходившие в партизаны и громившие врага».
В Смоленске, по мнению Толстого, русские солдаты в первый раз по-настоящему дрались за свою родную землю. И именно здесь проявился впервые в этой войне тот великий дух войска, который потом помог одержать огромную – и прежде всего моральную – победу на Бородинском поле.
«Скрытая теплота патриотизма», которая была во всех защитниках отечества, помогала им переносить трудности войны. Положение солдат было крайне тяжелым: «на сто тысяч войска насчитывалось малым числом двадцать тысяч раненых, оказать помощь которым было почти невозможно». Каждую минуту жизнь солдат подвергалась опасности. Но, несмотря на это, они «подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством». И «войска стояли твердо на своих местах, и французы не стали атаковать более».
Воплощением этого мужества, стойкости и героизма был для Толстого Тихон Щербатый. В этом образе воплощен дух народа-мстителя, сила и смекалка, ловкость и удаль русского крестьянина, который с топором в руках идет не потому, что его кто-то понуждает, не под влиянием красивой фразы, а под воздействием истинно патриотического чувства гнева и ненависти к врагу. Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким. Французы для него не люди, а враги, и только враги.
Мы еще не видим Тихона, но образ его уже появляется в том, как говорят о нем товарищи по оружию, в их грубоватых словах чувствуются восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «Эка шельма», «Ну, ловок», «Экая бестия». Движения его ловки и быстры: в первый раз мы видим его бегущим, наблюдаем, как он «бултыхнулся в речку», «выбрался на четвереньках», «побежал дальше». Он весь в движении, в порыве, в действии. Его речь динамична, она отличается краткостью, лаконизмом, скрытым юмором: «Один и навернись…Я его таким манером и сгреб…Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня со шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами…». Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах отличают Тихона Щербатого. Он был не только самым полезным и храбрым человеком, но и «шутом всех казаков, гусаров, и сам охотно поддавался этому чину».
Создавая образ народа-мстителя, Толстой показывает не только ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и великий гуманизм. Недаром после всего того, что Пьер видел на Бородинском поле, солдаты и ополченцы представлялись ему «со своими простыми, твердыми лицами». В характере Щербатого воплощены «простота, добро и правда» - те высокие качества, которыми отличаются и отдельные герои «Войны и мира», и собирательный образ народа.
В крестьянстве Толстой видел мир, сближение с которым может оздоровить человека из привилегированных классов. И в своем романе писатель освещает крестьянство не с классовой, а с морально-психологической стороны. Образ Каратаева должен был наиболее полно воплотить все лучшие черты русского крестьянства, как его понимал Толстой. Пьер Безухов встречается с Платоном Каратаевым в исключительно тяжелых условиях, в бараке для военнопленных. «Он [Пьер] чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь не в его власти». В этот момент душевной катастрофы и происходит его встреча с Платоном. Первое впечатление от Каратаева было впечатление благообразия и простоты, своеобразной душевной гармонии. При первом же вопросе Каратаева к Пьеру «такое выражение ласки было в его певучем голосе, что … у Пьера задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». Когда он на другой день увидел Каратаева, «первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне. Он восхищался Каратаевым».
У Платона Каратаева личное, индивидуальное заслонено «роевым», слитностью с крестьянским миром. Еще одна характерная черта Платона, непротивленство злу, подчеркнута характером пословиц и поговорок, которыми полна его речь: «Рок головы ищет», «Не нашим умом, а божьим судом», «Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».
В образе Каратаева Толстой хотел воплотить черты идеализируемого им патриархального крестьянства. Его принципом было «жить по-божьи, творя любовь и добро».
Мне симпатичен образ Платона Каратаева, потому что он как никто другой может успокоить и «помочь жить».
Каждый из них (и Каратаев, и Тушин, и Тимохин, и Щербатый, и многие другие) по-своему любил свою родину и противостоял захватчикам. Они были едины в своем стремлении к свободе, и это для них было самое святое. Вот величайшее проявление необыкновенной стойкости, выносливости, духовной и нравственной силы русского народа.
«Решилась Расея» – вот нравственная и философская идея «мысли народной» в романе Толстого «Война и мир».
Заканчивая размышления о «Войне и мире», мне хотелось бы заметить, что глубина любого мотива, образа в романе воистину небывалая и неповторимая. Недаром Флобер, прочитав «Войну и мир» на французском языке, воскликнул о Толстом: «Это Шекспир, это Шекспир!». Но мне кажется, что даже подобное сравнение не исчерпывает всех достоинств гениального Толстого.
«Анна Каренина»: нравственные проблемы.
Кто хочет узнать какой-нибудь народ, тот должен в первую очередь изучить его в семейном, домашнем быту.
В.Г.Белинский
В шестидесятые годы девятнадцатого века в России происходили существенные изменения, оказавшие огромное влияние на бытовые и семейные отношения. Это очень волновало Л.Н.Толстого. И он написал роман о повседневной жизни дворян и чиновничества, в котором, в отличие от «Войны и мира», главной идеей стала «мысль семейная».
Уже первой фразой («Все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастные семьи несчастливы по-своему») Толстой подчеркивает, что рассказ пойдет о семейных взаимоотношениях, о том, как были счастливы и несчастливы Щербацкие, Каренины, Левины. Как же сложилась их жизнь?
Анна Аркадьевна и Алексей Александрович Каренины жили спокойно. Каренин – царский чиновник, за которого Анну выдали замуж совсем девочкой. Он «отдал жене все то чувство, на которое был способен». Однако он был холоден, и «каждая минута в его жизни была занята и распределена». Внешне все было благополучно в этом доме. Анна обожала сына Сережу, вела светский образ жизни, и, казалось, ничто не нарушит покоя этой семьи. Но неожиданно в их жизнь врывается граф Вронский, который переворачивает все. Анна, цельная и непосредственная натура, полюбила его всем сердцем. Она пожертвовала ради него всем, чем имела, и от него ждала того же. А он вскоре охладел к ней. И Анна это мгновенно почувствовала. Вспомним ее слова: «Я хочу любви, а ее нет…». Когда Анна явно обнаружила охлаждение Вронского, она решила, что все для нее кончено. «Всё неправда, всё ложь, всё обман, всё зло…» - таков итог, к которому она пришла накануне смерти. Конечно, это трагедия. Толстой понимает это. Но он не осуждает Анну за то, что она искренне полюбила Вронского и даже за то, что она бросила вызов обществу. Писатель возмущен тем, что ради личного счастья Анна посмела разрушить семью.
В этом я не согласен с Толстым, человек должен стремиться к своему счастью, а Анна с Карениным счастлива не была. Казалось бы, Каренин – положительный герой, в нем все хорошо и правильно, даже слишком правильно. Но душевной теплоты от него не исходило, поэтому в конце романа мы не сожалеем о расставании с этим персонажем. Вся суть Каренина в том, что «всю свою жизнь Алексей Александрович прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражением жизни. И каждый раз, когда он сталкивался с самой жизнью, он отстранялся от нее». Его философия заключается в соблюдении «внешних правил приличия»: узнав об измене Анны, он был более всего озабочен тем, что нарушался привычный распорядок его жизни и волновался о том, чтобы семейная драма не стала предметом светских сплетен, которые могли бы вредно повлиять на его служебную карьеру. «Так! но я требую соблюдения внешних условий приличия до тех пор, - голос Каренина задрожал, - пока я приму меры, обеспечивающие мою честь, и сообщу их вам». Но какие меры против живой жизни, против искреннего чувства большой любви, охватившего Анну, - какие меры мог предпринять этот сухой, холодный человек с тусклыми, неподвижными глазами и тонким бесстрастным голосом? Страдая, Каренин почти не способен был к состраданию. «Переноситься мыслью и чувством в другое существо было душевное действие, чуждое Алексею Александровичу, - говорит Толстой. – Он считал это душевное действие вредным и опасным фантазерством. О какой нравственности может идти речь, если человек думает в первую очередь о своей показной чести?!
Мне кажется, что вся суть сюжетной линии Анна – Каренин – Вронский выражена в эпиграфе к роману: «Мне отмщение, и аз воздам». И сегодня этот эпиграф трактуется разными критиками по-разному.
Профессор Н.Н.Гусев считает, что в финале романа Толстой не осуждает, а оправдывает Анну Каренину. Её самоубийство, пишет он, «получает нравственный характер: она уходит из жизни, чтобы распутать тот сложный клубок противоречий, в котором запуталась ее жизнь, жизни Каренина и Вронского. И умирает она в приподнятом настроении, с мыслью о том, что она не гадка, а жалка и прекрасна».
В.В.Вересаев понял смысл эпиграфа иначе. В своей книге «Живая жизнь» он говорит: «Если бы Анна чисто и честно отдалась этой силе, перед ней бы раскрылась новая, цельная жизнь. Но Анна испугалась мелким страхом перед человеческим осуждением, перед потерею своего положения в свете. И глубокое ясное чувство загрязнилось ложью, превратилось в запретное наслаждение, стало мелким и мутным».
В 1906 году две гимназистки направили Толстому письмо, где предложили свое толкование эпиграфа. «Мы думали, - писали они, - что смысл эпиграфа состоит в том, что человек, нарушивший нравственные правила, будет наказан. И Толстой ответил им коротко: «Вы правы».
Теперь о любимом герое Толстого. О внешности Левина Толстой сообщает очень мало, но он обращает внимание на следующие детали: «гимнаст, поднимающий одной рукой пять пудов», «скотовод, охотник», «в углу его кабинета стояли две пудовые гири», «первый русский конькобежец», «он сам косил». В начале романа Левину тридцать два года.
Интересы Левина разнообразны. Взгляды нашего героя прогрессивны: он поддерживает крестьянскую реформу 1861 года. «Странный помещик», каким представляется людям его среды Константин Левин, он мечтает о том, чтобы наступили «вместо бедности – общее богатство, вместо вражды – согласие интересов». Всего этого можно достигнуть упорнейшим трудом – такова основная мысль Левина.
Я считаю, что Левин в «Анне Карениной», как и Каратаев в «Войне и мире», - лирический герои Толстого. И действительно, эти персонажи во многом похожи: они оба придерживаются основной концепции Толстого – непротивления злу. Кроме того, Леви придерживается идеи единения с крестьянством (вспомним Пьера Безухова). Его идеал – патриархально-усадебный уклад, деревенская жизнь помещика в условиях сближения с крестьянством. Левин настолько убежден в спасительности этого пути, что одно время даже думает о женитьбе на крестьянке, мечтая путем «опрощения» воспринять первобытный народный дух и найти здоровую основу для деятельности.
Но Левин раскрыт в романе не только как мыслящий помещик. Это человек большой души, чуткой совести и безукоризненной моральной чистоты. Своего любимого героя автор наделяет высоконравственными качествами, которые так ярко проявляются в его светлой, чистой любви к Кити, как и вообще в его взглядах на женщину и семью.
Идейный путь Левина с большой правдивостью и точностью отразил эволюцию сознания самого писателя в годы работы над романом. В раздумьях своего героя писатель выражал свои собственные тревожные мысли о судьбе дворянства, о путях развития России.
Искренность как высшая форма нравственности.
Чем меньше имело значения мнение людей, тем сильнее чувствовался бог.
Л.Н.Толстой
«Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость, - писал Толстой. – Только эта цель – радость – вполне достойна жизни. Отречение, крест, отдать жизнь – все это для радости». «Толстой, - вспоминал А. Кони, - говорил, что человек обязан быть счастлив, как обязан быть чистоплотным».
Истина, добро и правда были для писателя неотделимыми сторонами единой сущности. В своих лучших произведениях, утверждая нравственные ценности, писатель никогда не морализировал, а доказывал их необходимость для человека.
В «Отце Сергии» Толстой показывает жизнь человека, хотя и направляемую идеалом, гораздо более высоким, чем идеал «легкой, приятной и приличной жизни», но все же ошибочным. Основным стимулом всех поступков героя было честолюбие, он всегда стремился «во всех делах, представлявшихся ему на пути, достигать совершенства и успеха, вызывающего похвалы и удивление людей».
Оставив блестящий гвардейский полк, чтобы уйти в монастырь, он изменил даже имя, в самой своей сущности оставаясь в то же время тем же тщеславным человеком. Он «радовался тем восхвалениям, которыми окружали его», умилялся себе. А всякая ориентация на чужое мнение, желание славы, похвалы, одобрения, по наблюдениям Толстого, разрушительна для того чувства и дела, которыми человек гордится, они перестают быть духовно значимыми для него.
Иначе говоря, самой большой ошибкой жизненного пути отца Сергия была неискренность по отношению к другим и к самому себе. Наш герой поставил перед собой цель, но добивался на самом деле не ее. Гордость и тщеславие приняли у него парадоксальную форму стремления к смирению. Он оказывается в неразрешимом положении: чем сильнее, упорнее он преследует свою иллюзорную цель, тем дальше он уходит от истинной цели, тем все более попадает в «тот ложный круг, при котором смирение оказывается гордыней».
Почему так получилось? Почему, несмотря ни на что, отец Сергий испытывает тревогу и неудовлетворенность? Потому что вся его жизнь – фальшь. Он обманывал себя, пытаясь доказать самому себе, что он лучше всех. Позже наш герой осознал и эту проблему, но попытки и ее решения только усугубили его страдания. Отсутствие искренности – вот ключ к его проблемам.
Но в конце своего жизненного пути отец Сергий, прошедший долгий и трудный путь, добившийся блестящих успехов и в светской, и в монашеской карьере, находит истину благодаря незаметной, внешне совершенно, казалось бы, «ничтожной женщине». Оказывается, что жалкая, робкая Пашенька, которую отец Сергий знал еще в детстве, жила подлинной жизнью и могла научить и спасти от отчаяния того, кто долгие годы учил и наставлял сотни людей. Она была одна из тех «тысяч безвестных, самых лучших, как все безвестное, женщин, утешительниц пьяных, слабых, развратных людей, тех, для которых нужнее, чем кому-нибудь, утешения любви».
Обыкновенной, ничем не примечательной была жизнь этой женщины, отданной семье. Пашенька, никогда не задумываясь о своем «значении», просто жила помогла, утешала и служила людям, с которыми ее связала судьба. И отец Сергий признается: «Пашенька – именно то, чем я должен был быть и чем я не был… Да, одно доброе дело, чашка воды, поданная без мысли о награде, дороже облагодетельствованных мною вещей для людей».
Все близкое к естественному, природному началу было высшим выражением истины для Толстого. Вот почему именно в Пашеньке, вся жизнь которой – бесконечное служение людям, находит свое спасение «заблудший, гордый грешник» – отец Сергий.
В рассказе «После бала» Толстой развивает мысль о том, что искренность и нравственность – самые важные критерии оценки человека. Это произведение было написано в последние годы жизни великого писателя. В нем рассказано о действительном событии, о котором Толстой узнал, когда был студентом в Казани. Его брат, Сергей Николаевич, влюбился в дочь местного военоначальника и мечтал о женитьбе. Но однажды совершенно случайно он стал свидетелем экзекуции, которой руководил отец его невесты, полковник. Он увидел, как провинившегося солдата гонят сквозь строй и под грохот барабанов бьют по спине. Бравый полковник накануне вечером весело танцевал мазурку на балу с красавицей дочерью, а рано утром отправился на плац и хладнокровно распоряжался истязанием солдата. Ему не приходило в голову, что он палач и мучитель. Не теряя присутствия духа, он спокойно «засекал этого солдата до смерти и возвращался отобедать в семью».
Держать правой рукой в замшевой перчатке за талию свою дочь во время мазурки и бить той же рукой в замшевой перчатке по лицу солдата, сбившегося с ритма наказания палками, - для Петра Владиславовича не имеет особой разницы. В сознании Ивана Васильевича, рассказчика, облик полковника раздваивается, приобретая чуть ли не инфернальный, дьявольский смысл. Разрозненные детали портрета и жесты вдруг сливаются воедино, являя взору леденящий душу образ Петра Владиславовича. Нежный поцелуй в лоб дочери после танца и подчеркнутое портретное сходство с Николаем I живо обнажают смысл этого общеизвестного иудиного жеста. А красивая, статная, высокая фигура полковника, его румяное лицо, белые усы и бакенбарды, «ласковая радостная улыбка… в его блестящих глазах и губах» – эти портретные детали Петра Владиславовича не только переходят из сцены бала в эпизод экзекуции, но и неожиданно повторяются в ангельском, «бестелесном» облике его дочери Вареньки: «высокая, стройная, грациозная и величественная», во всем белом и опять-таки с «сияющим, зарумянившимся лицом и ласковыми, милыми глазами». Недаром, когда Ивану Васильевичу впоследствии приходилось видеть улыбку на лице Вареньки, он «сейчас же вспоминал полковника на площади», и ему «становилось как-то неловко и неприятно».
По ходу развертывания сюжета ангельское и иудино начинают противоестественно просвечивать друг через друга в обликах и Петра Владиславовича, и Вареньки, обнажая «оборотническую» природу современной Толстому жизни.
В заключение мне хотелось бы сказать, что в каждом произведении Толстой выражает свои философские взгляды на ту или иную проблему. Мы можем соглашаться или не соглашаться с писателем. Но, как сказал М.А. Шолохов, «Лев Толстой навсегда останется в русской и мировой литературе величавой, недосягаемой вершиной». Кроме того, в наследии Толстого есть то, что не отошло в прошлое, то, что принадлежит настоящему и будущему – ведь его произведения помогают нам понять суть проблем, которые существовали и будут существовать.
Талант Толстого многогранен – он пытался осветить и социальные, и философские, и политические, и нравственные стороны жизни. Но самое главное – писатель помогает нам найти свой путь в жизни.
«Истина где-то рядом,» - вот главная философская мысль Толстого. И в своих произведениях он указывает нам дорогу к ней.
Список литературы.
1. К.Н. Ломунов. «Лев Толстой. Очерк жизни и творчества»
2. З.С. Шепелева. «Лев Николаевич Толстой. Краткий очерк жизни и творчества»
3. М.Б. Храпченко. Комментарии к собранию сочинений Л.Н.Толстого
4. А.А. Сабуров. ««Война и мир» Л.Н.Толстого»
5. С. Бочаров. «Роман Толстого «Война и мир»»
6. М. Мотылева. ««Война и мир» за рубежом»
7. А.В. Чичерин. «Возникновение романа-эпопеи»
8. Т.Г. Браже. «Целостное изучение эпического произведения»
9. П. Чирков. ««Война и мир» Толстого как художествен-
ное целое».