Государственное регулирование экономики современные тенденции 2
СОДЕРЖАНИЕ: Министерство образования и науки Кыргызской Республики Кыргызский Экономический Университет Кафедра Экономической теории Курсовая работа по дисциплинеМинистерство образования и науки Кыргызской Республики
Кыргызский Экономический Университет
Кафедра
Экономической теории
Курсовая работа
по дисциплине
Экономическая теория
на тему:
Государственное регулирование экономики: современные тенденции
Работу принял:
Аджимидинов Назарбек Байджигитович
Работу выполнил:
студент группы ФК 3-10
Курбанмамедов Аннакурбан Ш.
Бишкек 2011
Содержание
Введение ……………………………………………………………………...3
Глава 1.Государственное регулирование экономики …….……………..4
1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект……...4
1.2. Необходимость государственного регулирования и
его основные цели ……………………………………………….8
2.1. Развитие социальной сферы ……………………...…………..….9
2.2. Анализ государственного регулирования экономики в
Кыргызской Республике ………………………….……………..11
Глава 3. Направления государственного регулирования…………………17
3.1. Финансовое регулирование.
Регулирование ценообразования……………………………….17
3.2. Регулирование накопления капитала и его инвестирования.
Регулирование трудовых отношений ………………………….21
3.3. Социальное регулирование.
Антициклическое регулирование …………………………….23
Список используемой литературы………………………………………...26
Введение
Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Рыночная система – это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.
В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Цель работы – раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования на современном экономическом этапе.
Глава 1
. Государственное регулирование экономики
1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект
Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.
Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности.
Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.
Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь.
По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности:
1. - ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;
2. - ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;
3. - создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.
Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию.
Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.
Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные “сбои рынка”, с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим “сбои рынка”, относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.
Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.
Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.
Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.
Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.
Но с середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М.Фридман, Ф.Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов.
Виновниками этих катаклизмов объявлялись кейнсианские рецепты государственного регулирования, обусловившие неимоверный рост государственных расходов, иждивенческой части населения. Создавалось политическое лобби для урезания социальных расходов. А в обосновании государственного невмешательства главные позиции заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории “экономики предложения”.
Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики.
Защищая тезис “конкуренция везде - где возможно, государство - где необходимо”, они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Забота государства, следовательно, выработка порядка и правил игры и контроль над их соблюдением. Л.Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности М.Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Контроль над денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег - первый приоритет нынешней экономической политики государства.
Сторонники теории “экономики предложения” считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства. В частности, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения кредитных ресурсов посредством налоговой политики.
Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.
1.2. Необходимость государственного регулирования и
его основные цели
Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монополизированного производства. Государство должно создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов.
В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.
Цели государственного регулирования.
В государственном регулировании экономики можно выделить цели генеральные и конкретные . Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.
Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.
К объектам регулирования следует отнести наднациональный уровень межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыночных регуляторов.
Субъектами государственного регулирования выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления.
Глава 2
. Государственное регулирование
на современном экономическом этапе
2.1. Развитие социальной сферы
Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство.
Уровень потребления материальных благ и услуг, уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт – включает в себя такая обобщающая социально-экономическая категория как качество жизни. Оценка качества жизни строится на минимальном наборе базовых показателей, каждый из которых количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.
Рассмотрим состояние основных параметров, характеризующих качество жизни.
Образованность оценивается как способность к получению и накоплению знаний, общению, обмену информацией.
Отток из науки активных специалистов продолжается, приток молодежи минимален, возрастная структура научных кадров ухудшается: 48% ученых старше 50 лет, средний возраст кандидатов наук составляет 53 года, докторов наук - 61 год. В настоящее время интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им ранее исключительность.
Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека.
Характерной особенностью демографического развития в среднесрочном периоде является вступление страны в период усиления абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста.
Сокращение трудоспособного населения, происходящее на фоне старения населения и увеличения демографической нагрузки на трудоспособных, приводит к дефициту трудовых ресурсов и усилению миграционных процессов.
Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования. Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения.
Государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы. При этом оно вынуждено балансировать между двумя крайностями.
С одной стороны, если распределение в обществе полностью обеспечивается рыночным механизмом, то невозможно достичь главного условия развития общества - устойчивости экономической системы, так как ценовой механизм не в состоянии справиться с «фиаско» (провалами) рынка. С другой - если государство полностью берет на себя «содержание» социальной сферы, то может возникнуть проблема социального иждивенчества, что также не обеспечивает эффективность распределения ресурсов.
Государство должно руководствоваться следующим принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо.
2.2 Анализ государственного регулирования экономики
в Кыргызской Республике
Используя опыт многих государств, учитывая особенности функционирования рыночной экономики и стремясь в сжатые срока преодолеть трудности в развитии своего народнохозяйственного комплекса, Кыргызстан одним из первых в СНГ начал проводить глубокие и масштабные рыночные преобразования. Главной целью было создание необходимых условий для устойчивого роста экономики, повышения жизненного уровня народа, удовлетворения его культурных и духовных запросов. Однако Республика не имела всесторонне обоснованной стратегии и не обеспечила должной последовательности в проведении реформ, слишком во многом ориентировалась на рекомендации иностранных советников и экспертов, которые привлекались в страну в рамках различных программ (Tacis, Pesac и др.) из европейских государств, США, Японии, Индии, Турции и других стран.
Главными задачами при проведении реформ были упразднение системы централизованного государственного планового управления экономикой и социальной сферой, замена государственной формы собственности частной, реструктуризация низкорентабельных предприятий в промышленности, ликвидация неперспективных заводов и фабрик, внедрение рыночных механизмов во все сферы деятельности. Крупные сельскохозяйственные предприятия (колхозы и совхозы, специализированные машино-тракторные станции и т.д.) подлежали ликвидации. Осуществлялся раздел земельных угодий, техники, основных фондов и т.д. Приватизация проходила при этом ускоренными темпами, не всегда достаточно подготовленными и оправданными методами. Считалось, что смена форм собственности, создание рыночных институтов, либерализация экономики и социальной сферы, рыночное саморегулирование - важнейшая основа для роста, преодоление отставания в развитии производительных сил, решения проблем повышения уровня жизни населения.
Ориентация на преимущественное использование методов рыночного саморегулирования, ограничение роли правительства в управлении экономикой создали определенные проблемы.
Было упразднено Министерство экономики, резко уменьшен объем бюджетных средств, направленных на оздоровление и развитие реального сектора хозяйства, устранено вмешательство государства в деятельность банковской, кредитно-денежной системы, ослаблена его роль в развитии межгосударственных кооперационных связей между крупными специализированными предприятиями, прекращена разработка индикативных планов социального и экономического развития, довольно существенно изменена структура органов гос. управления при ориентации на рыночные методы и т.д.
Разрыв ранее установленных экономических связей в рамках СНГ, недостаточно подготовленные разгосударствление и приватизация предприятий, либерализация финансовой, банковской, кредитной системы, открытие внутреннего рынка для предпринимателей высокоразвитых государств (особенно после вступления Кыргызстана в ВТО), отток в другие страны квалифицированных специалистов повлекли за собой резкое падение производства, рост безработицы, снижение уровня жизни.
Опыт Кыргызстана свидетельствует, что ориентация в переходный период преимущественно на методы рыночного саморегулирования при отсутствии эффективных рыночных отношений и механизма государственного регулирования (в условиях существования значительной по размерам государственной собственности), неполном использовании экономических ресурсов и научного потенциала, неприятии неотложных мер для восстановления производственных кооперационных связей крупных предприятий, не позволяют рассчитывать на достижение серьезных успехов в оздоровлении экономики и социальной сферы.
В частной собственности на начало 2003 г. оказалось 70,5% всех объектов государственной собственности, в том числе: в промышленности - 87,6%, в торговле и общественном питании - 97,5, в бытовом обслуживании - почти 100%, строительстве и на транспорте - около 60, в непроизводственных отраслях - более 46%. Правда, государство имеет пакеты акций в 182 акционерных обществах, в том числе контрольные пакеты в 122 - в крупных специализированных предприятиях, ранее определявших структуру и уровень развития экономики Кыргызстана и обеспечивавших внутренний рынок различными потребительскими товарами и значительную часть экспортных поставок. Но эффектная система государственного управления этим крупным сектором экономики отсутствует. Оперативное регулирование экономикой осуществляется по-прежнему административными методами.
В результате производственный сектор довольно существенно пострадал и находится в тяжелом положении. Предприятия, ранее изготовлявшие наукоемкие высокопроизводительные автоматические линии, средства автоматизации и механизации труда и производственных процессов, приборы контроля и регулирования технологических процессов, полупроводниковые материалы и изделия из них, сложнейшие электротехнические товары, бытовую технику, в основном простаивают. Не используется потенциал по переработке сельскохозяйственных и местных минерально-сырьевых ресурсов на предприятиях легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, ранее выпускавших широкий ассортимент потребительских товаров (обувь, ткани, швейные и кожевенно-меховые изделия, трикотаж и т.д.). В определенной мере это относится и к цветной металлургии, в частности к производству сурьмы (имеющей международный эталон качества), ртути, урана, молибдена, редкоземельных металлов и их окислов, предприятиям топливно-энергетического комплекса, представленного крупными, высокоэффективными ГЭС, ТЭЦ, шахтами, разрезами.
Ряд крупных предприятий были единственными в Советском Союзе производителями сельхозмашин - пресс-подборщиков, сурьмы, ряда полупроводниковых приборов, изделий электроники и другой продукции. Кыргызстан являлся крупным поставщиком шерсти, хлопка и тканей из них, кожевенно-мехового сырья, семян сахарной свеклы, овощей, фруктов и т.д. Огромный экспортный потенциал этих предприятий в настоящее время слабо используется.
По уровню экономического развития Республика в итоге отстает от многих государств СНГ. Производство ВВП за период реформ сократилось на 1/3 и на душу населения в 2002 г. составило около 350 долл. США, что примерно в 8 раз меньше среднемировых показателей. Нерациональное размещение производительных сил создает огромные проблемы для жизнедеятельности населения. Так, в Баткенской и Ошской областях производство продукции на душу населения почти в 3 раза ниже, чем в Чуйской области. Существует огромная безработица, нищета. Среднереспубликанская энергетическая ценность продуктов питания (по суточному рациону в расчете на одного жителя) ниже минимально допустимой нормы, что отрицательно влияет на воспроизводство и трудовую деятельность населения.
Государство пыталось преодолеть отставание в экономическим и социальном развитии с помощью активной политики по привлечению иностранных инвестиций. Однако эффект ее оказался низким. Общий внешний долг на конец 2002 г. достиг 1776,1 млн. долл. США (110,2 % к ВВП). При этом государственный внешний долг составил 1576, 4 млн. долл. Платежи (проценты и основные суммы) в 2002 г. оказались на уровне почти 132 млн. долл.
Доля убыточных предприятий, работающих с иностранными инвестициями, в первом полугодии 2003 г. составила 46,7 %. При этом кредиторская задолженность на 1 июля достигла по этим предприятиям 8,8 млрд.сом. (200 млн.долл.). Из-за низкой эффективности использования кредитных ресурсов оздоровление реального сектора не было достигнуто. Финансовое и экономическое положение многих крупных предприятий остается очень тяжелым.
Уровень использование производственных мощностей в промышленности, по данным официальной статистики, составляет всего 34-36 %. На крупных предприятиях среднегодовое использование мощностей оценивается всего в 5-10% и менее. В сентябре 2003 г. полностью простаивало 27 % общего число предприятий. Число действующих предприятий с иностранными инвестициями на 1 июля 2003 г. - 26 %, но их относительно низкая конкурентоспособность, как и других предприятий, ограничивает возможности реализации товаров не только на международном, но и на внутреннем рынке. Сальдо торгового баланса в январе-августе 2003 г. было отрицательным (в размере 92,5 млн. долл. США). Доля продаж товаров, произведенных местными предприятиями, на внутреннем рынке составляет около 25-30 %.
Практически неограниченный импорт потребительских товаров (в условиях действия правил ВТО), низкая конкурентоспособность местных товаропроизводителей влекут за собой вытеснение ряда местных предприятий даже с внутреннего рынка, сокращение производства.
В 2002 г. в Республике было произведено 5400 тыс. кв.м хлопчатобумажных тканей против примерно 100 млн. кв.м в 1990 г. За 10 месяцев 2003 г. производство их уменьшилось еще в 5 раз. Тканей из шерсти изготовлено 374 тыс. кв.м, а в 1990 г. производилось примерно 12 млн. В 2003 г. производство их сокращено почти на 30 %. Выпуск обуви в 2002 г. составил 171 тыс. пар против примерно 12 млн. в 1990 г.
Несмотря на наличие значительного ресурсного энергетического потенциала более 40 % энергоресурсов импортируются из Казахстана, Узбекистана, России. Добыча угля в Кыргызстане за период реформ сократилась в 8 раз. Часть шахт и разрезов в соответствии с рекомендациями иностранных экспертов и советников прекратили добычу угля, ряд резко сократили производство. В результате 60 % потребляемого угля импортируется из других государств. Производство электроэнергии на тепловых станциях сократилось в 4 раза, хотя в период пиковых нагрузок Кыргызстан испытывает дефицит в электроэнергии.
Для оздоровления и сокращения числа убыточных предприятий государство использует институт банкротства. За 1995-2003 годы было признано банкротами 526 предприятий.
Почти 60 % банкротств инициировано государственной налоговой инспекцией и социальным фондом. Главная задача при этом состояла в том, чтобы реализовать основные фонды и обеспечить погашение долгов. Естественно, эта мера практически не повлияла на оздоровление предприятий. Многие машиностроительные заводы, предприятия легкой, пищевой промышленности, строительного комплекса по-прежнему простаивают, значительная их часть продолжает производить продукцию невысокого качества.
В 2002 г., по сравнению с 1998 г., экспорт сократился почти на 10 %, составив 485,5 млн. долл. США. Увеличился - до 116,7 % лишь экспорт сырья, его доля в общем объеме экспорта достигла 27,2 %. В значительных количествах экспортируются хлопок, шерсть, шкуры, кожевенное сырье, пушнина, табак, овощи, фрукты, хотя для их переработки имеются крупные специализированные мощности, которые в производстве обуви используются только на 5 %, жестких кожтоваров - на 1,6, шерстяных тканей- на 28, 9, трикотажных чулочно-носочных изделий - на 35,3 %.
Платежеспособный спрос населения из-за относительно низкого уровня заработной платы невысок. В августе 2003 г. среднемесячная заработная плата составила всего 43 долл. США (в России - 183, в Казахстане - 160, Беларуси -116, Украине - 90, Азербайджане - 79 долл. США). В связи с этим снизился и импорт этих товаров (с 259,9 млн. долл. США в 1998 г. до 193,8 млн. долл. в 2002 г. или на 25 %). При низкой покупательной способности значительной части населения увеличился лишь импорт дешевых, но и низкокачественных товаров из Турции, Китая и других стран.
При уменьшении объема производства на предприятиях реального сектора экономики доля промышленности в общем объеме производства ВВП уменьшилась до 19,4%. Доля машиностроения и металлообработки в валовой продукции промышленности сократилась до 3,9 % против 25,7 % в 1990 г., легкой промышленности, соответственно, - до 5,7 % против 28,8 % в 1990 г. В итоге Кыргызстан из индустриально-аграрной страны превратился в страну с аграрно-сырьевой экономикой.
Для того, чтобы преодолеть эти негативные структурные изменения, на наш взгляд, правительству и местным органам власти необходимо предоставить значительно больше управляющих функции и конкретных регулирующих рычагов. В соответствующих статьях государственных и местных бюджетов необходимо иметь значительные финансовые средства для финансирования реального сектора экономики, представления льгот предпринимателям, особенно занятым строительством приоритетных для страны предприятий на территории областей, имеющих самый низкий уровень развития.
Государство должно брать на себя расходы по подготовке рабочих кадров, представлению льготных кредитов, ссуд на строительство объектов, по осуществлению пусконаладочных работ, часть затрат в первые годы функционирования предприятий, устанавливать льготные тарифы на электроэнергию и т.д. Целесообразно вновь создать Министерство экономики, возложив на него функции по разработке экономически обоснованных прогнозов, подготовке предложений по углублению рыночных реформ, оздоровлению предприятий, развитию социальной сферы, финансовой системы, проведению структурных преобразовании, совершенствованию внешней экономической деятельности. Финансовая, кредитно-денежная, банковская системы должны быть подчинены задачам оздоровления и развития экономики, расширения предпринимательства во всех сферах хозяйственной жизни. Должен быть создан механизм для экономического стимулирования импорта новейших технологий, оборудования, обеспечен приоритет развитию импортзамещающих и экспорториентированных производств, ориентируемых на переработку местных сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов. В связи с этим необходимо решить проблему снижения налогового бремени, в первую очередь для крупных сельскохозяйственных и промышленных предприятий, обеспечивающих накопления для модернизации, замены устаревшего оборудования и применения новейших технологий.
Местным органом власти целесообразно сконцентрировать усилия на:
- обеспечении комплексного развития всех секторов экономики на их территориях и развитии предпринимательской деятельности;
- создании конкурентной среды на соответствующих товарных и финансовых рынках;
- увеличении количества рабочих мест, снижении безработицы, повышении уровня жизни населения.
Осуществление мер по развитию экономики и социальной сферы в региональном разрезе должно проводиться с учетом местных особенностей, уровня подготовки специалистов, занятых менеджментом и маркетингом. Только целенаправленная деятельность правительства, местных органов власти в сочетании с использованием высокоэффективных методов рыночного саморегулирования позволит успешно решить проблемы оздоровления и развития нашей экономики.
Глава 3. Направления государственного регулирования
3.1. Финансовое регулирование.
Регулирование ценообразования
Государственное регулирование включает в себя целый арсенал средств воздействия на экономическую конъюнктуру, в котором можно выделить несколько основополагающих направлений.
Финансовое регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику. Объектом его приложения является бюджет, государственный долг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения.
Финансовое регулирование – это регулирование государственного бюджета, его дефицита или профицита, а также государственного долга. В частности различного рода манипуляции, например, с дефицитом государственного бюджета могут приводить к расстройству или упорядочению государственных финансов, усилению или ослаблению инфляции, активизации или свертыванию инвестиционной и хозяйственной деятельности. Осуществляя инфляционное финансирование (закупок, заказов инвестиций), государство тем самым осуществляет денежную или кредитную интервенцию, которая ведет к росту цен, обесцениванию валюты, снижению реальных доходов населения, но одновременно, если она проводится в разумных пределах, стимулирует деловую активность, рост инвестиций, развитие народного хозяйства.
Антиинфляционная стратегия
Устранения бюджетного дефицита возможно достичь двояким путем: увеличивая доходы и уменьшая расходы. В долгосрочном плане предпочтение отдается, об предсказуемость динамики цен и сокращению расходной части бюджета.
Значительное воздействие на обеспечение рыночного равновесия может оказать взвешенная структурная политика государства, подкрепленная инвестиционной политикой.
Одна из важнейших задач антиинфляционной стратегии состоит в противодействии и гашении адекватными методами инфляционных ожиданий. Важнейшим условием успеха в данной области может быть всемерное укрепление рыночной системы, способной вызвать естественное снижение цен или хотя бы замедление их роста.
Другое направление усилий правительства и центрально банка связано с постепенным искоренением неуправляемой инфляции, что вселит уверенность в предсказуемость динамики цен, ситуации на денежном рынке.
Неотъемлемой частью антиинфляционной стратегии является долгосрочная денежная политика, которая связана с введением жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.
Антиинфляционная тактика
При краткосрочном регулировании денежного рынка в рамкам обеспечения на нем долгосрочного равновесия необходимо избежать двух крайностей. Одна из них связана с деформацией механизма рыночной системы. Речь идет об обуздании административного рвения к решительным действия, тогда последствия оцениваемых и принимаемых решений могут иметь далеко идущие отрицательные последствия для экономической стабильности и роста.
Другая крайность связана с опасностью попадания в ликвидную ловушку, когда максимальное воздействие оказывают адаптивные инфляционные ожидания. Поэтому тактика краткосрочного денежного регулирования должна соотноситься и осуществляться в пределах долгосрочной денежной стратегии. Формулируя принцип отбора инструментария краткосрочной антиинфляционной политики, необходимо исходить из осуществления таких мер, которые либо вели к наращиванию предложения без увеличения спроса, либо вызывали сокращение спроса без расширения предложения. Следовательно, речь должна идти о таких мероприятиях, которые, с одной стороны, содействовали бы наращиванию товарной массы, с другой – способствовали сжатию денежной массы.
Методы краткосрочной антиинфляционной политики также должны быть направлены на снятие инфляционного напряжения.
Определенный вклад в борьбу с инфляцией может внести и приватизация государственной собственности. Она обеспечивает увеличение государственных доходов и ослабление напряжения в расходной части бюджета, способствует решению проблемы дефицита.
Использование такого радикального мероприятия, как денежная реформа конфискационного типа, крайне нежелательна, ибо она вызовет недовольство населения.
Банковская система в регулировании денежного обращения
Особое место в регулировании денежного обращения занимает банковская система, которая располагает собственным набором инструментов: операции с ценными бумагами, учетная ставка, банковские резервы, административные мероприятия.
Важнейшим инструментом стабилизационной денежной политики являются операции на открытом рынке ценных бумаг.
Речь идет об открытости для всех субъектов денежного рынка. Кроме того, объектом сделок, как правило, являются краткосрочные долговые обязательства государства или краткосрочные заемные обязательства – облигации. С возникающей необходимостью сжатия кредитной массы центральный банк принимает решение о продаже определенного количества государственных облигаций.
Приобретая облигации, владельцы рассчитываются за них посредством выписки чеков на соответствующие коммерческие банки или другие финансово-кредитные учреждения. Центральный банк тут же предъявляет полученные чеки к оплате банком, которые тем самым утрачивают часть своих резервов – депозитов в центральном банке. Сокращение резервов скажется на сокращении денежной массы. При необходимости увеличения денежной массы в обращении центральный банк должен вместо продажи облигаций приступить к их скупке. В этом случае происходит увеличение депозитов коммерческих банков, т. е. рост кредитных денег, что может привести к снижению процентных ставок и расширению инвестиционного процесса.
Наиболее сильнодействующим антиинфляционным средством является увеличение нормы банковских резервов. Учитывая серьезность данного мероприятия, центральный банк обязан обратиться в законодательный орган за разрешением на повышение нормы банковских резервов, т.е. предоставить право повысить резервные требования сверх установленных пределов.
Регулирование ценообразования сопряжено со значительным государственным сектором в национальной экономике, наличием несовершенных рыночных структур, особенно монополистического и олигополистического характера, господством государственной монополии на денежном рынке, необходимостью контроля за экспортными и импортными ценами в рамках проведения внешнеэкономической политики.
Государственный сектор в механизме ценообразования
В совокупности государственный сектор и экономическая политика государства образуют тот мощный государственный механизм, который «врывается» в сферу действия рыночных сил и упорядочивает их, оказывая как непосредственное, так и косвенное воздействие на процесс формирования рыночных цен.
Одновременно государство выступает в лице самого крупного и закупщика продуктов, и заказчика на осуществление различного рода работ для общественно-государственных нужд. Оно в значительной части определяет уровень цен на закупаемую продукцию и выполняемые виды работ. Государство также устанавливает прямой контроль над ценами на товары, имеющие жизненно важное значение для населения.
Регулирование экспортных и импортных цен
Немаловажное значение в механизме ценообразования имеет государственное регулирование внешнеэкономических связей. В частности, государство путем изменения отношения национальной валюты к иностранным добивается относительного удорожания или удешевления отечественной и зарубежной продукции, а следовательно, сжатия или расширения экспортных и производственных возможностей для отечественных товаропроизводителей.
Наконец, государство в интересах поддержания более или менее конкурентной среды и недопущения диктата производителей на рынке руководствуется антимонопольным законодательством в борьбе с несправедливыми ценами.
3.2. Регулирование накопления капитала и его инвестирования
Регулирование трудовых отношений
Государство как инвестор
Активизируя или сдерживая инвестиционную политику путем непосредственного наращивания или сокращения государственных капиталовложений, государство оказывает воздействие на общую экономическую конъюнктуру в стране, развитие национальной экономики. Активизация инвестиционной деятельности в государственном секторе провоцирует спрос на инвестиционные товары и рабочую силу не только в государственном секторе, но и в частном, во всех отраслях народного хозяйства. Государственные инвестиции следует рассматривать в качестве первоначального импульса для активизации хозяйственной деятельности в стране.
Стимулирование инвестиционной деятельности и привлечение иностранного капитала
Государство обладает значительным набором финансово-экономических инструментов для активизации или сдерживания хозяйственной, прежде всего инвестиционной, деятельности не государственного сектора народного хозяйства. С этой целью оно создает режимы наибольшего благоприятствования для вложения капиталов, снижает налоги на прибыль, направляемую на финансирование капиталовложений, выступает финансовым и юридическим гарантом крупных капиталовложений, выкупает земельные участки, проводит другие стимулирующие мероприятия.
Одновременно государство постоянно оказывает поддержку сельскохозяйственным экономическим агентам путем закупок урожая, льготного кредитования, субсидирования, поддержания паритета цен на их продукцию и продукцию промышленности, используемую в сельскохозяйственном производстве. Значительной государственной поддержкой пользуется и малый бизнес в форме разнообразных льгот и поощрений, особенно на первоначальной стадии функционирования, а также при выходе на внешние рынки. Все это увеличивает возможности накопления капитала.
Регулирование трудовых отношений
Сфера трудовых отношений, несомненно, является самой главной в экономической системе. Она определяет жизнедеятельность общества, возможности самовыражения и самореализации личности. В связи с этим роль государства в этой сфере отношений оправданно и неимоверно велика.
Регулирование трудовых отношений направлено на обеспечение условий для нормального воспроизводства рабочей силы, ее подготовки в соответствии с уровнем технико-экономического развития страны, снятие социальной напряженности в обществе и содействие заключению генеральных соглашений между работниками (профсоюзами) и работодателями (союзами промышленников и предпринимателей). Регулирующая роль государства в сфере трудовых отношений определяется и тем, что оно выступает гарантом прав людей труда в области его оплаты, безопасности и защитником от произвола работодателей.
Создавая биржи труда, государство стремится к улучшению общей и структурной сбалансированности спроса и предложения нa рынке труда путем обеспечения необходимой информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Регулируя трудовые отношения найма, государство одновременно все больше стимулирует так называемый свободный труд (индивидуальный, семейный, коллективный), развитие мелкого бизнеса, что существенно сокращает уровень и масштаб напряженности в трудовых отношениях и облегчает участь государства как органа, регулирующего взаимодействие труда и капитала.
Особое и монопольное положение занимает государство в регулировании международной миграции трудовых ресурсов.
Речь идет притоках как невысококвалифицированной рабочей силы для выполнения различного вида работ, от которых отказывается местное население, так и высококвалифицированных специалистов, не требующих ни средств, ни времени для их подготовки в стране, в которую они иммигрировали.
3.3. Социальное регулирование
Антициклическое регулирование
Рассматривая проблемы развития народного хозяйства, нельзя не заметить тесную переплетенность экономических и социальных отношений. Будучи главной производительной силой общества и носителем всех без исключения общественных отношений, человек становится ядром социально-экономической системы, сориентированной на его воспроизводство в физиологическом и физическом, образовательном и культурном, социальном и экономических аспектах.
Таким образом, регулирование в социальной сфере сводится к обеспечению в стране относительной социальной справедливости и равенства, повышению благосостояния народа при одновременном поддержании необходимого уровня в дифференциации доходов как средства поддержания предпринимательской и трудовой активности.
Регулирование доходов
Исходя из приоритета анализа экономики, необходимо прежде всего остановиться на регулировании доходов непосредственных участников хозяйственной деятельности. Дело в том, что внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать, что регулирование доходов, отношения найма, занятости относятся не только к сфере хозяйственной деятельности, но и к характеристике социального состояния общества.
Государство, исходя из стоящих перед ним задач, проводит соответствующую политику доходов, которая содействовала бы социально-экономической и политической стабильности, успешному росту национальной экономики.
Регулирование развития социальной сферы
Если говорить о чисто социальной сфере, то она включает в себя прежде всего воспроизводство человеческого фактора, которое охватывает систему общего и профессионального образования, духовно-культурного просвещения, подготовки и переподготовки кадров с ориентацией на появляющиеся тенденции структурных сдвигов в национальной экономике, обеспечения занятости и создания условий для воспроизводства новой генерации работников будущего общества.
Развитие социальной сферы требует колоссальных финансовых ресурсов, самостоятельных объектов деятельности, инфраструктуры, кадров и их качественного воспроизводства. Здесь мало интереса для частного предпринимательства, хотя его участие и не исключается. Основное бремя по поддержанию и развитию социальной сферы ложится на государственный бюджет внебюджетные фонды.
Антициклическое регулирование
Особое место в государственном регулировании экономики занимает антициклическое регулирование, которое затрагивает многие из вышеуказанных аспектов регулирования. Суть антициклического регулирования заключается в принятии своевременных мер самого различного характера, чтобы не допустить «перегрева» экономики и избежать резкого и глубокого падения общественного производства, а то и тяжелого кризиса, и продолжительной депрессии.
Заключение
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Но государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Но для ответа на этот вопрос надо детально рассматривать каждую сферу и отрасль экономики.
На основе проведенного анализа современной экономики можно сделать следующие выводы:
Существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.
Должна быть, как можно скорее усовершенствована политика в отношении предприятий государственного сектора. Из-за неумелого управления в нашей стране идет тенденция окончательной приватизации того, что еще не было приватизировано. Действия правительства часто бывают непродуманны, что приводит к недопустимым ошибкам.
Таким образом, современная система государственного регулирования требует скорейшей модернизации, нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем экономики.
Список используемой литературы
1) Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. – Модернизация государственного
управления экономикой // Журнал «Экономист». 2009г.
2) Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
3) Кушлин В. – Государственное регулирование экономики: назревшие
решения // Журнал «Экономист». 2010г.
4) Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. – Развитие социальной сферы:
приоритеты регулирования//Журнал «Экономист».2010г.
5) Экономическая теория: Учебник. – Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина.
– М.: ИНФРА-М, 2008.