Государственная система стандартизации Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ: Стандартизация как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, ее направления и значение. Система обозначения стандартов. Законы РФ в области стандартизации, их развитие и специфические черты.1. Роль и значение стандартизации
В науке, технике, экономике, и военном деле очень много повторяющихся задач, которые необходимо решать одинаково, независимо от того кем, где и когда решаются эти задачи. например :
- ширина колеи железной дороги;
- размеры и формы кирпича;
- состав и вкусовые свойства продукта;
- термины и их определения;
- порядок разработки изделий и постановки их на производство и многое другое.
Чтобы добиться однообразия необходима определенная деятельность – в нахождении решений для этих повторяющихся задач независимо от того, где они встречаются: в науке, технике или экономике. Деятельность эта должна основываться на современных достижениях науки и техники с тем, чтобы не просто упорядочить состояние дел в определенной области, а добиться оптимальной степени её упорядочения.
Такая деятельность называется стандартизацией.
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Что дает эта деятельность:
во-первых, повышает производительность труда, его эффективность и качество продукции, процессов и услуг;
во-вторых, сокращает время на разработку, производство продукции, процессов и услуг;
в-третьих, уменьшает материальные и трудовые затраты на разработку, производство и эксплуатацию продукции, процессов и услуг;
и последнее, повышает мобилизационную готовность промышленности.
Успехи человечества в этой области способствовали экономическому и научно-техническому прогрессу на всех ступенях цивилизации.
Стандартизацией человек занимается с древнейших времен. Например, письменность насчитывает по меньшей мере 6 тыс. лет и возникла согласно последним находкам в Шумере или Египте. Примером высокого развития стандартизации являются уже пирамиды Древнего Египта. Камни, применявшиеся для строительства пирамид, имели строго определенные размеры, без чего обеспечить правильную геометрическую форму пирамид и их долгую сохранность было бы невозможно.
Использование, стандартизации в Древнем Египте не ограничивалось только строительной техникой, при конструировании и изготовлении катапульт – боевых машин того времени – был применен способ относительных размеров. Этот способ основан на том предположении, что в любой машине существует главный параметр, а все остальные размеры связаны между собой и главным параметром некоторыми зависимостями. Так, для катапульты главным параметром являлся – длина стрелы, метаемой катапультой.
Знаки, пиктограммы и другие формы письма можно рассматривать как ранние примеры стандартизации. Цифры появились, по крайней мере, у вавилонян около 4 тыс. лет назад. Нотная запись является, можно сказать, древним нормализованным языком, появилась в Греции, вероятнее всего, около 200 г. до н.э.
Карты, содержащие символические обозначения городов и деревень, известны в Китае с 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.
Печатание отмечено в 1700–1600 годах до н.э. на глиняных дисках из дворца в Фесте.
Император Китая Цинь Шихуанди (около 2200 лет назад) для упрощения сбора налогов сделал все гири, меры и монеты одинаковыми. Он унифицировал написание иероглифов, установил одинаковыми длины осей у телег для обеспечения единой колеи на дорогах.
Искусство измерения известно было в Древнем Египте примерно 7 тыс. лет назад. В Египетских гробницах были найдены эталоны длины, на строительстве пирамид применялся «царский локоть» длиной около 52,6 см. В ХVIII веке до н.э. царь Хаммурапи издал закон, в котором были установлены и стандартизованы веса и меры.
Со временем развитие мер и весов сильно расширилось. Чем сложнее становились сделки и чем больше появлялось поддельных мер и гирь, тем всестороннее становились законы. Об этом говорилось и в библии «Да не преступишь ты закона с помощью неверного локтя, неверной гири, неверной меры. Верные весы, верные гири, верные сосуды, верные меры да будут с тобой». Упоминание о ранних системах весов мы находим и в скандинавской истории.
Множество примеров показывают, что меры объема были нормализованы рано. Например, римляне пользовались стандартной мерой конгиус, равняющейся шести секстариям (один секстарий приблизительно равен пинте ). Восемь конгиусов составляли одну амфору .
Измерение времени дает очень ранние примеры стандартизации и восходит, по меньшей мере, к вавилонянам. В Китае уже в V веке до н.э. был принят календарь, насчитывающий 365,25 дня. Наш календарь прослеживается до эпохи Цезаря (45 г. до н.э.), исправлен в 1581 г. при правлении папы Григория XIII.
В строительстве города Чатал-Гуют (6500 – 5700 годах до н.э.) были использованы кирпичи со стандартными размерами (8х16х32 см).
В эпоху Возрождения в связи с развитием экономических связей между государствами начинают широко использоваться методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции начала осуществляться сборка галер из заранее изготовленных деталей и узлов (был использован метод унификации).
В период перехода к машинному производству имели место такие впечатляющие достижения стандартизации, как создание французом Лебланом в 1785 г. 50 оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример достижения взаимозаменяемости и совместимости); с целью перехода к массовому производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен 13,9 мм; в 1845 г. в Англии была введена система крепежных резьб; тогда же в Германии была стандартизирована ширина железнодорожной колеи.
Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 г. представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.
Первые сведения о стандартизации в России относятся к 1555 году, когда при Иване Грозном специальным указом были установлены постоянные размеры пушечных ядер и введены стандартные калибры для их проверки – кружала.
В это же время осуществлялось строительство Покровского собора в Москве (храма Василия Блаженного -1555–56 годы) в честь покорения казанского ханства. При строительстве этого храма использовались 18 форм «стандартных» кирпичей.
Петром I был опубликован ряд указов о стандартизации в области вооружения и судостроения. Принятое тогда деление на пушки, гаубицы и мортиры сохранилось до наших дней.
Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссий входила тщательная проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).
Большое внимание вопросам стандартизации уделялось в СССР. 15 сентября 1925 г. СНК СССР утвердил Положение о Комитете стандартизации, председателем которого был назначен Куйбышев В.В. С этого времени развитие техники, промышленности, сельского хозяйства определялось народно-хозяйственными стандартами, это способствовало тому, что в годы ВОВ стандартизация сыграла активную роль в деле производства ВВТ, материального обеспечения Красной Армии.
Победа советского народа в ВОВ это и победа советской конструкторской мысли над очень сильным в техническом отношении противником, который все время искал решения по созданию новых эффективных средств ВВТ. История ведения длительных воин свидетельствует, что впереди оказывался тот, кто своевременно смог создать перспективные образцы, смог в ходе войны найти для новых образцов ВВТ простые и технологичные решения на основе уже проверенных схем, агрегатов, узлов. В решении этих вопросов роль стандартизации неоценима.
В Советском Союзе накануне войны были созданы два, опередивших свое время, танка – тяжелый KB (Котин) и средний Т-34 (Кошкин, Мopoзов, Кучеренко). Эти два танка стали базовыми моделями для всех последующих модификаций и новых образцов бронетанковой техники военных лет.
Так, самый мощный танк ВОВ – ИС был создан на унифицированных деталях и агрегатах танка КВ и Т-34. Он имел минимум новых элементов. Это сокращало время и трудозатраты.
Генеральный конструктор артиллерийского вооружения Василий Гаврилович Грабин в своей книге «Оружие победы» пишет, что до войны была создана 76-мм дивизионная пушка (Ф-22). на проектирование которой пошло 8 месяцев а на создание опытного образца – 30 месяцев. В годы ВОВ на её основе были созданы: Ф-22у – за 18 месяцев, танковая пушка Ф-34 – за 6 месяцев, противотанковая ЗИС-2 – за 3 месяца, танковая ЗИС-б (107 мм) за 45 дней. И так было по всем видам ВВТ.
По другому было поставлено дело в фашистской Германии. Вот что писал по этому поводу бывший наш противник генерал-лейтенант Эрих Шнейдер, инженер, специалист в области бронетанковой техники:»… руководство рейха требовало все новых моделей, мешало проводить четкую линию преемственности. Это повлекло за собой неразбериху в «отношении» ремонта и снабжения запасными частями и еще большую перегрузку танковых заводов. В результате немецкая танковая промышленность в ходе войны никогда не могла даже частично удовлетворить спрос на танки всех типов» (Итоги второй мировой войны. Сборник статей в переводе с немецкого. – М. ил. 1957).
Один из виднейших военных аналитиков, занимавшихся историей второй мировой войны, бывший командующий группой «Юг» Ганс Фриснер в своих мемуарах «Проигранные сражения» назвал одной из основных причин поражения Германии низкий уровень унификации немецкого оружия. По его мнению, преимущество советского оружия было обеспечено высокой степенью стандартизации и унификации, следствием чего стала высокая ремонтопригодность всех видов вооружения и возможность организации их производства в сжатые сроки и в больших количествах.
Таким образом, у нас стандартизация того периода предусматривала сокращение типов, марок, видов и размеров в изделии, создание перспективных моделей на базе существующих машин, приборов. Это позволило сократить сроки разработки новых видов техники, превзойти противника и по количеству и по качеству ВВТ.
Историки Отечественной войны свидетельствуют, что в период войны военная промышленность Советского Союза производила за год в среднем 27 тыс. боевых самолетов, почти 27 тыс. танков и САУ, свыше 24 тыс. полевых орудий.
Германия же вместе с оккупированными странами и странами-сателлитами за период 1941–1944 гг. выпускала в среднем за год около 20 тыс. самолетов, 13.4 тыс. танков и САУ, 11 тыс. полевых орудий.
Надо учесть, что при этом в нашей стране выплавлялось в 3 раза меньше стали, добывалось в 4 раза меньше угля, вырабатывалось в 2 раза меньше электроэнергии. Таким образом, экономика Советского Союза в период войны оказалась значительно эффективнее экономики Германии, на которую работала большая часть Европы.
Одной из основных причин столь высокой эффективности было то, что естественным и эффективным средством становления экономики с начала первых пятилеток была стандартизация.
В послевоенный период научно-техническая революция еще более повысила роль стандартизации. Это связано с ускорением темпов технического прогресса, усложнением машин, оборудования и приборов, внедрением новых материалов, повышением требований к качеству и надежности, необходимостью быстрой – переналадки производства и мобильности при освоении новой техники.
Основным достижением стандартизации в Советском Союзе, приемником которого является РФ, в послевоенный период следует признать следующее:
1. Была упорядочена система НТД в области стандартизации. Были отменены все виды нормалей и установлены четыре категории стандартов: государственный стандарт (ГОСТ); отраслевой стандарт (ОСТ); республиканский стандарт) РСТ и стандарт предприятия (CTП). Были четко разграничены объекты стандартизации, определены порядок разработки и внедрения стандартов.
2. Для решения научно-технических задач в новых условиях в конце 60-х годов была создана государственная система стандартизации (ГСС) СССР. Это комплекс взаимосвязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации во всех сферах деятельности на всей территории СССР. ГСС вступила в действие с 1.01.1970 г.
ГСС включала два комплекса стандартов:
ГОСТ 1–68 (85, 92) – стандартизация н/х продукции; ГОСТ В 1–69 (86, 92) – стандартизация военной техники.
ВВТ разрабатывались и производились по ГОСТ В и ОСТ В или н/х стандартам ГОСТ и ОСТ согласованным с Министерством обороны. В ряде случаев они имели военные дополнения на особый период. Была закреплена система обозначения стандартов.
3. Был создан ряд крупных межотраслевых систем взаимоувязанных стандартов (схема). Среди них следует отметить: ГОСТ 2 и ГОСТ 3, ГОСТ 15 и ГОСТ В 15 (СРПП ВТ), ГОСТ 9 и ГОСТ В 9 (ЕСЗКС ВТ), и конечно ГОСТ 8 (ГСИ) и другие. Количество таких систем изменялось: появлялись новые, отмирали некоторые старые.
4. В стране были. развернуты головные и базовые организации по стандартизации, которые занимались вопросами учета стандартов и контролем за их исполнением. В ряде случаев они же занимались и разработкой стандартов. Всего в стране действовало 56 головных и 416 базовых организаций по стандартизации ВТ.
5. Была закреплена система обозначения стандартов (схема).
С системой обеспечения стандартов мы познакомимся при изучении следующего учебного вопроса.
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Целями стандартизации являются:
повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
содействие соблюдению требований технических регламентов;
создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.»
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
добровольного применения стандартов;
максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Объектами стандартизации, на которые разрабатываются НД являются:
1) продукция, которая подразделяется на – группу однородной продукции (ГОП); – конкретную продукцию;
2) услуги, которые охватывают услуги для населения (включая условия обслуживания) и производственные услуги для предприятий и организаций;
3) процессы.
2. Система обозначения стандартов
Разберем, как обозначаются стандарты, перед этим дадим определение стандарту.
Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
На слайдепредставлен перечень существующих систем межгосударственных и государственных стандартов. На следующем слайдепредставлена классификация категорий и видов стандартов. Более подробно на существующих системах межгосударственных и государственных стандартов мы остановимся на следующей лекции.
Государственные и государственные военные стандарты имеют индекс ГОСТ и ГОСТ В, регистрационный номер и отделенных тире две последние цифры года утверждения: ГОСТ 10118–89 или ГОСТ В 3255–90.
Если стандарт входит в какую-то межотраслевую систему (комплекс стандартов), то регистрационный номер состоит из двух частей, разделенных между собой точкой. Так, ГОСТ В 15.201–85. Здесь после индекса (ГОСТ В) стоит цифра 15, определяющая систему (комплекс), куда входит данный стандарт, а цифры стоящие после точки определяют номер стандарта в этой системе (комплексе).
Отраслевые и отраслевые военные стандарты обозначаются: ОСТ 31.789–86; ОСТ В 31.284–85. Здесь ОСТ и ОСТ В-индексы, за которыми следует условное цифровое обозначение министерства (ведомства, фирмы), утвердившего стандарт (31) и далее номер, присвоенный этим министерством данному стандарту 789 и 264). Последние две цифры отделяются тире и означают год утверждения стандарта.
Государственные и отраслевые народнохозяйственные стандарты, увязанные с нуждами обороны страны, отмечаются звездочкой, проставляемой внизу первой страницы под словами «издание официальное».
Если к государственным или отраслевым народнохозяйственным стандартам разработаны военные дополнения, то на таких стандартах проставляется две звездочки, а сами дополнения обозначают ГОСТ ВД 103 8–89 или ОСТ ВД 25.732–90. Регистрационные номера и цифровые обозначения министерства (фирмы) на военных дополнениях оставляют те же, что и у стандартов, к которым относятся эти дополнения.
Стандарты, имеющие дополнения на особый период отмечаются кружочком, проставляемым в конце первой страницы под словами «Издание официальное». Дополнением же на особый период к ГОСТ и ГОСТ В, ОСТ и ОСТ В присваивают наименование и регистрационный номер основного стандарта, но после года утверждения добавляют две прописные буквы ВД. Например: ГОСТ 4343–86 ВД, ГОСТ В 2812–87 ВД, ОСТ 25.270–88 ВД и т.д.
Стандартам же особого периода также присваивают наименование и регистрационные номера соответствующих стандартов мирного времени, но после года его утверждения добавляют прописную букву В. Например, ГОСТ 12431–89 В; ГОСТ В 2416–90 В.
Стандарту особого периода при отсутствии на данный объект стандартизации стандарта мирного времени присваиваются самостоятельные наименования и регистрационный номер.
Достижения государственной системы стандартизации СССР в послевоенный период позволили:
1. Создать нормативную и техническую базу стандартизации на всех этапах жизненного цикла техники;
2. Сократить сроки проектирования и создания новых образцов техники.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, широкое применение стандартизации дает возможность в 3–5 раз, а в ряде случаев и более сократить сроки разработки и освоения многих весьма сложных изделий (образцов, комплексов);
3. Повысить мобилизационную готовность промышленности за счет использования массовых видов продукции как для общепромышленных целей, так и для нужд обороны страны, а также путем сокращения номенклатуры комплектующих изделии;
4. Снизить затраты на разработку и изготовлению ВВТ.
К сожалению, бюрократические методы управления н/х страны были свойственны и работе в области стандартизации в СССР.
Это привело, с одной стороны, к неоправданно большому количеству государственных и отраслевых стандартов. При этом, действующий в стране фонд стандартов на ВТ был недостаточно эффективен, т. к. значительная часть стандартов (58% государственных и 79% отраслевых) не соответствовали передовым отечественным и зарубежным достижением науки и техники.
С другой стороны, бюрократические методы приводили к большой волоките по рассмотрению документов при разработке новой техники, к связыванию инициативы и творческих возможностей разработчиков, руководителей предприятий, инженерно-технических работников.
В условиях 100% монополизации экономики, командно-бюрократического руководства ею без учета заинтересованности гос. предприятий и малой заинтересованности человека, стандартизация в СССР не смогла выполнить одной важнейшей задачи – повысить качество выпускаемой продукции до уровня развитых стран.
С распадом Советского Союза и образованием Содружества независимых государств встал вопрос – как быть со стандартизацией вообще и разработанными стандартами в частности. Во всех государствах были образованы свои Госстандарты. В России на базе Госстандарта СССР был создан Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ). Его председателем с июля 97 г. стал Воронин Геннадии Петрович, Д.Э.Н., профессор, действительный член трех отраслевых академий, член Королевского института морских инженеров Великобритании, член Европейского инженерного Совета (194l г.p., был зам. министра министерства промышленности РФ).
Руководители подобных комитетов всех независимых государств понимали, что необходимо согласование работ в области стандартизации, метрологии и сертификации. В результате 13 марта 1992 г. в Москве на заседании Совета глав правительств государств-участников СНГ было подписано Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Одновременно отмечалось, что:
– все ранее разработанные в СССР стандарты и ТУ в полном объеме продолжают действовать во всех независимых государствах;
– сохранена аббревиатура ГОСТ для вновь вводимых межгосударственных стандартов; в РФ новые – обозначались ГОСТ Р и ГОСТ РВ;
– создан Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) с местом дислокации в г. Минск.
В России разработана и уже действует новая Государственная система стандартизации РФ. Она учла изменения, произошедшие в нашей стране и то положение, что страна переходит на рыночные отношения.
Итогом работы в области стандартизации явилось принятие закона, устанавливающего правовые основы стандартизации В РФ.
3. Законы РФ в области стандартизации
стандарт закон правило добровольный
Основополагающим документом в области стандартизации является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».
Этот закон устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех гос. организаций, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определил меры гос. защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
Целями стандартизации являются:
– повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
– обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
– содействие соблюдению требований технических регламентов;
– создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
добровольного применения стандартов;
максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Государственное управление стандартизацией в РФ осуществляет Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ). Он формирует и реализует гос. политику в области стандартизации, осуществляет контроль и надзор за соблюдением требовании гос. стандартов, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации.
Нормативные документы по стандартизации, действующие на территории PФ:
1. – Госстандарта РФ, ГОСТ Р;
2. – международные стандарты, применяемые в установленном порядке;
3. – стандарты отраслей ОСТ. При этом, под отраслью понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и норм собственности и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определённых видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение;
4. – стандарты предприятий (СТП);
5. – стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организации;
6. – правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
7. – общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
Нормативные документы по стандартизации применяются государственными органами и субъектами хозяйственной деятельности на стадиях:
– разработки;
– подготовки производства;
– изготовления продукции;
– реализации (доставки, продажи) продукции;
– использования (эксплуатации);
– хранения;
– транспортирования;
– утилизации;
– при выполнении работ и оказании услуг;
– при разработке технической документации (КД, ТД, проектной), в т. ч. ТУ на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).
Заказчик и исполнитель должны включать в договор условие о соответствии продукции, работ и услуг обязательным требованиям гос. стандартов.
Далее в Законе указывается: – кто и как осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований госстандартов (гос. инспекторами РФ, республик, краев, областей и т.д.);
– какая ответственность применяется к юридическим и физическим лицам за нарушение положений Закона;
– как осуществляется финансирование работ по гос. стандартизации, гос. контролю и надзору, стимулирование применения стандартов;
– куда идут средства от реализации нормативных документов по стандартизации;
– что определенная часть штрафов с объектов хозяйственной деятельности, направляется в Госстандарт РФ.
На основании ФЗ разработана новая Государственная система стандартизации (ГСС), которая учитывает переход системы хозяйствования в РФ на рыночные отношения, и которая базируется на двух комплексах стандартов:
ГОСТ Р 1–94. ГСС. Стандартизация продукции гражданского назначения. Здесь буква «Р» означает, что это государственный стандарт РФ.
ГОСТ РВ 1–98. ГСС. Стандартизация оборонной – продукции.
ГОСТ Р 1–94 это комплекс стандартов, который применяют на территории РФ предприятия независимо от форм собственности и подчинения, граждане занимающиеся индивидуальной деятельностью, а также органы местного самоуправления.
Комплекс ГОСТ Р 1–94 уточняет понятие «Нормативный документ по стандартизации» (НД). Здесь, во-первых, под документом понимается любой носитель с записанной на нём или на его поверхности информацией. Термин же «Нормативный документ» – документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов и доступный широкому кругу потребителей.
Он охватывает все перечисленные в ФЗ нормативные документы по стандартизации. При этом теперь технические условия не являются НД, а являются документом ЕСКД, неотъемлемой частью комплекта технической документации. Основным НД является стандарт.
Целесообразность разработки стандарта следует оценивать с точки зрения его технической и экономической необходимости при применении. При этом необходимо соблюдать равновесие между риском затормозить нововведение из-за преждевременной стандартизации и опасностью допустить распространение различных и взаимоисключающих решении одной и той же проблемы. Необходимо также решать, когда и в какой степени требуется стандартизация для удовлетворения потребностей общества, связанных с безопасностью продукции для жизни, здоровья населения и охраны окружающей среды.
Объектами стандартизации, на которые разрабатываются НД являются:
1) продукция, которая подразделяется на – группу однородной продукции (ГОП); – конкретную продукцию;
2) услуги, которые охватывают услуги для населения (включая условия обслуживания) и производственные услуги для предприятий и организаций;
3) процессы.
В зависимости от специфики объектов стандартизации и содержания устанавливаемых к ним требований система стандартизации РФ предусматривает следующие основные виды стандартов:
1. Стандарты основополагающие – устанавливают общие положения стандартизации, в т.ч. правила (методы) управления качеством продукции, правила разработки документации, порядок разработки и постановки на производство продукции;
2. Стандарты на продукцию (услугу) – устанавливают требования к ГОП (группам однородной продукции) и к конкретной продукции, соблюдение которых должно обеспечивать надлежащее качество, безопасность, охрану окружающей среды, надежность, совместимость, взаимозаменяемость продукции, унификацию машин, оборудования и приборов, рациональное использование ресурсов;
3. Стандарты на процессы – устанавливают требования к типовым технологическим процессам создания, хранения, транспортирования, эксплуатации (применения) и ремонта продукции;
4. Стандарты на методы испытаний – устанавливают требования к методам (способам, приемам, режимам и др.) проведения испытаний продукции в процессах её создания, контроля, сертификации и использования.
Все стандарты, а также изменения к ним подлежат обязательной государственной регистрации в органах Госстандарта РФ. Стандарты и изменения к ним, не прошедшие государственную регистрацию, являются недействительными.
Заключение
В ходе лекции вы ознакомились с ролью и значением стандартизации, системой обозначения стандартов и с основным законом в области стандартизации.
Это важно знать, как специалистам промышленности, создающих ВВТ, так и войсковым специалистам, использующих эти объекты по прямому предназначению.