Государство в рыночной экономике

СОДЕРЖАНИЕ: Нормальное функционирование экономической структуры и ее государственное регулирование. Правильная организация денежного обращения. Функции государства в регулировании рыночной экономики. Разгосударствление и приватизация государственной собственности.

РЕФЕРАТ

Тема: «Государство в рыночной экономике»


1. РЫНОК И ГОСУДАРСТВО

Нормальное функционирование любой экономической структуры невозможно без государственного регулирования. На протяжении всей истории своего существования государство решало не только проблемы поддержания законности, порядка, обороноспособности, но и выполняло определенные экономические функции. Государство выступает как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения (например, в сфере налоговой политики), законодательной деятельности, а также выступает как экономический субъект, обладая определенной собственностью.

С развитием и углублением общественного разделения труда и обобществления средств производства возникает необходимость государственного регулирования экономики. Оно становится субъектом хозяйствования в масштабе всего общества, непосредственным его представителем в хозяйственных делах.

Экономическая роль государства реализуется в разнообразной хозяйственно-организаторской деятельности путем регулирования макроэкономических процессов – расширенного воспроизводства, темпов роста и направлений развития отраслей народного хозяйства, использования национального дохода, обеспечения участия страны в международном экономическом сотрудничестве и т.д.

Выясняя необходимость участия государства в экономических процессах, обратимся к системе свободной конкуренции. В совокупность ее признаков входит очень большое число участников, свобода их доступа на рынок, наличие у каждого из них полного объема коммерческой информации, свободное ценообразование, отсутствие инфляции и монополизма. В такой экономике государству нет никакой нужды, скажем, проводить антиинфляционное регулирование, подстегивать инвестиции или выполнять какие-то иные подобного рода функции.

Эффективно работающий рыночный механизм позволит решать ряд стоящих перед обществом проблем. Он соединит интересы производителей и потребителей, заставит их действовать согласованно, с ориентацией друг на друга. И происходит это естественным путем, без команд и приказов. Просто тем, кто продает товары, становится выгодным обеспечить потребности покупателей, делать все, чтобы произведенное поскорее ушло в потребление. Следует подчеркнуть, что речь здесь идет только о тех потребностях, которые выражаются через спрос. Если его нет производитель не обратит на данную потребность ни малейшего внимания.

Однако существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.

1. Это правильная организация денежного обращения. Государство, выправляя несовершенство рыночной системы, берет на себя организацию предложения денег. В экономике всех стран есть и не могут не существовать центральные банки и государственная денежная политика.

2. Предоставление государством так называемых общественных товаров. Все члены общества удовлетворяют свои потребности товарами индивидуального спроса. Эти товары подвержены принципу исключения, который гласит что те, кто желает и в состоянии платить, получают продукт, а те, кто не в состоянии или не желает платить эту цену, исключают данный товар из своего потребления (одежда, автомобиль и т.д.). Но существуют определенные виды товаров и услуг, которые рыночная система вообще не намерена производить, потому что они не приносят ей никакой выгоды (освещение улиц, строительство дорог, содержание библиотек и т.д.). Все это и составляет общественные товары, основной чертой которых является неделимость и неисключаемость. Все на равных условиях пользуются данным товаром или услугой. Такими видами общественных товаров являются: национальная оборона, содержание правоохранительных органов, единая энергетическая система, национальные сети коммуникации, вакцинация, хлорирование питьевой воды, дорожная разметка и др. Все эти блага служат интересам общества в целом, издержки на их производство не зависят от количества потребителей и здесь не обойтись без государства. Чтобы общество могло воспользоваться такими благами и услугами, государственный сектор должен обеспечить их производство и финансировать с помощью принудительных взысканий и налогов.

3. Компенсация внешних издержек (экстерналий). Механизмы рынка устроены так, что не стимулируют предпринимателей беречь природу и невоспроизводимые ресурсы. Государство применяет административные и экономические методы борьбы с отрицательными экстерналиями.

4. Излишне неравномерное распределение доходов, которые в рыночной экономике формируются только по результатам конкуренции; отсюда и дифференциация в доходах в фундаментальной науке, в государственном управлении. Оно не распространяется на тех, кто появляется на рынке только в качестве потребителей – детей, стариков, инвалидов. И если государство не принимает мер для «социальной компенсации» этим слоям населения, ставится под угрозу общественная стабильность.

Таким образом, деятельность государства достаточно обширна (схема 1):


Схема 1.


2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Существование государства связано с выполнением им совокупности функций общего и экономического свойства.

Общие функции государства могут быть сформулированы в следующем виде:

- защита государственного строя;

- предотвращение и устранение социально опасных конфликтов;

- регулирование экономических и других общественных отношений;

- осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений: социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и другой политики;

- осуществление внешнеполитических функций защиты интересов страны;

- организация обороны страны.

Общественная роль государства неуклонно возрастает в странах с любыми режимами и типами правления, это происходит вместе с усложнением экономической и духовной жизни общества, с ростом форм и направлений политики.

Экономические функции государства определяются потребностями нормального функционирования рыночного хозяйства, что обусловливает необходимость поддержания и усиления рыночного механизма со стороны государства. Современная экономика функционирует в условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, добросовестной конкуренции, саморегулирования – это значительно сузило экономическое вмешательство государства в экономику и обозначило его известные пределы.

Экономические действия государства можно свести к следующим проявлениям:

- выработка экономической политики;

- управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например, ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью, энергетическими системами;

- установление правовых основ рынка и ценовой политики. Сюда относится стимулирование государством предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственников, принятие мер по пресечению монополизма и недобросовестной конкуренции, охрана прав потребителя;

- проведение эффективной внешней политики.

В современных условиях необходимо выделить следующие экономические функции государства:

1) Социальная функция. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности в его достижении. В этой функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало, которое обеспечивает человеку достойные условия жизни путем гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства, что обеспечивается государственной поддержкой образовательных, воспитательных научных учреждений культуры;

2) Экологическая функция. Она обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую безопасность граждан. Интенсивная эксплуатация природной среды, вредные последствия различных катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам экологических бедствий и т.д. В России действует закон об охране окружающей среды;

3) Налогообложение и взимание налогов. Важность этой функции состоит в том, что бюджет страны формируется из различного рода поступлений в виде налогов, сборов, обязательных платежей.

4) Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Государство гарантирует всем членам общества и каждому в отдельности судебную помощь, обеспечение свободы, соблюдение интересов. Выполнение данной функции государства проявляется через деятельность правоохранительных органов, органов правосудия, государственной безопасности.

5) Внешние функции государства. Процесс интеграции России в мировое сообщество побудило к признанию гуманистических и общедемократических норм и принципов международных отношений. Россия сотрудничает со всеми другими странами по вопросам прав человека, в решении глобальных мировых проблем.

6) Функция интеграции в мировую экономику. Понимание единства и взаимозависимости современного мира требует установление стабильных отношений между государствами. Кроме того, за всеми экономическими субъектами государства признано право на проведение внешнеэкономической деятельности независимо от форм собственности.

7) Функция обороны. Исполнение государством этой функции сегодня основывается на понимании новых отношений, складывающихся в мире. Функция обороны страны сегодня ограничивается поддержанием необходимого уровня обороноспособности в соответствии с требованиями национальной безопасности России.

3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Современное рыночное хозяйство регулируется различными формами. Однако можно выделить две преобладающие:

- экономическое воздействие на производственные процессы (косвенное воздействие);

- административное воздействие на экономику (прямое).

Поскольку речь идет о государственном регулировании, разграничение экономических и административных форм носит условный характер. Любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования. Ведь он приводится в действие посредством административного решения и находится под контролем соответствующего государственного органа. С другой стороны, в административных регуляторах есть момент экономического хотя бы потому, что действие косвенно сказывается на поведении участников экономических отношений.

Несмотря на некоторую схожесть, экономические и административные формы государственного регулирования все-таки являются противоположностями. Административные формы существенно снижают свободу выбора, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения ее выпуска. Чем шире действие административных методов регулирования, тем меньше сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические формы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на его конъюнктуру и косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров и услуг, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет производителей увеличивать объем предложения.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Рыночная система предъявляет достаточно жесткие требования к методам государственного регулирования:

- недопустимы действия государства, разрывающие связи внутри рыночного механизма (директивное планирование, натуральное распределение, административный контроль над ценами). Однако это не означает, что государство снимает с себя ответственность за уровень и динамику цен, воздействуя на них экономическими методами. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства;

- рынок - самонастраивающаяся система и воздействовать на него можно лишь экономическими мерами, что не исключает мер административных;

- государство должно отслеживать результаты применения тех или иных регуляторов и нести ответственность за последствия собственных решений и действий.

Экономическое регулирование со стороны государства достигается многочисленными методами. К ним можно отнести кредитно-денежное и бюджетно-налоговое регулирование. Главными инструментами кредитно-денежной политики являются формирование государством обязательных резервов банков и ставки межбанковского кредита, операции центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг и т.д.

Экономические методы применяются для решения ключевых задач, связанных с поддержанием режима эффективного функционирования и динамичного развития рыночной экономики. К этим задачам относится осуществление структурного регулирования, региональной политики, обеспечение нового качества экономического роста, развитие внешнеполитической деятельности страны.

Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение по крайней мере в пяти направлениях.

Первое – прямой контроль государства над монопольными рынками; административное регулирование рынка тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов (например, водка).

Второе – обеспечение экологической безопасности производства.

Третье – разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности, и контроль за их выполнением.

Четвертое – определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения.

Пятое – защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.

Нетрудно заметить, что сфера применения административных регуляторов довольно обширна. В странах с развитыми рыночными отношениями они успешно «работают» на повышение эффективности экономики.

В хозяйственной практике различные методы регулирования ( как экономические, так и административные) играют различную роль. Одни являются опорными, т.е. главным средством достижения поставленных целей, другие выступают в качестве своеобразных амортизаторов, которые должны «гасить» негативные эффекты, сопровождающие государственное регулирование экономики.

Организационной формой использования методов государственного регулирования являются государственные программы. Их составлению предшествуют прогнозы. Экономическим прогнозированием занимается эконометрика. Она оснащена сложным математическим аппаратом и современной электронно-вычислительной техникой.

В программе определяются:

- цель регулирования,

- варианты экономической политики, обеспечивающие достижение цели;

- ресурсное покрытие проектов, их бюджет, системы управления и контроля над реализацией программы;

- критерии выбора оптимального варианта экономической политики. В программу часто включают резервный вариант регулирования на случай внезапных изменений внутренних и внешних условий развития национальной экономики.

Программы могут быть одно- и многоцелевыми, иметь региональный, структурный, национальный и интернациональный характер (например, программа военной реформы). Использование государственных регуляторов придает новое качество рыночной экономике. Она становится регулируемой.

4. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ

Важным процессом совершенствования рыночных отношений является разгосударствление.

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики. Оно приспосабливается к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности.

Современный процесс разгосударствления не равнозначен денационализации (изменение собственности государственных предприятий), а денационализация не сводится к одной приватизации (переход предприятий в частную собственность). Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий. Опыт, накопленный в последние годы развитыми странами, свидетельствует о том, что современный процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией: становится несущественным, какие политические силы его проводят.

Мировой опыт свидетельствует, что хорошо себя зарекомендовали следующие способы разгосударствления.

1. Либерализация рынков. Государство идет на снижение или отмену барьеров для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, поощряет малый бизнес через налоговые льготы, снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

2. Создание смешанных предприятий. Введение льготного налогообложения, особого режима кредитования стимулирует возникновение и расширение сферы деятельности государственно-частных предприятий.

3. Оздоровление государственного сектора. Для государственных предприятий создаются рыночные условия функционирования. С этой целью государство использует меры, направленные на ликвидацию нерыночной обстановки госпредприятий: сокращение бюджетных поступлений, отмена налоговых льгот, отказ от списаний кредитной задолженности и т.д. Все эти меры повышают конкурентоспособность госпредприятий, подготавливая их к разгосударствлению.

4. Приватизация собственности. Совладельцами бывшей государственной собственности могут стать коллективы предприятий, физические лица, банки, акционерные общества, кооперативы, иностранные фирмы и др.

В действительности все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности (при сохранении ведущей роли частной собственности) и совершенствовании механизма рыночной экономики. В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

В период существования советской общественно-политической и социально-экономической системы само слово «приватизация» произносилось едко и принималось как чуждое. Главная догма советского социализма заключать в недопустимости частной, приватной собственности на средства производства предприятия. Так что движение форм собственности шло не в сторону приватизации, а в обратом направлении, к полному господству государственной собственности.

Поворот к рыночной экономике неизбежно должен был внести перемены в структуру форм собственности на экономические объекты. Ведь один из основополагающих принципов рыночных отношений заключен в многообразии и равноправии форм собственности. Отсюда следует, что в условиях рынка частная собственность выступает на равных с государственной и не ограничивается домашним имуществом, предметами обихода, а вправе претендовать на охват орудий и предметов труда, зданий, сооружений, даже земли.

Учитывая, что советизация экономики привела к тому, что свыше 90% предприятий и их производственных фондов оказались государственными, а с учетом колхозов и того больше, переход к рыночным отношениям потребовал разгосударствления экономики, приватизации значительной части государственной собственности, прежде всего, средств производства.

Сам термин «приватизация» означает переход от государственной к негосударственным формам собственности и в этом смысле идентичен слову «разгосударствление». Однако, приватизацию следует понимать как более глубокую трансформацию форм и отношений собственности, за которой стоит не только замена государственной формы собственности, но и вытеснение ее частной формой или формами, близкими к частной, такими, например, как узкоколлективная, акционерная, смешанная.

Иначе говоря, приватизация есть переход к частной собственности или максимальное приближение к ней. Поэтому приватизация распространяет свое действие не только на государственные предприятия, но и на муниципальные предприятия, колхозы, жилищный фон, земельные угодия, частично даже на природные богатства.

Такими образом, необходимость приватизации состоит прежде всего в том, что без нее не может быть рыночной, а следовательно эффективной экономики. Так что главной, определяющей целью приватизации следует считать создание эффективно функционирующих частных, акционерных предприятий и неизбежно сопутствующего им слоя частных собственников.

Мыслится, что приватизация способна поглотить и ликвидировать убыточные, низкорентабельные государственные предприятия. Это стало бы ее колоссальным вкладом на пути вывода российской экономики из кризисного состояния и социального содействия коллективами этих предприятий.

В своей первой фазе приватизация распространилась на государственные и муниципальные предприятия и на жилье. Несомненно, что не избежать приватизации земли, без чего невозможно создать эффективное сельскохозяйственное производство рыночного типа. Что же касается приватизации природных богатств в широком смысле слова, полезных ископаемых, интеллектуальных ценностей, то здесь есть о чем задуматься. Представляется, что многое из этого кладезя богатств должно оставаться в общенародной собственности, в ее государственной форме, но с тем условием, чтобы государственная собственность была действительно народной, общественной, а не собственностью государственных органов.

Прежде всего, думается, что не должны приватизироваться объекты общенародного пользования, национального достояния, крупнейшие культурно-исторические ценности, заповедники. Затем идут объекты, преступное использование или разрушение которых криминальными элементами может представить угрозу населению и государству. Далее следуют учреждения, выполняющие общегосударственные функции, которые по своей природе не могут быть частными, негосударственными. Видимо, мы еще не созрели для передачи в частную собственность предприятий энергетики, транспорта, связи, от которых зависит жизнеобеспечение населения.

Конечно, перечисленные признаки носят довольно общий характер и в каждом конкретном случае понадобятся уточнения, внесение определенности. Но на то и есть законодательные, исполнительные правовые органы и службы, существует правительство, президент страны, чтобы решать, что можно и чего нельзя.

В развитых странах наиболее распространенными формами приватизации государственной собственности являются:

1) продажа предприятий непосредственно в частные руки;

2) выкуп акций государственных предприятий менеджерами;

3) продажа акций работникам предприятия;

4) распространение акций предприятия среди населения;

5) сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управление предприятием.

Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется через аукционы и конкурсные торги. Аукцион дает возможность стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. Аукцион позволяет в короткие сроки и с прибылью для государства провести приватизацию. Недостатки аукционной торговли - ограничение числа вероятных собственников, поскольку только действительно богатые лица могут себе позволить участие в аукционе.

Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему заблагорассудится.

Конкурсные торги позволяют преодолеть недостатки аукционной торговли. Конкурсные торги - это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями государства. Однако и конкурсные торги не лишены недостатков - увеличиваются текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижаются доходы (более низкая цена приватизации).

Выкуп акций государственного предприятия менеджерами (“управленческие выкупы”) происходит и за наличные средства управляющих, и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Данная форма приватизации - вид кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. “Управленческие выкупы” активизируют предприимчивость менеджеров, которые, становясь наряду с финансовыми институтами, кредитующими сделки, совладельцами предприятия, заинтересованы в повышении его эффективности, улучшении управления.

Продажа акций работникам предприятий как форма приватизации способствует развитию рабочей акционерной собственности. Превращение рабочих в собственников основано либо на налоговых скидках предприятиям, либо на льготных условиях продажи акций рабочим (Программа ЭСОП - Employee Stock ownership plan в США).

Наиболее распространенная форма приватизации - публичная продажа акций населению - ориентируется на сбережения населения. В приватизации могут участвовать и иностранные инвесторы, однако их доля четко определяется законодательством. Участие их в приватизации желательно для интеграции национальной экономики в мировое хозяйство.

Приватизация не всегда предусматривает продажу государственного имущества. Возможны различные варианты образования смешанных (государственно-частных) предприятий. Так, практикуется аренда, когда физические и юридические лица приобретают часть государственного имущества на определенный срок и за определенную плату.

Используется и такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Последние две формы - временные меры для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходная ступень к полной приватизации.

В 80-е годы ХХ века приватизация достигла значительных масштабов. В Великобритании доля валового внутреннего продукта, производимая государственными предприятиями, упала с 9% в 1979 г. до 3% в 1990 г. В частную собственность передано было 20 из 50 государственных предприятий за 1979-1985 гг. , в результате чего число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс. человек, составив в 1990 г. 2, 8% занятых.

Во Франции волна приватизации началась с 1986 г. В отличие от Великобритании приватизация здесь охватила прежде всего конкурентные, высокорентабельные отрасли; имела она четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. Французская приватизация привела к росту численности акционеров - собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.

Приватизация в развитых странах осуществляется в разных формах, используются разные способы продаж, процесс приватизации занимает много лет.

Опыт приватизации в странах Запада показывает, что роль государства в экономике не уменьшается, а государственная собственность сохраняется наряду с другими формами собственности. Государство - субъект одной из форм собственности, гарант прав собственности многообразных субъектов; государство регулирует деятельность всех форм собственности, создает равные условия хозяйствования.

Приватизация - экономическая политика государства, и успех ее определяется четкой правовой основой и гибкостью приватизационных методов.

Для определения наиболее целесообразных путей разгосударствления собственности имеет смысл обратиться и к опыту постсоциалистических стран в Восточной Европе. В бывшей ГДР и Венгрии использован вариант продажи предприятий по их фактической рыночной стоимости. При покупке государственных предприятий допускалось кредитование: покупатель вносил половину суммы сразу, а другую - в рассрочку из 15% годовых. В Чехословакии, Румынии, Польше и частично в Болгарии использована такая форма, как бесплатное и уравнительное распределение среди взрослого населения купонов, чеков (ваучеров) с последующим обменом на акции приватизируемых предприятий. Сильной стороной этого опыта является социальная приемлемость и быстрота распределения чеков. Слабая сторона - государство не тратит средств, но и поступлений в казну нет; реальное положение приватизируемых предприятий не изменяется, они не получают реальных средств для совершенствования производства.

В Югославии использована такая форма приватизации, как превращение государственных предприятий в закрытые акционерные общества. Акции размещались только среди работников предприятий, в том числе и ушедших на пенсию. Средства от выкупа шли на совершенствование, модернизацию самого предприятия. В “Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год” определены цели приватизации: формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации; создание конкурентной среды; содействие демонополизации экономики; привлечение иностранных инвестиций.

В основе выбора способов приватизации - размер предприятий. Мелкие предприятия численностью до 200 работников и балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб. на 1 января 1992 г. рекомендовалось выставлять к продаже на аукционах. Предприятия с численностью работников более 1000 или балансовой стоимостью более 50 млн. руб. - целесообразно, по государственной программе, преобразовать в акционерные общества.

В России все граждане имели возможность и право участвовать в приватизации, используя ваучеры. В то же время приватизация должна была максимально заинтересовывать трудовые коллективы в эффективной работе приватизируемых предприятий.

Характерно и то, что значительная часть акций приватизируемых предприятий остается в собственности государства, что превращает их в смешанные. В условиях перехода к рыночным отношениям эти предприятия должны в достаточной степени обладать хозяйственной самостоятельностью - правом определять профиль своего предпринимательства, выбирать поставщиков, покупателей производимой продукции; иметь доступ к финансово-кредитным учреждениям, фондовым биржам и другим институтам рыночной экономики. Работники смешанных предприятий должны принимать участие в управлении предприятием, иметь материальную заинтересованность в повышении эффективности его деятельности.

В условиях современной рыночной экономики приватизация государственной собственности не является самоцелью. Осуществляя приватизацию, государство стремится вместить свою деятельность в очерченные рынком границы, добиваясь высокой эффективности рыночного хозяйства.

Скачать архив с текстом документа