Гиппиус Зинаида Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ: Поэтесса, литературный критик, прозаик, публицист, драматург. Родилась в г. Белев Тульской губернии. Семья Гиппиус ведет начало от немца Адольфуса фон Гингста, изменившего фамилию на фон Гиппиус и обосновавшегося в Москве в XVI в.

Годы жизни: 20.11.1869 - 09.09.1945

З.Н. Гиппиус. Фото

(Псевдоним — Антон Крайний и др.; в замужестве Мережковская). Поэтесса, литературный критик, прозаик, публицист, драматург. Родилась в г. Белев Тульской губернии. Семья Гиппиус ведет начало от немца Адольфуса фон Гингста, изменившего фамилию на фон Гиппиус и обосновавшегося в Москве в XVI в., где в Немецкой слободе им был открыт первый книжный магазин. Отец Гиппиус служил по судебному ведомству.

Мать — сибирячка, дочь екатеринбургского полицеймейстера. Кроме Зинаиды в семье были еще три младшие сестры. После смерти отца (умер от туберкулеза в 1881 г.) мать с детьми переезжает в Москву, а затем, в связи с болезнью сестер, сперва в Крым, а в 1885 г. к брату в Тифлис (Тбилиси). Гиппиус получила бессистемное домашнее образование. Обучение в Киевском женском институте (1877—1878) и классической гимназии Фишера в Москве (1882) из-за невозможности разлуки с отцом и болезни Гиппиус довольно быстро прервалось. Стихи будущая поэтесса стала писать с семи лет. Летом 1888 г. в Боржоми (Закавказье) она познакомилась с 23-летним столичным поэтом Д. С. Мережковским.

8 января 1889 г. в Тифлисе Гиппиус была обвенчана с Мережковским. С ним она прожила 52 года. В этом же году Гиппиус переезжает в Петербург. Здесь она знакомится с такими известными писателями, как Я. Полонский, А. Майков, Д. Григорович, А. Плещеев, П. Вейнберг, сближается с молодым поэтом Н. Минским и редакцией Северного вестника, критиком и душой которого был А. Волынский. С этим журналом, ориентировавшимся на новое направление от позитивизма к идеализму, связаны первые литературные опыты писательницы. В это же время она входит в деловые контакты с редакторами многих столичных журналов, слушает публичные лекции, посещает литературные вечера.

В это время у нее совместно с Мережковским начинают оформляться идеи свободы, метафизики любви и неорелигиозных воззрений. К началу века духовно-религиозный максимализм Мережковских, осознание своей провиденциальной роли не только в судьбе России, но и в судьбе человечества на началах любви и свободы достигает социального апогея. Гиппиус в статье Хлеб жизни (1901) писала: Пусть же будет у нас чувство обязанности по отношению к плоти, к жизни, и предчувствие свободы — к духу, к религии. Когда жизнь и религия действительно сойдутся, станут как бы одно — наше чувство долга неизбежно коснется и религии, слившись с предчувствием Свободы; (...) которую обещал нам Сын Человеческий: Я пришел сделать вас свободными.

В 1899—1901 гг. Гиппиус сближается с кружком С. П. Дягилева, органом которого становится журнал Мир искусства. В этом журнале Гиппиус публикует свои первые литературно-критические статьи. Свои произведения Гиппиус часто подписывает разными, но непременно мужскими псев-донимами — Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер, В. Витовт.

Осенью 1899 г. у Мережковских возникает идея обновления (как им казалось) во многом себя исчерпавшего христианства; для осуществления задуманного необходимо было создание новой церкви. Стремление услышать живой голос церкви и попытка привлечь представителей официального клира к идее их нового религиозного сознания подтолкнули Гиппиус к замыслу организации Религиозно-философских собраний (1901—1903). Гиппиус принадлежит и идея создания своего журнала Новый путь (1903—1904), в котором наряду с разнообразными материалами о возрождении жизни, литературы и искусства через религиозное творчество печатались и отчеты Собраний. Вынужденное (из-за отсутствия средств) закрытие Нового пути и события 1905 г. значительно изменили жизнь Мережковских. Они все больше уходят от живого и реального дела в узкий домашний круг строительства новой церкви.

К 1905 г. относится и создание знаменитого троебратства: Д. и 3. Мережковские — Д. В. Философов; совместное существование которого продолжалось 15 лет. Нередко основные идеи и внезапные догадки, по словам Гиппиус исходящие из триумвирата, инициировались самой поэтессой. В марте 1906 г. триумвират на два с лишним года покидает Россию, обосновавшись в Париже. С осени 1908 г. Мережковские вновь принимают активное участие в возобновленных в Петербурге (с 1907 г.) Религиозно-философских собраниях, преобразованных в Религиозно-философское общество. Однако теперь диалог Собраний проходил не между представителями интеллигенции и церкви, а внутри самой интеллигенции. Вместе с Блоком, Вяч. Ивановым, Розановым и другими они обсуждают там актуальные проблемы своего времени.

1900—1917 гг. были годами наиболее плодотворной литературно-публицистической и практической деятельности Гиппиус во имя воплощения идеи Третьего Завета, грядущей Богочеловеческой теократии, во имя самого Главного. Соединение христианской и языческой святости для достижения последней вселенской религии являлось заветной мечтой Мережковских. Принцип внешнего разделения с существующей церковью и внутренний союз с нею были положены в основу их новой церкви.

Свой путь писателя Гиппиус начала как поэт. Два ее первых, еще подражательных, полудетских стихотворения были напечатаны в Северном вестнике (1888), вокруг которого группировались петербургские символисты старшего поколения. Ранние стихи Гиппиус отражали общую ситуацию пессимизма и меланхолии 1880-х гг. Молодое поколение было увлечено поэзией Надсона, и Гиппиус вместе с Минским, Бальмонтом и Мережковским не была здесь исключением. Первый романтическо-подражательный этап творчества Гиппиус 1889—1892 гг. совпал со временем становления раннего русского символизма и стал для Гиппиус периодом поисков собственного литературного лица. В журналах Северный вестник, Вестник Европы, Русская мысль и других она печатает рассказы, романы (Без талисмана, Победители, Мелкие волны) и реже — стихи. Первой заметной публикацией в прозе стал ее небольшой рассказ Простая жизнь, появившийся в Вестнике Европы в 1890 г. с небольшими купюрами и под измененным редактором названием Злосчастная. Если стихи Гиппиус писала как бы интимно и для себя и творила их, по ее словам, словно молитву, то в прозе она сознательно ориентировалась на общий эстетический вкус. В этом проявилась характерная для Гиппиус яркая двойственность ее личности.

После появления программной работы Мережковского О причине упадка и о новых течениях современной русской литературы (1892) творчество Гиппиус приобретает отчетливый символический характер. Первые сборники рассказов Гиппиус Новые люди (1896; 1907) и Зеркала (1898) показывали людей символистского типа. Раскованный максимализм новых людей, ставящих перед собой задачи поиска новой красоты и духовного преображения человека, вызвал раздражение и резкое неприятие со стороны либерально-народнической критики.

Влияние Достоевского прослеживается во многих произведениях Гиппиус, в том числе и в романе Роман-царевич (1912), по своему сюжету близкому Бесам.

Третья книга рассказов (1902) Гиппиус вызвала наибольший резонанс в критике. Говорили о ее болезненной странности, мистическом тумане, головном мистицизме. Основная идея книги — раскрытие концепции метафизики любви на фоне духовных сумерек людей (Сумерки духа, 1899), еще не способных ее осознать.

Следующая книга рассказов Гиппиус Алый меч (1906) освещает метафизику автора уже в свете неохристианской тематики.

Пятый сборник рассказов Черное по белому (1908) собрал произведения Гиппиус 1903—1906 гг. В касательной, туманно-импрессионистической манере в нем затрагивались темы подлинного и мнимого достоинства личности (На веревках), темы любви и пола (Влюбленные, Вечная женскость, Двое-один), не без влияния Достоевского был написан рассказ Иван Иванович и черт.

Последний сборник рассказов Лунные муравьи (1912) повествует о фундаментальных философских основах бытия и религии (Он — белый, Земля и Бог, Они похожи). Этот сборник, по мнению Гиппиус, вобрал в себя лучшие рассказы из тех, которые она написала.

В 1911 г. Гиппиус публикует роман-трилогию: 1-я часть—Чертова кукла; 2-я часть — Очарование истины — закончена не была; 3-я часть — Роман-царевич (отдельное издание в 1913 г.). Роман, по замыслу писательницы, должен был обнажить вечные, глубокие корни реакции в общественной жизни, собрать черты душевной мертвенности в одном человеке. Роман вызвал острые споры и в целом негативную реакцию критики за клевету на революцию и за слабое художественное воплощение.

Гиппиус заявила о себе и как драматург — Святая кровь (1900; вошла в 3-ю книгу рассказов); Маков цвет (1908; совместно с Мережковским и Философовым) — отклик на события революции 1905— 1907 гг. Драма Зеленое кольцо (1916), поставленная Вс. Мейерхольдом в Александрийском театре (1915), оказалась самой удачной. Гиппиус посвятила ее молодым, зеленым людям завтра.

Наиболее ценная часть художественного наследия Гиппиус представлена ее пятью стихотворными сборниками: Собрание стихов 1889—1903 гг. (1904); Собрание стихов. Книга вторая. 1903—1909 (1910); Последние стихи. 1914—1918 (1918); Стихи. Дневник. 1911—1921 (Берлин, 1922); Сияния (Париж, 1938).

Множество стихотворений, рассказов, статей посвящено Гиппиус теме любви: Критика любви (1901), Влюбленность (1904), Любовь и мысль (1925), О любви (1925), Вторая любовь (1927), Арифметика любви (1931). Замечательное стихотворение Гиппиус о любви — Любовь одна (1896) было переведено Райнер-Мария Рильке на немецкий язык. Во многом следуя за концепцией любви В. С. Соловьева и отделяя влюбленность от желания, Гиппиус поясняла, что влюбленность это — единственный знак оттуда, обещание чего-то, что, сбывшись, нас бы вполне удовлетворило в нашем душе-телесном существе.

Метафизика любви Гиппиус—это поиск гармонии, попытка соединить две бездны, небо и землю, дух и плоть, временное и вечное в одно единое целое.

24 декабря 1919 г. Мережковские (Гиппиус, Мережковский, Философов и В. Злобин) ночью навсегда покидают Петербург и Россию. После недолгого пребывания в Польше в 1920 г., разочаровавшись как в политике Пилсудского по отношению к большевикам (12 окт. 1920 г. между Польшей и Россией было подписано перемирие), так и в роли Б. В. Савинкова, приехавшего в Варшаву, чтобы обсудить с Мережковскими новую линию в борьбе с большевиками, 20 окт. 1920 г. Мережковские, расставшись с Философовым, навсегда уезжают во Францию. В Париже Гиппиус организует литературно-философское общество Зеленая Лампа (1927—1939), собиравшее представителей разных поколений эмигрантов и сыгравшее видную роль в интеллектуальной жизни первой волны эмиграции.

Собрания Зеленой Лампы проводились для избранных, на них приглашались только по предварительным спискам. На собраниях часто бывали И. А. Бунин с супругой, Б. К. Зайцев, Л. Шестов, Г. Федотов. В начале парижская квартира Мережковских описывается за неплатеж. В 1940 г. уходит из жизни когда-то близкий друг Философов, в конце 1941 г.— Мережковский, в 1942 г. — сестра Анна. Гиппиус тяжело переживает эти уходы. В последние годы жизни Гиппиус помимо мемуаров изредка пишет стихи и работает над большой поэмой Последний круг (опубликована 1972). Умерла в Париже; похоронена на русском кладбище в Сент-Женевьев-де Буа под Парижем.

Скачать архив с текстом документа