Государственное регулирование цен в Республике Беларусь
СОДЕРЖАНИЕ: Вариант 8. Содержание 1. Государственное регулирование цен на внутреннем рынке Республики Беларусь. 1.1 Формы государственного ценового регулированияВариант 8.
Содержание
1. Государственное регулирование цен на внутреннем рынке Республики Беларусь.
1.1 Формы государственного ценового регулирования
1.2 Система государственного ценового регулирования в Республике
Беларусь
1. 3 Ценовое регулирование деятельности монополий в Республике
Беларусь
1.4 Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании
2. Анализ чувствительности покупателя к изменению уровня цен
3. Задача
Литература
1. Государственное регулирование цен на внутреннем рынке Республики Беларусь.
1.1. Формы государственного ценового регулирования
Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.).
Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого регулирования.
К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие средства по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.
Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления «ценового потолка» (максимальных цен), «ценового пола» (минимальных цен) и «коридора цен».
Наибольшее распространение получила политика «ценового потолка», которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, в послевоенный период), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.). Максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике. Они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке. В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам, путем выделения различных дотаций, субсидий, что ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем.
Практика использования политики «ценового потолка» в экономике республики, кроме указанных последствий, порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупция на государственных предприятиях.
Политика «ценового пола» используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйственной продукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя. На таком рынке образуются излишки продукции, которые государство вынуждено скупать и затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.).
Политика «коридора цен» заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены. Если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика «ценового коридора» позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняя резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.
Помимо предельных цен в Республике Беларусь устанавливаются фиксированные цены, которые также являются регулируемыми ценами, устанавливаемыми в твердо выраженной денежной величине[1] .
Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство в соответствии с проводимой экономической политикой и целями развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования.
1.2. Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь
Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Эта политика, может реализовываться двумя путями:
1) в форме резкого перехода к рыночной экономике с помощью активной либерализации цен;
2) посредством плавного вхождения в рыночную экономику, сочетая постепенное высвобождение цен по мере создания необходимых условий и конкурентной рыночной среды с системой государственного регулирования ценообразования.
Программой перехода к рынку в Республике Беларусь первоначально предусматривалось три этапа введения свободных цен на протяжении 1990 - 1992 гг. Однако осуществить такие серьезные преобразования в сжатые сроки оказалось нереальным.
Еще в составе бывшего СССР с ноября 1990 г. предприятиям было разрешено формировать свободные цены на ряд товаров, не оказывающих существенного влияния на жизненный уровень населения (ювелирные изделия, изделия из натурального меха, ковры и ковровые изделия, изделия из хрусталя и др.)[2] .
Следующий шаг в направлении перехода к свободным ценам был сделан в апреле 1991 г., когда правительство значительно расширило перечень товаров и услуг, на которые могли применяться свободные (договорные) цены. На 50% продукции производственно-технического назначения и 25% товаров народного потребления предприятия устанавливали цены самостоятельно. С этого времени в сфере государственного контроля и регулирования остались только розничные цены и тарифы на важнейшие социально значимые товары народного потребления и услуги, оказываемые населению: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочнокислая продукция, детское питание, мясо и мясопродукты, сахар, электро- и теплоэнергия, топливо бытовое, услуги пассажирского транспорта, связи, квартирная плата и некоторые другие.
Государственное регулирование было сохранено также на структурообразующую продукцию производственно-технического назначения, определяющую общий масштаб цен: нефть, газ природный и сжиженный, моторное и котельное топливо, теплоэнергия, перевозки грузов железнодорожным транспортом, основные услуги связи.
С 1 марта 1993 г. началась реализация населению по свободным ценам таких продуктов питания, как баранина, мясо птицы, ликеро-водочные изделия (кроме водки белой, на которую до сих пор действует фиксированная цена). В мае-июне этого же года на свободные цены были переведены основные продовольственные товары: свинина, говядина, вареные колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, масло животное, мягкие сыры, сахар, которые до этого времени регулировались государством.
Либерализация цен имела своей целью ликвидацию ценовых диспропорций и более полное удовлетворение спроса предприятий и населения в товарах и услугах за счет стабилизации и роста объемов их производства. Однако после резкого скачка цен в 1992 г. они продолжали расти высокими темпами. Инфляционные процессы привели к падению производства, поскольку предприятия получили возможность достигать своих целей не за счет увеличения выпуска продукции, а за счет повышения цен.
В результате проводимых в 90-е годы преобразований в системе ценообразования были сглажены имеющиеся ранее диспропорции в ценах по отраслям экономики и отдельным группам товаров и услуг. Так, наиболее высокими темпами росли цены на продовольственные товары и потребительские услуги, которые длительное время были искусственно занижены. Опережающим ростом отличались цены на промышленную продукцию, транспортные услуги.
Основные направления ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу нашли отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в Республике Беларусь[3] . Целью совершенствования системы ценообразования являлось создание такого механизма, который бы обеспечивал условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения.
В целом за период действия Концепции, принятой в 1999 г., произошли следующие позитивные изменения:
1) значительно снижены темпы роста потребительских цен (с 351% в 1999 г. до 114,4% в 2004 г.);
2) отпала необходимость учета в ценообразовании множества курсов национальной валюты;
3) произошло укрепление белорусского рубля, что связано с динамическим развитием национальной экономики;
4) осуществлены меры по сокращению объемов перекрестного субсидирования по газу и электроэнергии;
5) значительно сократились объемы бартера, снизилась острота проблемы ценообразования на продукцию, поставляемую по товарообменным операциям;
6) возросла конкуренция на внутреннем рынке товаров и услуг, что благоприятно сказалось на ценовой ситуации в стране;
7) сформированы организационные и институциональные основы, позволяющие стабилизировать ценовые процессы в республике.
Вместе с тем в сфере ценообразования остались нерешенными следующие вопросы:
1) достаточно высокий уровень инфляции (в 2004 г. самый высокий среди стран СНГ);
2) опережающие темпы роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары;
3) высокий уровень субсидирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта;
4) наличие меж- и внутриотраслевого перекоса в ценах на отдельные товары и услуги;
5) недостаточный контроль за уровнем и динамикой себестоимости товаров (работ, услуг), отсутствие механизма, стимулирующего сокращение себестоимости продукции предприятиями;
6) недостаточно эффективное и тесное соотношение ценообразования с налогово-бюджетной политикой, высокий уровень налоговой нагрузки;
7) большое количество принимаемых республиканскими органами государственного управления нормативно-правовых актов, имеющих ограниченный срок действия;
8) несоответствие отдельных положений антимонопольного
регулирования международным стандартам.
Вследствие этого возникла необходимость появления Концепции, принятой в 2005 г., где были уточнены подходы и механизмы регулирования ценообразования в контексте внутриэкономических и внешнеэкономических изменений.
Концепцией 2005 г. были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Концепция не предполагает коренного изменения действующей системы ценообразования, однако намечается совершенствование ценообразования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности национальной экономики.
В качестве принципов ценообразования определены:
1) сочетание свободных и регулируемых цен;
2) разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;
3) установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
4) осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании, за формированием и применением цен (тарифов).
Правовые основы государственной политики в области ценообразования в стране, сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, отражены в Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления.
Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, Министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторые другие.
Государственное регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь на текущий момент осуществляют:
1) Совет Министров Республики Беларусь - регулирует цены и тарифы на важнейшие социально значимые услуги для населения и товары, имеющие стратегическое значение для страны;
2) Министерство экономики:
a) осуществляет формирование основ государственной политики в области ценообразования в пределах предоставленных ему полномочий и обеспечивает ее реализацию;
b) определяет формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов);
c) осуществляет методическое руководство ценообразованием и координацию работы других органов управления в области ценообразования, что обеспечивает единство ценовой политики на всей территории страны;
d) осуществляет регулирование цен (тарифов) и государственный контроль за соблюдением ценового и антимонопольного законодательства;
e) принимает решения о применении экономических санкций за нарушение антимонопольного и ценового законодательства.
Облисполкомы и Минский горисполком обеспечивают государственную политику в области ценообразования в пределах административно-территориальных единиц. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.
В последние годы в Беларуси использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:
1) установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;
2) определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;
3) обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;
4) установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;
5) установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;
6) ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
7) ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;
8) обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;
9) индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;
10) декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
11) ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);
12) контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.
Органы управления в дальнейшем должны переходить к косвенным методам воздействия на формирование себестоимости и цен промышленной продукции, заключающимся в согласованном проведении регулирования цен на основное сырье и энергоресурсы, налогового, таможенного регулирования, политики доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики, антимонопольного регулирования.
1. 3. Ценовое регулирование деятельности монополий в Республике Беларусь.
В мире известны две модели для преодоления высоких цен, устанавливаемых монополиями. Зарубежная теория и практика показывают, что высокие цены и нормы прибыли сегодняшних монополистов побуждают другие предприятия и новых инвесторов к проникновению на их рынки, что само по себе создает условия для возникновения и развития конкуренции.
Другая модель, которая экспериментировалась в условиях отечественной экономики, состоит в том, что, если товар продается по монопольно высоким ценам, правительство прибегает к регулированию таких цен. Предприятия в условиях ограничения прибыли, стремясь уйти от государственного регулирования, завышают себестоимость, растрачивая свои ресурсы. Правительство, пытаясь осуществлять такое регулирование, нередко выплачивает дотации, субсидии, предоставляет различные льготы, растрачивает государственные ресурсы. Такая политика увековечивает монополию, устраняя возможности для появления конкурентов.
Разумеется, первая модель относится к хорошо функционирующему рынку. Сверхмонополизированная структура производства в Беларуси, доставшаяся нам в наследство, неизбежно создавала трудности в формировании конкурентной рыночной среды и рыночных цен. Когда рынок только формируется, не создана его инфраструктура, отсутствуют инвестиции, независимая торговая сеть, высокая цена не в состоянии выполнять функции привлечения нового предложения и ограничения спроса.
На этапе трансформации экономики сфера государственного антимонопольного ценового регулирования должна быть еще достаточно широкой, адаптированной к особенностям экономики переходного периода. В нее следует включать регулирование цен на продукцию как естественных монополий, так и ряда искусственных. К естественным монополиям относятся отрасли производства, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на единственном предприятии. В этом случае создание конкуренции путем рассредоточения производства на нескольких предприятиях является экономически нецелесообразным, так как ведет к повышению удельных издержек (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, газ, тепло, водоснабжение).
Цель антимонопольного законодательства заключается в обеспечении доступности для потребителей товаров (услуг) таких предприятий за счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий. В нашей стране используется специфическая система регулирования цен на продукцию предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим (монопольным) положением. При этом доминирующее положение означает исключительное положение предприятия на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию. Факт доминирования устанавливается по доле рынка, которым обладает предприятие. Если, например, одно предприятие владеет более чем 30%, а два - более чем 54% рынка, то эти предприятия признаются монополистами и включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики (независимо от формы собственности).
Государственный реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается перечень предприятий, относящихся к естественной монополии, цены на продукцию и услуги которых устанавливаются государственными органами. Во второй раздел входят предприятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов. Если предприятием, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотребление доминирующим положением, то такое предприятие исключается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регулирование отдельных параметров деятельности, в том числе ценовых. Каждый из разделов реестра содержит два подраздела: республиканский, куда входят предприятия-монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополистов на местных товарных рынках (в пределах границ административно-территориальных единиц, населенных пунктов).
В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного норматива рентабельности, предельного уровня цен (тарифов) и декларирование уровня свободных цен (тарифов). Последнее представляет собой регистрацию цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований (подробное обоснование цен с представлением калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснительной запиской).
К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относятся установление монопольных цен и заключение антиконкурентных ценовых соглашений. Под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.
К ограничению конкуренции на рынке могут привести различные ценовые соглашения, которые в республике запрещены. Выявление и пресечение антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах осуществляется в соответствии с разработанной антимонопольными органами инструкцией.
Антиконкурентные ценовые соглашения можно условно разделить на два вида: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные соглашения заключаются в любой форме и имеют целью или результатом необоснованное повышение, снижение или поддержание определенного уровня цен, в том числе на аукционах и торгах. Такие соглашения могут быть направлены на поддержание чрезмерно высоких или чрезмерно низких цен. При этом в первом случае целью соглашения обычно является получение дополнительной прибыли за счет потребителя. Во втором случае договоренности между предприятиями направлены на ограничение доступа на рынок новых предприятий в период их вероятного входа. После устранения этой угрозы цены повышаются с таким расчетом, чтобы компенсировать потери, вызванные их временным понижением.
Вертикальные соглашения между предприятиями представляют собой соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем. Поставщик при этом применяет метод поддержания перепродажной цены, суть которого состоит в установлении минимальной цены, по которой продукция должна быть реализована потребителям.
Установление и поддержание минимальной перепродажной цены означает осуществление поставщиком контроля над рынком определенной продукции. Следствием подобных действий является ограничение конкуренции на рынке, устранение возможности для конкурентов свободно маневрировать ценами и завышение цен.
В Концепции ценообразования определена антимонопольная политика в сфере ценообразования. В процессе проведения государственной конкурентной политики должны быть обеспечены равенство условий деятельности юридических лиц всех форм собственности, защита интересов отечественных производителей, повышение конкурентоспособности производимых ими товаров.
Вследствие изменившихся экономических условий основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля, который осуществляет:
1) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и органов управления;
2) пресечение недобросовестной конкуренции;
3) обеспечение правовой защищенности добросовестной
конкуренции;
4) содействие развитию конкуренции на товарных рынках страны;
5) контроль за экономической конкуренцией;
совершенствование регулирования деятельности естественной монополии.
Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом сохраняется необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.
1.4. Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании
Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы призваны контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствования.
1 февраля 1993 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 51 было утверждено Положение о государственном контроле за соблюдением дисциплины цен, в котором определены основы государственного контроля за установлением и применением цен всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности. В дополнение к нему было принято Постановление Кабинета Министров «О повышении эффективности контроля за ценами» № 221 от 2 декабря 1994 г. Определена ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании статьей 6 Закона Республики Беларусь «О ценообразовании», вступившего в действие в мае 1999 г.
Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который определяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением, является Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики. На местном уровне в пределах своей территории те же функции выполняют управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома, а также инспекции по контролю за ценами в районах, городах и их районах. В своей работе органы контроля за ценами взаимодействуют с министерствами и ведомствами, на которые возложена ответственность за правильность установления и применения цен на подведомственных предприятиях. Проверкой правильности установления и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, Прокуратура Республики Беларусь, Государственный налоговый комитет, Министерство финансов, органы статистики.
Может осуществляться также общественный контроль за соблюдением прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей со стороны общественных объединений потребителей.
В процессе контроля решается целый ряд задач, в том числе:
1) социально-экономический анализ формирования цен, их динамики, изменения структуры, соответствия реальным условия производства и реализации продукци и;
2) проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности, недопущения включения в них необоснованных затрат и прибыли;
3) проверка правильности отражения улучшения потребительских свойств, качества продукции в ценах;
4) внесение в соответствующие органы управления предложений о введении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги;
5) оказание методической помощи субъектам хозяйствования в вопросах ценообразования;
6) выдача обязательных для исполнения указаний и предписаний об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий, их порождающих;
7) принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством;
8) определение условий расчетов и уровня цен на продукцию, поставляемую в государства-участники СНГ на эквивалентной основе (по клирингу) исходя из интересов страны.
Основными формами контроля являются комплексные, отраслевые, тематические и разовые проверки.
Для осуществления контроля субъекты хозяйствования при реализации товаров обязаны указывать в товарно-сопроводительных, платежных документах свободную отпускную цену предприятия-изготовителя или импортера, ее количественные и качественные характеристики. При поставке продукции через оптовые или снабженческо-сбытовые предприятия в товарно-сопроводительных, платежных документах в обязательном порядке должен отражаться размер оптовой наценки. Работники органов контроля имеют право получать от министерств, ведомств, субъектов хозяйствования материалы и документы, необходимые для установления, согласования и применения цен, беспрепятственно посещать министерства, ведомства, предприятия всех форм собственности для осуществления контроля, привлекать к контрольным проверкам квалифицированных специалистов.
В республике действует порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями законов, правил и норм по ценообразованию. К нарушениям государственной дисциплины цен относятся:
1) завышение или занижение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги (фиксированных или предельных цен, предельных уровней рентабельности или коэффициентов повышения цен и тарифов);
2) завышение отпускных цен на продукцию предприятий-монополистов, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;
3) несоблюдение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары без регистрации этих цен;
4) завышение или занижение размеров налогов и неналоговых платежей или невключение их в состав цены, если это предусмотрено законодательством;
5) отсутствие экономического обоснования цен, тарифов;
6) применение цен, наценок, тарифов, установленных для предприятий общественного питания, сферы обслуживания, культуры, не соответствующих требованиям по отнесению предприятия к определенному разряду (категории);
7) включение в стоимость услуг (в том числе туристских путевок) фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, предусмотренных их стоимостью;
8) несоблюдение порядка купли-продажи товаров в посреднической деятельности;
9) нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования цен и тарифов;
10) использование завышенных оптовых и розничных торговых надбавок (скидок) при ограничении их уровня;
11) реализация продовольственных товаров сверх нормативных сроков реализации (с разрешения специально уполномоченных государственных органов) без уценки.
Органы ценообразования имеют право принимать решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством, которые заключаются в следующем:
1) выручка, необоснованно полученная в результате нарушения уровня регулируемых цен, и штраф в таком же размере подлежат изъятию в доход соответствующего бюджета с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке, а с предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, - в судебном порядке. При повторном аналогичном нарушении дисциплины цен в течение года штраф взимается в двойном размере (Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 51 от 1 февраля 1993 г. «Об усилении контроля за соблюдением цен» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 221 от 2 декабря 1994 г.));
2) при неоднократном выявлении фактов необоснованного завышения или занижения цен субъектами хозяйствования независимо от формы собственности органы ценообразования имеют право вводить для них режим государственного регулирования цен, а также входить в Хозяйственный суд с представлением о возбуждении дела о ликвидации предприятий негосударственных форм собственности и о прекращении предпринимательской деятельности лицами, занимающимися ею;
3) в случае неправильного указания или неуказания субъектами хозяйствования в платежных документах необходимых реквизитов, что может привести к завышению цен (наценок), органы контроля вправе наложить как на поставщика, так и на покупателя продукции штраф в размере 10 % от стоимости продукции;
4) субъекты хозяйствования при определении уровня отпускных цен на реализованную продукцию обязаны обосновывать его соответствующими расчетами (калькуляция с расшифровкой статей затрат). Отсутствие экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен, рассматривается как нарушение дисциплины цен, и к субъектам хозяйствования применяются в установленном порядке штрафные санкции в размере 30% от стоимости реализованной продукции (Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 209 от 10 февраля 1999 г. «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен» (с изменениями, внесенными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 994 от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 209 от 10 февраля 1999 г.»));
5) превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке влечет взыскание с субъектов хозяйствования в соответствующий бюджет дохода, полученного в результате превышения цен (тарифов), и наложение штрафа в двукратном размере полученного дохода (Указ Президента Республики Беларусь № 285 от 19 мая 1999 г. «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь»);
6) реализация товаров (работ, услуг) с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), а также при отсутствии экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), влечет наложение на субъекта хозяйствования штрафа в размере 30% стоимости реализованных товаров (работ, услуг);
7) в случае отказа предприятия-монополиста от декларирования или несвоевременного декларирования цен (их изменений), предоставления недостоверной информации облисполком вправе наложить на него штраф в размере до 15% стоимости продукции, реализованной по недекларированной цене (Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 27 от 20 января 1992 г. «О временных мерах противодействия завышению цен монопольными производителями»);
8) при применении предприятием-монополистом более высо
ких цен (их изменении), чем это определено органами ценообразования, или завышении декларированных цен разница в бесспорном порядке подлежит изъятию в соответствующий бюджет с взысканием штрафа в размере изъятой суммы;
9) хранение калькуляций по ценам осуществляется на бумажных носителях в течение трех лет, по определенному перечню товаров в течение пяти рабочих дней предоставляется информация о ценах в Министерство экономики. За нарушение данных требований применяется штраф в размере до 10% стоимости реализованных товаров в части цен, на которые произведено нарушение (Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 852 от 12 июня 2000 г. «О некоторых мерах по улучшению информационного обеспечения и контроля за уровнем цен»).
Для улучшения информационного обеспечения и организации более действенного контроля за ценообразованием правительство республики в 2000 г. приняло специальное постановление. Согласно этому постановлению, предприятия и предприниматели обязаны не менее трех лет хранить у себя решения об установлении цен на производимую ими продукцию, а также на товары, ввозимые на территорию Беларуси в режиме «выпуск товаров для свободного обращения». Информация о ценах должна представляться в Министерство экономики в течение пяти дней с даты принятия решения об установлении цен.
Повышению эффективности проводимой ценовой политики в стране способствует также проведение ценового мониторинга, который осуществляется как органами ценообразования, так и службами государственной статистики. Современный ценовой мониторинг включает отслеживание цен, ценообразующих факторов на основных сегментах рынка -внутреннем, внешнем, на рынке потребительских товаров, промышленной продукции, услуг, рынке труда и оперативное их прогнозирование. Основная задача мониторинга - быстрое выявление ценовых дисбалансов и проблем в целях оперативного принятия упреждающих решений и создания ценовых информационных ресурсов для субъектов хозяйствования и населения.
2. Анализ чувствительности покупателя к изменению уровня цен.
Задание
Проанализировать чувствительность покупателей к изменениям уровня цен на сок. Для этого:
1) Составить анкету с вопросами:
при какой цене вы купите этот товар и решите, что сделали выгодную покупку;
начиная с какой цены, вы решите, что этот товар стоит слишком дорого и не станете его покупать;
начиная с какой цены, вы решите, что цена вызывает сомнения в качестве этого товара и не станете его покупать.
2) Провести опрос 100 покупателей данного товара.
3) Построить кривую спроса, оценить эластичность спроса на разных участках ценового диапазона.
4) Рассчитав соответствующие коэффициенты дуговой эластичности, дать оценку тем ценовым диапазонам, где может быть выгодным снижение цен, и тем, в которых снижение цен не способно существенно увеличить объёмы производства.
Решение
1) Для решения задач, поставленных в данном задании мною был выбран натуральный сок известной торговой марки «Джой», произведённый на Борисовском консервном комбинате.
Опрос респондентов происходил в универмаге «Рублёвский», который находится на проспекте Партизанском, непосредственно возле витрины с выбранной маркой сока. Было опрошено 100 потенциальных покупателей в возрасте не менее 20 лет.
Анкета
Вводная часть
Уважаемый покупатель!
Борисовский консервный завод проводит маркетинговое исследование с целью изучения Ваших вкусов, мнений предпочтений для изменения ассортимента и создания нового товара. С нашей стороны анонимность и конфиденциальность собранной информации гарантируется.
Пожалуйста, отметьте галочкой только ОДИН ответ, соответствующий Вашему мнению или желанию ответить на поставленный вопрос. Заранее Вам благодарны за участие в исследовании.
Содержательная часть.
1. Как часто Вы покупаете натуральные соки?
Никогда не покупаю.
Покупаю примерно раз в месяц.
Покупаю раз в неделю.
Покупаю почти каждый день.
2. Являетесь ли Вы покупателем сока «Джой»?
Да.
Нет.
Если не являетесь, то укажите причины, по которым Вы отказываетесь от покупки сока «Джой»:
Отсутствие интереса.
Высокая стоимость.
Ограниченный выбор.
Недостаточная осведомлённость о предлагаемом соке.
Другое.
3. Какой из ниже перечисленных сортов сока «Джой» Вам больше всего нравится?
«Джой» - ананас.
«Джой» - апельсин.
«Джой» - мультивитамин.
«Джой» - томат.
«Джой» - грейпфрут + манго + банан.
4. При какой цене Вы купите сок «Джой» и решите, что сделали выгодную покупку.
От 2200 руб.
От 2000 руб.
От 1800 руб.
От 1600 руб.
От 1500 руб.
5. Начиная с какой цены Вы решите, что сок «Джой» стоит слишком дорого и не станете его покупать?
С 3000 руб.
С 2500 руб.
С 2300 руб.
С 2000 руб.
С 1500 руб.
6. Начиная с какой цены, Вы решите, что цена вызывает сомнения в качестве и не станете его покупать?
С 1700 руб.
С 1500 руб.
С 1300 руб.
С 1200 руб.
С 1000 руб.
Полученные результаты сведены в таблицу 1.
Таблица 1. Результаты ответов на 4, 5 и 6 вопросы анкеты.
Результаты ответа на 4 вопрос (выгодная покупка) | Результаты ответа на 5 вопрос (большая цена) | Результаты ответа на 6 вопрос (сомнительная цена) |
2200 – 3% | С 3000 – 1% | С 1700 – 3% |
2000 – 20% | С 2500 – 20% | С 1500 – 20% |
1800 – 37% | С 2300 – 30% | С 1300 – 32% |
1600 – 25% | С 2000 – 49% | С 1200 – 25% |
1500 – 15% | С 1800 – 0% | С 1000 – 20% |
Источник: собственная разработка
Построим кривую спроса сока «Джой», в связи с чем составим вспомогательную таблицу 1а.
Исходя из полученных данных составим таблицу зависимости спроса от цены. Т.к. большинство покупателей отказываются приобретать сок «Джой» по цене свыше 3000 руб., то при этой цене спрос равен нулю (это верхняя граница ценового диапазона). При стоимости сока 1000 руб. покупатели считают её сомнительной и поэтому отказываются его приобретать. Это нижняя граница ценового диапазона. Сок, цена которого находится в ценовом диапазоне от 1500 руб. до 2000 руб. потребители считают выгодной покупкой.
Таблица 1а. Зависимость спроса от цены.
P (цена) | Q (спрос) |
3000 | 0 |
2500 | 8 |
2000 | 20 |
1500 | 78 |
1200 | 100 |
Рисунок 2. Кривая спроса на сок «Джой».
Рисунок 3. Кривые спроса, характеризующие ответы потребителей на вопросы 4, 5 и 6.
Эластичность спроса выше при высоких и средних ценах и ниже при низких ценах. Без предварительного измерения невозможно сказать, является ли в данной точке спрос эластичным или относительно неэластичным. На ценовом диапазоне от 3000 до 2500 руб. спрос будет равен 8% респондентов. От 2500 до 2000 руб. спрос равняется 20%. От 2000 до 1500 руб. спрос – 58%, а от 1500 до 1200 – 22%.
Коэффициент прямой эластичности спроса по цене характеризует отношение относительного изменения объёма спроса к относительному изменению цены и показывает, на сколько процентов изменяется объём спроса на товар при изменении цены на 1 %.
Коэффициент дуговой эластичности рассчитывается чаще всего по правилу средних точек, т.е. используется среднее для данного интервала значение цены и спроса, а именно:
Р = (Р1 + Р2 ) / 2; Q = (Q1 + Q2 ) 2.
Откуда ei = Q / Р * Р / Q,
где Q – объём спроса на данный товар, Р – цена данного товара., Р1 , Р2 - цена товара в двух данных точках, Q1 , Q2 - спрос на товар в двух данных точках.
Если спрос совершенно эластичный (е = ), то при снижении цены покупатели повышают объём спроса на неограниченную величину, а при повышении цены – полностью отказываются от товара.
При эластичном спросе (е 1) при снижении цены объём спроса повышается более высокими темпами по сравнению с изменением цены, а при её повышении – снижается в более значительных размерах, чем цена.
При единичной эластичности (е = 1) объём спроса изменяется теми же темпами, что и цена, но в противоположном направлении.
Если спрос не эластичен (е 1), то при повышении цены объём спроса снижается более низкими темпами, чем растёт цена, а при её снижении – увеличивается более медленно, чем падает цена.
При совершенно неэластичном спросе (е = 0) любое изменение цены объёма спроса совершенно не меняет.
Рассчитаем коэффициенты дуговой эластичности ан основании рисунка 2 и таблицы 1а.
e1 = 8 / 500 * 2750 / 4 = 11;
e2 = 12 / 500 * 2250 / 14 = 3,9;
е3 = 58 / 500 * 1750 / 49 = 4,1;
е4 = 22 / 300 * 1350 / 89 = 1,1.
По полученным результатам производителю сока «Джой» выгодно снижать цены на всём ценовом диапазоне, так как эластичность больше единицы. При снижении цены покупатели повышают объём спроса на неограниченную величину, а при повышении цены они полностью отказываются от товара.
Задача
Определить, какая цена должна установиться на рынке анализируемого товара, чтобы фирма его производящая при планируемом объёме выпуска продукции (Q) 12 тыс. шт. в месяц имела прибыль (PRO) не менее 27 млн. руб. Совокупные постоянные издержки фирмы (TFC) составляют 72 млн. руб., а средние переменные (AVC) – 4 720 руб. Налоги в соответствии с законодательством. НДС – 10%. Дать графическую иллюстрацию задачи и найти точку безубыточности.
Решение
1) Находим общие издержки (TC):
ТС = TFC + TVC (1)
(совокупные постоянные издержки + совокупные переменные издержки).
Из формулы (1) нам неизвестны совокупные переменные издержки (TVC), найдём их с помощью формулы:
AVC = TVC / Q (2)
Отсюда, TVC = AVC * Q (3)
Подставим в формулу (3) известные нам значения:
TVC = 4 720 руб. * 12 тыс. шт. = 56 640 тыс. руб.
Найденное значение применим в формуле (1) и найдём общие издержки: ТС = 72 млн. руб. + 56 млн. 640 тыс. руб. = 128 млн. 640 тыс. руб.
2) Находим цену производства (оптовую цену) по формуле:
Цпр = ТС + PRO (4)
Подставим известные нам значения и получим:
Цпр = 128 млн. 640 тыс. руб. + 27 млн. руб. = 155 млн. 640 тыс. руб.
3) Теперь найдём отпускную (производственную) цену одной единицы продукции путём деления общей цены производства на планируемый объём выпуска продукции (155 млн. 640 тыс. руб./12 тыс. ед.) и получим 12 970 руб. (Цпр. ед. ).
4) Найдём отчисления в местный и республиканский бюджет.
ОБ = Цпр * 2% / (100% - 2%) (5)
Получим ОБ = 12 970 руб. * 2% / (98%) = 265 руб.
5) Налог на добавленную стоимость.
НДС = (Цпр + ОБ) * 10% / 100% (6)
Получим НДС = (12 970 руб. + 265руб.) * 10% / 100% = 1323,5 руб.
7) Находим отпускную цену по формуле:
Цотп = Цпр + ОБ + НДС (7)
Получим Цотп.ед. = 12 970 руб. + 265 руб. + 1323,5руб. = 14558,5 руб.
8) Точка безубыточности – это такой объём реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль, т.е. это нижний предельный объём выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.
Точка безубыточности характеризуется показателями:
Критический объём реализации.
КОР = TFC / (Цотп.ед. - АVCед. ) (8)
Получим КОР = 72 млн. / (14558,5 руб. - 4720 руб.) = 7318 шт.
Порог рентабельности.
ПР = КОР + Цотп. ед. (9)
Получим ПР = 7318 шт. * 14558,5 руб. = 106 млн.539 тыс. 103 руб.
Запас финансовой прочности.
ЗФП = Вр – ПР. (10)
Получим ЗФП = 12 тыс. шт.* 14558,5 руб. - 106 млн.539 тыс. 103 руб. =
= 68 млн. 162 тыс. 897 руб.
Маржа безопасности.
МБ = Q - КОР (11)
Получим МБ = 12 000 шт. - 7318 шт. = 4 682 шт.
Используя найденные показатели, найдём точку безубыточности (А) и изобразим её на графике (рисунок 4). Ниже точки безубыточности находится зона убытков, а выше её – зона прибыли. Относительно объёма производства от точки А до точки С находится маржа безопасности, а относительно выручки от реализации от точки А до точки С – порог рентабельности. Последние два показателя характеризуют то, как далеко находится предприятие от точки безубыточности.
Рисунок 4. График прямой, отражающий точку безубыточности
Литература
1. Деева А.И. Цены и ценообразование. – М.: Экзамен, 2003.
2. Емельянова Т.В. Ценообразование. – Мн.: ВШ, 2005.
3. Лазаревич Н.М., Кохнович И.Н. Ценообразование. – Мн.: МИУ, 2006.
4. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: Инфра-М, 2001.
5. Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование. – Мн.: БГЭУ, 2001.
6. Савицкий А.А. Основы ценообразования. – Мн.: Дизайн-Про, 2004.
7. Тарасов В.И. Ценообразование. – Мн.: Книжный дом, 2006.
8. Цены и ценообразование. / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2000.
9. Шуляк П.Н. Ценообразование. – М.: Дашков и Ко, 1999.
[1] Лазаревич Н.М., Кохнович И.Н. Ценообразование. – Мн.: МИУ, 2006. – C. 26.
[2] Там же. – С. 27.
[3] Там же. – С. 29..