Государственное управление основными народнохозяйственными комплексами

СОДЕРЖАНИЕ: Промышленная политика государства. Промышленная политика составная часть социально-экономической и включает в себя структурную, научно-техническую, инновационную политику. Разработка промышленной политики государства. Топливно-энергетический комплекс.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

На тему:

«Государственное управление основными народнохозяйственными комплексами»

МИНСК, 2008


1. Промышленная политика государства

Появление термина «промышленная политика» относится к 30-м годам ХХ века и связано с возникшей острой необходимостью разработки программы борьбы с кризисом, охватившим английскую и американскую экономики.

Промышленная политика является составной частью социально-экономической и включает в себя структурную, научно-техническую, инновационную политику. В широком аспекте промышленная политика выходит за рамки отраслевых проблем и определяется экономической политикой государства. Под промышленной политикой в узком смысле слова понимается отраслевая политика. Ее суть — в конкретизации общей структурной и экономической политики применительно к отдельным отраслям индустрии. Если государственная промышленная политика направлена на укрепление промышленного комплекса в целом, то региональная промышленная политика решает вопросы локальных кризисов и неравномерности экономического развития внутри региона.

Разработку промышленной политики государства непосредственно осуществляет управление промышленной политики при Министерстве промышленности Республики Беларусь. Отраслевыми вопросами занимаются управления внешних связей, маркетинга и сотрудничества со странами СНГ, методологии качества, машиностроения и металлургии, инвестиций, мощностей и энергосбережения, реформирования государственной собственности, радиоэлектронной промышленности и конверсии, электротехнической, оптико-механической промышленности и приборостроения и др. В структуру Министерства промышленности Республики Беларусь также входят: главное финансово-экономическое управление, главное управление сельскохозяйственного машиностроения, отделы драгоценных металлов, строительства и социального развития.

Мировой опыт государственного регулирования этой сферы материального производства определил общие задачи промышленной политики:

дополнять задачи экономической политики (например, равновесие платежного баланса);

ускорять экономическое развитие;

увеличивать производительность и конкурентоспособность экономики;

улучшать условия деятельности промышленных предприятий;

укреплять национальную безопасность;

влиять на структуру отраслей на определенной территории, способствовать развитию, сокращению или реорганизации отраслей;

влиять на сумму капиталовложений;

способствовать технологическим изысканиям на данной территории и т.д.

Эффективная государственная промышленная политика должна ориентировать хозяйствующих субъектов как на расширенное воспроизводство национального богатства, так и на приумножение человеческого и интеллектуального потенциала.

Важнейшим направлением промышленной политики в зарубежных странах является государственное регулирование цен , осуществляемое в различных формах: регламентация размера прибыли в цене продукции, прямое регламентирование цен и тарифов в ценообразующих отраслях (энергоносители, транспортные услуги и т.д.).

Важным регулятором развития промышленного сектора является система налогообложения . В каждой отрасли государство проводит политику в соответствии с ее спецификой и потому в рыночных экономиках налогообложение регулируется в отраслевом разрезе. К примеру, если в России налогообложение таково, что убыточным становится эксплуатация скважин, дающих не более 7 т нефти в сутки, то в США добыча рентабельна при дебете 1,6 т нефти в сутки.

Государственное воздействие на промышленность реализуется путем разработки амортизационной политики . Механизм ускоренной амортизации служит в качестве важного источника финансирования инноваций.

При исследовании исторических корней промышленной политики в нашей стране интерес представляет опыт первичной индустриализации экономики (последняя четверть XIX в. — начало XX в.). Россия в те годы относилась к полупериферии капиталистического мира. Среди сил, которые не были заинтересованы в индустриальном развитии России, выделялся слой привилегированного потребления (крупные собственники земли, правительственные чиновники, коммерсанты, банкиры); дворянство также сохраняло менталитет, не способствовавший накоплению капитала. Им противостояли патриотически настроенная часть государственного аппарата, ученые, инженеры, промышленники. Так, Д.И. Менделеев дал научное обоснование промышленной политики России в 900-страничном труде (1891 г.).

Революционные преобразования дали новый толчок развитию промышленного производства, однако истоки современного кризиса экономики и промышленного производства постсоветских стран были заложены именно в планово-централизованной системе хозяйствования.

С обретением Республикой Беларусь самостоятельности остро встали вопросы повышения эффективности промышленного сектора. Уже начиная с 1996 г., были обеспечены ежегодные приросты объемов валового внутреннего продукта и производства промышленной продукции, и в 2000 г. достигнут уровень производства промышленной продукции докризисного 1990 г.

Однако на сегодняшний день по-прежнему существует ряд промышленных структур, остро нуждающихся в средствах для инвестирования. Именно поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики является создание в Беларуси благоприятного инвестиционного климата. Решениями Президента и Правительства в республике определены меры государственной поддержки и гарантий иностранным инвесторам. Под патронажем государства реализуются наиболее значимые инвестиционные проекты.

Для активизации инвестиционной деятельности целесообразно принятие следующих мер:

— формирование положительного имиджа республики как реципиента иностранных инвестиций;

— планомерное проведение работы по развитию сотрудничества с МВФ и другими финансовыми организациями;

— дальнейшее совершенствование законодательной базы;

— своевременное погашение задолженности по кредитным линиям под гарантии правительства;

— отмена в перспективе обязательной продажи валютной выручки для предприятий-экспортеров и решение проблемы конвертируемости валюты;

— активизация работы отраслевых министерств, концернов, ведомств, предприятий по подготовке инвестиционных проектов;

— совершенствование механизма гарантий и страхования внешних займов республики;

— интенсификация обучения персонала, разрабатывающего бизнес-планы, проводящего маркетинговые исследования и организующих тендеры, на базе исследовательских и учебных центров в целях повышения качества подготовки материалов по инвестиционным проектам.

Первоочередной задачей является мобилизация внутренних инвестиционных ресурсов. Население республики представляет собой значительный слой потенциальных инвесторов. Мобилизация и привлечение в экономику даже части накоплений населения позволили бы провести реструктуризирование многих предприятий. Кроме того, рост внутренних инвестиций в стране важен и для привлечения иностранных инвесторов.

С учетом международного опыта в промышленном секторе продолжается процесс реформирования государственной собственности. Законодательно закреплены процедуры преобразования государственных предприятий в акционерные общества, учредителями которых могут стать как отечественные, так и иностранные инвесторы, при условии, что их предложения будут гарантировать развитие предприятия, освоение современной высокотехнологичной продукции.

Утвержденная Президентом Республики Беларусь Программа развития промышленного комплекса республики на период до 2015 г. ставит задачи перехода к эффективному функционированию промышленного комплекса и создания базы для формирования современной многопрофильной экономики. На первый план выходят задачи структурной перестройки промышленного комплекса, освоения научно-индустриальных и научно-информационных технологий, обеспечения конкурентоспособности продукции. Предполагается осуществить более 150 инвестиционных проектов, значительная часть которых будет реализована на предприятиях системы Министерства промышленности Республики Беларусь. В черной металлургии наиболее крупным является проект технического переоснащения Белорусского металлургического завода, в машиностроении — реконструкции Белорусского автозавода в Жодино. Основой инвестиционной политики становится адресное вложение средств в определенные программой группы изделий, имеющие потенциальные возможности сбыта за рубежом, а также базирующиеся на использовании наукоемких технологий. К ним относятся прокат черных металлов, металлокорд, тракторы, автомобили, сельскохозяйственные машины и оборудование, универсальные ЭВМ общего назначения, средства связи, оборудование для реализации вакуумных технологий. Все в большей мере интегрируясь в мировую систему, развивая равноправные партнерские отношения с зарубежными производителями, промышленность Беларуси вступает в XXI век.


2. Государственное управление топливно-энергетическим комплексом

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей народного хозяйства Республики Беларусь в обеспечении функционирования экономики и повышения уровня жизни населения. Основные фонды отраслей ТЭК составляют около 25% производственных фондов промышленности. Ежегодные затраты на энергоресурсы при производстве продукции и оказании услуг в общих затратах по всему национальному хозяйству республики возросли с 5% в 1990 г. до 30% в 1999 г.

ТЭК республики включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения всех видов энергоносителей: газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива и электроэнергии.

До начала 1990-х годов ТЭК республики формировался в составе бывшего СССР при наличии относительно дешевых топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что не способствовало проведению жесткой политики энергосбережения и не стимулировало интенсивное внедрению энергосберегающих технологий и оборудования. В результате энергоемкость ВВП в настоящий момент более чем в два раза превышает аналогичные показатели государств Европейского Сообщества.

Проводимые в республике реформы в малой степени коснулись отраслей ТЭК, что связано с их естественным монополизмом в области систем транспорта газа, передачи электроэнергии и централизованного теплоснабжения. Негибкая политика регулирования цен на энергоносители для различных категорий потребителей, существующая производственная структура ТЭК и отсутствие необходимой нормативно-законодательной базы способствовали проявлению отрицательных тенденций.

В настоящий период Республика Беларусь на 82% зависит от поставок ТЭР из России. Вследствие политических и экономических процессов в России прогнозируется рост цен на ТЭР до мирового уровня. Острой проблемой является износ оборудования в отраслях ТЭК, который в настоящее время составляет свыше 50%. Утрачен минимально необходимый строительный задел, позволяющий поддерживать действующие основные фонды, а инвестиционные циклы в ТЭК очень длительны и капиталоемки.

Монополизм отраслей ТЭК обусловливает необходимость государственного регулирования в данной сфере. Управление ТЭК Республики Беларусь осуществляет недавно созданное Министерство энергетики.

В сложившихся условиях основными целями энергетической политики Республики Беларусь являются поиск путей и формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей при сохранении экологически безопасной среды.

Достижение поставленных целей должно базироваться на:

— обеспечении надежного энергоснабжения республики с максимально эффективным использованием энергоносителей за счет постоянно проводимых организационно-технических мероприятий во всех отраслях народного хозяйства;

— использовании геополитического положения республики для транзита всех видов энергоресурсов стран СНГ, Балтии, Западной Европы;

— оптимальных режимах эксплуатации энергоисточников и вариантах энергоснабжения потребителей с учетом величины, видов и специфики нагрузок;

— удовлетворении интересов областей и отдельных городов в самообеспечении энергоносителями путем расширения их доли собственности в основных фондах энергетических объектов областного и городского значения и соответственно прав в экономическом управлении этими объектами при сохранении единства технологического управления энергетическими системами ТЭК;

— учете принципиальных различий условий энергообеспечения районов, загрязненных радионуклидами;

— технической политике, ориентированной на коренное повышение экономичности производства, распределения, использования ТЭР, экологической и аварийной безопасности объектов энергетики;

— приоритетах глубокой переработки нефти и комплексного использования углеводородного сырья.

Главным средством достижения целей энергетической политики является формирование энергетического рынка республики, при этом основным движущим механизмом снижения затрат должна стать конкуренция производителей и поставщиков энергии и топлива. Главный тезис экономической и тарифной политики — соответствие цен и тарифов затратам. Право их оперативной корректировки должно быть предоставлено энерго- и топливоснабжающим организациям по утвержденной Министерством экономики методике и под его контролем, а также обл(гор)исполкомов. Важное значение имеет введение многоставочных тарифов в зависимости от уровня напряжения, времени суток, сезона, региона потребления, категории потребителей и поставщиков энергии и топлива.

3. Особенности государственного управления машиностроительным комплексом и радиотехническим производством на современном этапе

Машиностроительный комплекс является базовым комплексом экономики государства. В него входит 139 предприятий станкостроения, машиностроения, дорожно-строительного и коммунального машиностроения, машиностроения для пищевой и легкой промышленности, инструментального производства и металлургии.

Государственное управление машиностроительным комплексом, основу которого составляют государственные предприятия, объединения и организации, непосредственно осуществляет Министерство промышленности Республики Беларусь. Минпром является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, в своей деятельности руководствуется законодательными актами высших органов власти, издает собственные руководящие документы.

Структура Министерства промышленности Республики Беларусь объединяет машиностроение с металлургией, радиотехническую, электронную, электротехническую, оптико-механическую промышленность, приборостроение. Это деление в определенной мере условно, так как предприятия, стремясь закрепиться на новых рынках, осваивают изделия не свойственного им ранее профиля. К примеру, радиотехническая промышленность включает в себя свыше 70 научно-производственных объединений, заводов, научно-исследова-тельских и проектно-технологических институтов. Отраслью производится свыше трети объема продукции радиотехнического профиля стран СНГ. В числе основных изделий — универсальные программно-технические комплексы, автоматизированные рабочие места различного профиля, электронные АТС, печатные платы, телевизионная техника, аппаратура сотовой телефонной связи, приемно-передающие радиоустройства, магнитофоны, бытовая электротехника и т.д.

Особенностью развития радиотехнических производств республики в последнее десятилетие стало то, что многие предприятия отрасли были вынуждены переориентировать производство с продукции, предназначенной для нужд обороны, на производство изделий для мирных отраслей хозяйства и народного потребления. В последние годы удалось значительно повысить качество и надежность продукции, выпускаемой конверсионными предприятиями. Этому способствовало применение комплектующих изделий и элементной базы лучших мировых производителей. Телевизионные предприятия «Горизонт» и «Витязь» выпускают в настоящее время цветные телевизоры с таким же набором функций, как у аппаратов известных зарубежных фирм. Однако многие проблемы машиностроительного комплекса остались нерешенными, что тормозит развитие экономики в целом. В частности, бюджетное финансирование предприятий с низкой рентабельностью ложится большим грузом на государство и замораживает часть средств, которые можно было использовать для других целей.

Какой видится роль государства в регулировании данного сектора экономики на современном этапе? Прежде всего необходимы дальнейшая работа по анализу эффективности существующей структуры производства и определение стратегических установок его дальнейшего развития, что является основной функцией высших органов госуправления. Во-вторых, в условиях недостаточного развития рыночных отношений в этом секторе экономики, реализация крупномасштабных проектов по дальнейшему повышению эффективности производства возможна прежде всего под эгидой государства. В-третьих, дальнейшая роль государства видится в создании условий для самостоятельного функционирования предприятий машиностроительного комплекса, совершенствования и развития этой сферы.

Радиотехническая отрасль — та отрасль, в которой наиболее развита научно-исследовательская и проектно-конструкторская база, где проводятся работы по всему циклу — от создания материалов для элементной базы до разработки оборудования для производства устройств бытовой и промышленной техники, контрольно-измерительных приборов, аппаратостроения, средств телевидения и связи. Устойчивым спросом пользуются телекоммуникационные и сложнейшие оптико-электронные системы, которые производятся на белорусских предприятиях.

Интеллектуальный потенциал и научное обеспечение отрасли позволяют предприятиям успешно осуществлять разработку новой конкурентоспособной продукции для насыщения внутреннего рынка и расширения экспорта. Необходимо создание условий для развития конкуренции в этом секторе с целью привлечения инноваций в производство.

4. Государственная научно-техническая политика

Во всех развитых странах наука является важнейшим фактором общественного прогресса, определяет развитие производительных сил, эффективность экономики, обеспечивает высокое качество жизни населения. Наука должна предвидеть проблемы, которые встанут в ближайшее время и в перспективе, выявить зарождающийся спрос на новые знания, она должна убеждать практиков, что и как надо делать. Влияние науки на развитие общества осуществляется по трем направлениям: экономика, образование, духовные ценности (рис. 1). Каждая из этих сфер оказывает воздействие на другие. Таким образом, наука влияет на экономику как прямо, так и косвенно (через систему образования и духовные ценности).

Развитие науки


Экономическая Система Система духовных

система образования ценностей


Экономическое, интеллектуальное и духовное

развитие общества


Рис. 1. Взаимосвязь науки и общества

Управление экономическими и социальными процессами в науке имеет ряд особенностей, которые наиболее характерны для фундаментальных исследований и определяются следующими причинами:

1) фундаментальные исследования в отличие от прикладных не ориентированы на получение прибыли или аналогичного материального вознаграждения, вследствие чего проблема селекции результатов фундаментальных исследований не может быть решена с помощью рыночных механизмов;

2) люди, склонные к теоретическим исследованиям, как правило, не имеют предпринимательских способностей;

3) отсутствие патентного права в сфере фундаментальных исследований;

4) хотя фундаментальные исследования проводятся без какой-либо явной практической цели, они в конечном счете влияют на производство и образ жизни людей.

Опыт свидетельствует, что только государство способно регулировать технологическое развитие страны, аккумулировать заказы на науку, обеспечивать широкую доступность использования научных достижений в практических целях. Государство определяет стратегические направления развития науки, формирует и реализует государственные научно-технические программы и проекты, финансирует научную деятельность из бюджета, управляет научными организациями республиканского значения. Так, в 2000 г. за счет средств бюджета финансировалось 46,2% внутренних затрат на исследования и разработки.

Тем не менее наметилась тенденция падения удельного веса расходов на науку в общей сумме расходов государственного бюджета. В 2000 г. этот показатель составил 1,11%. В развитых странах расходы на науку и научные разработки составляют примерно (% к ВВП): в Японии — 2,8%, США — 2,6%, Германии — 2,4%, Франции — 2,3%, Великобритании — 1,9%, Канаде — 1,7%, Италии — 1,1%. В Республике Беларусь аналогичный показатель в 1998 г. составил 0,43%, в 2000 г. — 0,39%. Негативными тенденциями являются также падение платежеспособного спроса промышленности на научный товар и замедление темпов научно-технического прогресса. Доля предприятий, которые внедряли научно-технические разработки, составила в 1989 г. 63%, в 2000 г. — 3% (для сравнения в 2000 г. в США — 32%, в Японии — 23%, в Германии — 10%). Особо острой становится проблема утечки кадров за рубеж.

Для изменения сложившейся ситуации государственная политика в области науки должна базироваться на реализации следующих направлений:

1. Стимулирование фундаментальных исследований, инновационной деятельности, создание условий для здоровой конкуренции в сфере науки и техники.

2. Защита прав интеллектуальной собственности.

3. Обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации.

4. Создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов.

Республика Беларусь обладает достаточно большим научно-техническим потенциалом. Потенциальные возможности НИИ и КБ республики позволяют выходить на мировой рынок инноваций прежде всего в области микроэлектроники, информатики, программного обеспечения ЭВМ, приборостроения, экологических технологий, медицинской техники, мембранных и биологических технологий, производства лекарственных средств и химикатов для медицины и сельского хозяйства, ряде других направлений. В настоящее время расширились возможности для свободы научного творчества, открытого обмена информацией, международного сотрудничества.

В условиях ограниченности средств для сохранения научного потенциала ресурсы концентрируются на приоритетных направлениях, перечень которых утверждает правительственная комиссия по научно-технической политике. Государственными заказчиками исследований по программам выступают органы исполнительной власти. Соответствующее министерство проводит оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы, распределяет по исполнителям выделяемые бюджетные средства, контролирует их целевое и эффективное использование.

Тем не менее зависимость науки от поступлений в казну объективно ставит в положение «бедных родственников» наиболее образованную часть населения, которая определяет будущее страны. Поэтому наряду с мерами по рационализации бюджетного финансирования науки целесообразно искать другие источники средств, в том числе на основе взаимосвязей, приведенных на рис. 7. Научные идеи и разработки превращаются в рыночный продукт, внедряются в отрасли производства в условиях благоприятной государственной промышленной политики. В текущем плане ставятся задачи преодоления спада, низкой инвестиционной активности и неполной загрузки оборудования, деградации технологической структуры и повышения конкурентоспособности продукции. Для этого используются следующие основные рычаги:

поддержка проектов, базирующихся на новых высокоэффективных технологиях;

создание благоприятного климата для прямых инвестиций, в том числе облегчение налогового бремени для реального сектора, трансформация сбережений населения в инвестиции;

протекционизм развития легкой, пищевой промышленности, стимулирование спроса на отечественные товары, в том числе с помощью роста госзаказа, контроля за закупками оборудования за рубежом;

поддержка отечественных экспортеров и защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции зарубежных фирм;

замораживание цен естественных монополий на первичные ресурсы.


ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РБ 1994 года (с изменениями и дополнениями). “Звязда”. 27.XI.96 г.

2. Закон Республики Беларусь “О здравоохранении” № 2435-ХП от 18.06.1993.

3. Реальная реформа: условия и принципы. Белорусский рынок. № 39, 2007.

4. Формирование экономических и социальных основ белорусской государственности. Материалы научно-практической конференции (Минск, 1 июля 2008 г.). – Мн.: Право и экономика, 2008. – 207 с.

Скачать архив с текстом документа