Глинка Михаил Иванович
СОДЕРЖАНИЕ: Русский композитор, родился 20 мая 1804 г. в семье помещика в селе Новоспасском (ныне Ельнинского района Смоленской области). Основоположник русской классической музыки.Русский композитор, родился 20 мая 1804 г. в семье помещика в селе Новоспасском (ныне Ельнинского района Смоленской области). Основоположник русской классической музыки. С 1817 г. жил в Петербурге. Учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище (его гувернером был поэт, декабрист В.К.Кюхельбекер). Брал уроки игры на фортепиано у Дж.Филда и Ш.Майера, на скрипке - у Ф.Бема; позднее уился пению у Беллоли, теории композиции - у З.Дена.
В 20-е годы XIX в. пользовался известностью у петербургских любителей музыки как певец и пианист. В 1837 - 39 гг. капельмейстер Придворной певческой капеллы. Посетил Италию (1830 -33), Берлин (1833 -34, 1856 - 57), Париж (1844 - 45, 1852 - 54), Испанию (1845 - 47), Варшаву (1848, 1849 - 51). Овладение опытом отечественной и мировой музыкальной культуры, воздействие идей, распространившихся в период Отечественной войны 1812 г. и подготовки восстания декабристов, общение с выдающимися представителями литературы (А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов и др.), искусства, художественной критики способствовали расширению кругозора композитора и выработке новаторских эстетических основ его творчества. Народно-реалистическое по своей устремленности творчество Глинки оказало влияние на дальнейшее развитие русской музыки.
В 1836 г. на сцене петербургского Большого театра была посставлена героико-патриотическая опера Глинки Жизнь за царя (Иван Сусанин) по либретто Г.Ф.Розена. Глинка подчеркнул народное начало оперы, прославил крестьянина - патриота, величие характера, мужество и несгибаемую стойкость народа. В 1842 г. в том же театре состоялась премьера оперы Руслан и Людмила. В этом произведении красочные картины славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные русские национальные черты с восточными мотивами (отсюда ведет начало ориентализм в русской классической опере) Переосмыслив содержание шутливой, ироничной юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух и многогранную эмоционально богатую лирику.
Оперы Глинки заложили основу и наметили пути развития русской оперной классики. Жизнь за царя - народная музыкальная трагедия на исторический сюжет, с наряженным, действенным музыкально-драматическим развитием. Руслан и Людмила - волшебная опера-оратория с мерным чередованием широких и замкнутых вокально-симфонических сцен с преобладанием эпических, повествовательных элементов. Оперы Глинки утвердили мировое значение русской музыки. В области театральной музыки большую художественную ценность имеет музыка Глинки к трагедии Нестора Кукольника Князь Холмский (первая постановка 1841 г., Александринский театр, Петербург).
Музыкальное искусство Глинки характеризуют полнота и разносторонность охвата жизненных явлений, обобщенность и выпуклость художественных образов, совершенство архитектоники и общий светлый, жизнеутверждающий тонус. Его оркестровое письмо, сочетающее прозрачность и внушительность звучания, обладает яркой образностью, блеском и богатством красок. Мастерское владение оркестром разносторонне выразилось в сценической музыке (увертюра Руслана и Людмилы) и в симфонических пьесах.
Вальс - фантазия для оркестра (первоначально для фортепиано, 1839; оркестровые редакции 1845, 1856гг.) - первый классический образец русского симфонического вальса. Испанские увертюры - Арагонская хота (1845) и Ночь в Мадриде (1848, 2-я ред. 1851) - положили начало разработке испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыке. В скерцо для оркестра Камаринская (1848) синтезированы богатства русской народной музыки и высочайшие достижения профессиональнаго мастерства.
Гармоничностью мироощущения отмечена вокальная лирика Глинки. Многоликая по темам и формам, она включила, помимо русской песенности фундамента глинкинской мелодики, - также украинские, польские, финские, грузинские, испанские, итальянские мотивы, интонации, жанры. Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т.ч. Не пой, красавица, при мне, Я помню чудное мгновенье, В крови горит огонь желанья, Ночной зефир), Жуковского (балллада Ночной смотр), Баратынского (Не искушай меня без нужды), Кукольника (Сомнение и цикл из 12 романсов Прощание с Петербургом).
Глинка создал около 80-ти произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли и упражнения, хоры.
Основным творческим принципам Глинки сохраняли верность последующие поколения русских композиторов, обогащавшие национальный музыкальный стиль новым содержанием и новыми выразительными средствами. Под непосредственным влиянием Глинки - композитора и вокального педагога - сложилась русская вокальная школа.
Умер М.И.Глинка 3 февраля 1857 г. в Берлине.