Гиппиус З.Н.

СОДЕРЖАНИЕ: Зинаида Гиппиус - одна из самых значительных писательниц XX века. Поэтесса, литературный критик, прозаик, публицист, драматург.

Зинаида Николаевна Гиппиус.

Псевдоним - Антон Крайний и др.; в замужестве Мережковская.

08 (20).XI.1869 - 09.IX.1945

Зинаида Гиппиус - одна из самых значительных писательниц XX века. Поэтесса, литературный критик, прозаик, публицист, драматург.

Из обрусевшей немецкой семьи (предки отца переселились в Россию в XVI в.); мать - родом из Сибири. Из-за частых переездов семьи (отец - юрист, занимал высокие должности) З. Гиппиус получила бессистемное домашнее образование, посещала учебные заведения урывками. С детских лет была занята в основном писанием стихов и тайных дневников, увлекалась музыкой, живописью, а еще больше - верховой ездой. В 1889 г. вышла замуж за Д. Мережковского, с которым не разлучаясь ни на один день прожила 52 года.

Вместе с мужем переехала в Петербург, и вскоре супруги Мережковские заняли очень заметное место в литературном мире. Здесь она знакомится с такими известными писателями, как Я. Полонский, А. Майков, Д. Григорович, А. Плещеев, П. Вейнберг, сближается с молодым поэтом Н. Минским.

В это время у нее совместно с Мережковским начинают оформляться идеи свободы, метафизики любви и неорелигиозных воззрений. К началу века духовно-религиозный максимализм Мережковских, осознание своей провиденциальной роли не только в судьбе России, но и в судьбе человечества на началах любви и свободы достигает социального апогея. Гиппиус в статье Хлеб жизни (1901) писала: Пусть же будет у нас чувство обязанности по отношению к плоти, к жизни, и предчувствие свободы - к духу, к религии. Когда жизнь и религия действительно сойдутся, станут как бы одно - наше чувство долга неизбежно коснется и религии, слившись с предчувствием Свободы; (...) которую обещал нам Сын Человеческий: Я пришел сделать вас свободными.

Гиппиус сотрудничает с журналами Северный вестник, Мир искусства, является фактически соредактором религиозно-философского издания Новый путь. В журнале Мир искусства Гиппиус публикует свои первые литературно-критические статьи. Свои произведения Гиппиус часто подписывает разными, но непременно мужскими псевдонимами - Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер, В. Витовт.

Свой путь писателя Гиппиус начала как поэт. Два ее первых, еще подражательных, полудетских стихотворения были напечатаны в Северном вестнике (1888), вокруг которого группировались петербургские символисты старшего поколения. Ранние стихи Гиппиус отражали общую ситуацию пессимизма и меланхолии 1880-х гг.

Первый романтическо-подражательный этап творчества Гиппиус 1889-1892 гг. совпал со временем становления раннего русского символизма и стал для Гиппиус периодом поисков собственного литературного лица. В журналах Северный вестник, Вестник Европы, Русская мысль и других она печатает рассказы, романы (Без талисмана, Победители, Мелкие волны) и реже - стихи.

Первой заметной публикацией в прозе стал ее небольшой рассказ Простая жизнь, появившийся в Вестнике Европы в 1890 г. с небольшими купюрами и под измененным редактором названием Злосчастная. Если стихи Гиппиус писала как бы интимно и для себя и творила их, по ее словам, словно молитву, то в прозе она сознательно ориентировалась на общий эстетический вкус. В этом проявилась характерная для Гиппиус яркая двойственность ее личности.

В 1904 г. выходит ее Собрание стихов. 1889-1903, многие произведения, вошедшие в книгу, к тому времени уже получили скандальную известность: Люблю я себя, как Бога, Мне нужно то, чего нет на свете.

Через шесть лет вышла вторая книга, включающая стихи 1902-1909 гг., объединенная с предыдущей постоянством тем и образов: противоречие между готовностью к христианскому смирению и жажда самоутверждения; желание высказать несказанные движения души и невозможность найти здешние слова для стихов-молитв.

1900-1917 гг. были годами наиболее плодотворной литературно-публицистической и практической деятельности Гиппиус во имя воплощения идеи Третьего Завета, грядущей Богочеловеческой теократии, во имя самого Главного. Соединение христианской и языческой святости для достижения последней вселенской религии являлось заветной мечтой Мережковских. Принцип внешнего разделения с существующей церковью и внутренний союз с нею были положены в основу их новой церкви.

После появления программной работы Мережковского О причине упадка и о новых течениях современной русской литературы (1892) творчество Гиппиус приобретает отчетливый символический характер. Первые сборники рассказов Гиппиус Новые люди (1896; 1907) и Зеркала (1898) показывали людей символистского типа. Раскованный максимализм новых людей, ставящих перед собой задачи поиска новой красоты и духовного преображения человека, вызвал раздражение и резкое неприятие со стороны либерально-народнической критики.

Влияние Достоевского прослеживается во многих произведениях Гиппиус, в том числе и в романе Роман-царевич (1912), по своему сюжету близкому Бесам.

Третья книга рассказов (1902) Гиппиус вызвала наибольший резонанс в критике. Говорили о ее болезненной странности, мистическом тумане, головном мистицизме. Основная идея книги - раскрытие концепции метафизики любви на фоне духовных сумерек людей (Сумерки духа, 1899), еще не способных ее осознать.

Следующая книга рассказов Гиппиус Алый меч (1906) освещает метафизику автора уже в свете неохристианской тематики.

Пятый сборник рассказов Черное по белому (1908) собрал произведения Гиппиус 1903?1906 гг. В касательной, туманно-импрессионистической манере в нем затрагивались темы подлинного и мнимого достоинства личности (На веревках), темы любви и пола (Влюбленные, Вечная женскость, Двое-один), не без влияния Достоевского был написан рассказ Иван Иванович и черт.

Последний сборник рассказов Лунные муравьи (1912) повествует о фундаментальных философских основах бытия и религии (Он - белый, Земля и Бог, Они похожи). Этот сборник, по мнению Гиппиус, вобрал в себя лучшие рассказы из тех, которые она написала.

В 1911 г. Гиппиус публикует роман-трилогию: 1-я часть - Чертова кукла; 2-я - Очарование истины - закончена не была; 3-я - Роман-царевич (отдельное издание в 1913 г.). Роман, по замыслу писательницы, должен был обнажить вечные, глубокие корни реакции в общественной жизни, собрать черты душевной мертвенности в одном человеке.

Гиппиус заявила о себе и как драматург - Святая кровь (1900); Маков цвет (1908; совместно с Мережковским и Философовым) - отклик на события революции 1905- 1907 гг.

Множество стихотворений, рассказов, статей посвящено Гиппиус теме любви: Критика любви (1901), Влюбленность (1904), Любовь и мысль (1925), О любви (1925), Вторая любовь (1927), Арифметика любви (1931).

Законодательница вкусов, острый и взыскательный критик, плодовитый прозаик, утонченная поэтесса, хозяйка литературного салона, декадентская мадонна, вдохновительница религиозно-философских собраний, совопросница А. Блока, преданный друг Мережковского и Философова, ? без яркой и экстравагантной фигуры Зинаиды Гиппиус нельзя представить ни литературной жизни Петербурга рубежа веков, ни парижской жизни русской эмиграции 20-40-х.

Скачать архив с текстом документа