Http://per berschool tomsk edu ru
СОДЕРЖАНИЕ: Это возможность реального диалога всех, кто готов к продуктивному сотрудничеству во имя утверждения ценности образования как одной из главных ценностей подрастающего поколенияМуниципальное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа
Первомайского района Томской области
Адрес: 636934 Томская область
Первомайский район
д.Березовка
ул.Центральная, 2
Эл.почта: bsh2008@mail.ru
Сайт: http://per_berschool.tomsk.edu.ru/
д.Березовка, 2009 г.
Содержание
1. |
Введение |
3 |
2. |
Основная часть |
|
2.1.Общая характеристика образовательного учреждения. |
4-6 |
|
2.2. Характеристика образовательных услуг. |
7-9 |
|
2.3. Характеристика состава учащихся. |
10-12 |
|
2.4. Образовательные результаты. |
12-16 |
|
2.5. Специфика управления МОУ Берёзовская СОШ. |
16-17 |
|
2.6. Социальное партнёрство. |
18 |
|
2.7. Ресурсное обеспечение учебно-воспитательного процесса. |
18-22 |
|
3. |
Заключение |
23 |
4. |
Приложение |
|
Фотоальбом «Реалии образовательного взаимодействия» |
I. Введение.
Сегодня сельские малокомплектные школы - равноценное звено системы образования Томской области. Такие школы успешно реализуют современные программы, обеспечивающие выполнение заказа родителей, учащихся на различные образовательные услуги от предшколы до начальной профессиональной подготовки выпускников, готовых к вхождению во взрослую жизнь, способных к продолжению образования и подтверждающих послешкольную успешность в учебных заведениях разного уровня, в рядах Российской армии, непосредственно на производстве.
Открытый информационно-аналитический доклад руководителя школы- современная форма приобщения детей и взрослых к публичной оценке школьного уклада, достижений образования, к его тревогам, проблемам. Это возможность реального диалога всех, кто готов к продуктивному сотрудничеству во имя утверждения ценности образования как одной из главных ценностей подрастающего поколения.
Данный доклад адресован учащимся школы, педагогам, выпускникам школы, широкой родительской общественности, руководителям учреждений, депутатскому корпусу Куяновского сельского поселения, деловым партнёрам школы, педагогическому сообществу Первомайского района, Томской области. В рамках информационно-аналитического отчёта представлены показатели динамики результативности образовательного процесса, особенности управления качеством образования в сельской школе, содержание инновационного развития нашего образовательного учреждения, победителя приоритетного национального проекта «Образование» (2008 год). Школа является малокомплектной (с 2006 г. в связи с постепенным уменьшением количества учащихся нет параллельных классов), отдалённой от районного центра на 42 километра и от областного на 160 километров. Ближайшее образовательное учреждение- МОУ Куяновская средняя общеобразовательная школа- расположено в 22 километрах.
Географическая отдалённость села определяет специфику сетевого образовательного взаимодействия школы с учреждениями образования, культуры, спорта Первомайского района, способствует развитию дистанционных форм дополнительного образования школьников, например, через образовательный центр «Школьный университет» ТУСУР, повышения квалификации педагогов в учреждениях областного центра, Педагогическом университете «Первое сентября».
Школа имеет лицензию на образовательную деятельность по профессиональной подготовке кадров серия А №012998 «водитель» ( категория В,С).
Наше образовательное учреждение является участником областного эксперимента по модернизации управления сельской малокомплектной школой. В 2008 году школа, реализуя программу развития «Школа эффективного взаимодействия детей и взрослых», получила статус областного ресурсно-внедренческого центра инноваций. Такой статус позволяет школе удерживать лидерские позиции в образовательном сообществе, реально влиять на развитие образовательной политики в нашем регионе.
Доклад разработан рабочей группой в составе:
1.Бочарникова Г.Х., директор школы
2. Лееман С.Н., учитель географии, член методического совета школы, руководитель школьной творческой группы «Образование и здоровье»
3.Рейндольф Т.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе
4.Удекюль Е.Л.., педагог-организатор
5. Абнер И.Н., педагог-психолог, руководитель школьного методического объединения классных руководителей
6.Малышева О.М., председатель Совета школы.
II . Основная часть.
2.1. Общая характеристика школы. (краткая история; миссия; общее количество учащихся, классов-комплектов, учителей; помещение, его характеристика).
Село Берёзовка Первомайского района было основано в 1902 году эстонцами – переселенцами из Тартуской губернии, которым пришлось осваиваться в сложных сибирских условиях. Расселившись по хуторам (у каждой семьи свой покос, огород, пастбище), сибирские эстонцы должны были сохранить свой национальный дух, свою европейскую культуру, трудную историю. С 1915 года начала работать в селе школа. Преподавание велось на эстонском языке. При школе был разбит опытный участок, на котором школьники получали навыки сельскохозяйственного труда. В годы сталинских репрессий многие учителя – эстонцы были арестованы, дети «врагов народа» исключены из школы, средняя школа закрыта, переведена в разряд семилетних. Но ещё до середины 70-х годов 20 века сохранялась традиция обучения первоклассников учителем, говорящим на эстонском языке, с целью адаптации младшего школьника к условиям русской языковой среды. В разные годы школа имела статус начальной, семилетней, восьмилетней. С 1987 г. школа вновь стала средней.
Как и в самом селе, в школе соединились две культуры: русская и эстонская. История школы хранит свои традиции:
-Янов день, фольклорный праздник села на базе эстонского областного национального центра;
-Рождественские колядки и другие обрядовые праздники;
-Вечера встречи выпускников (1 раз в пять лет);
-Встречи землячества в г. Тарту, Раквере и др. городах Эстонии (ежегодно в августе);
-Экологическое краеведение на базе школьного музея;
-Трудовые десанты, акции «Забота», «Милосердие», «Вахта Памяти»;
-КТД года («Семейная гостиная», «Ярмарка занятости», «Фестиваль достижений» и др);
-тематические Дни здоровья;
-ежегодный публичный творческий отчёт школы «Вот и стали мы на год взрослей»;
-Конкурсы «Класс года», «Ученик года», «Самый спортивный класс», «Физкультурник года», «Самый читающий ученик», «Самый читающий класс» и др.;
- «Трудовое лето» (учебно-производственные бригады для ремонта школы, выращивания лекарственного сырья, овощной, ягодной продукции на пришкольном участке, опытнической работы).
В школе обучается 90 школьников в 10 классах-комплектах (2 и 3 класс объединены один класс-комплект). Из «Социального паспорта школы»: полных семей -75%, 25% -неполные семьи, 5,7%-семьи опекунов, 6,9%-семьи с отчимом, работающие родители- 41%. В школе обучаются дети из 3 сёл (ежедневно на подвозе по программе «Школьный автобус» 30 учащихся). В настоящее время в селах Берёзовка, Малиновка, Лиллиенгофка проживает 741 человек, из них 40% люди пенсионного возраста, 2,5%- дети до 3 лет. Если в 2001 году основным рабочим населением были колхозники, то теперь их заменили служащие бюджетной сферы – 7,9%.
В связи с высоким уровнем безработицы доходы родителей не достигают прожиточного минимума. Из общего количества семей лишь 6% имеют доход до 4000 руб. на 1 человека, до 3000 -13,6%. Большая часть семей имеют доход до 1000 руб. – это 45%, и 22,7% имеют доход ниже 500 руб. на члена семьи. Почти все семьи выживают за счет ведения личного подсобного хозяйства.
Таблица 1
Образовательный уровень родителей учащихся
Уровень образования |
% от общего числа родителей |
примечание |
высшее |
7,5 % |
родители-педагоги школы |
средне-специальное |
23 % |
|
неполное среднее |
18% |
|
начальное профессиональное |
25 % |
Почти половина родителей (45%) являются активными помощниками школы: действует Совет школы, родительский комитет школы, классов, Совет по профилактике правонарушений.
Социальная сфера с.Берёзовка представлена средней общеобразовательной школой, фельдшерско - акушерским пунктом, библиотекой (филиал Первомайской центральной библиотечной системы), Домом культуры, краеведческим музеем им. Г.М. Рейле, эстонским национальным центром. В с.Лиллиенгофка нет никакого производства, нет магазина, медпункта. В с. Малиновка есть один частный магазин, фельдшерско-акушерский пункт. Особенность микросоциума определила специфику воспитательной системы школы: этнографическое краеведение, диалог культур, развитие сети договорных отношений о сотрудничестве с учреждениями с. Первомайское (детско-юношеская спортивная школа, Центр дополнительного образования для детей, Детская школа искусств, Центр занятости населения и др.). Образовательный процесс осуществляют 22 педагога (совместителей нет), все имеют педагогическое образование. Половина состава педагогов- её выпускники разных лет.
Миссия МОУ Берёзовская средняя общеобразовательная школа Первомайского района заключается
-в предоставлении образовательных услуг, необходимых для развития потребности школьников в продуктивном общении с социумом, в сохранении культуры здоровья и успешной социальной адаптации от предшколы до выпуска;
- в совершенствовании гражданской культуры родителей через вовлечение их в совместную интеллектуальную, спортивную, творческую общественно-значимую деятельность, единство культурно-ценностных ориентаций;
-в развитии профессиональной среды для самовыражения, самореализации и успешной общественной активности педагогов вне школы;
- в повышении общекультурного пространства через развитие трудовых, семейных традиций коренного населения, толерантного отношения к членам общества разных культур и разных социальных позиций.
Специфика современного этапа развития МОУ Берёзовская СОШ обусловлена переменами, происходящими в общественной, политической, экономической сферах жизни нашего общества. Изменившаяся ситуация в обществе формирует новый «заказ» на выпускника школы:
-способность гибко ориентироваться в меняющихся жизненных условиях;
-самостоятельно приобретать новые знания и умело применять их на практике;
-самостоятельно критически мыслить (анализировать информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы, аргументировать);
-быть контактным в различных социальных группах;
-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллектуального, культурного уровня.
Поэтому приоритетными в деятельности детско-взрослого коллектива школы стали задачи совершенствования школьной модели соуправления через новые формы государственно-общественного и общественно-профессионального управления, активного применения технологии образовательного взаимодействия как ресурса сохранения качественного образования на селе .
Школа расположена в трех зданиях (учебный корпус-2, мастерская-1). Общая площадь- 2454 кв.м. Количество учебных кабинетов-16, в т.ч.: 2 лаборатории, спортивный зал, летняя спортивная площадка для игр в футбол, баскетбол, волейбол и др., каток, мастерская, 2 компьютерных класса, столовая, музей, пришкольный участок, 2 огорода.
Тепло-, водо-, энергоснабжение школы соответствует требованиям СанПиН. Здание школы укомплектовано средствами пожаротушения (пожарная сигнализация СОУЭЛ, пожарные щиты, пожарный водоём круглогодичного действия). Таким образом,
в школе создан минимум необходимых условий осуществления образовательного процесса.
2.2. Характеристика образовательных услуг
Учебный план школы определяет условия реализации государственных образовательных программ. Федеральный компонент выполняется полностью (ведутся все предметы в необходимом объёме). Языковая подготовка учащихся ведётся по 2 языкам: английский и немецкий. Содержание школьного компонента направлено
- на реализацию программы предпрофильной подготовки в 9 кл. (курсы «Химия питания», «Мировые религии», «Физическое моделирование», «Развитие письменной речи», «Подготовка к итоговой аттестации по математике, русскому языку в новой форме»);
- на удовлетворение заказа учащихся, родителей по подготовке к государственной итоговой аттестации (история, обществознание, биология, география, математика, русский язык), начальному профессиональному образованию (автодело);
- на развитие экологического сознания и экологической культуры школьников («Экология», 5-6, 8-9, 11 кл., на изучение исторической особенности родного края «Краеведение», 5-9 кл.);
- на формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (5-6 кл.), индивидуальной и коллективной безопасности (ОБЖ с 3 класса);
- на укрепление физического, психологического, социального здоровья школьника (5 кл.-«Психология»,10 -11 кл.-«Жизненные силы человека», «Диалогическая компетентность человека», «Социализация личности», 8-9 кл., «Подвижные игры», 5-11 кл.)
- на развитие шахматного всеобуча (2-4 кл.).
Специфической особенностью плана стало разновозрастное обучение по ряду предметов (следствие подушевого финансирования): это предметы двигательной активности (физкультура 3-4, 6-7кл.), предметы с ведущим типом деятельности «творчество» (технология 6-7 кл., ИЗО 6-7 кл., музыка 1-2, 3-4,7-8 кл.), элективные курсы предметов по выбору (10-11 кл.), а также предметы, связанные с развитием общественного сознания, эмоциональной сферы школьника (литература, обществознание-6-8 кл.). Анализ основных показателей оптимизации показывает, что в МОУ Березовская СОШ средняя накомпляемость классов составляет 9,5 человек, на одного учителя приходится 5 учеников.
Учебный план предшкольного образования и 1-3 кл. обеспечивает реализацию развивающего обучения по учебно-методическому комплексу Бунеева «Школа 2100», 4 кл.- по системе Л.В.Занкова. Эффективность реализации этих программ обусловлена тем, что они обеспечивают совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, при которой они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.
В учебном плане 2 ступени (5-9 кл.) реализуется по базовым учебно-методическим комплексам, рекомендованным министерством образования и науки.
Учебный план 3 ступени (10-11 кл.) обеспечивает дополнительную подготовку по предметам естественно-математического цикла (математика, физика, биология, география), технологического (автодело). Реализации образовательной программы школы способствует постоянное совершенствование нормативно-правового аспекта образовательного процесса (образцы локальных актов МОУ Берёзовская СОШ
Положение о портфолио школьника, Положение о школьной Ярмарке занятости, Положение о промежуточной аттестации учащихся и др. см. на сайте школы в приложении к Образовательным программам).
Таблица 2
ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ КАТЕГОРИИ «В, С»
Учебные годы |
2004 |
2005 |
2006 |
2008 |
2009 |
Обучалось учащ - ся |
11 |
7 |
12 |
15 |
9 |
Количество учащихся, получивших «Свидетельства» |
11 |
7 |
12 |
21 |
15 |
2007 г.- выпуска нет.
Профессиональная подготовка учащихся сельской школы (водитель категории «В, С») ведётся в ОУ с 1987 г. Спрос на эту услугу полностью удовлетворяется, она востребована и юношами, и девушками. В группу по начальной профессиональной подготовки зачислены учащиеся других школ округа, района, а также взрослое население (через платные образовательные услуги, согласно Уставу школы и Положению о платных образовательных услугах).
Результаты воспитательной работы.
В соответствии с задачами воспитательная деятельность осуществлялась в следующих направлениях:
-развитие гражданского самосознания личности;
-развитие коммуникативной, социально-трудовой компетенций;
-развитие творческой и познавательной активности.
Результативность работы в данных направлениях достигается благодаря уровневой организации воспитательной работы.
- Классное руководство .
Классный руководитель наряду с родителями является частью самоуправления в классе-городе. Не случайно, что классный руководитель 11 класса Абнер И.Н. в 2008 г. стала дипломантом районного конкурса «Самый классный классный», заняв 3 место. В декабре 2008 г. классные руководители И.Н.Абнер и Е.Л.Удекюль приняли участие в работе межрегиональной педагогической конференции «Современные модели гражданского образования». Свой опыт работы «Социализация и гражданственность в работе классного руководителя» представила на районном методическом объединении классных руководителей Удекюль Т.А., 9 кл.. Наряду с традиционными появляются и получают развитие новые формы воспитательной работы в классах, например, акция-проект: «Мама-слово дорогое, в слове том тепло и свет», (5-6 кл.), «Лучше всех на свете - мамы» (7-8 кл.)., «Папы- наши лучшие друзья» (8-9 кл.) Учащиеся 11 класса реализовали для учащихся школы проект «В Новый год с любовью»: строительство снежного городка, праздничное оформление классных комнат, рекреаций, территории и здания школы, Новогодний бал.
- Органы школьного самоуправления
В начале 1 четверти прошла перерегистрация в детской организации. Лидерами детской организации «Солнышко» являются Рейндольф Яна, Бочарникова Елена, Сербаева Кристина, Керб Андрей, Флорен Женя, Абнер Лучана, Керб Рита. В ноябре состоялись выборы в школьный Парламент. Членами Парламента являются Лееман Евгений (комитет информации), Петерсон Полина (комитет культуры), Малышева Алиса, Мальцева Майя (комитет образования), Керб Раймонд (комитет спорта), руководит Парламентом Югансон Марина. Классы-города впервые вышли на Парад городов, где могли продемонстрировать свою символику, исполнить гимн города. На ежегодной районной конференции «Я - гражданин России» инициативная группа Совета старшеклассников представляла социальный проект «Школа пользователей компьютера для взрослых». Многие старшеклассники активно включаются в мероприятия районного и областного уровней. Так, Мальцева Майя и Рейндольф Яна за участие в областном конкурсе «Молодежь в прошлом, настоящем, будущем» стали участниками торжественного приёма, организованного региональным отделением партии «Единая Россия». Команда старшеклассников (Мальцева Майя, Петракевич Анжела, Кручина Валерия) также успешно выступила с защитой проекта «В каждом человеке есть талант» на районной Олимпиаде по социальному проектированию, заняв 2 место. Хочется верить, что ребята продолжат активную проектную деятельность, которая станет частью школьной жизни, жизни села.
В школе действуют детские общественные организации. Детская организация «Солнышко», объединяющая учащихся 5-8 классов, - школа социальной активности подростка через волонтёрство, тимуровское движение.
Таблица 3
Конкурсная активность членов детской организации « Солнышко» (2007-2009 г.г.)
Мероприятие |
Участники |
Сюжетно- ролевой проект «Команда, без которой нам не жить» |
Петракевич А., Петерсон П., Соловьев В. |
Сюжетно- ролевой проект «Команда, без которой нам не жить», конкурс фант - проектов. |
Бочарникова Е., Петракевич А., Сербаева К. |
Школа молодого лидера |
Петракевич Анжела., Черемных Ольга. |
Районный конкурс знатоков правил дорожного движения «Светофор» |
Петракевич Артур., Малышев Сергей. |
Районный конкурс лидеров детских организаций «Лестница успеха» |
Соловьев В., Петерсон П., Прокудина С., Шайдукова Е. |
Районная конференция « Россия – это мы» |
Рейндольф Я., Керб Р., Сербаева К. |
Районный сбор актива |
Флорен Ж., Вострухин С., Рейндольф Я, Бочарникова Л. |
Районная Олимпиада по социальному проектированию |
Бочарникова Л, Сербаева К, Кручина Л. |
Лагерь актива «Лето, зима-2008» |
Бочарникова Л, Вострухин С., Рейндолф Я, Керб А., Флорен Ж., Абнер Л. |
Фестиваль игровых программ «Непоседа» |
Сербаева Кристина, Гомеев Борис. |
Копилка событий школы.
Сегодня Березовская школа стоит в ряду школ, внедряющих и развивающих инновационные формы работы в учебной деятельности, воспитании и социализации подрастающего поколения. Несомненно, поиск и применение более эффективных методик технологий и программ приведет к инновационным результатам, отвечающим требования современной жизни.
Такие традиционные формы работы, как предметные и тематические декады, конкурсы, смотры, наполняются новым содержанием: конкурсы знатоков по предмету, интеллектуальные игры, Среди популярных форм воспитательной деятельности
- парад городов Школьной республики;
- шоу-конкурсы «Заслуженный артист», «Весенняя капель»;
- школьный образовательный Форум «Есть идея!»;
- Ярмарка занятости, Фестиваль достижений;
- школьная научно-практическая конференция.
По результатам участия ребят и взрослых в различных конкурсах, конференциях, форумах создана и обновляется Карта занятости участников образовательного процесса. Значительно расширились каналы школьных средств массовой информации: помимо сайта http://per-berschool.tomsk.edu.ru в школе выходит газета «Школьные новости» (Е.В.Славкина, К.Сербаева), в каждом классе есть своё печатное издание.
Работа по профилактике правонарушений среди учащихся.
Сегодня на внутришкольном учете стоит 3человека (в 2007-2008 уч.г.9 чел.), это учащиеся 6-8 классов. С каждым учащимся ведется индивидуальная профилактическая работа на всех уровнях: на административном уровне (внутришкольный контроль), на уровне классного руководителя, на уровне ученического самоуправления, на уровне педагога-психолога. Как результат этой деятельности: в течение 5 лет учащихся из Березовской школы на учете в районной Комиссии по делам несовершеннолетних нет. Ежегодно учащиеся 15-17 лет (в соответствии с федеральным законом № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка», ст. 11, п. 2) работают при школе в трудовом лагере и получают заработную плату в пределах 2300 рублей, кроме того, члены овощеводческих бригад выращивают разнообразную сельхозпродукцию, лекарственное сырьё, заготавливают шиповник, душицу. Продукция поступает в школьную столовую, что значительно снижает стоимость обедов (9-10 рублей в среднем), способствует витаминизации школьного меню, а излишки реализуются населению села, района, области на ежегодной областной сельскохозяйственной ярмарке. Так, в 2008 г. было реализовано собственной продукции на сумму 11 тыс.рублей.
Проблемы, задачи развития внеурочной воспитательной деятельности .
Роль родителей в жизни классов . Одной из задач привлечения родителей к воспитательной работе является включение отцов в процесс планирования, организации школьной жизнедеятельности, сегодня можно говорить лишь о прецедентах: В.В.Пракудин (проведение классного туристического похода), Н.И.Мещереков (участие в Клубе выходного дня «Возвращение в шахматный мир»), К.А.Флорен (воскресный каток), В.А.Малышев (участник школьных Новогодних утренников) и др.
Технологии воспитания . Нужны инновационные педагогические технологии в масштабе всей школы, нацеленные на инновационные результаты и развитие личности каждого ребенка. Необходимо внедрение таких эффективных технологий, которые бы позволяли формировать и наращивать портфель личных достижений ученика.
Сетевое взаимодействие . Одной из важных задач школы сегодня является работа по налаживанию сетевого взаимодействия. Образовательное пространство школьника не может сегодня ограничиваться стенами своей школы.
2.3. Характеристика состава обучающихся.
В школе обучается 90 учеников, 28- учащиеся групп дошкольной подготовки. Количество классов: 2 группы дошкольной подготовки (28 чел.), 3 класса-комплекта – первая ступень (29 чел.), 5 классов – вторая ступень (46 чел.), 2 класса- третья ступень ( 20 чел.) .
Годы |
Количество учащихся |
Из них: |
Средняя наполняемость классов |
||||||
Всего |
Маль- чиков |
Девочек |
1 – 4 класс |
5 – 9 класс |
10 – 11 класс |
1 – 4 класс |
5 – 9 класс |
10 – 11 класс |
|
2005 - 2006 |
140 |
74 |
66 |
31 |
81 |
28 |
7,8 |
9 |
14 |
2006 - 2007 |
117 |
59 |
58 |
34 |
59 |
24 |
8,5 |
12 |
12 |
2007 - 2008 |
123 |
62 |
61 |
34 |
55 |
34 |
8,5 |
11 |
17 |
2008-2009 |
95 |
51 |
44 |
29 |
46 |
20 |
7,2 |
9,2 |
10 |
2009-2010 |
90 |
48 |
42 |
31 |
43 |
16 |
10 |
8,4 |
8 |
Анализ ситуации показывает тенденцию сокращения количества учащихся. Среди причин выбытия на первом месте стоит смена места жительства в пределах района, смена учебного заведения и переезд за пределы района.
Средняя наполняемость классов не соответствует областному нормативу (14 чел.), поэтому в течение двух последних лет развивается тенденция организации занятий в разновозрастных группах учащихся (см. раздел «Учебный план»). Рост наполняемости классов в начальной школе обусловлен соединением 2 классов в один класс-комплект. Наряду с уменьшением общего числа учащихся школы (следствие демографических проблем), заметен рост числа семей, получивших статус «приёмной семьи».
Таблица 4
КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ОПЕКОЙ
Учебный год |
2005- 2006 |
2006 - 2007 |
2007 - 2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
ВСЕГО |
5 |
6 |
6 |
9 |
10 |
Анализ «Паспорта здоровья» школы подтверждает рост числа учащихся с задержкой психического развития. Практически в каждом классе 1 и 2 ступени образования есть дети, которым необходима специализированная психолого-педагогическая поддержка по программам коррекционно-развивающего обучения.
Таблица 5
Динамика количества учащихся с задержкой психического развития и ограниченными возможностями
Годы |
Дети с ограниченными возможностями |
Дети с задержкой психического развития |
||
Количество учащихся |
% по школе |
Количество учащихся |
% по школе |
|
2005 – 2006 |
2 |
1,4 |
5 |
4,3 |
2006 – 2007 |
2 |
1,7 |
5 |
4,3 |
2007 - 2008 |
1 |
0,8 |
7 |
5,6 |
2008 - 2009 |
1 |
0,8 |
8 |
8,4 |
2009-2010 |
1 |
0,9 |
9 |
10 |
Данные диаграммы свидетельствуют, что количество детей с задержкой психического развития увеличилось за пять лет почти в 5 раз. Этому контингенту учащихся, их семьям в ОУ разработана система психолого-педагогического сопровождения: консультации педагога-психолога школы, специалистов областного реабилитационного центра г. Асино, коррекционно-развивающие обучающие программы, поддержка социальной зрелости.
Данные школьного мониторинга свидетельствуют, что в нашем ОУ сохраняется система поддержки способных учащихся, мотивированных на высокий личный образовательный результат. Индивидуальное продвижение учащихся, проявляющих повышенный интерес к отдельным школьным предметам, к исследовательской деятельности, творческому, спортивному, лидерскому совершенству обеспечивается поддержкой творческой группы педагогов (руководитель В.П.Цион, победитель ПНПО 2006г., координатор научного общества учащихся «Пчёлки»). 66 школьников в 2008-2009 уч.г. стали участниками различных значимых событий: районная научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» (4 призовых места из 5), выход в финал 3 работ учащихся конкурса юношеских исследовательских работ имени Вернадского, участие в областном конкурсе «Юные дарования Томской области». Школа гордится ребятами-отличниками, стипендиатами районной программы «Одарённые дети». Это Бочарникова Елена, Керб Андрей, Сербаева Кристина, Камигачева Таня, Керб Лиза, Кручина Валерия, Ермоленко Лиза.
Таблица 6
Информация о медалистах,
учащихся, имеющих аттестаты с отличием
классы |
2004 - 2005 |
2005- 2006 |
2006 - 2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
9 |
- |
- |
Югансон М. |
Ермоленко Е. |
Керб Е. |
11 |
Устинова А. (серебро) |
Криска К., Вахтер А. Мальцева О. (серебро) |
нет выпуска |
Ермоленко Иван (серебро) |
Югансон М. Сташиба М. (серебро) |
Послешкольная успешность выпускников- один из важных показателей в самооценке деятельности школы. 90 % выпускников школы 2008 года продолжили образование: 100%- выпускники основной школы, 80 %- выпускники средней школы. Выпускники 2009 г. все продолжили образование в учебных заведениях начального профессионального (27 %), средне-специального (27 %), высшего образования (46 %). Высокий результат обусловлен системной работой с учащимися, их семьями: репетиционное тестирование, очно-заочные подготовительные курсы, вечерний факультет по подготовке к ЕГЭ «ШАНС», внедрение технологии «Индивидуальный образовательный маршрут» и др. (первый учитель Е.К.Флорен, классный руководитель И.Н.Абнер).
Школа имеет лицензию на образовательную деятельность по профессиональной подготовке кадров серия А №012998 (водитель категории В,С). В 2008 г. 80 % выпускников получили свидетельство о прохождении начальной профессиональной подготовки.
Система дополнительного образования нашего ОУ представлена кружками и секциями валеологической направленности (волейбол, баскетбол, футбол, подвижные развивающие игры), кружками по интересам (вязание, краеведческий, резьба по дереву, шахматы, изокружок, кружок английского языка и другие). 63 школьника (67 % контингента обучающихся) посещают кружки, секции, школьный каток. По-прежнему актуальной проблемой остаётся привлечение к дополнительному образованию привозных детей (отсутствие финансирования дополнительных рейсов школьного автобуса).
В ОУ созданы условия для дистанционного обучения учащихся школы в «Школьном университете» ТУСУР. Так, в 2008 г. 11 учащихся 8-11 кл. получили свидетельство «Оператор персонального компьютера». В.2008-2009 уч.г. организовано обучение учащихся с 6 класса (всего 11 чел.), тьютор Т.А.Удекюль. 1 человек получил сертификат «Программист», 4 чел.- «Оператор персонального компьютера», 6 чел.- «Пользователь персонального компьютера». Выпускник школы Е.Лееман, обучавшийся 3 года в «Школьном университете», стал в 2009 г. Студентом Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).
2.4. Образовательные результаты.
Таблица 7
Результаты итоговой аттестации выпускников 9 класса в новой форме
пр едмет |
уч.год |
Участв. |
% |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Качественная успев., % |
|
ОУ |
Район |
||||||||
Русский язык |
2006-2007 |
4 |
29 |
1 |
3 |
- |
- |
100 |
81,8 |
2007-2008 |
4 |
25 |
2 |
1 |
1 |
- |
75 |
69,5 |
|
2008-2009 |
11 |
100 |
3 |
3 |
4 |
1 |
54,5 |
73,07 |
|
математика |
2006-2007 |
5 |
36 |
3 |
2 |
- |
- |
100 |
79,1 |
2007-2008 |
4 |
25 |
1 |
1 |
1 |
1 |
50 |
79,57 |
|
2008-2009 |
11 |
100 |
- |
6 |
5 |
- |
54,5 |
64,5 |
Из и14 школ района по русскому языку МОУ Берёзовская СОШ занимает 9 место, по алгебре – 8 место.
Таблица 8
Результаты итоговой аттестации выпускников 11 класса (ЕГЭ)
Предмет 2007-2008 |
Всего участ- вовало |
% |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Средний балл |
Место в районе |
||
ОУ |
район |
Обл. |
||||||||
Русский язык |
||||||||||
2007-2008 |
19 |
95 |
- |
3 |
10 |
6 |
45,74 |
51,98 |
57,86 |
10 (из10) |
2008-2009 |
11 |
100 |
52,45 |
58,27 |
59,23 |
11 (из 11) |
||||
математика |
||||||||||
2007-2008 |
19 |
95 |
- |
6 |
8 |
5 |
33,15 |
41 |
39,28 |
8(из10) |
2008-2009 |
11 |
100 |
48,18 |
47,74 |
45,44 |
5(из 11) |
||||
география |
||||||||||
2007-2008 |
3 |
15 |
- |
1 |
2 |
- |
47,66 |
46,5 |
53,94 |
4(из 7) |
2008-2009 |
2 |
18 |
58,50 |
61,10 |
49,63 |
4 (из 6) |
||||
биология |
||||||||||
2007-2008 |
2 |
10 |
1 |
- |
1 |
- |
64 |
47,97 |
52,64 |
1(10) |
2008-2009 |
2 |
18 |
60,00 |
51,54 |
52,28 |
1(из 10) |
||||
обществозн. |
||||||||||
2007-2008 |
1 |
5 |
- |
- |
1 |
- |
51 |
57,07 |
57,81 |
4(4) |
2008-2009 |
5 |
45 |
60,20 |
60,04 |
58,83 |
4(из 8) |
||||
физика |
||||||||||
2008-2009 |
1 |
9 |
46 |
52,46 |
50,23 |
3 (из 7) |
Рейтинг школы: 108 место среди 263 образовательных учреждений Томской области (средний балл 52,84 по школе). Для сравнения : в 2008 году школа занимала 214 позицию.
«Проблемным полем» остаются результаты по обязательным экзаменам (русский язык, математика).
Таблица 9
Итоги 2008-2009 учебного года
Итоги успеваемости учащихся за 2008-2009 уч.г.
№ |
1-4 класс |
5-9 класс |
10-11 класс |
Итого |
|||||
к-во |
% |
к-во |
% |
к-во |
% |
к-во |
% |
||
1 |
Количество учащихся на конец года |
28 |
30,2 |
45 |
48,4 |
20 |
21, 4 |
93 |
|
2 |
Окончили учебный год на «5» |
2 |
7,7 |
6 |
14,3 |
1 |
5 |
9 |
10 |
3 |
Окончили учебный год на «4», «5» |
8 |
31 |
9 |
21,4 |
5 |
25 |
22 |
25 |
4 |
Итого качественная успеваемость |
38,5 |
35,7 |
30 |
35 |
||||
5 |
Оставлено на второй год |
1 учащийся по рекомендации специальной комиссии, заявлению родителей |
- |
- |
- |
- |
1 |
1,1 |
|
6 |
Переведено условно |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Для сравнения:
Таблица 10
Итоги 2007-2008 учебного года
№ |
1-4 кл. |
5-9 кл. |
10-11 кл. |
Итого |
|||||
к-во |
% |
к-во |
% |
к-во |
% |
к-во |
% |
||
1 |
Количество учащихся на конец учебного года. |
33 |
55 |
31 |
119 |
||||
2 |
Окончили учебный год на «5». |
1 |
4 |
5 |
9,1 |
- |
- |
6 |
5 |
3 |
Окончили учебный год на «4» ,«5». |
8 |
33 |
13 |
26 |
11 |
35 |
32 |
31 |
4 |
Оставлено на 2-ой год. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
Переведено условно |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Сравнительный анализ итогов года подтверждает динамику качественной успеваемости учащихся начальной и основной школы (количество учащихся, обучающихся на «4» и «5» от общего числа школьников ступени). Достаточно низкий показатель по 3 ступени может стать риском снижения образовательных результатов школы в целом, что требует совершенствования механизма оценки качества результатов на всех ступенях образования. С этой целью разработано новое Положение о промежуточной аттестации учащихся (смотри на сайте школы Приложение к образовательным программам, раздел «КПМО»).
Таблица 11
Итоги трудоустройства выпускников 9 класса (2007-2008 уч.г.)
Учебный год |
Всего выпускников |
Из них продолжили образование |
В том числе |
||||
в 10-м классе |
в профессиональных училищах и техникумах |
||||||
г. Томск |
ТЭПК п. Беляй |
ПУ №38 с.Первомайское |
|||||
2007-2008 |
16 |
16 |
9 |
2 |
1 |
4 |
|
2008-2010 |
11 |
11 |
7 |
- |
- |
4 |
Таблица 12
Итоги трудоустройства выпускников 11 класса (2007-2008 уч.г.)
всего выпускников |
из них продолжили образование |
в том числе |
работают |
не трудоуст-роены |
||
в вузах |
в ссузах |
в учреждениях начального профобразо- вания |
||||
20 |
16 |
6 30% |
7 35% |
3 15% |
2 10% |
2 10% |
11 |
11 |
46 % |
27 % |
27 % |
- |
- |
Для сохранения и развития имеющихся результатов образовательной деятельности, для сохранения лидерских позиций ОУ среди учреждений образования района учитель должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, анализировать свой опыт, презентовать его за пределами школы. Педагогов нашей школы по-прежнему отличает профессиональная активность. Так, в 2007-2008 уч.г. и первом полугодии 2008-2009 уч.г. 43 % педагогов приняли участие в различных конкурсах, форумах, олимпиадах, творческих семинарах муниципального, регионального и всероссийского уровня, например:
С.Н.Лееман, учитель географии- «Урок с компьютерной поддержкой», областной конкурс школьных музеев (3 м., денежная премия), «Мои инновации в образовании», фестиваль методических разработок «Открытый урок».Издательского дома «Первое сентября»;
Коот А.Э.,учитель истории, обществознания – «Педагогический марафон» в РЦРО (стендовый доклад-презентация урока по технологии РКМЧП), олимпиада педагогов по социальному проектированию (2 м);
Т.С.Хныкова, учитель русского языка и литературы- конкурс им. Менделеева «Открытый урок», Форум инноваторов ТОИПКРО, «Урок с применением современных технологий», Педагогический марафон в РЦРО, стендовый доклад-презентация урока, победа в ПНП «Образование» («Лучшие учителя ОУ»);
Г.Х.Бочарникова, учитель математики, директор школы- конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», фестиваль методических разработок «Открытый урок» (Издательский дом «Первое сентября»);
Т.А.Рейндольф, учитель русского языка, литературы, заместитель директора по УВР- «Лидер в образовании».
Лидером по презентации инновационного опыта собственной педагогической деятельности и опыта сопровождения одарённых детей является В.П.Цион, победитель ПНПО 2006 г.: конкурс им. Вернадского, конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», фестиваль методических разработок «Открытый урок» (Издательский дом «Первое сентября»), «Сказка на уроке», «Зелёный наряд образовательного учреждения» в рамках областного проекта «Школа-цветущий сад».
Статус инновационной школы предполагает подтверждение реального лидерства ОУ среди школ района. Одним из факторов, доказывающих позитивный имидж, являются публикации СМИ о школе: участие МОУ Берёзовская СОШ в областной сельскохозяйственной ярмарке, деятельность пришкольного участка, школьный сад, визит губернатора области в школу, победители шахматных турниров, предметных олимпиад, новости внеурочной деятельности и др. Но очень редки публикации, отражающие мнение родителей о делах школы. Необходимо разрабатывать новые подходы к организации «обратной связи» с семьями уч-ся.
Состояние здоровья школьников
Медицинское обслуживание учащихся осуществляет ФАП с. Березовка. По итогам медицинского осмотра 2008 г., учащиеся распределяются по физкультурным группам следующим образом:
Начальная школа Основная школа Средняя школа
Данные диаграммы показывают ухудшение здоровья учащихся с возрастом. Увеличивается процент школьников, входящих в лечебную физкультурную группу. А если учесть, что в настоящее время высока доля подготовительной группы в начальной школе (38 %), нужны оперативные меры по реализации школьной программы «За здоровый образ жизни».
Основные заболевания учащихся:
Меры по охране и укреплению здоровья:
- в школе организован здоровьесберегающий образовательный процесс, который основан на строгом соблюдении санитарно-гигиенических норм, норм охраны труда и техники безопасности;
- на уроках и во внеурочной деятельности активно используются здоровьесберегающие технологии (проект, развитие критического мышления через чтение и письмо, дебаты, информационно-коммуникационные, индивидуально-ориентированные и др.);
- в учебный процесс внедряются элективные курсы валеологического содержания, такие как «Химия питания», «Кожа – зеркало здоровья», пользующиеся популярностью у ребят;
- классные руководители разрабатывают классные часы, посвященные проблемам здоровья школьников, с приглашением родителей.
Для проведений занятий физической культурой на уроках и во внеурочное время в школе имеется спортивный зал, футбольное поле, спортивный городок, хоккейная коробка.
В школе работают спортивные секции, 1 раз в четверть проводятся тематические «Дни здоровья», налажена работа по прокату коньков и лыж.
С целью организации здорового досуга учащихся в каникулярное время работает лагерь дневного пребывания учащихся, где дети получают полноценное питание, творческое развитие (60-70 уч-ся ежегодно).
Из средств гранта ПНПО приобретена программа оздоровительного психофизиологического развития подростков «Волна»: обучение диафрагмальному дыханию от дошкольника до взрослого. Это позволит обновить профилактические подходы к снятию психологических нагрузок школьников, к обучению саморегуляции поведения.
2.5. Специфика управления общеобразовательным учреждением.
Управление образовательным учреждением в новых экономических условиях потребовало расширения принципа открытости образования. Требование времени таково, что самые разные представители нашего общества хотят и имеют право знать, как школа реализует социальную функцию системы образования, каковы ресурсы системы образования и насколько эффективно они используются, как выглядит система образования в сравнении с другими образовательными системами, каковы перспективы развития образования. Поэтому в структуре управления родились формы, позволяющие вести самооценку качества образовательных услуг и результатов, развивать государственно-общественные позиции как возможность независимой открытой публичной оценки.
Структура управления
Таким образом, в управлении нашим ОУ дифференцированы сферы влияния:
-управление ресурсным обеспечением (привлечение инвестиций через сотрудничество с деловыми партнёрами, продажа продуктов сельскохозяйственного труда, организация кадрового, научного и материально-технического обеспечения, развитие нормативно-правовой базы учебно-воспитательного процесса);
-управление здоровьесбережением (организация системной учебно-воспитательной работы и работы с кадрами по сбережению и укреплению здоровья участников УВП через сотрудничество с родителями и социальным окружением);
-управление учебно-воспитательной работой (программное и методическое обеспечение учебного процесса, аналитический контроль, моральное и материальное стимулирование качества педагогического труда);
-информационно-технологическое обеспечение (привлечение педагогического коллектива, учеников, родительской общественности через анкеты, опросники, экспертные оценки к выполнению диагностических процедур, распространение продуктов интеллектуального труда в конкурсном движении, унификация форм информационного обмена между субъектами школьного образования, поддержка школьных СМИ);
-экспертиза и координация инновационной деятельности (распределение ответственности за результаты деятельности между сотрудниками, привлечение родителей, научное обоснование содержания инновационной деятельности педагогов в соответствии с социально-экономической политикой района, области);
-проектное управление (организация обучения педагогов технологии проектирования, принятие проектного метода как нормы профессиональной деятельности, мотивация разработки локальных проектов);
-создание диалогической системы управления (включение процедур договорённостей, построение отношений с социумом с позиций гражданского диалога);
-управление развитием педагогического коллектива (забота о повышении квалификации педагогов, развитие командной коммуникации, сохранение педагогических традиций и др.).
2.6. Социальное партнёрство.
Налаживание социального партнёрства- это тоже одно из важных условий обеспечения качества современного образовательного процесса. У школы налажены контакты с учреждениями, обеспечивающими спортивное, творческое, интеллектуальное, лидерское развитие ребят за пределами села: детская спортивно-юношеская школа, Центр дополнительного образования для детей, Детская школа искусств с. Первомайское (4 ученика 2 раза в неделю посещают занятия на семейном транспорте), редакция газеты «Заветы Ильича», районный Совет ветеранов, Центр социальной поддержки населения и др. Благодаря пониманию актуальных проблем школы в 2008 г. асфальтирована территория школы и хоккейной коробки (депутат Думы Томской области А.П.Кадесников). Мы благодарим за спонсорскую помощь в организации детских Новогодних праздников руководство Первомайского райпо и лично С.Л.Конкина, частного предпринимателя Н.М.Алифанову, главу Куяновского сельского поселения Л.М.Юркова. В нашем родительском активе О.М.Малышева, Л.Э.Мальцева, Н.В.Мещерекова, О.В.Кург, А.С.Абнер, В.В.Чумакова, Р.С.Полянский, Н.Ф.Сытик и др. Члены Совета школы К.А.Флорен, О.М.Малышева, А.С.Абнер- постоянные участники школьных массовых событий: конкурсы, Ярмарки, методические семинары. Так, О.М.Малышева стала участником областного 4 и 5 Форума педагогических идей, где выступала с презентацией опыта школьного совета «Роль управляющего Совета в реализации программы развития школы».
Сельская малокомплектная школа в условиях подушевого финансирования всегда будет иметь дефицит бюджета. Поэтому для позитивного развития школе всегда будет нужна поддержка руководителей разного уровня, родителей, выпускников: и благотворительная, и информационная, и организационная.
2.7. Ресурсное обеспечение учебно-воспитательного процесса.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Коллектив школы состоит из 22 постоянно работающих педагогов. С точки зрения инновационного потенциала коллектив педагогов можно представить в следующей градации: педагоги высшей квалификационной категории -6 (28 %), первой-8 (42%), второй- 6 (28 %), не имеют квалификационной категории 2 педагога (молодые специалисты). Общий процент категорийных учителей составляет 91 %. Средний возраст педагогического коллектива - 39 лет.
Таблица 13
По стажу педагогической работы:
Стаж работы |
Количество педагогов |
До 5 лет |
3 |
От 5 до 10 |
3 |
От 10 до 20 |
8 |
От 20 до 30 |
7 |
Свыше 30 |
1 |
Имеют высшее педагогическое образование -71% (16 учителей), незаконченное высшее- 4% (1 учитель), средне-специальное-23% (5 учителей, один из них обучается заочно в ТГПУ).
Имеют звания, награды:
· Заслуженный учитель РФ -1 (Мелентович Р.З.)
· Почетный работник общего образования РФ -1 (Бочарникова Г.Х.)
· Отличник народного образования -2 (Цион В.П., Мелентович Р.З.)
· Лауреат премии Администрации Томской области в области
науки и образования-1 (Мелентович Р.З.)
· Почетная грамота Министерства образования- 5
· Юбилейная медаль «400 лет г. Томску»-1 (С.Н.Лееман)
· Победитель ПНП «Образование» в номинации «Лучшие учителя
ОУ»-2 (В.П.Цион, Т.С.Хныкова).
Школа осуществляет целевое повышение квалификации педагогов по актуальным проблемам образования.
Таблица 14
уровень |
тематика курсов |
учреждение повышения квалификации |
педагоги |
муниципальный |
Возможности Интернет-технологий для реализации сетевых проектов, сайтостроения. Образовательные программы школы |
РУО совместно с ТОИПКРО, РЦРО |
Стратегическая команда школы |
региональный |
Технологии компетентностно-ориентированного образования в деятельности учителя-предметника |
Региональный центр развития образования |
Весь коллектив |
Региональная система качества образования. Культурологический аспект в преподавании иностранного языка |
ТОИПКРО |
Бочарников Н.С. Удекюль Е.Л. |
|
всероссийский |
Актуальные проблемы современного образования |
Российская академия образования, г. Москва |
Бочарникова Г.Х. Рейндольф Т.А. |
Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач. Здоровьесберегающая школа. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы и др. |
Педагогический университет «Первое сентября», г. Москва |
7 педагогов школы |
проблемам применения ИКТ в образовательном процессе, обучение в условиях МКШ, организация проектно-исследовательской деятельности, подготовка уч-ся к итоговой аттестации, содержание предпрофильной подготовки и профильного обучения, подготовка к конкурсам профессионального мастерства и др. В 2008 г. все педагоги в рамках миллионного гранта по договору с РЦРО прошли курсы по 3 модулям: «Компетентностный подход в образовании» (А.В.Коваленко), «Сопровождение детских образовательных инициатив» (О.И.Ковалёва), «Демократизация школьного уклада» (Ю.А.Чистяков). Директор школы Г.Х.Бочарникова и заместитель директора по УВР Т.А.Рейндольф посетили курсы по актуальным проблемам современного образования в Российской академии образования (г. Москва). В настоящее время 8 педагогов являются слушателями дистанционных курсов Издательского дома «Первое сентября» по проблемам: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач», «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы», «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» и др.
Финансовое обеспечение
функционирования и развития общеобразовательного учреждения.
Объем финансирования увеличивается, растут и затраты на 1 учащегося в динамике лет. Но переход на нормативное, подушевое финансирование в условиях, когда уменьшается количество учащихся в школе в связи с происходящими демографическими процессами, не позволяет в полном объеме решать проблемы функционирования и особенно развития школы.
В 2008 году благодаря победе в конкурсе ПНП «Образование» значительно пополнилась материально-техническая база школы, что позволяет по-новому выстраивать спортивное, досуговое, творческое, интеллектуальное взаимодействие участников образовательного процесса, оптимизировать информационную доступность и открытость образовательных результатов: приобретен необходимый спортивный инвентарь, тренажеры, мультимедийный проектор-2, музыкальный центр-2, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, копировальное устройство, развивающие игры, мягкие модули, полностью обновлены 2 компьютерных класса (см. Приложение 1)
Оснащённость библиотечного фонда.
Значительно обновлена материально – техническая база школьной библиотеки: установлен 1 компьютер (рабочее место библиотекаря), ксерокс, принтер, слайд- проектор. Приобретён набор слайдов на сумму 14716 руб. по технологии, изо, биологии, истории, по программам начальной школы. В медиатеке постепенно обновляется фонд необходимых ресурсов справочных, энциклопедических, образовательных компакт – дисков, видеоматериалов, что способствует более эффективной организации образовательного процесс.
На начало 2008-09 учебного года фонд школьной библиотеки составлял: число книг-4300, брошюр, журналов-400, фонд учебников-1800, что составляет 96% (для парной работы учебники по изо, технологии, физкультуре, музыке), научно-методической литературы-550, фонд медиатеки составлял 52 экземпляра. С полученных за победу в Национальном проекте дополнительных финансов в фонд добавилось 157 лицензионных дисков на сумму 18509 руб. (это «Школа Кирилла и Мефодия», коллекция видеороликов о безопасном поведении «Сам себе МЧС» и др.). Список справочной литературы пополнили 19 экземпляров на сумму 6276 рублей. Педагоги школы имеют открытый доступ к педагогическим изданиям: «Народное образование», «Заместитель директора школы по воспитательной работе», «Исследовательская работа школьников, «Профильная школа», «Завуч», «Классный руководитель» и другие (всего 21 экземпляр). Среди периодических изданий для детей журналы «Миша», «Маруся», «Веселые картинки».
Режим обучения, организация питания и обеспечение безопасности.
Обучение в школе организовано в 1 смену. Школа работает в двух режимах: 5-дневная рабочая неделя- предшкола, 1-8 классы, 6-дневная- 9-11 классы. Среднее количество в день – 4-6 уроков. Продолжительность урока – 45 минут с одной большой переменой после 3-го урока. Продолжительность маленьких перемен – 10 минут.
В школе организовано 1-разовое питание школьников за счет родительской платы и частичной оплаты обучающихся из малоимущих семей в соответствии с Законом Томской области от 11 января 2007 года № 12-ОЗ «О предоставлении бюджетам муниципальных районов, городских округов субвенций на частичную оплату стоимости питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Томской области из малоимущих семей», на основании Постановления Администрации Томской области от 12.02.2007 № 24 а «Об утверждении Порядка расходования средств, связанных с частичной оплатой стоимости питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Томской области из малоимущих семей». Данной социальной льготой пользуются 91 % уч-ся (116 из 127).
Организованным горячим питанием в столовой школы охвачено 98 % учащихся. Случаев пищевых отравлений в школьной столовой не зарегистрировано. Питание обучающихся осуществляется на большой перемене продолжительностью 30 минут. Организовано дежурство по столовой, учащиеся питаются в присутствии дежурного учителя и дежурного администратора.
На начало учебного года в школе изданы все необходимые приказы по организации питания, создана комиссия по контролю за питанием (В.П.Цион, учитель биологии, Е.К.Флорен, учитель начальных классов, председатель профсоюзного комитета школы).
Безопасность образовательного пространства – одно из главных условий успешности деятельности образовательного учреждения. Приоритетным направлением в области организации условий безопасности педагогический коллектив школы считает совокупность мероприятий образовательного, просветительного, административно-хозяйственного и охранного характера.
Все учебные кабинеты имеют необходимую документацию для проведения инструктажей обучающихся, кабинеты повышенной опасности снабжены медицинскими аптечками и огнетушителями.
Пожарная сигнализация работала в течение всего учебного года, пожароопасных ситуаций не возникало. В течение года систематически проводились учебные эвакуации учащихся и сотрудников.
Анализ работы школы по реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО).
В рамках комплексного проекта модернизации образования определен ряд основных направлений работы:
- новая система оплаты труда;
- нормативное подушевое финансирование МОУ Березовская СОШ;
- система оценки качества образования;
- развитие сети общеобразовательного учреждения;
- расширение общественного участия в управлении школой.
В целях эффективной реализации комплексного проекта модернизации образования приказом по МОУ Березовская СОШ от 03.04.2008года №28/2-О утвержден план реализации комплексного проекта модернизации образования.
Новая система оплаты труда
С 1 сентября 2008 года МОУ Березовская СОШ перешла на новую систему оплаты труда работников учреждения и подушевое финансирование. К настоящему времени реализован ряд мероприятий, направленных на разработку и внедрение новой системы оплаты труда работников общего образования: разработана нормативно-правовая база («Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда», «Положение о поощрении педагогов, эффективно осуществляющих воспитательный процесс» и др.). Карта занятости участников учебно-воспитательного процесса подтверждает значительное повышение конкурсной активности педагогов на всех уровнях, продуктивное педагогическое сопровождение детских творческих, интеллектуальных конкурсов, викторин, олимпиад (по результатам муниципального мониторинга, наша школа вошла в тройку лидеров наряду с Первомайской и Улу-Юльской школой).
Система оценки качества образования
Достижение качественного образования невозможно без адекватной системы мониторинга всего образовательного процесса и его оценки. В настоящее время в школе разработана определенная система требований к качеству образования, обеспечивающая соответствие между образовательными процессами и возможностями самой системы, создана рабочая группа, осуществляющая мониторинговые исследования. «Болевой проблемой» остаётся приобщение учащихся школы к управлению результатами собственной деятельности, согласование образовательных результатов всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Развитие сети общеобразовательного учреждения
Задачи оптимальной организации образовательного пространства территории, повышения доступности и эффективности образования в условиях перехода на нормативно-бюджетное финансирование и сложившейся демографической ситуации становятся крайне актуальными. В областном информационно-аналитическом сборнике «Ресурсно- внедренческие центры инноваций: опыт реализации КПМО» подробно обобщён опыт школы по данному направлению через
· изменение дизайна школы и пришкольной территории как современного образовательного учреждения;
· удовлетворение социального заказа на предшкольную подготовку дошкольников с целью развития школьной зрелости и уравнивания предстартовых возможностей будущих первоклассников;
· информатизацию образовательного пространства школы, развитие дистанционных форм обучения и развития учащихся;
· обновление подходов по психолого-педагогическому сопровождению способных детей;
· расширение возможностей допрофессионального и начального профессионального образования обучаемых наряду с основным;
· развитие организационных форм занятости несовершеннолетнего населения с целью оздоровления, профилактики правонарушений, социальной защиты от трудных условий.
Расширение общественного участия в управлении школой
Одним из перспективных направлений модернизации системы образования является широкое внедрение во все уровни управления школой государственно-общественной составляющей, что предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику.
Одним из инструментов внедрения в школьную жизнь демократических начал стала общественная экспертиза качества образования в школе, куда вовлечена родительская общественность, дающая оценку качества организации учебного процесса и эффективности управления школой: общественное наблюдение на репетиционных экзаменах, на итоговой аттестации.
В целом деятельность МОУ Берёзовская СОШ на сегодняшнем этапе- это поступательная реализация направлений комплексного проекта модернизации образования
IV. Заключение.
Опыт МОУ Берёзовская СОШ открыт для общественности, педагогического сообщества района, области. Проблемы развития школы были представлены директором школы на 3 съезде учителей по теме «Сельская школа как субъект модернизации муниципальной системы образования». В течение 2008-2009 учебного года на базе школы прошли 2 областных методических семинара: «День творческого учителя», «Школьный уклад как ресурс продуктивного взаимодействия детей и взрослых».
Задачи, которые стоят перед коллективом школы :
· Совершенствовать механизм полноценных отношений между школой, родителями уч-ся и широкой общественностью для развития государственно-общественного управления (развитие оперативных форм управления учебно-воспитательным процессом, например, «Горячая линия», «Час административного контроля», «День диагностики», совершенствование школьной модели соуправления через новые формы общественно-профессионального и общественно-государственного взаимодействия (Совет отцов, стратегическая команда, детско-взрослые проектные группы и др.).
· Разработать программу практической деятельности по реальной заинтересованности воспитанников школы, их родителей в результативности образовательной деятельности в соотнесении с муниципальными и региональными показателями.
· Развивать систему сетевого взаимодействия учащихся, педагогов с другими учреждениями образования, культуры района, области.
Приложение 1 Фотоальбом «Реалии образовательного взаимодействия»